Виды спортивных бальных танцев

Автор: Ольга 2. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Виды спортивных бальных танцев.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 1292 КБ.

Виды спортивных бальных танцев

Спортивные бальные танцы

Спортивные бальные танцы.

Танец как древнейшее искусство Виды танцевальных программ

Искусство танца

— это древнейшее проявление народного творчества, которое родилось одновременно с появлением человека. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Восторг и восхищение, с которыми мы наблюдаем горячую латину или чувственные европейские танцы, рождают в нас желание приобщиться с удивительному искусству танца, позволяющему выражать свои эмоции и чувства с помощью тела.

Латиноамериканская программа

Виды танцевальных программ

Самба Ча-ча-ча Румба Пасадобль Джайв.

Виды танцевальных программ

Повышенное внимание к самбе в Европе появилось в 1950-ых годах. Танец в существующей современной форме имеет фигуры с разными ритмами, передавая многогранное происхождение танца. Ритмы самбы очень популярны и легки. Истинный характер самбы — это веселье и флирт, заигрывание друг с другом.

Ча-ча-ча происходит от религиозных ритуальных танцев Западной Африки и кубинских медленных танцев . Ча-ча-ча сейчас танцуется в ритме 120 ударов в минуту. Шаги делаются на каждый удар, с сильным движением бедер, колена выпрямляются на каждом шаге. Вес расположен впереди, на носках, все шаги выполняются с носка, движение происходит вдоль пола без поднятий и опусканий. Во время танца пары должны передать веселый, беззаботный и развязный характер.

Румба — это танец африканских негров, привезенных на Кубу в конце прошлого века. В Европе румба появилась благодаря энтузиазму и блестящим интерпретациям Пьера Лавелла — ведущего преподавателя латиноамериканских танцев. В современном танце многие из основных фигур несут в себе старую историю попытки женщины доминировать над мужчиной при помощи женского обаяния. Во время танца всегда есть элемент, когда партнерша «дразнит» партнера и затем убегает, мужчина сначала соблазняется, а затем партнерша его бросает и стремится к другому.

Мужской танец

Название «Paso Doble» на испанском языке означает два. Танец впервые был исполнен во Франции в 1920 году. Основное отличие пасадобля от других танцев — это позиция корпуса с высоко поднятой грудью, широкие и опущенные плечи, жестко фиксированная головой, в некоторых движениях наклоненная вперед и вниз. Пасадобль — типично мужской танец, основной акцент в котором делается на движения партнера-тореодора, а партнерша, как в стандарте, просто следует за ним, изображая его плащ.

Джайв появился в 19 веке на юго-востоке США. Слово «Jive» имеет подобное значение в негритянском слэнге: «обман, хитрость». Этот зажигательный негритянский танец с энергичной музыкой резко контрастировал с ограниченным и строгим танцем верхних белых классов США и Великобритании. Джайв очень сильно отличается по характеру и технике от других танцев латиноамериканской программы.

Европейская программа

Медленный вальс Танго Венский вальс Квикстеп (Быстрый фокстрот) Слоуфокс

Медленный вальс

Медленный вальс окончательно оформился в Англии и 28 июня 1838 года вальс окончательно «поселился» в дворцовых бальных залах. От классического венского этот вальс отличается и музыкой, и движениями, и сегодня считается самостоятельным танцем. В медленном вальсе движения пары — скользящие, мягкие, волнообразные. На конкурсах медленный вальс, несмотря на свою романтичность и плавность, требует очень высокой техники исполнения и строгой дисциплины.

Танго появилось в конце XIX века в бедных эмигрантских кварталах Буэнос-Айреса. Сначала танго было танцем мужчины. Позднее танго стало танцем мужчины и женщины. Сегодня танго вновь возвращается к нам в том исконном стиле, как его танцевали и танцуют в Аргентине. Танго завораживает каждого, кто к нему прикоснется.

Венский вальс

В 1815 году на всех балах самозабвенно танцевали вальс — чарующий, волшебный, блестящий. Стремительное кружение венского вальса требует от пары полного взаимопонимания. Движения в венском вальсе должны выполняться плавно и с изяществом, несмотря на стремительность кружения. На традиционном ежегодном новогоднем балу в знаменитом венском Оперном театре большое количество танцоров исполняет этот неувядаемый и романтический танец.

Квикстеп – это быстрый фокстрот. Годом рождения квикстепа считается 1923 год. Прыжки в продвижении и на месте, цепочки ходов и другие оригинальные движения в паре — все эти движения, явно или не явно, сильно изменившись или просто напрямую попали в квикстеп из трех танцев — чарльстон, шимми и Black Bottom. Основные движения — это прогрессивные шаги, шассе, повороты, многие другие движения, заимствованные из фокстрота.

Фокстрот был придуман летом 1914 актером водевиля Гарри Фоксом. Только в 1950-ых была развита «Пересмотренная техника», в которой левая и правая нога двигаются по своей линии, лишь иногда попадая на чужую. Фокстрот дал самый существенный толчок для всего бального танца. Комбинация быстрых и медленных шагов создает огромное количество вариаций и приносит намного больше удовольствия, чем танцевание всех шагов в одном ритме, на каждый счет. К 1925 году танец стал очень популярным и привел к новой революции в европейских танцах.

ГРУППЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ (ОТ 3 ДО 10 ЛЕТ) • BEGINNER И BEGINNER SPORT

  • Спортивные бальные танцы — один из самых красивых и популярных видов спорта нашего времени. К сожалению, танцы практически не показывают по центральному телевидению, в отличие от других видов спорта (футбола, например). Поэтому многие родители даже не представляют, на каком высоком уровне выступают современные юные танцоры, и на что способен их ребенок.

    Группы «BEGINNER» предназначены для детей от 3 до 12 лет. Оптимальным возрастом для начала занятий является возраст до 10 лет. Но это не более, чем рекомендация для родителей. Многие танцоры начинают свою карьеру в более зрелом возрасте и добиваются высоких результатов. Такие примеры есть и в нашем клубе.

    Подробнее о группах для начинающих читайте ниже:

    ГРУППЫ «BEGINNER 3-4» И «BEGINNER 4,5-6»

    Дети в группах «BEGINNER 3-4» и «BEGINNER 4,5-6» :

    • На 1-м году обучения изучают медленный вальс, ча-ча-ча и польку — танцы, которые входят в конкурсную программу категории Н-3;
    • Группы «BEGINNER 4,5-6» во 2-м полугодии начинают изучение более сложных танцев: самбы, джайва и квикстепа;
    • Играют в развивающие танцевальные игры на каждом занятии;
    • Начинают выезжать на конкурсы уже через 1 — 2 месяца после начала занятий. Турниры проходят очень интересно и красочно, каждый ребенок получает диплом и памятный приз;
    • Готовятся к переходу в продвинутые и спортивные группы;
    • Могут развиваться и танцевать как в парах, так и сольно;
    • Приобретают чувство ритма, развивают координацию движений и музыкальный слух, корректируют осанку;
    • Привыкают к дисциплине;
    • Приобретают уверенность в себе и легкость общения со сверстниками. Избавляются от закомплексованности, если она есть.

    ГРУППЫ «BEGINNER 7-10 SPORT»

    Группы «BEGINNER 7-10 SPORT» предназначены для детей школьного возраста. После 7 лет скорость восприятия информации юным танцором достигает максимума, поэтому прогресс виден уже с первого месяца занятий!

    Дети в группах «BEGINNER 7-10 SPORT»:

    • Оказываются среди своих сверстников в дружном коллективе, объединенном общими целями и интересами;
    • Изучают европейскую (медленный вальс, венский вальс и квикстеп) и латиноамериканскую (самба, ча-ча-ча и джайв) программы спортивных бальных танцев. Самым первым изучают танец полька, который входит в конкурсную программу категории Н-3;
    • Тренируются по 60 минут (вместо 45 минут у групп «BEGINNER 3-4» и «BEGINNER 4,5-6»), посещают еженедельные занятия по хореографии («Body CLASSIC») и ПРАКТИКУ;
    • Дружной командой выезжают на соревнования вместе со своими одногруппниками, тренерами и родителями. Турниры для начинающих построены таким образом, что каждый участник будет награжден грамотами и подарками. Призеры и победители получают медали и кубки;
    • Начинают свое обучение и выступления на турнирах с класса Н-3 (медленный вальс, ча-ча-ча и полька), набирают баллы и последовательно переходят в категории Н-4 (медленный вальс, самба, ча-ча-ча и джайв), Н-5 (добавляется квикстеп) и Н-6 (добавляется венский вальс);
    • Могут развиваться и танцевать как в парах, так и сольно;
    • Готовятся к переходу в спортивные группы (начинаются с Е класса);
    • Вместе с родителями решают, чем для них являются спортивные бальные танцы: любимым занятием для тела и души или профессиональным спортом;
    • Приобретают чувство ритма, развивают координацию движений и музыкальный слух, корректируют осанку;
    • Привыкают к дисциплине;
    • Приобретают уверенность в себе и легкость общения со сверстниками. Избавляются от закомплексованности, если она есть.

    ГРУППЫ ДЛЯ ПРОДОЛЖАЮЩИХ • N-CLASS и N-CLASS SPORT

    К окончанию первого танцевального сезона танцоры уже освоили основные движения, им поставлены конкурсные композиции, они владеют базовой техникой исполнения, научились поведению на паркете в зале и на турнире, самоконтролю и дисциплине.

    В течение второго танцевального сезона дети продолжают самосовершенствоваться:

    • Танцоры выступают по категориям «Н-5»и «Н-6», а некоторые даже успевают перейти в «Е» класс!
    • Формируется еще большее количество пар и сольных танцоров;
    • Дети уже знают такие танцы как: медленный вальс, венский вальс, квикстеп, самба, ча-ча-ча и джайв;
    • Выездов на турниры становится больше и все чаще они приносят победы;
    • В багаже юного танцора богатая коллекция призов и наград;
    • Коллектив в группах становится сплоченнее и дружнее;
    • Дети еще сильнее привязываются к одногруппникам и тренерам, идут на занятия с удовольствием.

    Бальные танцы для детей

    В жизни любого родителя рано или поздно наступает время, когда необходимо принимать решение о том, где будет заниматься ребенок – в спортивной секции, театральной студии или в художественной школе. Вы являетесь родителями прекрасного мальчика, но слегка застенчивого и неуверенного в себе? Или же ваше чадо – девочка, мечтающая стать принцессой? В таком случае вам стоит рассмотреть такой вариант, как спортивные бальные танцы для детей.

    Наверняка все без исключения хотя бы один раз в жизни видели выступление танцоров. Согласитесь, что это весьма захватывающее зрелище – гибкость, пластичность, грациозность партнеров вызывают искреннее восхищение. А ведь все звезды бальных танцев начинали свой путь на вершину успеха именно в юном возрасте, когда им распахнула двери школа бальных танцев для детей.

    Спортивные бальные танцы идеально подойдут для юных романтичных особ – ведь они замечательным образом развивают пластичность, учат не только слышать музыку, но и чувствовать ее. Очень многие девочки, посмотрев выступление пар по телевизору, приходят в полный восторг от антуража, окружающего бальные танцы – музыка, кружение пар, красивые платья. Мало кого из девочек это зрелище способно оставить равнодушной – поэтому почти все они с огромным удовольствием посещают студии бального танца.

    Мальчиков же чаще всего в студию бального танца приводят мамы, которые хотят, вырастит из сыновей настоящих всесторонне развитых мужчин. И это вполне соответствует истине – мало того, что занятия бальными танцами для детей являются серьезной физической нагрузкой, которая поможет мальчику поддерживать отличную форму, они еще замечательно социализируют человека в будущем. Поверьте, мужчина, который умеет хорошо танцевать, будет чувствовать себя комфортно в любой компании.

    На общее развитие ребенка танцевальная подготовка также оказывает самое благоприятное воздействие, являясь прекрасным средством как физического, так и морально – нравственного воспитания. Кроме того, он замечательным образом раскрывает весь творческий потенциал ребенка.

    Кроме того, как уже упоминалось, бальные танцы помогают физическому развитию ребенка – тренируют и укрепляют самые разные группы мышц, укрепляют сердечно – сосудистую и дыхательную системы детского организма. Ребенок учится в совершенстве владеть своим телом, использовать его для передачи своих чувств и эмоций. Кроме того, занятия бальными танцами благоприятно влияют на эмоциональный фон ребенка и учат его держать свои эмоции под контролем.

    Бальные танцы – быть или не быть?

    Бальные танцы очень и очень красивы. Однако прежде чем стремглав мчаться в ближайшую студию бальных танцев, надо точно определиться, готовы ли вы к тому, чтобы ваш ребенок занимался в ней. Итак, что же необходимо принимать в расчет?

    Бальные танцы – это настоящее искусство, однако в то же самое время это еще и спорт. Да – да, спортивные бальные танцы признаны официальным видом спорта, так что танцоры являются не только артистами, но и спортсменами одновременно. И у деток, занимающихся бальными танцами, развиваются не только творческие способности и артистизм, но и ловкость и выносливость.

    Кроме того, в бальных танцах, как и в любом другом виде спорта, очень велик дух соперничества. Именно поэтому он играет достаточно серьезную роль в формировании характера ребенка, учит его быть целеустремленным и трудолюбивым, ставить цели и добиваться их – одним словом, помогает ребенку вырасти целеустремленной и сильной личностью.

    Так как бальные танцы – это настоящий спорт, как и все остальные его виды, он требует достаточно серьезного подхода. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок занимался бальными танцами профессионально, будьте готовы к тому, что как и в любом другом виде спорта, ценою успеха могут стать только частые и длительные тренировки и самый серьезный подход и отношение к делу, как со стороны ребенка, так и со стороны родителей.

    Конечно же, прежде чем принять решение о том, чтобы отдать ребенка заниматься в секции бальных танцев, необходимо точно знать, что же они собой представляют. Итак, бальные танцы делятся на две программы:

    1. Европейская программа. Европейская программа включает в себя такие танцы, как Фокстрот, Медленный вальс, Венский вальс, Танго, Квикстеп.
    2. Латиноамериканская программа. Латиноамериканская программа является самой зажигательной и включает в себя такие танцы, как ча-ча-ча, Румба, Самба, Джайв и Пасодобль.

    Помимо этих двух направлений существует также спортивный рок-н-ролл – достаточно тяжелый и сложный танец, своеобразная смесь сложнейших спортивных упражнений с элементами танцевальных движений. Кроме того, есть также элементы народных этнических танцев.

    Почему бальные танцы признаны видом спорта?

    Еще не так давно бальные танцы считались лишь одним из направлений в искусстве, а в наши дни признано самостоятельным видом спорта. Почему же это произошло? Объясняется этот факт очень и очень просто. Занятия бальными танцами требуют от танцоров проявление точно таких же качеств, какие присущи настоящим спортсменам: ловкость, выносливость, целеустремленность, ежедневный упорный труд и тому подобные. Ниже приведены основные критерии, которые позволили признать бальные танцы самостоятельным видом спорта:

    В бальных танцах существует огромное количество самых различных сложных поддержек, подобных тем, которые можно увидеть в фигурном катании. Кстати говоря, именно из бальных танцев и были позаимствованы многие основные поддержки, используемые в фигурном катании. И для их успешного выполнения зачастую нужна недюжинная физическая сила.

    • Гибкость тела и координация движений.

    Для того чтобы свободно двигаться на паркете, не сбиваясь при выполнении танцевальных линий и фигур, у партнеров должна быть хорошо развита координация движений и гибкость тела. Кстати говоря, эти качества необходимы в большинстве видов спорта, а не только в бальных танцах.

    • Музыкальный слух и чувство ритма.

    Так как речь идет о танцах, то вполне естественно, что у обоих партнеров должен быть музыкальный слух и чувство такта. В противном случае они не смогут взаимодействовать должным образом.

    • Выносливость.

    Выносливость очень важна для танцоров. И это неудивительно – все соревнования по бальным танцам проводятся в несколько этапов – от отборочного и до финального тура. И в каждом туре выступающая пара должна исполнить пять танцев, которые длятся в среднем по две минуты каждый. Согласитесь, что несложно представить себе уровень нагрузки на организм участников. А ведь жизнь танцоров – это не только выступления, это еще и регулярные изнуряющие тяжелые многочасовые тренировки.

    • Строгая дисциплина и умение работать в команде.

    Бальные танцы, кстати говоря, являются командным видом спорта. Причем команда может состоять не только из двух партнеров. Самая большая команда по бальным танцам состоит из 16 человек, то есть 8 пар. Сами посудите, каким должен быть уровень дисциплины танцоров, чтобы успешно взаимодействовать сразу со всеми членами команды.

    Одежда и обувь для бальных танцев

    Принимая решение о том, быть или не быть бальным танцам в жизни вашего ребенка, нельзя не принимать в расчет такой аспект, как финансовая сторона вопроса. Бальные танцы являются одним из самых дорогостоящих видов спорта. И дело даже не в стоимости обучения бальным танцам, хотя и оно достаточно не дешевое. Однако самое дорогое – костюмы для бальных танцев для детей.

    Помимо того, что ребенку необходимо как минимум два тренировочных костюма и пара тренировочной обуви, нужны также костюмы для выступления. Купить костюмы для тренировок можно в магазинах, специализирующихся на продаже одежды для танцев. Однако с костюмами для выступления дело обстоит немного сложнее – их приходится шить только под заказ. Причем это касается как мальчиков, так и девочек. И стоимость такого костюма может очень сильно варьироваться – начиная от нескольких сот долларов.

    А так как в нашей статье идет речь о детях, занимающихся бальными танцами, нужно напомнить родителям, что костюма для выступлений хватит максимум на один год. Ведь дети, в отличие от взрослых, растут очень быстро, вырастая из дорогостоящих костюмов.

    Кроме всех вышеперечисленных нюансов нельзя упускать из виду также такую статью расходов, как поездки на соревнования. Мало того, что вам придется платить взносы, вам также придется оплачивать дорогу к месту проведения соревнований, проживание и питание. А это также немалая сумма. Гораздо разумнее заранее оценить финансовые возможности семьи, чем потом поставить ребенка в известность о том, что у вас нет денег. Поверьте, это будет жесточайшим разочарованием для него и сильным ударом по детской психике.

    В каком возрасте выходить на паркет?

    Итак, решение принято и бальным танцам все же быть. И тут встает еще один вопрос, – в каком же возрасте стоит отдавать ребенка в студию бальных танцев? Однозначно ответить на него достаточно сложно. С одной стороны, в бальные танцы, как и в любой другой спорт, для достижения результатов необходимо приводить ребенка в самом нежном возрасте. А с другой стороны, деткам, не достигшим хотя бы пяти – шестилетнего возраста, достаточно тяжело правильно воспринимать и оценивать требования тренера.

    Существуют студии бальных танцев, которые принимают детей примерно с трех – четырех лет. Однако прежде чем отвести туда своего малыша, реально оцените его силы. Если кроха еще не способен концентрировать свое внимание, координировать движения и быстро утомляется, не стоит торопить события и отдавать его в студию бального танца.

    Однако в том случае, если ребенок достаточно развит для того, чтобы воспринимать команды тренера, обладает хорошей памятью, способностью хорошо координировать свои движения и обладает музыкальным слухом, вы можете попробовать и отдать кроху на танцы. Однако специалисты все же говорят о том, что оптимальный возраст для начала занятий бальными танцами – это шесть лет.

    Принцип работы тренера с детьми

    Разумеется, родителям интересно знать, каким же образом в студии бальных танцев производится работа с детьми. Итак, ваш ребенок принят в студию бального танца – что же дальше? Как правило, в начале обучения тренер проведет родительское собрание, на котором родителям будет оглашен список того, что необходимо приобрести ребенку для дальнейших тренировок.

    В течение первого года занятий дети чаще всего танцуют по одному. Детки посвящаются в азы секретов танцев. На данном этапе обучения задачей тренера является обучение детей основам ритмики и хореографии, а также базовым движениям в бальных танцах. Изучаются основы главных танцев — Ча-ча-ча, Медленный Вальс, Джайв, Квик Степ, а также некоторые вспомогательные танцы, такие как Блюз, Полька, Диско.

    На втором году обучения, когда детям исполняется 6 – 7 лет, тренер расставляет детей в пары. На тренировках дети начинают учиться выполнять те же самые движения, которые они выучили в прошлом году, но уже в парах. Именно на втором году обучения дети начинают принимать участие в первых в своей жизни соревнованиях по бальным танцам.

    Соревнования по бальным танцам

    На втором году обучения, когда дети уже расставлены в пары и выезжают на свои первые в жизни соревнования, они начинают свои выступления в категории «Начинающие». К подобным детишкам судьи соревнований оказывают чуть больше снисхождения, чем к остальным участникам – ведь они не только начинающие на паркете, но и по возрасту младше всех.

    В том случае, если год прошел хорошо, а пара юных танцоров показала хорошие результаты, ей присваивается танцевальный класс «Е -4». В этом классе дети принимают участие в соревнованиях по четырем бальным танцам: Квик Степ, Медленный Вальс, Джайв и Ча-ча-ча. Детские танцевальные пары, которым присвоен такой класс, уже считаются полноправными спортсменами. Они участвуют в различных видах соревнований, как в классовых, так и в открытых группах на детских соревнованиях по бальным танцам, в группе Дети – 1.

    В том случае, если в текущем году хотя бы одному из танцоров в паре исполняется десять лет, пара автоматически попадает в следующую по порядку возрастную группу «Дети – 2». В данной группе соревнования уже куда более серьезные, чем у малышей. Причем большое преимущество имеют те пары, которые к моменту перехода в группу Дети – 2, добрались до класса D, который обозначает то, что дети на соревнованиях танцуют не четыре, а восемь танцев: 4 танца из европейской программы – Медленный и Венский Вальс, Танго, и Квик Степ, и 4 танца из латиноамериканской программы — Румба и Джайв, Ча-ча-ча, Самба.

    Дети принимают участие в соревнованиях по бальным танцам в классе Дети – 2 всего два года. Как только одному из партнеров в паре исполняется 12 лет, пара автоматически переводится в танцевальную группу Юниоры – 1. В данной возрастной группе дети танцуют бальные танцы практически по взрослой танцевальной программе. Да и требования судей к подобным парам также очень строги – как к взрослым. Кроме того, в данной возрастной группе радикально меняются требования к внешнему виду танцоров – к их обуви, костюмам и прическам.

    Конечно же, далеко не изо всех детей, которые приходят в студию бального танца, вырастет Александр Березин или Виктория Рудковская. Однако, в любом случае, уроки бальных танцев для детей не пройдут даром. Изящность и грациозность вашего сына или дочки позволят им всегда оставаться в центре внимания!

    Бальные танцы: Шаг вперед и два назад

    – Конечно же, танцевать, Ваше Величество!

    Если 15 лет назад спортивные бальные танцы были уделом немногих энтузиастов, и начинающие танцоры разыскивали опытных педагогов по всей Москве, то сегодня танцевальный бум достиг, пожалуй, своего апогея. По своей массовости и популярности среди молодежи танцы уступают разве что футболу.

    Спрос, как известно, рожает предложение, так что молодые люди, решившие вдруг заняться бальными танцами, рискуют просто потеряться в бесчисленном множестве студий, клубов, тренеров, предлагающих свои услуги на паркетах столицы..

    Перво-наперво нужно решить, ради чего вы идете в танцы. Если «посмотреть-познакомиться, а там видно будет», можно просто побегать наобум по разным клубам и студиям. Если чисто с физкультурными целями (для поддержания формы, улучшения пластики и координации движений и т.д.), можно заняться фитнес-латиной в каком-нибудь фитнес-клубе. Если рассматриваете вариант некоего спортивного роста, повышения уровня мастерства, нужно идти в специализированные спортивно-танцевальные клубы (СТК), которых, справедливости ради, в Москве тоже тьма.

    Выбор конкретного клуба – задачка не из легких. Чаще всего начинающие действуют по принципу территориальной близости: идут в клуб, который ближе всего к их дому, месту работы или учебы. На первом этапе такой подход приемлем, поскольку азы танца освоить можно везде. Но если хочешь погрузиться в процесс, имеет смысл задуматься об оптимальных условиях.

    – Многие танцоры ошибочно «ведутся» на громкое имя и звания руководителя студии или тренера, – комментирует ситуацию Михаил Щербаков, руководитель СТК «Данс Колледж МГУ». – Были случаи, когда я приходил в студию, которой руководила пара очень высокого класса, и уходил через пару занятий. Потому что сам по себе высокий уровень танцевального мастерства тренера ничего ученику не дает. Основная задача тренера – грамотно организовать процесс и создать такую атмосферу, при которой ученики сами «зажгутся» и будут работать. Если же учитель индифферентен к твоим успехам, не следит за тобой на тренировках, не помогает и не поддерживает, – его мастерство к тебе не перейдет.

    Восемь ступенек

    Особенность студенческого танцевания прежде всего – в ускоренных темпах «выращивания» танцоров. Карьера спортсмена, в отличие от ученого, по времени ограничена довольно жестко. И чтобы успеть посоревноваться на равных с теми, кто танцует с пеленок, приходится расти быстро. Поэтому с первых же уроков вам предстоит выстраивать приоритеты: либо вы танцуете ради спортивного роста, либо ради удовольствия – и не более.

    Если спортивное честолюбие взяло верх, не мешает ознакомиться с перспективами. В Москве параллельно функционируют Московская федерация спортивного танца (МФСТ) и Московская федерация танцевального спорта (МФТС). У каждой свои соревнования, и в них, за редким исключением, зарегистрированы разные танцевальные клубы. Соответственно, при выборе клуба вы выбираете и организацию, в рамках которой будете соревноваться.

    Преимущество МФСТ – раздельное судейство по каждой из двух программ – латиноамериканской и европейской. То есть вы можете сконцентрироваться только на одной программе, что для студента немаловажно по причине ограниченности свободного времени.

    Основных ступенек карьерного роста (в танцах они называются классами) у танцора восемь (снизу вверх): N («хобби»), E, D, C, B, A, S и М-классы. Отдельно выделяется Р-класс («профессионалы»), находящийся за рамками любительского танцевального спорта. Параллельно с классами при выполнении определенных конкурсных нормативов могут присваиваться спортивные разряды (в частности, в МФСТ S-классу соответствует звание «кандидат в мастера спорта»). Критерии присвоения классов и разрядов отличаются в обеих федерациях, но «завязаны» так или иначе на сложности исполняемых фигур и результатах конкурсных выступлений.

    Каждый выбирает по себе

    Характерное отличие спортивных бальных танцев как хобби и как вида спорта – высокая затратность. Однако, вопреки распространенному среди обывателей мифу, основная статья расходов танцоров – не костюмы, а занятия. И даже не занятия в группах: месячный абонемент в обычной московской студии обойдется в 1000–1500 рублей, а в студенческих студиях – и того меньше, за счет льготных условий аренды залов.

    Гораздо дороже индивидуальные занятия с тренером. 45 минут с персональным coach обойдутся для пары в 500–600 рублей. А с маститыми профессиональными танцорами – от 50–70 долларов и выше. Заниматься с ними или пыхтеть самому, прокручивая по десятому разу ролики на YouTube и пытаясь понять, как они все делают так быстро, – каждый выбирает по себе. Если с деньгами напряженка, домашний вариант на первых порах тоже сойдет.

    – В принципе без серьезных денежных вливаний можно дойти где-то до С-класса, – делится опытом Михаил. – Дальше придется определяться. Когда я готовился к чемпионату России, денег хватало только на то, чтобы покушать. Всю остальную зарплату «съедали» танцы.

    Что касается костюмов, на них по-настоящему раскошеливаться придется тоже не раньше С-класса. Конечно, если есть желание и деньги, можно и раньше: жесткие ограничения по костюмам для взрослых танцоров сохранились только в хобби-классе. Однако, по личным впечатлениям, партнерша, обклеенная стразами от Swarovski и не попадающая в музыку, смотрится на паркете не вполне адекватно.

    Кстати, сами танцевальные турниры тоже не бесплатны, все участники платят «благотворительные взносы», которые идут на оплату труда судей, аренду зала и награды. Величина взносов на рядовых турнирах – в среднем 200–300 рублей с человека. Так что расходы по этой статье зависят опять-таки от вас, то есть от того, как часто вы будете ездить на турниры.

    Невозможное – возможно

    Хотелось бы развеять еще несколько мифов, сформировавшихся вокруг спортивных бальных танцев.

    1. Меня однажды спросили: «Как ты в танцы угодил? У тебя же растяжка никакая!» Это первый миф: о физических ограничениях. Не то чтобы их совсем нет: если одна нога короче другой на 10 см, танцевать будет проблематично. Но они значительно меньше, чем принято думать.

    – Когда я начинал танцевать, мне было 25 лет. До этого я активно качался и даже участвовал в соревнованиях по боди-билдингу, – рассказывает Михаил. – И меня уверяли, что танцевать я не буду. Как видите, прогнозы не сбылись.

    Отсюда вывод: танцами можно заниматься с кривыми ногами, плохой растяжкой и пивным брюшком. И даже завоевывать медали. Не говоря уж о получении удовольствия, выправлении осанки, развитии пластики, грации движения, музыкального слуха, чувства ритма. За все эти прелести, конечно, придется заплатить изрядным количеством пота, но ведь не крови.

    2. «Она опять в этот вечер одна». Это второй миф – что мальчики танцами не занимаются, и девочка должна быть просто супер-удачливой, чтобы найти партнера. Во-первых, многие девочки сами себе роют яму, не желая вставать в пару с более слабым в техническом отношении партнером. Это в корне неправильно. В паре главное – не общий уровень мастерства и даже не росто-весовой баланс, а общность мотивировок. Если парень хочет расти в танце, он вас догонит, и довольно быстро. Неслучайно поэтому в старших классах не хватает уже партнерш, которые быстрее сходят с дистанции.

    3. «А судьи кто?». Проблема судейства в спортивных бальных танцах давно набила оскомину, однако говорят и пишут о ней, опять-таки значительно преувеличивая. Да, на международном уровне судейский фактор дошел до полного беспредела, об этом в открытую заявляют профессионалы самого высокого ранга.

    Но начинающих танцоров эта проблема, по большому счету, не касается. На этом уровне тоже, конечно, существуют свои подковерные игры, но помешать вам совершенствовать мастерство и получать удовольствие от танца они не смогут. И если тренер говорит, что он доволен вашим выступлением – слушайте тренера, а не грызите ногти, глядя на желтенькие кругляшки из нержавеющей стали, которые повесили почему-то не на вашу шею. И тогда в один прекрасный день – даже если это будет год или десять лет спустя – вы своего добьетесь.