Цыганский танец

Наблюдая за огневыми плясками цыган трудно остаться равнодушным – ноги просто сами просятся в пляс, а руки начинают непроизвольно двигаться в ритме музыки. Цыганские танцы на протяжении многих веков создавались различными группами цыган. И танцы каждой группы ромалов отличались от танцев их собратьев, живущих в другой стране. Ведь благодаря своему кочевому образу жизни цыган можно встретить и в Азии, и в Европе, и даже в Африке. И танцевальные традиции тех стран, которые становились домом ромалов, непременно находили свое отражение в цыганских плясках, создав неповторимый самобытный культурный пласт.

История ромалов всегда будоражила умы ученых и порождала споры. Долгое время считалось, что родиной цыган был Древний Египет. В языках некоторых народов мира до сих пор «цыгане» и «египтяне» – это равнозначные понятие. Но в далеком 1855 году немецким языковедом Августом Фридрихом Поттом была доказана теория индийского происхождения цыган. Ученый нашел неопровержимые доказательства того, что прямые предки современных цыган берут свое начало из Древней Индии, из так называемой касты «дом».

Эта каста была хоть и неприкасаемой, но самой низшей в иерархии. Члены касты «дом», которая и по сей день сохранилась на территории современной Индии и Пакистана, были в основном музыкантами и артистами. Из-за постоянных конфликтов между мелкими индийскими княжествами, цыгане не имели постоянного заработка, так как спрос на представления во время воин и конфликтов был крайне низким.

Из-за повальной нищеты и голода цыгане вынуждены были в V веке покинуть свою родину и двинуться в основном на запад в поисках своего цыганского счастья. Цыгане разбредались по всей Европе и Азии, постепенно перенимая обычаи и традиции оседлых народов и создавая свою собственную, неповторимую культуру и язык.

Одним из самых ярких и узнаваемых элементов цыганской культуры является, конечно же, цыганский танец. По манере исполнения цыганские танцы, обычно, разделяют на сценический, салонный, уличный и таборный.

Сценический способ рассчитан на зрелищность и на исполнение в больших помещениях – театрах, на эстраде. Обычно он выполняется профессиональными артистами.

Салонные танцы – этот фактически тот же сценический вариант, но который уже рассчитан на ограниченное количество людей, собранных в относительно небольшом замкнутом пространстве – на дому клиента, ресторане и подобных заведениях.

Уличная манера исполнения считается предшественницей сценического способа танцевать цыганские танцы. Появилась она, как это уже понятно из названия – на улицах, где цыгане танцевали перед зеваками на ярмарках и гуляньях. В современной хореографии под уличной манерой исполнения подразумевают импровизационный танец, когда танцор сам выбирает манеру исполнения с учетом сложившейся обстановки – музыки, количества зрителей, пространства.

Таборная манера – это бессистемный и разнообразный набор движений и элементов, который рассчитан, в основном, на демонстрацию ловкости и виртуозности перед сородичами и соплеменниками. Таборный способ применим больше для семейных торжеств ромалов, на которых танцуют все – и стар, и млад. Ведь недаром предками цыган были артисты – одаренность этой нации к музыке и танцам просто феноменальна. Цыгане, как будто бы, впитывают свои артистические способности с молоком матери: цыганский малыш еще толком не научился ползать, но уже поводит плечиками, машет в такт музыке ручками и пытается подпевать взрослым.

Самое широкое распространение, пожалуй, цыганские танцы получили в России. Вплоть до конца XVIII века цыганское искусство было исключительно достоянием самих цыган и не выходило далеко за пределы их кочевых таборов. Так продолжалось до тех пор, пока цыганской культурой не увлеклась российская аристократия. Одним из законодателей моды на цыганское искусство был великий поэт Александр Сергеевич Пушкин, который просто обожал повеселиться в обществе ромалов.

Его поэма «Цыганы» возбудил небывалый интерес в аристократическом обществе тогдашней Российской Империи, которая, в большинстве своем, и не слышала о таком кочевом народе, не то, что знала их культуру. Дворяне стали приглашать в свои дома ромалов, чтобы послушать их песни, насладиться чарующими и грустными мелодиями скрипки и гитары и посмотреть на огневые пляски. Именно с тех пор бесшабашное широкое русское застолье или гуляние непременно ассоциируется с цыганами.

Танцы русских цыган отличаются от всех остальных сложной композицией – медленный темп в самом начале постепенно и непрерывно нарастает и танец заканчивается буквально в сумасшедшем, бешеном ритме. В танце используется выразительная пластика рук со сложными дробными выстукиваниями – чечеткой. Кроме того, цыганский танец – это огромное количество красивых завораживающих движений. В женских цыганских танцах так же используется работа с юбкой, шалью, бубном.

В мужском же танце очень часто используются дроби или чечетка. Основоположником такого элемента считают по праву Николая Чубарова, соединившего традиционные цыганские дробные походки с элементами чечетки, которая была безумно популярна в дореволюционной России. Чубаров хлопал себя по голенищам и подошвам сапог, по груди, создавая взрывную и динамичную пляску. Такая манера показалась настолько привлекательной и для зрителей и для исполнителей, что после Чубарова этот стиль прижился и стал неотъемлемой частью цыганских танцев.

Кроме танцев русских цыган в мире существуют так же множество других видов этого искусства. Одними из основных считаются:

  • — цыганский танец живота – традиционно этот танец исполняется балканскими или турецкими цыганами. Он очень схож с восточными танцами, и отличается от них более сложной и разнообразной работой бедер, верчениями, игрой рук, щелканьем пальцев и типичными, характерными только для балканских народов, движениями ног. Такой танец может включать в себя даже акробатические элементы;
  • — цыганское фламенко – как ни странно это звучит сейчас, но очень долгое время из-за своих мавританских и еврейских корней, фламенко считалось сугубо цыганским танцем. Сейчас цыганское фламенко существует, преимущественно, в уличной и сценической формах;
  • — пляска цыган-мадьяр – отличительной особенностью таких танцев является богатая движениями, экспрессивная мужская партия, и очень маловыразительная, скудная женская. Как и в других цыганских танцах, мужской танец состоит из прищелкивания пальцами, хлопков по ногам, игры ног;
  • — хора (ора) – это коллективный танец балканских групп цыган. Обычно танцуется в виде хоровода из однополых танцоров: как правило, танцуют одни девушки и женщины, или же – одни юноши и мужчины.

Конечно же, здесь перечислены далеко не все виды танцев такой талантливой и одаренной нации как цыгане. Ведь цыганский танец – это целый самостоятельный мир, который имеет свою многовековую богатейшую историю, свой неповторимый язык жестов и движений, свои изюминки и милые особенности. Мир, которому вот уже много веков подряд не перестает удивляться и аплодировать все человечество!

Танец за рубежом. Видео.

Патриция и Анжелика Шивак на V фестивале цыганской культуры. Польша. 2012 год.

Патриция Шивак ( Patrycja Siwak) на V фестивале цыганской культуры. Польша. 2012 год.

Анжелика Шивак (Angelika Siwak) на V фестивале цыганской культуры. Польша. 2012 год.

Цыганский мальчик, будущий известный байлаор Фаррукито танцует фламенко. Испания. Середина 1990-ых.

Цыганка Микаэла Флорес Амайя (Micaela Flores Amaya). Танец в стиле раннего босоногого фламенко. Испанское телевидение. Съёмка — около 1964 года.

Испания. Танец в восточном стиле в современном цыганском исполнении.

Актриса Рона Хартнер ( Rona Hartner), известная по фильму «Гаджо дило», танцует в румынском цыганском стиле. Поёт Адриан Минунэ. Румынское телевидение. 2011.

Цыганский восточный танец в исполнении артистки ансамбля «Шатра». Румыния, ресторан «Меркурий». 1999 год.

Танец венгерских цыган. 2000-е годы.

Традиционный для венгерских цыган танец с палками в исполнении солистов ансамбля «Кали яг». Середина 1990-х

Поёт Нова Бригитта, танцует её цыганский ансамбль. Венгрия. Конец 2000-х.

Нова Бригитта и её «подтанцовка». Венгрия. Конец 2000-х.

Цыганская пляска. Фестиваль «Восточный коктейль» (Orientalny Koktajl). Варшава. 2011 год.

Анна Дебицка (Anna Debicka). Танец на фестивале «Цыганские дни» ( Romane Dyvesa). В городе Гожув Великопольский. 2006 год.

Патриция Шивак (Patrycja Siwak) исполняет танец, который в Польше именуют «Сербиянка».

Танцует Радослава Богуславска (Radoslawa Boguslawska). Фестиваль «Восточный коктейль» (Orientalny Koktajl). Варшава. 2011 год.

Цыганский мужской танец. Венгрия. Начало 1990-х.

Танцует венгерский цыган. Начало 1990-х.

Танец цыганских детей. Венгрия. Начало 1990-х.

Цыганские пляски. Венгрия. Начало 1990-х.

Дети на цыганском фестивале. Начало 1990-х.

Танец греческой цыганки. Представление в театре города Салоники, организованное цыганской женской ассоциацией. 2009 г.

Цыганский танец. Представление в театре города Салоники, организованное цыганской женской ассоциацией Греции. 2009 г.

Будапешт. «Ром сам». 2009 год. Наши коллеги из Венгрии показывают цыганские танцы в прекрасной этнографической интерпретации. Яркие фольклорные костюмы, съёмки под открытым небом. Начинается всё с прощания невесты с подружками. Ну а потом, как и положено, танцы.

«Ром сам». Продолжение фольклорной постановки.

«Ром сам». 2009 год. Здесь мы можем рассмотреть участников группы поближе. Перепляс в парке.

Группа «Ромафест». Очень техничный мужской танец. Один из лучших коллективов, работающих в стиле венгерских цыган. Классный синхрон и мастерские сольные выходы.

Группа «Ромафест». Цыганский вариант венгерского танца Вербункош.

Популярная цыганская группа из Венгрии «Парно граст». Амстердамский концерт. 2009 год.

Тот же танец солистов «Парно граст» — но на открытой площадке.

Группа венгерских цыган с фольклорным номером.

Мужская цыганская пляска. На сцене профессиональный танцор и трое «любителей» (жителей цыганского посёлка). Венгрия, 2002 год.

Группа «Ром сам» показывает танец с палками. 2005 год.

Перепляс венгерских цыган. Качество записи хромает, но танцуют зажигательно.

Цыгане на фестивале в Будапеште. 2010 год.

Танец венгерских цыган.

Начало 1990-х годов.

Венгерские цыгане исполняют танец с палками. Их самурайская пластика не должна вводить зрителей в заблуждение. Эта воинственная пляска заимствована у венгерских пастухов.

Фламенко. Мужской танец.

Русская цыганка Мария Шашкова на Московском фестивале в 200 3 году. В её уникальном по мастерству исполнении представлены элементы ряда танцевальных стилей цыган разных стран, основой же служат танцы турецких и балканских цыган. Подобный сплав обычно известен как Gypsy Bellydance Fusion .

Танец цыганский танец мальчиков

Цыганский танец – история возникновения.

Думаю, нет такого педагога, который ни разу не ставил в своем коллективе цыганский танец. В цыганском танце запечатлелась и яркая красота Испании, и зажигательность Южной Индии, а о том, какую огромную популярность он обрёл в России, даже не приходится говорить!

Несмотря на свою видимую спонтанность и неуправляемость, жанр цыганского танца имеет свои каноны. Его сразу можно узнать по характерному нарастанию накала, темпа: медленный в самом начале, он кипит, развивается, скачет, к своему завершению достигая настоящего экстаза страсти. В цыганском танце переплетаются мотивы самых разных культур: цыганская чечётка происходит от индийского классического танца, а страстный горячий напор — от испанского фламенко. Поэтому цыганский танец — воплощение идеи единства в многообразии: таборный танец, салонная венгерка, сценический эстрадный танец — все эти направления имеют не так много общего друг с другом, но все они могут по праву называться цыганским танцем.

Долгое время считалось, что родиной цыган является Египет, пока в 1855 году немецкий академик Август Фридрих Потт не доказал их индийское происхождение. Он нашёл прямых предков современных цыган, которые сейчас разбрелись по всему миру, в Древней Индии. В то время существовала каста, называемая «дом». В неё входили бродячие певцы и музыканты, которые кочевали по северной части Индии. Эти предки современных цыган занимали в кастовой системе самое низкое положение и имели статус неприкасаемых. Интересно то, что эта каста не исчезла, и сейчас в Индии тоже есть «домы».

Первый исход цыган из Индии начался в 5 веке и был связан с начавшимися междоусобными войнами между мелкими княжествами. В этот нестабильный период спрос на цыганское искусство резко упал, голод и обнищание заставили бродячих артистов искать счастье в других землях.

В дальнейшем исход цыган из Индии происходил по разным причинам и длился почти тысячу лет. Поиск случайного заработка не давал им засиживаться на месте. Цыгане двигались на запад, постепенно перенимая обычаи различных оседлых народов. Цыганские традиции, привычки, язык, фольклор переплетались и вбирали в себя слои культуры других народов.

Средневековая Греция, наполненная суевериями, научила цыган приёмам гадания и колдовства, которыми они пользуются, по сей день. В цыганский язык вошли персидские, греческие слова, которые на первый взгляд кажутся исконно цыганскими. Например, из греческого в цыганский язык вошли слова «пэтало» — подкова, «дром» — дорога и т.д.. Чем больше цыгане соприкасались с тем или иным народом и жили на его территории, тем больший отпечаток накладывало это общение.

Разумеется, бродячий образ жизни тоже повлиял на обычаи и культуру цыган. Всю жизнь, перемещаясь с места на место (зачастую из-за дискриминации со стороны властей и конфликтов с местным населением), цыгане не могли иметь стабильного постоянного заработка. Приходилось заниматься самым разным промыслом, в том числе и незаконным. Неудачи в других профессиях, нищета и невезение нередко толкали цыган на воровство.

Доведённые нуждой до отчаяния, цыганки занимались попрошайничеством, учили этому и детей. Во многих случаях попрошайничество и гадание становилось основной профессией цыганок. Конокрадство вообще не считалось преступлением – наоборот, в нём видели проявление удали, молодечества, даже геройства, а не умение воровать презиралось. Разумеется, из-за этого их не любили ещё больше, и место жительства приходилось менять постоянно.

Помимо добывания хлеба насущного у цыган всегда находились и другие занятия, своего рода отдушина, которая нередко также становилась профессией. Мы говорим о цыганском пении и танце, ведь не зря предками цыган были певцы и музыканты.
Музыкальная одарённость этой нации удивительна. Талант к пению и пляске цыгане как будто впитывают с молоком матери. Цыганский малыш ещё едва ползает, а уже поводит плечиками и подпевает взрослым.

История танца русских цыган.

Цыганское искусство танца и пения в России было явлением «для внутреннего употребления» вплоть до конца 18 века. Цыгане пели и танцевали в таборе или в собственных домах, на своих семейных праздниках, пока романтикой цыганской жизни не увлеклась русская аристократия.

Поездки А.С. Пушкина к цыганам и родившаяся в результате поэма «Цыганы» положили начало той моде, которая сделала цыганское искусство столь популярным. Именитые дворяне стали приглашать цыган, чтобы послушать их пение и посмотреть огневые пляски.

Родилась идея создания так называемых цыганских хоров, покровителями которых выступали известные и богатые люди. Даже пестрый женский костюм был придуман графом А.Г. Орловым-Чесменским для его цыганского хора. Цыгане стали выступать в крупных столичных ресторанах. Без атмосферы беззаботного веселья, которую создавали цыгане, стал невозможен любой праздник. Именно с той поры и по сей день широкое, бесшабашное русское гулянье напрямую ассоциируется с цыганами.

Спрос на цыганское искусство быстро рос, а соответственно, росла и конкуренция. Цыганским артистам приходилось постоянно повышать своё исполнительское мастерство, осваивать новые сценические приёмы, искать свежие формы. Так формировалось профессиональное цыганское искусство. Цыгане-артисты, выступавшие перед широкой публикой, помимо традиционного фольклора, стали включать в свой репертуар авторские городские песни, которые они исполняли в своей манере. Танец тоже претерпел определённые изменения.

Мужской цыганский танец во многом усложнился под влиянием чечётки, которая была очень популярна в дореволюционной России. Первым танцором, который соединил традиционные цыганские дробные проходки с приёмами чечётки, был Николай Чубаров. Он хлопал себя по груди, голенищам и подошвам сапог, придавая танцу взрывной и динамичный характер. Эта новая манера оказалась настолько привлекательна для зрителя, что после Чубарова уже все стали танцевать подобным образом.

В начале 20 века стала меняться и женская пляска. Считается, что новатором в этой области стала Мария Артамонова, известная цыганская певица и плясунья, которая брала уроки хореографии у профессиональной балерины. Благодаря влиянию классического танца Артамоновой появилась широта и пластика движений, яркая постановка рук и корпуса, свободные и уверенные жесты. Созданный ею романтичный стиль женской пляски прижился и стал развиваться дальше благодаря таким прекрасным исполнительницам, как например, Ляля Чёрная.

Цыганский танец – это целый мир, который имеет свою историю, свой язык, свои особенности. Мир, которому мы не перестаем удивляться до сих пор!

С уважением, Наталья Довбыш

Цыганские танцы. Публикации.

Цыганские народные танцы.

Цыганские танцы, а также цыганские песни в одно время стали очень популярны на постсоветском пространстве, благодаря целому ряду фильмов об этом удивительном народе — цыганах. Это и знаменитая история Будулая из фильма «Цыган», и «Табор уходит в небо», и множество других.

Цыгане – народ вольнолюбивый и непокорный. В их жизни главное – дорога, постоянное движение навстречу судьбе. Но нельзя не отметить тот факт, что народ это ещё и творческий, одаренный. Их песни повествуют о нелегкой судьбе вечных скитальцев, о безумной любви и свободе, ценнее которой нет ничего. И даже не обязательно знать цыганский язык, чтобы понять, о чем они поют. Тоже самое можно сказать и про цыганские танцы. Они передают различные эмоции: страсть, любовь, боль, ненависть.

Современные цыгане уже не видят счастья в дороге, они живут обычной жизнью среднестатистических граждан. Но в других странах все же сохранились цыгане, соблюдающие свои традиции и обычаи. Сами же цыганские танцы отличаются эмоциональностью, энергичностью. Яркие платья, звон монисто, неповторимая музыка – все это придает танцу некий колорит. Всего же, выделяют три направления цыганского танца: пляски русских цыган, цыганскую венгерку и фламенко. Уже, наверное, многие заметили, что у цыган не приятно танцевать коллективно или парами. Для их танца характерна сольность. Мужской танец, как правило, более эмоциональный, энергичный, сопровождающийся ударами ладоней о голени, бедра и подошвы, а также отбиванием ритма каблуками. Женский танец является более мягким и плавным. В любом случае, цыганский танец – это красиво, незабываемо.

Сегодня цыганские танцы переживают, так сказать, свое второе рождение. Интерес к ним сильно возрос за последние годы. Связано это с тем, что по телевидение активно стали показывать фильмы о судьбах цыган, об их быте, кочевой жизни. Поэтому те, кто раньше не был тесно знаком с цыганскими обычаями, традициями и культурой, заинтересовались этим. Кроме того, в цыганских песнях и танцах столько страсти, энергии и эмоций, что они не могут оставить кого-то равнодушным.

В наше время многие хотят научиться петь романсы или танцевать цыганские танцы. Сделать это можно на специальных курсах, которых великое множество. Но овладеть в совершенстве этими танцами удастся лишь тем, кто сможет прочувствовать их изнутри, вложить свою душу в танец. Техническая сторона должна волновать вас меньше всего, ведь в цыганских танцах главное – подача, выражение истинных эмоций и чувств. Конечно же, нужно соблюдать какие-то определенный правила, дабы не превратить танец в жалкое подобие. А также не забудьте про костюмы, ведь без них сам танец получится не таким ярким.