Танцы девушек на русском

В XIX столетии в области танца и танцевальной музыки происходит значительное обновление образности и выразительного языка, появляется огромное количество новых жанров. В наибольшей степени этому способствовали бурные социальные потрясения, происходящие в Европе в конце XVIII — первой половине XIX века и повлекшие за собой радикальные перемены в общественной и культурной жизни (Великая французская революция, наполеоновские войны, национально-освободительное движение в Австрии, Германии, Италии, Польше).

Франция, в течение нескольких веков определявшая основные направления развития хореографического искусства, по-прежнему остается танцевальным центром Европы. Преподаватели-французы пользуются огромной популярностью во многих странах и считаются самыми талантливыми и осведомленными в области танца (причем, как бытового, так и сценического).

В бальной практике начала XIX века еще сохраняются многие танцевальные жанры прошлых времен. Во Франции продолжают исполнять менуэт, гавот, бурре, в Англии — жигу, в России — гавот, гросфатер, менуэт, французскую кадриль. Однако манера их исполнения меняется, становясь более непринужденной; темп танцев ускоряется; старые композиции видоизменяются и приспосабливаются к новым эстетическим вкусам и правилам поведения в обществе.

Бальная практика, в свою очередь, оказывает огромное воздействие на сценический танец, способствуя обогащению хореографии новыми па, ритмами, темпами, а музыки — образами и выразительными средствами. Но все же, говоря о танцевальных формах и жанрах, являвшихся составной частью всех представлений музыкального театра и основой классического балетного спектакля XIX века, необходимо сказать о той роли, которую сыграло в их эволюции эстетическое течение «романтизм».

Процесс разделения между бытовой танцевальной музыкой и академической, начавшийся еще в эпоху Ренессанса, в XIX веке усиливается. Высокохудожественные образцы танцевальных произведений все более отрываются от абстрагированного бытового танца. Часто танцевальность выступает завуалировано, не обнажая своей четкой гомофонности, квадратной основы, обычной расчленности и других характерных свойств. Это уже не столько танцы, сколько опоэтизированные представления о них.

***
Многие из описываемых танцевальных жанров возникли и стали широко известны задолго до XIX столетия (например, хота, трепак, лезгинка и др.). Но мы все же решили поместить их характеристику в данном разделе, так как именно в XIX веке они завоевали популярность по всей Европе и вошли в профессиональное музыкальное и хореографическое искусство.

ВАЛЬС (франц. valse; от нем. walzer, walzen — выкручивать ногами в танце, кружиться; англ. waltz, итал. valzero) — парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением; один из самых распространенных бытовых музыкальных жанров, прочно утвердившийся в профессиональной музыке европейских стран. Музыкальный размер 3-дольный (3/4, 3/8, 6/8). Темп вальса, первоначально умеренно-быстрый, впоследствии мог быть различным — от медленного до быстрого.

ЭКОСЕЗ (экоссез; франц. [dance] ecossaise — «шотландский [танец]») — старинный шотландский народный танец, происходящий от контрданса. Отличительные черты — быстрый темп, размер 2/4, обычно в мажорном ладу. Музыкальная форма экосеза представляет собой две повторяющиеся 8- или 16-тактовые части.

Примеры:
Бетховен 6 экосезов для фп., 1823; два экосеза для фп., 1825; экосез для военного оркестра, 1810
Шуберт Более 90 фп. экосезов
Шопен Три экосеза для фп. соч. 72, 1830
Вебер
Чайковский «Евгений Онегин»

КАДРИЛЬ (от исп. cuadrilla — буквально — группа из 4-х человек, от лат. quadrum — четырехугольник) — бальный танец XVIII—XIX веков, происходящий от контрданса. Музыкальный размер чаще 2/4, темп подвижный. Музыка, обычно основанная на популярных мелодиях (в т. ч. на таких «неподходящих», как темы из «Тристана и Изольды» Вагнера или Stabat mater Россини), складывалась из 8- или 16-тактовых разделов, соответствующих определенной фигуре танца. Перед кадрилью обыкновенно звучит восемь или шестнадцать тактов (ритурнель), которые уведомляют танцующих, что им пора занять свои места. После того, как танцующие заняли свои места, музыка играет интродукцию (8 тактов) Такую интродукцию играли перед каждой фигурой кадрили.

Танцевальная техника исполнения была доведена до совершенства, а движения были идеально законченными и выверенными. Хореографические фразы поочередно исполнялись разными парами, а каждая фигура заканчивалась общим движением, соединяющим всех участников танца.

Существует множество разновидностей кадрили, распространенных в народном быту — русская, украинская, белорусская, литовская, латышская, эстонская, американская (получившая название square dance, букв. «квадратный танец»). Русская кадриль, отличающаяся самобытностью, имеет многообразные местные варианты: московская, калининская, волжская, уральская и др. Одна из разновидностей кадрили — народные танцы шестера, восьмера, четвера, распространенные на Урале и в северных областях России.

Примеры:
— Творчество Ланнера , семьи Штраус , фп. пьесы Глинки и др. композиторов конца XVIII —XIX века

ЛАНСЬЕ (франц. lancier, букв. — улан) — английский бальный танец (английская кадриль), разновидность контрданса. Получил распространение в Европе в середине XIX века.

ТАМПЕТ (франц. — «буря») — парный массовый народный танец, возникший в конце XVIII века. Музыкальный размер 2/4, темп подвижный.

Примеры:Асафьев «Пламя Парижа» № 17

КОТИЛЬОН — бальный танец французского происхождения, близкий контрдансу. Ранний вид котильона известен с XVIII века, тогда он состоял только из одной фигуры и напоминал поздние формы бранлей. Особое распространение танец получает в середине XIX века в странах Европы и в России. К этому времени относится усложнение его композиции и появление огромного количества фигур.

ГАЛОП (франц. galop, от франкск. wahl-hlaup — кельтская рысь, wala-hlaupan — хорошо бежать; нем. — Galopp, galopade, Galoppwalzer) — бальный танец XIX века, исполняющийся в стремительном скачкообразном движении. Музыкальный размер 2/4, характерны острые, пунктирные ритмы.

Канкан

КАНКАН (cancan, букв. — шум, гам) — быстрый, энергичный танец в размере 2/4, по-видимому, алжирского происхождения. Берет свое начало от контрданса, кадрили или галопа. Характерные па: выбрасывание ноги, высокие прыжки. Появился в Париже в 1830-х гг. и вскоре вошел в моду, являясь непременной принадлежностью общественных балов.

Примеры:Шостакович «Золотой век» № 33

МАЗУРКА (польск. mazurek) — польский народный танец. Характеризуется быстрым темпом, трехдольным размером. Ритмика мазурки своеобразна, акценты, порой резкие, часто смещаются на вторую, а иногда и на третью долю такта, встречаются даже на двух или всех трех долях.

КРАКОВЯК — польский народный танец в оживленном движении на 2/4 с характерным синкопированным ритмом. Возник в Краковском воеводстве, но с давних пор (существование его засвидетельствовано уже в 14 в.) получил распространение по всей Польше, преимущественно в шляхетской среде, а затем и в крестьянском быту. Так же, как полонез, краковяк назывался «большим танцем» и имел торжественный характер воинского шествия; с течением времени стал более разнообразным, сохранив, однако, 2-дольность.

Примеры:
Эльснер Увертюра к опере «Король Локетек», хор «a la Krakowiak» из оперы «Ягелло в Течине», «Rondo a la Krakowiak»
Шопен «Большое концертное рондо» («Rondo a la Krakowiak») для фп. с оркестром; финал 1-го концерта для фп. с оркестром
С. Монюшко, З. Носковский, Ю. Зарембский и др. польские композиторы
Глинка Краковяк из оперы «Иван Сусанин»
Римский-Корсаков Опера «Пан-воевода»
Глиэр Балет «Бахчисарайский фонтан»

БОЛЕРО — испанский народный парный танец. Темп движения умеренный, музыкальный размер 3-дольный. Ритмический рисунок зачастую близок ритму полонеза.

Примеры:
Бетховен «Песни разных народов», тетрадь 1 № 19 (обработка народной песни «Белая голубка») и 20
Мегюль «Слепые из Толедо»
Вебер «Прециоза»
Обер «Немая из Портичи», «Черное домино»
Берлиоз «Бенвенуто Челлини»
Чайковский «Лебединое озеро»
Делиб «Коппелия»
Шуман Романс «Идальго» соч. 30 № 3
Верди Болеро Елены из оперы «Сицилийская вечерня»; песня Эболи с хором из оперы «Дон Карлос»
Глинка Романсы «Победитель», «О, дева чудная моя»
Мусорский Романс «Оделась туманами Сиерра-Невада»
Шопен «Болеро» для фп. соч. 19
Альбенис Болеро «Puerta de Tierra» для фп.
Равель «Болеро» для оркестра

СЕГИДИЛЬЯ — испанский народный танец-песня. Темп умеренный или быстрый (allegro, allegretto), размер 3-дольный, лад чаще всего мажорный (изредка — чередование мажора и параллельного минора). Мелодия обычно начинается со слабой доли, в конце фраз используются мелизмы. Характер жизнерадостный.

Примеры:
Примеры:Глинка Увертюра «Ночь в Мадриде» (инструментальные и вокальные темы 2-х кастильских сегидилий, записанные композитором в Испании)
М. де Фалья Мурсийская сегидилья из цикла «Семь испанских народных песен»
Бизе «Кармен» 1 акт
Альбенис

ФАНДАНГО — общее наименование обширной группы испанских парных танцев, генетически восходящих к одному древнему прототипу. Родина фанданго — Андалусия (южная Испания), где его варианты бытуют обычно под названиями, производными от местных топонимов: малагенья (от Малага), ронденья (от Ронда), гранадина (от Гранада), картахенера (от Картахена) и др.

Примеры:
Глюк Балет «Дон Жуан» (процитирована одна из мелодий)
Моцарт «Свадьба Фигаро» 3 акт
А. Солер Фанданго для клавесина
Римский-Корсаков «Испанское каприччио» (одна из тем)
— Пьесы в духе фанданго есть также у Д. Скарлатти, Боккерини, Альбениса, Гранадоса, М. де Фальи.

ХОТА — испанский парный танец. Известен с XVII века, хотя первый сохранившийся образец относится к 1779 г. (в тонадилье «Летние приключения» П. Эстеве-и-Гримау). Характерные особенности: быстрый темп, 3-дольный размер, короткий затакт, членение мелодии на фразы объемом в 4 такта с кадансами поочередно на доминанте и тонике, мажорный лад.

Примеры:
Глинка Симфонические увертюры «Арагонская хота» и «ночь в Мадриде»
Лист «Испанская рапсодия» для фп.
М. де Фалья Балет «Треуголка» финал; Хота из вокального цикла «7 испанских песен»»; фп. цикл «4 испанские пьесы» № 1 («Арагонская»)

ХАБАНЕРА (от названия города La Habana — Гавана) — кубинский танец и песня. Размер 2-дольный (2/4), темп умеренный или умеренно подвижный. Отличительная деталь — постоянная ритмоформула аккомпанемента с пунктирным ритмом на 1-й доле, выдерживаемая в басу на протяжении всей пьесы.

Примеры:
Бизе Опера «Кармен», хабанера Кармен «У любви как у пташки крылья…»
Шабрие, Дебюсси и др. французские композиторы
Равель «Испанская рапсодия»
Творчество испанских композиторов

ПОЛЬКА — один из наиболее популярных национальных чешских танцев (Богемия). Характерным для нее являются оживленный темп, 2-дольный размер (2/4), четкий ритм.

Примеры:
Сметана, Дворжак, семья Штраус, Рубинштейн, Балакирев, Чайковский, Рахманинов и др.
Стравинский «Цирковая полька»
Шостакович Балет «Золотой век» № 30

ФУРИАНТ (чеш. furiant, букв. — гордец, зазнайка, от лат. furia — ярость, неистовство) — чешский народный парный танец юмористического характера в быстром темпе. Сопровождается пением. Размер переменный 2/4 — 3/4, причем вначале следуют три 2-дольных, а затем два 3-дольных такта. Танец изобилует острыми ритмическими акцентами.

Примеры:
Сметана Опера «Проданная невеста»; «Чешские танцы» для фп.
Дворжак «Два фурианта» для фп.; секстет соч. 48; фп. квинтет соч. 81; «Славянские танцы» для оркестра № 1 и № 8; Симфония № 6
Кршичка Фурианты для оркестра
Вейнбергер «Чешские танцы»

ВЕРБУНКОШ (от нем. Werbung — вербовка) — стиль и жанр венгерской танцевальной музыки, возникшие во 2-й половине XVIII века. Зарождение их связано с вербовкой новобранцев в армию. Литературные источники и рисунки свидетельствуют, что уже в середине XVIII в. вербовка сопровождалась танцами и музыкой. Около 1770 г. эта музыка получила название «вербункош», распространившееся по всей стране.

Примеры:
Ракоци-марш, созданный неизвестными композиторыми
Творчество венгерских композиторов (Бихари, Лавотта, Чермак, Эркель, Кодаи)
Лист «Венгерские рапсодии» для фп.
Гайдн Rondo all ongarese из фп. трио Соль мажор
Моцарт Скрипичный концерт Ля мажор, финал
Бетховен Симфония № 3, финал; Симфония № 7, тема побочной артии; увертюра «Король Стефан»
Шуберт Струнный квинтет соч. 163, финал; «Венгерский дивертисмент»
Берлиоз Использование мелодии Ракоци-марша в оратории «Осуждение Фауста»
Брамс Концерты; «Венгерские танцы»

ЧАРДАШ (от венг. csarda — трактир, деревенский кабачок) — венгерский народный танец в размере 2/4 или 4/4, с характерными синкопами и типичными мелодическими окончаниями, которые периодически повторяются. Состоит из двух контрастных частей: меланхоличного или патетического вступления, сопровождающего круговую мужскую пляску — лассу (лашшу — венг. lassu), и быстрой фришки (венг. friss), сопровождающей зажигательную парную пляску. Фришка часто начинается медленно, но, постепенно ускоряясь, достигает стремительного темпа.

Первая публикация чардаша относится к 1834 г.; тогда же он стал бальным танцем. Наибольшей популярности чардаш достиг в 1845 — 80-х гг.; как народный танец существует в Венгрии и поныне.

ХАЛЛИНГ (от Hallingdal — название долины на западе Норвегии) — норвежский сольный мужской народный танец. Музыкальный размер 2/4, реже 6/8, ритм богат и разнообразен (часто применяются синкопы). Темп умеренный, нередко ускоряется к концу танца. Музыкальное сопровождение к танцу обычно играют на хардингфеле — народной норвежской скрипке.

Примеры:
Григ Норвежские танцы для фп.
Творчество норвежских композиторов (У. Булля, Ю. Хальворсена и др.)

СПРИНГДАНС (также — спрингар, спринглейк, от норв. springe — прыгать) — популярный норвежский крестьянский танец, получивший название в связи с особенностью его исполнения — вприпрыжку. Близок шведскому народному танцу полска.

Примеры:
Григ Норвежские танцы для фп.; Спрингданс из цикла «Лирические пьесы» для фп.

ТРЕПАК — старинная русская пляска, плясовые движения которой (преимущественно дробные шаги и притоптывания) импровизировались исполнителем, стремившимся показать удаль и виртуозное мастерство. По характеру трепак, имеющий много общего с «Камаринской» и «Барыней», представлял собой либо одиночную мужскую пляску, либо пляску-соревнование (так называемый перепляс). В отличие от них не имел традиционной мелодии, т. к. его происхождение не было связано с конкретной песней. Метроритмическая формула — два 2-дольных такта с дроблением сильной доли 1-го такта и дальнейшим укрупнением длительностей.

Примеры:
Чайковский Балет «Щелкунчик»; «Характеристический танец», соч. 72 № 4 для фп; «Приглашение к трепаку» соч. 72 № 18 для фп.; финал скрипичного концерта
Римский-Корсаков Пляска и песня скоморохов из 1-й картины оперы-былины «Садко»
Мусоргский Трепак из вокального цикла «Песни и пляски смерти»
Стравинский «Русская» из балета «Петрушка»

ГОПАК (от укр. гоп — восклицание во время исполнения танца; отсюда же глаголы гопати, гопкати — прыгать) — украинский народный танец в быстром темпе и музыкальном размере 2/4. Ритм — четкий и акцентированный. Песенные и инструментальные мелодии гопака исполняются в народе и как самостоятельные музыкальные пьесы.

Примеры:
Мусоргский «Сорочинская ярмарка», песня «Гопак»
Чайковский «Черевички», «Мазепа»
Римский-Корсаков «Майская ночь»
Гулак-Артемовский «Запорожец за Дунаем»
Соловьев-Седой «Тарас Бульба»
Хачатурян «Гаянэ»

ЛЕЗГИНКА — народный танец лезгин (Дагестан), распространенный по всему Кавказу. Музыкальный размер 6/8 (иногда 2/4), иногда происходит чередование размеров 6/8 и 3/4. Мелодия четкая, динамичная, ритм — упругий с энергичными ударами-акцентами, темп быстрый. Благодаря этим характеристикам музыкального сопровождения эмоциональная насыщенность и экспрессия танца еще более усиливается. Аккомпанируют исполнению различные народные музыкальные инструменты и пение хора, причем ритм отбивается всеми присутствующими в ладоши.

Примеры:
Глинка «Руслан и Людмила»
Бородин «Князь Игорь» половецкие сцены (пляска мальчиков и дикая мужская пляска)
Рубинштейн «Демон»
Балакирев «Исламей». Симфоническая поэма «Тамара»
Римский-Корсаков «Шехеразада» финал
Ипполитов-Иванов «Кавказские эскизы»

КЕЙК-УОК (также кекуок, кек-уок; англ. cakewalk — ходьба с пирогом) — популярный с середины XIX века танец-марш афро-американского происхождения. Характерные черты: быстрый темп, музыкальный размер — 2-дольный, синкопированный ритм, аккорды, воспроизводящие звучание банджо, игровой комедийный (часто иронически-гротесковый) склад. Остро акцентированные ритмы, типичные для кейк-уока, в дальнейшем легли в основу рэгтайма, а двумя десятилетиями позже определили стиль эстрадного джаза.

VirtuaGirl

Программа, выводящая на рабочий стол стриптизерш

VirtuaGirl 2.64 – это программа, которая сможет заполнить свободное место и время на вашем рабочем столе стриптизершами. Кроме того, данная программа обладает дополнительными функциями, кроме танцев и раздевания стриптизерш, в случае необходимости, девушки могут приветствовать вас с утра, могут напоминать о ваших сегодняшних или ближайших встречах. Программа выводит девушек сверху всех окон компьютера, поэтому вы всегда сможете наслаждаться их присутствием во время пользования ПК. VirtuaGirl 2.64 включает в себя 21 девушку, которые имеют свои полноценные сцена стриптиза, что позволит выбрать танец на любой вкус. Также с помощью многочисленных настроек воспроизведения видео, вы можете подобрать себе любую комбинацию эффектов, светового оформления, сценических картин, а также размера воспроизводимого видео.

Особенности VirtuaGirl 2.64:

  • Несколько режимов воспроизведения видео
  • Выбор нескольких режимов эффектов, сценических картин и светового оформления
  • Каталог из 21й модели с возможность настройки показов по календарю
  • Воспроизведение видео в разрешении HD
  • Настройка напоминаний о встречах
  • Воспроизведение видео поверх всех окон
  • Широкий набор настроек видео-потока

Freeware, Windows 7, Windows 8, Windows 10

Закачка VirtuaGirl бесплатна, не требует никакой дополнительной регистрации или отправки СМС. Скачивание файлов происходит на высокой скорости с наших серверов. Последняя версия VirtuaGirl проверена на наличие вирусов и не несет с собой никаких серийных ключей и кряков.

сериалы про танцы 19

Сериал Танцевальная академия

Австралийский молодежный сериал «Танцевальная академия» (Dance Academy) повествует о жизни и творческой карьере группы молодых людей, занимающихся балетом.

В сериале «Т.

Сериал Адские кошки

Американский молодежный сериал «Адские кошки» (Hellcats) представляет собой комедийную драму о жизни девушек из команды чирлидеров колледжа. В сериале нашли отражение их учебные и спортивные будни, проблемы во взаимоотношениях и первая любовь.

Сериал В ритме танго

Совместный проект России и Аргентины, сериал «В ритме танго» с Наталией Орейро в главной роли. Сценарий для сериала, написанный Петром Гладилиным, был создан специально под об.

Сериал Виллисы

Российский мелодраматический мини-сериал «Виллисы» от режиссера Нурбека Эгена. Четырехсерийный фильм о балете и балеринах вышел в прокат в 2002 году.

В создании сериала прини.

Молодежный мюзикл о студенческой жизни, ремейк одноименного классического мюзикла Алана Паркера 1980 года.

Герои фильма «Слава» — студенты престижнейшей Нью-Йоркской Школы.

Сериал Вербное воскресенье

Взгляды кинематографистов вновь обратились во времена СССР. Сериал «Вербное воскресенье» повествует о самых застойных годах нашей великой страны, а затем действие сериала продолжается в 1990-х годах. .

Сериал Лузеры

Название сериала «glee» скорее переводится как «Хор». Но в русском переводе сериал получил название «Лузеры». Американский музыкальный телеканал FOX решил снять сериал-мюзикл для под.

Сериал Танцы под звездами

Испанский молодежный сериал «Танцы под звездами» (Un paso adelante) – это история о группе подростков, которые учатся в престижной испанской школе искусств. Среди их дисциплин – актерское мастерство, пение, различные виды танцев, а также множество теорет.

Сериал Грязные танцы

Американский мелодраматический сериал «Грязные танцы» (Dirty Dancing) был выпущен на экраны в 1988 году. В основу сериала лег одноименный полнометражный фильм, премьера которого состоялась годом ранее.

Сериал Держи меня крепче

Украинский мелодраматический сериал «Держи меня крепче» от компании «Стар Медиа» — это история о танцах, соперничестве и любви. Главными героинями сериала являются юные девушки, которые обучаются в школе бальных танцев. Они талантливы и полны наде.

Сериал Анна

Немецкий драматический мини-сериал для подростков «Анна» (Anna) рассказывает историю девушки, влюбленной в балет. Несчастный случай отбирает у нее счастливое будущее, приковывая к больничной койке, но взамен дарит встречу с замечательным молодым.

Сериал Звезда Империи

Российский мелодраматический мини-сериал «Звезда Империи» от режиссера Евгения Соколова. Сериал снят на основе жизни и творчества известной балерины Матильды Кшесинской.

Сериал И падает снег

Российский мелодраматический мини-сериал «И падает снег» от режиссера Марины Мигуновой.

«И падает снег» — это история о любовном треугольнике между талантливой молодой балериной и двумя ее поклонниками. Один и.

Сериал Легион экстраординарных танцоров

Американский молодежный сериал «Легион экстраординарных танцоров» (The LXD: The Legion of Extraordinary Dancers) – это музыкально-приключенческий проект о талантливых молодых людях. Они называют себя Танцорами и могут по праву гордитьс.

Сериал Линии судьбы

Российский детективно-мелодраматический сериал «Линии судьбы» от режиссера Дмитрия Месхиева. 24-серийный фильм переносит зрителей в Москву, где сплелись между собой жизни людей, приехавших покорять столицу или давно.

Сериал Алька

Российский военно-драматический мини-сериал «Алька» от режиссера Виктора Бутурлина.

Четырехсерийный телефильм «Алька» — это история молодой девушки, которая сразу после балетного училища отправи.

Сериал Анна Павлова (сериал)

Советский биографический мини-сериал «Анна Павлова» (Anna Pavlova) от режиссера Эмиля Лотяну. Сериал снят на основе истории жизни и творчества знаменитой русской балерины Анны Павловой, жившей в конце 19-го и начале 20-го веков.

Сериал Не плачь по мне, Аргентина!

«Не плачь по мне, Аргентина!» – российский романтический комедийный телесериал производства компаний «Амедиа» и IKa film. Телесериал «Не плачь по мне, Аргентина!» сост.

Сериал Балерины (Bunheads)

Американский молодежный сериал о балетной школе, который выходит с июня 2012 года на канале ABC Family.

Авторы идеи сериала «Балерины» / «Bunheads» — Эми Шерман-Палладино / A.

Костюм для русского народного танца

Как и любые национальные танцы, русский народный исполняют в традиционном российском костюме для праздников. Наверняка, вы живо его себе представили: женщина в сарафане в пол, на голове кокошник и платок, на ногах красные сапожки, в руках платок. Мужчина в косоворотке, опоясанной тонким ремешком, широких штанах и высоких черных сапогах. Все это – собирательный образ русского национального костюма конца XVIII века.

На самом же деле традиционных народных костюмов много – столько же, сколько народностей было и есть на Руси. Мы расскажем немного об общих тенденциях для всех костюмов.

Женский костюм

Традиционно такой костюм состоит из широкополого сарафана из парчи или креп-сатина, широкой хлопковой или шелковой рубахи и головного убора. На словах все уместилось в одно предложение, а на деле это тяжелые расшитые бисером наряды с тесемками и лентами, с вышивкой и другими украшениями. К слову, сарафан – это традиционный северный элемент наряда. В южных странах он заменен поневой – шерстяной юбкой, которая не закрывает только ступни ног. Часто ее подпоясывают кушаком – тяжелым отрезом цветастой ткани. В народных танцах используется преимущественно северный вариант костюма.

В медленных плавных танцах на головах женщин одеты кокошники – символ замужества, порядка, устроенности. Они расшиты жемчугом или бисером, имеют внушительный вес – чтобы не давать своей хозяйке делать резких неподобающих движений. В быстрых танцах, которые больше подходят молодым незамужним девушкам, для украшения головы используются косники (уборы для кос) и венцы – легкие обручи из ткани и бисера. Для активных танцев могут использоваться и укороченные сарафаны, но это уже стилизованные современные версии народного костюма.

Мужской костюм

Главная часть мужского костюма для народных танцев – рубаха-косоворотка, которая имеет длинные рукава, невысокую стоечку и застегивается у шеи, но не посередине груди, а чуть сбоку. Подпоясывают рубаху шерстяным поясом (кушаком) или тесемкой.
Традиционно рубаха делается из хлопка или льна, хотя современные ателье делают праздничные косоворотки из шёлка. Цвет косоворотки – белый или красный (опять же, в праздничном танцевальном варианте). Из узоров может присутствовать вышивка по нижнему краю.

К рубахе идут хлопковые штаны без узоров. Цвет их может быть разным, но преимущество за черными расцветками. Штаны заправляются в высокие черные сапоги.

Для северных и южных регионов страны костюмы мужчин практически идентичны. Главное их отличие – элементы орнамента на подолах рубашки.

Современные исполнители русских народных танцев редко ограничивают себя правилами, заведенными несколько столетий назад. Они стараются сделать свой костюм более сценическим и праздничным, используют легкие ткани и головные уборы, не мешающие танцевать. Но костюмы для народных танцев все равно отлично угадываются. Никто из танцоров не рискует посягнуть на сарафаны и косоворотки, которые фактически стали символами русских плясок и гуляний.