Танцевальные элементы к русским танцам

А)Позиции ног.

В народном танце используется:

5 выворотных положений классического танца — I, II, III, IV, V.

I прямая — обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп.

II — обе ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга.

III — обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп; каблук одной ноги находится у середины стопы другой.

IV — обе ноги поставлены на одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы.

V — обе ноги поставлены по одной линии друг перед другом; каблук одной ноги соприкасается с носком другой.

Во всех 5 свободных позициях ноги поставлены так, что стопы находятся в направлении между соответствующими открытыми прямыми позициями.

I — обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе; каблуки разведены в сторону.

II — обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на расстоянии стопы между носками; каблуки разведены в стороны.

Во всех перечисленных позициях тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги, ноги в коленях вытянуты.

Позиции и положения рук.

I, II, III позиции аналогичны I, II, III позициям рук классического танца.

IV — руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии; большой палец сзади, 4 других, собраны вместе, спереди. Плечи и локти направлены в стороны по одной прямой линии.

V — обе руки скрещены на уровне груди, но не прикасаются в корпусу. Пальцы, собранны вместе, лежат сверху плеча разноименной руки, чуть выше локтя.

VI — обе руки согнуты в локтях, которые слегка приподняты и направлены в сторону. Указательные и средние пальцы прикасаются к затылку.

VII -обе руки согнуты в локтях и заложены за спину на талию. Запястье одной руки лежит на запястье другой; ладони повернуты вверх.

Подготовительное и 2 основных положения.

Подготовительное положение — обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу.

Первое положение — обе руки, округлые в локтях, раскрыты в стороны на высоте между подготовительным положением и второй позиции: кисти находятся на уровне талии; пальцы свободно собранны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.

Второе положение — обе руки округлены в локтях, раскрыты в стороны на высоте между III и II позициями; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.

В первом и втором положении возможен перевод рук вперед и назад. Уровень рук при этом не изменяется.

Подготовка к началу движения (preparation).

Подготовка к началу движения заключается в движении руки, которое выполняется на музыкальное вступление, идущее в темпе данного музыкального сопровождения.

При музыкальном размере 2/4, 3/4 или 6/8 подготовка занимает 2 такта;

при музыкальном размере 4/4 или 6/8 медленного темпа — 1 такт.

Музыкальный размер — 2/4. Движение занимает 2 такта.

Исходное положение; одна рука на станке, другая — в подготовительном положении. Голова повернута от станка.

Первая четверть — рука из подготовительного положения, округляя в локте, поднимается перед корпусом, чуть ниже первой позиции, и открывается от кисти до локтя в сторону; в первое положение; кисть находится на уровне талии. Голова слегка наклоняется вперед и поворачивается в сторону открытой руки; вторая четверть — пауза.

Первая четверть — рука собирается в локте и , описав небольшой полукруг к первой позиции, закрывается в четвертую. Взгляд следует за движением кисти. Голова при этом слегка наклоняется и в момент окончания движения руки поворачивается от станка и поднимается.

Вторая четверть — пауза.

Положения рук в групповых танцах.

В русских танцах исполнители держатся за руки или за платочек, образуя разнообразные рисунки — построения. Руки при построении таких фигур могут быть подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз и т.д. Фигуры могут образовываться одними девушками или юношами или юношами и девушками вместе.

В этой фигуре число участвующих не ограничено, однако их должно быть не менее трех человек. Юноши и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят под небольшим углом от корпуса вниз или на верх. Движения по кругу, как правило, идут по часовой стрелке. Сделав мягкий по

луоборот корпусом по ходу движения, юноши и девушки идут простым шагом или переменным, а также переменным шагом с притопом.

Юноши и девушки, стоя в затылок друг другу по кругу, соединяют в центре образовавшегося круга правые или левые руки. Противоположные руки находятся в третьем или первом положении. Эта фигура может быть построена как из четного, так и из нечетного числа участвующих, однако не менее трех и не более восьми человек. В этом построении можно двигаться по кругу простым или переменным шагом, а также шагом с переступанием.

Основой этой фигуры является «звездочка». Юноши образуют правыми руками «звездочку», а левыми держат правые руки девушек. В построении этой фигуры может участвовать не менее трех, но не более восьми пар.

Она образуется из двух кругов — круг в круге. Стоя лицом к центру, юноши и девушки берутся за руки, образуя каждые свой круг. Внешний состоит из юношей, а внутренний из девушек. «Корзиночка» движется «гармошкой» или «припаданием». Головы исполнителей повернуты по ходу движения, к своему партнеру или к центру круга.

Участвующие стоят в одну линию, касаясь локтями друг друга. Руки согнуты в локтях и подняты перед собой на уровне груди. Правая рука, описав полукруг сверху вниз, опускается локтем на левую руку стоящего справа партнера и, продолжая движение, проходить под его левой рукой. «Цепочка» может двигаться и вправо и влево «гармошкой» или «припаданием». Головы повернуты по ходу движения или сохраняют прямое положение.

Переводы рук в различные основные положения.

А) Из подготовительного положения в первое основное: у юношей — руки поднимаются не высоко в сторону, кисти находятся на уровне талии и, сгибаясь в локтях, переводятся из подготовительного положения в первое основное. У девушек — руки поднимаются вдоль корпуса и переводятся в первое основное положение.

Б) Из первого основного положения в третье: руки из первого положения поднимаются вперед, до второго и, сделав небольшой полукруг, раскрываются в стороны.

В) Из третьего положения в четвертое: руки из третьего положения мягко опускаются ладонями вниз и через подготовительное положение, поднимаясь вверх впереди корпуса перекрещиваются и переходят в четвертое положение.

Обращение с платочком (жен.)

А) Платочек находится со стороны ладони, повернутой к корпусу: пропустив конец платка между указательным и средним пальцами, выводим его короткий конец между средним и безымянным пальцами в сторону ладони.

Б) Платочек находится с тыльной стороны кисти, повернутой ладонью к корпусу: пропустив короткий конец платка между указательным и среднем пальцами, выводим его между указательным и большим пальцами.

Наиболее характерные положения рук с платочком у девушек.

А) Правая рука с платочком слегка согнутыми пальцами касается подбородка. Ребро ладони направленно от себя. Левая рука, согнутая на уровне талии, поддерживает ладонью или тыльной стороной кисти локоть правой руки. Голова наклонена к правому плечу.

Б) Согнутые пальцы рук соединены «замком» ан уровне груди. Кисти рук немного отходят от корпуса; локти — на одной высоте с кистями.

В) Обе руки подняты вверх, локти слегка закруглены и направлены в стороны. Платок держится за концы обеими руками и «обыгрывается».

Наиболее характерные положения рук у юношей.

А) Правая рука согнута в локте на уровне груди и сжата в кулак, направленный тыльной стороной кисти от корпуса. Левая рука, согнутая в локте, сжата в кулак, заведена за спину и направлена тыльной стороной кисти к корпусу. Руки не прикасаются к корпусу.

Б) Левая рука широко раскрыта в сторону ладонью вверх. Голова повернута по направлению руки. Правая рука, согнутая в локте, прикасается кончиками пальцев к затылку, как бы поддерживая шапку.

Движение занимает 1/2 такта. Исходная позиция ног — I свободная.

А) С продвижением вперед. На каждую четверть, начиная с правой ноги делается по одному шагу. Юноши ставят ногу на всю стопу; шаги широкие. Девушки в начале ставят ногу на низкие полупальцы, затем мягко опускают ее на всю стопу.

Б) С продвижением назад. Первая четверть — правая нога делает шаг назад на низкие полупальцы и опускается на всю стопу. Левая слегка сгибается в колене и остается впереди; каблук слегка приподнят над полом. Вторая четверть — тот же шаг с левой ноги.

Движение занимает один такт. И.п. — I свободная.

А) С продвижением вперед. Первая четверть

первая восьмая — шаг правой ногой вперед,

вторая восьмая — шаг левой ногой вперед.

первая восьмая — шаг правой ногой вперед,

вторая восьмая — пауза.

Б) С продвижением назад.

Переменный с притопом.

Движение занимает один такт.

А) С продвижением вперед. Первая четверть

первая восьмая — шаг правой ногой вперед,

вторая восьмая — шаг левой ногой вперед.

первая восьмая — одновременно с шагом правой ногой вперед левая слегка поднимается над полом,

вторая восьмая — левая нога с одновременным ударом в пол опускается на всю стопу.

Девушки выполняют притоп легко, каблучком. Юноши — сильно, всей стопой.

Б) С продвижением назад.

Выполняется также, как и переменный шаг назад. Притоп выполняется также, как и в шаге с продвижением вперед.

Переменный с каблука.

Движение занимает один такт. И.П.- I свободная.

Затакт — небольшое полуприседание на обеих ногах. Руки поднимаются в стороны между подготовительным и третьим положением.

Первая четверть. Первая восьмая —

шаг правой ногой вперед на ребро каблука; нога в колене вытягивается. Левая рука, сгибаясь в локте, поднимается до уровня груди; кисть сжата в кулак, Правая рука заводится за спину.

Вторая восьмая — левая нога на низких полупальцах приставляется в прямом положении к каблуку правой, как бы подбивая его.

первая восьмая — притоп всей стопой правой ноги с небольшим продвижением вперед; в момент притопа колено слегка сгибается.

Вторая восьмая — пауза.

Движение занимает один такт. И.П.- I прямая.

первая восьмая — небольшой шаг правой ногой вперед на всю стопу.

Вторая восьмая — левая нога сгибаясь в колене, делая шаг, опускается в первую прямую позицию на всю стопу, чуть впереди правой в полуприседании. Одновременно правая нога сгибается в колене и приподнимается над полом.

первая восьмая — правая нога подводится к левой и мягко опускается на пол на всю стопу в первую прямую позицию.

Вторая восьмая — пауза.

Дроби состоят из удара всей стопой — притопа и ударов полупальцами подушечкой стопы и каблука. Удары могут быть одинарные и двойные. На основе этих ударов создаются различные ритмические композиции — дроби. Все удары и выстукивания в дробях должны быть резкими, четкими, ритмичными и легкими.

Движение может выполняться на месте и с продвижением вперед.

первая восьмая — небольшой перескок вперед на всю стопу левой ноги. Правая сгибается в колене, и с «сокращенной» стопой слегка отделяется от пола в прямом положении.

Вторая восьмая — удар каблуком правой ноги в пол по I прямой позиции.

Вторая четверть — движение повторяется.

Дробь с подскоком.

Движение занимает 1/2 такта.

Затакт — одновременно с небольшим подскоком на левой ноге правя сгибается в колене и слегка отделяется от пола.

Первая восьмая — одновременно с ударом свей стопой в пол левая нога опускается по I прямой позиции, а правая делает резкий удар каблуком у каблука левой, а затем стопой по первой прямой позиции. Одновременно со вторым ударом правая нога ставится на всю стопу, а левая отделяется от пола.

Вторая восьмая — небольшой подскок на правой ноге.

Существуют еще несколько видов дробей: «мелкая разговорная дробь», «в три ножки», «дробь хромого» (трех четвертная), тройные поочередные выстукивания.

В) Основные движения русского народного танца.

Движение занимает один такт. И.П.- I свободная.

«И» — каблук павой и носок левой ноги слегка приподнимаются над полом и скользящим движением переводятся вправо.

«1» — Каблук и носок опускаются на пол, носки соприкасаются.

«И» — Носок правой и каблук левой ноги приподнимаются над полом и скользящим движением переводятся вправо.

«2» — Каблук и носок опускаются на пол, каблуки соприкасаются.

Движение занимает один такт. И.П.- I свободная.

Бывает двух видов: без подскоков и с подскоками.

«И» — одновременно с поворотом корпуса влево на левой ноге правая, сгибаясь в колене, делает сильный взмах от колена назад — вправо.

«1» — правая нога, полусогнутая в колене опускается носком в пол; пятка направлена вправо.

«И» — одновременно со скользящим движением левой ноги, корпус и голова поворачиваются к правой ноге. Одновременно правая нога, вытягиваясь в колене, поднимается вперед на 45 о .

«2» — правая нога опускается на пол на ребро каблука в ту точку, где был носок; подъем сокращен.

«Ковырялочка» очень хорошо комбинируется с «гармошкой», припаданием, дробями и другими основными элементами русского танца.

Движение бывает пяти видов: простая, с двойным ударом, простая с переступанием на всю стопу или на ребро каблука, с дойным ударом с переступанием на всю стопу или ребро каблука или с двойным ударом с переборами.

«И» — с небольшого приседания с проскальзыванием левой ноги вперед правая, сгибаясь в колене поднимается с боку левой, слегка прикасаясь к ней, и на уровне икроножной мышцы переводится назад.

«1» — правая нога опускается позади левой с лево от каблука в перекрещенное положение.

«И 2» — движение повторяется.

Виды: с подскоком на полупальцах, с подскоком на всей стопе.

И.П. — I прямое. Движение занимает один такт.

«1» — левая нога присогнутая в колене делает небольшой подскок и опускается на всю стопу. Правая, сгибаясь в колене поднимается назад.

«И» — правая нога, опускаясь, делает мазок ребром каблука или всей стопой по полу и поднимается вперед на 45 о .

«2» — небольшой подскок на всей стопе левой ноги положение правой ноги меняется.

Движение повторяется с другой ноги.

Движение занимает 1/2 такта. И.П. — I прямое.

«1» — после небольшого подскока на обеих ногах левая с присогнутым коленом опускается на низкие полупальцы; колено направлено вперед. Правая сгибается в колене и с «сокращенной» стопой резко поднимается в прямом положении от колена назад — вверх, носок направлен в пол.

«И» — короткий удар в пол полупальцами правой ноги, присогнутой в колене, около каблука левой. После удара согнутая в колене нога сразу резко, акцентированно отскакивает в прямом положении назад — вверх. Колено правой ноги не должно отходить далеко вперед или назад от колена левой.

«Хлопушки» характерны для мужской пляски.

Виды: одинарные хлопки и удары — фиксирующие, одинарные хлопки и удары — скользящие, двойные хлопки и удары, строенные хлопки и удары.

Из одинарных, двойных и тройных хлопков составляют хлопушечные комбинации.

С открыванием на ребро каблука,

С открыванием ноги на воздух,

Разножка — в стороны, на ребро каблука,

Разножка — вперед — назад.

Движение занимает один такт. И.П. — I прямое.

«И» — небольшой подскок на обеих ногах.

«1» — резкое и глубокое полное приседание.

«2» — одновременно с резким подъемом из глубокого приседания обе ноги, вытягиваясь в колене, разводятся: левая вперед на ребро каблука, а правая —

назад на полупальцы.

Виды полной присядки: «Гусиный шаг», «Мяч», «Ползунок», «Закладки».

Полуприсядки и присядки могут исполняться на месте и с продвижением вперед или в сторону, с поворотами. Они могут сочетаться и выполняться вместе с другими элементами — «ковырялочкой», «хлопушками», прыжками и рядом других элементов.

Танцевальные элементы к русским танцам

Позиции ног.

Позиции и положения рук.

Положения рук в групповых танцах.

1. Круг

2. «Звездочка»

3. «Карусель»

4. «Корзиночка»

5. «Цепочка»

Движения рук.

Обращение с платочком (жен.)

Наиболее характерные положения рук с платочком у девушек.

Наиболее характерные положения рук у юношей.

Шаги (Простой –Переменный)

Дроби

Основные движения русского народного танца.

В народном танце используется:

1. 5 выворотных положений классического танца — I, II, III, IV, V. 2. 5 прямых:

I прямая — обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп.

II — обе ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга.

III — обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп; каблук одной ноги находится у середины стопы другой.

IV — обе ноги поставлены на одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы.

V — обе ноги поставлены по одной линии друг перед другом; каблук одной ноги соприкасается с носком другой.

3. 5 свободных.

Во всех 5 свободных позициях ноги поставлены так, что стопы находятся в направлении между соответствующими открытыми прямыми позициями.

4. 2 закрытые.

I — обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе; каблуки разведены в сторону.

II — обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на расстоянии стопы между носками; каблуки разведены в стороны. Во всех перечисленных позициях тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги, ноги в коленях вытянуты.

Позиции и положения рук.

1. 7 позиций:

I, II, III позиции аналогичны I, II, III позициям рук классического танца.

IV — руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии; большой палец сзади, 4 других, собраны вместе, спереди. Плечи и локти направлены в стороны по одной прямой линии.

V — обе руки скрещены на уровне груди, но не прикасаются в корпусу. Пальцы, собранны вместе, лежат сверху плеча разноименной руки, чуть выше локтя.

VI — обе руки согнуты в локтях, которые слегка приподняты и направлены в сторону. Указательные и средние пальцы прикасаются к затылку.

VII -обе руки согнуты в локтях и заложены за спину на талию. Запястье одной руки лежит на запястье другой; ладони повернуты вверх.

2. Подготовительное и 2 основных положения.

Подготовительное положение — обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу.

Первое положение — обе руки, округлые в локтях, раскрыты в стороны на высоте между подготовительным положением и второй позиции: кисти находятся на уровне талии; пальцы свободно собранны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.

Второе положение — обе руки округлены в локтях, раскрыты в стороны на высоте между III и II позициями; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх. В первом и втором положении возможен перевод рук вперед и назад. Уровень рук при этом не изменяется.

3. Подготовка к началу движения (preparation).

Подготовка к началу движения заключается в движении руки, которое выполняется на музыкальное вступление, идущее в темпе данного музыкального сопровождения. При музыкальном размере 2/4, 3/4 или 6/8 подготовка занимает 2 такта;

при музыкальном размере 4/4 или 6/8 медленного темпа — 1 такт.

Музыкальный размер — 2/4. Движение занимает 2 такта. Исходное положение; одна рука на станке, другая — в подготовительном положении. Голова повернута от станка. 1 такт.

Первая четверть — рука из подготовительного положения, округляя в локте, поднимается перед корпусом, чуть ниже первой позиции, и открывается от кисти до локтя в сторону; в первое положение; кисть находится на уровне талии. Голова слегка наклоняется вперед и поворачивается в сторону открытой руки; вторая четверть — пауза.

2 такт.

Первая четверть — рука собирается в локте и , описав небольшой полукруг к первой позиции, закрывается в четвертую. Взгляд следует за движением кисти. Голова при этом слегка наклоняется и в момент окончания движения руки поворачивается от станка и поднимается.

Вторая четверть — пауза.

Положения рук в групповых танцах.

В русских танцах исполнители держатся за руки или за платочек, образуя разнообразные рисунки — построения. Руки при построении таких фигур могут быть подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз и т.д. Фигуры могут образовываться одними девушками или юношами или юношами и девушками вместе.

1. Круг

В этой фигуре число участвующих не ограничено, однако их должно быть не менее трех человек. Юноши и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят под небольшим углом от корпуса вниз или на верх. Движения по кругу, как правило, идут по часовой стрелке. Сделав мягкий по луоборот корпусом по ходу движения, юноши и девушки идут простым шагом или переменным, а также переменным шагом с притопом.

2. «Звездочка».

Юноши и девушки, стоя в затылок друг другу по кругу, соединяют в центре образовавшегося круга правые или левые руки. Противоположные руки находятся в третьем или первом положении. Эта фигура может быть построена как из четного, так и из нечетного числа участвующих, однако не менее трех и не более восьми человек. В этом построении можно двигаться по кругу простым или переменным шагом, а также шагом с переступанием.

3. «Карусель».

Основой этой фигуры является «звездочка». Юноши образуют правыми руками «звездочку», а левыми держат правые руки девушек. В построении этой фигуры может участвовать не менее трех, но не более восьми пар.

4. «Корзиночка».

Она образуется из двух кругов — круг в круге. Стоя лицом к центру, юноши и девушки берутся за руки, образуя каждые свой круг. Внешний состоит из юношей, а внутренний из девушек. «Корзиночка» движется «гармошкой» или «припаданием». Головы исполнителей повернуты по ходу движения, к своему партнеру или к центру круга.

5. «Цепочка».

Участвующие стоят в одну линию, касаясь локтями друг друга. Руки согнуты в локтях и подняты перед собой на уровне груди. Правая рука, описав полукруг сверху вниз, опускается локтем на левую руку стоящего справа партнера и, продолжая движение, проходить под его левой рукой. «Цепочка» может двигаться и вправо и влево «гармошкой» или «припаданием». Головы повернуты по ходу движения или сохраняют прямое положение.

Движения рук.

1. Переводы рук в различные основные положения.

А) Из подготовительного положения в первое основное: у юношей — руки поднимаются не высоко в сторону, кисти находятся на уровне талии и, сгибаясь в локтях, переводятся из подготовительного положения в первое основное. У девушек — руки поднимаются вдоль корпуса и переводятся в первое основное положение.

Б) Из первого основного положения в третье: руки из первого положения поднимаются вперед, до второго и, сделав небольшой полукруг, раскрываются в стороны.

В) Из третьего положения в четвертое: руки из третьего положения мягко опускаются ладонями вниз и через подготовительное положение, поднимаясь вверх впереди корпуса перекрещиваются и переходят в четвертое положение.

2. Обращение с платочком (жен.)

А) Платочек находится со стороны ладони, повернутой к корпусу: пропустив конец платка между указательным и средним пальцами, выводим его короткий конец между средним и безымянным пальцами в сторону ладони.

Б) Платочек находится с тыльной стороны кисти, повернутой ладонью к корпусу: пропустив короткий конец платка между указательным и среднем пальцами, выводим его между указательным и большим пальцами.

3. Наиболее характерные положения рук с платочком у девушек.

А) Правая рука с платочком слегка согнутыми пальцами касается подбородка. Ребро ладони направленно от себя. Левая рука, согнутая на уровне талии, поддерживает ладонью или тыльной стороной кисти локоть правой руки. Голова наклонена к правому плечу.

Б) Согнутые пальцы рук соединены «замком» ан уровне груди. Кисти рук немного отходят от корпуса; локти — на одной высоте с кистями.

В) Обе руки подняты вверх, локти слегка закруглены и направлены в стороны. Платок держится за концы обеими руками и «обыгрывается».

4. Наиболее характерные положения рук у юношей.

А) Правая рука согнута в локте на уровне груди и сжата в кулак, направленный тыльной стороной кисти от корпуса. Левая рука, согнутая в локте, сжата в кулак, заведена за спину и направлена тыльной стороной кисти к корпусу. Руки не прикасаются к корпусу.

Б) Левая рука широко раскрыта в сторону ладонью вверх. Голова повернута по направлению руки. Правая рука, согнутая в локте, прикасается кончиками пальцев к затылку, как бы поддерживая шапку.

Шаги

1. Простой

Движение занимает 1/2 такта. Исходная позиция ног — I свободная.

А) С продвижением вперед. На каждую четверть, начиная с правой ноги делается по одному шагу. Юноши ставят ногу на всю стопу; шаги широкие. Девушки в начале ставят ногу на низкие полупальцы, затем мягко опускают ее на всю стопу.

Б) С продвижением назад. Первая четверть — правая нога делает шаг назад на низкие полупальцы и опускается на всю стопу. Левая слегка сгибается в колене и остается впереди; каблук слегка приподнят над полом. Вторая четверть — тот же шаг с левой ноги.

2. Переменный.

Движение занимает один такт. И.п. — I свободная.

А) С продвижением вперед. Первая четверть первая восьмая — шаг правой ногой вперед, вторая восьмая — шаг левой ногой вперед. Вторая четверть первая восьмая — шаг правой ногой вперед, вторая восьмая — пауза.

Б) С продвижением назад.

3. Переменный с притопом.

Движение занимает один такт.

А) С продвижением вперед.

Первая четверть первая восьмая — шаг правой ногой вперед, вторая восьмая — шаг левой ногой вперед.

Вторая четверть первая восьмая — одновременно с шагом правой ногой вперед левая слегка поднимается над полом, вторая восьмая — левая нога с одновременным ударом в пол опускается на всю стопу.

Девушки выполняют притоп легко, каблучком. Юноши — сильно, всей стопой.

Б) С продвижением назад.

Выполняется также, как и переменный шаг назад. Притоп выполняется также, как и в шаге с продвижением вперед.

4. Переменный с каблука.

Движение занимает один такт. И.П.- I свободная.

Затакт — небольшое полуприседание на обеих ногах. Руки поднимаются в стороны между подготовительным и третьим положением.

Первая четверть.

Первая восьмая — шаг правой ногой вперед на ребро каблука; нога в колене вытягивается. Левая рука, сгибаясь в локте, поднимается до уровня груди; кисть сжата в кулак, Правая рука заводится за спину. Вторая восьмая — левая нога на низких полупальцах приставляется в прямом положении к каблуку правой, как бы подбивая его. Вторая четверть — первая восьмая — притоп всей стопой правой ноги с небольшим продвижением вперед; в момент притопа колено слегка сгибается. Вторая восьмая — пауза.

5. С переступанием.

Движение занимает один такт. И.П.- I прямая.

Первая четверть первая восьмая — небольшой шаг правой ногой вперед на всю стопу.

Вторая восьмая — левая нога сгибаясь в колене, делая шаг, опускается в первую прямую позицию на всю стопу, чуть впереди правой в полуприседании. Одновременно правая нога сгибается в колене и приподнимается над полом.

Вторая четверть — первая восьмая — правая нога подводится к левой и мягко опускается на пол на всю стопу в первую прямую позицию.

Вторая восьмая — пауза.

Дроби

Дроби состоят из удара всей стопой — притопа и ударов полупальцами подушечкой стопы и каблука. Удары могут быть одинарные и двойные. На основе этих ударов создаются различные ритмические композиции — дроби. Все удары и выстукивания в дробях должны быть резкими, четкими, ритмичными и легкими.

1. Дробная дорожка.

Движение может выполняться на месте и с продвижением вперед. Первая четверть первая восьмая — небольшой перескок вперед на всю стопу левой ноги. Правая сгибается в колене, и с «сокращенной» стопой слегка отделяется от пола в прямом положении. Вторая восьмая — удар каблуком правой ноги в пол по I прямой позиции. Вторая четверть — движение повторяется.

2. Дробь с подскоком.

Движение занимает 1/2 такта. Затакт — одновременно с небольшим подскоком на левой ноге правя сгибается в колене и слегка отделяется от пола. Первая четверть Первая восьмая — одновременно с ударом свей стопой в пол левая нога опускается по I прямой позиции, а правая делает резкий удар каблуком у каблука левой, а затем стопой по первой прямой позиции. Одновременно со вторым ударом правая нога ставится на всю стопу, а левая отделяется от пола. Вторая восьмая — небольшой подскок на правой ноге. Существуют еще несколько видов дробей: «мелкая разговорная дробь», «в три ножки», «дробь хромого» (трех четвертная), тройные поочередные выстукивания.

В) Основные движения русского народного танца.

«Гармошка».

Движение занимает один такт. И.П.- I свободная.

«И» — каблук павой и носок левой ноги слегка приподнимаются над полом и скользящим движением переводятся вправо.

«1» — Каблук и носок опускаются на пол, носки соприкасаются.

«И» — Носок правой и каблук левой ноги приподнимаются над полом и скользящим движением переводятся вправо.

«2» — Каблук и носок опускаются на пол, каблуки соприкасаются.

«Ковырялочка»

Движение занимает один такт. И.П.- I свободная. Бывает двух видов: без подскоков и с подскоками.

«И» — одновременно с поворотом корпуса влево на левой ноге правая, сгибаясь в колене, делает сильный взмах от колена назад — вправо.

«1» — правая нога, полусогнутая в колене опускается носком в пол; пятка направлена вправо.

«И» — одновременно со скользящим движением левой ноги, корпус и голова поворачиваются к правой ноге. Одновременно правая нога, вытягиваясь в колене, поднимается вперед на 45 о .

«2» — правая нога опускается на пол на ребро каблука в ту точку, где был носок; подъем сокращен. «Ковырялочка» очень хорошо комбинируется с «гармошкой», припаданием, дробями и другими основными элементами русского танца.

«Веревочка»

Движение бывает пяти видов: простая, с двойным ударом, простая с переступанием на всю стопу или на ребро каблука, с дойным ударом с переступанием на всю стопу или ребро каблука или с двойным ударом с переборами.

Простая.

«И» — с небольшого приседания с проскальзыванием левой ноги вперед правая, сгибаясь в колене поднимается с боку левой, слегка прикасаясь к ней, и на уровне икроножной мышцы переводится назад. «1» — правая нога опускается позади левой с лево от каблука в перекрещенное положение. «И 2» — движение повторяется.

«Маятник».

Виды: с подскоком на полупальцах, с подскоком на всей стопе.

«Моталочка»

И.П. — I прямое. Движение занимает один такт. «1» — левая нога присогнутая в колене делает небольшой подскок и опускается на всю стопу. Правая, сгибаясь в колене поднимается назад. «И» — правая нога, опускаясь, делает мазок ребром каблука или всей стопой по полу и поднимается вперед на 45 о. «2» — небольшой подскок на всей стопе левой ноги положение правой ноги меняется. Движение повторяется с другой ноги.

«Молоточки».

Движение занимает 1/2 такта. И.П. — I прямое. «1» — после небольшого подскока на обеих ногах левая с присогнутым коленом опускается на низкие полупальцы; колено направлено вперед. Правая сгибается в колене и с «сокращенной» стопой резко поднимается в прямом положении от колена назад — вверх, носок направлен в пол. «И» — короткий удар в пол полупальцами правой ноги, присогнутой в колене, около каблука левой. После удара согнутая в колене нога сразу резко, акцентированно отскакивает в прямом положении назад — вверх. Колено правой ноги не должно отходить далеко вперед или назад от колена левой.

«Хлопушки».

«Хлопушки» характерны для мужской пляски.

Виды : одинарные хлопки и удары — фиксирующие, одинарные хлопки и удары — скользящие, двойные хлопки и удары, строенные хлопки и удары. Из одинарных, двойных и тройных хлопков составляют хлопушечные комбинации.

«Полуприсядка».

1. С открыванием на ребро каблука,

2. С открыванием ноги на воздух,

3. Разножка — в стороны, на ребро каблука,

4. Разножка — вперед — назад. Движение занимает один такт. И.П. — I прямое.

«И» — небольшой подскок на обеих ногах.

«1» — резкое и глубокое полное приседание.

«И» — пауза.

«2» — одновременно с резким подъемом из глубокого приседания обе ноги, вытягиваясь в колене, разводятся: левая вперед на ребро каблука, а правая — назад на полупальцы.

«И» — пауза.

Виды полной присядки:

« Гусиный шаг », « Мяч », « Ползунок », « Закладки ».

Полуприсядки и присядки могут исполняться на месте и с продвижением вперед или в сторону, с поворотами.

Они могут сочетаться и выполняться вместе с другими элементами — «ковырялочкой», «хлопушками», прыжками и рядом других элементов.

Проект для начальных классов «Танцы народов мира» (русский народный танец)

Описание разработки

Цель проекта:

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине через русские народные танцы.

Задачи проекта:

— Познакомить детей с русским народным творчеством: фольклор, песни, танцы, костюмы.

— Проследить, как влияет русский танец на музыкально – эстетическое развитие детей, их творческую активность.

— Воспитание интереса и любви к народной музыке, разнообразной по жанру и содержанию.

— Обучить детей элементам русских, народных танцев.

— Воспитывать и пробуждать интерес к культуре России.

— Воспитывать уважение к русским народным традициям.

— Воспитывать желание самостоятельно создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

— Обогатить детско – родительские отношения в семьях воспитанников опытом творческой деятельности.

1. Организационный этап.

Беседа с детьми.

Как называется страна, в которой ты живёшь?

Что такое обычай и традиция?

Какие традиции и обычаи России ты знаешь?

Ходишь ли ты с мамой на праздники, которые проводятся в нашем городе Калачинске? На какие?

Нравится ли тебе танцевать русские народные танцы?

Нравится ли тебе водить хороводы?

Наблюдение за детьми.

Критерии для наблюдения за детьми в свободной деятельности.

Наряжается в русский народный костюм.

Беседует со сверстниками и взрослыми о традициях и обычаях России, рассказывают из личного опыта.

Активно включается в вождение хоровода совместно с детьми.

Использует элементы русских – народных танцев.

Напевает фольклорные песни.

Разыгрывает театральное представление по сказкам.

Играет в русские – народные игры.

Обыгрывает традиции и обычаи в сюжетно – ролевых играх.

Интервью для родителей.

Скажите, как вы считаете, насколько важно в каждой стране иметь свое культурное наследие?

Какие традиции и обычаи России вы знаете?

Какие вы соблюдаете?

Как вы думаете, насколько пословицы и поговорки раскрывают суть нашей культуры?

Какие праздники вы отмечаете дома, с кем?

Знакомы ли вы с культурой других стран?

2. Основной этап.

Цель начального этапа: Обогатить двигательный опыт детей школьного возраста. Освоить элементы русских народных танцев, формировать знания детей об истории русского народного танца.

На начальном этапе в ходе непосредственно – образовательной деятельности разучивания элементов, я знакомила детей с историей танца.

Это прежде всего костюм, в котором танцевали этот танец. Рассказывала его историю, в каких областях России его танцевали, в каких темпах и характерах.

Весь материал — в документе.

Содержимое разработки

бюджетное образовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 4»

г. Калачинска Омской области

« ТАНЦЫ НАРОДОВ МИРА»

( русский народный танец)

выполнили учащиеся 4А класса

БОУ « СОШ № 4» г. Калачинска Омской области

Учитель: Киреева Наталья Геннадьевна

2014- 2015 уч. год

Цель проекта: Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине через русские народные танцы.

Вид проекта: творческий

Участники проекта: классный руководитель, дети, родители.

Возраст детей: 9-10 лет.

Срок реализации: 1год

Познакомить детей с русским народным творчеством : фольклор, песни, танцы, костюмы.

Проследить, как влияет русский танец на музыкально – эстетическое развитие детей, их творческую активность.

Воспитание интереса и любви к народной музыке, разнообразной по жанру и содержанию.

Обучить детей элементам русских, народных танцев.

Воспитывать и пробуждать интерес к культуре России.

Воспитывать уважение к русским народным традициям.

Воспитывать желание самостоятельно создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

Обогатить детско – родительские отношения в семьях воспитанников опытом творческой деятельности.

Развитие и укрепление мышц тела, пластики, гибкости, координации движений и ловкости.

Развитие эстетического воспитания, художественного вкуса, музыкальности, ритмичности.

Расширение кругозора детей.

Воспитание интереса к творчеству русского народа, воспитание чувства патриотизма.

Умение танцевать русские народные танцы, как патриотические так и задорные шуточные танцы.

Дети осмысленно смогут рассказать о традициях и обычаях русского народа, будут с интересом отражать в разных видах деятельности элементы русского народного творчества.

Материалы для реализации данного проекта:

Русские народные костюмы, музыкальные инструменты.

Книги для чтения: русский фольклор (шутки, прибаутки, попевки)

Раскраски с декоративно – прикладным творчеством.

Русские народные куклы, игрушки.

Музыкальные произведения( детская музыка, сказки)

DVD – записи: русские народные танцы, сказки, фильмы.

Презентации — русские народные костюмы для танцев и песен.

Беседа с детьми

Как называется страна, в которой ты живёшь?

Что такое обычай и традиция?

Какие традиции и обычаи России ты знаешь?

Ходишь ли ты с мамой на праздники, которые проводятся в нашем городе Калачинске? На какие?

Нравится ли тебе танцевать русские народные танцы?

Нравится ли тебе водить хороводы?

Наблюдение за детьми

Критерии для наблюдения за детьми в свободной деятельности

Наряжается в русский народный костюм

Беседует со сверстниками и взрослыми о традициях и обычаях России, рассказывают из личного опыта

Активно включается в вождение хоровода совместно с детьми

Использует элементы русских – народных танцев.

Напевает фольклорные песни.

Разыгрывает театральное представление по сказкам

Играет в русские – народные игры

Обыгрывает традиции и обычаи в сюжетно – ролевых играх

Интервью для родителей

Скажите, как вы считаете, насколько важно в каждой стране иметь свое культурное наследие?

Какие традиции и обычаи России вы знаете?

Какие вы соблюдаете?

Как вы думаете, насколько пословицы и поговорки раскрывают суть нашей культуры?

Какие праздники вы отмечаете дома, с кем?

Знакомы ли вы с культурой других стран?

Цель начального этапа: Обогатить двигательный опыт детей школьного возраста. Освоить элементы русских народных танцев, формировать знания детей об истории русского народного танца.

На начальном этапе в ходе непосредственно – образовательной деятельности разучивания элементов, я знакомила детей с историей танца. Это прежде всего костюм, в котором танцевали этот танец. Рассказывала его историю, в каких областях России его танцевали, в каких темпах и характерах. Слушали фрагменты танца в разном характере и темпе. Затем я объясняла и демонстрировала основной элемент танца. Чтобы активизировать внимание на движении я исполняла элемент ярко, выразительно и понятно детям.

Цель этапа углубленного изучения: Развивать умение детей выражать в танце характер музыки и её настроение, передавая контрасты и оттенки в звучании, воспитывать чувство красоты и культуры движения.

Основная задача этапа накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения. Ведётся очень тщательная работа над качеством исполнения, так как у детей очень важно воспитать чувства красоты, культуры, движения, стремление всё делать с полной отдачей сил. Здесь применяется весь комплекс методов предыдущего этапа, однако ведущую роль приобретает метод разучивания в целом, умение самостоятельно исполнять выученный танец. Большую роль на этом этапе играет музыкальное сопровождение. Музыка – это родная сестра хореографии. Она не только основа танца, но и его художественная сущность. Танец органически связан с музыкой и должен раскрывать её содержание. Обучение происходит не только в ходе непосредственно – образовательной деятельности, но и на индивидуальных занятиях, где я закрепляла танец.

Была проведена большая работа с родителями. Я организовала родителей, которые принимали участие в изготовлении костюмов.

Мною была представлена презентация « Русский народный танец»» .

Цель итогового этапа : Совершенствовать художественные и творческие способности. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Итогом реализации проекта явились следующие результаты:

Дети знакомы с русским народным творчеством: сказками, пословицами, поговорками, шутками, прибаутками, песнями, танцами.

Понимают смысл традиций и обычаев.

Связная речь более развита.

Интересуются культурой России.

Проявляют уважение к народным традициям.

Самостоятельно создают и творят по мотивам русского народного творчества.

Организована выставка предметов русского народного промысла.

8.Открытое выступление на образовательном событии « Танцы народов мира».

Итоговый этап – это результат деятельности педагога, детей и родителей. Это народные танцы, которые демонстрировались на праздниках и развлечениях.

— выступление на празднике « Бабушки и внуки».

— подготовить статью по данной тематике в периодическую печать.

— разместить данный проект на сайте БОУ « СОШ № 4».

1. Русский танец как художественное целое

1.1 Общие признаки и схема жанра

1.2 Музыка и костюм как составные части целого

2. Основные жанры русского танца

Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца. Об их открытиях написано множество книг.

Я часто задаю себе вопрос: «А что же входит в понятие «танец»? Может быть, это просто набор движений или нечто большее?» На этот вопрос я и постараюсь отыскать ответ в нескольких источниках.

1. Русский танец как художественное целое

1.1 Общие признаки и схема жанров

Танец — это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею — он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть и обобщенные и конкретные художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным пластическим движениям, пространственным рисункам (построениям).

Танцевальный образ воспринимается как непосредственно, так и путём ассоциаций. Правдивость, конкретность и художественность танцевальных образов определяется их содержанием и танцевальной лексикой, органической связью с мелодией, её характером, ритмом и темпом.

Танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. В ходе развития общества народный танец приобрёл большее самостоятельное значение, стал одной из форм эстетического воспитания, Народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием. Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные пляски солистов, лихие переплясы и так далее говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского народа. В древности танец имел религиозно – магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил религиозные черты и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя. Нарушилась и обязанность исполнения танца по определённым временам года.

Связь русского народного танца с конкретными обрядами была характерна для хороводов, игр и немногих видов пляски. Кадриль, перепляс или одиночная пляска с обрядами связанны не были.

Русский народный танец в каждом регионе отличается лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения, сложившихся ярких, замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить всё, что нас окружает (природа, труд, быт, продукты художественного творчества – посуда, одежда, кружева и т. д.)

Русские народные танцы классифицируются не по временам года, месту их исполнения и поводу, а их хореографической структуре и общим устойчивым признакам. Вот некоторые из них.

Стиль – характерные черты и свойства (особенности) выразительных средств, которые качественно отличают один танец от другого.

Танцевальная лексика является самым важным выразительным средством в танце. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног — её составляющие.

1.2 Музыка и костюм как составные части целого

Музыка – душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы были связанны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы, исполняемые только под музыку.

Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм – это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его «визитной карточкой». В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой). Случайно подобранный костюм, не характерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки. Русская народная одежда, используемая в танце, многообразна, отличается высоким художественным вкусом.

Праздничный мужской костюм был более устойчивым и однотипным в старых и новых разновидностях, имеет очень незначительные изменения по регионам. Как правило, это белая рубаха из домотканого холста или шёлковая с вышивкой, характерной для каждого района, синие порты в полоску или ёлочку, сапоги, длинный казакин без воротника, а позднее пиджак, жилетка. В некоторых районах иногда костюм довершала шляпа.

Праздничная женская одежда делится на два комплекса: северный – сарафанный и южный – поневный, а каждый из них в свою очередь на девичью и женскую, одежду зажиточных крестьян и бедноты. На севере и девушки, и женщины носили сарафан, а на юге сарафан – преимущественно девичья одежда (замужние женщины носили поневы) Внутри этих двух основных групп одежда имела свои особенности покроя, цвета, узора не только в каждой губернии, но и в отдельных уездах, сёлах.

2. Основные жанры русского народного танца

Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространённый, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция – подобие солнца, хождение за солнцем — «посолонь» берут начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Яриле.

Участники хоровода поют, движутся, приплясывают и разыгрывают действие.

Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой, также хоровод объединяет и собирает большое число участников. В дальние языческие времена этот жанр русского народного танца носил культово-обрядовый характер, но постепенно он утрачивает значение язычески – культового действия. Появляются хороводы с новыми песнями. Которые отражают социальные, бытовые и другие темы.

Хоровод – русский бытовой танец, в нём существуют свои формы и правила исполнения, определённые отношения между участниками, подчинённые известному и выработанному материалу. Он превращается в самостоятельный жанр и становится украшением праздников русского народа. В хороводе всегда проявляется чувство единства, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держаться за руки, иногда за один палец – мизинец, часто за платок, шаль, пояс, венок. Все эти соединения, а, следовательно, построения зависят от того, в какой местности исполняется хоровод, каково его содержание и под какую песню, быструю или медленную он исполняется.

Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит, что — то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Любая фигура хоровода может иметь не одно единственное, определённое и постоянное назначение. Не меняя построения фигуры и рисунка, участники хоровода могли передавать различное содержание, настроение. На пример круг – это образ солнца, поклонение божеству – Яриле, но в круговом построении может разыгрываться и действо с трудовой, любовной и другой тематикой. Действие участников, выражение их характера, настроения, темперамента, отношения к происходящему совершенно различны, а круг как фигура остаётся неизменным. Существуют два вида хоровода – орнаментальные и игровые. Основные и наиболее часто используемые фигуры этих видов хороводов указаны и описаны в приложении.

Пляска – наиболее распространенный и любимый сейчас жанр народного танца. Пляски создавались под влиянием окружающего мира и быта народа. Люди совершенствовали их многие десятилетия, оставляли в них только самое ценное и доводили до законченной формы. В древности пляски в основном носили обрядовый, культовый характер, но со временем религиозное содержание стало уходить из плясок, и они приобрели бытовой характер. Не одно игрище, ни один праздник не обходились без плясок.

Пляска состоит из ряда отдельных движений – элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит и отражают отдельные черты характера танцующего человека. Кроме того, каждое движение в пляске наполнено смыслом, и с помощью пластики исполнитель выражает свои чувства, раскрывает содержание пляски, создает тот или иной художественный образ. Все исполняемые движения подчинены ритму и темпу, а также характеру музыкального и песенного сопровождения. Все движения связаны воедино содержанием и сопровождающей мелодией. Пляской можно выражать различные состояния человека, но это, прежде всего радость, здоровье, сила, выход энергии исполнителя.

Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную цепь и предоставив простор фантазии и индивидуальному мастерству танцующего человека, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением.

У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, бёдра, лицо, кисти рук, пальцы и т. д. Пляска даёт возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера – показать свою манеру исполнения («выходку»). Каждый исполнитель может проявить в пляске свою изобретательность, мастерство, профессионализм, щегольнуть сложным, виртуозным коленом. Исполнять пляску может каждый. Она отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Пляска включает в себя сильные технические дроби, «верёвочку», «гармошку», различные присядки, хлопушки, припадания, верчения и другие колена.

В групповой пляске может участвовать много народа, но чаще её состав ограничивается сравнительно небольшой группой исполнителей. В некоторых случаях групповая пляска имеет постоянный состав исполнителей, и, если кто — либо из участников отсутствует, пляска не получается, а ввести нового человека взамен отсутствующего бывает трудно – он может перепутать весь рисунок. Как правило, групповая пляска имеет установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли фрагменты одиночных или парных плясок, перепляса. Типичные и наиболее часто используемые фигуры групповых плясок приводятся в приложении.

Танец — это большое понятие, включающее в себя и разнообразные движения, и определённую композицию, и подходящую мелодию, и костюм, и идею. Без этих компонентов танец теряет смысл, перестаёт быть интересным для зрителя.

1. Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца. – Орел, 1999.

2. Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Московского государственного института культуры, 1994.