Бальные танцы

Бальный танец играет немаловажную роль в деле эстетического и физического воспитания детей. Это связано с многогранностью бального танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, эстетического и художественно-эстетического развития и образования.

Современные спортивные бальные танцы представлены двумя программами:

  • «Европейской», включающей в себя такие танцы как медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот, квикстеп;
  • «Латиноамериканской», представленной танцами самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв.

Дополнительно во взрослой группе ТСК «Радонеж» изучается клубная латина (мамбо, меренге, сальса, хастл).

В коллективе ученики первого года обучения составляют треть от общего количества учеников. Занятия в группах ведут преподаватели танцевального клуба, вырастившие не одно поколение действующих спортсменов. На протяжении первого года занятий дети от 4 лет изучают основные фигуры спортивного бального танца, ритмику, основы хореографии.

Все занятия проводятся под музыку, уделяется большое внимание развитию у каждого ребенка чувства ритма и эстетического восприятия мира, пластики, координации движений, постановки корпуса. Разработанная ТСК «Радонеж» программа работы с детьми младшего и среднего возраста позволяет ученикам принимать участие в турнирах по спортивным танцам в категориях Н-3 (три танца), Н-4 (четыре танца), Н-5 (пять танцев) проводимых Московской Федерацией танцевального спорта (МФТС), а также Федерации танцевального спорта России (ФТСР). В дальнейшем формируются танцевальные дуэты, которые выступают от клуба «Радонеж» на московских и всероссийских турнирах. Сегодня клуб представляют пары категорий Дети-1 (до 9 лет), Дети-2 (10-11 лет), Юниоры-1 (12-13 лет), Юниоры-2 (14-15 лет), Молодежь (16-18 лет), Взрослые (19 лет и старше).

Во время обучения делается упор на два аспекта:

  • техника танца — набор фигур и технических элементов, а также качественное их исполнение.
  • музыкальность исполнения — начиная с «попадания» в ритм танца и заканчивая чувством музыки, приданием ей определенного смысла и настроения.

Т.к. спортивные бальные танцы – это вид спорта, то изучаются танцы постепенно, и каждый танец состоит из определенного набора фигур, сложность которых тоже увеличивается со временем. Понятно, что не сразу и не любой ребенок станет хорошим танцором. Но первые навыки, полученные на занятиях, помогут даже не очень способному человеку уверенно чувствовать себя в обществе, хорошо владеть своим телом, иметь представление о грации, чувстве ритма, такта.

Руководители клуба отслеживают все изменения и новые веяния в методиках преподавания современного бального танца, самостоятельно занимаются и поддерживают рабочие контакты с именитыми танцорами-педагогами, в число которых входят Сапрыкин С.А. и Севастьянов Г.И., которые принимают участие в работе с воспитанниками коллектива.

Сапрыкин Сергей Александрович – профессиональный тренер и действующий танцор, мастер спорта. Опыт тренерской работы 18 лет (12 последних в качестве постоянного тренера по латиноамериканским танцам в двух Московских клубах). Окончил Московский Государственный Университет Культуры и Искусства по специальности «постановка спортивного бального танца и шоу-программ». Является победителем первенства Москвы по возрасту «Молодежь» по 10 танцам, 3 место в России по Взрослым 10 танцев, 1 место по Взрослым на «Open Russian» 10 танцев, финалист и призёр открытых чемпионатов Англии, Австрии, Нидерландов, Италии, Израиля, Германии!

Сергей Александрович продолжает активную танцевальную карьеру, состоит в танцевальной паре, регулярно тренируется и берет индивидуальные уроки у лучших мировых тренеров, в т.ч. заграницей. В настоящее время работает в качестве тренера во многих известных московских клубах.

Севастьянов Геннадий Игоревич – профессиональный тренер, танцор международного класса, мастер спорта. Танцевал в финале idsf open, в полуфинале idsf international. В настоящее время работает в качестве тренера в известных московских клубах.

Бальные танцы — вечная классика!

Сейчас очень хорошо развивается танцевальный спорт. Он является неким катализатором интереса к бальным танцам. В будущем будут возникать новые школы танцев, новые проекты. Однако нельзя приравнивать молодежную танцевальную культуру к сложившейся классической танцевальной культуре.

— Станислав Григорьевич, как вы оказались в бальных танцах?

— Впервые я начал ими заниматься еще классе в 8-м. Тогда я не умел танцевать и очень хотел научиться. Поэтому мы с друзьями решили пойти в школу танцев в Сокольниках. Но в то время не проходило никаких турниров, соревнований, чемпионатов по бальным танцам, и как-то интерес был утерян. Мы просто ходили на танцплощадку в Сокольниках для себя. И я продолжил заниматься спортом — спортивным плаванием, в котором получил 1 разряд, пятиборьем, где был призером чемпионата Москвы среди юношей и стал Мастером спорта. Но когда я поступил в институт, мой старший брат, который уже занимался бальными танцами, позвал меня в школу танцев при доме культуры «Химик». И сказал, что у них есть одна свободная партнерша, причем очень симпатичная. Я пришел на занятия, увидел эту девушку, которая мне и правда понравилась, и решил танцевать. С этого я и начал серьезно заниматься бальными танцами.

Вы изучали какие-нибудь другие танцы помимо бальных?

— Конечно! В 1979 г. мы с моей партнершей и супругой Людмилой Поповой (раньше Бородиной) выиграли чемпионат социалистических стран. Тогда была традиция в СССР награждать победителей различных Чемпионатов по их выбору — кому машину, кому квартиру. А мы попросили открыть в ГИТИСе отделение бального танца на кафедре хореографии. И уже через год была набрана группа «бальников». Мы должны были преподавать в этой группе, но я сказал: «Как же мы можем преподавать, когда наши ученики закончили ГИТИС, а мы там даже не учились?». И мы с супругой тоже стали студентами! Вот там-то мы изучали и занимались народно-сценическим, классическим, историческим танцем.

Какой танец среди бальных самый любимый?

— Я очень люблю румбу, потому что это танец любви. Я мечтаю о таком турнире, где бы все танцевали только румбу! А если говорить о европейской программе, то, конечно, любимый танец это танго.

— Современные бальные танцы как-то видоизменились за последнее время?

— Сейчас бальные танцы, как известно, состоят из европейской программы: это медленные танцы — вальс, танго, фокстрот, квик-степ и венский вальс, и из латиноамериканской программы: ча-ча-ча, самба, румба, пасадобль и джайв.

Но эта программа формировалась временем. До войны, например, латиноамериканские танцы на турнирах не танцевали. Да и некоторое время после их включения в программу было только 4 танца, джайв прибавили лишь в 1971 году. В европейской программе в начале 20 века был вальс бостон и танго. И лишь в 30-годы прибавился фокстрот.

А советский период как-то повлиял на бальные танцы?

— Да, советское руководство считало, что, если мы танцуем «их» танцы, пусть они танцуют «наши»! Даже был издан указ о создании советских бальных танцев, а потом выпущен целый список из 150 советских танцев для изучения, которые утверждали в Центральном доме народного творчества им. Крупской. «Специалисты», которые работали там, не только сочиняли эти танцы, но и делали их описания, выпускали пособия, книжки. Но их никто так и не принял. Ритмы советских танцев никак не вписывались в международную программу. Ибо бальный танец — это, прежде всего, оригинальный, неповторимый ритм и узнаваемая мелодия. Когда танцоры готовятся к турнирам, они не знают, какая там будет музыка, т.е. какая мелодия вальса, ча ча ча или танго. Но они знают, что будет звучать танго, ча ча ча или вальс, которые они узнают безошибочно по той ритмической основе на которой строится и сама мелодия танца. Хотя, справедливости ради, можно сказать, что и среди советских танцев были неплохие — например, русский лирический, сударушка, построенные на элементах народной хореографии.

Как вы оцениваете профессионализм российских танцоров?

— В советское время международные чемпионаты были для нас чем-то недосягаемым. Тогда мы с моей партнершей были первой советской парой, которая имела очень высокие результаты за рубежом. Потом, со второй половины 80-х годов для русских танцоров стали доступны любые турниры, появилась возможность приглашать зарубежных педагогов, и ситуация резко изменилась. В последние 10-15 лет бальные танцы получили особое развитие, и на сегодняшний день Россия переживает настоящий танцевальный бум. Существует большое количество коллективов, талантливых пар. Хотя надо сказать, что многие российские танцоры уехали за границу и выступают сейчас за Англию, Германию, США, Бельгию, Люксембург, Италию. Например, на закрытом любительском чемпионате в Германии в прошлом году из 7 пар финалистов в каждой партнер или партнерша были русскими танцорами.

Многие ли сейчас занимаются бальными танцами?

— В настоящее время интерес к латиноамериканской музыке и танцам стремительно возрос. Существует очень много спортивно танцевальных клубов. Практически в любой общеобразовательной школе есть кружок бальных танцев. Но помимо этого существует и огромное количество клубов по Москве, где танцуют клубную латину, хастл, мамбу и т.д. Недавно я был удивлен одной картиной. Я сидел вечером на летней веранде итальянского ресторанчика «Академия», около МХАТа. Тут пришли ребята, поставили магнитофон и начали танцевать буги-вуги, причем достаточно профессионально! Это не было никаким показательным выступлением, они просто танцевали для себя. Народ собрался и смотрел на это с удовольствием.

А какова ситуация со школами бальных танцев на западе?

— Там как раз основным танцевальным бизнесом являются не танцевальные соревнования или танцевальный спорт, а именно массовые школы бальных танцев. Например, в Голландии существует очень хороший подход к привлечению внимания к бальным танцам. Каждый год проводятся конкурсы новых танцев, которые потом включают в программы всех танцевальных школ. Эти танцы исполняются под самые последние популярные мелодии. Новые ученики приходят в школы танцев, и им ставят музыку, которую они слышат по радио каждый день. Но при этом она обязательно несет в себе ритм определенного танца. И их учат просто делать определенные движения под знакомую музыку, не говоря, что это: ча-ча-ча или самба. Естественно, это привлекает внимание, ребята начинают осваивать азы, у них это получается. И только потом преподаватели переходят к конкретному изучению определенных танцев.

Где желающие могут потанцевать в свое удовольствие?

— Несмотря на достаточно хорошее развитие танцевального спорта, в нашей стране совершенно не развиты танцевальные площадки. Людям некуда прийти потанцевать. Есть спортивно-танцевальные клубы, которые существуют при школах и дворцах культуры, но нет крупных танцевальных центров. Как я уже говорил, существует много клубов, где танцуют именно клубную латину. Но туда может пойти в основном только молодежь. А есть люди разного социального положения и возраста, и не на каждую дискотеку пойдет взрослый человек, хотя ему тоже хочется подвигаться. Например, в Европе или штатах любой 5-звездочный отель имеет свой бальный зал, где обычно и проходят турниры. Это удобно и для участников, и для зрителей. Они размещаются в отеле, и на турниры никуда не надо выходить. В Москве же нет ни одного отеля с бальным залом. У нас эта культура еще не возникла, не сложился определенный менталитет. Единственным положительным сдвигом стало проведение балов — например, новогодних, выпускных. Также в Москве уже 2 раза прошли Венские балы.

Чего ждут люди от бальных танцев, когда приходят на занятия?

— Целей очень много. И преподавателям очень важно выяснить, зачем человек пришел на танцы, чего он от них ждет. Например, в штатах существует как раз такой подход. В школах танцев среди преподавателей работают люди, цель которых завлечь клиентов в студию. Это не обязательно должны быть танцоры высокого профессионального уровня. Они и выясняют, что хочет клиент, чтобы дальше работать с ним в этом направлении. Одни приходят, мечтая похудеть — если заниматься интенсивно, можно, конечно, и похудеть. Другим просто понравились эти танцы, и они захотели также красиво двигаться. У кого-то танцуют друзья. Кто-то считает себя неповоротливым и неуклюжим и надеется стать более грациозным. Поэтому преподавателям с самого начала необходимо выяснить эту мотивировку, и ориентироваться на эти запросы.

Что дают людям бальные танцы?

— Человек, который занимается бальными танцами хотя бы 2-3 года, действительно начинает лучше двигаться, становится общительнее, увереннее, потому что свобода в движении дает определенную внутреннюю свободу. Например, в Германии один из лозунгов танцевальных школ — «если вы занимаетесь танцами, ваш бизнес развивается успешнее». Многие занимаются годами, просто потому что это дает им большой заряд эмоций. Это хорошая релаксация, отключение, погружение в совершенно другой мир. Танцуя, люди преображаются. Когда они начинают учиться, и видят, что могут правильно двигаться в такт музыки, это вызывает у них определенный эмоциональный резонанс. К этому привыкаешь, это становится стилем жизни. Например, в Дании в одной школе есть даже так называемый «ленивый класс». Туда ходят люди, которые уже больше 15-и лет занимаются танцами. Они уже не платят за занятия, а просто приходят раз в неделю с едой, пивом. Они беседуют, танцуют, выпивают и закусывают, снова танцуют. Это уже просто приятное времяпрепровождение.

Каково будущее бальных танцев?

— Сейчас очень хорошо развивается танцевальный спорт. Он является неким катализатором интереса к бальным танцам. В будущем будут возникать новые школы танцев, новые проекты. Однако нельзя приравнивать молодежную танцевальную культуру к сложившейся классической танцевальной культуре. Есть популярная диско-музыка, и есть музыка бальных танцев. А для того, чтобы развивались бальные танцы, и у людей было желание танцевать, прежде всего, должно быть здоровое общество. Ибо в условиях неблагополучной жизни общества танцы, как правило, не очень развиваются. Но как только жизнь становится лучше, люди хотят ощущать себя в атмосфере счастья, красоты, и начинают заниматься танцами. А танцевальный спорт будет по-прежнему рекламой для желающих заниматься этим.

Вы можете назвать бальные танцы вечной классикой?

— Да, это в какой-то степени вечная танцевальная классика. Хотя иногда на турнирах или балах помимо обязательной европейской и латиноамериканской программы могут быть включены и такие танцы, как полька, мазурка, галоп. Хотя чем больше будет разнообразия, тем лучше для самого танцевального спорта.

Расскажите курьезный случай из вашей профессиональной деятельности?

— Я помню один смешной случай, который я наблюдал на турнире 1968 года в Ленинграде. В то время на турнирах танцевали в очень пышных платьях. А судьи тогда сидели за столами. Это потом уже они стали ходить по паркету, хотя в условиях многочасовых турниров это немного сложно. Так вот одна пара танцевала квик-степ. В танце была дорожка шагов, они куда-то стремительно неслись. И вдруг партнер случайно поскользнулся, подсек партнершу, она упала на него, и в таком виде они буквально въехали под судейский стол! Причем они долго не могли оттуда выбраться, потому что ей мешал стол, ему, соответственно, сама партнерша, и к тому же это огромное платье.

В чем изюминка бальных танцев?
Прежде всего, в том, что это общение мужчины и женщины. Эти танцы эротичны по своей природе, поэтому они притягивают людей. Например, на дискотеке каждый сам по себе. Он может танцевать и один, и в компании. А бальные танцы, это, прежде всего, парные танцы. Сам танец — это эмоциональная и трогательная история отношений между мужчиной и женщиной. И это очень красиво и романтично.

Особенности исполнения движений в бальных танцах

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Особенности движений в разных видах современных бальных танцев

В настоящее время существует десять бальных танцев, которые изучают в различных хореографических школах и студиях, показывая в дальнейшем на соревнованиях и чемпионатах по спортивным бальным танцам. Бальные танцы разделены на европейскую и латиноамериканскую программы. Европейская программа включает: медленный вальс, танго, квикстеп (быстрый фокстрот), медленный фокстрот, Венский вальс; в состав латиноамериканской программы включены: пасадобль, самба, румба, ча-ча-ча, джайв. Кроме того, существуют любительские бальные танцы, сочетающие те же элементы, что и профессиональные: зрелищность, эмоциональный накал. Заниматься ими можно в любом возрасте, с любым уровнем начальной подготовки.

Танцы европейской программы имеют самое разнообразное происхождение, различные ритмы, темпы, эстетику и характер, но имеют одно общее — это закрытую позицию с пятью областями контакта при исполнении всех выполняемых фигур во всех стандартных танцах. В западноевропейских танцах в основном преобладает вертикальная позиция, связанная с тем, что первые танцевальные залы – это были залы королевских судов Европы. Специальных танцевальных залов, кроме дворцовых, не было. Самыми подходящими из них были «дворцы правосудия», где танцоры инстинктивно выпрямлялись. Закрытая позиция произошла в те времена, когда мужчины еще постоянно носили мечи и шпаги .

Музыка вальса имеет размер 3/4, в собственно танцевальных вариантах достаточно четкий и устойчивый. Она может быть быстрой (60 т/мин) — венский вальс, медленнее (40 т/мин) — фигурные вальсы и совсем медленной (30 т/мин) — бостон и современный медленный вальс. В классическом венском вальсе подразумеваются только вращения основным ходом по линии танца. Фигурные вальсы, как правило, имеют более сложную, но фиксированную схему. Медленный вальс — танец свободной композиции, при определенных навыках в нем вполне можно импровизировать.

Самый простой по своей структуре – Венский вальс состоит только из правого вращения по линии танца (основного хода). Сейчас он исполняется по 6-й позиции, хотя некогда исполнялся по 3-й. В процессе танца пары движутся широко по кругу в бальном зале, или в маленьком кругу на ограниченном пространстве. В зависимости от скорости и стиля музыки, от навыков и пожеланий танцующих, это может быть как легкое, быстрое и изящное вращение в блистательной бальной зале, так и неторопливый, спокойный танец по возможностям, исполняющийся дома или на природе. Существует целый ряд дополнительных фигур венского вальса. Вообще говоря, любые фигуры вальса можно включить в венский, если вы готовы на это. В стандарте современных бальных танцев есть такие движения, как: правый поворот (основной ход), левый поворот, различные перемены, вращение на месте, спин-поворот и пивоты. Кроме того, часто можно наблюдать разнообразные поклоны и представления, стилизованные под вальсовые фигуры .

Характер движений в танго зависит от его вида; принять выделять следующие виды танго: аргентинское танго и уругвайское танго; бальное танго и финское танго. Так, аргентинское танго состоит из разнообразия стилей, которые развивались в различных регионах и эпохах Аргентины и Уругвая. Большое влияние на группу движений в танго оказывает музыкальное сопровождение. По виду музыки танго делят на несколько типов: танго, v als (в варианте танго-вальс ), м илонга (соответствующий танца, который обычно отличается более быстрым темпом танца), танго Electronico и «альтернативное танго», не танго музыка преобразованная для использования в танце.

Интересным является финское танго, появившееся в Финляндии в середине 40х гг. XX века. Наибольшую популярность финское танго приобрело в 1950-е -1960-е, после появления на свет музыкальной композиции Унто Мононена « Satumaa » («Сказочная страна»), которая стала известна в исполнении Рейо Тайпале. Бальное танго отличается от предыдущих видов отсутствием импровизации. Все движения соответствуют определённым правилам, начиная с положения головы, корпуса тела и заканчивая шаговыми элементами. Бальное танго отличает также и ритм мелодии — в ритме бального танго присутствуют ударные инструменты, что добавляет ему больше четкости. По характеру звучания мелодия бального стиля танго может немного напоминать имперский марш. Аргентинское танго же более плавно и динамично.

Пасадобль является одним из многочисленных танцев народа Испании, которые связаны с самыми разными аспектами их жизни. Так в основу танца была положены элементы знаменитого боя быков: пасадобль олицетворяет Тореро (исполняет мужчина) и его вечного соперника – быка. Каждая из них обладает своим названием: вероника, сюр пляс (переступание с ноги на ногу), экар (уклонение), ронда, плащ, перекрестный поворот и т.д. Танец выполняется под музыку марша в ритме одна-вторая. Движения в пасадобле обязательно должны исполняться с широко расправленными плечами, высоко поднятой грудью, опущенной головой; этому танцу не свойственна половинчатость и расслабленность. Также не стоит забывать и о характерном взгляде на разъяренного быка из-под бровей. Весь вес тела обычно переносится вперед, а большая часть шагов должна делаться на пятку. Чаще всего пасадобль исполняют на мелодию «Испания цани». В этой музыке есть три крещендо. Зачастую все основные танцевальные моменты подчеркиваются драматическими позами, что еще больше добавляет драматичности этому танцу .

Самба — это танец импровизация, сочетающий элементы африканской, португальской и испано-американской музыкально-танцевальной культур. Исполняя самбу, танцоры соревнуются между собой в изобретательности и ловкости движений. В более широком смысле самба — любое народное развлечение, связанное с танцами, пением и музыкой. Музыкальный размер бальной самбы 2/4. Темп быстрый. Ритм остро- или средне-синкопированный Для движений самбы характерны темпераментные ритмичные движения, пульсирующий ритм, пружинистые покачивания бедер.

Название танца ча-ча-ча напоминает суховатый звук маракассов, характерный для кубинских мелодий. Необычный размер музыкального сопровождения, особая манера исполнения, красивые и вместе с тем не очень сложные фигуры — все это способствует популярности танца. Для ча-ча-ча характерны сильные движения бедер и шаги с носка с четким соблюдением ритма выпрямляемых колен. Важнейшая особенность этого бального танца — принципиальное танцевание без поднятий и снижений. Шассе выполняется на счет «4 и», используется, чтобы подчеркнуть шаг на счет «раз», который длиннее других шагов по музыке. Считается что беззаботность и развязанность также характерны этому бальному танцу.

Красивые и чувственные движения румбы уже с 30-х гг. XX в. завоевали сердца любителей бальных танцев. Возникшая на на Кубе, она исполнялась парой или солистом в центре круга зрителей, представляя собой яркий хореографический рассказ о взаимоотношении мужчины и женщины. Первоначально стремительная, румба стала более медленной и сдержанной. В настоящее время популярны три вида румбы: квадратная, румба-болеро, кубинская румба. Стандартизированная англичанами кубинская румба, или так называемая «мамбо-болеро», представляет единственный вариант современного бального танца. Она требует, прежде всего, хорошего чувства ритма, владения равновесием, координации движений. Кубинская румба по схеме шагов и фигур близка к танцу ча-ча-ча, но исполняется в другом ритме и в другой манере. Четырехдольный размер, сложный ритм, движения бедер. Ритм мягкий, но энергичный, характерна некоторая плавность. Ритмический рисунок очень изменчив; в ней присутствуют синкопы и повторы.

Своеобразие другого бального танца – джайва заключается в различных переходах и поворотах партнеров со сменой позиций рук. Темп танца быстрый, энергичного характера; ритм синкопированный. Необычным в танце является то, что движения в танце занимают полтора такта, что создает определенные трудности при разучивании. Используются шаги-шассе влево-вправо, шаг назад, шаг вперед, все шаги с носка .

Бальный танец квикстеп, первоначально исполнявшийся африканскими танцорами, сейчас характеризуется как заводной, быстрый, энергичный бальный танец, очень эффективно сочетающий, игровой характер быстрых молниеносных прыжков, киков, разворотов, наклонов, поз и мягкой, стелящейся пластики движения танцевальной пары.

Необыкновенно гармоничным бальный танцем является фокстрот, сочетающий в себе неповторимую скользящесть шагов, воздушность и легкость. Пожалуй, только в этом танце оба партнера полностью сливаются в бальном танце как единое целое.

Важным моментом для выполнения четких движений в бальных танцах является правильный подбор танцевальной обуви и одежды. Одежда для бальных танцев должна быть достаточно свободная и не стесняющая движений. Удобная устойчивая обувь, для партнерш — это туфли на каблуке; на начальном этапе и на разминке – мягкие тапочки (Приложение 2).

Итак, рассматривая группы движений в разных видах бальных танцев, можно сделать вывод о том, что их элементы во многом зависят от той страны и ее культуры, в которой появился данный бальный танец. Так, например, для европейских танцев более свойственна сдержанность, плавность, равномерные поступательные движения, изящные повороты, волнообразность движений. Латиноамериканские танцы, напротив, отличаются большей динамичностью, высоким ритмом, интенсивными движениями бедер, ярко выраженной эмоциональностью и чувственностью.