План-конспект урока по музыке на тему:
конспект урока по музыке на тему «Русский восток.Сезам откройся»

конспект урока + презентация

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы».

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: составить представления о поэтизации Востока русскими композиторами в различных музыкальных жанрах.

1. Закрепить и расширить полученные представления об итонационном

своеобразии музыки народов Востока через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими, воинственными музыкальными образами в музыке русских композиторов;

2. Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока;

3.Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать;

4. Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей.

I. Организационный момент

Разминка “Хорошее настроение”

– Здравствуйте, ребята! Улыбнулись друг другу, поделитесь хорошим настроением с соседом по парте, и тихонько сядьте, начинаем урок!

II. Активизация ранее полученных знаний

– Давайте вспомним, о чем шла речь на предыдущем уроке?

– С какой оперой вы познакомились? Назовите ее автора? (Опера «Хованщина» М.П.Мусоргского.)

— Напомните мне пожалуйста, что такое опера? (опера – это музыкальное произведение для театра, главными исполнителями в котором являются певцы и симфонический оркестр)

— Как называлось второе произведение с которым вы познакомились?(песня вступление к опере «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке»)

III. Вхождение в тему урока. Слайд 1

— Обратите внимание на слайд, какую фразу вы видите? (Сезам откройся)

— Ребята, в каких случаях говорят «Сезам откройся»? Какое значение у этого выражения? (волшебное заклинание с просьбой что-либо открыть) слайд 2

— Сегодня эта фраза откроет нам тайну Восточной музыки. Слайд 3

По горячим пескам и по знойной равнине,

Там, где небо дарит миру восход,

Где отсутствие красок на бледной картине,

Я тебя позову на восток.

И в пустыню, всё дальше, дорогою длинной,

Своё сердце познать и понять эту жизнь,

По нехоженым тайным тропам бедуинов,

К океану, встречая в пути миражи.

V. Углубление в тему

– Русская культура, в целом, – будь то музыка, литература или другие виды искусства, всегда постигала черты, характер культуры других народов. “Восточная тема” стала излюбленной с 19 века, так как сам Восток стал более зримым, доступным, открытым именно в этот период: гости с Востока поражали, удивляли роскошью, мудростью, загадочностью женских образов, необычной одеждой, пищей и т.д. Вот почему, создавая русские национальные образы, Пушкин вводил в поэзию – арабов, персов, цыган, грузин, усиливая контраст, придавая большую яркость произведениям. В русской музыке, начиная с М. Глинки, (слайд 5) впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке. В опере “Руслан и Людмила” в 3 действие изобразил «Персидский хор». (слайд 6)

— Давайте просмотрим фрагмент из этой оперы и ответьте на вопрос, какая музыка по характеру? Опишите ее, из скольких частей она состоит?

– Подумайте, какую роль в опере играют восточные танцы? (отвлечь, удивить и развеселить Людмилу). Мы знаем, что Черномор хотел прельстить Людмилу сокровищами, но ничего из этого не вышло, и тогда он пытается удивить ее чудесными восточными танцами…

– Подумайте, почему при создании русского национального характера в опере используются восточные мелодии – в песнях, танцах? (придать таинственность, сказочность, волшебство, фантастическую нотку…)

– Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями.

— Какими вы их видите? Как они двигаются? (мягкие, плавные движения; легкая одежда из шелка; загадочный, нежный взгляд…)

– Вы просмотрели музыкальный фрагмент, подумайте, в чем же заключается своеобразие восточных танцев?

И так, в чем же особенность мелодического рисунка? ( ИЗВИЛИСТЫЙ, ВОЛНИСТЫЙ, ЗАТЕЙЛИВЫЙ, ВЬЕТСЯ ТОНКИМ УЗОРОМ, ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ, УБАЮКИВАЮЩИЙ, ЗАВОРАЖИВАЮЩИЙ)

– Представьте, что вы оказались среди героев Восточных сказок. Каким вы себе представляете Древний Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен? (верблюды, песок, шумный рынок, ковры с узорчатым орнаментом, причудливая мозаика дворца султана…)

– серия живописных восточных картин (7 слайда)

– Теперь, я думаю, вам будет легче подобрать определения, характеризующие в целом Восток. Итак, какой он теперь в вашем представлении, какую картину рисует в твоем воображении? (мягкая, нежная…)

– Восток, действительно, загадочен, неповторим, изменчив, ведь здесь совмещаются, казалось бы, несовместимые, контрастные явления: знойное солнце, жара, песок, верблюды – пышная природа, пальмы, фрукты, экзотические цветы, море…

– Сегодня мы с вами приоткрыли дверь в сказочный мир Востока, который не перестает удивлять нас во все времена.

— Мы познакомились с музыкой Востока, где мелодия рисует изящные узоры, а как вы думаете, в какой стране музыка отображается в звоне мечей, а танец выражает яркий темперамент народа? (Армения) (слайд 8)

Армения это не просто страна, она стала вдохновением для музыкального композитора Арама Хачятуряна. С детства юный Арам проявлял интерес к музыке, но не получив одобрения окружающих, начал заниматься ею только с 19 лет. Закончив Гнесинское музыкальное училище, поступает в консерваторию, которую блестяще оканчивает и поступает в аспирантуру. Уже в студенческие годы появляется ряд ярких произведений для скрипки, фортепиано, кларнета. Позднее вышли в свет и первые крупные произведения: 1-я симфония и концерт для фортепиано с оркестром. Но всемирную славу Хачатурян получил благодаря своим балетам “Спартак” и “Гаянэ”.

— Балет “Гаянэ” был написан во время Второй мировой войны. Это яркий рассказ о людях, о любви к Родине, битве с врагами. Балет заканчивается праздником, в котором принимают участие гости из разных республик. Исполняются танцы этих народов. Среди них самым известным является танец, который мы сейчас посмотрим. Обратите внимание на характер музыки, движений. Попробуйте придумать танцу название.(ответы детей)

— Как бы вы назвали этот танец? (слайд10)

Я уверена, что вы не раз слышали эту музыку. Этот танец так и называется “Танец с саблями” (слайд 11)

Скажите, какая музыка по характер? ( Музыка очень энергичная, яркая, динамичная..)

— А теперь давайте сравним, чем отличается музыка Востока от музыки Армении.

— Что характерно для музыки Востока, а что для музыки Армении?

Армения: Темпераментная, жгучая, страстная…

Восток: Нежная, тонкая, изящная, пленительная, мягкая, задумчивая, мечтательная.

— С какими произведениями, мы сегодня с вами познакомились? Назовите их? Кто их автор? Их особенности? Что характерно для музыки Востока, а что для музыки Армении?

— Не смотря ни на какие национальные культуры есть праздники, которые радуют всех.

— Ребята, какой приближается праздник? (Новый Год)

VIII.Пение ( слайд 12-15)

Учитель отмечает активность, внимательность ребят на уроке, их правильные и интересные ответы.

– Понравился вам урок? Что было для вас сложным сегодня?

– Мне урок понравился. Было приятно с вами работать. Всего доброго. Урок окончен. До свидания. (слайд 16)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыкена тему: «Музыка Венгрии».

Ход урокаI. Организационный моментРада вас ребята видеть и приветствовать сейчас. II. Актуализация знаний– Что вы изучали на предыдущем уроке? (Масленицу)– Что это за праздник масленица?– Как вы .

Конспект урока по музыке в 1 «А» классеУчреждение: КГКОУ Школа 5 , г. Николаевск-на-АмуреУчитель музыки: Третьякова Евгения ВладимировнаПредмет: музыкаТема: «Зима в музыке».Программа.

материал разработан в помощь учителю.

Цель: продолжать знакомить детей с детскими песнями в кино.Задачи:Образовательная: формировать значимость музыки в жзни.Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию эстетики детей, любви к .

Тема: «Ударные музыкальные инструменты»Тип занятия: урок ознакомления с новым материалом.Цель: Познакомить детей с многообразием ударных инструментов, с историей их создания.Задачи: Закреп.

Данный урок помогает раскрыть тему «Интонации в музыке и речи», что между ними общего. урок на эту тему проводится в 3 классе во 2 четверти.

LiveInternetLiveInternet

Ссылки

Музыка

Новости

Метки

Рубрики

  • Игры, флешки (21)
  • Компьютерная безопасность (51)
  • «Чтобы помнили» (19)
  • — Православный календарь (1)
  • Aleo Flash Intro Banner Maker (7)
  • Format Factory конвертация видео (4)
  • Gimp — графический редактор (8)
  • Paint и Paint.Net (18)
  • PhotoFiltre studio x 10.7.1 (1)
  • ProShow Producer (44)
  • You Tube (10)
  • Браузер Mozilla FireFox (29)
  • В мире интересного (30)
  • Виртуальные экскурсии (3)
  • ВЯЗАНИЕ (1064)
  • болеро,шраги (10)
  • брюггское кружево (5)
  • варежки,митенки,перчатки (7)
  • вологодское кружево (7)
  • вязание мехом (10)
  • вязание на вилке (10)
  • вязаные вещи для дома (81)
  • для детей (77)
  • для животных (2)
  • для мужчин (8)
  • журналы,сайты по вязанию (15)
  • из полиэтиленовых пакетов (3)
  • ирландское кружево (73)
  • кардиганы,жакеты,юбки (72)
  • коврики (6)
  • комбинированное(+кожа,ткань) (12)
  • купальники (8)
  • носки,тапки,сапожки (49)
  • платья, туники (26)
  • пледы,покрывала (23)
  • пончо, накидки (12)
  • пуловеры,джемпера,безрукавки (101)
  • румынское кружево (14)
  • скатерти,салфетки (13)
  • техника вязания, советы (62)
  • топы,сарафаны (49)
  • узоры крючком (97)
  • узоры спицами (65)
  • украшения,колье (16)
  • филейное вязание (3)
  • фриформ (18)
  • шали,шарфы,манишки (62)
  • шапки,береты (54)
  • шляпы (47)
  • шорты (1)
  • ДЕКУПАЖ (554)
  • Бутылки,банки,вазы (54)
  • Имитации (37)
  • Всякая всячина (66)
  • Декупаж мебели (26)
  • Декупаж на ткани (10)
  • Книги, энциклопедии по декупажу (10)
  • Материалы для декупажа (51)
  • Пейп-арт (36)
  • Тарелки (9)
  • Техники декупажа и декора (149)
  • Часы (46)
  • Шкатулки (81)
  • Яичная скорлупа (10)
  • ДЛЯ ДНЕВНИКА (508)
  • Лирушное (10)
  • генератор цвета (8)
  • генераторы, сервисы онлайн (103)
  • для комментов, спасибки (23)
  • информеры, органайзеры (1)
  • кнопки-переходы (14)
  • коды HTML, формулы, подсказки (44)
  • Новичкам о ЛиРу (99)
  • Оформление дневника (112)
  • плеер, плейлист, уроки (69)
  • разделители (11)
  • слайд-шоу (12)
  • смайлики (5)
  • схемы — уроки (16)
  • эпиграфы,добро пожаловать (7)
  • Домашняя обувь (57)
  • Живой уголок (14)
  • Заработок в интернете (11)
  • Здоровье. Профилактика. (241)
  • Советы целителей (4)
  • Игрушки — вязаные, шитые (164)
  • змея (15)
  • куклы (46)
  • лошадки (8)
  • собачки (2)
  • Интерьер. (78)
  • Искусство, живопись,фотографы,работы (56)
  • История Древнего мира (3)
  • История России (10)
  • Как фотографировать правильно (46)
  • Картинки для оформления, декупажа (184)
  • винтажные (43)
  • Скрап-наборы (2)
  • женщины (18)
  • обои для рабочего стола (7)
  • разные картинки (7)
  • сайты с картинками (8)
  • трафареты, шаблоны (25)
  • Компьютерный ликбез (152)
  • Кулинария (1223)
  • выпечка — пироги,булочки,пицца (210)
  • выпечка — торты,пирожные (67)
  • десерт (47)
  • из мяса (185)
  • из овощей, грибов (101)
  • из рыбы,морепродуктов (79)
  • из сыра, творога, молока, яиц (44)
  • коктейли,напитки (32)
  • консервирование (111)
  • крупяные блюда (28)
  • микроволновка (4)
  • пельмени,вареники,манты (12)
  • первые блюда (32)
  • полезные советы (70)
  • постные блюда (4)
  • рецепты для мультиварки (9)
  • салаты, закуски (135)
  • сборник рецептов Леди@mail.ru (1)
  • соусы, подливы, приправы (34)
  • специи (3)
  • украшение блюд (48)
  • ягоды, фрукты, варенье (46)
  • Мебель — переделки, реставрация (41)
  • Мои работы (23)
  • Мои работы: коллажи, видеоклипы (53)
  • Моя жизнь, зарисовки, эпизоды. (37)
  • Моя малая родина (44)
  • Мудры, нумерология (6)
  • Музыка (82)
  • Мои плейлисты (6)
  • Мультфильмы,фильмы (15)
  • Народные и обрядовые праздники (23)
  • Народные приметы (16)
  • Огород, сад, цветы (330)
  • Овощи (49)
  • Разное (33)
  • Цветы (6)
  • Ягоды, фрукты (4)
  • Поделки (420)
  • игольницы (32)
  • из бумаги,картона,шпагата (113)
  • из кожи (12)
  • из кофейных зерен (19)
  • из листьев,веток,шишек,камней (7)
  • из пластиковых бутылок,пакетов,пластмассы (15)
  • из проволоки, металла (27)
  • из ткани,лент,ниток,тесьмы (75)
  • книжки-развивайки (4)
  • напольные вазы (19)
  • новогодние (35)
  • пасха (28)
  • разные поделки (45)
  • румбокс (1)
  • Подушки (50)
  • Поздравления (22)
  • Полезности (177)
  • Полезные сайты, программы, ссылки (139)
  • Поэзия (27)
  • Поэзия Светская Львица1 (12)
  • Православная религия (27)
  • Природа (8)
  • Притчи, афоризмы, умные мысли (11)
  • РАМОЧКИ (213)
  • мои рамочки HTML (6)
  • мои рамочки ФШ (15)
  • рамочки (54)
  • Уроки по созданию рамочек (135)
  • Ремонт и строительство своими руками (68)
  • Рецепты красоты (46)
  • Рукодельная красота (947)
  • Береста, изделия из бересты (5)
  • Бисероплетение (48)
  • Бродилки, ссылки на мастер-классы (2)
  • Букеты из конфет (12)
  • Валяние (16)
  • Витражи (14)
  • Вышивка (44)
  • Декор стен в интерьере (21)
  • Декорирование (34)
  • Джутовая филигрань (71)
  • Для дома и дачи (98)
  • Квиллинг (23)
  • Лепка: глина, пластика, соленое тесто (34)
  • Макраме (12)
  • Плетение из газет (207)
  • Плетение из соломки, лозы (23)
  • Пэчворк- квилтинг -лоскутное шитье (62)
  • Рисование (32)
  • Роспись (199)
  • Скрапбукинг (19)
  • Топиарий (2)
  • Сумки (92)
  • Танцы, русская пляска (8)
  • Тесты (17)
  • Учебник ЛиРу (2)
  • Философия, психология, эзотерика (80)
  • Флеш-уроки (10)
  • Фотошоп (932)
  • 3D (8)
  • Градиенты (1)
  • кисти (8)
  • клипарт (195)
  • маски в ФШ (21)
  • плагины и фильтры (77)
  • текстуры,узоры (11)
  • уроки — Анимация (136)
  • уроки — Коллаж (88)
  • уроки — Ретушь и обработка фотографий (24)
  • уроки — Фотошоп (246)
  • уроки PSP Corel (39)
  • уроки от БЭТТ (7)
  • фоны (54)
  • Фотошоп Ps CC (4)
  • футажи (19)
  • шрифты (28)
  • экшены (3)
  • Фракталы (34)
  • Fractal Explorer (13)
  • Incendia (8)
  • Ultra Fractal (9)
  • Мои фракталы (8)
  • Цветы (53)
  • вязаные (16)
  • из бумаги (11)
  • из ткани,лент,ниток,тесьмы (26)
  • Шитье (604)
  • cекреты швейной машины (16)
  • программа NanoCad (5)
  • переделки, ремонт одежды (55)
  • построение и корректировка выкроек (43)
  • техника шитья, советы, хитрости (174)
  • шторы (79)
  • шьем для дома (83)
  • шьем одежду (125)
  • Шьем шторы с Е.Портновой (18)
  • Энциклопедии,книги,справочники (24)
  • Этнография/фольклор (12)
  • Юмор и приколы (93)
  • Яндекс (10)

Цитатник

Как избавиться от неприятных гостей? Вопрос: Ларочка, что мне делать? Ходит и ходит ко мне в днев.

Как уменьшить потребление оперативной памяти браузером Mozilla Firefox в 20 раз Давно я не .

Новый вирус атакует браузеры .

Дополнительные функции Яндекс-переводчика Источник. Ч.

СДЕЛАЙТЕ ЭТО ПРИ ПОСАДКЕ ЛУКА ДЛЯ БОЛЬШОГО УРОЖАЯ: ПРИШЛА ПОР.

Методическая разработка урока русский танец «Хоровод»

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра «Профессионал»

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 мая действуют скидки до 70% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

Гусева Марина Юрьевна

преподаватель ритмики и хореографии

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Дубовский педагогический колледж»

Предметы дополнительного образования детей DOD – ST Спорт и танец

Класс, профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек

Группа студентов второго курса специальность « Преподавание в начальных классах» учреждения среднего профессионального образования, 15 человек

Тема урока /занятия/мероприятия

Русский танец «Хоровод».

Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)

Место урока/занятия/мероприятия в системе уроков/образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)

Учебная дисциплина «Хореография» введена в учебные планы ГБОУ СПО ДПК по специальностям Преподавание в начальных классах и Дошкольное образование для реализации приказа Министерства образования РФ от 01.12.1999 г. № 1025 и приказа Комитета по образованию Администрации Волгоградской области от 12.08.2002 № 2815 «О необходимости внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий и нового содержания занятий».

Уроки хореографии решают задачи сохранения и укрепления физического, психологического здоровья молодых людей и содействуют эстетическому, общеобразовательному, профессиональному саморазвитию личности будущего специалиста.

Тема «Русский танец «Хоровод»» включена в раздел «Народный танец» программы учебной дисциплины хореография и изучается после прохождения тем: « Музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности», «Азбука танца».

Тип занятия: по дидактической цели – изучения нового материала.

Краткая психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы

Обучающиеся специальности среднего профессионального образования 050146 Преподавание в начальных классах и 050144 Дошкольное образование (углубленная подготовка) в процессе занятий хореографией, кроме психологической разгрузки и поддержания физической формы, развивают личные качества, знакомятся с теоретическими основами хореографии, развивают свои художественно-творческие способности, которые будут им необходимы в профессиональной деятельности и жизни.

Цели и задачи занятия

(ЗУНКи, компетентности, УУД, которые актуализируют/приобретут/ закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока/занятия/ мероприятия

Цель занятия: создание условий для овладения будущими педагогами умениями необходимыми для организации внеурочной деятельности младших школьников, развития у студентов способностей к творчеству.

— познакомиться с особенностями русского хоровода и обряда встречи Весны;

— научиться выполнять основные рисунки и движения танца «Хоровод»;

— развивать двигательные качества, координацию, мягкость исполнения путем выполнения элементов танцевальной композиции;

— воспитывать интерес и уважение к народной традиции встречи Весны, как части танцевального фольклорного наследия;

— формировать умения, необходимые в профессиональной педагогической деятельности, входящие в состав общих компетенций (ОК1, ОК2) и профессиональных компетенций (ПК3.2, ПК3.3).

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.

ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия (ОК и ПК в соответствии с требованиями ФГОС СПО специальности «Преподавание в начальных классах»).

Занятие помогает студентам формировать правильную осанку, красивую походку; способствует развитию самоконтроля над телом, учит самовыражаться в движении .

Урок направлен на развитие у будущих специалистов профессионально — значимых качеств личности: креативности, артистичности, коммуникативности, толерантности, эмоциональности.

В результате занятия студент должен уметь:

— выполнять движения хоровода в соответствии с музыкой;

— выполнять рисунки хоровода точно и технично;
— выразительно и непринужденно исполнять танцевальный этюд.

В результате занятия студент должен знать:

— виды движений и рисунков хоровода;

— методику исполнения основных движений и рисунков хоровода;

— основы образного движения и импровизации.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока/занятия/мероприятия

Опорные конспекты для студентов .

— «Ай, Весна – Красна»;

Фонограмма «Ах, улица, улица широкая» — русская народная песня.

Оборудование: схемы рисунков хоровода, зеленые веточки, птички, баян, флеш-накопитель , музыкальный центр, костюмы.

Перед началом занятия зал украшают веточками деревьев, птицами из папье-маше, рушниками. Скамейки декорированы под бревна. Студенты наряжаются в русские костюмы.

Подробный конспект мастер-класса

Подробное описание АМО

Начало образовательного мероприятия

Описание хода занятия

Создание эмоциональной атмосферы занятия.

Звучит музыкальный эпиграф урока – фонограмма «пение птиц».

На фоне птичьего пения звучат весенние заклички.

(«Ай, Весна – красна», «Солнышко»).

Этюд-приветствие (звучит русская народная музыка в инструментальной обработке)

— Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам.

(Исполняю поклон под музыкальное сопровождение).

— Какие вы нарядные. Не иначе как весну встречать собрались.

(Звучит хороводная музыка в инструментальной обработке).

— И музыка здесь звучит веселая. Ноги так и просятся в пляс!

(Поднимаю девушек со скамейки и выстраиваю их в круг).

Этап занятия: Инициация.

Время проведения : до 5-ми минут.

Название метода: прием «Закличка — приглашение»

Происхождение метода : Прием, заимствованный из методики организации фольклорных праздников, адаптирован к содержанию и задачам занятия.

Цели и задачи: Воздействие на чувства студентов для глубокого (эмоционального) восприятия нового понятия.

Предварительная подготовка: Музыкальный центр, флэш — носитель, костюмы.

Технология проведения: Перед началом занятия зал украшают веточками деревьев, птицами из папье-маше, рушниками. Скамейки декорированы под бревна. Студенты наряжаются в русские костюмы.

На первом этапе урока – « Инициации», создается эмоциональная атмосфера занятия.

Звучит музыкальный эпиграф, на фоне птичьего пения слышны весенние заклички. Под музыкальное сопровождение преподаватель исполняет поклон и приглашает девушек танцевать.

Варианты проведения метода: —

Вхождение или погружение в тему

Вхождение или погружение в тему (целеполагание)

Импровизация в стиле хоровода:

— Идем по кругу, взявшись за руки (шаг с носка);

— идем по кругу, меняя положения рук и ног

( руки на пояс, ноги бьют « дробушку»);

— идем по кругу, меняя положение рук

( руки делают движения, импровизирующие покачивание веток на ветру).

— Хорошая пляска у нас получилась!

— Что вы почувствовали, исполнив этот танец? Как изменилось ваше настроение?

(Возникли чувства радости, легкости, ощущение праздника).

— Как называется действие, в котором мы сейчас принимали участие?

(Двигались под музыку, танцевали хоровод).

Постановка темы урока.

— По каким признакам вы это поняли?

(Музыка, пение, движение, круг).

— Дайте определение понятию « хоровод».

(Хоровод – массовое действие, составляющими которого являются пение, музыка, движения).

— Сформулируйте тему нашего урока хореографии. (Русский танец «Хоровод»).

( на доске тема урока)

— Сегодня на уроке вы научитесь выполнять основные рисунки и движения танца «Хоровод».

— Русский народ любит музыку, песни и танцы. Танец рождается из жизни,

как необходимая потребность проявления чувств.

Знакомство с танцем «Хоровод» поможет вам приобщить детей к истокам русской духовности, традициям и фольклорному наследию.

(на доске слово «Хоровод»)

— Каково происхождение слова хоровод?

(от греческого «хорос» — групповой танец с песней, хор и общеславянское слово – водить).

— А зачем водили хороводы на Руси?

(религиозные обряды, народные традиции, т. к. для Руси характерны общинность, единение, что выражается в единении хоровода (возьмемся за руки)).

— С помощью хоровода люди обращались к природным стихиям, чтобы просить у них тепла, света, дождя, богатого урожая.

Этап занятия: Вхождение или погружение в тему.

Время проведения: до 8 минут

Название метода: Прием « Знакомство с понятием хоровод ».

Происхождение метода: Подготовка к усвоению основных понятий занятия, заимствован из методики обучения танцу, адаптирован к содержанию и задачам занятия.

Цели и задачи: Подвести студентов к осознанию содержания понятия «хоровод».

Технология проведения: Мотивируя студентов к активному участию в занятии, преподаватель беседует с группой, задает вопросы по анализу выполненных танцевальных движений (В какую сторону мы пойдем, если идти по солнцу? Как вы думаете, для чего раньше девушки старались сарафаны сшить вровень с землей?). Осуществляется подготовка студентов к усвоению основных дидактических единиц занятия.

Примечание: мотивирует студентов к активному участию в занятии.

Варианты проведения метода:

В хождение или погружение в тему — преподаватель обобщает ответы, делает выводы.

Формирование ожиданий у участников

Организация групповой работы

Задание для групповой работы:

Студенты делятся на группы по 5 человек и выполняют задание:

Определите для себя лично, какими умениями вы бы хотели овладеть в конце занятия.

На групповую работу отводится до 3-х минут.

Затем студенты озвучат свои мнения.

На занятии мы научимся выразительно исполнять основные движения и рисунки хоровода с учетом музыки.

Этап занятия: Формирование ожиданий.

Время проведения: до 3 минут

Название метода: Прием «Целеполагания».

Происхождение метода: Прием, заимствован из технологии развивающего обучения и адаптирован к содержанию и задачам занятия

Цели и задачи: Мотивация студентов к активной заинтересованной работе на занятии.

Технология проведения: Преподаватель предлагает студентам разделиться на три группы по 5 человек и определить, какими умениями они могли и хотели бы овладеть в конце занятия.

Варианты проведения метода:

« Работа над темой»

Проработка содержания темы

Проработка содержания темы

— В народе говорят так: «Когда лес зазеленится, когда вода разольется, когда птицы прилетают, тогда и весну встречают».

Девушки надевают свои лучшие наряды, идут хороводы водить, весну зазывать.

— Какой основной рисунок хоровода?

— Как вы думаете почему?

(Круг олицетворяет солнце).

— Встречая весну, люди поклонялись солнцу – источнику света, тепла, олицетворяющему радость, плодородие, богатство, сытость, удачу.

(на доске схема № 1)

— Встанем в круг так, чтобы видеть друг друга. Возьмемся за руки, теперь мы чувствуем тепло друг друга. Это же общей праздник!

Танцующие поворачиваются лицом к центру круга и, взявшись за руки, образуют замкнутый круг.

(студенты встали в круг)

— В какую сторону мы пойдем?

(по часовой стрелке, по солнцу).

— Хоровод всегда водят по солнцу.

Не зря в народе говорят: «Надо продвинуть солнце по календарному кругу, помочь приблизить Весну-Красну».

— Каким шагом мы будем двигаться по кругу?

Попытаемся возродить шаг русской девушки. Раньше девушки старались сшить сарафан вровень с землей.

— Как вы думаете для чего? (…)

— Чтобы выработать у них грациозную, изящную походку.

— Если девушка сутулилась, что происходило?

(подол по земле пачкался).

— Попытаемся исполнить шаг русской девушки.

В народе говорят:

Красна девица идет,

Словно павушка плывет.

— Давайте исполним этот шаг.

(студенты исполняют шаг).

— в хореографии это движение носит название «шаг на низких полупальцах»

(на доске название шага)

— Если мы постоянно будем водить хоровод по кругу, не будет ли нам скучно?

Давайте украсим наш хоровод другими рисунками, ведь у нас праздник.

Какие рисунки хоровода, кроме круга, вы знаете? (…)

— Разошелся большой хоровод на малые, разбившись на 2 круга.

Методика исполнения рис. № 2 Два круга

Круги находятся на небольшом расстоянии

друг от друга. Каждый круг делает поворот в свою сторону.

— Сейчас, взявшись за руки, мы чувствуем тепло и добро, идущее от соседа.

— Встаньте так, чтобы почувствовать тепло, идущее из самого центра.

(студенты выполняют рисунок «солнечные лучики»).

Методика исполнения рис. № 3 Лучики

Исходя из двух кругов, которые располагаются

Рядом, образуются «лучики». Танцующие

разворачиваются боком к центру, закрепляя

свои руки в одной точке, продолжая двигаться в

(на доске схема № 4)

— Солнце посылает тепло и свет людям. Зима гибнет под его жгучими лучами, и бегут по земле ручейки. Этот рисунок вам знаком. Достаточно вспомнить детство и игру под названием ручеек.

Методика исполнения рис. № 4 Ручеек

Рисунок строится на основе двух колон,

которые стоят рядом и подают друг другу руки, поднимая их вверх (одна девушка поднимает правую, другая – левую руки). Каждая пара поочередно проходит вперед под руками остальных пар, в это время все танцующие продвигаются назад шагом на низких полупальцах. Начинает последняя пара.

— Разделил ручеек улицу на два берега. Разошелся хоровод по разным сторонам.

Методика исполнения рис. № 5 Улица

Два ряда, две параллельные линии, стоящие на

небольшом расстоянии лицом друг к другу,

образуют рисунок «улица». Эти две линии

сходятся и расходятся одновременно. Танцующие держатся за руки и идут шагом на низких полупальцах.

— Часто в танце люди повторяют увиденные в природе движения. Вот и следующий рисунок «змейка» взят из жизни.

Методика исполнения рис. № 6

Этот рисунок хоровода может начинаться из

линии. Ведущий хоровода начинает делать повороты вправо и влево, подражая изгибам змеи. Все танцующие не разрывая рук, следуют за ведущим.

— Мы с вами уже знаем основные рисунки хоровода. Теперь соединим их в танцевальную композицию. (Перечисляю все рисунки по схеме).

— Не пора ли нам весну встречать, хоровод водить?

(Студенты исполняют хоровод под песенное сопровождение «Ах, улица-улица широкая»).

Встречая весну, девушки не только водили хороводы, но и пели песни — заклички. Послушайте, как в народных традиции звучит закличка.

(звучит фонограмма – пение птиц, Ирина поет заклички и раздает птичек)

— О приближении весны возвещают нам птицы – жаворонки.

«Сорок сороков птиц летят, весну несут». В каждом доме птичек лепили из теста, мастерили из бумаги и глины. Подбрасывая вверх фигурки птиц, девушки и дети пели песни, — зазывали весну.

Этап занятия: Проработка содержания темы.

Время проведения : до 20-ти минут.

Название метода: «Освоение рисунков хоровода», выполнение группой практической работы.

Происхождение метода : Прием, заимствованный из технологии преподавания хореографии, адаптирован к задачам занятия.

Цели и задачи: Выучить и исполнить основные рисунки хоровода (круг, два круга, лучики, ручеек, улица, змейка).

Необходимые материалы: опорный конспект .

Технология проведения: До занятия студенты знакомятся с теоретическими материалами темы по опорному конспекту. Преподаватель предлагает студентам выполнить основные рисунки хоровода, (круг, два круга, лучики, ручеек, улица, змейка), воплощая теорию в практику, опираясь на методику сравнения рисунков танца с образами природы (Как ручеек бежит? Как змейка ползет?). Для реализации задач занятия преподаватель вводит методику проблемных вопросов, предлагая студентам найти на них ответы

— В какую сторону мы пойдем, если идти по солнцу?

— Мы пойдем по часовой стрелке.

Как вы думаете, для чего раньше девушки старались сарафаны сшить вровень с землей?

Сарафаны шили в пол для того, чтобы осанка у девушки была грациозная, а походка изящная, легкая. Не зря в народе говорят:

Красна девица идет,

Словно павушка плывет

Девушке в таком сарафане нельзя было сутулиться, а то подол по земле пачкался.

Если мы будем водить хоровод по кругу, не будет ли нам скучно ?

Конечно, будет скучно. Поэтому надо разнообразить его другими рисунками.

Варианты проведения метода : —

«Завершение образовательного мероприятия»

Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока)

Сегодня мы водили хоровод. Как вы объясните младшим школьникам, что такое хоровод?

С какими рисунками хоровода вы познакомились?

В начале урока вы называли…

Как называется основной шаг хоровода?

(С каким шагом хоровода вы познакомились?)

(Студенты работают по группам. Три группы по пять человек.)

1. Какое настроение у вас вызывает занятие?

2. Получили ли вы те умения, которые были определены в начале занятия?

3. Где в педагогической деятельности вы можете использовать полученные знания и умения?

(Представители от каждой группы дают свои ответы).

Этап занятия: Рефлексия

Время проведения : до 5-ми минут.

Название метода: Прием «Групповая рефлексия».

Происхождение метода : Прием, заимствованный из технологии проведения социально-психологического тренинга, адаптирован к задачам занятия.

Цели и задачи : группе прорефлексировать и дать оценку работы на уроке.

Технология проведения: Студенты работают по группам. Три группы по пять человек. Преподаватель предлагает студентам ответить на вопросы, предварительно прорефлексируя, оправданы ли их ожидания в конце занятия. Представители от каждой группы дают свои ответы

Варианты проведения метода: —

Вернемся к началу урока. Мы исполняли один и тот же танец «Хоровод» и под современную и под народную музыку. Какая связь между ними?

— В хороводе проявляется важная особенность фольклора – сочетание традиции и новизны. Хороводы не исчезают, а приобретают иные формы бытования. И сейчас мы это с вами докажем, исполнив по схеме рисунков хоровода (круг, два круга, лучики, ручеек, улица, змейка) танцевальный этюд под современную музыку.

Этап занятия: Подведение итогов занятия .

Время проведения : до 4-ми минут.

Название метода: Прием «Подведение итогов».

Происхождение метода : Прием, заимствованный из традиционного обучения, адаптирован к задачам занятия.

Цели и задачи : Группе дать оценку работы на занятии и сделать вывод по теме занятия.

Технология проведения: Преподаватель предлагает студентам ответить на вопросы. Студенты делают вывод о том, что хороводы не исчезают, а приобретают иные формы бытования, сочетая традиции и новизну.

Варианты проведения метода: —

(Исполнение фрагмента — этюда «Хоровод» под инструментальную музыку)

Наш урок я хочу закончить словами хореографа К. Голейзовского:

«Хоровод может выразить любую мысль и правдиво, и реально отобразить любое время. В этой универсальности – его право на существование».

Время проведения : до 5-ми минут.

Название метода: Прием «Исполнение этюда по схеме».

Происхождение метода : Прием, заимствованный из технологии преподавания хореографии, адаптирован к задачам занятия.

Цели и задачи : Группе исполнить танцевальные движения и рисунки хоровода.

Предварительная подготовка: На доске расположены схемы рисунков хоровода.

Технология проведения: На доске, в определенном порядке, расположены схемы рисунков хоровода (круг, два круга, лучики, ручеек, улица, змейка), преподаватель предлагает студентам исполнить танцевальный этюд под современную музыку.

Варианты проведения метода: —

Обоснование целесообразности использования технологии АМО для данного урока/занятия/мероприятия:

Почему именно технология АМО позволяет достичь поставленных целей и задач урока/занятия/мероприятия

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь/были достигнуты (в случае апробации урока/занятия/мероприятия) за счет использования технологии АМО

Система активных методов (методических приемов), используемых на уроке по теме «Хоровод», позволяет студентам в процессе групповой, коллективной и творческой деятельности:

— познакомиться с особенностями русского хоровода и обряда встречи Весны;

— научиться выполнять основные рисунки и движения танца «Хоровод»;

— развивать двигательные качества, координацию, мягкость исполнения путем выполнения элементов танцевальной композиции;

— воспитывать интерес и уважение к народной традиции встречи Весны, как части танцевального фольклорного наследия;

— формировать умения, необходимые в профессиональной педагогической деятельности, входящие в состав общих компетенций (ОК1, ОК2) и профессиональных компетенций (ПК3.2, ПК3.3).

Хоровод создаёт ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, сообщает более светлое восприятие жизни. В процессе работы над движениями под музыку у студентов, развиваются творческие способности.

Занятие оказывает разностороннее влияние на обучающихся, способствуя воспитанию гармонично развитой личности.

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

1. Васильева Т.К. «Секрет танца». Составитель – СПб.: ТОО «Диамант», ООО Золотой век, 2010

2. Пуртова, Т. В., Беликова, А. И., Кветная, О. В. Учите детей танцевать: Учеб. Пособие для студ;, учреждений сред. проф. образования /Т.В. Пуртова, А.И. Беликова. – М.: ВЛАДОС, 2012

Апробированную методику данного урока можно применять на занятиях по темам: « Русский танец кадриль», « Танец перепляс», с обучающимися специальности Дошкольное образование и Физическая культура, в целях подготовки будущих специалистов к организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении (подготовка праздников, концертов, утренников).

Русский танец «Хоровод» Приложение №1

Опорный конспект для студентов к уроку.

«Молодицы, что светлые звезды горят,

И под топот подошв, и под песенный лад,

Изгибаясь, ходят красиво,

Молодцы выступают на диво».

Русский народ любит музыку, песни и танцы. Танец, как и музыка, рождается из жизни, рождается как необходимая потребность проявления чувств, потребность в художественной форме передать ощущение красоты жизни, отобразить трудовой процесс, дать выход избытку жизненной энергии.

В основе русского национального танцевального искусства лежат народные игры, старинные обряды, песни и хороводы.

Хоровод – (от хороs – групповой танец с песней; хоровод – хор и общеславянского – водить) – синкретический вид народного творчества, объединяющий в разных соотношениях музыку (песенную или инструментальную), танец и игровое действие.

Хороводы восходят к эпохе общинно-родового строя. В народной традиции сохранились хороводы, связанные с языческими обрядами, трудовым и семейным бытом. Обрядовые хороводы являются древнейшими; им свойственны игровой элемент, медленное круговое движение «по солнцу», под пение песен. Хороводных песен известно очень много. В них ярко и разносторонне отражены трудовая деятельность крестьянина и вся его повседневная и праздничная жизнь.

Существуют хороводные песни, рассказывающие о том, как «пашенку пахати», сеять просо, трепать лен и выполнять прочие полевые работы. В старину хороводы скрашивали однообразную и тяжелую жизнь народа. Особенно многолюдны и торжественны были хороводные гулянья по большим праздникам, в них принимало участие все население. В некоторых местах существовали особые «наборные» песни, с которыми девушки шли по деревне, приглашая подруг на хоровод в начале таких гуляний, и «разборные» песни, исполнявшиеся по окончанию гулянья, при прощании.

Хоровод – массовое действие, составляющими которого являются музыка, песня и движение. Он может быть женским и смешанным. Основным участником его является молодежь. Различные области России имеют свои, отличные от других, хороводы. В хороводе отражаются жизнь народа, его быт, радости и огорчения, любовь к природе.

Хороводы очень разнообразны в своих построениях, но начальной формой является круг. Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое название, например: «Круг», «Воротца», «Улитка».

В народном представлении хоровод выполнял особую охранительную роль: в пределы магического круга злые духи проникнуть не могут. Круговые танцевальные фигуры восходят к языческому культу солнца и полной луны и, конечно, являются движениями символическими.

Наиболее типичны хороводы лирического, праздничного и шуточного характера. Хоровод можно исполнять в любое время года: весной, летом, осенью и зимой.

В хороводе проявляется важная особенность фольклора – сочетание традиционности и обновления: хороводы не исчезают, а эволюционируют, приобретая в новых условиях общественной жизни иные формы бытования.

Танцующие поворачиваются лицом к центру круга и, взявшись за руки, образуют замкнутый круг.