Дворец Культуры «Московский». Описание кружков

Адрес: 108811, г.Москва, г. Московский, микрорайон 1, д. 49 (Новомосковский административный округ)

Описание кружков

Коллектив Дворца культуры всегда стремиться помочь реализовать творческий потенциал всех возрастных категорий жителей города, чем очень помогает в деле развития и распространения культурных ценностей нашего общества.

Схема проезда

1. Ансамбль русской народной песни «Околица»

Руководитель: Кошева Татьяна Григорьевна
Количество участников: более 20 чел. (в т.ч. 2 баяниста).
Ансамбль создан в августе 1999 года

2. Кружок «Англичанин»

Руководитель: Лебедева Елена Николаевна
Количество участников: 68 чел.
Возраст: 1 группа 6-7 лет, 2 группа 8-9 лет, 3 группа 9-11 лет, 4 группа 12-17 лет
Кружок создан в январе 1991 года

3. Кружок изобразительного искусства «Жар-птица»

Руководитель: Евдокимова Марина Михайловна
Преподаватель: Демидова Надежда Михайловна
Количество участников: 82 чел.
Возраст: с 4 до 16 лет
Изостудия начала свою работу в апреле 1988 года.

4. Театральная студия «Игра»

Руководители: Защеринский Андрей Владимирович
Количество участников: 15 чел.
Возраст: 13 лет и старше
Театральная студия создана в 1989 году.

5. Театральный кружок «Играшки»

Руководитель: Ривкович Галина Александровна
Количество участников: 23 чел.
Возраст: с 7 лет и старше

6. Женский клуб «Беседа»

Руководитель: Корнилова Елена Валентиновна
Количество участников: 14 чел.

7. Кружок «Играй, гармонь!»

Руководитель: Панюшин Валентин Андреевич
Количество участников: 5 чел.

Автор статьи: Панюшин В.А., руководитель клуба «Играй, гармонь!»

8. Кружок «Восточные единоборства»

Руководитель: Бахарев Максим Владимирович — инструктор Федерации Каратэ-до, Сито-рю, Кофукан, черный пояс 2 дан
Количество участников: 47 чел.
Возраст: младшая группа от 5 до 7 лет; старшая группа от 8 до 14 лет.

9. Танцевальный кружок «Сюрприз»

Руководитель: Смирнова Елена Викторовна
Количество участников: 12 чел.
Возраст: с 6 до 10 лет

10. Кружок «Мозаика»

Руководитель: Трандобуло Валентина Александровна
Количество участников: 50 чел.
Возраст: с 4 лет

11. Кружок «Родничок»

Руководитель: Мосинова Валентина Константиновна
Количество участников: 32 чел.
Возраст: 6 лет

12. Танцевальная школа «Спартак»

Руководитель: Полосина Марина Владимировна
Количество участников: 12 чел.
Возраст: 1 группа 5-7 лет, 2 группа 5-7 лет пары, 3 группа 8-13 лет, 4 группа с 13 лет.

13. Кружок «Танец живота»

Руководитель: Ложинская Светлана Анатольевна
Количество участников: 24 чел.

14. Кружок «Оранжевое Небо»

Руководитель: Правдолюбов Сергей Владимирович
Количество участников: 7 чел.
Возраст: с 5 до 12 лет

15. Кружок «Серебряный дождь»

Руководитель: Кукарин Александр Вениаминович
Количество участников: 13 чел.
Возраст: 1 группа 3-7 лет, 2 группа 8-11 лет, 3 группа 12-18 лет

Русский народный танец

СодержаниеВведение Русский танец как художественное целое 1.1 Общие признаки и схема жанра 1.2 Музыка и костюм как составные части целого Основные жанры русского танца 2.1 Хоровод 2.2 Пляска Заключение Список литературы Приложение Введение Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь. В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца. Об их открытиях написано множество книг. Занимаясь народным танцем уже не один год, я часто задаю себе вопрос: &quo ;А что же входит в понятие &quo ;танец&quo ;? Может быть, это просто набор движений или нечто большее?&quo ; На этот вопрос я и постараюсь отыскать ответ в нескольких источниках. 1. Русский танец как художественное целое 1.1 Общие признаки и схема жанров Танец — это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею — он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть и обобщенные и конкретные художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным пластическим движениям, пространственным рисункам (построениям). Танцевальный образ воспринимается как непосредственно, так и путём ассоциаций. Правдивость, конкретность и художественность танцевальных образов определяется их содержанием и танцевальной лексикой, органической связью с мелодией, её характером, ритмом и темпом. Танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. В ходе развития общества народный танец приобрёл большее самостоятельное значение, стал одной из форм эстетического воспитания, Народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием. Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные пляски солистов, лихие переплясы и так далее говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции.

Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского народа. В древности танец имел религиозно – магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил религиозные черты и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя. Нарушилась и обязанность исполнения танца по определённым временам года. Связь русского народного танца с конкретными обрядами была характерна для хороводов, игр и немногих видов пляски. Кадриль, перепляс или одиночная пляска с обрядами связанны не были. Русский народный танец в каждом регионе отличается лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения, сложившихся ярких, замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить всё, что нас окружает (природа, труд, быт, продукты художественного творчества – посуда, одежда, кружева и т. д.) Русские народные танцы классифицируются не по временам года, месту их исполнения и поводу, а их хореографической структуре и общим устойчивым признакам. Вот некоторые из них. Стиль – характерные черты и свойства (особенности) выразительных средств, которые качественно отличают один танец от другого. Танцевальная лексика является самым важным выразительным средством в танце. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног — её составляющие. В русском народном танце лексика представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец. Существует несколько видов танцевальной лексики: 1. Образная – создаёт ассоциацию с определённым образом (гусь, олень, лебедь и т. д.). Её называют эмоционально – подражательной. 2. Естественно – пластическая – подсказанная самим действием, развивающимся в танце. 3. Традиционная – выработанная веками, находящаяся в постоянном развитии, о чём свидетельствуют танцы, созданные в наши дни, отличающиеся от старинных танцев не только выразительностью, манерой исполнения, но и богатством танцевальных движений. Интонация – это совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп – радость, медленный – грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и содержание действия. 1.2 Музыка и костюм как составные части целого Музыка – душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы были связанны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы, исполняемые только под музыку. Поскольку каждый народный танец имеет множество вариантов, то и музыка меняется от танца к танцу. Традиционные народные мелодии имеют в основе двух – и трёхдольную метрическую структуру.

В каждом танце музыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму. Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм – это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его &quo ;визитной карточкой&quo ;. В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой). Случайно подобранный костюм, не характерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки. Русская народная одежда, используемая в танце, многообразна, отличается высоким художественным вкусом. Праздничный мужской костюм был более устойчивым и однотипным в старых и новых разновидностях, имеет очень незначительные изменения по регионам. Как правило, это белая рубаха из домотканого холста или шёлковая с вышивкой, характерной для каждого района, синие порты в полоску или ёлочку, сапоги, длинный казакин без воротника, а позднее пиджак, жилетка. В некоторых районах иногда костюм довершала шляпа. Праздничная женская одежда делится на два комплекса: северный – сарафанный и южный – поневный, а каждый из них в свою очередь на девичью и женскую, одежду зажиточных крестьян и бедноты. На севере и девушки, и женщины носили сарафан, а на юге сарафан – преимущественно девичья одежда (замужние женщины носили поневы) Внутри этих двух основных групп одежда имела свои особенности покроя, цвета, узора не только в каждой губернии, но и в отдельных уездах, сёлах. Приведём в пример два вида русского женского костюма: северный и южный. Они могут использоваться для постановки танцев, описанных в приложении. Северно-русский женский костюм на примере Архангельской области Северно-русский женский костюм состоит из рубахи и сарафана. Рубаха могла быть как с вышивкой красным, так и гладкой белой из батиста или кисеи. Её покрой одинаков для всех великороссов и шьётся из прямых полотнищ холста с не выкроенными проймами. На плечах вставляются прямоугольные куски ткани – полики, а под мышками, для свободного движения руки, — квадратные ластовицы. Полики и ластовицы часто делали из кумача. Квадратное отверстие, образуемое верхними кромками переднего и заднего полотнищ рубахи и боковыми кромками поликов, собираются у шеи в густые сборки и обшиваются узкой полоской ткани. В каждом районе костюмы отличаются по цвету, материалу, покрою, но общее, что характерно для Севера, – длинный сарафан. Праздничный летний девичий костюм, распространённый в Лешуконском, Мезенском, Пинежском районах Архангельской области, состоит из длинного штофного голубого сарафана – &quo ;штофника&quo ;, поверх которого надевается &quo ;коротена&quo ; (душегрея без рукавов из парчи). На голове &quo ;повязка&quo ; — полукокошник или малый кокошник. Это высокая шапочка без дна, состоящая из двух полос позумента с поднизью из рубленого перламутра, завязывающаяся сзади лентами. Дополняют костюм белый кружевной платочек, ожерелье из янтаря или перламутра и серьги из перламутра.

Но я заставлю себя написать драму! Вот сейчас, вот, вот Без стука дверь была распахнута вошла Милочка. Вот уж кого совсем не ждал. Слесарь-наладчик станков Московской ситценабивной фабрики «Циндель», Милочка была одержима театром. Окончив фабрично-заводское училище, она поступила в «мастерские» (так называлась тогда театральная студия) Пролеткульта, играла разные роли, в концертах исполняла русские народные песни и злободневные частушки, была душой нашей театральной мастерской, завоевала общее признание прекрасным исполнением роли горничной Тани в новаторской постановке «Плодов просвещения» Толстого. Новаторство заключалось в том, что через весь спектакль проходил танец полотеров. Четыре молодца в выпущенных поверх портков длинных холщовых рубахах под звуки польки натирали полы в барском доме. Я играл лакея Григория, ленивого, лживого и развратного парня, презиравшего господ, находящегося в тайной связи с барыней (в новаторской трактовке режиссера), совращающего горничную Таню. Первую реплику пьесы: «А жаль усов!» я произносил, держа в руке зеркало и рассматривая на своем лице огромные рыжие усы с подусниками

Стихотворение русский народный танец

Далеко не все развлекательные площадки могут похвастаться наличием качественного и надежного онлайн софта.

Что нужно знать заказчику при выборе компании для проведения фасадных работ в Москве

При проведении строительных работ особое внимание необходимо уделять фасаду здания.

Климатические камеры: зачем нужды

Люди привели к комфорту, бытовая техника и дарит ощущение комфорта, а раньше, чтобы достать маленький холодильник приходилось переплачивать и ждать своей дочери.

Где можно отремонтировать ноутбук в Уфе

Наша компания предоставляет профессиональные услуги по ремонту компьютерной техники, применяя профессиональное оборудование.

Клуб Адмирал — реальные отзывы игроков

Давно мечтаете немного отдохнуть и отвлечься от серых трудовых будней и жизненных хлопот?

Зарабатывай играя

Не для кого не секрет, что онлайн игры уже не стоят на месте.

Написание стихотворений – сложно ли это?

Любое творчество – это всегда своего рода мучение для автора, это катарсис его мыслей, чувств и переживаний. Нет какой-то определенной технологии написания стихотворений или написания картины в живописи. Произведения искусства, как правило, создаются в моменты вдохновения, и автор подчас сами не могут объяснить, как сумели создать то или иное произведение. Конечно, это вдохновение нанизывается на техническую осведомленность мастера. Прежде чем выйти на какой-то серьезный уровень в своей работе художник изучает технические аспекты своего увлечения, своей работы. Уже когда все эти тонкости изучены до автоматизма начинается самое интересное.

Написание стихотворений – это довольно тяжелая работа, а не только одно лишь удовольствие. Чтобы выразить свои мысли и переживания без лишних слов, без воды, нужно отличное владение своим языком. Кроме того, нужна фантазия. Чтобы писать о любви, жизни и смерти, отношениях и другим явлениях нашей жизни, нужно быть настоящим творцом, художником, который видит несколько яснее или больше остальных. Именно так пишет и поэт Александр Абдрахманов. На сайте www.stihi.ru/avtor/alekz71 можно ознакомиться со стихотворениями этого автор, оценить их культурную ценность, красоту слога и другие аспекты, которые важны читателям обычно.

Нельзя точно ответить на вопрос, как же создаются стихотворения. Это область творчества, которая не имеет конкретного времени и пространства. Стихи приходят ниоткуда и уходят никуда, а авто становится чем-то вроде проводника.

Стихотворение русский народный танец

Т.Э. ЖДАНКИНА,
г. Борисоглебск,
Воронежская обл.

СЛОВ РУССКИХ ЗОЛОТАЯ РОССЫПЬ

Детский фольклорный праздник
5 класс

Родная речь певцу земля родная,
в ней предков неразменный клад лежит.

Цель. Знакомство с поэтической культурой русского народа, с детским фольклором.

Содержание праздника:
1) рассказ о древних славянах и их вере;
2) рассказ-комментарий о поэтическом своеобразии фольклорных жанров;
3) слово об ученом-лингвисте, уроженце Воронежской области А.Н. Афанасьеве;
4) миф о Солнце, песня-слава «Русская земля», стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва», колыбельные песни, бытующие в Воронежской области, прибаутки, небылицы, веселые диалоги, загадки, пословицы, скороговорки, докучные сказки, русские народные сказки, записанные А.Н. Афанасьевым: «Сказка о кочетке и курочке», «Журавль и цапля», «Теремок»; стилизованные сказки;
5) старинные детские словесные игры: «Матушка-весна», игра-поддевка, шутка-балагурка;
6) русский народный танец, хоровод с припевками.

Оформление праздника:
1) творческие работы учащихся: рисунки с изображением русских кокошников, мужской и женской одежды, характерной для жителей Воронежской области;
2) выставка предметов народного искусства: посуда, ткани старинных образцов, столешница и др.

Участники праздника выступают в русских народных костюмах, при инсценировании сказок о животных эти костюмы дополняются масками, выполненными из бумаги, и отдельными новыми деталями одежды. Звучит балалайка.
Особенностью праздника являются общение с гостями и музыкальное исполнение отдельных небылиц, пословиц, поговорок и загадок.

Описание праздника
Ведущие.

1) Пожалуйста, гости дорогие, пожалуйста!
Веселья вам да радости!
Давно мы вас поджидаем,
Праздник не начинаем!

2) У нас для каждого найдется и местечко, и словечко,
Припасли мы забавушек на всякий вкус!
Кому – правда, кому – сказка, кому – песенка!

3) Стоит церковь:
из оладей складена,
блином покрыта,
калашны запорки,
шанежка-дверь.
Я догадался, шанежку-дверь разломил,
калач укусил, сам себя пропустил.

4) Оформляют праздник рисунки ребят, на которых вы видите изображение русской старинной одежды, женских головных уборов – кокошников с их удивительной символикой, старинных русских орнаментов, передающих нам по-своему мир живой русской природы.

5) Посмотрите выставку старинных предметов русского быта – посуды, тканей, которым по сто и более лет.
(Дети и взрослые, участвующие в оформлении выставки, рассказывают: о смысле символических знаков на кокошниках, о названии и предназначении отдельных предметов быта, выполненных из дерева и глины, об изготовлении тканей из льна и конопли.)

Ведущие. 1-й. Талантлив русский человек, и вечно то искусство, в котором столько поэзии и красоты.
2-й. Высокой художественностью отличается и народное словотворчество – искусство слова.
Мы приглашаем всех войти в поэтический мир русской народной словесности, чтобы побольше узнать о национальной культуре нашего народа. Сегодня у нас праздник искусства слова, народного словотворчества!

Рассказчик. Русское народное поэтическое искусство своими корнями уходит в далекое прошлое, связанное с жизнью наших предков – древних славян. А какими они были? Об этом нам могут рассказывать и древние летописи, и труды историков (например, книга Н.М. Карамзина «История государства Российского»).
Историки единодушно изображают древних славян бодрыми, сильными, неутомимыми, храбрыми. Не думая о смертельной опасности, они бросались прямо на врагов, с пленными обращались дружелюбно, отличались редким гостеприимством. Славянин, выходя из дому, оставлял дверь отворенной, а также пищу, предназначенную для странника. Славяне очень любили играть на музыкальных инструментах – волынке, гудке, дудке, гуслях, любили пляски, игры, стихотворство.
Древние славяне поклонялись силам природы, наделяя их человеческими чертами. Так появились бог огня, бог земли, бог леса, бог неба. Бог неба назывался Сварог, а бог солнца – Ярило.

Ведущий. Свое представление о том, как родилась жизнь на земле, славяне отразили в легендах и мифах. Послушайте «Миф о Солнце» из романа «В лесах» П.И. Мельникова-Печерского.

Чтец. «Миф о Солнце» (отрывок).
Художественное чтение сопровождается музыкой Д.С. Бартнянского «Песнопение»; медленно открывается занавес.

Лежала Мать Сыра Земля во мраке и стуже. Мертва была – ни света, ни тепла, ни звуков, никакого движения. И сказал вечно юный, вечно радостный светлый Яр: «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль она, придется ли по мысли нам?». И пламень взора светлого Яра в одно мановенье пронизал неизмеримые слои мрака, что лежали над спавшей Землею. И где Ярилин взор прорезал Тьму, тамо воссияло солнце красное. И полились через Солнце жаркие волны лучезарного Ярилина света. Мать Сыра Земля ото сна пробуждалася и в юной красе раскинулась. Жадно пила она золотые лучи живоносного света и от того света палящая жизнь и томящая нега разлились по недрам ее.
Любы Земле Ярилины речи, возлюбила она бога светлого и от жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озерами.
Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из недр ея вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавали рыбы. И все жило, все любило и все пело хвалебные песни: отцу – Яриле, матери – Сырой Земле.

Ведущий. Слава Солнцу и всей Русской земле, родившейся в его лучах!

Чтец. «Русская земля» (песня-слава).

О светло светлая
И украсно украшена
Земля Русская!
И многими красотами
Удивлена еси,
Озеры многими
Удивлена еси.
Реками и кладезями
Месточестными,
Горами крутыми,
Холмы высокими,
Дубравами частыми,
Польми дивными,
Зверями различными,
Птицами бесчисленными,
Городы великими,
Селы дивными,
Винограды обительными,
Домы церковными
И князьями грозными,
Бояры честными,
Вельможами многими!
Всего еси исполнена
Земля Русская,
О правоверная
Вера христианская!

Ведущий. С верой христианской шли русские люди и на великий труд, и на великую битву, и на казнь.

Чтец. М.Ю. Лермонтов. «Молитва».
(Художественное чтение сопровождается тихой мелодией.)

Рассказчик. Как выразительно, как прекрасно звучит русское слово и в мифе, и в древнерусском тексте, и в тексте русского поэта. Эти слова хочется повторять и повторять. Кладовой бесценных сокровищ является русский фольклор – особое поэтическое искусство слова.

Родная речь певцу земля родная,
В ней предков неразменный клад лежит.

Ведущий-комментатор. Устное народное творчество – фольклор – это неписаная литература. Авторы фольклорных произведений нам неизвестны. Но мы понимаем, что создавали их талантливые люди с тонким вкусом. Это про них А.Пушкин сказал, что им присущи «какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться».

Рассказчик. Первые фольклорные произведения мы слышим от бабушки и мамы в самом раннем возрасте. Из поколения в поколение бережно передаются в народе колыбельные песни. Слово колыбельные происходит от слова колебать (колыхать, качать, зыбать). Отсюда и слова: колыбель, коляска.
Колыбельные песни не бывают очень длинными, редко в них встречается более 8 стихов. Тексты как бы сотканы из существительных и глаголов. Их легко понимает маленький ребенок. Рифма в них присутствует не везде. Обычно в запевах, припевах, концовках.

Ведущий. Послушайте колыбельные песни, бытующие в Воронежской области.
(На сцене 3 девочки, баюкая на руках кукол, поют по очереди негромко, но задушевно.)

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
И утащит во лесок.
И утащит во лесок
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,/
Нашу Машу не буди.

Котя, котенька, коток,
Котя – серенький хвосток!
Приди, котя, ночевать,
Мою детоньку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.

Баи-баи-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

Ведущий (обращается к гостям). А кто из вас не знает народную игровую песню «Сорока-белобока»? Вспомните, как мама, или бабушка, или папа водили пальчиком по вашей ладошке и приговаривали:

– Сорока, сорока!
Где была?
(Ведущий ждет, когда гости припомнят слова и продолжат песню.)
– Далеко!
На базар летала,
Покупки покупала,
Печку топила,
Кашку варила,
На порог скакала –
Гостей созывала.

Гости прилетели,
На крылечко сели.
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он по воду не ходил,
Дрова не рубил,
Печку не топил,
Кашку не варил.

Ведущий благодарит гостей за участие в игровой песне.

Рассказчик. Прибаутки и небылицы всегда забавляли слушателей. То это песенки, то стихи, то мудрое поучение, то коротенькие рассказики-разговоры – о невероятном событии, интересном характере.
Прибаутки и небылицы всегда веселые, они нам дарят улыбку, смех. Посмотрите, как точно в них слово, как стремительно развивается действие. И звучат они красиво, и запоминаются легко.
На сцене без объявления выступает фольклорный ансамбль с солистом.

(Пение сопровождается притоптыванием, танцевальными движениями, музыкальные инструменты отсутствуют.)

Хор. Коза-развиззеза
На базаре была.
Купила косу
За свою слезу.
Побежала мостом,
Киваючи хвостом.
Ты, коза-развиззеза,
Лубяные глаза,
На что тебе коса?

Солист. Сено косить.
Хор. А на что сено?
Солист. Коровок кормить.
Хор. А на что коровки?
Солист. Молочко доить.
Хор. А на что молочко?
Солист. Сырцы лепить.
Хор. А на что сырцы?
Солист. Пастухов кормить.
Хор. А где пастухи?
Солист. На войну пошли.
Хор. А где война?
Солист. Посреди гумна!

(Переговоры солиста и хора исполняются говорком.)
Без объявления участники фольклорного ансамбля разыгрывают веселые диалоги.

1. – Тит, а Тит! Пойдем молотить.
– Спина болит.
– Тит, пойдем мед пить.
– Дай поскорей шапку схватить!

2. – Федул, что губы надул?
– Да кафтан прожег.
– Зачинить можно?
– Да иглы нет.
– А велика дыра?
– Да один ворот остался.

3. – Эй, Фома, что из леса не идешь?
– Я медведя поймал!
– Так веди его сюда!
– Не идет.
– Так сам иди!
– Да он меня не пускает!

Ведущий. В небылицах, кажется, все разрешено, хоть весь мир вверх ногами переверни! А ведь интересно, какой он бывает, перевернутый мир?
Участники фольклорного ансамбля развертывают иллюстрацию-раскладушку к небылице, выполненную на больших листах бумаги, и громко читают.

1. Ехала деревня мимо мужика,
2. Вдруг из-под собаки лают ворота,
3. Выскочила палка с бабою в руке
4. И давай дубасить коня на мужике.
5. Лошадь ела сало, а мужик овес.
Вместе:
6. Лошадь села в сани, а мужик повез.

Фольклорный ансамбль без объявления исполняет игровую песню «А я по лугу с комариком гуляла».

Ведущий. В русском фольклоре загадки – веселое словесное искусство, затейливая игра, умная забава.

Рассказчик. Родились загадки давным-давно. Наши предки, пытаясь обмануть грозные силы природы, придумали особую, тайную, загадочную речь. Во время охотничьего сезона медведицу, например, полагалось называть коровой, петуха – голоногим, гром – туром. Из этой тайной речи и родились загадки.
В зимние вечера собирались в крестьянской избе и стар и мал. Кто-нибудь из стариков начинал задавать мудреные вопросы, а молодежь должна была отвечать. Начинали с загадок о человеке, об одежде, о доме, потом шли загадки про огород, сад, поле. А последними были загадки о снеге, громе, молнии.

Ведущий (обращается к гостям). Попробуйте и вы отгадать русские загадки, испытайте себя.
Участники праздника загадывают загадки:

1. Что есть у всех? (Имя)
2. Сидит баба на юру, ноги свесила в реку. (Мельница)
3. Стоит Филат, на нем сто заплат. (Капуста)
4. На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
5. Голубой платок,
Красный колобок
По платку катается,
Людям усмехается. (Солнце и небо)
6. Сперва блеск,
за блеском треск,
за треском плеск. (Молния, гром, дождь)

Фольклорная группа исполняет загадки о зайце и росе.
(Ответ на загадку исполняется говорком.)

1. Маленький,
Беленький,
Все полюшко
Прикружил,
По дорожке
Прыг-прыг!
По снежочку
Тык-тык!
– Это. зайка!

2. Заря-заряница,
Красна девица
По воду ходила,
Ключи обронила,
Месяц увидал –
Ни слова не сказал,
Солнце увидало –
Ключи подобрало.
– Это. роса!

Ведущий. Выразительной, замысловатой звукописью поражают нас скороговорки. Запомнить их непросто и выговорить нелегко – язык сломаешь! Но мы их любим и радуемся, когда наконец выговорим.
(К гостям.) Ну-ка, кто из вас повторит скороговорку? Выходи к гостям.
Участники фольклорной группы называют скороговорки, а желающие их повторяют.

1. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
2. Бык тупогуб, у быка губа тупа.
3. Бежит кошка по небу, догоню да поиму. Бежит лиса по шесточку: лизни, лиса, песочку!
4. Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша!
5. По двору-подворью в добром здоровье.
6. Свинья тупорыла, белорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла.
7. Съел молодец 33 пирога с пирогом да все с творогом.
8. Иван-болван молока болтал, да не выболтал.
9. Хохлатке хохотушки хохоток хохотали: ха-ха, ха-ха-ха!

Ведущий-комментатор. Для скороговорки важно не только чтобы ее проговорили как можно быстрее, еще важнее – произнести скороговорку без запинки, чисто и красиво. Ведь недаром русский народ дал скороговоркам еще одно имя – чистоговорка.
Фольклорный ансамбль исполняет распевно скороговорки про кукушонка и сову.

Кухумка кукушонку
Купила капюшон.
Кухумкин кукушонок
В капюшоне смешон.

Летела сова
Из соленого села
На четыре кола,
Колоприворотничка.

Рассказчик. Никто не знает, когда возникли пословицы – обиходные устные изречения народа. В пословицах слова обычно употребляются либо в переносном значении, либо прямые значения слов часто сочетаются с их переносным значением, причем необычно. На это обратил внимание еще М.В. Ломоносов в книге «Краткое руководство к красноречию» (1748 г.).

Ведущий (обращается к гостям). Объясните смысл пословицы: Шуба овечья, да душа человечья.

Рассказчик. В.И. Даль – современник, друг А.Пушкина – много лет своей жизни посвятил собиранию русских пословиц. Он же открыл удивительную поэтику русских пословиц, отметив, что есть пословица-стон, пословица-вздох, пословица-огорчение, пословица-улыбка. Слушаешь пословицу – и понимаешь, через какие испытания прошла душа русского человека, чтобы постичь премудрости жизни.

Ведущий (обращается к гостям). Послушайте музыкальные зарисовки пословиц и попробуйте определить их характер. Звучат музыкальные пьесы, написанные к пословицам.

1. Если б было все равно, так лазили б в окно, а то дверь прорубили. (Веселая, вызывает улыбку)
2. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. (Назидательная)
3. Беда никогда не приходит одна. (Вызывает чувство тревоги, передает трудный жизненный опыт)

Ведущие. Русские пословицы всегда с нами: учат жить, веселят, утешают в беде.
Члены фольклорной группы друг за другом называют пословицы и поговорки:

1. Велика святорусская земля, а правде нигде нет места.
2. Русский молодец – ста басурманам конец.
3. Кушай варенье, да слушай говоренье.
4. Не спеши языком, торопись делом.
5. Щи хлебай, да поменьше бай! Ешь капусту, да не мели попусту!
6. Умный молчит, когда дурак ворчит.
7. Чужим умом жить – добра не нажить.
8. Дурак дураку рад.
9. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
10. Этот ананас не для нас.
11. Счастье дороже богатства.
12. Молись, а злых дел берегись.

Группа девочек исполняет русский народный танец.
На сцене установлена скамья. На ней 3 девочки, исполняющие роль сказительниц. Звучат русские докучные сказки.

1. Жили-были два братца – кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
2. Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?
3. – Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
– Скажи.
– Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
– Скажи.
– Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

Рассказчик. Как понимать слово докучные? Докучать (кому, чему) — значит «надоедать, неотступно просить». Докучные сказки, как вы поняли, можно рассказывать долго, у них нет конца.

Ведущий-комментатор. Но мы остановим наших сказительниц. Хватит толковать, пора другую сказку начинать.

Рассказчик. Сказка – один из самых любимых народом жанров фольклора. Большим ценителем и знатоком русских народных сказок был замечательный ученый-лингвист, уроженец города Боброва Воронежской области Александр Николаевич Афанасьев. Его научные труды получили высокую оценку и в России, и за рубежом. Трехтомная работа ученого «Поэтические воззрения славян на природу» является классической, не имеющей аналога в мировой науке. Мы гордимся своим земляком. Это был к тому же справедливый и смелый человек. Он не побоялся второй выпуск своего собрания сочинений открыть сказкой «О кочетке и курице». Это редчайшая сказка в русском фольклоре. Сказочники побаивались рассказывать ее посторонним людям, тем более печатать. Она не так уж безобидна, как может показаться с первого взгляда.

Ведущий. Послушайте и подумайте, в чем тут дело.

СКАЗКА О КОЧЕТКЕ И КУРИЦЕ
(Инсценирование в масках и русских народных костюмах)

Ведущий (беседует с гостями). Чем страшна была сказка? О чем она говорит?

Рассказчик. Она была страшна своим свободомыслием. Сказка говорит не только о беде, которая приключилась с курицей. Настоящий смысл сказки в другом. Казалось бы, дело ясное: виноват петух; но бояре рассудили иначе – они добрались до волка. Но и он не виноват. Сказочник иронизирует над неумным судебным разбирательством, над обыкновением все валить на Божью волю даже тогда, когда вина виноватого очевидна.

Ведущий-комментатор. «Сказка о кочетке и курице» радует ум, как орнамент радует глаз. Сказочные формулы, в которых за вопросом следует ответ, напоминают орнаментальный узор.
Но ценность сказки не только в игре ума, но и в правде, которую она несет.
Это кумулятивная (или цепевидная) сказка. Cumulatio в переводе с латинского означает увеличение, скопление. К этому типу сказок относятся «Колобок», «Репка», «Теремок». В них сходные, иногда точно повторяющиеся действия следуют друг за другом и соединяются, как звенья в цепи.

Ведущий. Русская народная сказка, записанная А.Н. Афанасьевым, «Журавль и цапля». (Инсценирование в масках и русских народных костюмах. Звучит балалайка.)

Ведущий. Русская народная сказка «Теремок». (Инсценирование в масках и русских народных костюмах.)

Ведущий. А сейчас мы вам покажем, что такое русские детские словесные игры: игра-поддевка и шутка-балагурка.

Ведущий (обращается к гостям). Повторяйте за мной.

– Я пойду в лес.
– И я.
– Найду осину.
– И я.
– Выдолблю корыто.
– И я.
– Налью помой.
– И я.
– Свиньи будут исть.
– И ты.

Ведущий (обращается к гостям). Давайте посмотрим и разучим с вами старинную русскую игру.

Ведущий-комментатор. Эта старинная игра немножко похожа на танец. Начинается она с красивой считалки.

Под горою у реки
Живут гномы-старики.
У них колокол висит,
Рассеребряный звонит:
Диги-диги-диги-дон,
Выходи из круга вон!

Пара играющих, выбранная по считалке, берется за руки и поднимает их вверх. В получившиеся «ворота» цепочкой проходят ребята и поют:

Идет матушка весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел –
Всех детей провел,
А за ним и апрель –
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май –
Сколько хочешь гуляй!

Когда все дети прошли через «ворота», ребята, выбранные по считалке, опуская руки, разъединяют цепочку. Один участник игры идет влево, следующий – вправо. Обойдя «ворота», они составляют новые пары. Пары становятся друг за другом позади «ворот». Один из играющих остается без пары. Он входит в «ворота» и задорно поет.

Ходит матушка весна
По полям, лесам одна.
Первый раз прощается,
Другой запрещается,
А на третий раз
Разведу я вас!

Ребром ладони он разъединяет руки ребятам. Образующиеся два ряда медленно уходят, заканчивая игру (фольклорная группа вместе с гостями проводит игру).

Ведущий. Наш праздник «Слов русских золотая россыпь» подходит к концу. В заключение приглашаем всех в веселый хоровод.

Ведущий-комментатор. Водить хоровод – это не просто «ходить кругами», это еще и петь, и танцевать, и исполнять интересные роли.
Хоровод – это и танец, и игра. Водя хоровод, все вместе, сообща, притоптывают, хлопают в ладошки, сообща веселятся и радуются.
(Все участники праздника и гости становятся в хоровод.)
Хоровод сопровождается припевками:

1. Веселей-ко
Бей ногами,
Бей ногами,
Пляши с нами!

2. Этак! Этак!
Да вот так!
Этак! Этак!
Еще так!

3. Ой ли
Ой ли-лёль!
Поплясать еще изволь!

4. То ли, сё ли,
Ну и что ли,
Попляши,
Иван, поболе!

5. Скачи, скачи
По соломушке,
Не жалей лаптей
В хороводушке!

1. Душа грустит о небесах,
Она нездешних нив жилица.
Люблю, когда на деревах
Огонь зеленый шевелится.

2. То сучья золотых стволов,
Как свечи, теплятся пред тайной,
И расцветают звезды слов
На их листве первоначальной.

3. Мы благодарим всех, кто пришел к нам на праздник, всех, кто любит и понимает русский фольклор, народное искусство слова.

Литература
1. Русская народная словесность. Автор-составитель Костанен Н.Н. М.: Просвещение, 1994.
2. Волшебный клад. Составитель Андреева Р.В. Воронеж: Центрально-Черноземное книжн. изд-во, 1995.
3. От зимы до зимы. Составители: Науменко Г., Новлянской З. М.: Детская литература, 1982.
4. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М.: Детская литература, 1984.
5. Даль В.И. Пословицы русского народа. СПб.: ДИАМАНТ, 1996.
6. Зебряк Т. Пословица – всем делам помощница. Триста маленьких фортепианных пьес для чтения с листа. М.: КИФАРА, 1996.
7. Мифы древних славян. Составители: Баженова А.И., Вардугине В.И. Саратов: Надежда, 1993.
8. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Мастерская слова. М.: Просвещение, 1994.
9. Баю-баю баиньки. Русские народные колыбельные песни. М.: Малыш, 1993.

если вы хотите разместить свои работы сюда