Индийские танцы

Индийский танец давно уже завоевал симпатии российской публики. Это и понятно. Яркие, необычные, завораживающие движения танцовщиц редко кого оставят равнодушным. Недаром индийские танцы возводят свою историю к древнему трактату “Бхарата натья шастрам”, который, согласно легенде, существует от сотворения Вселенной. Индийский танец изначально был сакральным актом, мистерией. Эту глубокую духовную основу до сих пор сохранили некоторые направления, особенно южноиндийские стили танца. И хотя в индийском танце чувствуется древняя кровь, дремучий ход тысячелетий, танцы Индии всегда понятны и современны, и восприятие их не затрудняется разрывом эпох и культур. Танцовщица, владеющая искусством индийского танца, всегда досконально знает, как достучаться до сердца зрителя, как очаровать его яркой расцветкой сари и филигранной техникой движений.

“Мост между классикой и современностью” – так можно назвать причину, по которой индийский танец сейчас набирает стремительную популярность во всём мире.

Практически в каждом, даже не очень большом, городе Азии, Америки или Европы вы обязательно найдёте не одну студию, в которой изучают стили и направления индийского танца, наносят временные татуировки хной или разыгрывают сюжеты народного театра Индии. Это в полной мере относится и к нашей стране. Конечно, нельзя отрицать, что большую роль в популярности индийских танцев в России сыграл всенародно любимый индийский кинематограф. Именно благодаря индийскому кино сотни тысяч зрителей в России смогли насладиться ярким колоритом танцев в жанре “Bollywood style”, а имена индийских киноактёров стали для нас воистину нарицательными. И сейчас мы с трудом представляем себе индийскую кинозвезду, которая или который не пели бы мелодичных песен на хинди и не демонстрировали своё мастерство в эстрадном индийском танце. Обучение индийским кино-танцам в стиле Болливуд сейчас доступно всем желающим.

Bollywood Dances, киношные индийские танцы , стали неотъемлемой чертой нашей культуры, вошли в наш быт и прочно утвердились в нём. Болливуд покорил нас, пришёл со своими костюмами, красками, украшениями, со своей страстностью и ревностью, мечтательностью и азартом, и пёстрые сари индийских танцовщиц стали его знамёнами. Bollywood Dance – не просто танец: это мировоззрение, стиль жизни, особый способ существования. Болливуд больше, чем просто оазис индийской культуры: это её дыхание, её сущность, её сердце, и каждый может ощутить себя частью “империи Болливуда” независимо от того, в какой стране он жил и в каких традициях воспитывался.

Сейчас практически у каждого жителя России есть все возможности для этого. Индийские украшения и индийские костюмы сейчас можно купить в этнических магазинах, появившихся в большом количестве во всех крупных городах. Изящные браслеты (канганы, банджубаны), ножные колокольчики (пайлы, гунгуру) и многие другие индийские украшения (натхи ,тики,муккути) – всё это сейчас доступно как в обычных, так и в интернет-магазинах, где их можно запросто купить. Однако надо сказать, что настоящие сари индийской аристократии из бенаресского шёлка, вытканные золотой нитью, возможно, не каждому окажутся по средствам. Но не стоит расстраиваться! Ведь вы можете взять сари и индийские костюмы напрокат, в аренду.

Приглашаем вас в мир индийского танца, мир Болливуда, радости и красоты!

Все движения индийских танцев

Древние индийские трактаты донесли до нас также эстетико-теоретические основы и принципы танцевального искусства, законы образования художественной формы. Все лексическое многообразие индийской хореографии отражено здесь предстает перед нами как стройная, оригинальная художественно-образная система.

Алфавитом танца трактаты провозглашают 108 поз Шивы, названных каранами. Из каран индийский танцовщик складывает своеобразные комбинации, некую основу танцевальной композиции, — они называются ангахарами. Помимо этого танцовщику досконально следует знать мудра — разнообразные позиции пальцев, и хаста — жесты рук, а также многочисленные канонические движения глаз, шеи, головы и других частей тела.

При помощи мудра исполнитель способен изобразить не только различные предметы, но и любое действие, эмоции и абстрактные понятия. Этот своеобразный «язык жестов» имеет в своем «словаре» более 500 символов-понятий. В зависимости от чередований и комбинаций их, выполненных одной или двумя руками, и от положения самих рук по о тношению к телу танцовщик может передать любое содержание.

Вместо звучащих со сцены слов индийские зрители воспринимают в этом случае сменяющиеся пластические комбинации, высоким искусством танцовщика превращенные в целые фразы, реплики, монологи и диалоги. Иными словами, индийский танцовщик благодаря мудра обладает уникальной возможностью с большой точностью воспроизводить литературный текст драматургического произведения.

В Индии сама собой разумеется способность каждого индийца с детства понимать специфический язык танцовщиков. Индийцы в повседневной жизни часто пользуются ими и получают сведения о мудра в своей семье из поколения в поколение.

В сфере пластической художественной образности широкое распространение получила религиозная символика, аллегорические ассоциации, выражающие метафизические понятия и идеи, но за всем этим просматриваются также и реальные образы индийского быта, природы, человеческого чувства.

Художественно-выразительные средства индийского танца, при помощи которых создается пластический образ, не ограничиваются каранами и мудра. Пластический рисунок приобретает завершенность при помощи абхинайя — искусства драматического артиста, которое, как бы вытекая из двух первых компонентов и сливаясь с ними, призвано вдохнуть жизнь в сценический образ, наполнить его ярким эмоциональным содержанием. Искусство абхинайя позволяет передавать различные эмоциональные состояния движениями головы, глаз, бровей, шеи. Трактаты фиксируют 24 движения головы:

сама — голова неподвижна (гнев, безразличие);
адхомуака — голова наклонена вперед (удовольствие, радость);
алокита — движение головой по кругу (опьянение, колебания);
паравритта — голова наклонена в сторону (влюбленность);
тирлонната — движение головой вверх, затем вниз (чувство одиночества) и т.д.

26 движений глаз:

шрингара — брови подняты, зрачки передвигаются от одного угла глаза к другому (любовь);
вира — сияющий, устремленный вперед взгляд (героизм);
шанта — медленно двигающиеся зрачки (самоуглубление, покой) и т.д.

6 положений бровей:

патита — брови нахмурены (гнев, недоверие, отвращение);
ресита — брови кокетливо приподняты (любопытство);
кунсита — одна из бровей изогнута (удовольствие, счастье или тоска) и т.д.

сундари — движение по горизонтали (экзальтация);
параваритта — движение справа налево (любовь, нажность, поцелуй);
пракамрита — шея отклоняется назад, затем наклоняется вперед (беседа, объяснение) и т.д.

Движения глаз, бровей, головы и шеи танцовщика, сливаясь воедино с другими компонентами танца, подчинены общей задаче — максимально выразительному и эмоционально насыщенному показу событий, совершающихся по ходу действия. Эмоции уложены в четкие жесты и движения, соразмерные мелодикоритмическому построению музыкального образа. Техническая сверхсложность танца предполагает безукоризненную филигранную отточенность каждого движения.

Благодаря двум художественным эквивалентам — музыкальному и пластическому, синхронно выражающим одни и те же эмоции, становится возможным их слияние, создающее впечатляющий художественный образ.

Индийские танцы

Из-за отсутствия в европейских странах культуры, которая была бы эквивалентом и полностью передавала бы смысл индийского искусства, британские колонизаторы называли любые проявления исполнительного искусства, которое было родом из Индии одним общим термином: «Индийские танцы». Хотя изначально такой термин был неоправдан, так как видов танцев в Индии существует великое множество. И все они, если верить древним манускриптам, имеют божественно происхождение.

История гласит, что давным-давно, после очередного уничтожения Вселенной (пралаи), бог Вишну возлежал на ложе, погруженный в йога-нидру (мистический сон). Одновременно Вишну сотворил полубогов и данавов (демонов). Два данава – Кайтабха и Мадху, украли у первого мудрейшего существа во Вселенной Брахмы его мистические Веды – священные писания, которые были, как бы, главной инструкцией нашего мира, и спрятали их. Брахма впал в отчаянье и обратился с мольбой к Вишну, чтобы тот нашел священные Веды и вернул их ему обратно.

Вишну отправился на поиски Вед по дну вселенского океана. И тут Лакшми, жена Вишну, обратила внимание на то, что ее муж не просто идет по дну океана, а движется как-то очень грациозно и необычно. Вишну в образе Ашвашира (человека с конской головой) победил данавов в Патала-локу (низшем мире) и вернул священные Веды Брахме. Когда Вишну возвратился к себе во дворец, его жена Лакшми обратилась к своему супругу с просьбой рассказать ей, что это были за движения, когда он шел – ведь они очень понравились ей. И Вишну поведал, что это были карана и ангхара – телодвижения, которые называются танцем. И тот, кто будет выполнять их – достигнет освобождения от череды смертей и рождений и сделается бессмертными.

Вишну показал караны и ангхары Брахме, который научил этим движениям мудреца Бхарату Муни. Священные танцы не могли видеть простые смертные – это была прерогатива богов. Но Бхарата восхитился этими танцами и захотел, чтобы людям тоже стало доступно такое великое искусство. Он обратился с просьбой к Вишну, чтобы тот разрешил людям изучить танец, и Вишну позволил Брахме и полубогам показать искусство танца людям.

Бхарата записал трактат «Натья-шастра» – это был первый древний «сценарий», драматургия, основой в которой стал танец. В «Натья-шастре» Бхарата описал многочисленные подробности и особенности разных аспектов танца и сопутствующих ему атрибутов: это и абхинаи (различные типы выразительности и пантомимы), и ахарья (грим, костюм, украшения), и ангика (части тела, которые задействованы в пантомиме), и вачика (речь), и саттвика (эмоции). Также в Бхарата описал основные требования к танцору – его физические данные, рост, цвет волос и глаз, 9 основных чувств, с которыми танцор должен выполнять танец – навараса. И многое-многое другое.

Трактат «Натья-шастра» стал «бестселлером» в древней Индии. К нему даже с годами стали писать свои комментарии ученые мужи того времени. Одними из самых известных комментариев считаются творения Ачарьи Нандикешвары «Абхиная Дарпана», Сарангадева «Сангитаратнакара» и много других, которые, не смотря на сотни лет своего существования, до сих пор актуальны и используются современными индийскими хореографами для обучения классическому индийскому танцу.

Местами, которые были достойны танцев в древней и средневековой Индии, были только храмы. Для танцев специально обучались девушки. Они были из самых благородных и почитаемых каст Индии или даже из королевской семьи. Девадаси (танцовщицы – служанки Божества) должны были угождать небесам своими танцами и находить взаимодействие с разными богами и полубогами. Девадаси жили при храме и обучались танцам, актерскому мастерству, музыке, языкам. Многие из них были выдающимися поэтессами, рукодельницами, танцовщицами. Они не просто умели красиво танцевать – они владели ритмом, играли на разных видах музыкальных инструментов, знали Веды, йогу, умели красиво одеваться и красиво говорить. Они украшали весь мир вокруг себя. И они были преданы лишь Божеству, так что вступить в брак с простым смертным считалось великим грехом. Они были почитаемы и уважаемы обществом, а местные богачи и вельможи считали за честь своими пожертвованиями содержать храмы и девадаси.

Но из-за грязной колонизаторской политики европейцев, которые вводили свои порядки, отбирали власть и земли у вельмож, храмы больше некому было содержать. Девадаси вынуждены были ради пропитания исполнять священные танцы при дворах вельмож и для захватчиков-европейцев. Некоторые танцовщицы вынуждены были стать проститутками, что дискредитировало не только самих девадаси, но и религию и философию танца в целом.

В начале 20-го столетия общество даже объявило девадаси «социальным злом» и властями на них был наложен официальный запрет. И девадаси за всю историю своего существования из поднебесных жителей превратились в самую низшую, самую презираемую касту. Осуждалось даже общение с танцовщицами. Так что не удивительно, что и девадаси, и искусство священного танца пришло в упадок и покрылось пылью забвения.

Но благодаря великому бенгальскому поэту, музыканту, философу Рабиндранату Тагору, который в 1930-е годы написал великолепную музыку и создал под нее очень изящный и полный гармонии и величества танец, люди потихоньку начали вспоминать, что танец – это красота и великолепие, а не грязь и непристойности, как считалось до этого много лет. Этот период стал эпохой возрождения классических индийских танцев.

На сегодняшний день под определение «классические индийские танцы» попадают 8 танцев, которые содержат технику «Натья-шастры»:

  • — Бхаратанатьям – отличается сильно, ритмичной работой ног, скульптурными позами, четкостью движений с яркой выразительной мимикой и эмоциональным настроем. Является частью религиозных и ритуальных праздников;
  • — Катхак – симбиоз индийских и мусульманских танцев. Целое театральное представление с утонченной мимикой, движениями рук, которое рассказывает о священном писании и Божествах;
  • — Катхакали – религиозный танец, который исполняется ночью до рассвета, когда Добро побеждает Зло. Танцуется под удары в барабаны, чтобы создать соответствующее настроение. Содержит много элементов драмы, танцовщики одеты в детально разработанные костюмы и маски;
  • — Кучипуди – изначально считался мужским танцем, роли женщин-божеств из мифов выполняли также мужчины. Для него характерны сдержанные движения и быстрые ритмы;
  • — Манипури – религиозный и священный танец, полный любви и бодрости. Имеет несколько подвидов, которые танцуют как мужчины, так и женщины;
  • — Мохини-аттам – сольный женский танец, который полон очарования и рассказывает о любви, верности, преданности, встречах и разлуках;
  • — Одисси – танец с разговорами, посвящался богу Вишне. Практически исчез с лица Земли, и был возрожден лишь с обретением независимости Индии в 1949 году. Форму танца восстанавливали много лет по данным исследования храма в Ориссе, где запутанные танцевальные позиции были увековечены в скульптурах;
  • — Натья (Сатрия) – с помощью этого танца выражают Навараса — девять сущностей: радость, любовь, сострадание, гнев, отвага, страх, удивление, отвращение, покой.

Эти и многие другие незаслуженно забытые танцы, благодаря стараниям многих поколений индийских искусствоведов, танцоров, хореографов наконец-то получили второй шанс и снова возрождаются к великой радости всех поклонников красочного и великолепного индийского искусства.

Индийский танец

Существую различные жанры, виды Индийского танца. В Under Stand преподают Кучипуди — народный танец, ставший классическим из-за своей огромной популярности, издревле исполнялся девушками – служанками, которые жили при храмах. Это еще и индийская драма, где в мелодии и ритме раскрываются эмоции. Даже неподготовленный и не знающий человек видит, что в танце заложена история. Танцор, исполняющий этот стиль, обязательно должен прекрасно владеть как телом, так и мимикой, знать поэзию и музыку, театральное искусство.

Народный танец, ставший классическим из-за своей огромной популярности, издревле исполнялся девушками – служанками, которые жили при храмах. Они были официально выданы замуж за божество своего храма и служили ему «мессы» через танец.

Кучипуди – это еще и индийская драма, где в мелодии и ритме раскрываются эмоции. Даже неподготовленный и не знающий человек видит, что в танце заложена история. Танцор, исполняющий этот стиль, обязательно должен прекрасно владеть как телом, так и мимикой, знать поэзию и музыку, театральное искусство.

Кстати, в индийское Средневековье танец исполнялся только мужчинами: женщины все больше погружались в семью и почти все танцы исполнялись менее целомудренным сильным полом. Но уже в XVIII веке исконное женское исполнение снова вернулось в моду. Сейчас кучипуди исполняется как в средневековой, так и в новейшей ипостасях.

Самый динамичный и захватывающий стиль индийского танца считается также самым древнейшим из существующих – официально ему больше 5000 лет.

Как и кучипуди, бхаратанатьям – театральный танец, рассказывающий о подвигах одного из богов. Исполнялся самыми искусными и красивыми девушками-жрицами: считалось, что события танца происходят наяву и исход битвы, изображенной в движениях, действительно зависит от мастерства танцовщиц. Танцующих девушек действительно почитали за спасительниц и верных помощниц бога.

Именно бхаратанатьям на западе (в том числе, и в России) понимается как классический индийский танец. Он получил огромное распространение из-за общепризнанной сложности и красоты.