Танцевальные движения русский танец

Если вы зададите кому-либо из жителей села, принадлежащих к молодому поколению, знает ли, любит ли он песни и танцы родного края, которые исполняют по праздникам местные старейшины, и считает ли он необходимым сохранение народных традиций, — то вероятнее всего, вы услышите, что никому не нужны эти старые, давно отжившие свое мотивы. Во всяком случае, нечто подобное выявляется в беседах, которые случается вести с молодежью во время поездок по стране с целью собирания народного фольклора.

Мы полагаем, что фольклор — это ценнейшее культурное достояние народов, которое необходимо осваивать, любить, беречь. Непонимание же молодежью искусства, созданного гением народа, происходить от серьезных пробелов в художественном ее воспитании, упущении в культурной работе на селе в целом и почти полного отсутствия до недавнего времени пропаганды народного искусства в частности.
Утратить все эти богатства — значит нанести большой ущерб не только национальным культурам нашей страны, но и общему культурному фонду человечества.
Народная поэзия поднимает извечные, общезначимые для всех времен проблемы бытия. Русский народный танец же. Отличающийся строгой соразмерностью мелодической линии, благородством пропорций, выразительностью, способствует развитию более тонкого музыкального вкуса, развивает умение красиво танцевать, слаженно взаимодействовать с другими участниками танца.
Народное творчество- это еще и богатейшее средство живого и теплого общения людей как добрых соседей. Народное искусство, сформировавшееся в среде крестьян, рабочих, простых тружеников, конечно, во многом отличается по характеру от профессионального, но не уступает ему.
Красивые и скромные, строго регламентированные жизненным укладом сложные навыки хореографии, музицирования, пения, вышивания и иного рукоделия — все это убедительные свидетельства особой культуры, сложившейся в трудовом народе. Причем культура эта имеет свой национальный колорит. Народное искусство всегда было основой, фундаментом прогрессивного профессионального творчества.
В настоящее время появилось очень много различных направлений в хореографии. Одним из них является модернизм.
Модернизм в хореографии, «модерн — балет» явление не передовое, а реакционное. Он засоряет и разрушает школу классического танца, совершенно игнорирует народный. Он либо вовсе отрицает содержание в танце, превращая его в цепь изощренных телодвижений, либо обращается к эротическим или мистическим темам. Изломанные, дерганные, расслабленные движения характерны для этого направления в современном западном балете.
В последнее время растут всевозможные танцевальные школы и студии. Каждый руководитель такой студии стремится во что бы то ни стало заявить о себе и о своем «направлении» чем-то особенным, необычным, чтобы привлечь как можно больше учащихся: ведь к этому обязывает их коммерческая сторона дела, во имя которой все это делается. И в настоящее время нашим долгом является своевременно указывать на недопустимость их проникновения в профессиональный балет.
Объектом исследования является становление русского народного танца от зарождения до наших времен.
Предметом исследования является формирование форм русского национального танца.
Целью исследования является освоение танцевальных форм русского народного танца.

Для народного танца органическое содержание, характера движения, музыки и костюма является непременным условием.
Сегодня и старые и новые танцы не только уживаются рядом, но и взаимовлияют друг на друга, творчески обогащая и развивая тем самым русский народный танец.Изучение и запись русских народных танцев начались сравнительно недавно, а ведь любая наука начинается именно с описания различных сторон изучаемого предмета, а главное — со сбора материала, на основе которого и можно создать полное представление об изучаемом предмете. И чем тщательней изучен предмет, тем глубже, правдивей и художественней получится произведение. Таков извечный закон искусства. Следовательно, необходимо как можно больше записывать, снимать и фотографировать танцы, особенно манеры их исполнения, зарисовывать костюмы и т.д. Другими словами, собрать факты, которые можно было бы систематизировать и положить в основу изучения русского народного танца. Для этого мы сделаем сравнительный анализ существующих форм танцевального русского народного творчества.
Классифицируя русский народный танец, определяя его виды, мы берем за основу не исполнение танца по определенным праздникам или временам года, а их хореографическую структуру, их устойчивые признаки. Русский народный танец делится на два основных жанра — хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Танец» в других словарях:

Танец — Искусство * Автор * Библиотека * Газета * Живопись * Книга * Литература * Мода * Музыка * Поэзия * Проза * Публика * Танец * Театр * Фантазия Танец По настоящему танцевать любят лишь те, кто танцует голыми ногами на колюч … Сводная энциклопедия афоризмов

танец — Пляска, вертеж. Пуститься в пляс, вприсядку. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. танец пляска, перепляс, вертеж; пуститься в пляс, вприсядку; буги вуги, вальс, вариация,… … Словарь синонимов

Танец — Танец ♦ Danse Разновидность гимнастики, одновременно являющаяся искусством. Танец нацелен не столько на укрепление здоровья, сколько на достижение удовольствия, и требует не столько силы, сколько красоты и привлекательности. Обычно танец… … Философский словарь Спонвиля

ТАНЕЦ — (нем. Tanz). Род, вид пляски. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТАНЕЦ нем. Tanz, фр. danse. Вообще пляска. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их… … Словарь иностранных слов русского языка

ТАНЕЦ — белых лебедей. Жарг. шк. Шутл. Женская раздевалка в спортзале. ВМН 2003, 131. Танец боро. Жарг. угол. Шутл. Вино. Балдаев 2, 74; ББИ, 241; Мильяненков, 245. Танец на воде. Жарг. мол. Шутл. ирон. О походке пьяного человека. Максимов, 65, 415.… … Большой словарь русских поговорок

танец — вдохновенный (Полонский); дикий (Городецкий); необузданный (Серафимович); радостный (Серафимович); размеренно радостный (Брюсов) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон . А. Л … Словарь эпитетов

ТАНЕЦ — ТАНЕЦ, танца, муж. (от нем. Tanz). 1. только ед. Пластические и ритмичные движения как искусство. Искусство танца. Теория танца. 2. Ряд таких движений, определенного темпа и формы, исполняемых в такт определенной музыке. Вальс и мазурка… … Толковый словарь Ушакова

ТАНЕЦ — ТАНЕЦ, нца, муж. 1. Искусство пластических и ритмических движений тела. Теория танца. Мастерство танца. 2. Ряд таких движений, исполняемых в собственном темпе и ритме в такт музыке, а также музыкальное произведение в ритме и стиле таких движений … Толковый словарь Ожегова

Танец — (нем. тanz) – вид искусства, в котором основное средство создания художественного образа – движения и положения тела танцовщика. Танцевальное искусство – одно из древнейших проявлений народного творчества. У каждого народа сложились свои… … Энциклопедия культурологии

Танец — майстэрства ўбіраць нагу да таго, як на яе наступіць партнёр … Слоўнік Скептыка

танец — ТАНЕЦ1, хореография ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ, хореографический ТАНЕЦ2, перепляс, пляска, разг. пляс, жарг. дрыгалка ТАЦЕВАЛЬНЫЙ, плясовой ПРИТАНЦОВЫВАТЬ, приплясывать ТАНЦЕВАТЬ/СТАНЦЕВАТЬ, вальсировать, плясать/сплясать, разг.… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Танцевальные движения русский танец

Движения с хлопушками в русском танце

Сегодня, дорогие друзья, у нас заключительный урок русского танца. И закончим мы мужскими движениями с хлопушками. Танцевальные движения в русском танце часто сочетаются с хлопками в ладоши и хлопушками. Давайте рассмотрим их.

Тройная хлопушка с притопом

Хлопушка в этом движении состоит из проскальзывающего удара ладонью правой руки по ладони левой руки, короткого удара правой рукой по правой ноге чуть выше колена и короткого удара ладонью левой руки по левой ноге чуть выше колена; одновременно с последним ударом левой рукой выполняется притоп правой ногой.

Обе руки исполнителя подняты «перед собой» на уровне груди, правая чуть выше левой. Локти согнуты и направлены вниз, кисти повернуты ладонями одна к другой, пальцами вперед.

Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

( затакт и ) Правая рука, опускаясь, проскальзывает ладонью по ладони левой руки.. Правая нога поднимается вперед, согнутая в колене, подъем не вытянут. На вторую шестнадцатую удар ладонью правой руки по правой ноге чуть выше колена.
( раз ) Правая нога с ударом опускается на всю ступню. Одновременно левая рука. Ударяет ладонью по левой ноге чуть выше колена. Корпус наклонен вперед,, и повернут к правой ноге.
( и ) Пауза или повторение движения на «затакт»,
( два ) Пауза или повторение движения на счет «раз».

Хлопушка выполняется сильно, четко, жизнерадостно, в быстром темпе. Колени могут быть присогнуты. Обычно движение повторяется несколько раз подряд.

Хлопушка по голенищу сапога выдвинутой вперед ноги

В движении сочетаются: притоп одной ногой, хлопок в ладоши «перед собой», удар об пол другой ногой, вытянутой вперед, и хлопушка ладонью спереди по голенищу сапога вытянутой ноги.

Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

( раз ) Притоп всей ступней левой ноги об пол, колено свободно, носок направлен вперед.
( и ) Хлопок в ладоши перед собой.
( два ) Правая нога поднимается вперед и чуть вправо, вытянутая в колене, и сверху ударяет всей ступней об пол, не сгибая колено. Левая нога, оставаясь на всей ступне, слегка сгибается в колене. Тяжесть тела на левой неге, корпус наклонен вперед. Правая рука поднята над правой ногой, кисть направлена, ладонью вниз, левая рука отведена влево на уровне левого плеча, кисть направлена ладонью вниз, локти свободны. Голова повернута к правой руке.
( и ) Правая рука спереди и сверху отрывисто или мазком ударяет ладонью по голенищу сапога правой ноги, локоть свободен. Корпус наклоняется вперед, левая, рука поднимается несколько выше.

Движение повторяется с другой ноги. Удары выполняются сильно, четко, точно. Темп медленный или быстрый.

Хлопушка по ноге, поднятой назад

Исполнитель делает притоп одной ногой, одновременно поднимая назад другую ногу, согнутую в колене, затем ударяет ладонью по голенищу поднятой ноги.

Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

( раз ) Левая нога с ударом опускается на всю ступню. Правая нога поднимается от колена назад-вправо, сгибаясь в колене, подъем свободен.
( и ) Правая рука, проскальзывая, ударяет ладонью сбоку по голенищу сапога правой ноги и отводится назад, свободная в локте. Левая рука поднимается влево чуть выше плеча, свободная в локте. Корпус слегка наклонен на правый бок, голова повернута к правой ноге.
( раз ) Правая нога с ударом опускается на всю ступню, вытягиваясь в колене. Левая
( два ) нога, сгибаясь в колене, поднимается от колена назад-влево. Корпус выпрямляется. Руки открыты в стороны.
( и ) Удар левой рукой по голенищу сапога левой ноги, как на счет «раз-и». Корпус наклоняется на левый бок, голова поворачивается к левой ноге. Это движение может сочетаться с поворотами путем переступания с ноги на ногу, с подскоками, комбинироваться с предыдущей хлопушкой и т.д.

Поворот с хлопушками

Исполнитель делает поворот на месте путем трех переступаний, после каждого переступания поднимая то одну, то другую ногу от колена назад и ударяя то одной, то другой рукой по голенищу сапога.

Исходное положение ног: 6-я позиция. Поворот выполняется влево. Музыкальный размер: 2/4.

Движение занимает два такта.
1-й такт

( раз ) Исполнитель переступает на месте с ударом на всю ступню левой ноги, направляя ногу носком влево и круто поворачиваясь на четверть круга правым плечом к зрителю. Правая нога поднимается от колена назад.
( и ) Правая рука, проскальзывая сверху, ударяет ладонью по голенищу сапога, как в предыдущем движении.
( два ) Исполнитель, переступая на правую ногу с ударом на всю ступню, поворачивается на полкруга влево, левым плечом к зрителю. Левая нога поднимается от колена назад.
( и ) Левая рука, проскальзывая сверху, ударяет ладонью по голенищу сапога, как в предыдущем движении.

2-й такт

( раз ) Развернувшись лицом к зрителю, исполнитель ударяет всей ступней левой ноги, носок направлен вперед к зрителю. Правая нога поднимается невысоко вперед-вправо, вытянутая в колене, подъем не вытянут.
( и ) Правая рука сверху и справа делает проскальзывающий удар ладонью по правой ноге выше колена и тут же, сгибаясь в локте, приближается к корпусу.
( два ) Правая нога, вытянутая в колене, сверху с ударом опускается на всю ступню вперед-вправо. Тяжесть тела на левой ноге. Корпус слегка повернут правым плечом вперед, голова повернута к правому плечу и слегка приподнята. Правая рука, согнутая в локте, находится перед исполнителем, левая рука лежит сбоку на талии.
( и ) Пауза.

Движение выполняется четко, сильно и ловко, в быстром или медленном темпе.

Хлопки и хлопушки в чередовании с шагами

Исполнитель делает небольшие шаги вперед, выполняя перед каждым шагом хлопок или хлопушку.

Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

Движение занимает два такта.

( затакт и ) Хлопок в ладоши перед собой. Руки невысоко подняты вперед, локти закруглены.

1-й такт

( раз ) Небольшой шаг правой ногой вперед с ударом на всю ступню, колено присогнуто и направлено вперед.
( и ) Хлопок в ладоши позади себя, локти свободны.
( два ) Небольшой шаг левой ногой вперед с ударом на всю ступню, колено присогнуто и направлено вперед.
( и ) Хлопок в ладоши перед собой, как на «затакт».

2-й такт
( раз ) Небольшой шаг правой ногой вперед, как на счет «раз» 1-го такта,
( и ) Правая рука ударяет ладонью сверху по правой ноге выше колена. На вторую шестнадцатую левая рука ударяет ладонью сверху по левой ноге выше колена.
( два ) Небольшой шаг левой ногой вперед, как на счет «два» 1-го такта.
( и ) Хлопок перед собой в ладоши, как на «затакт».

Движение продолжается с 1-го такта с той же ноги, выполняется в быстром или медленном темпе, сильно, четко, ритмично. Корпус все время слегка наклонен вперед. Вместо шагов вперед исполнитель может делать переступания на месте.

Хлопушки по голенищам сапог скрещенных ног

Исполнитель делает небольшие подскоки на сильно согнутых и скрещенных ногах, поочередно ставя вперед то правую, то левую ногу. После каждого подскока следуют хлопушки по голенищам сапог одной и другой ноги. При движении корпус сильно наклонен вперед к ногам.

Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4

( затакт и ) Исполнитель хлопает перед собой в ладоши, локти закруглены.
( раз ) Исполнитель, чуть подскочив, опускается на обе ноги, скрещивая их, ставя правую ногу спереди на всю ступню, левую ногу сзади на полупальцы. Колени обеих ног согнуты. Корпус сильно наклонен вперед к ногам,
( и ) Правая рука ударяет ладонью по голенищу сапога левой ноги. На вторую шестнадцатую левая рука ударяет ладонью по голенищу сапога правой ноги. Корпус остается сильно наклоненным вперед, голова также наклонена; исполнитель смотрит на движения рук.
( два ) Правая рука вторично ударяет ладонью по голенищу сапога левой ноги.
( и ) Исполнитель хлопает в ладоши перед собой, как на «затакт», не поднимая корпуса.

На «раз» следующего такта исполнитель, не поднимая корпуса, делает подскок и опускается на обе ноги, скрещивая их и ставя,левую ногу спереди на всю ступню, правую — сзади на полупальцы.

В этом положении исполнитель повторяет хлопушки, как в 1-м такте, но начинает удары: левой рукой. В движении должна быть четкость, ловкость, живость, строгий ритм. Темп может быть быстрый и средний.

Перескоки с хлопушками

Исполнитель перескакивает с ноги на ногу, поднимая вперед поочередно то одну, то другую ногу, согнутую в колене, и ударяя ладонью по голенищу сапога поднятой ноги.

Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

(раз) Исполнитель, чуть подскочив, опускается на всю ступню левой ноги, присогнутой в колене. Правая нога, согнутая в колене, выворотно и высоко поднимается вперед. Исполнитель ударяет ладонью левой руки по голенищу сапога правой ноги. Правая рука свободно поднята вправо.
( и ) Пауза.
( два ) Исполнитель перескакивает на всю ступню правой ноги, присогнутой в колене, выворотно и высоко поднимая вперед левую ногу, согнутую в колене, и ударяя ладонью правой руки по голенищу сапога левой ноги. Левая рука свободно поднята влево,
( и ) Пауза.

В этом движении хлопушки можно выполнять несколько иначе: ударять ладонью не по голенищу, а по подошве сапога. В этом случае нога, поднятая вперед, больше сгибается в колене и поднимается несколько выше. Удары как по голенищу, так и по подошве сапога могут выполняться не одновременно с перескоком, а после него, т. е. на счет «раз-и», «два-и».

Корпус и голова или прямые, или сопровождают движения рук, наклоняясь то на правый, то на левый бок, к руке, делающей удар. Выполняется движение легко, живо, в среднем или быстром темпе.

«Ключ» с хлопушкой (из танца «Шестера»)

В этом движении сочетаются перескоки с ноги на ногу, притопы, хлопушки по стопе,, по ноге выше колена, по плечу и хлопки в ладоши.

Исходное положение ног: 6-я позиция. Музыкальный размер: 2/4. Движение занимает четыре такта.

1-й такт

(раз) Чуть подскочив, исполнитель опускается на всю ступню левой ноги. Правая нога, согнутая в колене, поднимается назад, накрест левой ноги, колено направлено вправо, ступня влево.
(и) Удар левой рукой по стопе правой ноги.
(два) Перескок на всю ступню правой ноги, колено слегка присогнуто. Левая нога, согнутая в колене, поднимается назад, накрест правой ноги, колено направлено влево, ступня вправо.
(и) Удар правой рукой по стопе левой ноги.

2-й такт

(раз) Перескок на всю ступню левой ноги. Правая нога, согнутая в колене, поднимается вперед, подъем свободен.)
(и) Удар ладонью правой руки по правой ноге чуть выше колена, приближая после удара руку к корпусу.
(два) Удар всей ступней правой ноги около левой по 6-й позиции, колени свободны.
(и) Хлопок перед собой в ладоши.

3-й такт

( раз ) Удар ладонью левой руки спереди по левому плечу.
( и ) Удар ладонью правой руки спереди по правому плечу.
( два ) Удар ладонью левой руки сбоку по бедру левой ноги.
( и ) Удар ладонью правой руки сбоку по бедру правой ноги.

4-й такт

( раз ) Правая нога, согнутая в колене, поднимается назад, накрест левой ноги. Удар ладонью левой руки по стопе правой ноги.
( и ) Правая нога, разгибаясь в колене, поднимается вперед. Удар ладонью правой руки по правой ноге чуть выше колена.
( два ) Правая нога, вытянутая в колене, с ударом опускается около левой ноги по 6-й позиции. Руки раскрываются в стороны.
( и ) Пауза.

На этом уроки по русскому народному танцу я заканчиваю. А следующим, по вашией просьбе, мы рассмотрим белорусский народный танец.

С уважением, Наталья Довбыш
Все для хореографов
По материалам http://piruet.info

horeograf.com теперь и вКонтакте Присоединяйтесь!

Русский танец. Автор: Тищенко И.Е., редактор: в авторской редакции

«Танец – это поэзия тела, а лучшие ритмы живут в нашем сердце». Элвин Эйли.

Учебная программа по «Русскому танцу» посвящена одной из самых изучаемых дисциплин в системе профессионального хореографического образования. От уровня знания этого предмета зависит статус будущего специалиста-хореографа в сфере менеджмента культуры.

«Русский танец» – одна из основных дисциплин подготовки менеджеров культуры (руководителей танцевального коллектива), специалистов-хореографов широкого профиля, способных к быстрой перестройке профессиональной деятельности в соответствии с требованиями рынка.

Данная программа знакомит студентов с характером, стилем и манерой русских танцев российских губерний. Изучение русского танца начинается с несложных движений, расширяется и совершенствуется на протяжении всего курса, технически и ритмически усложняясь. В зависимости от требований современного балетного искусства программа периодически пересматривается и пополняется новыми движениями.

Знания и навыки, полученные студентами в результате изучения курса, будут востребованы при овладении дисциплиной «Народно-сценического танца».

Программа по дисциплине «Русский танец» построена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования России.

Учебная программа разработана на основе учебного плана по специальности 020600 «Культурология» специализации 020611 «Менеджмент культуры» (руководитель танцевального коллектива).

«Русский танец» является одной из профилирующих дисциплин в учебном процессе, обучающихся по специальности 020600 «Культурология» специализации 020611 «Менеджмент культуры» (руководитель танцевального коллектива).

Целью курса являются овладение движениями, стилем, характером и манерами русского народного танца, танцевальными манерами разных губерний России.

Задача курса: в процессе обучения студенты развивают свой суставно-связочный аппарат, эластичность и силу мышц, координацию и выразительность движений; подготавливаются к восприятию народного или сценического танца, любого задания балетмейстера. Студенты учатся возрождать и беречь красоту русского танца, беречь создания мысли и фантазии народа, студенты знакомятся с «золотым фондом» национальной культуры страны.

В результате изучения курса: «Русский танец» студенты должны

– основной понятийный терминологический аппарат по хореографии,

– работу суставосвязочного аппарата,

– специфику построения хоровода,

– специфику построения танца, пляски.

– правильно и грамотно подбирать музыкальный материал,

– использовать полученное образование в своей профессиональной деятельности.

Курс «Русский танец» общим объемом 54 часа. Практический – 54 часа. Изучается в течение 3-го семестра.

Для процесса изучения настоящего курса характерна вариативность видов занятий:

1. Практические занятия,

2. Индивидуальные занятия,

4. Просмотр концертных и видео программ, фестивалей, конкурсов, лучших хореографических коллективов страны, мастер — классов ведущих балетмейстеров России.