Восточные танцы (или танец живота)

Ещё на древнеегипетских фресках были изображены практически обнаженные танцовщицы, услаждающие гостей танцами под звуки музыки, исполняемой женщинами-музыкантшами. Однако современный танец живота, или восточные танцы ‑ довольно новое явление. В конце девятнадцатого – начале двадцатого века в Европе вспыхнул небывалый интерес к Востоку, который всегда был окутан тайной для европейцев. Восточные танцовщицы с групповым танцем впервые выступили в Париже в 1889 году. А в 1926 году ливанская танцовщица Бадия Масабни открыла ночной клуб в столице Египта по образцу европейских кабаре. Она и создала танец живота с очень популярным тогда восточным колоритом, соединив индийские, арабские, цыганские и европейские традиции и введя змеевидные движения руками. Название «танец живота» появился в результате не совсем правильного перевода арабского слова, которое обозначает верхнюю часть бёдер, которыми раскачивают танцовщицы в такт своим движениям.

Сейчас можно насчитать более 50 стилей восточного танца. В них выделяются следующие направления: египетская школа в более закрытых костюмах и с плавными движениями, арабская школа с характерными взмахами распущенных волос, турецкая школа с более открытыми костюмами и с более раскрепощёнными движениями.

Восточные танцы могут исполняться с платком или шарфом, тростью, саблями, огнём, бубном, цимбалами и даже со змеёй. Костюм для танца живота состоит из лифа и широкой юбки с расшитым поясом. Вообще костюм для восточного танца обильно украшен блестящими и даже звенящими деталями.

А еще, про любимые танцы можно не только читать в интернете, но и попробовать самому 🙂

Расписание

Время начала занятий:

Занятия начнутся с сентября!

Продолжительность занятия: час

Зал: пр-т Вернадского, 29, 504 помещение
Преподаватель: Елена Литвак, тел: 8 (985) 704-00-93
Абонемент: 8 занятий — 4400 руб, 4 занятия —2400 руб, 1 занятие — 700 рублей.

Наша школа восточных танцев в Москве, ближе всего жителям ЗАО и ЮЗАО.
До нас можно добраться от метро «Проспект Вернадского», «Юго-Западная», «Университет», «Калужская», а также с Ленинского проспекта и Мичуринского проспекта.

Восточная музыка для восточных танцев с названиями

Структура, описанная здесь, применима большей частью к фольклорной музыке, потому что более современные работы могут включать западное влияние.

Ключ против maqam

Самое главное различие между западной музыкой и средне-восточной музыкой — то, что Западная музыка основана на определенной тональности (ключе), в то время как восточная музыка основана на maqam. По словам музыканта Мими Спенсера из Сан-Франциско, maqam — » нечто большее, чем тональность, нечто меньшее, чем мелодия».

В типичной западной музыке в октаве есть 12 возможных нот, основные и полутона. Но только 7 из этих нот обычно используются в данной песне. 7 нот, являющихся основой для данной песни определяют тональность, и есть некоторые определенные правила, относительно которых эти 7 нот могут использоваться. Например, типичная западная песня в ключе Ре Мажор будет использовать только ноты Ре, Ми, Фа диез, Соль, Ля, Си, и До диез. Тональность также определяет некоторые отношения между звуками для определения нот, из которых будут состоять аккорды, которые в свою очередь служат основными блоками для данной песни.

В арабской и турецкой музыке maqam использует только отобранные ноты из полного диапазона возможных доступных нот, в этом отношении это напоминает западный ключ. Но maqam оказывает определенное влияние на окончательный результат. Обязательны отходы от мелодии, основанные на некоторых нотах данной тональности и некоторой тенденции движения. Так что песня, написанная в некотором maqam не должна использовать только специфические ноты в этом maqam, но она должна также включить отходы от основной мелодии для этого maqam в линии мелодии песни.

Полутона и четвертьтона

В западной музыке музыкальные ноты — обособленные полутона. Например, на стандартном западном фортепьяно или клавесине, каждая белая и черная клавиша представляют одну из 12 возможных нот, которые могут использоваться в западной музыке, и каждая — на полтона выше, чем клавиша, смежная с ней слева.

Однако, многие (не все, конечно) средне-восточные песни используют четверти тона. Это звук, который существует на полпути между двумя смежными клавишами на западном фортепьяно. Так, вместо наличия 12 возможных нот, используемых для основания тональности, восточная музыка имеет вдвое больше возможных нот, чтобы использовать их в написании maqam . Было бы невозможно играть средне-восточную песню, которая использует четвертьтона на многих стандартных западных инструментах типа фортепьяно, труб и саксофонов, потому что некоторые ноты просто не имели бы соответствующих клавиш, или комбинаций пальцев — они должны попадать между двумя смежными нотами. (Возможно, конечно, настроить некоторые западные инструменты, чтобы играть музыку с четвертьтонами, но на стандартно настроенном инструменте сыграть ее нельзя)

Западная музыка широко использует аккорды, которые построены из нот согласно некоторым правилам в той тональности, в которой написана песня. Классическая музыка из Европы опирается на аккорды. Типичная песня, предназначенная для хора, часто помещает сопрано, альт, тенора, и бас каждого на различной ноте аккорда.

Традиционная средне-восточная музыка не использует аккорды — если инструментов много, тогда обычно один инструмент будет вести основную мелодию, в то время как другие будут вести отходы от мелодии или усложнения ритма. Например, в то время как один инструмент держит ноту основной линии мелодии, другой можеть дать небольшую трель. Концепция усложнения ритма также существует и в Западной музыке — представьте тубу, играющую «oom-pah», в то время как труба играет линию мелодии. С другой стороны, различные инструменты в разное время могут нести основную мелодию. Или, один инструмент будет играть мелодию, в то время как остальные импровизируют. Эта общая концепция должна быть знакома западным музыкантам, имеющим опыт игры в ансамбле, потому что в оркестре и джазе часто используются те же самые методы.

Но главное — то, что традиционная средне-восточная музыка не использует аккорды, хотя более современная музыка под влиянием западной музыки вполне может делать это.

Теперь, узнав эти основные структурные различия между средне-восточной и западной музыкой, становится неудивительно, что многие девушки, начинающие заниматься танцем живота, имеют проблемы с тем, чтобы услышать, как идет музыка, и танцевать соответственно музыке. Изучение восточного танца состоит не только в том, чтобы изучить, как связать движения бедер, волны и движения рук — оно также включает тренировку уха, чтобы слышать и впитывать новые музыкальные ритмы, странные ноты, и целый набор мелодий, которые являются совершенно чуждыми.

Направления и стили восточных танцев

В настоящее время выделяют более 50 стилей арабского танца, и 8 основных школ по территориально-историческому признаку.

8 основных школ арабского танца.

В мире принято выделять следующие основные школы арабского танца: Турецкая, Египетская, Пакистанская, Ботсванийская, Таиландская, Бутанская, Аденская и Иорданская, а также существует множество мелких.

В зависимости от географического происхождения арабского танца различают различные манеры его исполнения.

Например, турецкая манера, или стиль, более эротична и артистична. Вероятно, такая манера арабского танца связана с тем, что в гаремах девушки конкурировали между собой. И именно в способностях танцевать лучше и притягательней других, девушка и могла отличиться. Настоящий турецкий стиль очень жив, ярок и жизнерадостен. Некоторые танцовщицы, которые учились восточному танцу египетской школы, очень категорически высказываются о турецком стиле, называя его розвязным. На формирование такой мысли повлиял большой поток танцовщиц-нелегалов, которые приезжают работать в Турцию и не имеют никакого представления о культуре, традиции и тем более об истории танца и технике его исполнения, презентуя свои «распутные танцы», как настоящий турецкий стиль восточного танца. Турецкие танцовщицы не изменяют костюмы как египтянки, также они не разнообразят свои выступления. Для этого в Турции есть настоящие ансамбли народных танцев, поскольку Турция очень гордится своим богатым наследством традиционного народного танца, это искусство изучают в колледжах и даже устраиваются ежегодные конкурсы, в которых принимают участие все школы Турции.

В египетской манере исполнения присутствует медитативное погружение в свое внутреннее состояние и полная расслабленность, тело вытянуто вдоль вертикали, ограничено перемещение в пространстве, преобладают мелкие вибрации и сложный рисунок. Это расслабленный, но уверенный танец с обилием движений бедрами. Музыка в основном – скорая, иногда очень интересна оркестровая составляющая, чаще всего встречается на выступлениях. Четкое постановление рук. Подавляющее место предоставляется взаимодействию с публикой. Кто умеет, использует сагати (цимбалы) — это добавляет резвость исполнения. Некоторые танцовщицы помечают египетский стиль как стиль, в котором преобладают тряски, а руки в простых комбинациях выражают ощущение.

Ливанская школа танца считается промежуточной, в ней соединяются сакральное (египетское) и чувственно-артистичное (турецкое). Танец исполняется под медленную музыку. Больше энергии, меньшее заигрывание. По сравнению со сторонниками египетского стиля, ливанские танцовщицы в большей степени склонны носить высокие каблуки (то же – в Иордании и Сирии). Амплуа местных танцовщиц – выражает что-то вроде: «Я вовсе не понимаю, как мое тело это производит». «Новый» ливанский стиль, с конца гражданской войны, более экспериментальный. Это касается и костюмов, и музыки и самого танца. Все на очень высоких подборах или на платформах, что портит очень много движений, поскольку подборы изменяют центр тяжести. Танцуют под все, начиная с роковой музыки и заканчивая классическими произведениями. Очень много в этих танцах смешного, что-то отвратительное, но это тоже имеет место.

В Иордании и Сирии, впрочем, как и в Ливане, преобладает техника. Женщины танцуют на высоких каблуках, руки изящны, корпус поставлен прямо, бедра работают резко, больше медленной музыки.

Наконец, персидский стиль, или – арабский танец («Ракс-э-Араби»). Настоящие персидские танцы могут иметь движения бедрами и грудной клеткой, но большинство из них принципиально отличаются от других восточных танцев своей деликатностью, шармом и полным отказом от вызывающей сексуальности.

Восточные танцы.

Тысячелетия назад человек еще только-только училось общению, но уже существовал язык танца. С помощью жестов и движений человек рассказывал, как он видит окружающий мир, что он чувствует.

Сам танец всегда был связан с бытом человека, его народа. Неслучайно каждый танец связан с характером племени, в котором он зародился.

Восточный танец стоит особняком среди всех. Его называют и чарующим, и соблазнительным, ароматным, ласковым, порой жестоким, порой сказочным.

Техника восточного танца уникальная, сам же он олицетворяет саму жизнь, движения танцовщиц приоткрывают загадочные тайны. На Западе его зовут «танец живота», но это название неверное.

Про восточные танцы складываются различные мифы, объясняющие как появились те или иные элементы, движения. Но красивые легенды про красивые танцы не всегда правдивы, поэтому разберемся подробнее в том, откуда появились те или иные техники, движения, костюмы и развенчаем основные мифы.

Все танцовщицы обязательно на пупке носят украшения. Идея украшать пупок на самом деле возникла лишь в 30-х годах 20-го столетия в Голливуде. Именно так восточный танец представляли себе местные продюсеры и режиссеры. На самом же Востоке танцовщицы таких украшений не имеют.

В танце живота используется трость в качестве символа пастушьего посоха, которым когда-то женщины пользовались при выпасе овец. Танец с тростью родом из Южного Египта. По традиции все мужчины той местности носили с собой длинные посохи, которые они использовали в качестве оружия. Постепенно даже возникло целое военное искусство владения посохом, возник и танец изображает борьбу с помощью этого оружия. Через какое-то время женщины стали танцевать уже с тростью, игриво обыгрывая мужские забавы, со временем и оформился «ракс аль ассайя» — танец с посохами.

В военных походах женщины сопровождали мужчин, по ночам развлекая их танцами. Это и явилось основой для появления танца с жонглированием меча на голове. Нет никаких фактов, которые бы подтвердили этот миф. Более того, сам танец с жонглированием мечом мало распространен на Ближнем Востоке. Исследователи считают, что на использование меча, как фольклорного инструмента в танце натолкнула картина художника Жана-Леона Жерома в 19 столетии. Его-то живопись и стала катализатором для творчества танцовщиц по всему свету. Можно предположить, что позирующая художнику модель действительно исполняла такой танец, это умели и ее соплеменницы, однако такой прием никогда не был общепринятым. В Египте есть похожий танец, когда мужчина делает движения с мечом в руке, совершая агрессивные действия. Но и в таком танце нет балансировки меча, ни на теле, ни на голове.

Танец живота использовался в гареме для привлечения внимания султана. Из танцовщиц правитель и выбирал самую лучшую. Это заблуждение — самое распространенное, но факты легко опровергают его. Элементы танца передавались из поколения в поколения, считается, что в основе его лежат техники, которые позволяли женщине подготовить мышцы живота для родов. Даже сегодня такие движения присутствуют в ритуалах на Ближнем Востоке и Северной Африке. Женщины окружают свою подругу, которая готовится рожать, и начинают совершать круговые движения бедрами, готовя ее к предстоящему. В гареме же не было такого, чтобы султан ходил и задумчиво выбирал из танцующих красоток себе пассию. Жены вообще редко видели султана в больших гаремах. Решение же о том, кто именно из молодых жен будет принадлежать этой ночью мужу, принималось или его матерью или же старшей женой. Поэтому и энергия молодых девушек была направлена не на изучения танца и овладение мастерством, а на завоевание благосклонности старших и влиятельных женщин. Хотя не исключено, что девушки танцевали друг для друга, скрашивая унылые дни. Сегодня на Ближнем Востоке женщины часто танцуют для других женщин — это могут быть соседки, подруги, кузины, сестры, тетушки. Танец является развлечением, приятным времяпрепровождением в ожидании супруга. Танцы можно встретить на семейных праздниках, свадьбах и даже на некоторых мужских праздниках.

Целью танца живота традиционно было соблазнение мужчины. Как было сказано выше, на Востоке женщины танцуют преимущественно друг для друга, такая традиция складывалась веками. Конечно же, кто-то из красоток использовал такой прием и для соблазнения за закрытыми дверями полюбившегося мужчины, однако это нетрадиционное для культуры Востока исключение. Для людей, выросших в такой среде, не существует понятия как танец-соблазнение, этому не учат благовоспитанных дочерей.

На Ближнем Востоке есть традиционный танец Семи Вуалей. Он основан на предании о том, как богиня Иштар спускалась в подземный мир, оставляя около каждого из семи врат по одной из своей вуалей. И эта история является всего лишь красивым мифом. Существует библейский рассказ о женщине, которая станцевала для Ирода, тронув его сердце. Однако нигде не упоминается никаких деталей этого действа. Но названием «Танец семи вуалей» возникло лишь в 19 веке в пьесе Оскара Уайльда. На основе нее была поставлена опера Штрауса «Саломея», в которой и появился окончательно образ девушки, снимавшей одна за другой шали, пока она не осталась обнаженной перед царем Иродом.

Танец живота был принесен на Ближний Восток цыганами. Этот миф полностью тяжело опровергнуть, так как едва ли этот восточный танец имеет место единого происхождения. Сегодня можно найти в Африке танцы, в которых используются и использовались движения бедрами задолго до миграции цыган на Запад. Да и Турции волнообразные движения появились до прихода цыган. Хотя исключать их влияние на танцы и музыку нельзя. Постепенно, по мере проникновения цыган танцы и музыка смешивались, цыгане вносили что-то свое, перенимая и передавая элементы других культур. Так и сложился тот танец живота, который мы знаем и любим сегодня.

Цыгане любили танцевать около костров, обожая ночную романтику. На самом деле жизнь цыган была очень тяжелой. Когда общественность Европы возмущалась положением рабов в Америке в Румынии рома (как называют себя цыгане) сами жили на похожем положении. Во время Второй мировой войны положение этого народа стало особо тяжелым, большую часть своей европейской истории цыгане гонимы коренным населением, их изгоняют с мест обитания. Так что кочевая жизнь обусловлена отнюдь не романтикой, а тем, что зачастую люди не имели своего крова.

Ближневосточные танцовщицы имели наряд, который состоял из лифа и пояса, которые были украшены монетами или поясом из кисточек. Сегодня сложно представить танцовщицу без таких элементов. На самом деле расшивать монетами одежду танцовщиц придумали в США. Многие при этом указывают на дизайнера костюмов для Голливуда Боба Мэки. Пояс с кисточками, или чоли, традиционно носился под сари индианками. А вот использование его в качестве элемента танца было также придумано в Америке, в традиционной одежде на Востоке и в Африке такой элемент не использовался. На Востоке такими кисточками украшали вьючных животных, да и то по особым случаям. Нет никаких доказательств того, что турки или арабы во время танца пользовались поясами из пушистых кисточек. А вот на танцовщицах такие аксессуары сразу стали хорошо смотреться, неудивительно, что такой «американский» стиль быстро распространился. Женщины с монетами и кисточками смотрятся экзотично, но не стоит воспринимать такую одежду в качестве этнической для народов Востока.

Название танца живота «белли данс» (bellydance) происходит от испорченного арабского слова «бэлэди», что означает родина и означает «танец египтян». В 1893 году американский продюсер Блум придумал это название танца, чтобы подогреть интерес к своей выставке «Улицы Каира» на Всемирной ярмарке в Чикаго. В своей биографии, во всяком случае, он там утверждал, хотя многие считают, что своим названием танец обязан французскому «лё данс дю вантр», который представлял собой пляску североафриканских народностей с движениями живота. На самом деле между этими двумя танцами есть существенные различия. Сам же Блум не особо задумывался над названием, его схожестью с кем-либо. Он сделал ставку на слово «живот». В те времена женщины были преимущественно затянуты в корсеты, естественно внимание людей привлекли танцовщицы, оголявшие живот. Фонетическое же схожесть со словом «бэлэди» было замечено недавно, в нем нет никакого глубокого смысла.