В каких балетах есть испанский танец

В Испании до 20 в. сохранились танцевальные формы, которые встречались ещё в эпоху эллинизма. Танцовщицы из Кадиса («гадитанские девы») славились в Др. Риме. Танец был любимым развлечением как в народе, так и при дворе, он входил во все театр. представления. В ср. века возникла мореска (музыкально-танц. сценка), которая с кон. 15 в. распространилась в Европе. Танцы вводились в постановки пьес Лопе де Вега, П. Кальдерона и др. В 17 в. сформировались представления с танцами: лирич. сарсуэлы, комедийные тонадильи. На протяжении веков шло развитие исп. танца, возникали новые формы: в 18 в. — болеро, в 19 в. — танго. Наиболее обширную группу составляют нар. танцы разл. провинций. Среди них сольные, парные, групповые, круговые, которые исчисляются сотнями, имеют каждый своё муз. сопровождение (гитара, мандолина, кастаньеты, тамбурин, флейта, свирель и др.). Чрезвычайно богата танцами Андалусия, с которой генетически связан наиболее распространённый танец фанданго, там же распространены гуэнья, ронденья, гранадана и др. Известны хота из Арагона и хота из Валенсии — парные танцы острого ритма, сопровождающиеся пением, игрой на гитаре, или танцы фламенко, бытующие у цыган на юге Испании. В них применяются сложные и разнообразные выстукивания при чередовании ударов каблуков и носков. В танцах фламенко одно из осн. выразительных средств — руки танцовщика. Наибольшего расцвета исп. танцы достигли в нач. 19 в. Стали открываться школы, в 1807 была создана Академия театр. танца, появились трактаты, учебники. Несмотря на богатство и разнообразие танц. фольклора, до нач. 20 в. исп. танцовщики не сумели приобщить эти элементы к европ. балетному театру. Танцовщица Архентина (А. Мерсе) первая стала сочетать формы классич. и нар. исп. танца. В 1928 она создала группу, в программе которой были нар. танцы и одноактные балеты в её постановке («Любовь-волшебница», 1928, и др.). Среди исполнителей — П. Империо и В. Эскудеро. Успешное выступление труппы в Париже стимулировало исп. композиторов писать музыку для балета («Контрабандисты» Эспла, 1934, «Хуэрга» Баутисты, «Ла Ромерия де лос Корнудос» Пирталуга, «Коррида де ферия» Бакрассы). Балетное искусство становилось популярным в Испании. Архентина пост. также «Испанское каприччио» на муз. Римского-Корсакова и «Болеро». Танцовщица П. Лопес продолжила деятельность Архентины, создав спектакль «Консерто де Аранхуэс» Родриго. Среди др. хореографов и танцовщиков — Мариемма, Х. Греко, Х. Магринья, Х. Удаэта, Х. Тена и др. В 1953 Антонио (А. Руис Солер) организовал труппу, в которой пост. на основе синтеза исп. и европ. классич. танцев «Гвадалквивир» на муз. Руиса (по произв. Ф. Гарсии Лорки), сюиту «Арагонская хота» на муз. де Фалья, «Гойески» на муз. Гранадоса, «Треуголка», «Любовь-волшебница», в 1966 — ревю «Таверна быков» (в 1966 труппа гастролировала в СССР). В 70-е гг. Антонио ставил хореографич. сюиты, основанные на кастильских, арагонских, галисийских, валенсианских и, конечно, андалусских ритмах, на муз. Альбениса, Гранадоса, Х. Турины, А. Солера. Среди др. его пост. — «Эльсеговиано эскиво» М. Сальвадора, «Испанская рапсодия» Альбениса — Альфтера, «Хугандо аль торо» Альфтера.

Испанский танец отличается исключит. ритмич. богатством, эмоциональностью, разнообразием форм. Этим объясняется его широкое распространение. Мн. исп. танцовщики и целые труппы выезжали за пределы страны, некоторые были и в России. Переработанные в манере классич. балета исп. танцы вводились в балеты А. Сен-Леона, М. И. Петипа. В 20 в. в спектаклях М. М. Фокина, отчасти А. А. Горского исп. танцы более этнографичны. Совр. балетмейстеры приближают их к народным. В театрах стали появляться балеты, построенные исключительно на исп. танцах: «Арагонская хота» балетм. Фокина (1916), «Треуголка» балетм. Л. Ф. Мясина (1919), многочисл. пост. балетов на музыку «Испанского каприччио», «Болеро» и др.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Категории словаря

просмотры: 5840
добавлено: 23.04.2011

Конспект урока музыки «Мудрость и прелесть балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» 3 класс

Маркова Елена Геннадьевна

МОУ ИРМО «Оёкская средняя

Высшая квалификационная категория.

Урок музыки в 3 классе, III четверть,

по программе Е.Д.Критской

Тема: «Мудрость и прелесть балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»

«Я могу с любовью и увлечением писать музыку…

лишь бы действующие лица внушали мне живое

участие, лишь бы я любил их, жалел, как любят и

жалеют живых людей. А где сердце не затронуто,

не может быть музыки».

Форма урока: урок-путешествие.

Цель: Сформировать представление о балете, как о музыкально-хореографическом спектакле.

Обучающие задачи урока:

— познакомить учащихся с балетом П.И.Чайковского «Щелкунчик»;

— расширить представление о средствах музыкальной выразительности;

— познакомить учащихся с новыми музыкальными терминами: балет, увертюра, пантомима, солист балета , кордебалет, хореография, балетмейстер;

— научить детей внимательно слушать музыку, высказывать свои впечатления, своё отношение к ней через движения, жесты.

Развивающие задачи урока:

-развить интонационно-образное мышление, эмоциональную память, пластическое интонирование учащихся;

— развивать умение более глубоко погружаться в музыку, описывая своё собственное состояние движениями, мимикой, говоря о своих эмоциях, переживаниях, вызванных музыкой;

— развить в детях воображение, способность творить и мыслить;

-развить самостоятельность в действиях ребёнка, его внимание и организованность.

Воспитательные задачи урока:

возбудить интерес к музыкальному жанру балет;

-научить работать на уроке в групповой и коллективной форме;

-воспитать в детях эстетическое видение мира;

— закрепить правила поведения в музыкальном театре, при просмотре музыкальных видеофрагментов из балета «Щелкунчик»;

-научить детей понять жизненный смысл музыкального произведения, разобраться, почему композитор воплотил его именно в эту, а не в какую-нибудь другую художественную форму.

Тип урока: изучение нового материала.

Основная педагогическая технология : игровая.

Метод организации и осуществления учебных действий и операций на уроке:

1. Метод «музыкальный театр» (средства – звук, жест, танец, слово, литературный сюжет, стихи).

2. Метод «пластического интонирования» — восприятие музыкальной ткани через моторику своего тела (средства — музыка, жест).

Приёмы учителя : ролевая игра, практическая задача.

Приёмы учащихся : инсценировки, драматизация, импровизация.

Формы взаимодействия : индивидуальные, групповые, коллективные. ( Видеофрагменты из балета «Щелкунчик»:

«Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского (2:11)

«Сражение» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского (3:00)

«Танец снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»(2:00)

«Испанский танец» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского(2:00)

5. «Китайский танец» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского(1:15)

6. «Русский танец» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского(1:10)

1. «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского (фортепиано)

2. «Испанский танец» фрагмент (СД)

Портрет П.И. Чайковского.

Музыкальные термины: балет, хореография, увертюра, пантомима, солист балета, балетмейстер, кордебалет.

Фортепиано, музыкальный центр, ИКТ.

Слушание, беседа, сравнение, сопоставление, исполнение танцевальных движений, игра на детских музыкальных инструментах, просмотр видеоматериалов, инсценировка, хоровое исполнение.

Вход детей в класс под «Марш» из балета «Щелкунчик П.И. Чайковского.

Организационный этап урока.

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята!- Здравствуйте, учитель!»

Сообщение темы и цели урока:

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим путешествие в страну «Балет», попробуем научиться видеть и слышать, понять жизненный смысл произведения. А поможет мне в этом ваше творчество. Мы познакомимся на этом уроке с новыми музыкальными терминами. Тема урока: «Мудрость и прелесть балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», созданный 1892г.

Подготовка к восприятию нового материала.

Знаете ли вы, ребята, что такое балет?

— Что нужно для создания балета?

Либретто (литературный текст музыкального произведения);

Изо (грим, костюмы), артисты.

Изучение нового материала

-Я хочу познакомить вас с новыми музыкальными терминами, которые понадобятся вам для дальнейшего изучения балета.

Увертюра — в переводе с французского означает «открывать».

Хореография — искусство танца, запись танца. Чтобы не заблудится в большом спектакле, надо знать, что любой большой спектакль состоит из маленьких номеров и танцев, номера соединяются в сцены (сцена в лесу, сцена в доме и т.д.), а сцены объединяются в действия-акты. До Чайковского музыку к балетам было принято сочинять как череду идущих друг за другом танцев. Чайковский не отказывается от «Характерных танцев», пантомимы. Однако они обретают у композитора новое наполнение, подчиняются раскрытию основного содержания, характеристик главных действующих лиц, окружающей их среды. Наиболее полно передающие переживания героев. Это было великое достижение в истории балета!

Балетмейстер – автор, создатель хореографического «текста» балета. Балетмейстер расставляет артистов на сцене не «как попало», а красиво, чтобы зритель лучше уловил основную идею произведения.

Пантомима — искусство, которое воспроизводит окружающую жизнь с помощью жестов, телодвижений, выразительной мимики. Гениальные танцовщики мастерски владеют пантомимой, соединив её с техникой высоких прыжков и пируэтов (стремительных вращений).

Углубление в тему урока.

Новый год празднуют люди всего мира. В новогоднюю ночь часто происходят чудеса. С миром чудес ты встретишься в балете П.И. Чайковского «Щелкунчик» по сказке немецкого писателя Эрнста Гофмана.

А в балет сказка превратилась 23 марта 1892 года, когда Пётр Ильич Чайковский завершил работу над партитурой. Поскольку балет сочинил русский композитор, то он дал своей героини русское имя – Маша.

В дом к главной героине на праздник шествуют гости. Родители ведут с собой своих детей. Взрослые идут чинно, солидно, а дети торопятся поскорее увидеть ёлку. Ёлка предстаёт во всём великолепии. Дети в восторге…

(Учитель играет на фортепиано мелодию «Марша» из балета «Щелкунчик»).

— Попытайтесь представить себя действующими лицами балета: промаршируйте под его звуки. Мелодическое начало «Марша» из балета можно легче запомнить с помощью некоторых вариантов подходящих по содержанию слов:

«Как праздничной ёлки хорош наряд.

Шёл сказочных воинов парад» — исп. мальчики.

«Все мы захотели пойти гулять,

Но нам надо ёлку наряжать» — исп. девочки

( дети ритмично поют эти слова, хлопают ритм)

Перед путешествием в музыкальный театр, давайте вспомним, как ведут себя в театре зрители? (ответы детей)

Следи за тем, что происходит в музыке, на сцене, охватывай всё, ничего не упусти из виду! Музыка наградит тебя за это тем, что подарит новое чувство, новое настроение возможно, такое, какого ты не испытывал до этого никогда в жизни!

« Вот лоджии, партер, бельэтаж и балкон

И сцена, и занавес – это не сон

Сцена открылась, оркестр заиграл!

И каждый ребёнок зрителем стал».

(Показ видеофрагмента «Марш» из балета «Щелкунчик»)

— Услышали ли вы в музыке знакомую интонацию?

-Меняется ли характер музыки? ( Музыка отражает праздничную кутерьму богатого дома, беготня стайки детей на празднике, они то носятся вокруг неё, то маршируют).

— Удалось ли балетмейстеру создать атмосферу новогоднего праздника?

— Вот так незаметно вы познакомились с новым термином в балете: кордебалет — коллектив танцовщиков, исполняющих массовые, групповые танцы и сцены в спектакле.

— Ребята, кто-нибудь из вас знает что за волшебство произойдёт в эту ночь?

— Гости расходятся. Маша остаётся одна и готовится ко сну. Часы показывают полночь. Вдруг происходит неожиданное: комната наполняется мышами, с которыми пытаются сражаться детские игрушки – солдатики.

— Кто-нибудь знает, что произойдёт дальше?

— К удивлению и радости Маши, руководство игрушечным войском берёт на себя тоже оживший Щелкунчик. Силы, конечно, не равны. Мышей много, они сильные, неуязвимые. Ну что тут могут сделать солдатики с крохотными сабельками да сломанный безжалостным братом Щелкунчик?

(Дети импровизируют сцену наступления мышей во главе с мышиным королём и сражение игрушечного войска во главе со щелкунчиком)

— Как вы думаете, какой характер будет у музыки? (смотрите словарики)

— Будет ли меняться характер музыки в этой сцене?

( Показ видеофрагмента «Сражения»)

-Удалось ли композитору и балетмейстеру создать образ сражения?

-Получилось ли у вас угадать характер музыки перед просмотром видеофрагмента?

— Итак, путешествуем дальше. Щелкунчик и Машенька отправляются в чудесное путешествие в страну сладостей, где их встречают ожившие сладости. Но сначала им придётся пройти через зимний волшебный лес. Мы будем слушать сегодня один из самых красивых отрывков балета «Щелкунчик», который называется «Вальс снежных хлопьев». Это не иллюстрация пейзажа, а обобщение чистоты, хрупкости, трепетности. Его мелодия так красива, что её можно спеть!

Этот балет – не просто сказочный, он – новогодний. И Пётр Ильич

Чайковский для усиления волшебного эффекта сочинил музыку, которую в балете поёт детский хор. Этот хор расположен вместе с оркестром, ниже сцены, и его никто не видит. Зато все слышат звук человеческих голосов, и это создаёт незабываемое впечатление.

(Показ видеофрагмента «Вальс снежных хлопьев»)

-Что хотел показать этим П.И.Чайковский? (мелодия в нисходящем виде воплощает идею медленного ниспадания, соответствующую образу падающего снега, по поначалу в сплетении разорванных, отделенных друг от друга мотивов, напоминающих своим рисунком маленькие снежинки, кружащиеся в воздухе).

— Образ чего предстаёт перед нами, глядя на изящные движения этих балерин? (обобщенный образ Прекрасного: чистоты, хрупкости,трепетности).

— Какое значение играет в этом балете хор?

-Вы запомнили название этой музыки?

-А теперь мы оказались перед вратами города Конфетенбурга. Шумный весёлый город. Осмелюсь напомнить, что для жителей Конфетенбурга П.И. Чайковский сочинил свою музыку. Вот, например, для всеми нами любимого шоколада Чайковский сочинил «Испанский танец», потому, что тогда считалось, что самый лучший на свете шоколад привозят к нам из Испании.

Представьте себе людей одетых в красочные испанские наряды. Главную тему танца исполняют духовые инструменты. Музыка словно переносит нас в знойную Испанию.

(Показ видеофрагмента «Испанский танец»

Дети щёлкают пальцами в ритм музыки)

-Какой характер музыки? (смотрите словарики)

-Звучание какого испанского народного инструмента вы услышали? (кастаньеты)

— Все, кто попадает в Конфетенбург, угощают сладостями с чаем. А чай пришёл к нам из Китая. Поэтому в балете в балете есть «Китайский танец», который ещё называют «Танец Чая». Прислушайтесь, как русский композитор передаёт в музыке восточный колорит. Музыка звучит в высоком регистре, главную мелодию исполняют флейты. Сама музыка острая, чёткая. Будто куклы, танцующие её, всё время подпрыгивают.

(Показ видеофрагмента «Китайский танец»)

— Какой характер музыки? (смотрите словарики)

-Это реальные персонажи или нет?

Поскольку П. И. Чайковский был воспитан на народной музыке, в своих сочинениях он использовал народные темы. Балет “Щелкунчик” вобрал в себя движения народного танца. “ТРЕПАК” — это старинный русский танец в быстром темпе.

(Дети делятся на две группы: одни музыканты(играют на детских музыкальных инструментах), другие танцоры(выполняют простые танцевальные движения)исполняют по «Русский танец» из балета «Щелкунчик»)

(Показ видеофрагмента «Китайский танец»)

Закрепление темы урока:

— Какие новые музыкальные термины мы узнали с вами на этом уроке?

(балет, пантомима, увертюра, солист балета, хореография, балетмейстер)

— С какими персонажами балета познакомила нас музыка?

— Какие из них реальные, а какие вымышленные? Фантастические образы явились особым отражением образов реального мира, они наделены живыми человеческими чувствами.

-Какова идея этого произведения? Сказка Гофмана «Щелкунчик» построена на утверждении идеи торжества добра над злом.

— Смог ли композитор П.И. Чайковский воплотить эту идею в своём балете?

Действительно, в сказочных образах Чайковский воплотил глубоко гуманную мечту о добре, любви и счастье, никогда не угасающую в нём, как бы ни была мрачна и жестока окружающая его действительность.

— Почему композитор воплотил жизненный смысл его именно в эту, а не в какую-нибудь другую художественную форму? Балетная музыка Чайковского стала выразителем ярких чувств и глубоких характеров. Танец гибко рисует содержание музыки.

— Близок ли тебе мир детства, отраженный в балете, и чем? (созвучен тебе первым познанием жизни, её радостей и печалей, вечным ожиданием счастья и света). Ещё хочется играть в куклы и солдатики, но уже волнуют надежды приближающейся юность…

-Балет всегда создаёт обобщённый возвышенный образ Прекрасного Человека. И если этот урок вам понравился, вы взяли для себя хоть частичку той любви, которую питал к балету П.И. Чайковский, то будьте уверены, что вы уже нашли одну из дорог в интересную музыкальную страну «Балет», и на этом пути многое сможете увидеть и понять. Ты будешь видеть мир таким, каков он есть, и таким, каков он должен быть. Но совершенствовать окружающее, делать явью несуществующее пока прекрасное – удел не только художников, музыкантов, актёров. Это призвание каждого творческого человека!

– К сожалению, наше пребывание в театре сегодня заканчивается, но у нас будет возможность продолжить театральные встречи на следующих уроках.

Домашнее задание: По желанию можно нарисовать своего Щелкунчика, можно сделать эскизы театральной занавесы или декораций, пусть каждый проявит свою фантазию, выдумку.

Оценивание учащихся: Дети считают полученные за урок жетоны-ноты. Самым активным выставляется оценка «5».

Уход детей под музыку «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

«166 биографий знаменитых композиторов»,

Издательство “Композитор”, г. Санкт-Петербург , 2000 г.

«Музыка от А до Я». Эмиль Финкельштейн,

Издательство “Композитор”, г. Санкт-Петербург, 1997 г.

«Там, где музыка живет». Аркадий Кленов, Изд-во “Педагогика-Пресс”, Москва, 1994 г.

«Энциклопедический словарь юного музыканта», «Педагогика», Москва, 1985 г.

Что такое испанские танцы

Испанский Танец — сложная форма танца, которую трудно объяснить в единственном параграфе. В основном, испанский танец может быть категоризирован в 6 группах, которыми являются Фламенко, Классический испанский Танец («Estilizacion»), Фольклор, Танцы Восемнадцатого столетия, Балет (Классический Танец), и Кастаньеты.

Безусловно, Фламенко — самая известная испанская форма танца из-за многих танцовщиц(«bailaores») и музыкантов, исполняющих этот жанр. В результате Фламенко затмил работу других испанских форм танца за пределами Испании. Многие центры преподают Фламенко и все другие испанские формы танца, которые, как полагают многие, были сокровищами испанского наследия.

Классический испанский Танец

Классический испанский Танец охватывает сложную хореографию под классическую музыку великих испанских композиторов, таких как Manuel de Falla, Albeniz, Granados, и Turina. Танцовщицы носят или испанские ботинки для танца или балетные ботинки, часто играя на кастаньетах. Танец смешивает Фламенко, Фольклор, и Классический Балет.

Испанский Фольклор очень разнообразен. У каждой области Испании есть свои собственные танцы, некоторые из которых являются очень старыми. Эти танцы включают “muneira” из Галисии, “verdiales” из Малаги, “zorcico” из области Васк, и » sardana » из Каталонии, все из которых совсем различны. Фольклор — самое отличительное культурное выражение каждой области. Через эти красивые танцы люди каждой области выражают свою уникальность и гордое культурное наследие.

Танцы XVII Столетия

Танцы Восемнадцатого столетия, названные “Escuela Bolera”, являются короткими танцами, выполненными с оборудованием, ботинками и кастаньетами, типичными для времени великого испанского живописца Гойи, что является причиной того, почему их также называют “Goyescas”. Эти танцы выполняются, используя шаги танца из классического балета наряду с движениями и выражениями, типичными для XVIII Столетия Испании.

Классический Балет — фонд любого серьезного исследования танца. Классический балет включает технику, чтобы показать элегантность и мастерство движения, необходимого во множестве форм танца, включая Фламенко, Джаз, Современный танец, и т.д.

Кастаньеты, часть музыкального наследия Испании, являются ударным инструментом, популярным в различных испанских танцах. Мастерство кастаньет требует, чтобы отдельное исполнение танца получило максимальное артистическое выражение.