Спонсор пары в бальных танцах

Пути повышения объективности судейства спортивных бальных танцев.

4. Ограничение числа пар в заходе. Выбор площадки для проведения турнира.

Серьезным недостатком сложившейся системы соревнований в спортивных бальных танцах является то, что на крупных турнирах в одном заходе одновременно могут участвовать 14 и более пар. В этом случае у судьи около 5-6 секунд на оценку каждой из пар. При таком количестве пары заслоняют друг друга, а ведь судья обязан отследить каждую из них, увидеть номер, а главное — сравнить. Охватить взглядом площадку, проследить за парой на фоне других пар, все это становится практически невозможным. В результате судьи вынуждены судить о паре по какому-то обрывку танцевальной схемы или по рейтингу пары т.е. по прошлым заслугам. Зачастую, танцуя сегодня, пара получает оценку за вчерашний и позавчерашний танец, а результаты турнира отстают от реального положения дел на площадке. А ведь каждая из пар серьезно готовится к турниру и имеет право на то, чтобы ее действительно оценивали и сравнивали.
Сейчас организаторы пытаются найти выход из ситуации за счет приглашения большого числа судей, используя принцип «то, что не успел отметить один судья — отметит другой», однако это помогает лишь частично и не решает проблему в корне.
Неубедителен довод о том, что раз на зарубежных турнирах выпускают большое количество пар в заходе, то и мы, дескать, тоже так будем делать. Эта проблема является общей для всех крупных турниров вне зависимости от страны и организатора.
Совсем некомфортными являются такие соревнования для участников, не выручает даже большой метраж паркета. Те, кто часто наблюдает за современными турнирами, могли отметить, что некоторые заходы танца квикстеп напоминают гонки на выживание, а во время исполнения латиноамериканской программы иногда возникает ощущение битвы. Не редкими стали травмы танцоров, являющиеся результатом столкновений и различных маховых движений. И в этих условиях нам хочется, чтобы участники показали настоящий, эмоционально насыщенный танец!
Некомфортными являются такие соревнования и для судей. Как было сказано выше, судье очень трудно, сравнить все 14-18 пар, которые находятся на паркете. Но, допустим, нашелся такой ответственный арбитр, который поставил себе целью никого не пропустить и просмотреть все 14-18 пар захода. Что его ожидает? А ожидает его работа с предельной концентрацией внимания при постоянной нехватке времени, т.е. в стрессе, и так в течение нескольких часов, хорошо, если не целого дня!
У этой проблемы есть еще один, возможно, даже еще более важный аспект. Многие специалисты, да и просто любители танца, которые следят за их развитием, сейчас обеспокоены тем, что бальные танцы становятся СЛИШКОМ спортивными. Танец превращается в набор трюков, а партнерша в спортивный снаряд. Но танцоры вынуждены идти по этому пути! Если пара показывает хороший, внутренне насыщенный танец, не факт, что ее заметят, если рядом еще 14-18 других пар. В этих условиях необходимо чем-то выделиться, как-то обратить на себя внимание большинства судей. Если же на площадке будет 6-8 пар, то у судьи появится время на оценку внутреннего содержания танца, а не внешних эффектов.
Итак, что мы имеем: пары, которые приехали за объективным судейством и не могут его получить, судей, вынужденных работать, как автоматы, танец, который перестает быть танцем и превращается в набор трюков. Ничего себе праздник танца, нечего сказать.
Возникает вопрос, тогда зачем и кому вообще нужны заходы с большим числом пар? А ответ прост необходимо, чтобы организатор конкурса получил прибыль и не остался в «минусе», иначе никто не захочет организовывать соревнования. Чем больше пар на паркете, тем больше средств удалось собрать, значит, удастся покрыть расходы, основная часть которых — аренда помещения.
Как же тогда быть, как сократить число пар в заходе, но при этом собрать нужные для проведения конкурса средства?
Я думаю, что для нормального сравнения и оценки, на паркет не должно быть более 8 пар в категории «взрослые» при стандартной системе судейства «крестиками». В МФСТ начиная со второго тура используется система оценки по местам. Эта система имеет свои плюсы и минусы, но, совершенно точно, требует больше времени для сравнения пар, и, в этом случае, целесообразно ограничить количество пар в заходе шестью.
Ниже по тексту я предлагаю различные варианты решения проблемы, что потребует некоторых изменений организационной формы турниров. Причем эти изменения могут быть различны в зависимости от конкретного зала и конкретного турнира.
Изменение 1 (больше относится к небольшим турнирам). Оптимизация плана-сценария соревнования.
На небольших конкурсах решению проблемы может помочь более грамотное составление расписания (плана-сценария) соревнования. Часто, для того чтобы участники могли «побольше потанцевать», в первых турах отсеивают небольшое число пар. При этом количество предварительных туров конкурса возрастает. Соответственно, чтобы уложиться по времени приходится увеличивать число пар в заходе.
«Потанцевать побольше» это, конечно, хорошо, но это можно сделать и на прогоне у себя в клубе. На конкурс пары приезжают в первую очередь за объективным судейством.
Именно этот факт должны четко сознавать члены судейской коллегии, ответственные за составление плана-сценария конкурса, и этого уже будет достаточно, чтобы изменить ситуацию к лучшему на многих небольших клубных конкурсах.
Изменение 2 (больше относится к крупным турнирам). Разделение площадки при исполнении латиноамериканской программы танцев.
Все мы привыкли, что соревнования в стандартной и латиноамериканской программах проходят на одной и той же площадке. Всем так же известно, что латиноамериканские танцы не требуют такого большого объема пространства, которое необходимо для исполнения стандартных танцев. Но тогда в латиноамериканской программе ничто не мешает разделить заход из 12-16 пар на два параллельных подзахода по 6-8 пар простым делением площадки пополам (что с помощью рекламных щитов можно сделать буквально за минуту). Крупные турниры обычно обслуживаются бригадой из 9-11 арбитров, которые в этом случае также делятся на две половины: по 5 арбитров на каждую часть зала.
Особенно хочется подчеркнуть, что в этом случае ничего не нужно дополнительно, только внести небольшие изменения в программу распределения участников на заходы. При этом время на проведение латиноамериканской программы может даже несколько сократиться (если, скажем, площадка достаточно велика и вместо заходов по 14 пар будут танцевать подзаходы по 8).
Изменение 3 (касается самых крупных турниров). Создание параллельных площадок.
Большинство залов, арендуемых для проведения крупных соревнований, имеют большие площади, используемые под покрытие паркетом лишь частично. Иногда выкладываются два паркетных покрытия, и параллельно с основным проходит турнир по юношеской или детской возрастной группе или один большой танцевальный паркет в предварительных турах делят на две половины.
В качестве примера возьмем Чемпионат РТС-2011, который прошел в «Крокус-экспо». Зал был выбран впечатляющих размеров, с его одной стороны, за зрительскими местами, осталось довольно большая часть зала, которая никак не использовалась. В предварительных турах паркет делили пополам, и проводили соревнования в разных возрастных группах на своей половине, что сократило время проведения турнира.
Однако, можно пойти дальше. Если использовать всю полезную площадь зала (или ее большую часть) и положить дополнительный паркет (сделать несколько паркетных площадок), то первые несколько туров соревнования в каждой из возрастных групп могут проводиться одновременно на 2-х параллельно расположенных площадках.
Например, все нечетные заходы танцуют на первой площадке, все четные – на второй (1-й и 2-й заходы танцуют одновременно, затем 3-й и 4-й и т.д.). Судейская бригада при этом делится на 2 группы, каждая из которых обслуживает свою площадку. Введением соответствующих поправок в компьютерную программу распределения по заходам, можно добиться, того чтобы каждая из пар станцевала 3 танца на одной площадке и 2 танца – на другой (если исполняются 5 танцев), что обеспечит всем танцорам практически равные условия.
При необходимости, первые туры очень крупных соревнований могут проводиться на 3-х и более параллельных площадках аналогичным образом. Так это происходит в теннисе, где каждый тур проходит параллельно на нескольких кортах.
Все вышесказанное позволит ввести ограничение на максимально возможное число пар в заходе. Конечно, потребуются дополнительные затраты на приобретение паркета для дополнительных площадок, однако сокращение времени проведения турниров позволит постепенно окупить эти затраты, если не за один турнир, то за несколько.
Изменение 4. Разделение крупных турниров на более мелкие (в тех случаях, когда это возможно).
Некоторые турниры вообще не целесообразно проводить на больших площадках.
Например, первенства Москвы по версии МФСТ раньше проходили в различные дни для разных возрастных и классификационных групп. Стремление сделать один большой красивый турнир понятно. Однако, необходимость провести соревнования всех возрастных групп всех классов за два дня и уложиться по времени, привела к необходимости формировать заходы по 14-18 пар. Кроме того, чтобы уменьшить затраты, был снят зал в Московской области, и многие пары просто не приехали из-за его удаленности.
Когда большое количество танцоров соревнуются друг с другом на одном турнире, необходимость большой площадки очевидна. В случае первенств мы фактически имеем множество небольших отдельных турниров, объединение которых не улучшает, а ухудшает их качество.
Важность правильного выбора площадки для проведения турнира.
Вообще, использование чрезмерно больших залов с удаленными от площадок трибунами идет во вред бальному танцу. От танцевального зрелища зритель может и должен получать заряд положительных эмоций. Если расстояние между танцорами и зрителями слишком велико, например, как в залах «Лужников», то эмоциональный контакт не устанавливается. Издалека танцоры напоминают забавно двигающиеся игрушечные фигурки, а зрители не видят смысла в посещении таких турниров. А вот зал единоборств ЦСКА такой эмоциональный контакт обеспечивает. Смотреть турниры в таких залах интересно, так как зрители чувствуют эмоции исполнителей и становятся вовлеченными в происходящее на паркете действо. Соответственно, если мы хотим привлечь на трибуны зрителей, конкурсы нужно проводить в подобных залах или подобным образом размещать зрительские места, как это было сделано в уже упоминавшемся «Крокус-экспо». Помимо роста популярности бального танца, повышение посещаемости турниров позволит собрать необходимые средства, о которых мы уже говорили выше.
Турниры в больших спортивных залах не обеспечивают эмоционального контакта и являются, по сути, чисто спортивными мероприятиями. Это мероприятия для самих танцоров, они не интересны для зрителей, которые все чувствуют, и которых в любом случае не обманешь.
Поскольку мы начали разговор о зрителях, хотелось бы обратить внимание на еще одну проблему, которая возникает на интересных и посещаемых турнирах. На большинстве конкурсов зрительские билеты продаются без указания точного места. В итоге зрители сталкиваются с тем, что сидячие места заняты шарфиками бутылочками и т.п. Шарфики эти расстилают вокруг себя или родители молодых танцоров, чтобы их чада могли посидеть рядом в перерывах между турами или сами танцоры, и те и другие приезжают на турнир заранее. В итоге, мы имеем полупустые на первый взгляд трибуны, но когда начинаешь разбираться, то оказывается, что зрителям некуда сесть и приходится следить за происходящим на площадке стоя в проходах. Думается, на зрительских местах должны находиться зрители, а не бутылочки и это должно быть правилом. Судья информатор может озвучивать это правило, пока оно не станет нормой, а судьи при участниках должны контролировать его соблюдение.
Подведем итог. Устраивают ли всех нас турниры с 12-18 парами в заходе? Организаторы не будут ничего менять, пока всех все устраивает. Если нет, то нужно донести эту мысль до руководства танцевальных федераций. Тогда, под давлением общественного мнения, станет возможным принятие пункта правил ограничивающего максимальное число пар в заходе.
В результате: распределение мест на турнирах станет более объективным, судьи получат возможность работать как специалисты, а не как автоматы, и главное – танец начнет развиваться в другом направлении, он снова сможет стать бальным.

При перепечатке материалов статьи прямая ссылка на данный сайт обязательна.
(c) СТК S-Клуб 2011г.

Классификация в бальных танцах по возрастным группам

Сегодня я хотел бы продолжить однажды начатую тему классификации танцоров, и, продолжить ее темой классификации по возрастным группам. Если в прошлый раз мы с Вами говорили о классификации по классам подготовки танцоров , то сегодня мы завершим это дело разговором о классификации в бальных танцах по возрасту.

Очень часто в своих статьях я упоминаю о различных фестивалях и видах соревнований. Также Вы могли обратить внимание на наличие в моих текстах таких слова как «любители» и «профессионалы». Бывало, что проскакивали и не для всех ясные категории «Юниоры» или «Сеньоры»… В общем, не буду ходить вокруг да около, умничать и красноречиво изъясняться, а перейду к делу по сути, и далее мы с Вами поговорим о классификации танцоров в бальных танцах по возрастным группам.

В соответствии с Правилами Всемирной федерации танцевального спорта (WDSF) в СТСР (Союз Танцевального Спорта России) введены следующие возрастные категории:

* ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Добавлена возрастная категория “С-4” (Сеньоры-4). Возраст для данной категории 65/60 лет и старше.

Как всем нам известно, одной из отличительных особенностей бальных танцев от других является то, что они парные. Поэтому, говоря о классификации в бальных танцах по возрастным группам, существует правило, что второй партнер в паре может быть моложе низшей возрастной границы своей возрастной категории. Для категорий «Дети – 2», «Юниоры – 1», «Юниоры – 2» и «Молодёжь» – это максимум на два года, а в категории «Взрослые» — максимум на пять лет.

И еще один важный момент . Организаторы соревнований всех уровней от клубного до международного, обязаны применять в устных объявлениях, официальных документах и другой печатной продукции обозначения возрастных категорий (нажмите на картинку, чтобы увеличить ее):

К примеру, до конца 2013 года, существовало правило, что оба партнера в категории «Сеньоры-1» не могут быть моложе 35 лет. С 1-го января 2014 года это правило было переписано, и, не только в этой части.

Не удивляйтесь, когда Вам встретится категория «Дети Войны». Соревнования в этой категории предусмотрены исключительно для спортсменов, рожденных в период 1941 – 1945 годов, но с течением времени таких соревнований практически не осталось, а сама категория останется в прошлом.

Особенно важным правилом в спортивно-бальных танцах является влияние возрастной категории на возможность принимать участие в определенных классах подготовки танцоров. К примеру, если Вашему ребенку в текущем году исполняется аж 11 лет(!), он соответственно подпадает под категорию «Дети – 2», и Вы уверены, что он уже может на равных участвовать в “мировых” соревнованиях (то есть в «S» или «М» классе) – вынужден Вам сообщить, что максимально высокий класс в котором Ваше чадо могло бы соревноваться, это «С» класс.

Возможно, у некоторых из Вас это правило вызовет абсолютное непонимание и возмущение, но согласитесь, что в 11 лет, далеко не все детки способны технически выполнить Латиноамериканскую и Европейскую программу бальных танцев на “S” или “М” класс. Однако, я всегда говорил, и буду говорить: бывает и исключение!

Также хочу заметить, что согласно этих правил, турниры в “М” классе доступны танцорам достигшим возрастной группы “Молодежь-2”, “Взрослые”, “Сеньоры-1”, “Сеньоры-2”, “Сеньоры-3”.

Приведу Вам таблицу, которая наглядно объясняет сказанное:

* ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Возрастная категория “С-4” (Сеньоры-4) также имеет разрешенные классы: “E”, “D”, “C”, “B”, “A”, “S”, “M”.

Собственно одно правило порождает другое, а другое порождает третье, и так до тех пор, пока условно последнее не перетекает в первое! Своеобразный замкнутый круг, на котором держится любая дисциплина. Не являются исключением и спортивные бальные танцы, в которых классификация танцоров в бальных танцах по возрастным группам влияет на возможность участия в соревнованиях определенных классов подготовки танцоров, а каждый класс подготовки, предусматривает определенно разрешенный наряд для танцора, который является обязательным условием участия в соревнованиях.

Однако, тема одежды – это уже отдельный разговор, которому Вы обязательно должны уделить свое внимание! Предлагаю Вам узнать больше о том, какие требования для костюма в спортивных бальных танцах существуют сегодня.

1.2 Факторы успеха танцевальной пары. Актуальные проблемы работы с парами спортивно-бального танца

1.2. Факторы успеха танцевальной пары. Актуальные проблемы работы с парами спортивно-бального танца

На воспитание успешной, конкурентно способной пары оказывает влияние комплекс внешних и внутренних факторов, которые необходимо использовать или учитывать в своей работе.

Ко внешним факторам мы относим внешние данные партнёров, их физические (врождённые и приобретённые) способности, уровень танцевания партнёров. Фактически эти факторы впоследствии оцениваются судьями, так как являются важной составляющей того или иного критерия оценки танцевания пары. Линия, Рамка, Позиция в паре, Работа ног и стоп, Представление, Стиль пары, Шейп напрямую связаны с внешними факторами.

Говоря о внешних данных партнёров, мы подразумеваем рост и комплекцию, то есть телосложение. Эффектно смотрятся на паркете стройные и высокие партнёры, такие пары, как правило, специализируются на Европейской программе, так как именно в этой программе они судятся лучше всего. Это логично, так как Рамка, Позиция в паре, Шейпы даются таким партнёрам лучше всего. Популярен также другой тип телосложения, когда партнёры среднего или высокого роста, с хорошо проработанными мышцами и пропорциональным соотношением мышечной и жировой ткани. Обычно такие пары отлично смотрятся в латине, так как они сильные не только физически, но и эмоционально, выразительно и ярко смотрятся на паркете, заряжают всех своей энергией. И такой критерий как Представление, особенно важный для латиноамериканской программы у такой пары оценивается высоко.

Но помимо роста и телосложения важна общая привлекательность, классические черты лица или яркие, запоминающиеся. Выразительные большие глаза с длинными ресницами, пухлые губы, гладкая, желательно смуглая кожа, выразительная мимика станут плюсом. Причём внешняя привлекательность в традиционном представлении станет важной составляющей и для внутренних факторов успеха. Ведь от того, насколько привлекателен партнёр, может зависеть и мотивация танцоров.

Относим мы к внешним данным и такой момент, как чистоплотность. Бальные танцы предполагают тесный физический контакт, поэтому надо с детства формировать высокие гигиенические требования. Отсутствие запаха пота, запаха изо рта, аккуратные ногти, чистые уши, отсутствие лишних волос на теле играют важную роль в восприятии партнёрами друг друга.

Природные и приобретённые физические способности перекликаются, частично с внешними данными, частично, связаны с финансовым положением и организацией тренировочного процесса.

Под природными способностями мы подразумеваем то, что впоследствии будет оцениваться судьями по критериям Ритм, Музыкальность, Баланс. То есть это врождённое чувство ритма, наличие музыкального слуха, координация движений, хороший вестибулярный аппарат, хороший мышечный тонус.

Приобретённые способности — это качества, которые развиваются в процессе обучения, во время тренировок и занятий: чувство ритма, музыкальная отзывчивость, культура и выразительность движений, координация, сила, выносливость и другие необходимые для достижения исполнительского мастерства физические и танцевальные данные.

Разумеется, важную роль играет такой внешний фактор как Финансовое положение. Костюмы для латины и стандарта (от 15000 один комплект для партнёра, от 20000 комплект для партнёрши) и аксессуары — от 1000 рублей), укладка (от 1500 рублей мужская и от 2000 женская), макияж (500 рублей нанесение тона на партнёра, от 2000 макияж для партнёрши), от 2000 рублей автозагар или посещение солярия, тренировочный процесс (от 20000 рублей в месяц), участие в соревнованиях (средняя стоимость турнира без укладки и макияжа около 3000 на человека), сборах (от 15000 рублей) требуют вложений. Причём редкая пара обходится минимальными вложениями. Внешняя привлекательность партнёров и физические способности, уровень подготовки связаны с финансовыми вложениями. Как именно финансы влияют на внешнюю привлекательность? Всё предельно просто. Если пара может позволить себе загорать в солярии (моду на загар для танцоров ввела Коко Шанель в 1924 году, когда создавала костюмы для балета «Голубой экспресс» в рамках Русских сезонов С.П.Дягилева), дорогие костюмы из качественных тканей, декорированные стразами Сваровски, профессиональная укладка и макияж придают паре особую выразительность и привлекательность. Думаю, что излишне говорить, что занятия спортом с тренером, музыкой с преподавателями и другие занятия помогают развить природные физические способности. И, конечно же, качество и объём тренировок, мастер-классы, семинары, сборы, которые посещает пара помогают оттачивать мастерство, поднять его на новый уровень. А без финансовых вложений это невозможно.

Но финансовые вложения будут бессмысленными, если организация тренировочного процесса не продумана. От правильно выбранного клуба и тренерского состава, педагогов по необходимым дисциплинам зависит карьера пары, а, следовательно, осмысленность вложений. Например, Танцевальный клуб «Латинский квартал» занимает 4 место в мировом рейтинге и готовит отличных танцоров. В составе клуба тренера, имеющие высокий танцевальный класс (в основном Международный, звания КМС или Мастер спорта), огромный опыт танцевания, тренерской и судейской деятельности, высокую судейскую категорию, что позволяет не только всесторонне развивать пары, но и передавать опыт из всех сфер танцевальной деятельности. Даже преподаватели хореографии, стрейчинга, тайбо, ОФП являются не только профессиональными тренерами в этих дисциплинах, но и бывшими танцорами. Поэтому в «Латинском квартале» обеспечивают достаточное количество разноплановых тренировок, а главное гарантируют их надлежащее качество. Следовательно, вложения родителей или спонсоров пары гарантировано окупаются. Поэтому танцевальные пары клуба «Латинский квартал» стабильно танцуют на турнирах различного уровня, занимая призовые места.

Помимо внешних факторов огромное значение для воспитания успешной пары имеют внутренние факторы.

К данной группе относится заинтересованность родителей, мотивация танцоров, психологическая совместимость партнёров, их общий уровень культуры (в том числе умение партнёров самостоятельно бороться с конфликтными ситуациями). Внутренние факторы заслуживают особого внимания и ответственности педагога.

Заинтересованность родителей – без этого фактора не будет танцев и успешного танцевания. Ведь именно родители вкладывают значительные средства в развитие танцевальной пары, возят детей на тренировки и турниры, занимаются костюмами. Причём в некоторых случаях вложения окупаются через несколько лет, и только искренняя заинтересованность родителей помогает им спокойно пережить время первоначальной подготовки. При этом родители должны соблюдать дистанцию, не должны диктовать детям, и тем более тренерам, что и как делать. Их задача помогать морально, финансировать занятия, выполнять рекомендации тренера, но не вмешиваться в тренировочный процесс иными способами. Правильно направленный интерес родителей помогает сформировать правильно направленную мотивацию самих танцоров. А ведь мотивация это один из самых главных внутренних факторов.

Мотивация — это внутреннее побуждение танцоров к достижению цели. Именно мотивация помогает собраться и пойти на тренировку вне зависимости от самочувствия и усталости, несмотря на то, что ровесники играют и гуляют. Наличие мотивации помогает преодолевать серьёзные нагрузки. При этом важно чтобы мотивация была разумной, так как излишняя мотивация может повысить уровень тревожности, снижает уверенность в себе. А недостаточная мотивация не является стимулом к качественным тренировкам и выступлениям на соревнованиях.

Для того, чтобы определить уровень мотивации и её направленность существует множество методик. Можно использовать Методику В.И. Тропикова «Изучения мотивов занятий спортом». [1] Эта методика включает в себя 12 степеней:

  • общение
  • познание
  • получение материальных благ
  • развитие характера и психических качеств
  • физического совершенства;
  • улучшения самочувствия и здоровья;
  • эстетического удовольствия и острых ощущений;
  • приобретения полезных для жизни умений и знаний;
  • потребность в одобрении;
  • повышение престижа, желание славы;
  • коллективистская направленность.

Психологическая совместимость партнёров – важный фактор успеха танцевальной пары. Психологическая совместимость — характеристика длительного взаимодействия между людьми, при котором проявления свойственных устойчивых черт характера не приводят к длительным и неразрешимым без внешнего вмешательства противоречиям. Акцентуации характера, тип личности, уровень интроверсии-экстраверсии, темперамент и другие присущие каждому человеку черты должны позволять паре комфортно сосуществовать, вырабатывать совместные цели.

Общая культура – разумеется, общая культура играет огромную роль в формировании успешной пары. Ведь именно этот фактор позволяет наладить первоначальный контакт в паре, а впоследствии предупреждать или продуктивно разрешать конфликтные ситуации.

То есть эстетика, физическая подготовка, соблюдение этикета и психология партнёров – ключевые факторы успешного танцевания.

Так как факторов, влияющих на успех танцевального дуэта много и на пару, влияет множество внешних, а главное, внутренних факторов необходимо стабилизировать отношения в паре.

В своей работе я остановлюсь на внутренних, то есть психологических факторах, как на ключевых, так как этот немаловажный аспект танцевания изучен и раскрыт менее других. И взаимоотношения в танцевальной паре я рассматриваю как самый важный фактор результативности танцевальной пары.

Все проблемы, возникающие в танцевании пары можно разделить на несколько групп.

В первую группу входят проблемы технического, исполнительского мастерства. Музыкальность, физическая подготовка танцоров, координация движений и баланс, качество исполнения элементов, способность запоминать и применять информацию, полученную на тренировках. Эти и подобные проблемы важны, однако преодолимы, так как в сфере технической работы с парой есть рекомендации, общие для большинства пар и ситуаций. Как пишут Калинкина Е. В., Осанов В. А. в работе «Бальные танцы и их взаимосвязь с другими видами спорта»: «В танцевальном спорте важны показатели высокой техники: – умение успешно, эффективно тренироваться – стабильные рабочие отношения в паре – умение психологически выдерживать конкуренцию – способность рационально использовать силы, время, мысли, взаимоотношения и прочее в карьере – гармония между профессиональной и личной жизнью – умение делать выбор и принимать решение в сложных ситуациях – умение серьезно работать над каждым элементом – умение слушать преподавателя – умение вызывать и сохранять особую психологическую атмосферу танца, чувствовать себя в нем – умение выигрывать и проигрывать –умение уважать своих конкурентов и других танцоров, не достигших еще такого уровня, который есть у вас». [2]

Вторая группа – проблемы художественные: артистизм, умение передавать эмоциональную составляющую танца, которые играют огромную роль. Ведь каждый танец европейской и латиноамериканской программы имеют не только собственную историю, как было сказано выше, но и идею. Например, пасодобль это танец – конфликтная ситуация, танец борьба, танец страстный и агрессивный, танго – тоже конфликтная ситуация, но конфликтная ситуация взаимоотношений, танец в котором конфликтная ситуация перешла в критическую стадию. То есть нужно танцевать, играть спектакль, проживать маленькую жизнь. Эти проблемы также решаются при помощи методик, которые применяют при работе с актёрами.

Третья группа – проблемы психологического характера. Важно чтобы партнёры умели идти на уступки друг другу, обладали высоким уровнем эмпатии. Например, румба – танец любви. Но кто-то вкладывает в эту историю несчастную любовь, а кто-то – взаимную. Если партнёр и партнёрша станцуют каждый своё виденье, отличное от другого, то единой картины не получится.

И именно эта группа требует особого внимания. Специалистов психологов, педагогов психологов, понимающих специфику бальных танцев – единицы. А нежелание тренеров делиться друг с другом информацией о возникающих в паре проблемах и о том, как эти проблемы были разрешены, лишь усиливает проблему.

И конфликтная ситуация в паре, в конечном итоге – самая сложная проблема при работе с танцевальными дуэтами. Ведь конфликтная ситуация мешает решать проблемы из первых трёх групп.

Но все труды могут оказаться напрасными, если в паре существуют неразрешённые конфликтные ситуации. Ведь наличие противоречий заставляет людей действовать вопреки здравому смыслу, вопреки интересам пары и клуба, который эта пара представляет. Психолог мог бы решить эти проблемы, однако при работе со спортсменами важно учитывать специфику вида спорта. Иногда именно конфликтная ситуация, надрыв помогают паре быть успешной и эффективной. И психолог должен выявить не просто конфликтную ситуацию, а проблему в паре, которая мешает танцевать и убрать именно её, оставив неприкосновенной особенности пары, делающие пару парой победителей.

Однако стрессовая ситуация, которая возникает в результате внутреннего конфликта в паре не позволяет танцевать стабильно на всех турнирах, что усложняет процесс тренировок и подготовки к соревнованиям.

И только знание специфики бальных танцев может помочь развитию пары. Другими словами, необходима методика, которая позволила бы тренеру выявить конфликтную ситуацию, найти её источник и пути решения конфликтной ситуации. Потому что даже самый лучший психолог не может помочь в данном случае, ведь для этого надо знать всё о бальных танцах, о подготовке танцоров. А короткого рассказа тренера недостаточно для того, чтобы специалист мог качественно работать с парой.

При этом важно учесть и то, что часть конфликтных ситуаций в паре порождают педагоги, которые работают с танцевальным дуэтом, родители танцоров, если речь идёт о детских танцевальных дуэтах. Ведь яростная конкуренция между собой у тренеров, попытка родителей танцоров выяснить: кто из партнёров танцует лучше, а кто «слабое звено» в паре неизбежно приводит к тому, что дети перенимают стратегию поведения взрослых. В результате конфликтные ситуации возникают и множатся, а результативность пары пропорционально снижается.

Выводы к первой главе:

  1. Спортивные бальные танцы — это сочетание спорта и искусства.
  2. Для успешного танцевания важны не только технические и физические аспекты, но и психологическая совместимость танцоров, умение преодолевать конфликтные ситуации.
  3. Так как выбор партнёров достаточно небольшой не всегда есть возможность подбирать партнёров, подходящих по психотипу, поэтому предельно важно умение выстраивать конструктивные взаимоотношения.
  4. Необходимы адаптированные методики, которые позволяют выявлять конфликтные ситуации в танцевальной паре и разрешать их или предотвращать.