вижения животом

Однажды в детстве я видела по телевизору выступление барышни, которая показывала феноменальное владение мышцами живота. Помню, она передвигала по животу монетку, перекладывая ее «орел-решка-орел-решка-орел-решка». От ребер до паха и обратно. Потом целый рядок монеток, не нарушая ровности ряда. Потом — два ряда монеток навстречу друг друг другу. Это было потрясающе.

Но это — не наша задача.

Зрители, впервые видящие «танец живота», часто недоумевают: «А когда же она животом будет двигать?» Это, говорят, танец бедер, танец юбки, но никак не танец живота. И, как мы знаем, они совершенно правы! Неверное название танцевальной дисциплины вводит в заблуждение. В танце живота действительно есть несколько движений, выполняемых собственно мышцами живота. Они пикантны, интересны и полезны для фигуры, но для нашего танца основными не являются.

Давайте попробуем их освоить.

Соберите мышцы живота. Не нужно сильно втягивать живот со вдохом. Вообще не вовлекайте дыхание в это движение. Просто несильно напрягите мышцы живота, чтобы он «подобрался». Теперь расслабьте мышцы. Для «ударов внутрь» нам понадобятся только эти два положения: собранные мышцы и расслабленные.

Резко соберите мышцы, и тут же расслабьте. Включите ритмичную музыку и повторяйте «удары внутрь», слушая ритм, резко собирая мышцы во время акцентов. Поначалу удары не будут получаться достаточно быстрыми и точными, придется на какое-то время задерживать мышцы в собранном положении. Но со временем вы научитесь отпускать напряжение сразу же.

Внимание: не используйте дыхание специально. Резкие движения живота, правда, будут выбивать из ваших легких короткие выдохи, но не делайте это заметным. Старайтесь не двигать грудной клеткой — это исключительно движение животом. Бывает форма живота, при которой это движение не выглядит особенно эффектно. Как и в других подобных случаях, я бы посоветовала его тем не менее освоить, ведь фигура может измениться. К тому же — вдруг вы однажды станете преподавать?

Удары вперед (наружу)

Это движение еще проще, чем предыдущее. Соберите мышцы живота, затем с силой вытолкните живот вперед. Сделайте паузу. Живот не должен расслабляться, он остается довольно упругим, как бы чуть надутым. Снова соберите и вытолкните. Тренируйтесь под ритмичную музыку, попадая «выталкиванием» в основные акценты.

Внимание: не задействуйте в движении дыхание, не двигайте грудной клеткой. Зеркало поможет вам отрегулировать это движение так, чтобы оно выглядело красиво: полный живот не стоит выталкивать слишком далеко. Если вы худенькая, и «бить» особенно нечем, можете схитрить и использовать в этом движении таз: одновременно с ударом расслабляйте мышцы поясницы. Копчик уйдет назад-вверх, и живот выйдет вперед более заметно.

Одно из самых пикантных движений, правда, рассчитанное не на сценическое, а скорее на камерное исполнение. Научить и научиться ему не так просто, поэтому начнем издалека.

Диафрагма — это куполообразная перегородка между грудной и брюшной полостями, состоящая из полосатых мышц. Мне нравится название, встречающееся у Гомера: «грудобрюшная преграда».

Чтобы почувствовать ее работу, сделаем йоговское упражнение «уддияна-бандха» в упрощенном варианте.

Уддияна-бандха в положении стоя

Станьте прямо, расставив ноги на расстояние около полуметра. Слегка наклонитесь вперед, упритесь ладонями в переднюю поверхность бедер чуть выше коленей.
Глубоко вдохните и полностью выдохните. Задержите дыхание на выдохе. Втяните живот и зафиксируйте на некоторое время это положение.
Затем прервите уддияну, медленно вдохните и расслабьте все тело.
Когда вы научитесь втягивать живот в этом положении на некоторое время, и почувствуете, что вы выполняете движение животом за счет диафрагмы, а не за счет мышц живота, попробуйте перейти к следующей стадии. «Поболтайте» животом, выпуская и снова втягивая его. Начинайте с нескольких повторений, постепенно наращивайте темп и количество движений. Живот должен болтаться, как тряпочка, мышцы в нем совершенно расслаблены.
Внимание! Будьте осторожны с этим движением, не переборщите, не доработайтесь до тошноты и звездочек перед глазами.
Теперь, когда вы освоили этот принцип движения животом, перейдем к собственно танцевальному движению. Тряска диафрагмой выполняется практически так же, как это «болтание» животом, только стоя и в смягченном варианте. Я обнаружила, что стоя трясти животом легче, если из легких выдохнуть не весь воздух, а немного оставить. Конечно, так сильно втягивать живот стоя не нужно (хотя возможно) — это просто некрасиво. Задержите дыхание и «дрожите» животом мелко и быстро.

Эта вертикальная волна может делаться как снизу вверх, так и сверху вниз. Принцип выполнения для обоих вариантов одинаковый: это попеременное сокращение мышц так называемых «верхнего пресса» и «нижнего пресса».

Чтобы почувствовать верхний пресс, нужно лечь на пол на спину, и приподнять корпус. Мышцы живота, которые больше напрягутся — это верхний пресс. Теперь опустите корпус и немного приподнимите ноги. Чувствуете, какие мышцы живота работают? Это — нижний пресс.

Теперь попробуйте обратиться к своим мышцам в положении стоя. Встаньте и попробуйте собрать только мышцы верхнего пресса. Теперь — только мышцы нижнего пресса. Получилось? Теперь по очереди — верхний-нижний-верхний-нижний. Пусть зеркало поможет вам сделать переход плавным, волнообразным.

Вы можете держать тело статичным, а работать только мышцами живота, либо позволять груди и бедрам немного покачиваться вслед за движениями живота. Лучше всего научиться делать и так, и так.

Некоторым ученицам сразу удается выполнить это движение, но большинство испытывает поначалу некоторое замешательство. Успех зависит не от степени накачанности мышц, а от того, насколько успешно вы наладите диалог между своим сознанием и телом. Главная загвоздка — в управлении. Когда вы научите разные отделы пресса точно реагировать на ваши команды, волна получится. А мышцы скоро подкачаются.

Восточный танец формирует совершенно особенную, очень женственную форму живота. Мышцы становятся подкачанными, но остаются мягкими и послушными и не напоминают мужские «шоколадные плитки». Посмотрите фотографии танцовщиц. Это еще один стимул к тому, чтобы хорошенько заняться освоением движений живота!

Внимание: все эти движения пригодятся и тогда, когда вы будете танцевать «партер», то есть лежа на спине, на боку, стоя на коленях.

Техника танца живота.

1. Объемные восьмерки назад и вперед.

Внимание: максимальные плавные движения бедрами при неподвижной верхней части.
Мысленно начертить восьмерку на полу. Встать в центр восьмерки. Ноги на ширине плеч. Техника выполнения объемной восьмерки назад. Вывести левое бедро вперед. Не отрывая пяток от пола, прочертить левым бедром половину восьмерки, двигая бедро назад до максимально скрученного положения, при котором грудь еще остается неподвижной.

Прочертить вторую половину восьмерки правым бедром. При выполнении объемной восьмерки вперед левое бедро отводится назад до максимально скрученного положения. Описываем левым бедром полвосьмерки вперед, максимально заводя правое бедро назад. Правым бедром описываем оставшуюся половину восьмерки

Виды восьмерок:
горизонтальные (движения происходит в горизонтальной плоскости)
наружные
внутренние
вертикальные (движения происходит в вертикальной плоскости) — часто называется маятник
наружные
внутренние
объемные (работают колени, петли восьмерок получаются выше горизонтали, а середина ниже) Во фронтальной плоскости восьмерок не делают.

2. Маятник сверху — вниз и снизу — вверх. Выполняется восьмерка в вертикальной плоскости. Стоя на всей стопе, ноги чуть раздвинуты. Внимание: колени чуть подсогнуты — «мягкие», части элемента плавно переходят друг в друга.
Техника выполнения маятника сверху — вниз. Поднимаем правое бедро вверх к подмышке, выводим бедро вправо и опускаем вниз с последующим поднятием левого бедра к подмышке вверх .
Маятник снизу — вверх.
Выводим правое бедро как можно дальше вбок, поднимаем его к подмышке за счет отрыва пятки от пола. Опускаем по диагонали вниз с последующим отведением левого бедра и подъемом его вверх.

3. Круги бедрами.
а) Большие и плавные.
Внимание: спина всегда остается прямой.
Т. В. Мысленно представляем себе окружность в горизонтальной плоскости и стараемся очертить ее сзади ягодицами, максимально прогибая поясницу, а спереди — максимально заводя лобок на живот.
б) Круги со сбросом.
Описываем круг и в момент отведения таза назад делаем сброс бедром сверху — вниз. Без остановки продолжаем движение на следующий круг.

Виды кругов:
горизонтальные (движения происходит в горизонтальной плоскости)
маленький — двигаются только бедра при изолированном корпусе, ноги вместе
средний — двигаются бедра с максимальной амплитудой, корпус изолирован по возможности
большой — с наклоном корпуса
вертикальные (движения происходит в вертикальной плоскости)
обычно маленькие, влево или вправо (по часовой или против часовой стрелки) Попытка сделать круги во фронтальной плоскости приведет к движению «Волна», описанному ниже

4. Качалка.
а) Вверх — вниз (движения в вертикальной плоскости)
Стоя на полупальцах, ноги вместе, колени подсогнуты. Поочередно поднимаем бедра к подмышкам вверх. Пупок остается на месте. Возможен вариант выполнения этого элемента с продвижением вперед.
б) Вперед — назад (движения в перпендикулярной плоскости) И. П. Стоя на полной стопе, колени подсогнуты. Отводим таз назад, максимально прогибая поясницу, ведем таз вперед, тянем лобок к пупу. Плавными движениями бедер описываем полуокружность с центром в области пупа. Ускорением темпа переходим на тряску животом.

5. Оттяжка бедрами вправо и влево. Т. В. Движение осуществляется в вертикальной плоскости. Грудь остается неподвижной. Поочередно максимально отводим бедра в стороны на равные расстояния от осевой линии, проходящей через пуп.

6. Волна
Внимание: Работают только бедра при неподвижной верхней части туловища. Стоя на высоких полупальцах в пол-оборота к зрителю.
Представим окружность в вертикальной плоскости, ось которой проходит через косточки бедер. Стараемся описать ее бедрами в направлении снизу — вперед — вверх — назад, либо сверху — вниз. Данный элемент выполняется с продвижением вперед или в сторону.
Виды волн:
фронтальная — движение происходит во фронтальной плоскости, может быть двух направлений: вперед (или наружу) — движение бедрами в профиль рисует круг сверху вниз («вываливая» живот наружу-вниз), и назад (или внутрь) — круговое движение бедрами в профиль рисует круг снизу вверх («втягивая» живот внутрь-вверх)
боковая — движение происходит в вертикальной плоскости. У некоторых преподавателей называется змейка

Волна Грудью
Виды волны:
фронтальная — движение происходит во фронтальной плоскости, может быть двух направлений: вперед (или наружу) — круговое движение грудью в профиль рисует круг сверху вниз («вывыливая» грудь наружу-вниз), и назад (или внутрь) — круговое движение грудью в профиль рисует круг снизу вверх (поднимая грудь вверх-внутрь) боковая — движение происходит в вертикальной плоскости. У некоторых преподавателей называется змейка — у большинства преподавателей так и называется.

7. Плавные движения руками.
Руки совершают волнообразные движения в разных плоскостях.
Это лишь краткое описание основных пластических элементов танца. Для составления своей композиции из данного набора необходимо освоить связующие элементы. Эта информация дается на практических занятиях.

Как делать волну животом

Попробуйте сначала освоить быструю дрожь животом, что несколько проще, чем волна. На счет «раз» — выпятите живот, а на счет «два» — втяните его до упора. Следите за дыханием во время этого движения, оно должно быть диафрагмальное (когда вы дышите не грудью, а животом). Попробуйте что-нибудь сказать в этот момент. Сначала это, возможно, будет достаточно трудно, но при регулярных тренировках рано или поздно вы сможете разговаривать спокойно. Постепенно все убыстряйте движения, пока, наконец, мышцы вашего живота к ним не привыкнут.

После того как вы научились делать быструю дрожь, переходите к волне. Во время нее живот тоже сначала выпячивается вперед, а потом плавно втягивается назад, как бы постепенно поднимаясь вверх, к диафрагме. Волна животом получится, если вы будете напрягать только его верхнюю часть, одновременно расслабляя нижнюю, а потом – наоборот.

Попробуйте представить, что у вас животе находится валик, концентрирующий в себе напряжение мышц. И этот валик как бы перемещается, перекатывается по внутренней стенке живота, поднимаясь сначала снизу вверх, потом скользя по спине вниз. Это же движение можно проделать и в обратном направлении. При его выполнении не стоит забывать о мышцах таза, которые должны сокращаться в такт движениям. Постарайтесь, чтобы все переходы были действительно плавными, волнообразными.

Уроки танцев живота для новичков

Восточный танец, бэлли-дэнс или танец живота – это одно из самых древних явлений искусства, не утратившее своей актуальности и сегодня. Основные движения восточного танца достаточно просты и с легкостью осваиваются даже новичками.

Содержание статьи:

Древний сакральный танец, исполняемый только женщинами, был известен в нескольких восточных культурах. Практически каждая страна, на территории которой распространен танец живота, называет себя его родиной. То, что сейчас понимается под белли-дэнсом, – это смесь старинных танцевальных традиций разных народов. По поводу изначального предназначения танца также ведутся споры. Существует интересная версия, гласящая, что белли-дэнс представлялся как обучающий урок для девушки, входящей во взрослую жизнь. Более опытные женщины показывали характерные движения, которые пригодились бы в первую, да и последующие брачные ночи. Также постоянные мелкие движения тазом и бедрами благотворно влияли на кровообращение женских органов и способствовали легким родам. По другой версии, соблазнительным движениям обучались наложницы султана и специальные придворные танцовщицы. Они услаждали взор правителя и вельмож чувственными волнами, трясками и покачиваниями бедер, а также своими роскошными, но достаточно открытыми костюмами.

С распространением ислама соблазнительный танец был забыт, а свое второе рождение он пережил только в XIX веке. Тогда мастерству восточного танца стали обучаться и жительницы Европы. Новый стиль быстро завоевал популярность по всему миру, а чувственные восточные движения были использованы для шоу-постановок. Именно тогда белли-дэнс начал исполняться в кабаре и ресторанах. На танцовщицах появились тяжелые, богато украшенные костюмы, вышитые бисером и пайетками, которые используются и до сих пор. Особой популярностью стали пользоваться аутентичные номера с предметами – шалями, тростями, мечами и т.д.

Несмотря на характерные общие движения, некоторые стили белли-дэнса могут значительно различаться. Перед выбором танцевальной школы начинающим танцовщицам нужно определить, какой стиль им больше подходит и в какой школе ему уделяют наибольшее внимание. Также полезно посетить бесплатные занятия и посмотреть обучающее видео.

Самыми распространенными являются египетские стили, в которых присутствуют классические восточные движения и множество плавных волн:

  • беледи – пластичный и целомудренный танец в закрытом платье-галабии
  • саиди – резкий и динамичный стиль, обычно исполняется с тростью
  • нубия – очень живой танец с множеством трясок и проходок, инсценирующий сценки из сельской жизни
  • гавази – шумный, яркий стиль, исполняющийся в красивом летящем костюме
  • александрия – задорный танец, обыгрывающий длинную шаль в руках у танцовщицы

Арабская школа танца представляет один стиль – халиджи. В нем основное внимание уделяется взмахам длинных волос и особой плавной походке. Халиджи исполняется в характерной прямоугольной одежде, расшитой золотыми нитями. Этот стиль используется в выступлениях многих звезд эстрады, например, Шакиры.

Турецкие стили – это шоу-танцы в откровенных костюмах, рассчитанные на контакт со зрителем. Чувственные представления таких танцовщиц пользуются популярностью в клубах и ресторанах. Сюда также относится зрелищный танец с канделябром, представление со змеей, танцы со звенящими бубнами и цимбалами. В последнее время популярны и танцевальные номера, смешивающие традиционные восточные движения и элементы фламенко, стрип-дэнса, реггетона и других стилей.

Большинство движений восточного танца подразделяется на волны, удары и тряски. Это зависит от темпа выполняемого движения: самый быстрый темп рождает тряску, а самый плавный и медленный – волну.

Наиболее популярны в белли-дэнсе движения бедрами. Круги, выполняемые за счет движения коленями, называются тарелочками, широкие амплитудные круги – бочками. Также используются покачивания бедрами из стороны в сторону: более плавные движения носят название качалки, а резкие – удары. За счет быстрых ударов получается тряска бедрами. Еще одним достаточно легким элементом является скрутка – резкое скручивание бедер вправо и влево. Наверное, наиболее популярное движение бедрами – это восьмерка. При ее выполнении бедра скручиваются и отводятся в сторону, рисуя знак бесконечности, а корпус остается на месте. Различают прямую и обратную, горизонтальную и вертикальную восьмерки. Соблазнительная мелкая тряска ягодицами выполняется путем быстрых поочередных сгибаний коленей или за счет мелких ударов бедрами.

Волны корпусом являются важной частью восточных представлений. При их исполнении по телу танцовщицы как бы проходит волна – от лба до коленей. Этот элемент удобно учить у стены, попеременно прикасаясь к ней разными частями тела – сверху вниз и снизу вверх. Часто волны локализуются только в одной части тела танцовщицы – бедрах, животе или груди. Волнообразные движения выполняются и руками.

Грудь в белли-дэнсе двигается по кругу, выполняет восьмерки или удары. Все эти движения происходят в горизонтальной, вертикальной или диагональной плоскости. В таких движениях принимают участие диафрагма и лопатки танцовщицы, а тряска грудью происходит за счет плеч или коленей.

Собственно живот в восточном танце играет второстепенную роль, движения им достаточно сложны. Опытные танцовщицы выполняют волны животом и тряски, состоящие из быстрых сокращений мышц пресса. Мягкие ткани живота также могут трястись за счет коленей.

Положение корпуса в восточном танце отличается от классического. При выполнении движений ягодицы и пресс подобраны, сильные прогибы в пояснице не допускаются, а колени слегка согнуты. Иногда танцовщица слегка отклоняет корпус назад, выставляя вперед одну ногу. Самое важное в разучивании восточных танцев – добиться изолированности движений. Например, грудь может выполнять быструю тряску, руки – волнообразные движения, бедра – восьмерки, а ноги – плавную проходку. Иногда несколько движений соединяются в одно – удары одним бедром выполняются с постепенным наклоном корпуса назад, а ягодичная тряска сочетается с ходьбой.

Также интересно почитать: женский алкоголизм.