Восточные сказки: танец живота — история и современность

Танец живота – что представляется воображению, как только слышим эти слова? Восточные сказки, персидские ковры, волшебная атмосфера, и… женщина – красавица, искусно двигающая бедрами в такт музыке, с загадочным взглядом в неописуемо красивом наряде.

Сегодня имеется огромное количество танцевальных школ и направлений, танец живота невозможно перепутать ни с одним другим танцем. Он имеет свою историю, дошедшую до нас из глубины веков, философию и смысл.

Восточный танец имеет свою историю и философию

История восточного танца

Термин «танец живота» (belly dance) произошел от арабского слова «beledy», что переводится как «родина», «родной город», используется для обозначения совокупности танца, музыки и особого костюма.

Родиной Восточных танцев является Тибет, появились они более 11 тысяч лет назад. Изначально такой танец был частью воинственного мужского танца, позже ему научились женщины. Они изменили танец, сделав его более женственным и загадочным, танцевали в гаремах султанов как для самого султана, так и в своем женском кругу.

Много фресок найдено в Тассили-Аджир, что в Центральной Африке, на которых изображены танцы, их возраст приблизительно 7000 лет. Также существует версия, что ритуал поклонения богине-женщине был превращен в сочетание музыки и танца, однако с развитием патриархального уклада жизни, женские религии были подавлены.

Изображения танцующих людей были найдены на фресках древних храмов Месопотамии и Египта. Считается, что такой танец посвящали плодородию и рождению новой жизни.

В древности восточные танцы танцевали в женском кругу

Со временем восточный танец появлялся в разных странах мира – Японии, Китае, Турции. В некоторых районах он становится ритуальным, исполнять его можно было только в вечернее время и только женой для своего супруга в честь годовщины со дня свадьбы. Своим танцем женщина говорила, что она такая же красивая и желанная, несмотря на течение времени.

Восточным танцем жена говорила своему супругу, что с течением времени она так же красива и соблазнительна

Существовали на Востоке жрицы, которые танцевали в храме, их считали «священными проститутками» — они через свои танец общались с высшими силами.

Почти 400 лет, до 1 века нашей эры танец сохранял свой сакральный смысл, но затем стал исполняться за деньги. Благодаря путешественникам следующие 350 лет принесли, большую славу восточному танцу по всему миру.

Постепенно сформировалось два вида танцовщиц:

  • Гавази, в переводе с египетского «чужестранцы». Этот танец танцевали прямо на улице, родоначальниками техники являются цыгане племени Гайвази. Благодаря кочевому образу жизни, они впитывали фольклорные традиции и обычаи других народов, оставляя и перерабатывая в своем танце движения, которые им больше всего нравились и распространяя их по местам своих остановок.
  • Авалим, или Беледи – девушки, похожие по функционалу на гейш в Японии: они имели специальное музыкальное и танцевальное образование, играли на ряде музыкальных инструментов, знали поэзию. Некоторые исследователи считают, что танец живота появился с целью благотворного влияния на здоровье женщины, как подготовка к деторождению.

В 10 веке нашей эры этим видом танцев заинтересовались мужчины, они не становились танцовщиками, а занимались преподавательской деятельностью. Именно они привнесли в танец элементы китайских и таиландских па.

В 1 веке до нашей эры танец стал впервые исполняться за деньги

Распространение восточного танца в Европе и Америке

Одежда танцовщицы традиционно состояла из длинного платья и платка, повязанного в районе бедер. Такие слова, как «живот» или «женские бедра» произносить было неприлично, не говоря уже об откровенной демонстрации каких-либо частей тела.

В конце 19 века танец живота назывался танцем Саломеи. Популярность в Европе он обрел благодаря Мата Харри, которая стала откровенно оголяться во время танца, называя себя мастерицей восточного танца, хотя по факту это был больше стриптиз.

«Восточный танец» Мата Харри был больше похож на стриптиз

Большое влияние на популяризацию танца оказал Голливуд. впервые в фильмах появились женщины с открытым животом. Благодаря таким откровенным костюмам, танцовщицы, снимавшиеся в голливудских фильмах, могли лучше демонстрировать танец. Их примеру последовали и восточные красавицы, опустив пояс ниже на бедра. Впервые в танце уделялось внимание хореографии и постановке, до этого времени он всегда был от начала и до конца импровизацией.

С этого времени повсеместно стали использовать тему Востока в кабаре и барах, максимально оголив тело танцовщицы.

Известная танцовщица Самия Гамаль по совету своего хореографа впервые стала использовать вуаль в танце. Затем стали привносить в танец то мечи, то змей, но традиционный танец все-таки остается наиболее популярным.

Одна из известнейших танцовщиц 20 века Самия Гамаль

Стили танцев Востока

Существует несколько стилей восточных танцев:

«Египетский» стиль отличается большим количеством резких движений бедрами, четкой постановкой рук, изобилием барабанов, энергичностью. Здесь нет места кокетству, скорей всем своим видом танцовщица говорит, что сама не знает, как ее тело выделывает такие движения.

«Персидский» стиль или арабский танец, он изящен, женственен и деликатен, здесь нет места сексуальности и провокации.

«Греческий», так в Греции называют танец, пришедший на их землю от турков. В нем много переходов от быстрого к медленному, используются элементы румбы, часто используется вуаль. Прижилась она в этом виде танца по той причине, что у греческих танцовщиц не хватало знаний технике восточных танцев, поэтому они были вынуждены разнообразить свое искусство дополнительным предметом.

Восточные танцы имеют ряд стилей: египетский, персидский и греческий

Виды восточного танца

Танец с платком (шарфом) – один из самых эффектных видов танца, создает дополнительную таинственность, когда девушка под платком сначала прячет от зрителей одну из частей своего тела, затем ее оголяет. Девушка должна ощущать платок частью своего тела. Чаще всего, шарф используют в начале танца одну-две минуты, а затем его отбрасывают в сторону.

Танец с цимбалами (сагаты) – это старинный музыкальный инструмент в виде двух пар деревянных или металлических пластинок, похожий на испанские кастаньеты. Танцовщица мало того, что исполняет танец, но и успевает сама аккомпанировать себе, дополняя музыку.

Танец с цимбалами

Танец с саблей – интересен сочетание женственности и хрупкости с холодным оружием. Танцовщицы могут фиксировать сабли и ножи то на животе, то на бедрах, то на голове.

Философия восточного танца

Танец живота – танец жизни, ассоциируется с женщиной матерью. Он связан с культом Богини Плодородия. В представлениях древних небо ассоциировалось с мужчиной, а земля с женщиной, в результате их слияния появилось все живое. Ритуальные действия, восхваляющие богов стали часто сопровождаться танцами под музыку.

Танец живота является символом зачатия, вынашивания и рождения ребенка, именно поэтому в его содержании имеются эротические элементы. С развитием Древнего мира, танец трансформировался и постепенно стал нести еще одну функцию – развлекательную и становился обычным делом повседневности.

Кстати, у некоторых бедуинских племен до сих пор сохранился восточный танец в первоначальном его смысле. Во время родов, женщину помещают в большой шатер, где вокруг нее танцует толпа женщин, таким образом, встречая малыша счастьем и радостью. А в арабских странах до сих пор принято приглашать на свадьбу танцовщиц, желая, таким образом, молодоженам счастливой семейной жизни.

От танцовщицы зависит восприятие танца в целом зрителем. Иногда происходит «перебор», когда она превращает танец с глубокой философией и культурой в стриптиз. Так быть не должно, ведь танец живота – это танец души и женского внутреннего мира, сложный и тонкий. Цель танцовщицы – гимн женскому началу, материнству. В большинстве случаев, этот танец исполняют не девушки с «кубиками» на животе и выпирающими мышцами на руках, а женщины «в теле». Так танцовщицы заявляют о необходимости любви к своему телу, о ложном стыде к выпирающему животику, которое нужно заменить на чувство благодарности и трепета к месту, в котором зарождается новая жизнь.

Восточный танец — гимн женскому началу

Философия танца в технике движений

Считается, что основной точкой является зона пупка, именно вокруг нее «обыгрываются» все остальные движения. Он является энергетическим и духовным центром тела женщины, так как именно там находятся внутренние женские половые органы. Область пупка обязательно должна быть неподвижна, вне зависимости от того, какая часть тела находится в движении – это главное условие танца.

С помощью танца танцовщица может распределять энергию по своему телу и управлять энергией зала. Волнообразные движения пробуждают энергию внутри женщины, подготавливая ее к следующему использованию. С помощью круговых движений происходит концентрация энергии в определенной области, «удары» бедрами направляют энергетический поток к зрителям. «Тряска» распределяет равномерно энергию на всех зрителей.

Во время исполнения танца женщина должна работать со своей энергией и энергией зала

Музыка для восточных танцев

Музыка в танце не должна быть на первом месте, на первом месте должна быть чарующая женщина и ее танец. Для каждого народа существуют своя фольклорная музыка. Профессиональные танцовщицы часто сами дополняют музыку звоном своих бубенчиков на костюмах. Музыка служит в этом случае только фоном для создания ритма и используется в минимальном количестве.

Чаще всего для танцев используется традиционная быстрая мелодичная народная музыка с быстрым началом и резкими переходами.

Посте того, как танец стал набирать популярность в странах Запада, возникло новое направление – Шарки. Он представляет собой микс из Восточной музыки.

У современных танцовщиц в арсенале большой выбор музыки для использования: и народная музыка, и этническая в обработке, и современная поп-музыка в восточном стиле. Главное, чтобы было яркое начало, относительно спокойная середина, резкие переходы и красочное завершение.

Сегодня танцовщицы восточных танцев имеют большой выбор музыки для танцев

Идеальная женщина — влияние восточного танца на здоровье

Женщины, которые начинают практиковать танец живота на постоянно основе, замечают, что он делает их фигуру более подтянутой, стройной и женственной. Более того, считается, что этот танец возрождает и делает более ярким наличие женского начала – изящность, грациозность движений, жизнерадостность, походка, светящиеся от счастья глаза – все это выделяет женщину на фоне остальных.

Даже древние записи содержат немало советов о том, что танцовщица должна уметь контролировать внутреннюю и внешнюю энергии своего тела, отпустить все свои страхи и переживания. Важно отключиться от проблем и расслабиться, чтобы тело двигалось свободно и непринужденно.

Положительное влияние танца на организм однозначно: он влияет не только на внешность женщины, но и на внутренние органы, и на ее энергетический баланс.

  • Восточный танец, благодаря огромному разнообразию движений, делает живот одновременно упругим и гибким.
  • Более крепкими становятся руки и ноги, которые почти постоянно находятся в движении. Благодаря активным движениям бедрами и плечами, сердечно-сосудистая система также укрепляется.
  • Формируется правильная осанка благодаря постоянной тренировке мышц спины
  • Если танцевать правильно, то можно избавиться и от боли в суставах
  • На востоке большое значение уделяется медитации, что предает человеку спокойствие и положительно влияет на его нервную систему. Такой же эффект может оказывать и восточный танец. Происходит расслабление во время танца, появляются новые жизненные силы и энергия
  • С давних времен танец был обязательным для изучения каждой восточной женщины. Считается, что за счет массажа внутренних органов, он помогал не только при вынашивании ребенка, но и при родах. Замечено, что женщины, страдающие болями во время менструального цикла, говорили о снижении болевых симптомов
  • Многие женщины отмечали, что их семейная жизнь становилась крепче благодаря разнообразию в интимной жизни

Танец живота положительно влияет как внешность женщины, так и на ее внутренние органы

Противопоказания к восточным танцам

Конечно, не стоит рассматривать восточный танец как лекарство от всех болезней, все-таки будет лучше прежде, чем бежать за восточным костюмом проконсультироваться с врачом, ведь не каждый преподаватель танца может отследить по внешним признакам здоровье своей ученицы. Конечно, у этого столь активного вида танца есть и противопоказания.

  • Плоскостопие, так как задействованы подушечки пальцев
  • Проблемный позвоночник
  • Заболевания яичников
  • Гипертония
  • Болезни печени
  • Сильные боли во время менструаций
  • Туберкулез
  • Беременность

Танец живот — способ самовыражениия и польза для здоровья

Блестящие и Arash — Восточные сказки

  • 44956 просмотров

Режиссер Александр Игудин
Клип 2005 года

Восточные сказки,
Зачем ты мне строишь глазки,
Манишь, дурманишь,
Зовёшь пойти с тобой.

Эй, девушка-красавица,
Ты мне улыбаешься,
Я тебя уже люблю,
Всё, что хочешь подарю.

Мне подарков не дари,
Жарких слов не говори,
И в любви мне не клянись,
А сначала ты женись.

Восточные сказки,
Зачем ты мне строишь глазки,
Манишь, дурманишь,
Зовёшь пойти с тобой.
Восточные сказки,
А может, расскажешь мне
Какая, такая
Восточная любовь?

Девушка-красавица,
Ты мне очень нравишься,
У меня есть три жены,
А четвёртой будешь ты.

Уважаемый, уже
У меня есть пять мужей,
Я их всех люблю, а ты,
Если хочешь, будь шестым.

Восточные сказки,
Зачем ты мне строишь глазки,
Манишь, дурманишь,
Зовёшь пойти с тобой.
Восточные сказки,
А может, расскажешь мне
Какая, такая
Восточная любовь?

Такая восточная любовь.
Такая восточная любовь.

Восточные сказки,
Зачем ты мне строишь глазки,
Манишь, дурманишь,
Зовёшь пойти с тобой.
Восточные сказки,
А может, расскажешь мне
Какая, такая
Восточная любовь?

Восточные сказки,
Зачем ты мне строишь глазки,
Манишь, дурманишь,
Зовёшь пойти с тобой.
Восточные сказки,
А может, расскажешь мне
Какая, такая
Восточная любовь?

Такая восточная любовь.
Такая восточная любовь.

Дополнительная общеразвивающая программа «Восточная сказка»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное учреждение

«Центр развития творчества детей и юношества»

Уровень: начальное общее образование

Возраст детей: 8 – 11 лет

Срок реализации: 3 года

Добрина Марина Викторовна

педагог дополнительного образования

Искусство танца – это синтез эстетического и физического развития человека. Обучение детей танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от педагога хореографа не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи.
Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. В танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца.

Актуальность данной образовательной программы связана с тем, что в настоящее время особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Восточные танцы – это не только красивые движения, это и развитие женственности, и умение владеть своим телом, и специфическое влияние особых ритмов на самочувствие и настроение, а также на развитие творческих способностей. Умение педагога использовать эти особенности для развития творческой гармоничной личности будет особенно важно в работе с детьми и подростками, так как именно в этом возрасте дети особенно восприимчивы ко всему новому, прекрасному, непосредственны в восприятии привычных для взрослых вещей.

Педагогическая целесообразность. Для девочек особенно важно учиться женственности, плавности и гибкости, так же, как и важно уметь владеть своим телом, расслабляться, сотрудничать, работать в парах, небольших коллективах-командах, выступать перед публикой, подать себя в наиболее выгодном свете, уметь подбирать одежду, подчеркивающую достоинства. Приобщение к миру восточного танца, прослушивание мелодичной, ритмичной музыки развивают и внутренне обогащают детей, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром, различать ритмы музыки и согласовывать свои движения с музыкой.

Отличительной особенностью программы является то, что она предполагает знакомство детей с особенностями восточного танца, ритмическим и инструментальным разнообразием восточной музыки, восточным костюмом и его разновидностями. По данной программе могут заниматься дети с разным уровнем хореографической подготовки и дети с ограниченными возможностями здоровья. При формировании групп необходимо также учитывать возраст детей, в одну группу желательно подбирать детей близких по возрасту. При проведении занятий необходимо адаптировать учебный материал, учитывая возрастные особенности данной группы.

Уровень: начальное общее образование (8-11 лет)

Срок реализации: 3 года

Цель программы: создание условий для формирования танцевальных навыков на основе усвоения хореографического материала, усиления эмоциональной отзывчивости и творческой активности, пробуждения в детях стремления к прекрасному, интереса к музыкальному и танцевальному творчеству, развития образного мышления и воображения; обучение детей искусству восточного танца.

ознакомление воспитанников с особенностями восточного танца;

обучение названиям различных движений;

обучение выполнению различных движений (от простых к сложным), связок движений, простых танцев;

обучение воспитанников выполнению движения по образцу и самостоятельно;

ознакомление детей с аксессуарами для восточных танцев;

развитие чувства ритма;

развитие гибкости, плавности движений;

развитие творческих способностей;

развитие умения индивидуальной импровизации.

воспитание любви к танцу и музыке вообще, и в частности к восточной музыке;

воспитание навыков работы как самостоятельно, так и в коллективе;

воспитание гармоничной, творчески развитой личности;

Ожидаемый результат. В конце второго года обучения дети должны:

выполнять простые и сложные движения восточного танца;

свободно и грамотно владеть программным материалом;

осознанно и эмоционально воспринимать танец, раскрывать чувства и мысли, заложенные в нём;

уметь импровизировать под различную музыку;

уметь танцевать в парах, группами и индивидуально;

знать о правилах и технике использования аксессуаров в танце;

знать виды восточных костюмов и хореографические особенности использования костюма;

проявлять свою фантазию и творческий потенциал исполнителя.

Форма и режим занятия: занятия в группе проходят 2 раза в неделю, по 2 академических часа. Продолжительность академического часа 45 минут, между ними 10 минут перерыв. Программа рассчитана на 72 занятия в год (144 часа).

Методы контроля, диагностика результатов. Способами контроля по реализации программы являются:

контрольные задания (называть и различать движения восточного танца, различать ритмы);

задания на проверку усвоения материала: связок движений, отдельных танцев путем повторения каждым учащимся;

импровизационные задания по созданию небольшого танца индивидуально и группами;

обратная связь между родителями обучающихся и педагогом, личные беседы между детьми и педагогом;

метод наблюдения (педагог отслеживает наличие или отсутствие прогресса у группы, у каждого ученика отдельно);

выступления на небольших концертах для родителей и открытых мероприятиях разного уровня;

оценка коллег и зрителей.

Оценку эффективности программы осуществляют педагог, родители, администрация центра.