Как освоить жесты индийского классического танца. Что такое винийога. Где узнать и как запомнить значения хаст.

Сначала развеем главный миф.

Классический индийский танец — это не искусство сурдоперевода! Танцовщица не должна «переводить» на язык жестов рук и пальцев («хаст») текст песни. Предполагается, что зритель не глухой и текст песни слышит. Вводимые танцовщицей жесты призваны перекликаться с текстом песни, художественно и эмоционально их подчеркивая.

Если шлоки, пушпанджали еще исполняются на санскрите, то многие другие танцевальные номера — на языке индийского штата. И зрителям в Индии текст понятен. Да, увы, он непонятен нам, и это создает проблемы для популяризации классического индийского танца в России.

Что такое хаста?

Наверное, большинство знают, но на всякий случай, кратко укажу. Хаста — это каноническая позиция рук и пальцев, имеющая название на санскрите. Переводится как «печать», что связано с древней историей использования хаст. Жрецы практиковали складывание хаст в конце молитвы, чтобы «запечатать» всё благое, созданное в процессе религиозного ритуала. Так как одним из основных понятий индуизма является сохранение чистоты. Как бы в сосуде. «Печать» — защищает сосуд, сохраняя содержимое. Позиции ног описаны в отдельной статье.

Как одна и та же хаста имеет разные значения?

У каждой хасты много значений. И это не значит, что танцовщица может выставить просто руку в нужном соединении пальцев лицом к зрителю, и он сам додумает, что именно сейчас она значит, выбирая среди разных значений.

Чтобы использовать конкретное значение хасты, нужно её правильно использовать. Например, в поднятом над головой положении эта хаста будет значить одно, в вытянутом вперед — другое, а вместе с другой хастой левой руки — третье. И так далее.

Как узнать и изучить эти варианты?

Для этого существует такое упражнение как «винийога хаст» (hasta viniyoga). Так как её часто делают с вокалом и под инструментальное сопровождение, то неискушенному зрителю может показаться, что это такой танец. Но это не так. Вини йога хаст — это пропевание (или проговаривание) всех значений данной хасты. То есть танцовщица показывает хасту в положении, соответствующем, например, понятию «лес» и поет «лес» и так далее. Порядок и комплект пропеваемых слов традиционен и не меняется. Конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В этой статье есть видео, и Вы на их примере можете сразу понять, как это выглядит.

Гениальное изобретение индийцев!

Как запомнить цепочку слов, никак не связанных ни логически, ни ритмически? Задача трудная. Вы в школе учили иностранный алфавит? Сейчас сможете воспроизвести? Наверняка, захочется пропеть, а не просто сказать, да? Вы потому и запомнили его, потому что пели в классе. Распевки запоминаются на года и усваиваются быстро. Разучивая и исполняя винийогу, пойте ОБЯЗАТЕЛЬНО. Даже если Вам медведь на ухо наступил и ещё потом не раз по нему прошелся. Вам не придется исполнять винийогу на сцене. Это — не концертный номер. Если Вы будете петь — то легко и навсегда запомните значения. Если не запоёте — намучаетесь учить, да ещё и забудете её быстро. Пропетая винийога «застревает» в памяти. На своих занятиях в Диваданс убеждаюсь в этом регулярно. Даже если вы не сможете через год её вспомнить и пропеть, значение тех или иных положений останутся у Вас в памяти, станут Вашим танцевальным словарем и будут легко всплывать в памяти, когда вам понадобится воплотить то или иное слово в танце.

Варианты исполнения винийоги.

Некоторые винийогу просто проговаривают — кто-то медленно, кто-то быстро. Но чаще пропевают — мы уже разобрали, почему эффективнее петь.

Насчет мотива тоже могут быть варианты: некоторые поют все винийоги на один мотив. И даже могут пропеть всё по всем хастам подряд. Другие стараются внести разнообразие в мелодию. Поэтому, встретив вини йогу одной и той же хасты с разной мелодией распевки, не делайте скоропалительных выводов, что одна из них «неправильная».
В разных школах одного и того же стиля некоторые жесты могут варьироваться. В одной школе покажут так, а в другой — немного по-другому. Отличия небольшие и логику не нарушают, но они всё-таки есть и к ним нужно быть готовым. Посмотрите разные винийоги. Их много на ютьюбе.

В разных стилях индийского классического танца винийоги отличаются уже сильнее. Да, например, «молния» и в катхаке, и в бхаратанатьям показывается очень похоже, даже одинаково, а другие понятия уже различаются. Я даже не рекомендую брать винийоги родственных стилей. В кучипуди и бхаратанатьям винийоги отличаются существенно.

На каком языке петь?

Написана винийога на санскрите. Поют её часто на санскрите даже те, кто на этом языке ни слова не знают. Когда на санскрите винийогу поет индийская танцовщица, которая знает много поэм на санскрите наизусть и обладает понятиями этого языка, это одно дело. А когда на санскрите пытаемся её выучить мы — то получается почти бесполезное действие.

Какой смысл петь и учить её на санскрите, если это не поэма, не шлока или какой-либо вообще танец, который может исполняться на сцене и имеющий поэтическое содержание. Нельзя назвать литературным произведением текст: «павлин, лиана, птица, тошнота, расчесывать, ставить тилаку. » и т. п. Винийога — это цепочка значений, которую нужно запомнить и связать с тем или иным положением конкретной индийской хасты. Потому и петь её надо на своем языке — тогда Вы можете всегда вспомнить, как сложить пальцы и руки, чтобы воплотить нужное понятие на сцене.

Не путайте винийогу той или иной хасты с винийогами всех хаст вместе.

Кроме пропевания всех значений одной хасты есть еще пропевание всех хаст без специфических положений. В винийоге асамьюта хаста (хаст одной руки) танцовщица складывает перед грудью последовательно все хасты одной руки, пропевая только их названия. То же — и с самьюта хастами (хасты двух рук). Это — тоже винийоги, но не значений хаст, а пробегание по их названиям. Поэтому, высматривая винийоги на ютьюбе, набирайте не «hasta viniyoga», а «alapadma hasta viniyoga» и т. п. То есть добавляйте название конкретной хасты, иначе получите только пропевки названий хаст.

Удачи и успехов вам в освоении индийского классического танца!

Танец и язык жестов

Внимание Индии поглощено временем; внимание Запада – пространством. Музыка и танец – это временное искусство для Индии. Для Запада – это искусство пространственное.
Для Индии танец – это нечто возвышенное. Считается, что в своей высшей форме танец сочетается с космическим ритмом. Исполнитель пребывает в блаженстве. Великий суфийский поэт-мистик Руми сказал, что танец – это «кратчайший путь к Богу.»

Шива является покровителем музыки и танца. Он обучил музыке Нараду, небесного посланника, и танцу Бхарату, автора Натьяшастры, трактата по драматическому искусству.
У древних греков, подобно индийцам, существовала драматическая форма, объединенная с музыкой и танцем. В греческих постановках история рассказывалась хором, в индийских же повествование велось в виде песни. Видушака (ведущий, за неимением лучшего способа представления) объяснял тонкости.

Танец – это согласованное движение всего тела и ума . В трактате Абхинайя Дарпана объясняется, что танцор должен пропевать песню горлом, изображать ее смысл жестами, настроение (бхава) – глазами, и отбивать точный ритм ногами. Опять-таки, «куда следует рука – туда и взгляд; за взглядом следует ум; за умом – чувства; а за чувствами – настроение». Жест считается душой индийского танца.

Драматическое искусство (Натья) было создано Брахмой (одним из божеств индийской триады Богов) для просвещения и развлечения людей. Это называлось «имитация мирских обычаев». Четыре элементы Натьи – декламация, пение, актерская игра и раса – были заимствованы из четырех Вед. Поэтому она называется Натьяведа. Из Риг Веды была заимствована декламация, из Сама Веды – система пения, из Яджур Веды – абхинайя (мимика, сопровождаемая жестами), а из Атхарва Веды — раса (эстетическое переживание).

Жесты являются одной из старейших форм передачи мысли. В человеке заложена сильная склонность к подражанию. И многие из этих систем языка жестов являются общими для человечества. Но танцевальные жесты могут означать множество понятий. Поэтому пение приобрело такое важное значение. Вачика (словесная) абхинайя дополняет ангика абхинайя (язык тела и жестов). И, не будем забывать, добавляет изящества и красоты искусству танца. Как под слова подбираются соответствующие мудры (жесты)? Считается, что слова свойственны рукам. Это выражает основополагающий принцип языка, основанного на естественных и выразительных движениях, говорит Ананда Кумарасвами, авторитетный специалист по индийскому искусству.

Можно привести несколько примеров таких «естественных» выражений: вращающиеся глаза обозначают гнев; застывший взгляд выражает любовь ; поднятые брови – сомнение; расширенные ноздри – гнев; опущенные вниз уголки губ – печаль, опущенная губа – зависть, и так далее. Тело может выразить эмоции множеством способов. Танцор пытается достичь идеального исполнения позы и передать смысл вечного. Поэтому техника танца объединена с искусством скульптуры . Берил Де Зете, европеец, занимающийся индийскими танцами, так отзывается о европейской системе танца: она «очень простая» по сравнению с «выразительной культурой тела» индийского танца.

Существует три формы танца: Тандава (мужская, энергичная), Ласья (женская, мягкая) и Пиндибандха (сочетание этих двух). Тандава (космический танец) исполняется Шивой, а Ласья – его супругой Парвати. Шива добавил танец в Натью, чтобы наделить ее «блеском и красотой», сделать милой сердцам людей.

Существует чистый танец без абхинайи, а также танец с элементами драмы. Чистый танец развился из 108 идеальных поз, на которых основана техника движений, называемых карана. Каждая карана состоит из движений нескольких конечностей – другими словами, большей части тела. Сходным образом, комплексная система языковых знаков (жестов рук) образовалась из алфавита основных жестов рук (хаста), подобно тому, как развилась устная и письменная речь. Руки стали основным средством передачи мыслей. Они переводят слова в знаки. Прилагательные, существительные, глаголы, имена собственные, наречия, слова- связки, предлоги, абстрактные понятия – все это можно изобразить с помощью жестов и мимики.

Каждая школа танца (а в Индии существует шесть основных школ – Бхарат-Натьям, Катхакали, Манипури, Кучипуди, Одисси и Катхак) использует основые жесты. А каждый жест может выражать множество понятий – до 85, как жест патака (флаг). Поэтому возникла потребность в пении, которое бы поясняло повествование. В западной системе балета упор делается на широкие жесты рук и минимум выражений лица. В сущности лицо балетного исполнителя выражает мало эмоций. Индийский танцор, напротив, выражает лицом тысячи эмоций, быстро сменяющих друг друга. Балет – это скорее «спектакль», без сомнения, привлекательный. Аристотель сказал о драматических постановках, что их цель – очистить душу человека от сильных страстей. Этой цели невозможно достигнуть западным балетом или танцем.

Танец в Индии возник из ведических ритуальных танцев. В ритуале также были заложены элементы драматического представления.
Никакая другая танцевальная форма не уделяет столько внимания языку жестов, как индийская. Каждый жест продумывается до мельчайших подробностей.
С древнейших времен «язык рук» (акшара- муштика) был предметом серьезного изучения. Некоторые жесты стали универсальными. Например, жест, обозначающий «покровительство и защиту» (абхайя- мудра ). Подобным образом, сложенные вместе ладони (анджали), жест, которым индийцы приветствуют друг друга, напоминает им о божественной сущности человека. (Кстати, сложенными вместе ладонями, поднятыми над головой, приветствуют богов, сложенными перед лицом приветствуют своего гуру (учителя), а сложенными у груди – брахмана или уважаемого человека.)

Язык жестов
Существует три формы танца: Тандава (энергичная), Ласья (мягкая) и Пиндибандха (сочетание этих двух). Известны 108 танцевальных поз, описанных в Натьяшастре, называемых карана.
“Натья” состоит из четырех элементов: Ангика (жесты и движения), Вачика (речь), Ахарья (костюм) и Сатвика (чувства и эстетическое представление).

Существует три формы Ангика: Сарира (тело), Мукхайя (лицо) и Каста (движения частей тела).
В танце используются шесть анга (основных частей тела): голова, руки, бедра, грудь, бока, стопы; шесть упанга (меньших частей тела) – глаза, брови, нос, губы, щеки, подбородок. Кроме того, в танце также используются шея, плечи, живот, ляжки, голени, колени.

Разделяют две формы хаста мудр (жестов руки): Асамьюта (жесты для одной руки) мудры (их всего 28), и Самьюта (жесты для обеих рук). Таких жестов всего 24. Для чистого танца используют 30 движений хаст.

Движения тела разделяются на четыре группы: караны, ангахары, речаки и пиндибандхи.
Существует четыре формы бханга (наклоны): бханга, самабханга, атибханга и трибханга. Первый означает спокойствие, второй – Будду, третий – Натараджу, а четвертый – Парвати.

Движения ног также бывают четырех видов: Мандала (круговые, 10 позиций), Утплавана (прыжки, пять типов), Бхрамари (кружения, семь типов) и Падачари (движения ног, семь типов), а также различают десять видов походки. Различают четыре цвета лица, обозначающие типы личности. Глаза: Бхарата отмечает 36 видов взглядов.

Используют семь движений бровями, семь движений глазами, шесть – носом, шесть – щеками, шесть – губами, шесть — лицом, девять — шеей, тринадцать – головой, пять положений груди, пять движений боков, пять движений бедер, пять движений лодыжками, пять – голенью, пять – стопами, четыре – руками и т.д.

На этом я прощаюсь словом «пранам» – практически универсальным жестом.

Автор – опытный журналист и известный писатель. Данная статья является сокращенной версией статьи, вышедшей в журнале «Индия Перспективы» в январе 1997 г.

Жесты в индийских танцах и их значения. Магия индийского танца

Октябрь 19th, 2011

В разделе: Магия | и в подразделах: индия. | Автор-компилятор статьи: Лев Александрович Дебаркадер

Продолжаем раздел «Магия» и подраздел «Индия» статьёй Магия индийского танца. И поговорим об этом древнейшем в мире танцевальном искусстве, насчитывающем тысячи и тысячи лет — и как минимум поэтому несущем древнюю магию.

Магия индийского танца может пониматься двояко. С одной стороны индийский танец может рассматриваться как своеобразное заклинание, молитва — только не словами голоса, а словами тела. С другой стороны, индийский танец — это магия без всяких мистических элементов — сам по себе, как художественное произведение.

Интересно, что на сегодня существует очень много школ и стилей индийского танца — примерно столько же, а, может, и больше, как и стилей и школ боевых искусств. Существует два вида классического индийского танца: сольный танец, в одном из семи главных танцевальных стилей бхараг-натьям, катхак, манипури, катхакали, кучипуди, одисси и мохини-аттам, — и танцевальная драма. В современном танцевальном искусстве Индии оба вида часто смешиваются. Катхакали, кучипуди, бхарат-натъям и мани-пури могут быть танцевальными драмами, групповыми танцами. Уже в «Натьяшастре», прославленном трактате, написанном между II и IV вв. н. э., содержится упоминание о двух типах танца:

  • экахарья — сольном танце, и
  • анекахарья — групповом танце.

Формы танца можно разделить на две основные категории: нритта «чистый» танец, танец как таковой, и нритья танец, передающий некую идею. Третьей разновидностью танцевального искусства, следуя этой классификации, является натья, театральное представление.

Индийский танец может относиться к северному направлению, может относиться к южному. Может быть характерным для одной провинции, или для отдельного штата. Тем не менее, можно выделить множество общих особенностей, которые собирают все школы и стили в одну большую группу индийских танцев. И эти же особенности делают индийские танцы уникальными по сравнению с любыми другими.

Так, индийский танец — это речь тела, состоящая из букв. Буквы-положения тела могут быть собраны в своеобразный алфавит. Алфавитом танца трактаты провозглашают 108 поз Шивы, названных каранами. Из каран индийский танцовщик складывает своеобразные комбинации, некую основу танцевальной композиции, — они называются ангахарами. Помимо этого танцовщику досконально следует знать мудры — разнообразные позиции пальцев, и хаста — жесты рук, а также многочисленные канонические движения глаз, шеи, головы и других частей тела.

При помощи мудра исполнитель способен изобразить не только различные предметы, но и любое действие, эмоции и абстрактные понятия. Этот своеобразный «язык жестов» имеет в своем «словаре» более 500 символов-понятий. В зависимости от чередований и комбинаций их, выполненных одной или двумя руками, и от положения самих рук по отношению к телу танцовщик может передать любое содержание.

Вместо звучащих со сцены слов индийские зрители воспринимают в этом случае сменяющиеся пластические комбинации, высоким искусством танцовщика превращенные в целые фразы, реплики, монологи и диалоги. Иными словами, индийский танцовщик благодаря мудра, обладает уникальной возможностью с большой точностью воспроизводить литературный текст драматургического произведения.

Интересно, что в начале века в Европе был создан вид танцевального искусства, ещё более тесно связанный с речью — эвритмия, где отдельные положения тела соответствуют буквам того или иного языка, музыкальным нотам. Соответственно, хорошо подготовленный эвритмист может разговаривать и петь с помощью своего тела в буквальном смысле этого слова. Однако, речь идёт про индийские танцы, так что не будем отвлекаться. Тем более что эвритмию мы сможем затронуть более глубоко в дальнейших статьях.

Итак, вследствие огромного символического обЪёма информации, передаваемой с помощью пластики, в Индии сама собой разумеется способность каждого индийца с детства понимать специфический язык танцовщиков. Индийцы в повседневной жизни часто пользуются ими и получают сведения о мудра в своей семье из поколения в поколение.

В сфере пластической художественной образности широкое распространение получила религиозная символика, аллегорические ассоциации, выражающие метафизические понятия и идеи (вот, она, магия!), но за всем этим просматриваются также и реальные образы индийского быта, природы, человеческого чувства.

Художественно-выразительные средства индийского танца, при помощи которых создается пластический образ, не ограничиваются каранами и мудра. Пластический рисунок приобретает завершенность при помощи абхинайя — искусства драматического артиста, которое, как бы вытекая из двух первых компонентов и сливаясь с ними, призвано вдохнуть жизнь в сценический образ, наполнить его ярким эмоциональным содержанием. Искусство абхинайя позволяет передавать различные эмоциональные состояния движениями головы, глаз, бровей, шеи. Древние ведические трактаты фиксируют:

  1. 24 движения головы:
    • сама — голова неподвижна (гнев, безразличие);
    • адхомуака — голова наклонена вперед (удовольствие, радость);
    • алокита — движение головой по кругу (опьянение, колебания);
    • паравритта — голова наклонена в сторону (влюбленность);
    • тирлонната — движение головой вверх, затем вниз (чувство одиночества) и т.д.
  2. 26 движений глаз:
    • шрингара — брови подняты, зрачки передвигаются от одного угла глаза к другому (любовь);
    • вира — сияющий, устремленный вперед взгляд (героизм);
    • шанта — медленно двигающиеся зрачки (самоуглубление, покой) и т.д.
  3. 6 положений бровей:
    • патита — брови нахмурены (гнев, недоверие, отвращение);
    • ресита — брови кокетливо приподняты (любопытство);
    • кунсита — одна из бровей изогнута (удовольствие, счастье или тоска) и т.д.
  4. движения шеи:
    • сундари — движение по горизонтали (экзальтация);
    • параваритта — движение справа налево (любовь, нажность, поцелуй);
    • пракамрита — шея отклоняется назад, затем наклоняется вперед (беседа, объяснение) и т.д.

Движения глаз, бровей, головы и шеи танцовщика, сливаясь воедино с другими компонентами танца, подчинены общей задаче — максимально выразительному и эмоционально насыщенному показу событий, совершающихся по ходу действия. Эмоции уложены в четкие жесты и движения, соразмерные мелодикоритмическому построению музыкального образа. Техническая сверхсложность танца предполагает безукоризненную филигранную отточенность каждого движения.

Кстати, для европейцев есть особенность: чтобы зрителю было ясно значение основных элементов индийского танца, в программе нередко приводится текст песни, или сама танцовщица излагает ее суть жестами рук, или же текст прочитывает ведущий.

При сольном исполнении танцовщица может танцевать несколько ролей: вот она выступает в облике неверного возлюбленного, который скло няется перед любимой, молит о прощении, касаясь ее ног, и клянется отныне быть верным навеки; а вот вновь становится оскорбленной женщиной, укоряет возлюбленного, «говорит», как устала от его лжи, и так далее.

Все эти жизненные ситуации изображены столь ярко, что зритель наслаждается зрелищем театрализованного действия, принимая условности его языка. Эта радость зрительской сопричастности и сопереживания называется «раса«, что можно вольно передать как эстетическое наслаждение, хотя во всей полноте значений термин перевести нелегко. Вероятно, похожее слово, которое использовал Аристотель по отношению к театру, трагедии — это катарсис.

Тонко чувствующий зритель прекрасно видит, когда в танец вкладывается вся страсть души, а когда ему предлагают формальное, холодное исполнение, и потому может судить о том, рождается ли в данном исполнении «раса» или нет. Это главный критерий в классическом индийском танце. Великие артисты умеют буквально завораживать зрителей, создавая «расу», заставляя их сопереживать своим выразительным движениям.