О русском народном танце

Редко на просторах сети можно найти интересные действительно, глубокие и дельные мысли, идеи и танцах о размышления и о народном танце в частности. А может есть и быть они, только лежат где-то доступно и не далеко для массового читателя.

Не могу не статьей поделиться Галины Владимировны Емельяновой, которая народном о пишет танце. Ее точка зрения не обычна, что потому это человек, который совершил этноэкспедиций много и увидел, что народные танцы, преподаются которые в учебных заведениях и народные танцы, танцуются которые в деревнях, это разные вещи, того более, это танцы, основанные на разных принципах основополагающих.

Представьте, что это такое — что, узнать народные танцы, которым ты учился, совсем это не народные танцы, а продукт чьего-то (чьего интересно) ума и воображения.

Как она пришлось, ей пишет переучиваться и станцевать сразу не получалось.

выделить бы Хотел основные принципы, на которых основывается танец народный. Это цитаты из ее статьи, которая приведена будет ниже.

Принципы русского народного Чтобы

1. танца человек мог пропустить через что то, себя исходит от наших корней и ощутить особое это состояние, он должен быть открытым, т.е. всех во свободным смыслах, и эмоционально, и физически, и энергетически, и нравственно, и мысленно, а главное – духовно.

2. Любое движение происходить должно как и м п у л ь с — р а с с л а б л е н и е.

3. Импровизация. При всем желании своем я не смогла вспомнить ни одного исполнителя в который, деревне бы не импровизировал. И наоборот. Среди хореографов — это профессионалов редкость.

4. Принцип своевременности.

5. Принцип передачи живой от исполнителя к исполнителю.

6. Принцип органичности и восприятия целостности.

7. Седьмой принцип вытекает из предыдущего: должен человек вырасти на традиции.

Также Галина пишет Владимировна про зажатость классических танцоров и тогда, хореографов как деревенские плясуны и плясуньи зажаты и не свободны. Глупость, конечно, но не могу себе как, представить это, если, например, балерина деревенскую на придет вечерину и попытается станцевать хоровод что или-то народное. Даже если это хорошая очень танцовщица.

Мышечная память она что, такая переучиться и перестроиться трудно, тем если более принципы находятся на противоположных берегах реки танцевальной.

PDF версия статьи о народном Сама

танце статья о народном танце в формате для PDF удобного чтения или распечатки:

Русский народный танец кадриль: виды и особенности

Русский народный танец кадриль — это парный танец, являвшийся в далекие времена салонным, который очень быстро стал распространенным в народе. Правда, со временем он претерпел некоторые изменения в манере и в движениях, однако характерные для него композиционные особенности остались.

Русская кадриль — танец нашего народа, являющийся очень разнообразным и по истине красивым. Хотя имеется много разновидностей самого танца – белорусская, литовская, украинская… что и говорить, даже американская кадриль существует. Каждый вариант по-своему особенный, самобытный и разнообразный.

История возникновения и развития

Вообще само название “кадриль” схоже с французским словом “quadrille”, испанским “cuadrilla” и латинском “quadrum”. Из-за этого у многих возникают сомнения касательно того, где же, всё-таки, зародился этот танец. Но если верить историческим источникам, то кадриль появилась во Франции, причем в качестве бального танца, которая образовался от контрданса (родиной которого является Англия). Пары девушек и парней располагались по четырехугольной схеме, и каждая пара по очереди исполняла сольную партию. Танец состоял из пяти фигур и все они заканчивались одним общим движением, которое и объединяло танцоров.

Сначала фигуры являлись довольно сложными в исполнении и носили название Le Pantallon, L’ete, La Poule, La Pastourelle и, конечно же, Finale. Практически все перечисленные названия связаны с названием песен. В финал всегда включался танцмейстер. И не смотря на то, что фигуры были достаточно трудными в плане освоения, абсолютно каждое движение должно было быть отработанным до идеального, совершенного состояния. Потом танец претерпел некоторые изменения, и фигуры заменились на цифры. Новые движения сменили старые, некоторые стали проще.

Кадриль быстро покорила любителей танцев, посетителей танцевальных залов и салонов и, в конце концов, стала одним из самых популярных танцев. В особенности в России – его танцевали практически везде. Потом кадриль стала распространенной в народной среде и вот там она сильно изменилась. Теперь это был национальный танец с ярко выраженным русским колоритом. Любимая народна пляска. Прежние фигуры переработались, народ сочинил новые. Танец даже стал различаться по регионам и отдельной местности. Собственно говоря, если бы не эти изменения, то кадриль бы не прожила так долго.

Профессиональная специфика

Итак, говоря про русский народный танец кадриль, следует отметить его характерные особенности:

  • Кадрили присущ музыкальный размер две четверти (иногда его заменяют на 6/8);
  • Исполняется она исключительно чётным количеством танцующих пар;
  • В танце может быть минимум пять фигур и максимум 12;
  • Этот танец отличается характерной композицией.

Но если описывать кадриль, то следует учитывать, о каком именно танце идёт речь. Существует масса видов кадрили, как уже говорилось в начале. И даже если это белорусская кадриль, то внутри неё может быть ещё несколько вариантов. Если брать во внимание русский танец, то существует московская, уральская, волжская кадриль.

Особенности русской кадрили и её специфика

Об этом танце можно говорить долго и много. Вообще, искусство танца постичь полностью невозможно – настолько широкими возможностями обладает человеческое тело, настолько шикарным и разнообразным может быть тот или иной танец. Однако о главном следует сказать. Русская кадриль отличается разнообразными формами и принципами построения, то же самое касается сложности композиции и непосредственно техники исполнения танца.

Если говорить про форму построения, то выделяют три группы – квадратная, линейная (двухрядная) и круговая. Итак, к первой из перечисленных относится композиция, в которой пары стоят в углах квадрата и движения они осуществляют либо по диагонали, либо крест-накрест. В данном виде исполнения обычно принимает участие четыре пары (исходя из формы схемы).

В линейной композиции участвует до 16-ти пар, а в редких случаях даже больше. Для этого исполнения характерно движение двух линий друг другу навстречу. Ну а в круговой принимает участие четное количество пар – четыре, шесть или восемь. Соответственно, исходя из названия, можно понять, что движение происходит по кругу, зачастую к центру круга, или же обратно.

Белорусская кадриль

Её просто нельзя не отметить вниманием. Это действительно очень интересный вид танца. Для неё характерны разнообразные построения, а фигур может быть любое количество – от 4 до 12. Кстати, чем отличается белорусская кадриль – так это тем, что в ней могут солировать отдельные танцоры, чего нет в других. И белорусские танцы ещё интересны тем, что некоторые кадрили основаны на слиянии характерных особенностей этого танца с такими, как, к примеру, “Врубель”, “Чижик” или “Бычок”.

Русские народные танцы

Русские народные танцы

Россия – великая страна, владеющая необъятными просторами. Может быть, поэтому у русского народа такая широкая душа, глубину которой хорошо можно выразить в танце. Русские народные танцы условно подразделяют на пляски и хороводы. Зародились они в глубокой древности, в те времена, когда на Руси было язычество. Земледелие и скотоводство требовали особого внимания в весенне-летний период, а осень и зима отдавались на откуп праздникам и забавам. Всевозможные ярмарки, проводившиеся после сбора урожая, служили не только для торгов, но и для веселого времяпровождения. Вот тут и расцветали яркими узорами русские пляски и хороводы.

Народный танец хоровод – один из самых древних. Это очень красивый славянский обрядовый танец, который включает в себя множество элементов, связанных с обыденной жизнью человека. Сватовство и сбор урожая, продолжение рода и течение времени – язык хоровода выразительный и символичный. Неправильным было бы считать, что это только движение по кругу взявшись за руку. Танец имеет множество построений, а рисунок хоровода порой сложный и таинственный. Педагоги в народные танцы для детей нередко включают хоровод. Он помогает эмоционально раскрыться ребенку и способствует сплоченности детского коллектива. Как правило, начинается хоровод с несложных построений и переходов, которые с каждым тактом усложняются и, достигая кульминации, завораживают зрителя. Звездочка, клин, коло, улица, колона, двойной круг – вот основные фигуры хоровода.

Русские народные танцы для детей строятся на игровом моменте. Через игру ребенку проще понять душу танца, осознать его смысл и предназначение. Приобщение к русской культуре посредством языка танца рождает в сознание ребенка любовь к своей Родине, к ее традициям и истории.

Удивительны и русские пляски, которые представляют собой импровизированное соревнование танцоров. Для девушек это плавные движения, взмахи платочками, полет рук, наклон головы. Для мужчин русский перепляс – это возможность показать свою удаль, силу, ловкость. Движения народного танца требуют хорошей физической подготовки. Дробь, вертушки, присядка – сложно выполнить все эти элементы, не обладая сноровкой и силой. Заводная, энергичная музыка русского танца помогает созданию образа, без которого танец будет смотреться как простой набор движений. Очень часто это не просто мелодия, а песня, в которой рассказывается какая-то жизненная история. «Трепак», «Барыня», «Камаринская», «Калинка» – эти русские песни-пляски известны и популярны во всем мире. Их с удовольствием включают в свой репертуар многие танцевальные коллективы России.

Вдвойне приятно, что детские народные танцы не теряют своей актуальности в век цифровых технологий и с каждым годом завоевывают все большую популярность среди молодежи нашей страны. Духовное развитие молодого поколения, сохранение традиций русского фольклорного танца, являющегося важной составляющей культуры нашей страны – это уверенность в будущем России.