Значение движений в еврейском танце

Виды рисунка танца

На сегодняшний день видов рисунка танца существует достаточно много. Спектр их разнообразия и применения балетмейстером порой поражает даже самого утонченного зрителя. Из истории мы видим, что ни один исторический этап в жизни человека, начиная с первобытного времени и заканчивая сегодняшним днем, не может обойтись без танца. Каждому танцу определенной национальности присущи свои виды рисунка танца. И приступая к работе над новой композицией, хореограф должен сам знать характерный рисунок данного танца и отличать их от рисунков других наций. Также существуют самые простейшие виды танцевального рисунка, такие как круг, квадрат и линия, которые могут использоваться в любом танце, любого народа.

Каждый хореограф применяет, в своей композиции, тот рисунок танца, который соответствует замыслу его постановки, соответствует способностям исполнителей, подходит к эскизам декораций и костюмов, музыкальному сопровождению и т.д. Рисунок танца должен развиваться логично в композиции, способствовать наиболее яркому выявлению художественного образа.

Существует несколько классификаций рисунка танца. Вот, например, несколько из них:

• Линейные — в таком варианте основой рисунка служит линия и ее различные виды. Например: линия, ряд, колонна, шеренга, диагональ, «Воротца», «До-за-до», «Расческа», «Досточка», «Ручеек» и т.д.

• Круговые — данный вид рисунка отличается тем, что его основой служит круг. Например: круг, круг в круге, полукруг, «Восьмерка», «Вьюнок», «Корзиночка» и т.д.

• Комбинированные — в таком виде танцевального рисунка применяются как линейный вид рисунка, так и круговой. Например: «Звездочка», «Снежинка» и т.д.

Без геометрических форм по мнению знаменитого балетмейстера Захарова Р.В. нет танца ни в народе, ни на сцене: круги, эллипсы, параллельные линии, диагонали, квадраты, треугольники, спирали — все это мы используем в танцевальном рисунке.

• Захаров Р.В. предлагает нам свою классификацию видов танцевального рисунка:

Диагональ используется в танцах очень часто, как в народных, так и в классических. По диагонали очень выгодно исполнять всевозможные па, требующие стремительной динамики, — воздушные полеты, бег на пальцах, различные вращения и т.п., — все зависит от замысла, от построения комбинации, стиля характера танца.

Круговые танцы — движение танцующих по кругу — берут свое начало в далекой древности. Во время язычества хороводы водили по кругу, изображая круговое движение солнца. Это и теперь наиболее распространенная фигура почти во всех народных танцах: русские хороводы, украинские гопаки, белорусские, молдавские, танцы народов Кавказа, Восточной и Западной Европы и другие строятся на рисунке круга. [5.с.85-86]

• Также рисунок танца может делиться относительно количества исполнения рисунка, в определенный момент времени, танцорами:

• Одноплановый рисунок — это когда все танцоры, в определенный момент времени, исполняют один и тот же рисунок.

• Многоплановый рисунок — это когда разные танцоры, в определенный момент времени, исполняют разные рисунки.

• Самым ярким примером разнообразия видов танцевального рисунка служит русский народный танец — хоровод. Хоровод (от греч. хорос групповой танец с песней) древний народный массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа. 15

Бывают два вида хоровода: игровой и орнаментальный. В игровых хороводах, которые иногда называют сюжетными, главным является разыгрывание содержания песни — раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Орнаментальные хороводы отличаются от игровых тем, что в них более преобладает элемент изобразительности, который выражается в разнообразии танцевальных фигур. Весь орнаментальный хоровод чаще всего состоит лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую. 8.с.42-43 В хороводе рисунок танца называется фигурой. Климов А.А. предлагает нам следующую классификацию основных фигур хоровода:

• «Круг». Число участвующих в этой фигуре не ограничено, однако их должно быть не менее трех человек. Парни и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. Движение по кругу в хороводе может идти, как по ходу часовой стрелки, так и против хода часовой стрелки.

• «Два круга рядом». Круги находятся на небольшим расстоянии друг от друга или совсем рядом. Круги могут двигаться в любом направлении: по или против хода часовой стрелки. Повороты обоих кругов происходят одновременно в одну или в разные стороны.

• «Круг в круге». Один круг большой, а внутри него круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний может двигаться как по солнцу, так и в противоположную сторону.

• «Корзиночка». Фигура образуется из двух кругов — круг в круге. В кругах должно быть равное количество участников. Стоя лицом к центру, танцующие берутся за руки, образуя каждые свой круг. Сделав шаг к внутреннему кругу танцующие поднимают соединенные руки и через головы опускают их на руки партнеров так, чтобы партнеры находились справа. Образуется единый переплетенный круг — «корзиночка». Число пар, участвующих в перестроении этой фигуры, не ограничено, однако их должно быть не менее четырех. 8.с.38

• «Восьмерка». Эта фигура образуется из двух кругов, стоячих рядом. Круги двинуться в различные стороны. В определенный момент ведущие одновременно разрывают круги, и участники через одного переходят из одного кругу в другой, их общее движение образует рисунок, похожий на цифру «8». Круги как бы переливаются один в другой. Руки разрываются только в момент перехода из одного круга в другой. Иногда участники за руки не держатся, а идут в своих кругах в затылок друг другу. Количество пар в каждом круге должно быть одинаковым.

• «Улитка». Эта фигура образуется из круга. Ведущий хоровода разрывают общий круг и, продолжая движение по спирали в том же направлении, но уже внутри круга, делает как бы новый круг, но меньший по диаметру, чем первый; затем он «завивает», заводит второй, третий круг по концентрической окружности, круги становятся все меньше и меньше, а все идущие за хороводником точно повторяют рисунок его движения. Теперь ее надо «развивать». Есть три варианта «развивания» этой фигуры, то есть возвращение в исходное положение.

1-й вариант. Продолжая движение, хороводник делает разворот влево на 180? и начинать выводить хороводную цепь по образовавшемуся между кругами коридору, против движения часовой стрелки.

2-й вариант. Хоровод останавливается, участники стоят лицом к центру круга. Хороводник, пригнувшись, проходит под руками одной пары первого внутреннего круга, затем второго и так далее, пока не выйдет из последнего внешнего круга, ведя за собой хороводную цепь. Затем он делает поворот направо и продолжает двигаться по направлению движения первоначального круга.

• 3-й вариант. «Развивает» «капустку» второй хороводник, находящийся на другом конце хороводной цепи. Вся хороводная цепь начинает движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при «завивании». Круги идут по концентрической окружности, но постепенно увеличиваясь. 8.с.39-40

• «Змейка». Фигура может начинаться из линии, но чаще она является развитием круга. Ведущий хоровода, разомкнув круг и продолжая двигаться внутри него, начинает делать повороты вправо и влево, подражая изгибам змеи.

• «Колонна». Это построение рядами. Каждый ряд может состоять из нескольких человек, но не менее двух. В каждом ряду должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга, и образуют фигуру «колонна». Ряды стоят в затылок один другому. «Колонна» представляет собой вытянутый прямоугольник, в котором ширина рядов всегда меньше длинны «колонны».

• «Улица». Два ряда, две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии лицом друг к другу, образуют фигуру «улица». Эти две линии сходятся либо одновременно, либо одна линия должна стоять, а другая идти на нее, либо одна линия может отступать, другая идти на нее.

• «Ворота». Две линии исполнителей стоят парами одна против другой — «улицей». Пары одной линии берутся за руки, подняв их вверх, образуют «ворота», другая рука свободно опущена вниз. Пары, стоящие напротив в другой линии, простым или переменным шагом проходят под «воротами». Все пары одной линии, соединив руки и подняв их вверх, образуют непрерывные «воротики». Другая линия с разъединенными руками проходит по одному под каждые «воротики». Существуют и другие варианты этого танцевального рисунка.

• «Гребень». Две линии исполнителей, выстроившись друг против друга «стенкой», движутся навстречу простым или переменным шагом. Руки исполнителей свободно опущены вниз. Обе линии встречаются и, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом. Линии меняются местами.

Таковы основные перестроения русских хороводов, их основные фигуры. 8.с.40-42

Также существуют такие виды рисунка танца, характер и темперамент которых присущие танцам определенной национальности. Это проявляется в динамике движения, в остроте и плавности рисунка, свойственного тому или иному народному танцу.

Каждый народ под влиянием условий жизни, труда, географического положения выработал в течение веков свой типичный рисунок танца, свою танцевальную лексику. В них наиболее полно раскрывается характер этого народа, его быт, его обычаи и нравы. 25 Существует несколько примеров танцевального рисунка типичного для определенной национальности:

• Для арабских и азиатских национальностей характерен танцевальный рисунок — «божок», «фреска» характеризующийся различными позами и движениями рук и ног в композиционных перестроениях. Такой танцевальный рисунок часто применяют в религиозном значении — египтяне, китайцы, грузины и другие народы восхваляют и прославляют в танце свои божества.

• Греки, евреи и молдаване часто в своих танцах применяют рисунок круга, танцующие в котором держаться между собой за руки, символизируя переплетенные гроздья лозы.

• Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока нередко в своих танцевальных постановках используют рисунок — меандр (распространенный тип геометрического орнамента на одежде северных народов), который они изображают, в танце, с помощью движений рук и ног.

• Рисунок «живой пирамиды» (составление рядов, состоящих из человеческих тел) в своих танцах применяют многие национальности:

— в грузинских танцах такой рисунок служит символом горы, который часто изображается в народном грузинском танце «Самайа»;

— тот же вид рисунка использует Испания в своем народном танце «Muixeranga» (Мушеранга). У испанцев такой вид перестроения называется — «castells» (кастелли);

— у адыгов строят «живые пирамиды» в танце «Удж»;

— осетины в своем танце «Симд» и «Абарбарэ-Барбарэ» или «Перхули» также строят в своем «двухэтажные пирамиды»; 16

— в танце, характерных для стран США, «Черлидинг» (танец болельщиц или группы поддержки спортивных команд) такой рисунок называется групповой стант.

• Китайцы отличаются ассиметричностью рисунка в своих танцах.

• Танцевальный рисунок всех славян характеризуется параллельным перестроением в хореографической композиции.

• Похожие между собой ирландские и шотландские народы часто применяют в своих постановках различные виды линейного рисунка танца (линия, шеренга, ряд, колонна и т.д.)

• В индийском танце распространен одноплановый рисунок танца, так как танцующие чаще исполняются соло и массовые танцы — редкость.

Работая над постановкой народного танца, балетмейстер должен подробно изучить фольклорный материал данной области — разновидности танцевальных рисунков, характер и манеру исполнения движений, и многое другое. Кроме того, следует, конечно, учитывать еще взаимосвязь и, следовательно, взаимовлияние культур различных народов. 25

Как мы видим, количество видов танцевального рисунка довольно разнообразно. Как и каким образом применять тот или иной вид рисунка, каждый балетмейстер вправе решать самостоятельно. Главная задача каждого хореографа максимально передать зрителю, с помощью рисунка танца, идею или смысл хореографического произведения, настроение и характер героев, не забывая при этом и про другие выразительные средства хореографии. Например, плавное развитие рисунка, неторопливое движение, соответствующее музыке, невидимые движения ног танцующих, как бы плывущих по сцене, рождают перед зрителем образ лебедушки.

В хороводе «Березка» известный балетмейстер Н.Надеждина используя в основном рисунок танца, раскрывает образ стройной, как березка, русской девушки, ее характер, образ русской природы. И номер этот, идущий уже много лет на сцене нашей страны и за рубежом, давший название ансамблю, оказывает огромное воздействие на зрителя.

Еще одним ярким примером удачного применения танцевального рисунка, в хореографической композиции, служит хоровод «Реченька». В своем хороводе хореограф Мира Кольцова отражает прекрасный образ «чистой» речки. Можно часами любоваться этой картиной гармоничного сочетания музыки, рисунка и движений. «Реченька плавно движется по кругу с платочком в руке, помахивая им из стороны в сторону, может покружиться вокруг себя как бы показывая, какая большая она выросла» 20

Также, известны своим восхитительным способом передачи художественного образа, с помощью рисунка танца, старинные балеты «Дон Кихот», «Конек-Горбунок», «Сердце гор», «Лауренсия», «Пламя Парижа», «Каменный цветок» и другие.

Возможно, ли проследить рисунок одного исполнителя, из общей композиции, обычному зрителю, не знающему всех премудростей искусства хореографии? Может быть да, все зависит от фантазии и изобретательности балетмейстера, его опыта и знания своего дела.

В нашей исследовательской работе мы делаем акцент на значимость методических разработок в области рисунка танца. К сожалению, методический материал такого рода — редкость, так как все научные достижения, в сфере хореографического искусства, не так давно стали передаваться в письме. Мы видим, что информации о видах рисунка достаточное количество — существует очень много классификаций видов танцевального рисунка, а также различные варианты его использования в танце. Возможно, если бы человечество смогло передать свой бесценный опыт раньше, то сегодня рисунок танца был более разнообразен. Вследствие этого, можно сделать один полезный совет всем современным хореографам — информацию такого рода обязательно фиксировать для будущих специалистов. Результатом такой работы может быть: возникновение новых видов танцевального рисунка, появление танцевального направления или даже рождение нового вида искусства.

Характеристика, виды и методика исполнения традиционных еврейских танцев

Традиционный еврейский танец — важнейшая составляющая культурного наследия евреев, начиная с библейских времен. Наличие развитого музыкально-образного мышления, необходимого в постановочных работах — навык, способствующий изучению израильских танцев.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Танец — это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

Традиционный еврейский танец является важнейшей частью культурного наследия евреев, начиная с библейских времен. В прошлом он использовался в качестве неотъемлемой части религиозных церемоний и обрядов. Традиционные танцы до сих пор продолжают процветать в некоторых общинах и по сей день.

История традиционного еврейского танца.

В начале истории иудаизма, танец использовался для выражения различных эмоций. Евреи испокон веков танцевали, чтобы выразить свою радость, скорбь и любые другие эмоции, применимые к конкретному времени и событию. Некоторые из этих танцев дожили и до сегодняшних дней, например, на свадьбах часто исполняется традиционный танец в сопровождении известной клезмерской музыки.

Еврейские танцы формировались и развивались на протяжении многих веков, сочетая традиции как самих евреев, так и традиции язычников, с которыми они жили рядом. Тем не менее, свой собственный стиль и некоторые традиции — к примеру, правило, что нельзя танцевать вместе с противоположным полом на официальных мероприятиях.

Есть много различных типов традиционного еврейского танца, но в основном выделяют три самых известных жанра.

Израильский танец часто считают одной из форм народного танца, который сопровождается музыкой из Израиля. Он изначально образовался во время богослужений при создании новой культуры в древнем мире, в результате сочетания разнообразных форм танца наряду с традиционными шагами. Израильский народный танец включает в себя даже балетные движения.

Любимый израильский танец, Хава Нагила изначально был народной песней на иврите, которая означает «давайте радоваться».

В отличие от многих еврейских танцев, лейтмотивом которых является вера и свобода, Хава Нагила очень популярна и в еврейских общинах, которые не настолько привержены народным традициям, как ортодоксы. Это социальный, праздничный танец, который известен по всему миру.

Хора — это круговой танец, который изначально был придуман в Румынии. Хора часто рассматривается как самый популярный круговой танец среди евреев во всем мире. Хору очень часто можно увидеть на еврейских свадьбах, бар-мицве, а также других религиозных обрядах.

Особенности еврейского танца.

1. Имеют бодрый, ритмичный характер, иногда задиристый и бойкий.

2. Содержат характерное положение рук (кисти к плечам)

3. Характерным атрибутом еврейских танцев являются небольшие платки, которые служат условным разделителем мужской и женской ладони. Дело в том, что совместные танцы, подразумевающие какой-либо контакт между представителями противоположных полов, осуждались по религиозным канонам евреев.

4. Еврейские танцы в большинстве своем носят массовый характер и по своей структуре напоминают хоровод — участники танца держат друг друга за руки, которые в процессе танца периодически поднимают и опускают, ноги при этом совершают особые танцевальные шаги в различных направлениях.

5. Движения ног в еврейском свадебном танце напоминают танцевальный рисунок ставшего популярным в конце прошлого века твиста.

Работа на еврейским танцем осуществляется по традиционному алгоритму. Для того чтобы детям или студентам было легче воспринимать и исполнять еврейский танец, отдельные элементы (например: «круг ногой»), надо включать в работу у станка, знать историю народа и их характерные черты. еврейский танец культурный музыкальный

1. Положение рук.

2. Ход с каблука по VI позиции.

3. Ход с выносом ноги вперед.

4. Ход с каблука с наклоном корпуса вперед.

5. Перескоки с ноги на ногу с ударом полупальцами свободной ноги сзади опорной.

6. Притопы по VI и III позициям.

7. Прыжки по VI позиции с различными положениями рук.

8. Прыжок с подгибанием ног и перегибом корпуса назад.

9. Ход с носка с наклоном корпуса вперед «приветствие».

10. Бег с отбрасыванием ног назад.

11. Шаг с выносом ноги вперед и поворотом корпуса на 180 градусов.

12. Вращение в паре.

В процессе изучения еврейского танца следует обратить внимание на:

— правильность выполнения движений,

— знать национальные костюмы.

При изучение народного еврейского танца способствует приобретению ряда навыков:

— свободное владение хореографической лексикой и техникой исполнения еврейского наследия;

— развитие музыкально-образного мышления, необходимого в постановочных работах (хороводы т.д.);

— четкое и точное владение терминологией и методикой преподавания еврейского танца.

Работа над хореографической лексикой и техникой исполнения включает:

— умение точной передачи национального стиля и манеры народного танца,

— образно-характерная передача хореографического произведения,

— развитие координации и пластики движений присущей данному народу, грамотное и четкое исполнение — приобретение навыков ансамблевого и сольного исполнения,

— умение анализировать исполнительский хореографический материал,

— умение свободно ориентироваться в музыкальном сопровождении (знание музыкального размера, квадрата и музыкального расклада хореографической постановки).

Разучивание танцев производится в следующей последовательности:

— вводное слово преподавателя: сведения о танце, объяснение названия танца и его происхождение, общая характеристика танца;

— прослушивание музыки и ее анализ: определение музыкального размера, характера, ритмического рисунка;

— разучивание элементов танца, танцевальных движений, переходов и рисунка танца.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Народная хореография, танец — один из наиболее популярных видов искусства в Башкирии. Тут нашли отражение особенности быта, тесно связанного с хозяйственной жизнью, древними верованиями. Общая характеристика танцев. Танцевальный костюм, атрибуты танцев.

Танцы народов Кавказа. История происхождения азербайджанских танцев. Виды азербайджанских танцев и их описание. Обрядовый танец невесты. Азербайджанский национальный костюм. Различие между мужскими и женскими танцами. Движения рук, плеч, головы.

История возникновения уличных танцев. Современное состояние уличных танцев в России и в Челябинске. Хип-хоп культура. Отличия уличных танцев от других стилей. Исследование методов, форм и содержания обучения уличному танцу. Описание занятия по хип-хопу.

Танцы как вид искусства, его философские аспекты. Социальное и педагогическое значение бальных танцев, исторические аспекты их развития. Национальное и интернациональное в хореографическом образе. Латиноамериканская и европейская программы танцев.

Происхождение и история культурологических понятий танца в танцевальной русской, польской и итальянской культурах. Способы адаптации заимствованного слова в современном русском языке (на материале иноязычных названий танцев) в свете сегодняшнего дня.

Краткая история развития уличных танцев в Америке, Европе и Советском Союзе: локинг, бибоинг, брейк-данс, хип-хоп, электрик-буги. Уличная танцевальная культура сегодня, причины ее популярности и влияние на формирование физического развитие подростка.

Народно-сценический танец как предмет обучения. Основные исполнительские особенности танцев народов мира. Сложные технические элементы русской народной хореографии. Составляющие элементы грамотного исполнения технически сложных танцевальных движений.

Молдавский танец как один из наиболее древних видов народного искусства. История и стили молдавского танца. Особенности национального костюма. Метро-ритмическая структура и типы движений в молдавских танцах. Традиционные и самобытные элементы танцев.

Основные движения партнеров в блюзе. Специфика лирического и театрального стилей исполнения джазовых танцев. Характеристика основных элементов Cool, Modern и Weast-Coast. Изучение личных, групповых и командных соревнований по акробатическому рок-н-роллу.

Понятие, виды и международно-правовой статус культурного наследия. Международные организации в системе всемирного культурного наследия. Миссия и цели санкт-петербургского международного центра сохранения культурного наследия.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Танцы у евреев в древние времена и сегодня

Нигде не могу найти какие танцы были у еврейского народа в древние времена? Сегодня в мессианских общинах танцуют танцы связанные с соприкосновением тел, а я считаю что это не танцы евреев. (Сергей)

Отвечает Михаил, раввин мессианской общины Винницы:

По понятным причинам, мы сегодня не можем аутентично воспроизвести танец Мириам, сестры Моше, о котором написано в Торе:

20 И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием.
21 И воспела Мариам пред ними: (Исх. 15:20,21)

На всякий случай напомню здесь, что слово, переведенное на русский язык здесь, как «ликование», на языке оригинала означает «хоровод, пляска, танец». Ну, а величественное слово «воспела», более правильно прозвучит так – «петь шумно, выть, вопить». Получается, что ликующие с тимпанами женщины Израиля и воспевающая перед ними Мириам – это пустившиеся в пляску с бубнами в руках женщины перед шумно воющей сестрой Моисея. При таком прочтении как-то сразу снимается весь лоск с этой картины и возникает вопрос: а как же все это выглядело на самом деле? Случайно не так ли, как это можно сейчас видеть в фильмах, где показаны ритуальные танцы народов Севера? Мне кажется, что танец Мириам больше похож был на то, как тогда танцевали египтяне, чем на танец современных ашкеназских или сефардских евреев. Может быть, увидев подобного рода пляску, кто-то сегодня сказал бы, что это совсем не по-еврейски.

Давайте, Сергей, еще посмотрим на историю из 6-й главы 2-й Книги Царств о том, как царь Давид славил Бога, что думала об этом его жена Мелхола и что с ней потом произошло.

16 Когда входил ковчег Господень в город Давидов, Мелхола, дочь Саула, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и пляшущего пред Господом, уничижила его в сердце своем.

Слова «скакал» и «плясал» вот именно то и значат, что он натурально скакал и плясал. Более того, по стиху 14 мы видим, что великий царь «скакал из всей силы». Наблюдавшая за всем этим делом из окна его жена Мелхола, например, посчитала, что все это крайне неприлично:

20 Когда Давид возвратился, чтобы благословить дом свой, то Мелхола, дочь Саула, вышла к нему на встречу и сказала: как отличился сегодня царь Израилев, обнажившись сегодня пред глазами рабынь рабов своих, как обнажается какой-нибудь пустой человек!

Вот ответ Давида ей:

21 И сказал Давид Мелхоле: пред Господом, Который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, утвердив меня вождем народа Господня, Израиля; пред Господом играть и плясать буду;
22 и я еще больше уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее в глазах моих, и пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен.

Как мы видим здесь, Давид, в этом фрагменте, вел себя так, как это не совсем вяжется с образом великого царя. Мелхоле именно так и показалось. Многим людям сегодня, когда они рассуждают о прославлении Бога в исполнении мессианских евреев, все видится примерно так, как это виделось жене Давида. Я бы хотел предостеречь таковых в их желании всему увиденному дать негативную оценку. Скорее всего, движения Давида в той истории, не были очень уж грациозными, плавными и, возможно, не попадали под определение «правильного танца» для своего времени. По контексту видно, что царь танцевал очень активно и долго. Может устал и вспотел, может уже не попадал в такт, может упал пару раз и у него распахнулась одежда… Может быть жене царя казалось, что все это как-то не по-еврейски? Вообщем, ей стало стыдно за него. Но, Бог, как известно, смотрит на сердце. И если какой человек направляет к Всевышнему не только душу, но и тело, и радость от соединения с Творцом выражает в безудержной веселой пляске, я не думаю, что Богу евреев стыдно за нескладные движения наших ног, или движения рук невпопад. Не каждый может правильно и высокоэстетично танцевать хору. Да это и не надо. В еврейских мессианских общинах танцевальное прославление — не экзамен перед комиссией профессионалов-хореографов. Что было главным в том танце Давида – то, что все это должно было выглядеть по-еврейски, или радость от любви и милости Божьей, выраженная внешне в танце? А осуждать – это точно опасно. После того ответа, который Давид дал Мелхоле, мы читаем:

23 И у Мелхолы, дочери Сауловой, не было детей до дня смерти ее.

Связана ли бездетность Мелхолы именно с ситуацией, когда она уничижила (можно перевести это слово, как «обесславила») Давида за его танцы перед Богом? 23-й стих можно комментировать лишь предыдущим контекстом.

Теперь скажу пару слов на тему того, возможно ли вообще прославлять Бога в танце? Не является ли это чем-то заведомо недуховным? Лично я считаю, что Богу Израиля нравится, когда верующие славят Его в танцах. Почему я так думаю? Ну, хотя бы потому, что в Писании существуют призывы (!) славить Бога в танцах. Вот небольшая подборка мест из Библии, где в оригинале стоит слово «танец, хоровод»:

И Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием, (Пс. 29:12)

«Ликование» — здесь, это «танец, хоровод». Как видите, по данному стиху, Сам Бог преобразовал печальное состояние в радостный танец!

да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему, (Пс. 149:3)

Мы еще не забыли, что все Писание – Слово Бога? Так вот, Сам Всевышний указывает на то, как надо Его славить. «Хвалят с ликами» здесь – это восхваляют в хороводе.

Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. (Пс. 150:4)

Тоже указание на то, как надо славить Всевышнего. И тоже самое слово «танец, хоровод», как и в предыдущих выдержках из Библии. Сегодняшние верующие, в основной массе своей, ничего не имеют против органа в прославлении, разных струнных инструментов, против труб и барабанов. Но, вот насчет танцев они имеют предубеждение. Не странно ли?

Далее, рассмотрите места Писания, где слово, в приведенных ранее выдержках из Библии переведенное, как «лик, лики», уже переводится напрямую, как «хоровод».

Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева, снова будешь украшаться тимпанами твоими и выходить в хороводе веселящихся; (Иер.31:4)

Пророк Иеремия предвещает восстановление Израиля в очень трудное для евреев время. В этой же главе он пророчествует о Новом завете. Т.е., Бог через Иеремию говорит, что во время действия Нового завета, установленного, как мы знаем, через жертву Иешуа Мессии, Израиль снова будет выходить в хороводе веселящихся. Более детально это будет происходить так:

Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе; и изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их. (Иер. 31:13)

Заметьте, мы читаем, что Всевышний видит сквозь время будущее Израиля радостным, Он сам изменит печаль на радость, в результате чего и девица, и юноши со старцами пойдут в пляс вместе в хороводе. Есть над чем подумать тем, кто считает совместный танец мужчин и женщин в одном хороводе чем-то неприличным.

Не совсем понятно, Сергей, что имеется в виду, когда Вы пишете о соприкосновения тел во время танцевального прославления в мессианских общинах. Если речь идет о том, что люди берутся за руки (и поэтому Вы не считаете эти танцы еврейскими), то не вижу в этом ничего предосудительного. Во многих церквях (это я пишу на тот случай, если Вы, Сергей — нееврей), где не практикуется танцевальное прославление (а иногда даже и осуждается), люди во время молитв часто берутся за руки, выражая тем самым свое единство перед Богом.

Если же посмотреть, что на тему совместного танца мужчин и женщин, а также вопроса, можно ли им браться за руки, говорили в прошлом, то следует сказать, что мнений было много и это обсуждение происходило веками в еврейской среде. Вот выдержка из Электронной еврейской энциклопедии:

«Духовные руководители многих общин относились к танцу амбивалентно: с одной стороны, танец как часть обрядов и обычаев был неотъемлемой частью образа жизни еврейского народа, с другой — в танце усматривали опасность для морали из-за его чувственной природы и возможности непосредственного контакта между юношами и девушками. Так, в эпоху гаонов евреи одной из общин Северной Африки обратились к гаону Хаю бен Шрире по поводу плясок женщин перед пирующими на свадьбе: «В домах жениха и невесты женщины с тимпанами пляшут, приводят иноверцев, увеселяют, играя на лютнях, арфах и свирелях. Дозволено это или запрещено?» Ответ гаона однозначен: «Это отвратительно и запрещено» (хотя тот же гаон признавал законность мужского танца во время хаккафот).

Строгому запрету многие религиозные авторитеты подвергали совместные танцы мужчин и женщин. Так, Меир бен Барух из Ротенбурга считал их грехом, подлежащим херему, «чтобы не было мужчин и женщин в совместном танце, а кто возьмется за руки, тот не очистится от греха вовеки». Если в общинах Востока (за исключением части курдских евреев) раввинам удалось искоренить совместные танцы, то в Европе их влияние было не столь решающим. Сама многочисленность респонсов, запрещающих совместные танцы, свидетельствует о распространенности этого явления. В Испании и Италии уже в позднем средневековье совместные танцы считались нормой. Кастильский придворный Тодрос бен Иехуда ха-Леви (13 в.) описывает жизнь евреев в королевстве: «Во время танца рука каждого держит руку прекрасноликой и благородной дочери благородного господина…»

В еврейской средневековой среде, как видите, кто-то вообще возражал против танцев женщин, кто-то считал запретным лишь танец мужчины и женщины вместе, а где-то разрешалось и то и другое.

Наш портал в Facebook:

Может быть под соприкосновением тел во время танца в еврейских мессианских общинах Вы имеете в виду что-то другое? Тогда нужно было это более подробно отобразить в вопросе. В том кругу мессианских общин, в котором служу я, ничего непристойного во время танцевального прославления не наблюдается. О мыслях же отдельных мужчин и женщин и их мотивах, я рассуждать не берусь. Каждый сам за себя отвечает перед Богом. Скажу лишь, что попытки, со стороны людей, улучшить качество заповедей, через прибавление к ним дополнительных ограничивающих строгих толкований, всегда приводило к результату, прямо противоположному от ожидаемого.

Благословений Вам, Сергей. Исследуйте Писание и славьте Бога в радости, в песне и танце!

С уважением, Михаил, раввин Винницкой еврейской мессианской общины.

Значение движений в еврейском танце


Еврейский танец в библейскую и после библейскую эпоху. Самый ранний памятник материальной культуры, отражающий хореографию, которая существовала в древности в Эрец-Исраэль, относится к позднему бронзовому веку (эпоха патриархов) и был обнаружен при раскопках в Дане. Это миниатюрный рельеф высотой 13 см, изображающий танцора со струнным инструментом в руках; левая нога танцора поднята в воздух, а его губы раздвинуты в так называемой «архаической» улыбке. Но на основе данных археологии невозможно судить о развитии хореографии у израильтян в древнейшую эпоху, в том числе вследствие заповеди «не делай себе кумира и никакого изображения» (Исх. 20:4). Однако танец весьма часто упоминается в Библии, и это не оставляет сомнения в том, что хореография играла значительную роль в религиозной и общественной жизни древних израильтян. Танец предстает в Библии как олицетворение радости и антитеза горя: «. время сетовать и время плясать» (Эккл. 3:4); «Прекратилась радость сердца нашего; хороводы наши обратились в сетование» (Плач 5:15). В том же значении использованы образы хореографии и в пророчестве Иеремии о восстановлении Израиля: «Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израиля, снова будешь украшаться тимпанами твоими и выходить в хороводе веселящихся » (Иер. 31:4), «Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе. » (Иер. 31:13).

Первый из упоминаемых в Библии культовых танцев — это пляски вокруг золотого тельца (Исх. 32:19). Однако и служение Богу могло сопровождаться танцами. При описании странствующих пророков (см. Пророки и пророчество) не фигурируют слова, означавшие хореографию (см. выше), но тот факт, что их пророчества сопровождались игрой на музыкальных инструментах и к ним присоединялись слушатели (I Сам. 10:5,6; 19:20,24), заставляет предположить, что подобные пророчества были связаны с экстатическим танцем. Этот вывод подкрепляется другими упоминаниями в Библии танца как средства выражения религиозного чувства. Наиболее яркий пример сольного мужского танца такого рода — исполненная религиозного экстаза пляска Давида перед Ковчегом Завета: «Давид скакал из всей силы пред Господом. » (II Сам. 6:14). Этот вид пляски (киркур) имел, по-видимому, порывистый и резкий характер. Можно предположить, что при исполнении такого танца одежды исполнителя развевались и открывали обычно скрытые части тела. Во всяком случае, жена Давида Михаль «уничижила его в сердце своем» (II Сам. 6:16), ибо не приличествовало царю представать в подобном виде перед народом. Тем не менее, в Библии не раз подчеркивается, что танец — достойное и угодное Богу проявление религиозного чувства: «Да славят имя Его в танце. », «Хвалите Его тимпаном и танцем» (Пс. 149:3; 150:3).

Наибольшим разнообразием отличались свадебные танцы. На протяжении веков в различных общинах сохранялся унаследованный с древности танец-заповедь (махол ха-мицва) для увеселения жениха и невесты. Раввин Симха бен Шмуэль из Витри (Франция, 11 в.) описывает такой танец как богоугодное дело: «Собираются к дневной молитве минха, если это суббота. И после чтения Торы, и после того, как некоторые помолятся перед женихом и совершат там дневную и вечернюю молитву ма‘арив, закончат они молитвенный устав и приведут жениха и невесту, и усадят их на возвышение, один напротив другого, и устроят пляски вокруг них, радуя их танцами, старики и юноши совместно». В венецианской книге обычаев (1590) махол ха-мицва описан как групповой танец, который мужчины танцуют с женихом, а женщины — с невестой, в соответствии с запретом на совместные танцы мужчин и женщин.

Сейчас редкая свадьба или празднование Нового года обходится без веселых и разудалых еврейских песен и плясок. Зрители с трудом могут усидеть на месте и всегда награждают артистов искренними и дружными аплодисментами. Если у вас есть немного свободного времени и желание, приходите поучиться еврейскому танцу, вы получите море удовольствия и хорошего настроения. Вам обязательно понравится.