Как освоить жесты индийского классического танца. Что такое винийога. Где узнать и как запомнить значения хаст.

Сначала развеем главный миф.

Классический индийский танец — это не искусство сурдоперевода! Танцовщица не должна «переводить» на язык жестов рук и пальцев («хаст») текст песни. Предполагается, что зритель не глухой и текст песни слышит. Вводимые танцовщицей жесты призваны перекликаться с текстом песни, художественно и эмоционально их подчеркивая.

Если шлоки, пушпанджали еще исполняются на санскрите, то многие другие танцевальные номера — на языке индийского штата. И зрителям в Индии текст понятен. Да, увы, он непонятен нам, и это создает проблемы для популяризации классического индийского танца в России.

Что такое хаста?

Наверное, большинство знают, но на всякий случай, кратко укажу. Хаста — это каноническая позиция рук и пальцев, имеющая название на санскрите. Переводится как «печать», что связано с древней историей использования хаст. Жрецы практиковали складывание хаст в конце молитвы, чтобы «запечатать» всё благое, созданное в процессе религиозного ритуала. Так как одним из основных понятий индуизма является сохранение чистоты. Как бы в сосуде. «Печать» — защищает сосуд, сохраняя содержимое. Позиции ног описаны в отдельной статье.

Как одна и та же хаста имеет разные значения?

У каждой хасты много значений. И это не значит, что танцовщица может выставить просто руку в нужном соединении пальцев лицом к зрителю, и он сам додумает, что именно сейчас она значит, выбирая среди разных значений.

Чтобы использовать конкретное значение хасты, нужно её правильно использовать. Например, в поднятом над головой положении эта хаста будет значить одно, в вытянутом вперед — другое, а вместе с другой хастой левой руки — третье. И так далее.

Как узнать и изучить эти варианты?

Для этого существует такое упражнение как «винийога хаст» (hasta viniyoga). Так как её часто делают с вокалом и под инструментальное сопровождение, то неискушенному зрителю может показаться, что это такой танец. Но это не так. Вини йога хаст — это пропевание (или проговаривание) всех значений данной хасты. То есть танцовщица показывает хасту в положении, соответствующем, например, понятию «лес» и поет «лес» и так далее. Порядок и комплект пропеваемых слов традиционен и не меняется. Конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В этой статье есть видео, и Вы на их примере можете сразу понять, как это выглядит.

Гениальное изобретение индийцев!

Как запомнить цепочку слов, никак не связанных ни логически, ни ритмически? Задача трудная. Вы в школе учили иностранный алфавит? Сейчас сможете воспроизвести? Наверняка, захочется пропеть, а не просто сказать, да? Вы потому и запомнили его, потому что пели в классе. Распевки запоминаются на года и усваиваются быстро. Разучивая и исполняя винийогу, пойте ОБЯЗАТЕЛЬНО. Даже если Вам медведь на ухо наступил и ещё потом не раз по нему прошелся. Вам не придется исполнять винийогу на сцене. Это — не концертный номер. Если Вы будете петь — то легко и навсегда запомните значения. Если не запоёте — намучаетесь учить, да ещё и забудете её быстро. Пропетая винийога «застревает» в памяти. На своих занятиях в Диваданс убеждаюсь в этом регулярно. Даже если вы не сможете через год её вспомнить и пропеть, значение тех или иных положений останутся у Вас в памяти, станут Вашим танцевальным словарем и будут легко всплывать в памяти, когда вам понадобится воплотить то или иное слово в танце.

Варианты исполнения винийоги.

Некоторые винийогу просто проговаривают — кто-то медленно, кто-то быстро. Но чаще пропевают — мы уже разобрали, почему эффективнее петь.

Насчет мотива тоже могут быть варианты: некоторые поют все винийоги на один мотив. И даже могут пропеть всё по всем хастам подряд. Другие стараются внести разнообразие в мелодию. Поэтому, встретив вини йогу одной и той же хасты с разной мелодией распевки, не делайте скоропалительных выводов, что одна из них «неправильная».
В разных школах одного и того же стиля некоторые жесты могут варьироваться. В одной школе покажут так, а в другой — немного по-другому. Отличия небольшие и логику не нарушают, но они всё-таки есть и к ним нужно быть готовым. Посмотрите разные винийоги. Их много на ютьюбе.

В разных стилях индийского классического танца винийоги отличаются уже сильнее. Да, например, «молния» и в катхаке, и в бхаратанатьям показывается очень похоже, даже одинаково, а другие понятия уже различаются. Я даже не рекомендую брать винийоги родственных стилей. В кучипуди и бхаратанатьям винийоги отличаются существенно.

На каком языке петь?

Написана винийога на санскрите. Поют её часто на санскрите даже те, кто на этом языке ни слова не знают. Когда на санскрите винийогу поет индийская танцовщица, которая знает много поэм на санскрите наизусть и обладает понятиями этого языка, это одно дело. А когда на санскрите пытаемся её выучить мы — то получается почти бесполезное действие.

Какой смысл петь и учить её на санскрите, если это не поэма, не шлока или какой-либо вообще танец, который может исполняться на сцене и имеющий поэтическое содержание. Нельзя назвать литературным произведением текст: «павлин, лиана, птица, тошнота, расчесывать, ставить тилаку. » и т. п. Винийога — это цепочка значений, которую нужно запомнить и связать с тем или иным положением конкретной индийской хасты. Потому и петь её надо на своем языке — тогда Вы можете всегда вспомнить, как сложить пальцы и руки, чтобы воплотить нужное понятие на сцене.

Не путайте винийогу той или иной хасты с винийогами всех хаст вместе.

Кроме пропевания всех значений одной хасты есть еще пропевание всех хаст без специфических положений. В винийоге асамьюта хаста (хаст одной руки) танцовщица складывает перед грудью последовательно все хасты одной руки, пропевая только их названия. То же — и с самьюта хастами (хасты двух рук). Это — тоже винийоги, но не значений хаст, а пробегание по их названиям. Поэтому, высматривая винийоги на ютьюбе, набирайте не «hasta viniyoga», а «alapadma hasta viniyoga» и т. п. То есть добавляйте название конкретной хасты, иначе получите только пропевки названий хаст.

Удачи и успехов вам в освоении индийского классического танца!

Классический танец Индии

Существует два вида классического индийского танда: сольный танец, в одном из семи главных танцевальных стилей бхараг-натьям, катхак, манипури, катхакали, кучипуди, одисси и мохини-аттам, — и танцевальная драма. В современном танцевальном искусстве Индии оба вида часто смешиваются. Катхакали, кучипуди, бхарат-натъям и мани-пури могут быть танцевальными драмами, групповыми танцами. Уже в «Натьяшастре», прославленном трактате, написанном между II и IV вв. н. э., содержится упоминание о двух типах танца: экахарья — сольном танце, и анекахарья — групповом танце.

«Язык» индийского танца.

Древние индийские трактаты донесли до нас также эстетико-теоретические основы и принципы танцевального искусства, законы образования художественной формы. Все лексическое многообразие индийской хореографии отражено здесь предстает перед нами как стройная, оригинальная художественно-образная система.

Алфавитом танца трактаты провозглашают 108 поз Шивы, названных каранами. Из каран индийский танцовщик складывает своеобразные комбинации, некую основу танцевальной композиции, — они называются ангахарами. Помимо этого танцовщику досконально следует знать мудра — разнообразные позиции пальцев, и хаста — жесты рук, а также многочисленные канонические движения глаз, шеи, головы и других частей тела.

При помощи мудра исполнитель способен изобразить не только различные предметы, но и любое действие, эмоции и абстрактные понятия. Этот своеобразный «язык жестов» имеет в своем «словаре» более 500 символов-понятий. В зависимости от чередований и комбинаций их, выполненных одной или двумя руками, и от положения самих рук по о тношению к телу танцовщик может передать любое содержание.

Вместо звучащих со сцены слов индийские зрители воспринимают в этом случае сменяющиеся пластические комбинации, высоким искусством танцовщика превращенные в целые фразы, реплики, монологи и диалоги. Иными словами, индийский танцовщик благодаря мудра обладает уникальной возможностью с большой точностью воспроизводить литературный текст драматургического произведения.

В Индии сама собой разумеется способность каждого индийца с детства понимать специфический язык танцовщиков. Индийцы в повседневной жизни часто пользуются ими и получают сведения о мудра в своей семье из поколения в поколение.

В сфере пластической художественной образности широкое распространение получила религиозная символика, аллегорические ассоциации, выражающие метафизические понятия и идеи, но за всем этим просматриваются также и реальные образы индийского быта, природы, человеческого чувства.

Художественно-выразительные средства индийского танца, при помощи которых создается пластический образ, не ограничиваются каранами и мудра. Пластический рисунок приобретает завершенность при помощи абхинайя — искусства драматического артиста, которое, как бы вытекая из двух первых компонентов и сливаясь с ними, призвано вдохнуть жизнь в сценический образ, наполнить его ярким эмоциональным содержанием. Искусство абхинайя позволяет передавать различные эмоциональные состояния движениями головы, глаз, бровей, шеи. Трактаты фиксируют 24 движения головы:

сама — голова неподвижна (гнев, безразличие);
адхомуака — голова наклонена вперед (удовольствие, радость);
алокита — движение головой по кругу (опьянение, колебания);
паравритта — голова наклонена в сторону (влюбленность);
тирлонната — движение головой вверх, затем вниз (чувство одиночества) и т.д.

26 движений глаз:

шрингара — брови подняты, зрачки передвигаются от одного угла глаза к другому (любовь);
вира — сияющий, устремленный вперед взгляд (героизм);
шанта — медленно двигающиеся зрачки (самоуглубление, покой) и т.д.

6 положений бровей:

патита — брови нахмурены (гнев, недоверие, отвращение);
ресита — брови кокетливо приподняты (любопытство);
кунсита — одна из бровей изогнута (удовольствие, счастье или тоска) и т.д.

сундари — движение по горизонтали (экзальтация);
параваритта — движение справа налево (любовь, нажность, поцелуй);
пракамрита — шея отклоняется назад, затем наклоняется вперед (беседа, объяснение) и т.д.

Движения глаз, бровей, головы и шеи танцовщика, сливаясь воедино с другими компонентами танца, подчинены общей задаче — максимально выразительному и эмоционально насыщенному показу событий, совершающихся по ходу действия. Эмоции уложены в четкие жесты и движения, соразмерные мелодикоритмическому построению музыкального образа. Техническая сверхсложность танца предполагает безукоризненную филигранную отточенность каждого движения.

Благодаря двум художественным эквивалентам — музыкальному и пластическому, синхронно выражающим одни и те же эмоции, становится возможным их слияние, создающее впечатляющий художественный образ.

Жест классического индийского танца


Катхакали — традиционный танец-драма штата Керала,объединяющая танец и диалог; здесь оживают индийские мифы и легенды.

Исполняется танец в сложнейших масках и костюмах. Актер одевает огромные юбки и головные уборы. Нанесение грима занимает 3-7 часов. Обычно представление происходит под открытым небом. Сцена покрывается матами, а для освещения устанавливаются кованые лампы. Танец исполняется под аккомпанемент ченды — барабана, который производит глухой звук, звонких бронзовых цимбал и маддалы, производящей мягкую мелодию. Для театрализованных постановок используются сюжеты из эмических произведений «Рамаяна» и «Махабхарата»

По традиции катхакали исполняют только мужчины. Особую торжественность и величие катхакали придают костюмы и грим. Персонажей узнают по цвету грима, маскообразно наложенного на лицо и отличающегося сложной символикой линии и рисунка.

Основу грима «пакка» составляет зеленый цвет, это грим благородных и добродетельных персонажей, божественных героев и великих царей. Грим «катти» — также зеленый, но перебиваемый красным, вокруг ноздрей нанесены линии в форме изогнутого ножа, на лбу и носу прикреплены подвески. Это грим персонажей благородного происхождения, но творящих зло. к ним относятся цари Равана и Дуръодхана. Черный грим «кари» символизирует: жителей джунглей, охотников и ведьм. Грим естественного темно-желтого цвета «минакку» предназначен для женщин, мудрецов и брахминов. Некоторые исполнители носят бороды, «тади»: красно бородые персонажи выглядят угрожающе, на их лицах красная краска, а на голове корона; так изображаются злой Дуссащана и обезьяны Бали и Сугрива; седая борода обязательна для царя обезьян, Ханумана. Есть в катхакали и другие персонажи — например, птица Джатаю и змея Такшака. Актеры одеты в яркие, сборчатые юбки, на шеях — многоцветные шарфы, на головах — ярко расписанные короны. Эти стилизованные, необъятные одеяния непомерно увеличивают размеры человеческой фигуры, придавая ей сверхъестественное величие.


Манипури — лёгкий грациозный танец, по сравнению с танцами других классических школ имеет меньше символических жестов и движений (мудра). Он близок народным образцам танцевального искусства Индии.

В основе Манипури — танцевальные стили ласья (женственный и поэтический) и тандава (мужественный и энергичный). Танцы раннего периода вошли в культовый церемониал индуистских божеств Шивы и Парвати. С 15 века в танцах доминируют сюжеты из жизни Вишну-Кришны и Раха. Для танца характерно вокальное и инструментальное сопровождение, а также элементы драматического искусства.

Танцы манипури, как правило, исполняются группами танцовщиц, но есть и сольные номера. Движения танцовщицы, веретено подобные и круговые, отличаются поразительной грацией, изысканностью и плавностью, глаза обычно опущены вниз.

Костюмы необычайно красочны, юбки расшиты зеркальцами, верхняя часть одежды унизана украшениями; на лицах полупрозрачные вуали. Это типичный костюм танца, в основе которого лежит история бога Кришны и его возлюбленной Радхи с ее подружками, пастушками-гопи. Эти танцевальные постановки отличаются лиризмом, грациозностью основных движений и легкой поступью исполнителей. Положение туловища и позиции танцовщицы напоминают живописные группы на индийских фресках.


Родина классического танца кучипуди — деревня под названием Кучелапурам в Андхра-Прадеш, на юге Индии, где традиция классического танца восходит к древнейшим временам, о чем свидетельствуют скульптурные изображения танцовщиц в таких храмах, как Амаравати Неповторимое очарование кучипуди заключается в тонком слиянии драматического и классического танца с сюжетами из индийского эпоса, абстрактный и изобразительный танец сочетаются здесь с ярко выраженным драматическим элементом. Энергичные прыжки и повороты, трепетность движений,
смелая и полная чувств игра глаз — все это создает атмосферу глубокого лиризма.

В кучипуди тоже используется элемент чистого танца джатисварам и тиллана, а также иногда тарангам когда вводится специальный реквизит танцовщица, например, балансирует на краешке медного блюда, держа на голове кувшин с водой, и исполняет сложные фигуры ногами В нритья нередко включаются отрывки из танцевальной драмы, например из «Бхамакалапам» Падам и джавали такие же, как в бхарата-натьям. Движения в кучипуди пластичные, но стремительные и сочетают плавные шаги с прыжками. Кучипуди исполняется в быстром темпе Музыкальное сопровождение, как и в бхарата-натьям это южно индийская музыка школы карнатак, исполняемая на тех же инструментах.


Катхак — это классический танцевальный стиль Северной Индии. Термин «катхак» произошел от слова «катха», что означает «рассказ», «история».

Катхаками в древности называли касту рассказчиков, существовавшую при многих храмах Северной Индии. Они разыгрывали танцевально-драматические спектакли в дни религиозных праздников. Позже танцоров стали приглашать во дворцы индусских правителей Раджастана. При дворцах появились специальные танцевальные школы, в которых девушек обучали музыке, стихосложению, утонченному искусству танца.

В этом стиле мудры (жесты рук) исполняются очень мягко, лишь намекая на те формы, которые отчетливо видны в других стилях.

Мусульманским правителям не нравилось слушать истории, связанные с индуистскими богами, и танец стал больше развиваться в технической части, усложнились ритмы, увеличилось разнообразие пластических движений. Техника катхака стала отличатся обилием поворотов и мягкими движениями рук.


Одним из наиболее изысканных классических танцевальных стилей является ОДИССИ. Он зародился на восточном побережье Индии, в штате Орисса. О нем упоминается в древнейшем индийском трактате о драме и танце «НАТЬЯШАСТРА», датированном 3-4 веком нашей эры.

Штат Орисса известен своими храмами: Храмом, посвященным Богу Солнца в Конараке, храмом Джаганнатхи в Пури и многими другими. Исполнители стиля Одисси повторяют позы танцовщиц, изображенных на стенах этих храмов, построенных в 6-8 веках нашей эры.

Но, если Бхарат-натьям — это каскад быстрых танцевальных комбинаций, то Одисси отличается большей плавностью, грациозными движениями, изящными позами, а музыка, сопровождающая эти танцы, более мелодичная.

В средние века Одисси окончательно сформировался как самостоятельный стиль. В начале XX века этот стиль переживал упадок, и возрождение его началось несколько десятилетий назад.

Традиционны технические танцы стиле Одисси ПАЛЛАВИ и СТХАИ. Также исполняются танцы, посвященные различным божествам, так называемый МАНГАЛАЧАРАН, посвященный Шиве и Ганеше.

Индийские танцовщицы одисси любят включать в свой репертуар танец, называемый НАВАРАСАМ, или 9 чувств. В нем изображаются 9 различных эмоциональных состояний человека: любовь, мужество, печаль, удивление, отвращение, смех, страх, гнев и покой.


В Керале ( южная Индия) родился танец мохини-аттам, очень напоминающий бхарат-натьям, с которым непосвященный может его спутать. С древних времен танец исполнялся только женщинами, и ему свойственно особое очарование женской грации и мягкости. Репертуар мохини аттам невелик. Это прежде всего чисто абстрактный танец чолукатту, в котором, изгибаясь всем телом, танцовщица демонстрирует плавные движения, словно имитирующие покачивания лодки на быстрине картина, привычная для жителя Кералы. В конце чолукатту танцовщица разыгрывает сюжет из «Рамаяны», пользуясь для этого соответствующими мимическими средствами и языком жестов.

Дословно название стиля мохини-аттам означает «танец обольстительницы» — он действительно очаровывает. Обьязательный атрибут этого стиля – белое сари с золотой каймой, привлекательная прическа и медленные грациозные движения. А также покачивания верхней части тела, и расположение ног, приближенное к плие. При акцентировании направления движений важную роль играют глаза. О Мохини-аттам упоминают уже тексты восемнадцатого века, однако танец расцвел лишь во время правления Махараджи Свати Тирунала – 19 век. Тогда танец сформировался как сольное представление, музыкальное представление базировалось на основе музыки стиля Карнатик. В двадцатом веке великий поэт Валлатол основал Керала Каламандалам, где развивались Мохиниаттам и Катхакали.
За несколько последних десятилетий Мохиниаттам развился и усложнился. Сегодня танец ярко выделяется среди других видов искусств. Темы представления – мифология, хотя нередко встречаются и зарисовки природы.


Из классических танцевальных стилей наиболее популярен в Индии и наиболее широко известен за рубежом – стиль Бхарат-натьям. Его традиция насчитывает почти 2000 лет. Это один из самых древних стилей. Создателем этого стиля называют Бога Брахму, который приравнял искусство танца к ведам, назвав его «пятой ведой». Богом-покровителем танца считается Шива, а принес его людям мудрец Бхарата по указанию Бога Брахмы.

Бхарата натьям — сложный танец штата Тамилнад. Танец динамичный, линейный, со множеством притоптываний, поворотов и прыжков. Много уравновешенных поз с вытянутыми ногами и руками. История этого стиля насчитывает около 2000 лет. Этот стиль стал особенно популярным в храмах города Танджавур. Ранее только женщины могли участвовать в представлениях; мужчинам позволялось лишь быть учителями. В настоящее время мужчины достаточно часто участвуют в танцевальных представлениях. Первоначально танец исполнялся специальными храмовыми танцовщицами и имел исключительно сакральное значение; он был частью ежедневного ритуала и исполнялся на специальных площадках храма. В дни праздников танцовщица играла не менее важную роль, чем жрец. В танцах она рассказывала о Божестве, в честь которого построен храм, описывала его подвиги в борьбе с демонами и злыми Божествами. Считалось, что события танца как бы повторялись наяву заново и, для того чтобы Бог мог победить врага, танцовщица должна была исполнить свой танец безукоризненно. Система выстраивания адаву (ряда статичных поз, связанных между собой таким образом, чтобы создавалось движение), была впервые четко сформулирована лет сорок назад. Рукмини Деви была первым систематизатором обучения Бхарата Натьям. Она разработала свою систему «развития адаву», с тем чтобы ученик постепенно переходил от простых движений к более сложным: от статичных фигур к фигурам, выполняемым в движении, затем к поворотам и прыжкам и, наконец, к фигурам с очень сложной комбинацией положений рук и ног. Комбинация фигур в танце позволяет быстро менять направление движения тела.

Различные позы танцев в стиле Бхарат-натьям высечены на стенах храмов на юге Индии, который считается традиционным центром Бхарат-натьяма.

Танцы этого стиля строго канонизированы. С течением времени образовались различные школы, делающие упор на разные аспекты чистого танца. Одни подчеркивали изящество, другие разрабатывали сложные ритмические композиции.

Индусская традиция приписывает танцу божественное происхождение. Его создателем и первым исполнителем считается бог Шива, называемый также Натараджа (Царь танца). В Древней Индии танец был обязательной частью религиозного ритуала. Его исполняли храмовые танцовщицы девадаси («рабыни Бога»).

Индийский танец подразделяют на классический, полуклассический, народный и эстрадный (кинотанец). Танец играет важную роль в традиционном театре Индии.

Известны семь стилей классического танца — Бхарат Натьям, Катхак, Катхакали, Манипури, Одисси, Мохиниаттам и Кучипуди. Первые четыре формы считаются основными, остальные иногда причисляют к полуклассическому танцу. Главными аспектами всех классических стилей являются нритта и нритья. Нритта — это чистый технический танец, лишенный смысловой нагрузки. Нритья — сюжетный танец — включает также мимику и жестикуляцию.

Цель танца — погружение зрителя в состояние экстаза, в котором растворяется реальность мира. Это — своего рода гипноз. Взгляд танцовщицы постоянно направлен на зрителя. Каждая сюжетная идея рассматривается с точки зрения различных настроений. Сквозь ауру очарования ум приходит к пониманию сути древних сказаний. Это состояние поддерживается при помощи вокального и инструментального аккомпанимента. Он называется «бхава сангитам» — эмоциональная музыка. Костюм танцовщицы — белое сари с золотой или малиновой каймой. Волосы собраны в пучок и украшены цветами жасмина.

Мохиниаттам представляет еще один аспект высокоразвитого танцевального искусства Кералы. Он представляет способ постижения смысла жизни через красоту мира.

Основание стиля Кучипуди приписывается брахману Судхендре Йоги. Он сочинил танец-драму на тему похищения цветка париджата из сада Индры и поставил ее на сцене при помощи мальчиков-брахманов из деревни Кучелапурам. Пьесу ежегодно исполняют во время праздника Джанмаштами. В наши дни деревня известна как Кучипуди, так же называется стиль танца, распространенный в штате Андхра Прадеш.

Пьесы Кучипуди включают многочисленные ритуалы, посвященные богам индуизма. Сегодня исполняются не только пьесы, но и сольные композиции. Несюжетный танец представлен технически сложными номерами. Среди смысловых танцев наиболее популярными являются шабдамы, основанные на легендах. Особые шабдамы — абхишекам повествуют о жизни какого-либо божества. Шлокам выдвигает на первый план чувства персонажей. Чтобы зритель мог лучше видеть мимику, актеры исполняют эти композиции сидя. Любовные истории называются падам. Иногда танцоры включают в репертуар акробатические номера — танцы на металлической тарелке или с кувшином на голове.

Техника Кучипуди близка к Бхарат Натьям, но есть существенные отличия. Танцор акцентирует не основные, а второстепенные удары. Для этого стиля характерно ритмическое изменение траектории движений. В некоторых позициях исполнитель сцепляет большие пальцы ног или перекрещивает ноги так, что одна опирается на всю стопу, а другая только на ребро.

Костюм и макияж — традиционные для южноиндийских стилей. Женщины украшают прическу круглым валиком, переплетенным шелковой лентой.

В настоящее время популярность Кучипуди так возросла, что он вошел в число основных неоклассических стилей. Хотя первоначально его исполняли только мужчины, сегодня на сцене появляются и женщины, благодаря которым танец обрел новый колорит.

К числу полуклассических стилей относится Чхау — танец масок. Его родина — деревушка Серай-келла (штат Бихар). Чхау исполняют во время праздника Чайтра Парва. Он посвящен Ардханаришваре — божеству возрождающейся весны, которое символизирует созидание и плодородие. Ардханаришвару почитают как проявление единого образа Шивы и Шакти. Танцы продолжаются в течение четырех ночей праздника. Танцоры имитируют движения животных, воссоздают различные бытовые и военные сцены. Популярны аллегорические композиции.

Отличительной особенностью стиля является отсутствие мимики. Выражение лица не имеет значения, так как оно закрыто маской, а настроение героя передается при помощи резких поворотов головы. Маска имеет символическое значение. Она не должна быть похожа на реальный персонаж, поэтому даже у животных — человеческие черты. Отсутствие мимики компенсируют движения рук и ног. Техника Чхау включает шаги и походки, заимствованные из системы воинских упражнений.

Кроме нритты и нритьи существует третий аспект танцевальной традиции — натья. Это представление из действия и жестикуляции с танцем или без него. Этот аспект наиболее ярко выражен в индийском театре. Театрализованное народное представление породило танец; его элементы сохранились в большинстве классических стилей.

Якшагана — мистериальная драма штата Карнатака — пример натья. Ей более 400 лет, она сочетает пение, диалог и танец. Сюжеты пьес Якшагана черпает из «Махабхараты», «Рамаяны» и «Бхагавата-пураны». Танец представлен динамическими движениями героического характера. Язык жестов практически отсутствует, мимика естественна. Ритмические комбинации призваны отобразить настроение героя или изменение ситуации. Костюм и грим напоминают Катхакали.

С древних времен танец неразрывно связан с жизнью индийцев. Но если классическое искусство всегда оставалось уделом профессионалов, то народные пляски были понятны и доступны каждому. Сегодня они утратили ритуальное значение, но без них не обходится ни одно радостное событие в жизни людей, будь то приход весны, сбор урожая или свадьба.

В каждом штате Индии существуют свои народные танцы. В Ассаме исполняют рангали биху (танец счастья). Слово «биху» происходит от имени легендарного ассамского царя Бхишвы Сингха. Под аккомпанемент ударов расщепленных бамбуковых стеблей женщины в разноцветных сари образуют круги и «восьмерки». Отдельной группой держатся мужчины. Крестьяне штата Мадхья Прадеш танцуют шора. Они держат в руках веера из павлиньих перьев, которыми размахивают в середине танца. Из всех народных танцев пенджабская бхангра — самый быстрый и зажигательный. Он начинается в медленном темпе, который стремительно нарастает. Под энергичные выкрики мужчины в ярких тюрбанах наклоняются вперед и назад, высоко подпрыгивают и переворачиваются в воздухе. Одновременно бхангру могут исполнять более двухсот человек. Женщины Пенджаба танцуют гиддху. Одна из девушек играет на маленьком барабане дхолки, остальные водят вокруг нее хоровод и поют шуточные песни о любви и перипетиях семейной жизни.

Несмотря на свое разнообразие, народные танцы имеют общее начало. Основа любого из них — ритм. Ритм порождает соответствующие движения — синхронные, часто повторяющиеся. Танцоры двигаются по определенным траекториям (круги, «восьмерки», прямые линии). Традиции исполнения народных танцев передаются из поколения в поколение.

Эстрадный танец (или кинотанец) появился одновременно с так называемыми «коммерческими» фильмами. В трехчасовых лентах танцевально-музыкальные паузы помогают выстроить сценарий.

Популярности кинотанцев способствовал приход в киноиндустрию профессиональных танцовщиц (Виджаянтималы, Падмини, Хемы Малини и др.). Кинотанец представляет собой смесь классических, народных и европейских танцев. Он всегда соответствует духу времени, использует современные мелодии и ритмы, компьютерную графику и спецэффекты. В наши дни умение танцевать для актеров коммерческого кино не менее важно, чем привлекательная внешность.

В Индии искусство танца развито, как ни в одной стране мира. Функционируют многочисленные школы и институты классического танца, организуются выступления популярных артистов, танцевальные мелодии неизменно занимают верхние строчки в хитпарадах. Танцы Индии — неотъемлемая часть ее культурного наследия, связующее звено между прошлым и настоящим.


Внимание Индии поглощено временем; внимание Запада – пространством. Музыка и танец – это временное искусство для Индии. Для Запада – это искусство пространственное.
Для Индии танец – это нечто возвышенное. Считается, что в своей высшей форме танец сочетается с космическим ритмом. Исполнитель пребывает в блаженстве. Великий суфийский поэт-мистик Руми сказал, что танец – это «кратчайший путь к Богу.»
Шива является покровителем музыки и танца. Он обучил музыке Нараду, небесного посланника, и танцу Бхарату, автора Натьяшастры, трактата по драматическому искусству.
У древних греков, подобно индийцам, существовала драматическая форма, объединенная с музыкой и танцем. В греческих постановках история рассказывалась хором, в индийских же повествование велось в виде песни. Видушака (ведущий, за неимением лучшего способа представления) объяснял тонкости.

Танец – это согласованное движение всего тела и ума. В трактате Абхинайя Дарпана объясняется, что танцор должен пропевать песню горлом, изображать ее смысл жестами, настроение (бхава) – глазами, и отбивать точный ритм ногами. Опять-таки, «куда следует рука – туда и взгляд; за взглядом следует ум; за умом – чувства; а за чувствами – настроение». Жест считается душой индийского танца.
Драматическое искусство (Натья) было создано Брахмой (одним из божеств индийской триады Богов) для просвещения и развлечения людей. Это называлось «имитация мирских обычаев». Четыре элементы Натьи – декламация, пение, актерская игра и раса – были заимствованы из четырех Вед. Поэтому она называется Натьяведа. Из Риг Веды была заимствована декламация, из Сама Веды – система пения, из Яджур Веды – абхинайя (мимика, сопровождаемая жестами), а из Атхарва Веды — раса (эстетическое переживание).[more]
Жесты являются одной из старейших форм передачи мысли. В человеке заложена сильная склонность к подражанию. И многие из этих систем языка жестов являются общими для человечества. Но танцевальные жесты могут означать множество понятий. Поэтому пение приобрело такое важное значение. Вачика (словесная) абхинайя дополняет ангика абхинайя (язык тела и жестов). И, не будем забывать, добавляет изящества и красоты искусству танца. Как под слова подбираются соответствующие мудры (жесты)? Считается, что слова свойственны рукам. Это выражает основополагающий принцип языка, основанного на естественных и выразительных движениях, говорит Ананда Кумарасвами, авторитетный специалист по индийскому искусству.
Можно привести несколько примеров таких «естественных» выражений: вращающиеся глаза обозначают гнев; застывший взгляд выражает любовь; поднятые брови – сомнение; расширенные ноздри – гнев; опущенные вниз уголки губ – печаль, опущенная губа – зависть, и так далее. Тело может выразить эмоции множеством способов. Танцор пытается достичь идеального исполнения позы и передать смысл вечного. Поэтому техника танца объединена с искусством скульптуры. Берил Де Зете, европеец, занимающийся индийскими танцами, так отзывается о европейской системе танца: она «очень простая» по сравнению с «выразительной культурой тела» индийского танца.

Существует три формы танца: Тандава (мужская, энергичная), Ласья (женская, мягкая) и Пиндибандха (сочетание этих двух). Тандава (космический танец) исполняется Шивой, а Ласья – его супругой Парвати. Шива добавил танец в Натью, чтобы наделить ее «блеском и красотой», сделать милой сердцам людей. Существует чистый танец без абхинайи, а также танец с элементами драмы. Чистый танец развился из 108 идеальных поз, на которых основана техника движений, называемых карана. Каждая карана состоит из движений нескольких конечностей – другими словами, большей части тела. Сходным образом, комплексная система языковых знаков (жестов рук) образовалась из алфавита основных жестов рук (хаста), подобно тому, как развилась устная и письменная речь. Руки стали основным средством передачи мыслей. Они переводят слова в знаки. Прилагательные, существительные, глаголы, имена собственные, наречия, слова- связки, предлоги, абстрактные понятия – все это можно изобразить с помощью жестов и мимики.

Каждая школа танца (а в Индии существует шесть основных школ – Бхарат-Натьям, Катхакали, Манипури, Кучипуди, Одисси и Катхак) использует основые жесты. А каждый жест может выражать множество понятий – до 85, как жест патака (флаг). Поэтому возникла потребность в пении, которое бы поясняло повествование. В западной системе балета упор делается на широкие жесты рук и минимум выражений лица. В сущности лицо балетного исполнителя выражает мало эмоций. Индийский танцор, напротив, выражает лицом тысячи эмоций, быстро сменяющих друг друга. Балет – это скорее «спектакль», без сомнения, привлекательный. Аристотель сказал о драматических постановках, что их цель – очистить душу человека от сильных страстей. Этой цели невозможно достигнуть западным балетом или танцем. Танец в Индии возник из ведических ритуальных танцев. В ритуале также были заложены элементы драматического представления. Никакая другая танцевальная форма не уделяет столько внимания языку жестов, как индийская. Каждый жест продумывается до мельчайших подробностей.
С древнейших времен «язык рук» (акшара- муштика) был предметом серьезного изучения. Некоторые жесты стали универсальными. Например, жест, обозначающий «покровительство и защиту» (абхайя-мудра). Подобным образом, сложенные вместе ладони (анджали), жест, которым индийцы приветствуют друг друга, напоминает им о божественной сущности человека. (Кстати, сложенными вместе ладонями, поднятыми над головой, приветствуют богов, сложенными перед лицом приветствуют своего гуру (учителя), а сложенными у груди – брахмана или уважаемого человека.)

Язык жестов
Существует три формы танца: Тандава (энергичная), Ласья (мягкая) и Пиндибандха (сочетание этих двух). Известны 108 танцевальных поз, описанных в Натьяшастре, называемых карана.
“Натья” состоит из четырех элементов: Ангика (жесты и движения), Вачика (речь), Ахарья (костюм) и Сатвика (чувства и эстетическое представление).
Существует три формы Ангика: Сарира (тело), Мукхайя (лицо) и Каста (движения частей тела).
В танце используются шесть анга (основных частей тела): голова, руки, бедра, грудь, бока, стопы; шесть упанга (меньших частей тела) – глаза, брови, нос, губы, щеки, подбородок. Кроме того, в танце также используются шея, плечи, живот, ляжки, голени, колени.
Разделяют две формы хаста мудр (жестов руки): Асамьюта (жесты для одной руки) мудры (их всего 28), и Самьюта (жесты для обеих рук). Таких жестов всего 24. Для чистого танца используют 30 движений хаст.
Движения тела разделяются на четыре группы: караны, ангахары, речаки и пиндибандхи.
Существует четыре формы бханга (наклоны): бханга, самабханга, атибханга и трибханга. Первый означает спокойствие, второй – Будду, третий – Натараджу, а четвертый – Парвати.
Движения ног также бывают четырех видов: Мандала (круговые, 10 позиций), Утплавана (прыжки, пять типов), Бхрамари (кружения, семь типов) и Падачари (движения ног, семь типов), а также различают десять видов походки. Различают четыре цвета лица, обозначающие типы личности. Глаза: Бхарата отмечает 36 видов взглядов.
Используют семь движений бровями, семь движений глазами, шесть – носом, шесть – щеками, шесть – губами, шесть — лицом, девять — шеей, тринадцать – головой, пять положений груди, пять движений боков, пять движений бедер, пять движений лодыжками, пять – голенью, пять – стопами, четыре – руками и т.д.

На этом я прощаюсь словом «пранам» – практически универсальным жестом.

Автор – опытный журналист и известный писатель. Данная статья является сокращенной версией статьи, вышедшей в журнале «Индия Перспективы» в январе 1997 г.

Обучение начинающих индийскому классическому танцу Бхаратанатьям и народным танцам Индии

Танец, дающий физическую и духовную силу.

Приглашаем любителей индийской культуры (от 10 до 35 лет), кто не боится физической нагрузки и ищет путь совершенствования тела, ума и души, присоединиться к нам в изучении уникального искусства храмовых танцовщиц Древней Индии (стиль Бхаратанатьям)!

В программе обучения:

Упражнения для развития скульптурной пластики тела: повышение гибкости позвоночника, шеи, кистей рук; укрепление мышц рук, плеч, пресса, бёдер и ягодиц; выработка грациозной осанки.

Базовые движения (станок) классического стиля Бхаратанатьям — адаву.

Язык жестов индийского классического танца (мудры).

Движения глаз (дриштиведа), головы (широведа), шеи (гриваведа) индийского классического танца согласно древнему трактату «Натья Шастра».

Позиции тела, положения стоп (падаведа), прыжки (утплавана), повороты и вращения (бхрамари) классического стиля Бхаратанатьям.

Основы ритмической структуры танца Бхаратанатьям (тала).

Искусство «абхинайи» — эмоциональной выразительности индийского классического танца (актёрское мастерство).

Элементы индийской речевой перкуссии (коннакол).

Классические и полуклассические композиции в стиле Бхаратанатьям.

Изучение индийской мифологии и эпоса.

Правила нанесения концертного грима; надевания индийского сари, концертного костюма и украшений. Создание «индийского образа».

  • Народные и племенные танцы различных штатов Индии.
  • Родина стиля Бхаратанатьям — юг Индии, штат Тамилнаду, а его традиция существует уже около двух тысячелетий.

    С момента возникновения эта форма танца требовала от танцовщицы отрешения от всего земного, полной преданности божеству и своему искусству. Недаром их называли «служанками бога». Танцы исполнялись ими в храмах как часть ритуала, пока крупные землевладельцы не превратили их в придворных танцовщиц. Нашествие Великих Моголов в Индию, и позже завоевание её англичанами также отразилось на состоянии искусства, и танец Бхаратанатьям переживает несколько веков упадка. И только в 20 веке происходит его возрождение.

    Танцевальные позы Бхаратанатьям словно повторяют изысканность храмовой скульптуры Южной Индии. Танец рассматривается как искусство священное, преодолевающее ограниченность тела и просветляющее дух. Личность танцовщицы как бы растворяется в ритмах и мелодиях, её тело становится тончайшим инструментом для выражения сокровенных движений души.

    Основанная на йоге техника Бхаратанатьям необычайно сложна, на её усвоение уходят годы упорного труда. Бхаратанатьям отличается особой динамичностью и точностью. Это очень чёткий стиль танца, застывшие на какой-то момент позы. Ему присуще большое разнообразие движений: прыжков, поворотов, приседаний и наклонов тела. Чётким степом босых ног танцовщица повторяет основу ритмического рисунка мелодии барабана (мридангама), которая сопровождает её танец. Строгая и одновременно изящная симметричность танца усиливается красноречивой, выразительной игрой глаз.

    В так называемых технических танцах («нритья») танцовщица выражает чувство через движения тела. Одни из них более чёткие, энергичные, имеют более выраженную мужскую природу («тандава»). Другие — более мягкие, женственные и изящные («ласья»). Умело сочетая в своём танце движения тандавы и ласьи, танцовщица как бы отражает картину Гармонии Мироздания.

    Если танец исполняется под песню и имеет определённый сюжет, он относится к «нритье» или «абхинайе». Здесь для интерпретации поэтического текста исполнители Бхаратанатьям проявляют своё актёрское мастерство, перевоплощаясь в различные персонажи индийской мифологии. Не боясь преувеличения, они используют яркую мимику. Их глаза становятся зеркалом, отражающим мельчайшие оттенки душевных переживаний, заложенных в контексте песни, которая сопровождает танец. И если говорят, что «в индийском танце каждый жест что-то означает», то это высказывание, несомненно, относится к сюжетному, смысловому танцу. Потому, что именно здесь танцоры используют уникальный «язык жестов» («мудры») — одну из самых замечательных особенностей индийского классического танцевального искусства, характерную для всех его семи стилей.

    После своего возрождения в первой половине 20 века танец Бхаратанатьям, будучи ранее чисто женским искусством, стал исполняться также и мужчинами. И сегодня он является, пожалуй, самым популярным в мире стилем индийского классического танца. Эмигранты из Индии, образовав многочисленные диаспоры во многих странах, сделали Бхаратанатьям «иконой» своей культуры. Также неуклонно растёт число иностранцев, приезжающих в Индию учиться этому искусству, и после обучения открывающих танцевальные школы у себя на родине.