Движения русского народного танца

Русский танец – это удивительное явление, возраст которого насчитывает не одну сотню лет. Зарождение и развитие его началось еще во времена Руси, когда пляски были неотъемлемой частью праздников, ярмарок и народных гуляний.

Движения русского танца

Движения русского танца столь характерны и самобытны, что спутать или даже сравнить его с каким-либо другим просто невозможно. Непременным атрибутом его являются яркие национальные костюмы, а также задорная, веселая и пронизанная добрым юмором хореография.

Специалисты выделяют четыре основных жанра русского народного танца, которые в свою очередь делятся на поджанры:

Кроме того, существует четкое разделение на женский и мужской танцы. Первый отличается плавностью и величавостью движений, второй же более активный и бойкий.

Женские движения

Среди наиболее часто встречающихся женских движений – «елочка». Корпус при его выполнении держат ровно, прямо. Опираясь на пятки, носки немного поднимают и, соединив их, легко и быстро переносят вправо. Следующим движением немного поднимаются на носках, держа пятки вместе, и снова переносят их в правую сторону скользящим движением.

«Гармошка» несколько сложнее по исполнению. Сперва пятку левой ноги вместе с носком правой приподнимают, после перемещают их вправо, затем ноги меняют.

При выполнении «припаданий» голову следует держать повернутой вправо и немного опущенной. Выполняют подъем на носочки прямой левой ногой. Потом правую, прежде согнутую в колене и приподнятую, опускают наземь всей стопой, перенося на нее центр тяжести, и повторяют движение для другой ноги.

Мужские движения

Исходная позиция почти всегда одна: корпус прямой, ноги вместе, в шестой позиции, руки, сжатые в кулаки, ставят на пояс.

Весьма популярна «дробь», во время которой частыми, сильными и четкими движениями выстукивают определенный ритм. Становятся в исходную позицию, затем ноги немного сгибают в коленях. Одну ногу приподнимают до середины икры и делают удар по полу, затем сухой подскок на другой ноге, первую снова поднимают до икры и делают удар. После выполняют то же для другой ноги.

Выполняя «ковырялочку» делают легкие удары пяткой и носком каждой ноги, периодически переменяя их перетаптыванием.

Очень популярна в русском танце «веревочка». Исходная позиция – третья. Колени ног сгибают, разводя в стороны. Одну ногу приподнимают так, чтобы ее носок указывал на икру второй ноги, после чего первую ногу ставят за вторую.

Некоторые движения вроде «гармошки» являются универсальными, и выполнять их могут как мужчины, так и женщины. Однако, следует помнить главное правило исполнения не только русского народного танца, но и любого другого: техника, безусловно, важна, но танец без вложенной в него энергетики просто набор телодвижений, красивых, но бездушных и пустых.

Женские движения в народном танце

Особое место в русском танце отводилось движению рук. Они особенно ярко передавали национальный характер и колорит танцев. Рассмотрим основные мужские и женские движения русского народного танца.

Хлопушки — это один из основных и самых распространенных элементов русского мужского танца, состоящий из разнообразных сочетаний хлопков и ударов. Хлопок, как правило, делается ладонью одной руки о ладонь другой, а удар — ладонью по голенищу сапога, бедру или подошве. При выполнении хлопушек, как удар, так и хлопок должны быть сильными и четкими, а ладонь крепкой и напряженной.

1. Одинарные хлопки (фиксирующие)

Движение занимает 1/2 такта.

Исходное положение ног — 1 свободная позиция ног.

Руки раскрыты в сторону.

«Раз» — хлопок ладонями на уровне груди; локти отведены от корпуса и направлены в стороны.

«И» — руки раскрыть от локтей в стороны.

«Раз» — руки, сгибаясь в локтях и слегка опускаясь, делают хлопок ладонями позади корпуса.

«И» — обе руки возвращаются в исходное положение.

Перед собой с движением рук сверху вниз и снизу вверх

«И» (затакт) — обе руки, одновременно сгибаясь в локтях, стремительно поднимаются вверх, и каждая описывает небольшой полукруг.

«Раз» — после короткого резкого хлопка на уровне подбородка руки стремительно возвращаются в исходное положение. Пальцы при хлопке собраны и направлены вперед. Голова слегка наклоняется вперед, а при возвращении рук в исходное положение поднимается. Далее такой же резкий, короткий хлопок перед собой на уровне груди; не размыкая ладоней, поднять руки до уровня подбородка, совершая движение снизу вверх; затем обе руки стремительно опускаются вниз, каждая описывая небольшой полукруг.

2. Одинарные удары (фиксирующие)

Движение занимает 1/2 такта.

«Раз» — левая нога с низких полупальцев делает шаг на всю стопу, правая согнута в колене и с вытянутой стопой поднимается в невыворотном положении вперед. Одновременно с шагом правая рука, сгибаясь, поднимается от локтя вверх; пальцы собраны, ладонь направлена вверх; левая рука открывается в сторону.

«И» — короткий резкий удар сверху правой ладонью по верхней части бедра у колена. После удара рука слегка поднимается над коленом, оставаясь согнутой в локте; ладонь направлена вниз. При продолжении движения делается шаг на правую ногу, а удар по бедру левой ноги выполняется левой рукой, которая из повторяет движение правой руки на счет «раз». Одновременно правая рука раскрывается в сторону.

По голенищу сапога (в выворотном положении ног)

Движение занимает 1 такт.

«Раз» — левая нога присогнута в колене, отделяется от пола и с низких полупальцев опускается на всю стопу; согнутую правую ногу с вытянутой стопой поднять в выворотном положении вперед. Правая рука, сгибаясь в локте, поднимается вверх; пальцы собраны, ладонь направлена вперед.

«И» — правой рукой ударить ладонью по голенищу сапога правой ноги чуть ниже икроножной мышцы. Корпус и голову при ударе слегка наклонить влево; взгляд на ладонь правой руки.

«Два» — правую ногу с низких полупальцев опустить на всю стопу, левая нога согнута в колене и вытянутой стопой поднимается вверх. Правую руку открыть в сторону, левая, сгибаясь в локте, поднимается вверх; пальцы собраны, ладонь направлена вперед.

«И» — левой рукой ударить ладонью по голенищу сапога левой ноги чуть ниже икроножной мышцы. Корпус и голову при ударе слегка наклонить вправо; взгляд на ладонь левой руки.

По голенищу сапога (в невыворотном положении; с отведением ноги назад- вверх)

«Раз» — левую ногу, присогнув в колене, отделить от пола и с низких полупальцев опустить на всю стопу: правую ногу, согнув в колене, с вытянутой стопой перевести от колена назад-вправо. Правую руку, сгибая в локте, поднять вверх; пальцы собраны, ладонь направлена вперед.

«И» — правой рукой ударить ладонью по голенищу сапога правой ноги у щиколотки. Корпус и голову при ударе слегка наклонить вправо; взгляд на кисть правой руки.

«Два» — правую ногу с низких полупальцев опустить на всю стопу; левую ногу, согнув в колене, с вытянутой стопой перевести от колена назад-влево. Левую руку, сгибая в локте, поднять вверх: пальцы собраны, ладонь направлена вперед. Правая рука возвращается в сторону.

«И» — левой рукой ударить ладонью по голенищу сапога левой ноги у щиколотки. Корпус и голову слегка наклонить влево; взгляд на кисть левой руки. Все фиксирующие удары выполняются в любой последовательности и в любом количестве как по одной, так и подругой ноге.

— Правой рукой ударить сверху по голенищу сапога правой ноги, вытянутой вперед и поднятой не ниже 90°. По голенищу сапога правой ноги находящейся в том же положении, можно ударить и ладонью левой руки из положения накрест- вперед.

— Одновременные пли поочередные удары ладонями то по внутренним, то по внешним сторонам голенищ сапог обеих ног, согнутых в коленях и находящихся сначала носками ног, развернутыми наружу, а затем в положении носками внутрь (или по голенищам сапог скрещенных ног).

— Поочередные или одновременные удары ладонями об пол перед собой или сбоку. Ноги при этом согнуты в коленях.

3. Одинарные хлопки (скользящие)

— Руки раскрыты в сторону. Одна рука, описав большой полукруг над головой, делает ладонью хлопок по ладони другой руки, находящейся перед грудью и, продолжая движение вниз но кругу, возвращается в исходное положение.

— Левая рука присогнута в локте и раскрыта в сторону. Правая рука согнута в локте и находится над левым плечом ладонью вниз; стремительно двигаясь по направлению к ладони левой (от себя, от плеча), делает хлопок, после которого обе руки раскрываются в стороны. Обе руки одновременно начинают движение навстречу друг другу, делают скользящий хлопок на уровне груди и, продолжая движение расходятся меняются местами — левая поднимается вверх, правая опускается в низ.

4. Одинарные удары (скользящие)

— По бедру — к себе и от себя. Движение занимает 1 такт.

«И» (затакт) — правую ногу, согнув в колене, поднять перед корпусом с вытянутой стопой вверх.

«Раз» — правая рука, стремительно опускаясь, делает ладонью резкий скользящий удар к себе по правой ноге выше колена и, продолжая движение, сгибаясь в локте, поднимается над левым плечом ладонью вниз. Голову слегка повернуть вправо.

«Два» — правая рука, стремительно опускаясь, делает с плеча резкий скользящий удар ладонью от себя по бедру правой ноги и. продолжая движение, открывается в исходное положение. Одновременно с началом движения руки голову слегка опустить и после удара, резко подняв, повернуть вслед за правой рукой; взгляд сопровождает движение кисти.

«И» — правая нога опускается на пол.

Существуют самые разнообразные виды ударов по бедру, например: согнутые в локтях руки, находящиеся перед корпусом, стремительно опускаясь вниз, одновременно делают удар по правой и левой сторонам бедра.

По голенищу сапога — к себе и от себя.

«И» (затакт) — одновременно со сгибанием колена левой ноги правая, вытянутая в колене и стопе, поднимается вперед-вправо не выше 45°. Корпус и голова тоже поворачиваются вправо.

«Раз» — правая рука, стремительно опускаясь, делает ладонью резкий скользящий удар к себе по голенищу сапога правой ноги сверху и, продолжая движение, сгибается в локте и останавливается на уровне груди, ближе к левому плечу, ладонью к себе-вверх. Нога, как бы остановленная этим ударом, опускается на всю стопу или на ребро каблука. Корпус слегка наклоняется к ноге. Центр тяжести на левой ноге.

«И» — правую ногу поднять вперед-вправо не выше 45°.

«Два» — правая рука, стремительно опускаясь, делает с плеча резкий скользящий удар ладонью наотмашь от себя сверху по голенищу правого сапога и, продолжая движение, открывается в исходное положение. Нога опускается на всю стопу или ребро каблука. Колено остается вытянутым. Корпус сохраняет небольшой наклон. Центр тяжести на левой ноге.

Существуют и другие виды ударов по голенищу сапога, например:

а) Правая (или левая) рука делает удар к себе или от себя от плеча по голенищу сапога правой ноги, вытянутой в колене и поставленной на всю стопу, или на ребро каблука. Корпус повернут вправо и сильно наклонен к правой ноге.

б) Руки одновременно делают удар по правой и левой сторонам голенища сапога правой ноги, поставленного на всю стопу или на ребро каблука. Корпус повернут вправо и сильно наклонен к правой ноге.

По подошве сапога

«Раз» — после небольшого подскока на обеих ногах правую ногу опустить с низких полупальцев на всю стопу. Левую ногу, согнув в колене, поднять вперед в выворотном положении с сокращенной стопой. Одновременно с подскоком корпус и голову наклонить вправо; взгляд на подошву сапога левой ноги.

«И» — правая рука делает резкий скользящий удар ладонью по подошве сапога левой ноги снизу вверх и продолжая движение вверх, возвращается по кругу в исходное положение.

«Два» — перескок на левую ногу с присогнутым коленом. Правую ногу, согнув в колене, поднять в выворотном положении с сокращенной стопой перед корпусом. Одновременно с перескоком корпус и голову наклонить влево; взгляд на подошву сапога правой ноги.

«И» — левая рука делает резкий скользящий удар по подошве сапога правой ноги и возвращается в исходное положение.

По носку сапога

«И» (затакт) — одновременно со сгибанием колена левой ноги правую ногу, выпрямив в колене, с сокращенной стопой поставить на ребро каблука. Корпус наклонить к правой ноге.

«Раз» — правая рука, опускаясь, делает пальцами скользящий удар к себе и, продолжая движение, сгибается в локте и останавливается на уровне груди, ближе к плечу; ладонь повернута к себе. Корпус, поворачиваясь вправо, наклоняется к ноге. Центр тяжести на полусогнутой левой ноге

«Два» — правая рука, опускаясь, делает с плеча скользящий удар от себя пальцами тыльной стороной кисти по носку сапога правой ноги и, продолжая движение, открывается в исходное положение.

«И» — правую ногу вернуть в исходное положение, корпус выпрямить.

Некоторые фиксирующие и скользящие удары исполняются не только ладонью, но и ее тыльной стороной. В этом случае они исполняются несколько мягче. Все одинарные хлопки и удары, как фиксирующие, так и скользящие, исполняются не только на сильную, но и на слабую долю такта. Фиксирующие удары исполняются мягче, чем скользящие, но они не менее выразительны.

Это трудный элемент русского танца, требует большой физической подготовки, силы, выносливости, крепких мышц ног и исполняется только мужчинами. Если присядки разучивать постепенно, правильно, регулярно и систематически, то мышцы ног и связки коленного сустава станут крепче.

Присядки делятся на два вида:

— полуприсядки (танцор после каждого глубокого приседания поднимается или же сочетает это движение с другим, исполняющимся в полный рост)

— полные присядки (танцор находится в положении глубокого приседания и исполняет вес движение, не поднимаясь из этого положения).

Присядки 1-го вида

(с выносом ноги на ребро каблука в пол)

Движение занимает 1 такт.

«И» — одновременно с небольшим подскоком на левой ноге правая, вытянутая в колене и подъеме, делает небольшой бросок вперед-вправо.

«Раз» — резкое и глубокое (или мягкое и глубокое) полное приседание на низких полупальцах.

«И» — резко подняться из глубокого приседания и, сделав небольшой подскок на правой ноге, опуститься на пол на стопу вытянутой в колене правой ноги. Одновременно левая нога, вытянутая в колене, поднимается с сокращенной стопой вперед-влево. Корпус и голова поворачиваются влево.

«Два» — вытянутую левую ногу опустить на ребро каблука. Руки раскрываются в стороны. Корпус поворачивается влево. Центр тяжести на правой ноге. Голова направлена прямо или влево: взгляд на носок левой ноги.

(с открыванием ноги на воздух)

Движение занимает 1/2 такта.

«И» (затакт) — одновременно с небольшим подскоком на левой ноге правая, вытянутая в колене и подъеме, делает небольшой бросок вперед-вправо и слегка отрывается от пола.

«Раз» — резкое и глубокое приседание на низких полупальцах.

«И» — резко подняться из глубокого приседания и сделать небольшой подскок на всю стопу вытянутой в колене правой ноги. Одновременно левую ногу, вытянув в колене, поднять вперед или влево не ниже 45 градусов. Стопа вытянута (или сокращена).

Корпус и голова остаются в исходном положении (или поворачиваются в сторону работающей ноги влево). Это движение может, выполняться и на полусогнутой опорной ноге. В этом случае, поднимаясь из глубокого приседания после подскока на правой ноге, опорная, сгибаясь в колене, опускается на всю стопу или низкие полупальцы. При выполнении присядки с открыванием ноги на воздух вперед нога может быть согнута в колене в выворотном положении. Стопа вытянута (или сокращена).

«Разножка» в стороны на ребро каблука

Движение занимает 1 такт.

«И» (затакт) — небольшой подскок на обеих ногах.

«Раз» — резкое и глубокое приседание.

«Два» — одновременно с резким подъемом из глубокого приседания и небольшим подскоком обе ноги, вытянув в коленях, широко развести в стороны и поставить на ребро каблука с сильно сокращенными стопами, сделав перед самым окончанием движения ног короткое и резкое проскальзывание каблуками.

Движение повторить с одновременного подскока на обеих ногах и резкого опускания в глубокое приседание в 1-е положение.

Движение занимает 1 такт.

«И» (затакт) — небольшой подскок на обеих ногах.

«Раз» — резкое и глубокое приседание.

«Два» — одновременно с резким подъемом из глубокого приседания и небольшим подскоком обе ноги, вытянув в коленях, развести правую ногу — вперед на ребро каблука, а левую ногу — назад на полупальцы, делая короткое и резкое проскальзывание перед самым окончанием движения ног.

Движение повторить с резкого подскока на обеих ногах и опускания в глубокое приседание. Ноги могут чередоваться — вперед идет то правая, то левая.

Присядки 2-го вида

Движение занимает 1 такт.

«И» (затакт) — ноги приподнимаются на полупальцы, центр тяжести перенести на левую ногу.

«Раз» — небольшой шаг правой ногой вперед с проскальзыванием на всю стопу.

Центр тяжести перенести на правую ногу, корпус слегка наклоняется

(переваливается) вправо. Левую ногу, подняв на высокие полупальцы, перевести на подъем, при этом колено не касается пола.

«И» — левая нога в невыворотном положении скользит на подъеме вперед к правой ноге. Одновременно правая нога поднимается на полупальцы. Центр тяжести на правой ноге

«Два» — левой ногой, продолжая скольжение на подъеме, сделать небольшой шаг вперед на всю стопу. Центр тяжести перенести на левую ногу, корпус слегка наклоняется влево. Правую ногу, подняв на полупальцы, перевести на подъем.

«И» — правая нота в невыворотном положении скользит на подъеме вперед к левой. Одновременно левая нога поднимается на полупальцы. Центр тяжести на левой ноге. Этот вид присядки исполняется, как правило, с продвижением вперед, вперевалочку, в среднем темпе.

Дроби — один из самых распространенных элементов русского народного танца. Исполняя их, юноши и девушки выражали удаль, нежность, показывали свое мастерство, исполнительскую ловкость, характер. Русские дроби очень разнообразны по ритму, манере исполнения, по ритмическому рисунку. Красота дробей — в легкости их исполнения.

Русская дробь имеет более разнообразный и сложный ритмический рисунок по сравнению с дробными движениями, исполняемыми в танцах других народов. Что же такое дробь? Это движение состоит из коротких, сильных и резких ударов ногами в пол всей стопой, полупальцами или каблуком. Удары сочетаются между собой в различных комбинациях и ритмических рисунках и могут быть одинарными (выполняются поочередно то правой, то левой ногой (два удара одной ногой) и тройными (три удара одной ногой). Удары исполняются на каждую четверть, на каждую восьмую, на каждую шестнадцатую и даже на тридцать вторую долю такта. Все зависит от технического мастерства исполнителя, от его творческой фантазии.

Удары и выстукивания в дробях должны быть четкими, ритмичными, легкими и короткими. В женской дроби удар более острый, чем в мужской, работающая нога поднимается не высоко.

Дроби исполняются на месте, с продвижением вперед или назад, с поворотами: движение легко комбинируется со многими элементами русского танца. Существует множество видов дробей. Основные принципы исполнения неизменны и имеют свои названия.

«Печатка» (одновременный притоп двумя ногами)

Движение занимает 1/2 такта.

«Раз» — одновременный притоп двумя ногами — резкий, короткий, почти без прыжка, на присогнутых ногах.

Удары полупальцами, являются составной частью дробей. Поочередные выстукивания полупальцами обеих ног на каждую четверть или каждую восьмую долю такта в различных темпах дают возможность отрабатывать технику исполнения дробей. Удары выполняются как на сильную, так и на слабую долю такта; могут исполняться самостоятельно и в комбинациях с другими танцевальными элементами. Так, очень распространено движение «переборы». Движение занимает 1 такт.

«И» (затакт) — удар полупальцами правой ноги и в пол.

«Раз» — перескок на правую ногу с акцентированным ударом полупальцами в пол. Одновременно левая с сокращенным подъемом, сгибаясь в колене, приподнимается над полом позади правой ноги.

«И» — удар полупальцами левой ноги в пол позади правой.

«Два» — перескок на левую ногу с акцентированным ударом полупальцами в пол. Одновременно правая нога, сгибаясь в колене, приподнимается вперед с сокращенным подъемом.

Это движение выполняется на месте, с продвижением в сторону и с поворотом вокруг оси. В «переборах» мужчины удары полупальцами могут заменить на удары каблуком.

Движение занимает 1/8 такта.

«И» (затакт) — правая нога с сильно сокращенным подъемом приподнимается над полом.

«Раз» — акцентированный удар каблуком правой ноги, колено слегка согнуто.

Одновременно левая нога с сокращенным подъемом слегка поднимается над полом. Корпус наклоняется вперед. При продолжении движения выполняются поочередные удары каблуком в пол на каждую восьмую долю такта. Движение исполняется на месте, с небольшим продвижением вперед и с отходом назад.

Тройные выстукивания (притопы)

Движение занимает 1/2 такта.

«И» (затакт) — правой ногой ударить всей стопой в пол около левой. Левую ногу, сгибая в колене, отделить от пола и тут же с ударом всей стопой в пол опустить рядом с правой. Одновременно с ударом правая нога слегка отделяется от пола. «Раз» — правой ногой ударить всей стопой в пол. Одновременно левую согнуть в колене и резко поднять над полом (колено направлено вперед).

Движение повторить с левой ноги.

Это простая мелкая непрерывная дробь с одинарным ударом каблука, поочередно то с одной, то с другой ноги.

Движение занимает 1 такт.

«Раз» — небольшой перескок вперед на всю стопу правой ноги в невыворотном положении, колено присогнуто и направлено вперед. Левую ногу согнуть в колене и с сокращенной стопой поднять вперед-вверх.

«И» — удар каблуком левой ноги в пол у середины правой стопы в невыворотном положении; стопа сокращена.

«Два» — небольшой перескок вперед на всю стопу темой ноги, колено присогнуто; правую ногу отделить от пола.

«И» — удар каблуком правой ноги в пол у середины левой стопы в невыворотном положении; стопа сокращена Движение выполняется на месте, с продвижением вперед и с поворотом.

«Дробная дорожка» с переменой ног

Движение занимает 2 такта.

«Раз» — небольшой перескок вперед на всю стопу правой ноги в невыворотном положении; колено присогнуто. Левую ногу согнуть в колене и с окращенной стопой поднять от пола в невыворотном положении вперед-вверх.

«И» — удар в пол каблуком левой ноги, в невыворотном положении, у середины правой стопы.

«Два» — небольшой перескок вперед на всю стопу левой ноги, колено присогнуто; правую ногу отделить от пола.

«И» — удар в пол каблуком правой ноги у середины левой стопы в невыворотном положении; стопа сокращена.

«Раз» — небольшой шаг вперед на всю стопу правой ноги в невыворотном положении. Левую ногу согнуть в колене и с сокращенной стопой отделить от пола в невыворотном положении вперед-вверх.

«Два» — левую ногу с ударом всей стопой в пол опустить у середины правой стопы в невыворотном положении. Центр тяжести на правой ноге.

Движение повторить с левой ноги. Этот вид «дорожки» исполняется на месте, с продвижением вперед, назад, по кругу. Удар всей стопой можно заменять ударом каблука в пол. Движение исполняется четко, сильно, жизнерадостно.

Дробь с подскоком и двойным ударом (каблуком или всей стопой) Движение занимает 1/2 такта.

«И» (затакт) — подскок на левой ноге. Правую, сгибая в колене, с сокращенной стопой высоко поднять в невыворотном положении над полом чуть впереди корпуса. Левую ногу с резким, акцентированным притопом всей стопой в пол опустить в невыворотном положении.

«Раз» — резкий удар каблуком правой ноги в пол у середины левой стопы в невыворотном положении. Одновременно центр тяжести перенести на правую ногу. Левую ногу, сгибая в колене, отделить от пола с сокращенной стопой чуть впереди корпуса в невыворотном положении.

Движение повторить с правой ноги.

Дробь исполняется живо, четко, задорно.

Основные женские движения

Движение занимает 1 такт.

«И» — носки обеих ног слегка приподнять над полом и, соединив вместе, скользящим движением перевести вправо). Центр тяжести на каблуках обеих ног. «Раз» — соединенные носки опустить на пол. Направив чуть вправо. Корпус остается прямым.

«И» — каблуки обеих ног слегка приподнять над полом и, соединив вместе, скользящим движением перевести вправо. Центр тяжести на носках (полупальцах) обеих ног.

«Два» — каблуки обеих ног опустить на пол в 4-е положение, носки направлены влево. Положение корпуса не меняется.

«И» — пауза или повторить движение.

Движение занимает 1 такт.

«И» (затакт) — каблук правой ноги и носок левой при поднять над полом и скользящим движением перевести вправо.

«Раз» — каблук и носок опустить на пол: носки соприкасаются, каблуки разведены в стороны.

«И» — носок правой ноги и каблук левой слегка приподнять над подом и скользящим движением перевести вправо.

«Два» — каблук и носок опускаются на пол; каблуки соприкасаются, носки разведены в стороны.

«И» — пауза или повторить движение.

Движение выполняется вправо, влево, по кругу (с поворотом вокруг оси). Голова медленно поворачивается в сторону по ходу движения. Движение ног дополняется разнообразными движениями рук. При движении вправо центр тяжести незаметно перемещается на левую ногу, при движении влево — на правую. Это движение выполняется плавно, ноги в коленях выпрямлены.

Движение занимает 1/2 такта.

«И» (затакт) — мягкий подъем на полупальцы левой ноги, колено выпрямить. Правую ногу слегка приподнять (стопа параллельна полу). Центр тяжести перенести на левую ногу.

«Раз» — правую ногу плавно всей стопой опустить на пол в исходное положение: колени согнуты и направлены вперед. Левую ногу приподнять над полом. Центр тяжести перенести на правую ногу.

«И» — пауза или повторить движение. Голова повернута чуть вправо и опущена вниз.

Припадание выполняется плавно, задумчиво, с незначительным продвижением вперед или в сторону; шаги небольшие, на полстопы. Очень часто этот вид припадания исполняется на месте или в медленном повороте вокруг себя. Полный поворот совершается за 4 или 8 припаданий.

Движение занимает I такт.

«И» (затакт) — одновременно с поворотом корпуса влево на низких полупальцах левой ноги правой ногой, согнув ее в колене и вытянув носок, сделать сильный взмах от колена назад-вправо. Голову повернуть вправо, взгляд через плечо на стопу правой ноги.

«Раз» — правую ногу, согнув в колене и направив его влево, опустить носком в пол; пятка направлена вправо. Положение корпуса и головы не меняется. «И» — одновременно со скользящим движением на низких полупальцах левой ноги (колено свободно) корпус и голову повернуть к правой ноге. Одновременно с поворотом корпуса правую ногу, выпрямляя в колене, поднять вперед, стопа сокращена.

«Два» — правую ногу, выпрямив в колене, опустить на ребро каблука в ту точку, где раньше находился носок; подъем сокращен, носок направлен вверх. Колено левой опорной ноги в этот момент выпрямлено или полусогнут. Взгляд на носок правой ноги или прямо перед собой.

При повторении движения с другой ноги центр тяжести перенести на правую ногу, которая переходит с ребра каблука на всю стопу.

«Раз» — одновременно с легким подскоком на левой ноге, полусогнутой в колене, и поворотом корпуса влево сделать сильный взмах правой ногой (согнув в колене, носок вытянут) от колена назад-вправо. Голову повернуть вправо, взгляд через плечо на стопу правой ноги.

«И» — правую ногу, полусогнув в колене, опустить невыворотно носком в пол; колено направлено влево, стона — вправо. Корпус и голова сохраняют прежнее положение.

«Два» — одновременно с легким подскоком на левой ноге, полусогнутой в колене, корпус и голову повернуть вправо: правую ногу, выпрямляя в колене, поднять вперед на 45″;стопа сильно сокращена, носок направлен вверх.

«И» — правую ногу, выпрямив в колене, опустить на ребро каблука в ту точку, где раньше находился носок: стопа сокращена, носок направлен вверх. Колено левой опорной ноги вытянуто или полусогнуто. Положение корпуса не меняется, Взгляд направлен на носок правой ноги (или голова поворачивается влево). Повторяя движение с другой ноги, сделать легкий подскок на правой ноге, центр тяжести перенести на правую ногу, левая нога делает взмах от колена назад.

Основные позиции и движения в казахском народном танце

Поскольку казахский танец находится в процессе становления, было бы неправильно канонизировать какие-то положения и движения рук как единственно возможные в казахской хореографии. В настоящем разделе указаны положения и движения рук, наиболее характерные для казахских танцев на данном этапе их развития. Несомненно, что в дальнейшем круг таких движений будет расширяться, видоизменяться и обогащаться.

Для казахской девушки характерны мягкие, плавные движения рук, спокойные переходы из одного положения в другое. Движения рук могут сопровождаться вращением кистей «от себя», а иногда «к себе», причем вращение делается плавно, волнообразно.

У юношей руки более жесткие, меняют положения более резко. Иногда кисти бывают отогнуты и направлены ладонями «от себя». Вращательные движения кисти мужскому танцу не свойственны.

В ряде казахских танцев движения рук построены на обыгрывании какого-нибудь предмета, подлинного или воображаемого.

Так, в мужском танце может обыгрываться лук, нагайка, в женском — коса, браслеты, рукава и т. д.

В казахском народном танце руки играют исключительно важную роль. Они выполняют, помимо технической, и пластическую функцию. Руки в казахском танце, особенно женском, не только украшают его, но и раскрывают содержание, подчас «ведут» танец. Поэтому особое внимание уделяется разработке их пластичности и гибкости.

В казахском танце существуют шесть позиций рук:

Обе руки свободно по бокам опущены вниз. У девушек пальцы закруглены, у юношей пальцы прямые.

1-я позиция 2-я позиция 3-я позиция

«Салем» (поклон). Руки с округленными локтями, направленными вперед, поднять перед корпусом, ладони направлены к зрителю. Обе руки подняты вперед, локти закруглены, кисти чуть заметно приподняты, пальцы направлены вперед.

«Кус-канаты» (крылья-птиц) Руки поднять в стороны, держа свободно в локтях, кисти направить ладонями вниз, пальцы раскрыты. Обе руки подняты в стороны, свободные в локтях, кисти направлены ладонями вниз, пальцами в стороны. У девушек пальцы закруглены, у юношей прямые.

«Кос-муйiз» (рога). Руки с округленными локтями поднять вверх, у девушек: ладони — вверх, пальцами одна к другой. У юношей кисти зажаты в кулак и направлены со стороны ладоней вперед; исполнитель как бы держит нагайку, лук, винтовку и т.д.

«Саулеке» (головной убор девушки). Одну руку перевести в 3-ю позицию, другую руку, согнуть в локте, держать перед корпусом. Кисть направить тыльной частью к себе, ладони — вверх от себя.

«Саныр-муйiз» Одну руку отвести в сторону, другую поднять во 2-ю позицию ладонью к себе, ладонь протянутой руки протянута вниз.

«Белбеу» (кушак). Движение для мужчин — округленные в локтях руки находятся на талии, пальцы захватывают белбеу (кушак).

Либо: левая рука лежит сбоку на талии, обхватив пальцами кушак. Правая рука может быть во 2-ой, в 3-й позиции. В 3-й позиции кисть зажата в кулак и как бы держит нагайку, лук и т.д. Корпус или прямой, или слегка повернут левым плечом вперед.

6-я позиция (второй вид).

«Камшы» (плеть). руку поднять в 1-ю позицию, т.е. вперед, другую — в 3-ю позицию, т.е. поднять вверх, пальцы сжаты в кулак.

1-е положение 2-е положение 3-я положение

1-е положение (женское и мужское).

Одна рука поднята вверх в 3-ю позицию и чуть отведена в сторону, другая поднята в сторону во 2-ю позицию.

У девушек локти закруглены, кисти приподняты, направлены ладонями «от себя», пальцы закруглены.

Когда поднимается во 2-ю позицию левая рука, корпус слегка поворачивается левым плечом вперед.

У юношей локти прямые, кисти приподняты, направлены ладонями «от себя», соединенными пальцами вверх.

2-е положение (женское).

Обе руки направлены в одну сторону. Правая рука поднята во 2-ю позицию, локоть присогнут, кисть направлена ладонь вниз, закругленными пальцами в сторону. Левая рука, согнута в локте, находится перед грудью исполнительницы, от корпуса отведена, рука от локтя до кисти параллельна полу, кисть прямая, ладонь в низ, закругленными пальцами вправо. Корпус слегка отклонен от рук. Голова повернута в сторону вытянутых рук: исполнительница как бы смотрит на кисть руки. Руки могут меняться направлениями.

Правая рука находится в 3-уй позиции, локоть закруглен и направлен в право, кисть отогнута, направлена ладонью вверх, закругленными пальцами влево. Левая рука, согнута в локте, находится перед грудью исполнительницы, от корпуса отведена, рука от локтя до кисти параллельна полу, кисть направлена тыльной стороной «к себе», ладонью «от себя», пальцы закруглены. Корпус слегка наклонен на левый бок и направлен левым плечом вперед. Голова повернута к левому плечу. Руки могут меняться направлениями.

4-е положение 5-е положение

4-е положение (мужское).

Левая рука лежит сбоку на талии, обхватив пальцами кушак. Правая рука может быть в исходной позиции, во 2-ой, в 3-й позиции. В 3-й позиции кисть зажата в кулак и как бы держит нагайку, лук и т.д. Корпус или прямой, или слегка повернут левым плечом вперед.

5-е положение (мужское).

Правая рука может быть во 2-ой, в 3-й позиции. В 3-й позиции кисть зажата в кулак и как бы держит нагайку, лук и т.д. Корпус или прямой, или слегка повернут левым плечом вперед.

Движение №1 (женское). Перемена направлений рук в положении №1.

Руки находятся в положении № 1: правая рука поднята вверх, левая — в сторону, кисти слегка приподняты, направлены закругленными пальцами вверх, ладонями «от себя».

Руки меняются направлениями, т. е. левая рука из 2-й позиции поднимается в 3-ю, правая из 3-й позиции переводится во 2-ю. Перемена направлений производится медленно: плавно, причем руки одновременно с переходом из позиции в позицию выполняют одно вращательное движение кистями «от себя» в один поворот.

Исполнительница переводит кисти ладонями «к себе», опускает кисти пальцами «к себе», затем пальцами вниз, разворачивает кисти пальцами «от себя» и при; поднимает кисти, возвращая их в исходное положение. Корпус остается прямым, голов, вместе с переменой направления рук переводится к руке, поднимаемой вверх.

Движение № 2. Перевод рук из исходной позиции в положение № 3.

Руки в исходной позиции. Руки поднимаются веред в 1-ю позицию, кисти направлены ладонями вверх. Затем руки переводятся вправо, в положение № 3, т. е. правая рука поднимается в 3-ю позицию, левая, сгибаясь в локте, приближается к корпусу на уровне груди, одновременно кисти обеих рук выполняют мягкое вращательное движение «от себя» в один поворот. Корпус слегка наклоняется на левый бок, выдвигая левое плечо вперед. Голова переводится к левому плечу.

С началом следующего то такта это же движение повторяется с переменой направлений: руки опускаются в исходную позицию, затем поднимаются в 1-ю позицию и переводятся в положение № 3 влево.

Движение № 3. Раскрывание рук вперед, направляя ладони то вверх, то вниз.

Руки в 1-й позиции ладони направлены вниз.

Обе руки, сгибаясь ч локтях, приближаются спереди к корпусу, локти отводятся в стороны. Затем кисти выполняют вращательное движение «к себе» в один поворот, т. е. опускаются пальцами вниз переводятся пальцами «к себе», раскрываются пальцами вперед, ладонями вверх, одновременно руки, разгибаясь в локтях, протягиваются вперед.

На следующий так обе руки, сгибаясь в локтях и направляя их в стороны, приближаются спереди к корпусу, ладони направлены вверх. Затем кисти выполняют вращательное движение «от себя» т. е. приближаются пальцами «к себе», опускаются пальцами вниз, поворачиваются пальцами вперед, ладонями вниз; одновременно руки, разгибаясь в локтях, протягиваются вперед.

Движение № 4. Круговое движение рукой перед лицом.

Музыкальный размер: 2/4.

Руки находятся во 2-й позиции. Из-за такт и правая рука поднимается в 3-ю позицию, кисть приподнята, направлена ладонью «от себя», закругленными пальцами вверх, локоть закруглен и направлен вправо.

«Раз» — правая рука опускается, проводя кисть тыльной стороной со стороны левой щеки, локоть сгибается и опускается вниз, кисть приподнята и направлена пальцами верх, ладонью влево. Левая рука остается во 2-й позиции.

«И» — Правая рука проводится в 1-ю позицию, одновременно выполняя мягкое вращательное движение кистью «от себя».

Правая рука проводится из 1-й позиции во 2-ю, кисть направлена ладонью «от себя». Левая рука в том же положении. Правая рука остается во 2-й позиции. Левая поднимается вверх, начиная то же движение.

Движение № 5. Вращение рук, скрещенных в запястьях.

Обе руки подняты вперед и скрещены в запястьях, правая кисть, находится над левой, ладони направлены вниз.

На «затакт» руки поднимаются от локтя, направляя соединенные кисти пальцами вверх, скользя в запястьях и не разъединяясь, кисти поворачиваются ладонями «к себе», затем одна к другой опускаются пальцами «к себе» и вниз, согнутыe локти поднимаются в стороны. На счет «раз» руки, проскальзывая в запястьях и разгибаясь в локтях, вытягиваются вперед, кисти возвращаются в исходное положение. Движение может повторяться несколько раз подряд.

Движение № 6.Перемена направлений рук в положении № 2.

Руки находятся в положении Х№ 2: правая рука поднята вправо, левая, согнутая в локте, сходится перед грудью исполнительницы, кисти прямые, направлены пальцами вправо, ладонями вниз. Голова повернута вправо.

На счет «раз» руки, сгибаясь в локтях, приближаются к корпусу, при этом кисть: начинают плавное, чуть заметное вращательное движение «от себя».

На счет «два» руки, меняясь направлениями, мягко и плавно переводятся влево, в то же положение. Кисти, закончили вращение, направлены пальцами влево, ладонями вниз. Голова вместе с руками переводится влево, взгляд сопровождает движение рук.

Движение № 7 (женское). Исполнительница поправляет браслеты.

Девушка поднимает одну руку вперед 1-ю позицию, на уровне груди и ладонью другой руки проводит сверху по запястью вытянутой руки, как бы поправляя браслет, кисти направлены ладонями вниз. Корпус слегка наклонен вперед и в сторону вытянутой руки. Голова чуть наклонена: исполнительница любуется браслетом.

Движение повторяется с переменой направлений рук.

Движение № 7 Движение № 8

Движение № 8 (женское). «Игра с косами».

Исполнительница, слегка повернувшись правым плечом вперед и наклонив голову к правому плечу, проводит обеими руками по правой косе сверху вниз: кисть правой руки проводится ладонью поверх косы, кисть левой руки находится под косой, касаясь ее тыльной стороной. Руки, как бы пpиглаживая косу, опускаются вниз примерно до уровня талии. Затем кисть левой руки забрасывает низ косы на тыльную часть кисти правой руки, при этом кисть левой руки поворачивается тыльной стороной «к себе», ладонью «от себя». Забросив, косу на кисть правой, левая рука опускается вниз между кистью правой руки и корпусом,

После этого обе руки переводятся влево и движение повторяется с другой косой.