Другие танцы

Брейк для начинающих

Брейк – незаменимый танец для почитателей зрелищных и пластичных танцевальных направлений. Отличительными чертами брейка принято считать неординарность и импровизацию. Освоить простейшие движения брейк-данса сможет любой желающий. Этот танец не знает возрастных ограничений и временных пределов. Танцевать его – это значит научиться выражать эмоции и чувства перед окружающими, а также реализовывать свой внутренний потенциал. Девиз брейка: «Танцуйте с удовольствием!».

Подробнее об освоении брейка начинающими далее – в информационном видео.

Боди-балет – это прекрасная возможность улучшить свое физическое состояние, внешний вид своего тела и поднять настроение. Этот вид фитнеса направлен, прежде всего, на коррекцию формы ног, талии, осанки.

Боди-балет позитивно влияет на тонус мышц и сердечно-сосудистую систему. Занятия такой гимнастикой подойдут тем, кто имеет противопоказания для усиленных нагрузок.

Уроки лезгинки для девушек

Лезгинка является колоритным и зажигательным танцем. Музыка, которая его сопровождает, заставляет пускаться в пляс. Сейчас лезгинка особенно часто исполняется на свадьбах. Исполнение лезгинки на праздниках у представителей кавказских национальностей – это комплимент, приятный и хозяевам торжества, и гостям.

Лезгинка – это парный танец. Существуют уроки лезгинки для девушек и для парней отдельно потому, что представители разных полов выполняют разные движения.

Урок танца dubstep

Дабстеп уже давно успел стать одним из самых известных музыкальных жанров в современной массовой культуре. Сейчас многие группы и музыкальные коллективы, выпускающие композицию, обязательно делают римейк песни в стиле дабстеп. Основная отличительная характеристика музыки в данном стиле в том, что темп дабстепа составляет 140 ударов в минуту. Кроме того, существует танец, который танцуется под музыку дабстеп. Воспользуйтесь советами, которые поданы в видео «Урок танца dubstep», чтобы научиться танцевать в данном стиле.

Помните, что основные правила, которые помогут быстро научиться танцевать включают дисциплинированность, серьезный подход к занятиям и возможность ежедневно находить свободное время для тренировок.

Танцевать как Майкл Джексон

Тот, кто хочет танцевать как культовая фигура шоу-бизнеса – Майкл Джексон –может просмотреть предложенные видео уроки и выучить основные танцевальные связки, которые использовал король поп-музыки. Обучающие видео ролики «Танцевать как Майкл Джексон» помогут сориентироваться с чего начать обучение.

На первый взгляд может показаться, что танцевать как Джексон достаточно сложно, однако посмотрев уроки и попробовав, можно научиться успешно имитировать сценические движения Майкла Джексона.

Лезгинка для парней

Лезгинка – это старинный кавказский танец, который чаще всего исполняется на свадьбах. Человеку, собравшемуся на этот торжественный праздник к представителям кавказской нации, необходимо знать хотя бы несколько основных приемов лезгинки.

Сочетание зажигательной музыки и этого популярного танца завораживает зрителей. Лезгинка выглядит более колоритно, если исполняется в народных костюмах. Основные движения лезгинки можно изучить по видео-материалам, предоставленным в сети Интернет.

Видео-урок «Лезгинка для парней» открывает возможность научиться выражать свои эмоции танцем. В титрах видео-урока указано, что оно предназначено для начинающих танцоров в возрасте от 5-ти до 100 лет! Темпераментность, которой наделены исполнители лезгинки, бьет ключом. Возраст и опыт танцора в изучении лезгинки не столь важен. Лезгинка – это танец, идущий от души.

Ростелеком в Москве

Введенный Вами адрес не найден

К сожалению, по техническим причинам, мы не можем оказать вам данную услугу, но Вы можете оставить свои контакты и мы сообщим Вам как только у нас появится такая возможность.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Номер Вашей заявки на подключение

Что дальше?

В ближайшее время мы позвоним Вам и уточним техническую возможность подключения

Согласуем с Вами удобное время установки и настройки оборудования

Приедем к Вам с документами, для подписания договора, установим и настроим оборудование

В случае возникновения вопросов звоните по тел. 8 800 100 0 800 (звонок бесплатный).

С уважением, Ваш Ростелеком.

Специально для Вас мы разработали Бонусную программу. Подробнее

Правила оплаты услуг связи посредством WEB-ресурса

Публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», именуемое в дальнейшем «Общество», настоящей Публичной офертой (далее — Оферта) предлагает держателям банковских карт заключить Соглашение о предоставлении возможности оплаты услуг связи (оказываемых как Обществом, так и другими операторами связи, оплата за которые принимается на основании соответствующих договоров), посредством перевода средств через настоящий сервис посредством Банка-эквайера (далее « Интернет-эквайринг »), присоединившись к настоящей Оферте посредством ее акцепта.

1. Термины и определения

1.1. Абонент — физическое лицо, заключившее договор с Обществом или с другим оператором связи, оплата за услуги которого принимается через Банк-Эквайер и имеющий идентификатор абонента в информационных системах Общества.

1.2. Плательщик — владелец Банковской карты (в том числе Абонент), инициирующий передачу через Интернет поручения Банку (через Банк-Эквайер ) на перевод денежных средств в оплату Услуг связи по своему или указанному Идентификатору абонента.

1.3. Идентификатор абонента — уникальные данные позволяющие идентифицировать абонента в информационных системах Общества (логин, лицевой счет, номер контракта и т.п.).

1.4. Банковская карта — расчетная или кредитная карта международных платежных систем VISA (Visa Classic, Visa Gold, Visa Platinum) MasterCard (MasterСard Mass, MasterСard Gold, MasterСard Platinum), Карты национальной платежной системы «Мир», эмитентом которой является кредитная организация, действующая на основании лицензии выданной ЦБ РФ, являющаяся инструментом безналичных расчетов, предназначенная для совершения Плательщикам (клиентами Банка) операций с денежными средствами, находящимися у Банка на банковских счетах, или с денежными средствами, предоставленными Банком в кредит своим клиентам в соответствии законодательством Российской Федерации, а также договором банковского счета, или в пределах установленного лимита, в соответствии с условиями кредитного договора между Банком и Плательщиком, при условии, что такая расчетная или кредитная карта может быть использована Плательщиком для оплаты Услуг связи.

    1.5. Услуги связи:
  • Услуги связи, оказываемые Обществом на основании имеющихся у Общества лицензий;
  • Услуги связи, оказываемые другими операторами связи (включая услуги междугородной и международной телефонной связи), оплата за которые осуществляется посредством Банка-эквайера .

1.6. «Банк-эмитент» (Банк) — юридическое лицо, осуществляющее эмиссию и ведение счетов Плательщика.

1.7. «Банк-эквайер» — юридическое лицо — ПАО «Сбербанк», осуществляющее Интернет-эквайринг на основании договора с Обществом.

1.8. «CVC2/CVV2» — специальный трехзначный код, нанесенный на обратную сторону Банковской карты.

2. Предмет соглашения

2.1. Общество предоставляет Плательщику возможность через средства портала https://paycard.rt.ru/ , давать поручения Банку (через Банк-Эквайер ) на оплату Услуг связи с помощью Банковской карты Плательщика.

2.2. Совершение Плательщиком действий, предусмотренных разделом 3 Правил означает безусловное согласие Плательщика с условиями настоящих Правил.

3. Порядок оплаты Услуг связи посредством Интернет-эквайринга.

3.1. Обязательным условием для осуществления оплаты Услуг связи с использованием настоящего сервиса является введение Плательщиком в соответствующем окне номера мобильного телефона или адреса электронной почты для обеспечения передачи Плательщику кассового чека в электронной форме в соответствии с п. 5 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». В случае отказа предоставления мобильного телефона или адреса электронной почты оплата данным способом не может быть произведена.
Общество осуществляет сбор и обработку информации в соответствии с Условиями обработки информации о пользователях.

3.2. Плательщику необходимо на WEB-сайте Общества или в Личном кабинете выбрать раздел «Оплата» или «Оплата банковской картой».

3.3. На первом этапе Плательщику предлагается ввести параметры платежа:

  • Идентификатор абонента (номер лицевого счета / абонентский номер / логин услуги и т.п)
  • сумму платежа, которая должна составлять не менее 1 руб. и не более 30 000 руб.
  • номер мобильного телефона или адреса электронной почты.

3.4. На втором этапе Плательщику предлагается ввести реквизиты Банковской карты. На данном этапе Плательщик переходит на специальную страницу оплаты, в которой загружается форма ввода реквизитов с сайта программно-аппаратного комплекса Банка-эквайера , адаптированная под фирменный стиль ПАО «Ростелеком».

3.4. Для заполнения формы Плательщик должен указать следующую информацию:

  • номер Банковской карты;
  • имя владельца карты (латинскими буквами, указанное на Банковской карте);
  • дата окончания действия Банковской карты -месяц/год (указана на Банковской карте), выбирается из ниспадающего списка;
  • секретный код CVV2/CVC2 (указан на обратной стороне Банковской карты, в поле для образца подписи владельца, сразу после номера карты).

Для подтверждения информации необходимо нажать кнопку «Оплатить». После проведения оплаты, Плательщику выводится страница с результатом операции, которая выводит информацию об успешности прохождения платежа, о суммах и идентификаторах абонента, на которые будут зачислены средства. Денежные средства зачисляются в режиме реального времени.

4. Порядок возврата средств

4.1. Так как Общество, фактически, не осуществляет переводов денежных средств и не оказывает каких-либо банковских услуг, то всю ответственность за правильность осуществления перевода несут, исключительно, Банк (включая Банк-Эквайер ) и Плательщик и все претензии по возврату средств, переведенных в рамках Интернет-Эквайринга , разрешаются непосредственно между Банком (включая Банк-Эквайер ) и Плательщиком

4.2. Порядок, сроки возврата денежных средств и перечень необходимых документов устанавливаются Банком-эмитентом .

4.3. Возврат осуществляется исключительно на Банковскую карту, с которой был осуществлен платеж.

5. Ответственность Сторон

5.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Общество не несет ответственности перед Плательщиком за задержки и перебои в работе технических платформ и транспортных сетей или сетей связи, в возникновении которых нет вины Оператора.

5.3. Плательщик несет ответственность за любые действия третьих лиц, совершенных от имени Плательщика посредством использования Банковской карты Плательщика при осуществлении платежа.

5.4. Абонент, предоставляя третьему лицу — Плательщику Идентификатор абонента тем самым соглашается со всеми платежами, внесенными данным Плательщиком за Услуги связи, оказываемые Обществом так и другими операторами связи и обязуется самостоятельно урегулировать все споры, возникающие из таких платежей.

5.5. Ответственность Банка-эмитента и Банка-эквайера за сохранность предоставленных Плательщиком сведений о Банковской карте при пользовании Интернет-эквайрингом устанавливается действующим законодательством Российской Федерации.

5.6. Плательщик самостоятельно несет ответственность за правильность указания номера Банковской карты, даты истечения срока ее действия, суммы денежных средств, подлежащих переводу.

6. Обстоятельства непреодолимой силы

Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельства непреодолимой силы, возникшего после заключения Соглашения в результате событий чрезвычайного характера, которые Сторона не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами, а именно: стихийных бедствий, пожаров, землетрясений постановлений правительства России и местных органов власти и т.д.

7. Срок действия Соглашения

Соглашение вступает в силу с момента выполнения Плательщиком действий, предусмотренных разделом 3 Соглашения, и действует до исполнения Обществом обязательств по Соглашению.

Школа лезгинки в Москве

Для просмотра видео о школе, нажмите на него!

Почему выбирают именно нас?

Гарантия 100%. Результат – зажигательная лезгинка в вашем исполнении сразу после обучения

Теперь они радуют окружающих своей энергией и уровнем мастерства

Наши преподаватели прошли огонь, воду и медные трубы и с удовольствием помогут пройти через это каждому

Мы выслушаем ваши пожелания и составим программу, максимально адаптированную под ваш уровень подготовки

Мы не просто обучим вас лезгинке, но и откроем культуру Кавказа в новых ярких цветах и оттенках. Новые знакомства, общение, мероприятия

По окончании обучения при желании вы можете продолжить совершенствовать свое танцевальное мастерство в ансамбле «Адат»

Наши хореографы

Манарова Карина Руслановна

Начала танцевать в 6 лет. С 1994 по 2000 — школа-студия при Государственном вокально-хореографическом ансамбле «Дагестан» под руководством народного артиста РД Курбанова Курбана Абдурашидовича, 2000-2003 гг. — ансамбль «Анжи». В Москве занималась в студии заслуженного артиста РД, солиста ГАЗАТ «Лезгинка» Алиева Аскера Ахмедовича. С 2013 года — хореограф ансамбля народного танца «Адат»

Исламов Тагир Магомедович

Заниматься танцами начал в 15 лет в школе искусств. Окончил центр дополнительного образования в направлении хореографии под руководством Магомедбекова Магомеда Джамаловича,паралельно выступал в ансамбле «Молодость» По окончании поступил в студию при Государственном академическом ансамбле «Лезгинка» и проходил стажировку в самом ансамбле. С 2013 года — руководитель и хореограф ансамбля народного танца «Адат»

Аливердиева Марина Ажифендиевна

Заниматься танцами начала с 7 лет в ансамбле «АССА», в 2002 году поступила в студию при Государственном академическом ансамбле «Лезгинка». В Москве занималась в ансамбле при автономии «Московские лезгины», ансамбле «Кафт» под руководством Зураба Агузарова.

Арзуманов-Гидаятов Фарид Исабалаевич

Артист-балета. Окончил студию Государственного академического заслуженного ансамбля танца Дагестана «Лезгинка» в 2010 году. 4 года работал в ансамбле «Лезгинка» солистом. Два с половиной года работал художественным руководителем в ансамбле танца «Самур» в г. Москва.

Мавзутов Нурутдин Насрутдинович

Танцевать начал в 14 лет. С 2005 по 2010 год — артист ансамбля «Молодость Буйнакска» под руководством Магомедбекова Магомеда Джамаловича. С 2011 года — артист народного ансамбля «Адат»

Ахмедова Саида Умаровна

Начала танцевать в 6 лет. С 2004 — 2009 — артистка ансамбля «Поколение» под руководством Салаватова Наби Сатрутдиновича, где наставниками также являлись артисты ГАЗАТ «Лезгинка», заслуженные артисты РД Магомеднур Султанов и Арсен Раджабов. С 2011 года — артистка ансамбля «Адат»

Гаджиев Нурмагомед Омарович

С 2002 поступил в колледж культуры и искусств в Республике Дагестан. С 2003 работал в ГВХА «Дагестан» под руководством народного артиста РД, заслуженного деятеля искусств РД Курбанова Курбана Абдурашидовича. Параллельно занимался в фольклорно-хореографической школе «Кавказ», нынешний «Ватан», под руководством заслуженного деятеля искусств РФ, народного артиста РД, народного артиста ЧР Магомедалиев Али Магомедович. Окончил Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусств под руководством Бориса Яковлевича Брегвадзе.

Саидов Магомедрасул Саидович

Начал танцевать в 13 лет в ансамбле ХАРС — Хореографический ансамбль Ритмы Сердца, г. Избербаш, художественный руководитель — Казилов Магомед Шахавутдинович. С 2013 года — артист народного ансамбля «Адат»

Галицкая Валентина Александровна

Танцами занимается с 10 лет, окончила школу искусств по классу национальный танец, и школу искусств по классу классический танец. По окончанию поступила в колледж культуры и искусств отделение руководитель творческого коллектива, преподаватель. Преподавательской деятельностью занимается с 2006 года .

Тажудинов Давуд Камилович

Начал танцевать в 4 года. С 2000 по 2006 год — артист ансамбля «Салам» под руководством Магомеда Багаудиновича, заслуженного народного артиста РД. Окончил музыкальную школу в 2010 году по классу барабана. Поступил в колледж культуры и искусств по специальности «Артист ансамбля народного танца». С середины 2010 года — артист муниципального ансамбля «Эхо гор» под руководством заслуженного артиста РД Даудбека Гасанова. В Москве с 2013 — артист ансамбля «Адат».

Алиева Саида Расимовна

Заслуженный администратор Школы Лезгинки Тагира Исламова с 2014 года

Танцуй, Кавказ!

Лезгинка, которую танцуют все горские народы Кавказа и которая была заимствована в том числе терскими и кубанскими казаками, когда-то вдохновляла Михаила Лермонтова и Николая Римского-Корсакова. Путешествовавший по России Александр Дюма был от нее в восторге. «Для того чтобы так двигаться, нужно, чтобы в каждой ноге обитало по тысяче чертей!» ― восклицал он. Сегодня лезгинка прочно ассоциируется с танцами на Манежной площади, стрельбой в воздух и межнациональной враждой. В начале октября из медицинского колледжа в Кисловодске после лезгинки на улице отчислили 18 студентов. «Лента.ру» выяснила, как танец стал символом разобщенности между республиками Кавказа и остальной Россией.

Тагир Исламов, руководитель московской школы лезгинки, носящей его имя, показывает мне на экране ноутбука записи выступлений учеников своей студии. Тагир приехал из дагестанского Буйнакска в 2008 году. На родине он учился танцевать в подростковой секции, потом занимался в главном дагестанском ансамбле «Лезгинка». Родители посоветовали ему все бросить: зарплаты тогда в ансамбле были небольшие ― это сейчас, по словам Тагира, артисты получают около 30-35 тысяч рублей, что неплохо в сравнении со средними для Дагестана десятью тысячами в месяц. Родители предложили ему переехать в Москву, и он согласился.

В столице Исламов о танцах забыл ― он пошел работать продавцом в одном из магазинов, потом сменил еще несколько торговых точек. К лезгинке Исламов вернулся случайно: просто однажды на какой-то вечеринке он станцевал, приведя друзей в восторг. Они удивились тому, что он не занимается танцами профессионально. В итоге Исламов устроился в танцевальную студию, скрыв, что у него нет опыта преподавания, а через некоторое время снял помещение и открыл свое дело. Восемь занятий у него стоят 2700 рублей. Говорит, что в банке удивляются, когда видят документы с печатью «Школа лезгинки».

Тагир Исламов проводит «танцевальные бои» между лезгинкой и брейк-дансом, потому что лезгинка сама по себе очень похожа на соревнование между танцорами. Они быстро движутся по кругу, пытаясь превзойти в резкости и четкости своих соперников.

Посетители кафе, в котором мы сидим, услышав музыку, оглядываются, один мужчина не сводит с нас взгляда.

Многие воспринимают лезгинку, как проявляемое «приезжими» неуважение к общественным нормам страны ― хотя лезгинку танцуют и обладатели российских паспортов. По данным опроса «Левада-центра», 54 процента россиян выступают за установление барьеров, которые препятствовали бы миграции в Центральную Россию выходцев из северокавказских республик. К публичному исполнению лезгинки россияне терпимее: согласно исследованию Общественной палаты, танец вызывает негативные эмоции у 21 процента опрошенных (38 процентов относятся к нему положительно, а 39 процентов ― нейтрально).

Тем не менее, борьбу уроженцам Кавказа, танцующим на площадях русских городов, готовы объявить и либеральные оппозиционеры, и региональные власти. В августе 2013 года в ходе кампании по выборам мэра Москвы оппозиционер Алексей Навальный обещал объявить лезгинку нарушением общественного порядка. «Это административное правонарушение, ― рассуждал он на радио «Эхо Москвы». ― Мы запретим дагестанской молодежи собираться на Манежной площади и танцевать лезгинку. Москвичи воспринимают ее, как вызов обществу».

Мэром Навальный не стал, но на площади танцевать почти перестали. Полицейский, дежуривший на Манежной, сказал корреспонденту «Ленты.ру», что у него есть указание руководства ОВД Китай-город пресекать танцы на площади. «Просим разойтись, не было у меня случая, чтобы не разошлись, ― объяснил он. ― Вроде бы на всех площадях не разрешается танцевать. Ты сам пойми, не нужно это никому». «Они же мешают проходу граждан», ― использовал он ту же формулировку, которую правоохранители пускают в ход и при разгоне несанкционированных акций.

В последние годы Манежная площадь напротив Александровского сада и Кремля была самым популярным в столице местом для того, чтобы станцевать лезгинку (1, 2, 3, 4), выражение «лезгинка на Манежке» стало общеупотребительным, когда надо было высказаться о вызывающем поведении «нерусских», а чуть переиначенное «лезгинка на Лобном месте» стало названием программной статьи консерватора Юрия Полякова, в которой он призывал вернуться к советской модели выстраивания межнациональных отношений.

Вопреки распространенному мнению о том, что уроженцы Кавказа своими танцами на Манежке постоянно провоцируют русских на конфликты, до настоящей драки дело дошло лишь однажды. В июне 2007 года несколько десятков уроженцев Кавказа танцевали лезгинку, один из пляшущих задел прохожего, а тот вызвал подмогу ― приехали также несколько десятков человек. Они потолкались, договорились встретиться на том же месте на следующий день. В назначенный час на площадь приехали активисты ныне запрещенного уже Движения против нелегальной иммиграции, никого не нашли, возложили цветы к Вечному огню и пошли гулять по городу, но около памятника Кириллу и Мефодию на Славянской площади на них напали кавказцы, вооруженные арматурой и бутылками. Через несколько минут к месту столкновений подъехал ОМОН. В отделение доставили и националистов, и кавказцев. Тогда задерживали за драку, не за танцы.

Но лезгинка часто присутствовала в качестве антуража и в других криминальных историях, как в Москве, так и в других субъектах федерации. В ноябре 2010 года на столичной площади Трех вокзалов задержали 13 чеченцев за исполнение зикра, религиозного танца, который часто путают с лезгинкой. Участники тогда стреляли в воздух. В том же ноябре в Тольятти за танцы задержали 16 человек, по большей части азербайджанцев, а также армян, русских и одного аварца. Эти старшеклассники ничего не нарушали, никаких претензий административного характера предъявлено им не было ― правоохранители сделали это просто для профилактики. В марте 2011 года в Москве дела приняли иной оборот: около 1000 человек заняли Цветной бульвар, выстроились в круг, в центре которого часть из них начала танцевать лезгинку. Один из них стрелял из травматического пистолета в воздух. Когда полицейские попыталась его задержать, тот несколько раз выстрелил и в них. Один страж порядка получил ранение в ногу. Стреляли, правда, в воздух и задержанные в июне 2013 года в Пятигорске четверо танцоров.

Лезгинка в каком-то смысле стала признаком неблагонадежности, а политически неблагонадежных студентов с царских времен принято отчислять из учебных заведений. В октябре 2011 года из Пятигорского государственного технологического университета за лезгинку отчислили пятерых студентов. Сотрудник мэрии тогда заявил, что «пятеро первокурсников устроили перед зданием администрации Пятигорска лезгинку с криками, ненормативной лексикой и оскорблениями в адрес прохожих». На танцоров составили протоколы об административном нарушении по ч.1 ст.20 КоАП РФ (мелкое хулиганство). Через месяц губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский заявил, что «мы [региональные власти] не против лезгинки, мы против нарушения покоя», и добавил, что сам учится ее танцевать, хотя и не достиг особых успехов.

Последний случай, с отчислением 18 студентов из медицинского колледжа, тоже произошел в Ставропольском крае. По сообщению МВД Ставропольского края, 8 октября «в вечернее время группа молодых людей с громкими криками и свистом танцевала лезгинку». Их доставили в отдел полиции и составили протоколы за мелкое хулиганство. После этого полицейское руководство отправило в администрацию вуза письмо «о недопустимости подобного поведения со стороны студентов». Тех отчислили. Начальник пресс-службы МВД по Ставрополью Евгений Арнаутов объяснял тогда «Газете.ру», что «раньше… если человек провинился, чтобы он дальше не падал вниз, направляли письма на предприятия, где разбирали его поведение, пытались остановить его от противоправных действий». Медики же, добавил он, «это высококультурные люди, а эти студенты не соответствовали этим требованиям».

«Этнодансинг» (по выражению завкафедрой истории российской государственности и права РАНХиГС, доктора исторических наук Ольги Лиценбергер) вызывает идиосинкразию и у московских рестораторов. В столице, по данным «Московских новостей», рестораны перестали даже за деньги ставить кавказскую музыку. Например, администратор ресторана «Шарманка» объяснила это тем, что они «хотят избежать напряженности на танцполе между представителями разных национальностей, компаниям русских людей это не нравилось». В «Сказке Востока» на Коктебельской улице администратор заявил, что «лезгинка слишком боевая музыка, хочешь не хочешь, а все равно конфликт возникает». В некоторых же ресторанах просто повышают стоимость исполнения лезгинки: она идет за 1000 рублей, хотя остальные песни можно заказать за три сотни.

У кавказцев лезгинка — обязательная составляющая культурного наследия. «Танец выступает связующим, цементирующим компонентом этнокультуры дагестанцев», ― говорится в исследовании кандидата исторических наук из Дагестанского государственного педагогического университета Медины Абдулаевой «Этномузыкальные традиции в многоуровневой структуре идентичностей народов Дагестана». В своей работе она отмечает, что народный танец выступает в качестве «этнического идентификационного знака культуры, способа сохранения этноса, формы психотерапевтической коррекции». «Коллективная лезгинка, исполняемая на торжествах, становится действенным средством преодоления людской разобщенности», ― пишет Абдулаева.

В документальном фильме «Дагестан. От прошлого к настоящему» этот танец определяют как «не что иное, как отголосок языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которого являлся образ орла». Образ орла воспроизводится танцором в тот момент, когда он встает на мыски и раскидывает руки. Вероятно, в древности танец исполнялся в костюме с крыльями орла, а само его название связано с лезгинским словом орел «лекь» (лезгины, кстати, имеют для самоназвания, помимо лезги, также и слово лекь). В традиции лезгинки ― танцевать ее с оружием. Во времена войн она являлась ритуальным танцем горцев для поднятия духа, указывают авторы фильма.

«В каждой семье этот танец — что-то вроде обязательств, родители должны ему научить, ― говорил в документальной передаче «Россия, любовь моя!» руководитель ансамбля «Лезгинка» Джамбулат Магомедов. «Если на дагестанской свадьбе не танцуют лезгинку, это большой позор. Все должны уметь танцевать», ― рассуждает он. Сейчас в национальных республиках Северного Кавказа лезгинка в почете. Танец исполняют даже на секторах футбольного стадиона фанаты «Терека» и «Анжи». В Чечне танцоры ансамбля «Вайнах» ― герои местного телевидения. Один из них, Шамсанур Агамодов, танцор, а заодно и боксер, «нередко бежит с выступлений на спортивных турнирах на выступления в “Вайнахе”, и там побеждать, и там солировать», радуется местное телевидение. У главы Чечни Рамзана Кадырова лезгинке учился Жерар Депардье.

Своих учеников Тагир Исламов просит танцевать лезгинку, не забывая об уместности.

«Нужно танцевать, когда есть тема ― на свадьбе, на вечеринках», ― говорит Исламов и включает запись, на которой дагестанский ансамбль «Лезгинка» танцует в Лондоне напротив Вестминстерского аббатства.

Исламов ссылается на президента Дагестана Рамазана Абдулатипова: тот сказал как-то, что в Дагестане, «даже в [его] родном ауле, если человек среди белого дня выйдет на улицу и начнет танцевать лезгинку, сочтут, что с ним что-то не в порядке». «Лезгинка ― это танец, ― говорит Исламов. ― Но ночью нельзя под окнами танцевать, это нарушение общественного порядка. А так танец и танец. Просто люди мало представления имеют о танце самом. Когда говорят про лезгинку ― все сразу представляют Манежку. Если человек, который ненавидит танец, сходил бы хоть раз на настоящее выступление, у него сразу бы мнение изменилось».

И у него нет-нет да и проскальзывает неудовольствие по поводу того, что к танцующим лезгинку предъявляют какие-то повышенные требования. «Часто говорят, что вот приехали со своим уставом в чужой монастырь. Но если в России нет устава? Ходят с ирокезами и проколотыми животами, мне на них равняться, что ли?» ― задается Исламов риторическим вопросом.

По его словам, каждый второй кавказец знает основу танца. «А у русских каждый пятнадцатый, может, знает свой танец», ― добавляет он. Вряд ли Исламов занимался этноконфликтологией, но в своих выводах он интуитивно сходится с современными исследователями феномена ксенофобии в России. «Лезгинка воспринимается большинством россиян именно как “чеченский” или “дагестанский” танец, хотя это настолько же родная пляска для некоторых групп казаков ― терских, кубанских, черноморских, ― пишет доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации Томского политеха Даниил Крапчунов в работе «Визуальная составляющая народных традиций как средство преодоления кризиса идентичности в современной России». ― Резкая неприязнь к лезгинке, болезненная реакция на ее публичное исполнение могут быть объяснимы отсутствием варианта демонстрации причастности и ощущения включенности в собственную этническую группу».

Противникам лезгинки действительно похвалиться особо нечем. Во «ВКонтакте» идет необъявленный флэшмоб: пользователи из разных частей страны выкладывают ролики под названием «ответ лезгинке», на которых они танцуют (или делают вид, что танцуют) под одну и ту же осовремененную песню «Ах, мамочка!» На одном ролике два молодых человека танцуют под нее прямо на трассе, на другом ― целая компания отплясывает на парковке, еще на одном люди танцуют в снежном поле в свете автомобильных фар.

У Тагира Исламова дела идут отлично: сейчас в его школе больше двухсот учеников, за полтора часа нашего разговора на занятия по телефону записались еще шесть человек.