Белорусские народные танцы — душа своего народа

Восточная Европа – одна из частей нашей планеты, которая славится очень самобытной культурой. Страны, которые входят в ее состав, долгое время были объединены одним большим государством. Но это не помешало им развивать свою культуру независимо одна от другой. В число этих стран входит и Белоруссия.

Белорусские народные танцы и песни являются неотъемлемой частью народного сознания этой страны. Как и во многих других культурах, они тесно связаны с календарем народных праздников и семейных торжеств. К таковым можно отнести свадьбы, родины, колядки и другие.

Экскурс в историю

Белорусский народный танец формировался вместе со всей белорусской культурой начиная с XIV века. А истоками народных плясок были еще более древние общерусские обряды. Через движения белорусы передали весь свой характер и черты, характерные для этих людей. Они показывают, как чувствуют жизнь и ее красоту, свой темперамент и воодушевленность.

Времена года также повлияли на появление новых плясок. Белорусские народные танцы соотнесены с самыми яркими празднованиями сезона. Это связано с характером занятий древних белорусов, а именно с земледелием. Например, такие праздники, как зажинки и дожинки, были причинами гуляний осенью. Зимой главными поводами потанцевать были коляда и свят вечер. На Масленицу белорусы не только пекли блины, но и отплясывали всей деревней. А летом белорусский народный танец чествовался чуть ли не каждый день, так как молодые парни и девушки были не прочь поплясать и без повода. А главным праздником лета считался Купала.

Одиночных танцев в Белоруссии очень мало. Их основное количество – парные, массовые пляски.

Танцевали белорусы под любые инструменты, которые только были под рукой. А так как этот народ очень талантлив, таких инструментов было множество: от скрипки до бубна, от цимбал до гармони и так далее. Ну как же тут обойтись без песни? Петь больше всего любили частушки, так называемые припевки. Это придавало еще больше озорства танцам, и они превращались в небольшие юморные состязания.

Заслуженное признание

Белорусские народные танцы на протяжении многих годов существовали исключительно в сельской местности. Их считали мужицкими и недостойными высших слоев общества. И только в начале XIX века происходит популяризация белорусских танцев. Главную роль в этом сыграл Игнат Буйницкий. Он собирает свою труппу и разъезжает с ней по всей стране.

Эти люди показали, насколько народный танец белорусов может быть эмоциональным и темпераментным. Популярность этого театра только росла, что дало им возможность быть приглашенными в Польшу и Санкт-Петербург и уже там представлять самобытность своего народа.

Но Буйницкий не останавливался на достигнутом, и в 1907 году он стал основателем белорусского народного театра. Роль режиссера и актера принадлежала в нем и самому Буйницкому. Он сумел передать все краски народного танца, при этом показав его красоту и характерные черты народа.

Белорусские народные танцы имеют множество видов. Самыми популярными являются «Лявониха», «Янка» и «Крыжачок».

Любимый всеми танец «Лявониха»

Как уже говорилось выше, большинство белорусских танцев парные. «Лявониха» не исключение. Одноименная песня является основой танца, так как он возник именно по мотивам диалога, который происходит между Лявонихой и Лявоном, и танец ведется вокруг них. Количество участников не ограничено, лишь бы вам нашлась пара. Танец очень динамичный и стремительный, но несложный, что и принесло ему популярность. Обычно белорусы надевали свою домотканую одежду, исполняя его. «Крутиха» — второе название этой пляски, которое пошло от основного движения – кружения пар.

Такое необычное название танец получил от основной формы, которая определяет построение танцовщиков, а именно от креста и переходов движений крест-накрест. Популярностью «Крыжачок» не уступает «Лявонихе».

Интересным является то, что этот танец в некоторых частях Белоруссии называют более сокращенно – «Крыжак». Вообще крыжаком в этой стране именуют дикого селезня. Поэтому в танце люди стремятся подражать движениям этой птицы. Еще вариацией названия является «Кружачок», а движения здесь больше стремятся к кругу.

«Янка-Полька»

«Янка» — белорусский народный танец, который позаимствовал основные движения из народной польки. Исполняется он так же, как и «Лявониха», только под определенную песню, а именно белорусскую народную «Янку». Темп движений – умеренно-быстрый. Они выполняются с присущими белорусам задорностью и весельем.

Танец не является исключением, он парный. Все движения проходят по кругу. Пары активно выстукивают ритм танца ногами и кружатся под музыку.

Белорусская народная песня, танец являются важными элементами культуры этого народа. Они дополняют друг друга и тесно переплетены между собой.

Танец полька янка описание

Белорусская полька «Янка» (хореография И. Диментман)

Танец свободной композиции, построен на движениях белорусской народной польки.

М/Р — 2 /4, темп умеренно быстрый.

Основные положения в паре и соединения рук

Открытое положение (Д — справа). П.Р. (К) и П.Р. (Д) соединены в 3п, Л.Р. (К) и Л.Р. (Д) соединены перед К (рис. 43в).

А. Руки на талии.

Б. Руки соединены во 2п (рис. 43д).

А. Правое. Руки могут быть на талии или соединены во 2п (рис. 43и).

Б. Левое. Положение рук то же.

Основные движения. И.П. — 6п

В польке «Янке» используются типичные для народных танцев движения белорусской польки, галоп, шаги с подскоком, притопы, изученные ранее, а также подскоки со сгибанием ноги.

Подскоки со сгибанием ноги (один такт).

«Раз» — подскок на Л.Н. в повороте (45°) влево. Одновременно П.Н. вы-прямляется вперед на воздух; «два» — подскок на Л.Н, одновременно П.Н. сгибается в положение у щиколотки Л.Н. справа.

Подскоки исполняются на низких полупальцах. Положение свободной ноги невыворотное. Можно повторить подскоки с одной ноги, но обычно в танце чередуются движения П.Н. и Л.Н. и тройной притоп, во время которого К и Д принимают И.П. Притопы исполняются в небольшом приседании.

В паре. И.П. — закрытое положение (К — спиной, Д — лицом к Ц), руки на талии или соединены во 2п (рис. 43д).

К и Д исполняют движение с одноименных ног и принимают правое боковое положение при сгибании П.Н. (рис. 43и) и левое — при сгибании Л.H.

Движения польки «Янки» можно исполнить в следующих примерных соединениях:

Соединение № 1 (8 тактов). И.П. — открытое положение лицом по Л.Т. (рис. 43в).

1-4 такты: четыре па белорусской польки вперед по Л.Т., К и Д начинают с П.Н. 5-8 такты: четыре па белорусской польки: К — на месте в постепенном повороте влево (360°), Д — вперед по небольшому кругу по Л.Т. Д обходит К. К.П. — И.П,

Соединение № 2 (8 тактов). И.П. — закрытое положение, руки на талии (К — спиной, Д — лицом к Ц).

1 такт: два па галопа. К и Д начинают с П.Н. и расходятся (К — против Л.Т.; Д — по Л.Т.). 2 такт: шаг П.Н. вправо и притоп Л.Н. по 6п. 3-4 такты: повторение движений 1-2 тактов. К и Д начинают с Л.Н. и возвращаются на свои места. 5-6 такты: повторение движений 1-2 тактов. Исполняют: К — по 2д, Д — по 4д. К и Д проходят лицом мимо друг друга. 7 такт: два шага с подскоком в повороте влево. К и Д возвращаются на свои места. 8 такт: тройной притоп с Л.Н. К.П. — И.П.

Соединение № 3 (8 тактов). И.П. — открытое положение лицом по Л.Т. (рис. 43 а).

1-4 такты: четыре па белорусской польки вперед по Л.Т., К и Д начинают с П.Н. 5-7 такты: шесть шагов с подскоком. Исполняют: К — вперед по Л.Т.; Д — с поворотом вправо под соединенными руками, начиная с П.Н. 8 такт: тройной притоп с Л.Н. К.П. — И.П.

Соединение № 4 (8 тактов). И.П. — закрытое положение (К — спиной, Д — лицом к Ц) (рис. 43 д).

1 такт: подскоки со сгибанием П.Н. 2 такт: тройной притоп с П.Н. 3-4 такты: повторение движений 1-2 тактов с Л.Н. 5 такт: два па галопа. К и Д начинают с П.Н. и расходятся (К — против Л.Т.; Д — по Л.Т.). 6 такт: шаг П.Н. вправо и притоп Л.H. по 6п. 7-8 такты: повторение движений 5-6 тактов. К и Д начинают с Л.H. и возвращаются на свои места. К.П. — И.П.

Соединения можно повторить или исполнить последовательно в любом порядке. При этом К.П. должно быть И.П. следующего соединения.

Движения танца можно соединить в другой последовательности.

Ноты Янка-полька (Белорусский народный танец)

Ноты Мот — Когда Исчезнет Слово

Ноты песни Luis Fonsi Feat. Daddy Yankee — Despacito

Ноты песни Мальбэк и Сюзанна — Равнодушие

Ноты Элджей — Минимал

Комментарии

Для добавления комментария Войдите или Зарегистрируйтесь.

Если у вас возникли какие-либо вопросы, пожалуйста, напишите нам через Форму обратной связи.

Top5 популярных нот

российская эстрадная певица

Таи́сия Никола́евна Повали́й (укр. Таїсія Миколаївна Повалій), девичья фамилия — Гирявец;

Кристина Кошелева — российская певица из Екатеринбурга. Участница проекта «Песни» на телек

Melovin (настоящее имя Константи́н Никола́евич Бочаро́в, укр. Костянтин Миколайович Бочаро

Свяжитесь с нами

Мы отвечаем в течении одного рабочего дня

Ноты для фортепиано (пианино) в крупном нотном архиве

Вы используете расширение для браузера, блокирующие рекламу. Очень жаль 🙁

Пожалуйста, рассмотрите возможность ОТКЛЮЧЕНИЯ блокираторов рекламы для нашего сайта. Каждое расширение данного типа, например, Adblock для браузера Firefox, имеет возможность отключать блокировку рекламы на определенных сайтах.

Это абсолютно безопасно! Если у Вас есть какие-либо вопросы, пожалуйста, отправьте нам сообщение или напишите на наш email — info@pianokafe.com

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте! Наслаждайтесь игрой на фортепиано и спасибо за внимание 🙂