Источники подбора сюжета

ИСТОЧНИКИ ПОДБОРА СЮЖЕТА В ПОСТАНОВКЕ

РУССКИХ НАРОДНЫХ ТАНЦЕВ

Ханты-Мансийский филиал Московского

культуры и искусств

Заслуженный работник культуры РФ

Аннотация. Художественные особенности русского народного танца, его роль в жизни народа, источники содержания и выразительные средства.

Методика создания сюжетных номеров в русском народном танце.

Танец — один из самых древних и массовых видов искусства. Чтобы иметь представление о художественных особенностях русского народного танца, понять какую роль он играет в жизни народа, каковы его источники содержания и выразительные средства, надо обратиться к истории развития русской народной хореографии. В танце всегда находили отражение социальные и эстетические идеалы русского народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, обряды, характер. Народ создавал в танце идеальный образ, к которому он стремился и который утверждал в эмоциональной художественной форме.

Художественно отражая действительность, русский танец передает миропонимание народа, его представление о прекрасном — это одна из главных художественных особенностей народного танца. В нем отражается современное понимание действительности средствами издавна сложившегося танцевального языка, доступного, понятного народу, любимого им. Содержание и выразительные средства народного танца все время развиваются в соответствии с изменениями, происходящими в жизни. Эти особенности имеют большое значение.

Руководители хореографических коллективов, основываясь на них, могут использовать вековой опыт русского народа для создания сюжетных номеров. Для этого они должны хорошо изучить и знать источники содержания и выразительных средств русской народной хореографии. Прежде всего, они возникают в окружающей действительности, рождаются идеями, потребностями и интересами, которыми живет народ. Отметим самые основные источники.

Первым из них, питающим народное искусство танца, служит трудовая деятельность народа. Трудовой процесс, отдельные его этапы, взаимоотношения людей в труде, их отношение к труду, к его продуктам, находят отражение в тематике сюжетных трудовых танцев.

Вторым источником, на основе которого рождается сюжет русского народного танца, являются природно-климатические условия жизни, различные явления природы. Человек наблюдая окружающую природу, часто прибегает к ее образам, пластике для создания художественного образа или хореографической характеристики образа человека.

Третий источник, пожалуй, самый главный в создании сюжетных танцев — жизненный уклад народа, его нравы, мораль, этика, которые находят отражение в танце, передаются показом условного игрового характера взаимоотношений. Эти танцы выражают сложившиеся в народе представления и понятия об общественных отношениях между людьми. В них часто применяются образные, порой символические жесты, позы, используются предметы, которые помогают выразить отношения между участниками, провести точную сюжетную линию.

Характерным источником создания сюжетных русских народных танцев служит сфера домашнего хозяйства. Человек в своей повседневной жизни постоянно имеет дело с какими-то предметами обихода, инструментом. Он часто изображает их в своем творчестве для воспроизведения атмосферы окружающей жизни. Быт есть уклад повседневной жизни, непроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей (пища, жилище), так и освоение духовных благ — культуры, общения, отдыха, развлечений. Быт общественный, городской, сельский, семейный, индивидуальный складывается под влиянием материального производства, общественных отношений, уровня культуры, национальных особенностей русского народа.

Огромное значение в создании сюжетных номеров в русской народной хореографии имеет символика бытовых предметов. Роли повседневных предметов и животных отводится большое место в обрядах и поверьях. Так как главным «поставщиком» народных танцев всегда была деревня, то весь уклад крестьянской жизни с ее неторопливым течением, ритмичностью труда и быта, установившемся круговоротом дней, месяцев, времен года, опирался на обычаи, обряды, поверья русского народа. Вот некоторые значения бытовых предметов, которые можно использовать при создании сюжетных номеров в русской народной хореографии.

Решето — предмет домашней утвари, воплощавший идею богатства и плодородия и связанный с мотивами дождя, неба и солнца. В ритуалах решето использовалось как вместилище даров, а также «чудес», оно играло роль оберега, использовалось в народной медицине и так далее. Веник — в народных представлениях опасный и «нечистый» предмет, служащий фундаментом порчи и колдовства, но иногда выступающий как оберег от злых сил. Защитные свойства веника, его способности противостоять нечистой силе находились в тесной связи с его функцией очищения, устранения всего нечистого.

Венок — обрядовый предмет, изготавливаемый из различных растений, трав и цветов, а также ленточек, бумаги и так далее; элемент убранства, широко используемый во время проведения различных обрядов, шествий, свадебных церемоний. Венок являлся обязательным головным украшением девушек во время весенне-летних игр и обрядов. Венки были обязательным атрибутом участников купальских игрищ. Венками в это время также украшали дома и дворовые постройки, а также купальское деревце.

Хлеб-соль — такое сочетание хлеба и соли было очень емким символом: хлеб выражал пожелание благополучия и богатства, а соль играла роль оберега защищающего от враждебных сил злого влияния. Считалось, что если накормить своего недруга хлебом-солью, то он станет другом.

Последний сноп — связка стеблей хлебных злаков, срезанных на поле последними. Такому снопу в народе воздавали особые почести и связывали с ними множество обрядов, примет, обычаев и поверий. На пиршествах в честь окончания полевых работ последний сноп занимал почетное место: вокруг него нередко водили хороводы и устраивали игрища.

Проблема создания сюжетных номеров в русском народном танце должна быть рассмотрена в единстве таких структурно-композиционных составляющих, как этнографические (обычаи, обряды, верования), поэтические (текст песен), музыкальные (мелодия) компоненты, а также художественно-прикладные (народные промыслы, костюмы).

Важным моментом в постановочной работе является определение основных общенациональных черт русского народного танца, откуда можно черпать его многообразие. Назовем, прежде всего, главное — содержательность танца в самом широком смысле слова. Любой хоровод, кадриль, перепляс содержат ярко выраженную мысль, которая пронизывает весь танец.

Другой существенной общенациональной чертой русского народного танца является его реализм, отражающий единство формы и содержания. Народ всегда находит соответствующую форму выражения той идеи, которую он решил передать в танце. Яркой чертой русского народного танца является выразительность. Русский человек танцует всегда с душой, окрашивая каждый жест, движение своим настроением, внутренним состоянием и отношением. Танцующий всегда эмоционально, живо раскрывает особенности собственной натуры и ту идею, которую хочет донести.

Необходимо добиваться того, чтобы в сюжетных танцах раскрывались характерные черты русского народа: его ум, трудолюбие, героизм, смелость, скромность, душевная открытость и щедрость.

Грани народного таланта, его творческий дух, его мастерство неизменно воплощаются в народных художественных промыслах. Сюжеты на тему народных художественных промыслов неиссякаемы. Тем более на мотив каждого промысла у каждого из хореографов может родиться свой замысел, свое режиссерское видение и свое хореографическое решение. Вот здесь-то и проявляется особая ценность и значимость обращения к этой благодатной теме. Каждый народный промысел находится в конкретной области и тесно связан с местным жизненным укладом, с народными традициями, хореографическими в частности.

В заключение хочется сказать, что русский народный танец на всех этапах своего развития отражает общенациональные черты, социальный и бытовой уклад народа, его настроение, обряды и обычаи. Даже тяжелый гнет не мог подавить самобытности народного творчества, создавшего подлинные шедевры хореографического искусства.

Самобытность, яркость и выразительность русского танца давно стали предметом изучения, восхищения, благодатной почвой для создания талантливыми хореографами замечательных сюжетных номеров.

1. Мирный композиция: Учебное пособие. – Самара: изд-во Самарской государственной академии культуры и искусств, 2003. – 81 с.

2. Нродный танец на самодеятельной сцене. (Советы балетмейстера). М., Профиздат, 1976, 64 с.

3. Захаров русского танца. – М.: «Издательский дом «Святогор», 2004. – том 1. – 400 с.

4. Русский народный танец. История и современность: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции по русскому народному танцу. /Сост. ; М.: ГРДНТ, 2003. – 112 с.; ил.

Виды русских народных танцев: список

Русские народные танцы

Интерес к собственной истории и культуре, а особенно этнике, сегодня наблюдается во многих странах мира. Это и соответствующие мотивы в одежде, и песни «с налетом народности». Конечно, ходить по улицам в кокошнике – не самый уместный вариант, однако заняться народными танцами стоит многим, особенно тем, кто увлечен традициями предков.

Какими бывают русские танцы?

Сегодня принято выделять основные виды народных танцев. Список их включает в себя хороводы, кадриль и пляску. Но в каждом из них — столько разновидностей! Они позволяют танцору проявить индивидуальность, показать артистичность и мастерство владения своим телом, изобретательность и находчивость.

Некоторые исследователи также относят к этим танцам и танок, хотя этот вид больше характерен для украинских танцевальных традиций, а в России его исполняли только в некоторых южных регионах.

Как правило, рассматривая виды русских народных танцев, говорят именно о первых трех категориях, поэтому на них и стоит остановиться подробнее.

Как на Руси кадриль плясали? ↑

Во-первых, важно отметить, что сам по себе этот танец не является исконно русским, ведь пришел он все-таки из Франции. Именно там в салонах отплясывали кадриль — галльский вариант английского контрданса. Французская кадриль состояла из пяти фигур: «Штаны» (название пришло из популярной в то время песни), «Лето», «Курочка» (еще одно песенное название), «Пастораль» и «Финал». Движения танца были довольно сложными и требовали от салонных танцоров большого мастерства.

В России кадриль сначала прижилась на дворянских ассамблеях, а затем бесповоротно ушла в массы. Русские танцовщики внесли в нее немало своих элементов, в частности – все тех же хороводных или плясовых. Таким образом, кадриль можно смело отнести к видам русских народных танцев.

Во-вторых, внимания заслуживают особенности именно этого танцевального варианта. Их несколько. Кадриль – танец парный, поэтому количество его участников обязательно делится на два. При этом количество самих пар не ограничивается. По форме кадриль бывает:

  • Угловая (квадратная). 4 пары становятся по сторонам воображаемого четырехугольника. Переходы происходят по диагонали.
  • Двухрядная (линейная). Участники (от 2 до 16 пар) выстраиваются в две линии и движутся навстречу друг другу.
  • Круговая. 2, 4 или 8 пар перемещаются по кругу, по часовой стрелке или против ее движения. Возможны также проходы к середине круга и обратно.

Кроме того, в русской кадрили насчитывается до полутора десятка фигур, каждая из которых отделяется от другой паузой. В это время танцоры могут хлопнуть в ладоши, поклониться или притопнуть. Названия фигур связаны :

  • с сюжетом танца («знакомство», «прогулочка», «разлучная», «девки нарасхват», «прощальная»);
  • с характером движения («звездочка», «воротца», «корзинка», «гребенка»);
  • с местом «жизни» русской кадрили («шуйская», «давыдковская»).

Часто в кадрили танец сочетали с исполнением частушек — припеванием. Пели или все танцоры хором, или по очереди, передавая эстафету друг другу.

Кто водит хороводы? ↑

Помимо кадрили, наши предки также уделяли немалое внимание и хороводам. Этот вид танцев является достаточно древним, поскольку берет начало еще от культовых славянских плясок. Древние хороводы были посвящены Яриле, богу солнца и жизненной силы. И круговое построение танца тоже уподобляло его солнцу — огненному колесу. Хороводы водили только женщины, перемещаясь строго «посолонь», по ходу небесного светила.

Со временем танец утратил свое обрядовое значение и стал бытовым. Его фигуры рассчитаны и на женщин, и на мужчин. Хоровод объединяет в себе плясовой и игровой виды народных танцев. Участники выполняют особые, иногда довольно замысловатые проходки и повороты, сопровождая их пением (хороводные припевки) и разыгрывая какой-то сюжет. При этом они держатся за руки — или за ленту, платок, шаль, — и следят, чтобы связь не нарушалась до конца хоровода.

Выделяют две основные категории хороводов:

  • игровые (они имеют четкий сюжет, о котором рассказывает сопровождающая песня);
  • орнаментальные (здесь песня служит лишь музыкальным фоном).

Композиция орнаментальных хороводов бывает довольно сложной. Участники движутся не только вкруговую, но и восьмеркой, рядами, змейкой или в колонну. Они перестраиваются, переходят с места на место, выплетая из хороводной цепи красивые и четкие рисунки — фигуры. В орнаментальном варианте их много, но при этом общая лексика танца отличается сдержанностью и даже строгостью. Главная задача исполнителей — как можно точнее соразмерить свой шаг с напевом и добиться высокой слаженности в выполнении фигур.

Игровые хороводы, напротив, отличаются наличием внятного сюжета, который танцорам предстоит отыграть — и не просто выдержать канву событий, а еще и передать эмоции действующих лиц. Композиция танца при этом упрощается, на первое место выходят жесты и мимика исполнителей. Они движутся по кругу, парами или линиями. Часто одна пара, разыгрывая ключевой эпизод сюжета, выходит в центр круга. В хороводе появляется всевозможный реквизит: ленты, платки, предметы обихода и даже мелкая мебель — например, табуретка.

В этом танце, как правило, немало участников, поэтому аренда помещения под танцевальный зал, где будут водить хороводы, должна учитывать этот факт.

Зайка пляшет, лапкой машет. ↑

Есть и еще один вид народного танца, который насчитывает максимальное количество разновидностей. Конечно, речь идет о пляске. Если остальные виды народных танцев все-таки подразумевают достаточное количество участников, то пляска вполне может быть одиночной, либо выполняться по очереди (перепляс). Кроме того, бывает она парной, массовой и групповой.

Если остальные виды народных танцев все-таки подразумевают достаточное количество участников, то пляска вполне может быть одиночной, либо выполняться по очереди (перепляс). Кроме того, бывает она парной, массовой и групповой. Главная особенность русской пляски — импровизация. Движения танца, поначалу сдержанные, с каждым музыкальным тактом становились все разнообразнее. Пляска позволяла исполнителю не только проявить свое мастерство, но и выразить характер. Требования к танцору тоже предъявлялись немалые: чтобы откалывать сложные коленца, нужны были ловкость, физическая сила, выносливость и отменная координация.

Как и все виды русских народных танцев, пляска отличается богатой и разнообразной лексикой. Она включает сложные шаги («дроби», «ковырялочку», «гармошку»), верчение, прыжки, присядки, припадания и прочее. Рисунок танца складывается из проходок, перебежек, сольных выходов. Движения не подчинены никаким канонам: каждый исполнитель может применить полюбившийся ему прием в любой момент танца. Определенные стандарты существуют только для эмоциональной составляющей пляски: от мужчин требуется удаль, размах, сила и уважительное отношение к партнерам, а от женщин — величавость, плавность, изящество, но при этом живость и задор.

В глубины русской пляски ↑

Одиночная пляска исполняется танцорами любого пола. Она дает им возможность показать свою изобретательность, искусность и привлекательность. Парная пляска — это всегда диалог. Юноша и девушка разыгрывают отношения между влюбленными: притяжение, флирт, ревность или легкую обиду.

Особой формой соревнования между молодыми мужчинами был перепляс. Он проводился по разным правилам. Например, первый танцор показывал какое-то движение или их комбинацию. Второй в точности повторял увиденное и добавлял что-то свое, От выхода к выходу коленца усложнялись. Был и другой вариант: танцоры по очереди демонстрировали свои приемы, причем каждый новый участник не имел права повторять движения предыдущих. Проигрывал тот, у кого раньше заканчивался набор коленец.

Долгое время в переплясе соревновались одиночные танцоры. В последнее десятилетие мода изменилась: теперь на площадку выходят пары или небольшие группы. Правила состязания остались прежними, но массовость придает ему особую зрелищность.

В массовой пляске не ограничено ни число участников, ни их пол, ни возраст. Основная задача исполнителя — сплясать лучше, чем сосед. Он может переходить от партнера к партнеру или танцевать соло, использовать любые движения, строить рисунок танца на свое усмотрение.

Русский народный танец – гость из глубины веков

Тысячелетия прожить — не поле перейти.

Постоянны в мире лишь перемены. И мода на танцы тоже меняется вместе со стилем жизни, новыми поколениями и их пристрастиями. Сейчас трудно себе представить, чтобы русский народный танец стал столь же популярен, как самба, латина, беллиданс и прочие современные стили. Конечно, русский танец не забыт, но явно у народных масс он нынче не в фаворе. И совершенно напрасно! Он ярок, красив, эмоционален и способен дать фору всем западным танц-новациям!

Мода модой, а русский танец родился задолго до хип-хопа, живет при всех новомодных стилях, и будет жить и дальше, базируясь на том, что это — не просто русский фольклор, а часть глубочайшего исторического наследия, в котором переплетены и тайные знания древних славян, и многогранный русский характер, и быт, и чувства, и единство с природой, и память предков, и то, что называется душой народа.

Древние славяне в танцах разыгрывали драму.

Русский народный танец прошел удивительно долгую эволюцию. В исторических документах русский танец «дебютировал» в 907 году. Официальное упоминание касается танца с медведями, который демонстрировался гостям на праздновании Вещим Олегом в Киеве победы над греками.

К сожалению, ни точных дат зарождения танцевального искусства древней Руси, ни полного представления о том, каков был русский танец десятки веков назад, доподлинно неизвестно. Все, что мы знаем о танцах тех времен из былин, устных преданий и песен – это их обрядовое значение и тесная сакральная связь с природой.

Кроме того, что русский танец, как и творчество любой нации, отражает темперамент, уклад, характер и переживания своего народа, он имеет несколько ярких особенностей, которые, несомненно, выделяют его на фоне мировой танцевальной культуры.

И главная черта – это отражение реальной действительности.

Русский танец никогда не воспроизводил выдуманные картины, не отличался наигранностью, преувеличением, тем более не создавал вымышленные, мифические образы и сюжеты, и не заглядывал в будущее. Он имел своей целью отразить текущее настоящее или свершившееся прошлое, повседневную жизнь людей, сотканную из событий, общения с природой, праздников, любви или печали. Эта глубокая драматическая основа позволяла выражать русскому танцу сильные, неподдельные эмоции, брать, что называется, «за живое».

Накладываясь на многогранный русский характер, танец тоже был разным — лиричным и задорным, демонстрировал удаль, широту души, радость победы, горечь поражения, то есть все то, с чем соприкасались наши предки каждый день.

Но в самом-самом начале предназначение танца было несколько иным.

Русский танец изначально был частью обрядов.

Каждую весну на Руси начинался новый цикл земледельческих обрядов. Приурочивались они к наиболее критическим моментам, требующим, по мнению древних славян, поддержки богов — время посева, вызревания хлебов, начала и окончания жатвы.

Русский народный танец был неотъемлемой частью обрядовых действий. Хороводы водись вокруг только что распустившейся березы, олицетворяющей плодоносящую силу; обходили хороводами поля в купальскую ночь и произносили нараспев специальные заговоры, чтобы уберечь урожай от огня и злых духов; хороводы на полях должны были обеспечить хорошую погоду на время уборки хлебов.

И раз уж мы заговорили о хороводе, то это и есть самый древний русский танец — родоначальник всех видов народной хореографии. Можно сказать, что русская пляска появилась, разорвав цепь хоровода.

Хореография его предельно проста. Однако по своему смыслу и назначению этот русский танец имеет, пожалуй, самую мощную сакральную основу. Его рисунок отражает форму и движение солнца, отдавая дань светилу, которому поклонялись в языческие времена. В хороводе происходит стирание личных границ и осуществляется идея объединения людей и их силы, идея радости, разделенной друг с другом.

Потому и сопровождал хоровод практически любой славянский праздник. Этот русский народный танец был непременным атрибутом обрядов в честь новобрачных и «любимцем» народных гуляний. Обрядовый смысл хоровод, со временем, утратил, но рисунок танца остался в неизменном виде. Он все также украшает семейные и детские праздники и на сцене выглядит изумительно красиво.

Игровые хороводы разыгрывают определенный сюжет. Обычно такой русский танец очень женственный. Синхронные движения рук танцовщиц, изгибы тел, создают образ животных, птиц или других персонажей, составляют картины распускающихся цветов или изображают традиционные занятия русских барышень. Например, рисунок хоровода «Веретенце» показывает девушек за рукоделием, «Лебедушка» точно отражает повадки и грацию благородной птицы.

В орнаментальных хороводах, без какого либо определенного сюжета, часто используются венки из полевых цветов или платки, с помощью которых в причудливый рисунок танца («змейка», «восьмерка» и др.) вплетается дополнительная «изюминка». Взмахи и трепетные взгляды, сложение рук, низкие наклоны и повороты вокруг своей оси, длинные сарафаны в пол — это естественная красота и нежность, демонстрирующая скромность и достоинство русской женщины.

Этот русский танец всегда был любим еще и за то, что доступен для всех возрастов. Принять участие в хороводе могут и дети, и старики, и мужчины, и женщины. Потому и дошел этот русский танец до наших дней, что служит символом светлой солнечной энергии, передающейся по цепочке из рук в руки.

Однако русский танец имел не только обрядовое значение.

Тайное боевое искусство русских женщин.

Мало кто знает, что древние славянки вовсе не были беззащитны, когда оставались в селении одни, без мужчин, со стариками и детьми на руках. Были среди них женщины — Берегини, которые владели танцем, а точнее настоящим боевым искусством, которое под маской обольщения скрывало мощное воздействие на биологически активные точки человека.

Если враг заходил в селение, открытое сопротивление могло привести к гибели всего рода. Травы и яды также применить было невозможно, так как ту же еду и воду заставляли давать и детям. И женщины шли на хитрость. Столетиями оттачивался танец, сродни восточным боевым искусствам внутреннего воздействия, основанный на глубоком знании не только физиологии, но и биологически активного контура человека. Остается лишь удивляться глубине познаний наших предков.

Русский танец Берегини.

Чарующий танец представлял собой сложную, продуманную систему, в которой все движения были подчинены четким временным промежуткам, а пластика движений скрывала удары, наносимые как бы в пустоту, но направленные точно на конечности чужака. Сам он, завороженный гибкостью танцовщицы, её нарочито призывными движениями, смотрел на неё со сладострастием и не подозревал насколько сильное оружие против него направлено. А женщина во время танца, выгибаясь всем телом, приникая к земле и затем резко «наплывая» на мужчину, методично нанося невидимые удары, меняла резонансно-волновые характеристики собственного биополя и вела обработку его биологически активных зон. Танец попросту вызывал сбой в работе систем вражеского организма и был грозным оружием замедленного действия.

Подобный русский танец упоминается и в связи с тем, что древние красавицы лечили таким способом своих мужчин, с той разницей, что воздействовали на другие точки. Вызывая сильное сексуальное возбуждение у любимого посредством танца, они многократно усиливали его чувственное восприятие, активировали резонансно-волновые структуры и «запускали» балансировку организма. Раны, полученные в сражениях, затягивались быстрее, а признаки различных болезней исчезали.

Может не зря некоторые врачи рекомендуют секс в качестве лекарства от головной боли?

Но не будем увлекаться, а лучше дадим свой ответ Западу.

Танцуем не сугреву ради, а забавы для!

Лишь отчасти можно считать такие сложные и энергичные элементы русского танца, как «Пистолет», «Щучка», «Бочонок», «Коза», «Арабский», «Бедуинский», «Разножка» и другие средством согрева организма. Динамика русского танца сложилась под влиянием еще двух причин.

Во-первых, на русский народный танец наложила заметный отпечаток языческая культура. Люди в те времена ощущали себя неотъемлемой частью окружающего мира. Потому и русский танец часто строился на имитации поведения животных и птиц, либо отражал явления природы. «Журавель», «Гусачек», «Дергач», «Бычок», «Метелица» — таких названий в русском танце не счесть. Русский народный танец мог имитировать надменную походку тетерева, петушиные бои, прыжки косули, медвежий нахрап и потому его рисунок часто имел движения достаточно резкие.

Впоследствии такая имитация стала основой одного из жанров русского народного танца – игрового. «Рыбку», к примеру, танцевать выходил парень — начинал прыгать, вертеться и топать ногами, потом неожиданно падал оземь и в точности повторял движения рыбы, выброшенной на сушу. Изгибался так, что каблуки у затылка оказывались. Игровой русский танец особенно веселил народ, так как в нем было не только подражание повадкам животных, но и стремление танцующего придать персонажу черты человеческого характера.

Во-вторых, русский танец ассимилировался с воинственными танцами недружелюбных соседей. Во время многочисленных войн, оккупаций и длительного плена происходило смешение культур. Веселые и беззаботные славянские пляски, плавные и неторопливые танцы напитались новыми энергичными элементами. Об этом говорят и названия самих элементов, например те же «Арабский» и «Бедуинский».

Но, как бы не велико было влияние других культур на русский танец, все изменения народ пропустил через призму своей духовности и представил нам, в итоге, самобытное и яркое искусство.

Посмотрим, какое танцевальное наследие оставили наши предки.

Русский танец «Вприсядку».

Сей колоритный русский танец, подарил нам в 1113 году великий князь всея Руси Владимир Мономах, который заприметил в Киеве удалого молодца – каменщика Петро Присядку. После тяжкого трудового дня Петро имел обыкновение принимать «на грудь» и выходил на Крещатик поразмять затекшие мышцы ног, энергично подскакивая. Там и был замечен Мономахом со своей странной пляской и уже вскоре танцевал для князя за каждым завтраком, обедом и ужином. Русский танец «под Присядку» быстро стал модным и был разнесен скоморохами по всей Руси.

Народный игровой танец и пляска – язык общения.

Интересно, что русский танец, в большинстве своем, имеет простые и емкие названия, ясно отражающие либо рисунок танца, либо количество танцоров, либо музыку, под которую он исполняется, либо определенный сюжет. Среди плясок – импровизаций широко известны: «Барыня», «Балалайки», «Танец с ложками», «Веселуха», «Топотуха», «Вензеля», «Валенки», «Тимоня», «Полянка», «Сибирская потеха», русский танец «Матрешки», «Плескач», «Круговая-плясовая», «Камаринская», «Полька», «Чеботуха», «Сени», «Воротца», «Парная», «Четверка» и другие.

Во всех славянских танцах живет характерная черта – жизнерадостность и ярко выраженное чувство собственного достоинства. Объединяет русские народные танцы демонстрация удали, широта движений, перекликающаяся с лиричностью и скромностью, а также наполненность смыслом.

Русский танец не танцуют, а словно рассказывают что-то…Рассказывают красиво, эмоционально. Взглядом, выразительной мимикой, жестами, танцующий передает какую-либо историю, не хуже настоящего театрального актера. Та же «Камаринская» красноречиво воспроизводит заносчивый, хвастливый выход пьяного камаринского мужика, шуточно обыгрывает «непослушание» разгулявшихся ног, искреннее удивление и веселый дебош.

Русский танец требует величавых, по-лебединому плавных движений от женщин и энергичности от мужчин. Но также часто он бывает задорным и озорным. Например, русский народный танец «Трепак» — живой, динамичный, где партнер и партнерша в быстром темпе исполняют дробные шаги и притопывания, прыжки и кружения, могут свободно импровизировать и заводят окружающих с первой минуты исполнения. И костюмы для него выбираются совсем иные: короткие пестрые сарафаны, юбки разлетающиеся солнцем и яркие вышитые косоворотки. Трепак может исполняться как одиночный мужской танец или парный перепляс.

Еще один замечательный русский танец – «Тройка», где мужчина танцует с двумя партнершами. Народное творчество не могло обойти вниманием неизменный символ любого праздника — русскую тройку. Её и имитирует пляска, представляя скачущих лошадей, запряженных в повозку. И снова подражание животным – соблюдение старых традиций.

На праздниках, ярмарках, свадьбах русский танец часто приобретал соревновательный характер – перепляс. И сейчас перепляс весьма популярен в народном танце. В своеобразной танцевальной дуэли участвуют два танцора. Элементов в переплясе может быть использовано множество, а их комбинация и последовательность – чистая импровизация танцующего. Участники перепляса соревнуются в силе, ловкости, выносливости и изобретательности. Задача — перетанцевать соперника.

Такое разнообразие танцев позволяет выражать любые чувства и эмоции, «приспособить» русский танец к любому важному событию, сделать средством высвобождения лишней энергии и получить эстетическое удовольствие. В современной интерпретации русский танец все так же богат и самобытен, и заслуживает самого пристального внимания.

Выразительный русский танец способен привить хороший вкус, умение красиво двигаться, изящно держать свое тело и главное, начисто лишен пошлости.

Для русских народных танцев характерны яркие костюмы. В основном, это — красный, белый, голубой, зеленый цвета, которые символизируют любовь, чистоту души, солнце, небо, свежую весеннюю траву.

И все это в совокупности с великолепной хореографией дает потрясающую картину народного русского танца, равного которому нет в мировой танцевальной истории.

Источники подбора сюжета в постановке русских народных танцев

Танец — один из самых древних и массовых видов искусства. Чтобы иметь представление о художественных особенностях русского народного танца, понять какую роль он играет в жизни народа, каковы его источники содержания и выразительные средства, надо обратиться к истории развития русской народной хореографии. В танце всегда находили отражение социальные и эстетические идеалы русского народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, обряды, характер. Народ создавал в танце идеальный образ, к которому он стремился и который утверждал в эмоциональной художественной форме.

Художественно отражая действительность, русский танец передает миропонимание народа, его представление о прекрасном — это одна из главных художественных особенностей народного танца. В нем отражается современное понимание действительности средствами издавна сложившегося танцевального языка, доступного, понятного народу, любимого им. Содержание и выразительные средства народного танца все время развивают-ся в соответствии с изменениями, происходящими в жизни. Эти особенности имеют большое значение.

Руководители хореографических коллективов, основываясь на них, могут использо-вать вековой опыт русского народа для создания сюжетных номеров. Для этого они долж-ны хорошо изучить и знать источники содержания и выразительных средств русской на-родной хореографии. Прежде всего, они возникают в окружающей действительности, ро-ждаются идеями, потребностями и интересами, которыми живет народ. Отметим самые основные источники.

Первым из них, питающим народное искусство танца, служит трудовая деятельность народа. Трудовой процесс, отдельные его этапы, взаимоотношения людей в труде, их от-ношение к труду, к его продуктам, находят отражение в тематике сюжетных трудовых танцев.

Вторым источником, на основе которого рождается сюжет русского народного тан-ца, являются природно-климатические условия жизни, различные явления природы. Чело-век наблюдая окружающую природу, часто прибегает к ее образам, пластике для создания художественного образа или хореографической характеристики образа человека.

Третий источник, пожалуй, самый главный в создании сюжетных танцев — жизнен-ный уклад народа, его нравы, мораль, этика, которые находят отражение в танце, переда-ются показом условного игрового характера взаимоотношений. Эти танцы выражают сложившиеся в народе представления и понятия об общественных отношениях между людьми. В них часто применяются образные, порой символические жесты, позы, исполь-зуются предметы, которые помогают выразить отношения между участниками, провести точную сюжетную линию.

Характерным источником создания сюжетных русских народных танцев служит сфера домашнего хозяйства. Человек в своей повседневной жизни постоянно имеет дело с какими-то предметами обихода, инструментом. Он часто изображает их в своем творчест-ве для воспроизведения атмосферы окружающей жизни. Быт есть уклад повседневной жизни, непроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных по-требностей людей (пища, жилище), так и освоение духовных благ — культуры, общения, отдыха, развлечений. Быт общественный, городской, сельский, семейный, индивидуаль-ный складывается под влиянием материального производства, общественных отношений, уровня культуры, национальных особенностей русского народа.

Огромное значение в создании сюжетных номеров в русской народной хореографии имеет символика бытовых предметов. Роли повседневных предметов и животных отво-дится большое место в обрядах и поверьях. Так как главным «поставщиком» народных танцев всегда была деревня, то весь уклад крестьянской жизни с ее неторопливым течени-ем, ритмичностью труда и быта, установившемся круговоротом дней, месяцев, времен го-да, опирался на обычаи, обряды, поверья русского народа. Вот некоторые значения быто-вых предметов, которые можно использовать при создании сюжетных номеров в русской народной хореографии.

Решето — предмет домашней утвари, воплощавший идею богатства и плодородия и связанный с мотивами дождя, неба и солнца. В ритуалах решето использовалось как вме-стилище даров, а также «чудес», оно играло роль оберега, использовалось в народной ме-дицине и так далее. Веник — в народных представлениях опасный и «нечистый» предмет, служащий фундаментом порчи и колдовства, но иногда выступающий как оберег от злых сил. Защитные свойства веника, его способности противостоять нечистой силе находи-лись в тесной связи с его функцией очищения, устранения всего нечистого.

Венок — обрядовый предмет, изготавливаемый из различных растений, трав и цветов, а также ленточек, бумаги и так далее; элемент убранства, широко используемый во время проведения различных обрядов, шествий, свадебных церемоний. Венок являлся обяза-тельным головным украшением девушек во время весенне-летних игр и обрядов. Венки были обязательным атрибутом участников купальских игрищ. Венками в это время также украшали дома и дворовые постройки, а также купальское деревце.

Хлеб-соль — такое сочетание хлеба и соли было очень емким символом: хлеб выра-жал пожелание благополучия и богатства, а соль играла роль оберега защищающего от враждебных сил злого влияния. Считалось, что если накормить своего недруга хлебом-солью, то он станет другом.

Последний сноп — связка стеблей хлебных злаков, срезанных на поле последними. Такому снопу в народе воздавали особые почести и связывали с ними множество обрядов, примет, обычаев и поверий. На пиршествах в честь окончания полевых работ последний сноп занимал почетное место: вокруг него нередко водили хороводы и устраивали игри-ща.

Проблема создания сюжетных номеров в русском народном танце должна быть рас-смотрена в единстве таких структурно-композиционных составляющих, как этнографиче-ские (обычаи, обряды, верования), поэтические (текст песен), музыкальные (мелодия) компоненты, а также художественно-прикладные (народные промыслы, костюмы).

Важным моментом в постановочной работе является определение основных обще-национальных черт русского народного танца, откуда можно черпать его многообразие. Назовем, прежде всего, главное — содержательность танца в самом широком смысле слова. Любой хоровод, кадриль, перепляс содержат ярко выраженную мысль, которая пронизы-вает весь танец.

Другой существенной общенациональной чертой русского народного танца является его реализм, отражающий единство формы и содержания. Народ всегда находит соответ-ствующую форму выражения той идеи, которую он решил передать в танце. Яркой чертой русского народного танца является выразительность. Русский человек танцует всегда с душой, окрашивая каждый жест, движение своим настроением, внутренним состоянием и отношением. Танцующий всегда эмоционально, живо раскрывает особенности собствен-ной натуры и ту идею, которую хочет донести.

Необходимо добиваться того, чтобы в сюжетных танцах раскрывались характерные черты русского народа: его ум, трудолюбие, героизм, смелость, скромность, душевная от-крытость и щедрость.

Грани народного таланта, его творческий дух, его мастерство неизменно воплоща-ются в народных художественных промыслах. Сюжеты на тему народных художествен-ных промыслов неиссякаемы. Тем более на мотив каждого промысла у каждого из хорео-графов может родиться свой замысел, свое режиссерское видение и свое хореографиче-ское решение. Вот здесь-то и проявляется особая ценность и значимость обращения к этой благодатной теме. Каждый народный промысел находится в конкретной области и тесно связан с местным жизненным укладом, с народными традициями, хореографическими в частности.

В заключение хочется сказать, что русский народный танец на всех этапах своего развития отражает общенациональные черты, социальный и бытовой уклад народа, его настроение, обряды и обычаи. Даже тяжелый гнет не мог подавить самобытности народ-ного творчества, создавшего подлинные шедевры хореографического искусства.

Самобытность, яркость и выразительность русского танца давно стали предметом изучения, восхищения, благодатной почвой для создания талантливыми хореографами за-мечательных сюжетных номеров.