Образовательная программа «Бальный танец»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области»

Директор муниципального учреждения дополнительного образования

«Центр детского творчества Белгородского района

______________ Трунова О.Н.

«24 » августа 2015 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

срок реализации – 5 лет

возраст обучающихся — 5-12 лет

Педагог дополнительного образования

МУ ДО ЦДТ Белгородского района

Панин Михаил Сергеевич

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Бальный танец» художественной направленности

Автор программы: Панин Михаил Сергеевич

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета Муниципального учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области»

от «24» августа 2015 г., протокол № 1

Председатель ______________________ /__________________________/

Б альные танцы – вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах.

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца. Бальный танец – многогранный вид искусства, исключительно органично сочетающий в себе высокую динамику исполнения, красоту линий и позиций, мягкость пластики движений танцоров. Бальные танцы, до недавнего времени относясь к числу наиболее массовых средств художественного воспитания, имеют свою историю возникновения, становления и развития, определенные методические наработки в отношении преподавания. Учитывая то, что бальные танцы, в отдельной части, перешли на качественно новый уровень, признанные Олимпийским комитетом России как вид спорта, они в настоящее время получили импульс для дальнейшего развития и популяризации.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) модифицированная программа по обучению бальным танцам «Бальный танец» художественной направленности разработана на основе авторских образовательных программ: «Бальный танец» (Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ), «Спортивные танцы» (Справочник Московской федерации спортивного танца).

Новизна программы обусловлена тем, что обучение по программе предусматривает реализацию авторской концепции в части набора развивающих танцев, музыкально-подвижных игр и составления танцевальных фигур для самого раннего возраста. Таким образом, данная программа является достаточно гибкой и применима для детей с раннего (5 лет) нулевого цикла обучения с учетом возрастных особенностей. Обучение по программе направлено на наработку двигательных навыков, развитие физической и функциональной подготовленности.

Актуальность программы. Необходимость разработки программы обусловлена современным социальным заказом на организацию содержательного досуга детей и подростков. Дополнительное образование располагает большим потенциалом для развития детей в неформальной обстановке, предоставляет свободу и право выбора вида деятельности, занятия в соответствии со своими интересами. Этим формируется особая образовательная среда и атмосфера заинтересованности всех участников образовательного процесса. Занятия спортивными бальными танцами позволяют формировать у обучающихся позитивное отношение к здоровому образу жизни, развивать художественно-эстетический вкус, воспитывать музыкально-хореографическую и общую культуру. Содержание программы соответствует возрастным особенностям обучающихся. Несомненна велика роль бальных танцев в эстетическом воспитании детей и подростков. Танец помогает решать еще одну из важнейших задач педагогики – обучение детей социальному опыту. В процессе занятий танцами появляются яркие примеры для подражания, намечаются ориентиры поведения и развития характера.

Педагогическая целесообразность. Каждый танец, который включен в программу, имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у какого народа он произошел, в какую страну переместился. Уклад и обычаи, характер и темперамент народа отражаются в танце, и наоборот, изучая танец, учащиеся узнают о тех или иных народах, странах. Ритмика и бальный танец на раннем этапе развития ребенка является действенным средством музыкально-пластического, художественно-эстетического, нравственно-эстетического воспитания и физического развития детей. Умение самостоятельно оценивать художественные произведения, аргументировать свои оценки – необходимые качества активной, творческой, гармонично развитой личности. Бальный танец – одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке, тренировки тела, что не возможно без здорового образа жизни. Главная цель в том, чтобы на основе интересов подростков к спортивным бальным танцам создать благоприятные условия для раскрытия творческих способностей формирующейся личности юного гражданина, его способности к самовыражению в танце.

Цель: создание условий для личностного развития и творческой самореализации обучающихся посредством спортивных бальных танцев.

познакомить с историей развития бальных и современных спортивных танцев;

познакомить с основными понятиями и терминами классического и спортивного бального танца;

обучить технике исполнения спортивного бального танца ( европейская и л атиноамериканская программы );

обучить основам построения рисунка танца;

формировать навыки участия в турнирах и конкурсах;

формировать умения и навыки исполнения спортивного танца в паре;

развивать чувство ритма и музыкальность, моторно-двигательную и логическую память;

развивать рабочий «аппарат» (опорно-двигательную систему) обучающихся;

развивать художественно-эстетический вкус;

развить творческую инициативу и способности к самовыражению в танце;

воспитывать музыкально-хореографическую и общую культуру;

формировать устойчивый позитивный интерес к творческой деятельности;

формировать коммуникативные навыки;

формировать умения сотрудничества и сотворчества в коллективе;

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, эмоциональную отзывчивость на состояние других детей и людей.

Отличительные особенности от существующих программ по обучению

бальным танцам заключаются в том, что помимо основных элементов классического экзерсиса включены музыкально-ритмические упражнения, учебно-тренировочная работа ведется на основе европейских и латиноамериканских танцев, включены музыкальные игры для детей младшего школьного возраста, а также основы актерского мастерства хореографии и спорта. Программа содержит в себе вариативность в обучении бальным танцам в части набора учащихся и составления танцев по возрастам и степени подготовленности. Работа в коллективе ведется по оригинальной методике, включающей в себя знания, умения и навыки бального танца, азы классического танца, элементы художественной гимнастики, современные направления хореографии – модерн, джаз, элементы акробатики, дыхательной гимнастики. Это позволяет не только обучить детей основам современного бального танца, но и организовать обучение по программам международного уровня.

Возраст обучающихся: 7 -12 лет.

Срок обучения: 5 лет

1-2 год обучения – групповая;

3-4 год обучения – групповая, по подгруппам, индивидуальная;

5– групповая, индивидуальная;

Важнейшей формой работы по программе являются индивидуальные занятия. На индивидуальную работу с юными танцорами или индивидуальную работу в парах выделено от 1 до 2 часов работы в неделю, в зависимости от года обучения и индивидуальных особенностей детей.

1-2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа (для детей в возрасте 5- 7 лет продолжительность одного академического часа – 25 минут); 144 часа в год:

3-4 год обучения – 3 раза в неделю по 2 академических часа; 216 часов в год;

5 год обучения — – 3 раза в неделю по 2 академических часа; 216 часов в год;

Образовательный процесс учитывает возрастные особенности и танцевальные способности ребенка и состоит из трёх этапов:

I этап – 1-2 год обучения, возраст детей 5-7 лет;

II этап –3-4 год обучения, возраст детей 8-10 лет;

III этап – 5 год обучения, возраст детей 10- 12 лет.

По окончании I этапа:

правила поведения на занятиях, требования, предъявляемые к танцорам;

виды музыкального сопровождения;

основы общей и специальной физической подготовки ;

приемы музыкально-двигательной подготовки;

приемы и способы формирования правильной осанки и танцевального стиля;

правила исполнения хороводных и парных танцев;

простейшие элементы и фигуры, танцев;

основные принципы танцевальных передвижений;

исполнять простейшие элементы, упражнения, фигуры, танцы;

исполнять простейшие базовые фигуры и движения;

ритмично двигаться в соответствии с характером и темпом музыки.

историю развития танцевального костюма;

виды музыкального сопровождения;

основы начальной теоретической и тактической подготовки;

базовые элементы, соответствующие квалификационным требованиям;

структуру изучаемых танцев;

основные элементы классического экзерсиса;

правила соревнований, критерии судейства;

выразительно и непринужденно двигаться, создавая соответствующий музыкальный образ;

согласовывать свои движения с музыкой; ускорять и замедлять движение, отмечать в движении метрическую кульминацию, акценты;

составлять композиции танцев.

По окончании II этапа:

базовые элементы, соответствующие квалификационным требованиям;

элементы танцевальных форм в сложных соединениях;

правила перемещения на танцевальной площадке;

правила соревнований, критерии судейства;

четко исполнять фигуры;

ориентироваться в пространстве танцевальной площадки;

использовать бальную хореографию в композициях;

применять специальные физические упражнения для совершенствования базовой техники танцев;

выполнять сложные элементы и соединения;

«держать» психологические нагрузки;

строить отношения в паре, группе.

Формы подведения итогов реализации программы

Результаты обучения учитываются применительно к отдельной личности и выражаются в сформированности определённых знаний, умений, навыков, в чертах характера танцора.

Создание благоприятных условий для раскрытия творческих способностей танцоров, их способности к самовыражению, предполагает активный учёт результативности образовательно-воспитательной деятельности.

Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные способы и методики:

Педагогические наблюдения, использование методов специальной диагностики;

Показ танцевальных номеров на отчётных концертах;

Участие во внутриколлективных и различного уровня конкурсах;

Проведение открытых и контрольных занятий, зачётов и итоговых показов по разделам и темам, предусмотренным учебным планом.

История бальных танцев в Советском союзе

История началась Летом 1957 году в Москве состоялся Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Именно это событие считается датой рождения танцевального спорта в России, поскольку рамках того события прошел первый танцевальный турнир.

Для участия в показательных выступлениях была приглашена лучшая на то время пара в европейской программе, чемпионы Европы Гарри и Дорин Смит-Хэмпшир.
Можно только представить с какой непередаваемой реакцией зрителей они столкнулись.

Наверное это можно сравнить с реакцией зрителей на Дони бернса и гейнор фейвезор в 1995 году эти ощущения нельзя передать их можно только пережить.

Для педагогов и танцоров Гарри и Дорин Смит-Хэмпшир прочитали лекции по которые были записаны и сняты на кинокамеры.

Все эти события в совокупности являются условной точкой отсчета начала истории бальных танцев в России.

Кто же был первым?

Первый коллектив на территории современной России открылся в 1962 году в Московском Городском Доме Учителя открыла свои двери «Студия современного бального танца», под руководством Александра Тимофеевича Дегтяренко.

Александр Тимофеевич Дегтяренко. В сороковые годы прошлого столетия он окончил хореографическое училище и работал по специальности.
Так же окончил курсы, готовившие преподавателей бальных и западных танцев.
Но в 1941 в его жизнь, как и в судьбы миллионов соотечественников, вмешалась Великая Отечественная война. Александр Тимофеевич прошел всю войну, и на полях сражений получил осколочное ранение легких, которое впоследствии помешало ему выйти на танцевальную площадку.
После войны основным местом его работы стал Московский институт культуры где он работал старшим преподавателем по бальному танцу.

Первыми учениками коллектива стали профессоры, доценты и преподаватели некоторых вузов столицы. Которые, приходили в зал не за техникой или спортивными победами, а за удовольствием и хорошим настроением.

В то время как в России бальный танец только начинал свои первые шаги, в прибалтийских республиках СССР уже проводились крупномасштабные соревнования и бальная культура была вхожа в народные массы. Прибалтийские коллеги Александра Тимофеевича приглашали его на конкурсы. На прибалтийских соревнованиях он нашел новых друзей и теперь выступал в качестве арбитра.

Несмотря на все запреты, в Московском Городском Доме Учителя был проведен первый набор молодежи, речь шла уже не просто о бальных, а о конкурсных бальных танцах, центральным звеном которых была международная программа и видимо тогда появилось название «Студия 62»

В первыми учениками (кстати, прошедшими строгий конкурсный отбор) стали:
Бруно Белоусов, Виктор Попов, Альфред и Нина Бартэль, Сергей Кошелев и Ангелина Монакова (Дектяренко), Леонид Магазинер и Валентина Бородачева, Владимир Юдин и Людмила Самохвалова, позднее — Владимир и Людмила Самородские, Татьяна и Валерий Раздрогины, Лариса и Владимир Кузнецовы.

Это был период в полном смысле любительского танцевания, поскольку танцами занимались в свободное от работы и учебы время. В 1970-е годы этот период заканчивается. С ростом объема информации, усложнением программ танцорам требуется все больше времени проводить на паркете, и даже в мыслях не отвлекаться от любимого дела. Вот почему практически все ведущие танцоры начинают вести педагогическую работу в танцевальных студиях.
К тому моменту от команды «отпочковались» уже многие пары и образовали свои студии. Причем делалось это по просьбе самого руководителя. Александр Дегтяренко хотел видеть большее количество коллективов в Москве.
Вторым организовал судию Бруно Белоусов в ДК «Химик», там занимались ныне именитые Станислав и Людмила Поповы, Александр и Елена Чекоткины, Евгения Калиничева, Алексей и Татьяна Азаровы, позже Николай Пузан и Лидия Исаева.

Еще чуть позже появились «Виктория 77» Валерия и Татьяны Раздрогиных, «Радуга» Альфреда и Нины Бартэль, «Эврика» Лариса и Владимир Кузнецовы

1970-е годы стали для бальных танцев временем, которое можно определить как борьба за выживание. Идеологические органы объявили им откровенную войну. Особенно напряженная ситуация сложилась в Москве.
В то время бальные танцы относились к сфере культуры и курировались двумя министерствами культуры. Министерство СССР поддерживало развитие бального танца, а министерство РСФСР, считая, что бальных танцах много проявления буржуазности и западного образа жизни, выступало против. Девизом министерства РСФСР стало выражение зам министра Василия Михайловича Стриганова- «Советский человек должен танцевать по-советски!»
«Если они хотят, чтобы мы танцевали их танцы, пусть они танцуют наши танцы», – позиция отдела агитации и пропаганды ЦК КПСС.
Наряду с танцами, традиционно входившими в международную конкурсную программу, в СССР появилась еще и чисто советская программа, обязательная для исполнения. Она включала танцы народов СССР, точнее – стилизацию под бальные народных фольклорных танцев. Среди них: «Сударушка», «Русский лирический», «Риллио» (литовский), «Вару-вару» (латышский) и другие, всего около 150 танцев. Просуществовала эта программа до конца 80-х годов
Созданная в нагрузку к конкурсным бальным танцам из идеологических соображений, эта программа по-разному оценивается самими танцорами, ее исполнявшими. Разброс мнений большой, начиная от определения этих танцев как мертворожденных, ничего не дающих ни уму, ни сердцу, до признания их роли в расширении кругозора танцоров и приобретении необходимых знаний в хореографии, которые пригодились уже в более позднее время.
Александра Дегтяренко, называли «проводником буржуазной идеологии». Он оказался в непростой ситуации. А. Дегтяренко вел работу в своей студии и ездил по линии министерства СССР судить международные конкурсы, но основным местом его работы был Московский институт культуры, находившийся в ведении министерства культуры РСФСР. Т.е свой среди чужих, чужой среди своих.
Как учились.
В то время практически все педагоги по бальному танцу и ведущие танцоры вышли из недр Дома учителя. Они работали в сложных условиях, с большим трудом получая необходимые материалы. В основном это была переводная литература. Для многих из них настольными книгами стали книги Уолтера Лейэрда и Алекса Мура, занимались самиздатом, впитывали любую информацию.
Кинозаписи выступлений лучших пар мира были практически недоступны. Проведение семинаров с известными педагогами, не говоря уже об индивидуальных урока , оставалось недосягаемой мечтой. В этих условиях семинары для учителей бального танца с приглашением педагогов из ГДР, ЧССР и ФРГ, которые организовывал А. Дегтяренко были полетом на луну.
Пока в России учились танцевать…
Подлинным центром развития бальных танцев стала Прибалтика из-за благоприятной удаленности от политического центра страны. Самым значимым турниром становится международный турнир «Янтарная пара» (1968), проводимый в Каунасе (Литва) великолепной парой Чесловасом и Юрате Норвайша.
Организаторам удавалось приглашать ведущих танцоров не только социалистических, но и капиталистических стран. Именно на этом конкурсе можно было увидеть своими глазами выступление чемпиона мира, оценить технические и хореографические новинки, прочувствовать веяния современной танцевальной моды. На «Янтарную пару» стремились попасть все.
Наиболее яркими танцевальными парами того периода были прибалты — Юрате и Чесловас Норвайша (Литва), Даля и Витас Камайтис (Литва), Пия и Ааре Орб (Эстония), Пятрас Янулявичус и Лайна Бальцевичуте (Литва).

Среди российских городов центром танцевания стал Ленинград — там лидировали Владимир Павлов и Элла Левицкая, Анатолий и Лариса Хамрителевы, Виктор и Татьяна Золотоверхие, Виктор и Надежда Давидовские, Юрий и Ольга Симоновы.
В Москве всеобщее внимание привлекали Бруно и Марина Белоусовы, Александр и Елена Чекоткины, Сергей Кошелев и Ангелина Монакова.
На начальном этапе бальными танцами занимались главным образом представители интеллигенции: студенты и инженеры. Возраст начинающих танцоров был разным: первый раз на паркет можно было выйти и в двадцать –двадцать пять лет.
Это было время, еще не существовало как на Западе деления танцоров на любителей и профессионалов. Да и самих организаций, объединяющих танцоров, тоже не было. Тем не менее, общественный интерес к бальным танцам был настолько высок, что на телевидении появились посвященные им передачи: «Танцуйте с нами» (ведущий Леонид Школьников) и «Танцевальный зал». Время, жизнь и красота брали свое: по всей стране шел рост числа клубов бальных танцев.
Они появлялись теперь уже не только в Прибалтике, которая продолжала демонстрировать высокий уровень танцевания (здесь работали такие известные тренеры как Антс и Мале Таэль, Хельга и Лео Мыттус, Таллинн; Томас Пятрейкис, Каунас; Илгвар Калниньш, Айвар Веверис, Игорь Билянский, Рига; Пеен Ридали, Тарту ),
но и Ленинграде, Горьком (Гунтис Озолиньш и Рудите Озолиня),
Новосибирске (Геннадий Мальков, Александра Шестакова) и других городов.
Минске, Ростове, Таганроге (Макс Кац),
Киеве (Валерий Корзинин, Борис Калиниченко),
В 1972 года состоялось исключительное по своей важности событие — I Всесоюзный конкурс бальных танцев с включением танцев международной программы. Он проходил в Москве в Ледовом Дворце спорта ЦСКА (заключительный этап, который собрал 180 участников). Его учредителями выступили министерство культуры СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.
Программа конкурса состояла из нескольких частей: международной (10 танцев, но вместо джайва включалась полька), исторической (4 танца) и советской (36 танцев). Блестяще выступили Чесловас и Юрате Норвайши.
Все финалисты, Чесловас и Юрате Норвайша, Витас и Даля Камайтис, Виктор и Надежда Давидовские, Юрий и Ольга Симоновы, Юрий Кострюков и Мария Игнатова, Александр Захаров и Татьяна Барабанова, получили звание лауреатов, но Норвайши выделялись как бесспорные лидеры. Норвайши были образцом, которому стремились подражать. Эта пара всегда отличалась высокой культурой исполнения и вкусом, сложной техникой. Кстати, в то время звание лауреата Всесоюзного конкурса было для советского танцора, занимающего бальными танцами, высшим титулом, к которому он мог стремиться (доступ на зарубежные турниры был закрыт). Проведение I Всесоюзного конкурса означало признание бальных танцев на союзном уровне.
В 1975 году в Киеве прошел II Всесоюзный конкурс. Он привлек огромное число танцоров и проходил в несколько этапов с отборочными турами.
Победителями этого конкурса стали Станислав и Людмила Поповы. Они продемонстрировали безоговорочное преимущество и в международном, и в советском разделах. Одними из первых Поповы стали уделять самое пристальное внимание не только хореографической, но и психологической подготовке, а также костюмам. С этого момента можно говорить о начале эпохи Станислава и Людмилы Поповых. Более десяти лет они держали пальму первенства на всех крупнейших конкурсах.
Тот же 1975 год отмечен еще одним знаменательным событием в танцевальной жизни — началом проведения официальных чемпионатов социалистических стран. Наконец-то советские танцоры получили возможность не от случая к случаю, а систематически встречаться на паркете с зарубежными парами.
Учитывая существовавший в то время дефицит информации, это было чрезвычайно важно. Первый чемпионат прошел в Карлмарксштадте (ГДР), правда, пока еще без участия советских танцоров. Но следующий чемпионат, в 1976 году, ознаменовался не только первым выступлением на нем советских пар, но и их замечательными результатами. В St третье место заняли Видас и Даля Камайтис, а в La третьими стали Станислав и Людмила Поповы. Пятыми в обеих программах были Виктор и Надежда Давидовские (в каждой программе от страны могли выступать по две пары).
В 1979 году в Москве произошло событие, значение которого трудно переоценить – впервые Советский Союз принимала чемпионат социалистических стран. От страны-организатора в жюри IV чемпионата вошел Александр Дегтяренко.
Впервые в программу были включены танцы «Полька» и «Риллио». Советские танцоры показали прекрасные результаты. Победителями в европейской программе стали Видас и Даля Камайтис, а в латиноамериканской – Станислав и Людмила Поповы, также выигравшие еще и программу 10 танцев. Конкурс проходил в переполненном УСЗ «Дружба», только что построенном к Олимпийским играм 1980 года Турнир продемонстрировал, что, несмотря на условия изоляции, бальные танцы в нашей стране поднялись на высокий уровень развития.

1970-е годы отмечены очень важным фактом в истории бальных танцев: в нашей стране сформировалась система управления бальными танцами, включающая в себя три элемента.
Организуется секция педагогов бального танца, председателем которой был Станислав Попов. В работе секции принимали участие Ангелина Дегтяренко, Валерий Раздрогин, Владимир Кузнецов, Евгения Калиничева, Петр Чеботарев. Методистом по бальному танцу работал Валерий Гулай.
Эта секция в рамках совета, была основной общественной организацией по бальному танцу. Она занималась календарем турниров, анализом проведенных конкурсов, регистрацией исполнителей и судей, решала многие творческие вопросы.
Немного позднее в системе образования возник аналогичный совет, в котором методистом по бальным танцам работал Алексей Кочетков. В системе государственных органов бальными танцами в управлении культуры Москвы занимался Виктор Донской. В целом развитие бальных танцев «всерьез» курировалось отделами пропаганды и культуры партийных органов разного уровня вплоть до ЦК КПСС.
Наряду с конкурсами исполнителей бальных танцев в 1970-е годы Министерством культуры РСФСР проводились смотры-конкурсы танцевальных площадок. На них определялись лауреаты и дипломанты по нескольким позициям: оркестры, сопровождающие танцевальные вечера; распорядители танцевальных вечеров; танцевальные площадки
(кстати, существовали нормативы: на каждую пару должно было приходиться не менее 3 кв. м танцевальной площадки, а цена месячного абонемента на обучение составляла от 3 до 5 руб.).
Развиваясь в сфере культуры, бальные танцы в конце 1970-х годов делали первые шаги в направлении той сферы, в которую полностью перейдут в 1990-е годы, — сферы спорта. В Государственный комитет по физической культуре и спорту была предоставлена «Справка о спортивных танцах на паркете», подписанная Чесловасом и Юрате Норвайша, Бруно Белоусовым, Станиславом Поповым, Александром Чекоткиным и Леонидом Магазинером.
Как результат — впервые в Единой спортивной классификации на 1977-80 годы появилась строка – «спортивные танцы».
Заканчивая разговор о 1970-х годах нельзя не вспомнить о прессинге со стороны вышестоящих органов, следивших не только за проведением конкурсов бальных танцев и работой танцевальных клубов, но даже и за костюмами танцоров. Границы дозволенного были узкими и во многом не отвечали традициям бальных танцев. Стиль приходилось выдерживать, без преувеличения, в борьбе — притом, что специализированных магазинов не было, и танцоры изобретали все необходимое сами: красили куриные перья под «страуса», гранили «фирменные» блестки, вместо телесной ткани использовали чулки и для получения загара брали не специальные средства, а марганцовку и чай. «Фирменная» обувь приобреталась в комиссионных магазинах.
Энтузиазм, искренняя преданность и бескорыстное служение своему делу формировало особую атмосферу в самой танцевальной среде. И в частности, на конкурсах. Скажем, ни с чем не сравнимая возможность в неформальном общении на банкете после турнира завязывать дружеские отношения. Недавние соперники, победители и побежденные вместе участвовали в действиях, очень часто напоминающих капустник.

60 годы Начинали единицы. Лучших знали все — в лицо и по именам. И как все западное попавшее в страну советов, данное явление попало под запрет, как джаз в СССР, но затем, сумев найти точки соприкосновения с Минкультом в виде создания «советской программы» для исполнения, сумели распространиться по ДК во всей стране.
Да не хватало информации — видели «что», но не знали «как». Подражали талантливо.
Со временем полегчало. Дефицит информации восполнился, в начале из Прибалтики, а потом уже с началом поездок советских пар на международные соревнования и визитами к нам иностранных педагогов. На конкурсах начала прослеживаться резкая разница качеству танцоров.
К знаниям стремились все. За рубеж выпускали не многих. Остальные довольствовались пересказами. За уроками танцоры съезжались в столицу. Здесь же проходили основные конкурсы. О том, чтобы танцы назвать спортом додумались толь к концу 70 годов.
Середина 70-х Конкурсов, на которых можно было выступить, становилось больше. Не два в год, а уже один в два месяца. В начале танцевали только взрослые в 80е появляются Юниоры и дети, бальные танцы становятся массовыми и доступными.
Наступили 80е… СВОБОДА.
1980 г. в рамках ХХ летних Олимпийских игр были проведены три показательных турнира по спортивным танцам. Два – в Олимпийской деревне.
После чего из программ бальных конкурсов пропадает советская программа. Не было никаких официальных постановлений, произошло это как-то незаметно, тихо. Просто перестали навязывать отечественную программу.
Ходили слухи, что в ЦК прошло закрытое совещание (кажется, сразу после смерти Брежнева), на котором разрешили проводить любые турниры, танцевать все, что угодно, лишь бы занять досуг молодежи чем-то полезным… руководству становилось не до этого… в стране начинались большие проблемы.
Но если подумать, наверняка лучшие образцы советской программы, и сегодня могли бы найти поклонников… ну в виде социальных танцев… собирались бы на ОПЕН и в место хастел, сальсы и бачаты… плясали польку, Вару вару, русский лирический, Любимую Хору, дагестаночку… это было бы куда эстетичней нежели…
И вот мне стало интересно, что же могло связать бальные танцы и приверженцев Марксистско-ленинских идеалов в лице Министерства культуры и почему советская программа насчитывала более 150 танцев…
А все очень просто… ДЕНЬГИ. Да да деньги…
Откуда же брались эти соответствующие социдеалам танцы, и как их учили?

На создание «правильной» танцевальной культуры в противовес «безнравственному» заграничному репертуару работала целая система, сформированная на основе государственного заказа.
Приказ министра культуры СССР № 171 от 6 апреля 1970 года предписывал министерствам культуры союзных республик «принять меры к более активному внедрению советской танцевальной культуры в быт молодежи…. усилить контроль за программами и репертуаром музыкального сопровождения танцевальных балов, вечеров и т.п.;
… шире привлекать к созданию современных бальных танцев ведущих хореографов, преподавателей бальных танцев, актив художественной самодеятельности и народные хореографические коллективы, систематически производить заказы и закупку новых танцев…».

Так же, этот документ содержал указание на создание советских бальных танцев и музыки к ним.
Замысел советских идеологов был прост, «улучшать досуг трудящихся и отвечать принципам социалистической эстетики и морали». И система заработала.
Таким образом, активная деятельность советских «изобретателей» новых танцев была подкреплена материальной основой.
За создание новых танцев хореографы и композиторы получали деньги. «Авторы пяти лучших новых советских бальных танцев награждаются дипломами и денежными премиями в размере:
первая премия ― хореографу и композитору по 600 руб.;
две вторые премии ― хореографу и композитору по 400 руб.;
три третьи премии ― хореографу и композитору по 250 руб.».
А новые танцы, кроме госпремии, означали семинары для преподавателей. Они делали семинары для всех педагогов бальных танцев в Доме народного творчества при Минкультуры Союза ССР, и все были обязаны их посещать. Приезжали на эти семинары все за свои собственные деньги, и стоило это недешево. Там давали пластинки, и были групповые занятия и т.д.
Вам это ничего не напоминает?? Разве, что то изменилось?

И сформировался принцип: танцоры всего лишь хотели танцевать то, что им нравилось, и приходилось выполнять условия управленцев, а управленцы хотели только зарабатывать.
Ну это мысли в слух

В 80 годы начинает формироваться элита Бальных танцев современной России на горизонте появляются: Чеботаревы, Лобовы, Тарсиновы, Кондрашовы, Колобовы, Леонид Плетнев, Александр Мельников и Ирина Соломатина, Виктор Никовский и Лариса Давыдова, Сергей Дуванов и Светлана Тверьеновичь, Маровы, Щеплецовы, Литвиненко, Почаевы, и многие многие другие…
Да уже многие, потому что бальные танцы стремительно молодеют…

В 1980- е годы продолжился процесс формирования той организационной структуры бальных танцев, которая существует в России и по сей день. В ее основе лежит клубная система. И сложился парадокс, поскольку когда создавались Клубы не было организационно-правовой формы для их создания, а когда она появилась, то уже сами клубы не хотят по закону оформляться… по этому большинство клубов в нашей стране по прежнему находится на уровне кружков и секций, что порождает массу проблем и не удобств и тормозит развитие танцевального спорта.
1980-е годы в стране создаются профессиональная и любительская организации, что позволило СССР выйти на международный уровень и влиться в существовавшую в то время международную структуру международных организаций. В свою очередь это дало возможность танцорам почувствовать себя участниками единого мирового танцевального процесса.
Советские пары стали регулярно принимать участие в международных турнирах в социалистических странах. С конца 1980-х годов — начала 1990-х годов лучшие пары страны начинают регулярно представлять СССР на официальных любительских и профессиональных турнирах (чемпионатах мира и Европы по St, La и 10 танцам). До этого времени выступления носили нерегулярный характер и касались только профессионалов, которые получали личные приглашения от организаторов турниров. Любители такого права до 1989 года не имели.
В конце 80х годов советских танцоров становятся доступны все международные турниры, но туда отправятся уже не Советские, а Российские танцоры. Прежде всего, крупнейшие из них: Блэкпульский танцевальный фестиваль (Англия), International, UK (оба Англия), Открытый чемпионат Германии (Манхайм), Открытый чемпионат Голландии (Слагхарен, а позднее Ассен), Открытый чемпионат США (Майами) и т. д.
В 1988 году учреждается Ассоциация профессиональных исполнителей и учителей бального танца (АПИУБТ) и Ассоциация бального танца (АБТ СССР).
В 1990-е годы эти организации были преобразованы, соответственно, в Русский танцевальный союз (РТС) ну здесь все стабильно и Ассоциацию и Федерацию после Федерацию танцевального спорта России (ФТСР) после в СТСР и вот теперь объединились с РнР = Всероссийская федерация танцевального спорта и акробатического рок-н- ролла.
Вот только, от смены руководства, названия, ничего не меняется: Все дело в том, что устав организации в принципе не меняется.
Декабрь 1988 года – еще одно судьбоносное событие: на Малой спортивной арене Лужников проводится I Московский международный конкурс профессионалов с участием ведущих танцевальных дуэтов мира.
На нем медленным вальсом завершают свою танцевальную карьеру организаторы этого турнира Станислав и Людмила Поповы.
В профессиональной среде в этот период регулярно проводятся наряду с национальными, международные турниры с участием звезд танцевального спорта (III Московский международный конкурс в 1992 году, IV Московский международный конкурс в 1994 году, начиная с 1995 года Кубки мира).
В любительском танцевании бурно развивается детское и юниорское, что составляет одно из отличий танцевального спорта России от других стран. Во всем мире бальные танцы окончательно переходят в спортивное русло. В нашей стране формируется соответствующая этому система турниров, охватывающая уровни, начиная с клубного и заканчивая всероссийским.
Наряду с ежегодными официальными чемпионатами по всем возрастным категориям (Дети I, II, Юниоры I,II, Молодежь, Взрослые) проводятся и другие крупные соревнования такие как Russian Open.
В международных танцевальных кругах (что находит отражение и на национальном уровне), появляется идея о включении танцевального спорта в Олимпийские Игры. IDSF признается МОК и становится членом GAISF (Генеральная ассоциация международных спортивных федераций) и IWGA (Международная ассоциация Мировых игр). Спортивные танцы включаются в программу World Games, но вопрос об их вхождении в олимпийское движение в силу объективных причин остается открытым. Все по тем же о чем сказано выше.

Советская программа для бальных танцев

История развития бальных танцев в СССР и России (часть 1)

В то время как в Европе в 1930-е годы бальные танцы завоевали настолько прочные позиции, что регулярно проводились открытые чемпионаты разных стран (прежде всего — Великобритании в Блэкпуле), а также официальные соревнования – чемпионаты Европы и мира, в СССР бальные танцы были все еще уделом энтузиастов. В начале 1930-х в Москве появились курсы, готовившие преподавателей бальных и западных танцев (говоря современным языком — европейских и латиноамериканских). За два года ежедневных занятий учащиеся получали весьма основательную подготовку и становились хорошими специалистами. Первые курсы открылись в «Метрополе». Среди их выпускников — Александр Азаров, Зинаида Бархатова, Зинаида Резникова и Александр Дегтяренко, сыгравший позднее огромную роль в развитии бальных танцев в нашей стране. В 1935 году такие же курсы открылись в ЦПКиО имени Горького (ими руководил декан ГИТИСа А.В. Шатин). Их окончили Сергей Жуков, Регина Школьникова, Василий Жуков, каждый из которых оставил след в мире бального танца страны. Многие молодые педагоги стали затем учителями танцев в общеобразовательных школах, детских Домах культуры и ДК при московских предприятиях, в школах танцев при московских парках.

Фото 1: Александр Дегтяренко (второй справа) в судейской бригаде международного конкурса «Янтарная пара-70». Каунас

Но начало развитию бальных танцев в Советском Союзе как вида соревновательной деятельности положил конкурс, который был проведен в 1957 году в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Колонном зале Дома Союзов. Все на нем было впервые. Во-первых, сама организация на таком высоком уровне. Затем приглашение для участия в конкурсе зарубежных пар, включая танцоров западных стран. И, наконец, расширенный интернациональный состав судейской бригады конкурса. Советские пары отсеялись в первом туре. Первое место в европейской программе заняла пара из Великобритании Марион и Норман Гранде. Для участия в показательных выступлениях была приглашена лучшая на то время пара в европейской программе, чемпионы Европы (чемпионаты мира с 1950 по 1959 год не проводились) Гарри и Дорин Смит-Хэмпшир. Гости конкурса оказали паре такой оглушительный прием (аплодисменты длились четверть часа), что, по словам Гарри Смит-Хэмпшира, с такой реакцией зрителей они столкнулись впервые. Пара была приглашена на прием в Кремль, где присутствовали члены Политбюро, включая Никиту Сергеевича Хрущева. Для педагогов и танцоров Гарри и Дорин Смит-Хэмпшир прочитали лекции по общественному и конкурсному танцу, которые были записаны и сняты на кинокамеры. Все это в совокупности с телевизионными и кинозаписями их выступлений способствовало возникновению той «искры», которая позднее превратилась в очаг энтузиазма.

В 1960-е годы в развитии бальных танцев в СССР, России началась новая эпоха. Это связано с созданием в Москве первого в России танцевального клуба (тогда это называлось студией бальных танцев) под руководством Александра Дегтяренко (до этого он возглавлял школу массового бального танца). Речь шла уже не просто о бальных, а о конкурсных бальных танцах, центральным звеном которых была международная программа. Студия, возникшая в Доме учителя в 1962 году, называлась «Студия 62», затем она была переименована в клуб «Созвездие». В первые годы учениками (кстати, прошедшими строгий конкурсный отбор) стали Бруно Белоусов, Виктор Попов, Альфред и Нина Бартель, Сергей Кошелев и Ангелина Монакова, Леонид Магазинер и Валентина Бородачева, Владимир Юдин и Людмила Самохвалова, позднее — Владимир и Людмила Самородские, Татьяна и Валерий Раздрогины, Лариса и Владимир Кузнецовы.

В то время бальные танцы относились к сфере культуры и курировались двумя министерствами культуры. Министерство СССР поддерживало развитие бального танца (А.Н. Демченко, Л.А. Данилова, А.И. Мальцев), а министерство РСФСР, считая, что и в самом бальном танце и в костюмах танцоров много проявления буржуазности и западного образа жизни, этому препятствовало. Девизом республиканского министерства стало выражение его министра В. Стриганова — «Советский человек должен танцевать по-советски!»

Фото 2: Кремлевский Дворец съездов. Выступление в концертной программе. В. Попов – Е. Христенко, А. и Н. Бартель, А. Магазинер – В. Бородачека, В. Юдин – Т. Самохвалова, В. Степкин – И. Щеголева. 1963 г.

Александра Дегтяренко, всю жизнь посвятившего бальному танцу, называли «проводником буржуазной идеологии» (как и всех его сподвижников, коллег и учеников). Он оказался в непростой ситуации. А. Дегтяренко вел работу в своей студии и ездил по линии министерства СССР судить международные конкурсы, но основным местом его работы был Московский институт культуры (старший преподаватель по бальному танцу), находившийся в ведении министерства культуры РСФСР. Несмотря на многочисленные тяжелые жизненные испытания, Дегтяренко всегда оставался оптимистом. Он был необыкновенно красивым внешне и внутренне человеком (кстати, прошел всю Великую Отечественную войну). Но травля сказалась на его здоровье, и он ушел из жизни в 1984 году.

В то время практически все педагоги по бальному танцу и ведущие танцоры вышли из недр Дома учителя. Они работали в сложных условиях, с большим трудом получая необходимые материалы. В основном это была переводная литература. Для многих из них настольными книгами стали книги Уолтера Лейэрда и Алекса Мура. Переводились и тоже досконально изучались журналы серии «Letter service», «Ballroom Dancing Times», издаваемые в Англии, а также «Танечны листы», издаваемые в Чехословакии. Кинозаписи выступлений лучших пар мира были практически недоступны. Проведение семинаров с известными педагогами, не говоря уже об индивидуальных урока (наглядная демонстрация – необходимый элемент обучения танцу, в частности, бальному), оставалось недосягаемой мечтой. В этих условиях семинары для учителей бального танца с приглашением педагогов из ГДР, ЧССР и ФРГ, которые организовывал А. Дегтяренко были исключением.

Позднее ведущие исполнители студии при Доме учителя Бруно и Марина Белоусовы создали в Москве в 1966 году свой клуб в ДК «Химик», также ставший знаковым в развитии бальных танцев. В этом клубе занимались Виктор Попов, Александр и Елена Чекоткины, Станислав и Людмила Поповы (1967-70), Владимир Стеклянников, Аркадий Белгородский, Виктор Донской и другие. В тот период в Москве конкурсных пар было немного, а тех, которые демонстрировали высокий уровень мастерства вообще единицы. По существующей международной классификации, включающей классы «Е», «Д», «С», «В», «А», «М», «S», только одна пара танцевала по «В» классу – Бруно и Марина Белоусовы, одна по «С» классу – Александр и Елена Чекоткины, и около 12-15 пар танцевали по «Д» классу.

В 1960-е годы клубы бальных танцев начали создаваться и в других городах страны. Стали проводиться первые московские, всероссийские и всесоюзные конкурсы. В 1965 году Министерство культуры РСФСР объявило о проведении I Всероссийского конкурса исполнителей бального танца. Он проходил поэтапно в разных городах России. Заключительный этап I Московского конкурса исполнителей бального танца состоялся 18 апреля 1965 года в ЦПКиО имени Горького.

Подлинным центром развития бальных танцев в те годы стала Прибалтика. Этому способствовали и национальные традиции, и исторические условия, благодаря которым Прибалтика всегда стояла особняком среди других регионов СССР, и благоприятная удаленность от политического центра страны. С конца 60-х годов самым значимым турниром становится международный турнир «Янтарная пара» (1968), проводимый в Каунасе (Литва) великолепной парой Чесловасом и Юрате Норвайша. Организаторам удавалось приглашать ведущих танцоров не только социалистических, но и капиталистических стран. Именно на этом конкурсе можно было увидеть своими глазами выступление чемпиона мира, оценить технические и хореографические новинки, прочувствовать веяния современной танцевальной моды. На «Янтарную пару» стремились попасть все.

Были и другие прибалтийские турниры: «Старый Таллин», «Таллинская весна», «Рижская осень», «Вильнюс», «Каунасская весна» и т. д. Среди их первых организаторов: Антс и Мале Таел, Хельга и Лео Мыттус, позднее Ааво и Тамара Лосман, Томас Петрейкис, Чесловас и Юрате Норвайша, Айвар Веверис, Ингрида Саулите, Игорь Белянский, Гунтис Озолиньш.

Наиболее яркими танцевальными парами того периода были прибалты — Юрате и Чесловас Норвайша (Литва), Даля и Витас Камайтис (Литва), Пия и Ааре Орб (Эстония), Пятрас Янулявичус и Лайна Бальцевичуте (Литва). Среди российских городов центром танцевания стал Ленинград — там лидировали Владимир Павлов и Элла Левицкая, Анатолий и Лариса Хамрителевы, Виктор и Татьяна Золотоверхие, Виктор и Надежда Давидовские, Юрий и Ольга Симоновы. В Москве всеобщее внимание привлекали Бруно и Марина Белоусовы, Александр и Елена Чекоткины, Сергей Кошелев и Ангелина Монакова.

Наряду с танцами, традиционно входившими в международную конкурсную программу, в СССР существовала еще и

чисто советская программа, обязательная для исполнения. Она включала танцы народов СССР, точнее – стилизацию под бальные народных фольклорных танцев.

Среди них: «Сударушка», «Русский лирический», «Риллио» (литовский), «Вару-вару» (латышский) и другие, всего около 150 танцев. Созданная в нагрузку к конкурсным бальным танцам из идеологических соображений («Если они хотят, чтобы мы танцевали их танцы, пусть они танцуют наши танцы», – позиция отдела агитации и пропаганды ЦК КПСС), эта программа по-разному оценивается самими танцорами, ее исполнявшими. Разброс мнений большой, начиная от определения этих танцев как мертворожденных, ничего не дающих ни уму, ни сердцу, до признания их роли в расширении кругозора танцоров и приобретении необходимых знаний в хореографии, которые пригодились уже в более позднее время. Просуществовала эта программа до конца 80-х годов.

На начальном этапе бальными танцами занимались главным образом представители интеллигенции: студенты и инженеры. Возраст начинающих танцоров был разным: первый раз на паркет можно было выйти и в двадцать –двадцать пять лет. Кстати, это был период в полном смысле любительского танцевания, поскольку танцами занимались в свободное от работы и учебы время. В 1970-е годы этот период заканчивается. С ростом объема информации, усложнением программ танцорам требуется все больше времени проводить на паркете, и даже в мыслях не отвлекаться от любимого дела. Вот почему практически все ведущие танцоры начинают вести педагогическую работу в танцевальных студиях.

Фото 3: Антс и Мале Таэль принимают гостей-танцоров у себя на даче

Это было время, когда в нашей стране еще не существовало как на Западе деления танцоров на любителей и профессионалов. Да и самих организаций, объединяющих танцоров, тоже не было. Тем не менее, общественный интерес к бальным танцам был настолько высок, что на телевидении появились посвященные им передачи: «Танцуйте с нами» (ведущий Леонид Школьников) и «Танцевальный зал».

1970-е годы стали для бальных танцев временем, которое можно определить как борьба за выживание. Идеологические органы объявили им откровенную войну. Особенно напряженная ситуация сложилась в Москве. В то же время жизнь и красота брали свое: по всей стране шел рост числа клубов бальных танцев. Они появлялись теперь уже не только в Прибалтике, которая продолжала демонстрировать высокий уровень танцевания (здесь работали такие известные тренеры как Антс и Мале Таэль, Хельга и Лео Мыттус, Таллинн; Томас Пятрейкис, Каунас; Илгвар Калниньш, Айвар Веверис, Игорь Билянский, Рига; Пеен Ридали, Тарту ), но и Ленинграде, Горьком (Гунтис Озолиньш и Рудите Озолиня), Минске, Ростове, Таганроге (Макс Кац), Киеве (Валерий Корзинин, Борис Калиниченко), Новосибирске (Геннадий Мальков, Александра Шестакова) и других городов.

Несмотря на общую «душную» атмосферу, именно в этот период проходили конкурсы, подготовившие события, которые изменили статус бальных танцев в нашей стране. К числу таких можно отнести проведенный в 1972 году в Академгородке, оплоте либеральных идей и движений, конкурс «Золотая долина». Среди членов его жюри был Геннадий Алференко, впоследствии сопредседатель попечительского совета Кубка мира в Кремле. В 1972 года состоялось исключительное по своей важности событие — I Всесоюзный конкурс бальных танцев с включением танцев международной программы. Он проходил в Москве в Ледовом Дворце спорта ЦСКА (заключительный этап, который собрал 180 участников). Его учредителями выступили министерство культуры СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Программа конкурса состояла из нескольких частей: международной (10 танцев, но вместо джайва включалась полька), исторической (4 танца) и советской (36 танцев). Блестяще выступили Чесловас и Юрате Норвайши. Все финалисты, Чесловас и Юрате Норвайша, Витас и Даля Камайтис, Виктор и Надежда Давидовские, Юрий и Ольга Симоновы, Юрий Кострюков и Мария Игнатова, Александр Захаров и Татьяна Барабанова, получили звание лауреатов, но Норвайши выделялись как бесспорные лидеры. Норвайши были образцом, которому стремились подражать. Эта пара всегда отличалась высокой культурой исполнения и вкусом, сложной техникой. Кстати, в то время звание лауреата Всесоюзного конкурса было для советского танцора, занимающего бальными танцами, высшим титулом, к которому он мог стремиться (доступ на зарубежные турниры был закрыт). Проведение I Всесоюзного конкурса означало признание бальных танцев на союзном уровне.

О том, насколько напряженная ситуация складывалась вокруг бальных танцев, свидетельствует организованный в 1974-75 годах Верой Игнатьевой конкурс на ВДНХ СССР в павильоне «Животноводство». Он проводился только по международной конкурсной программе, исключая советскую. Реакция «верхов» была однозначной. Пары,

участвовавшие в нем, были не допущены до II Всесоюзного конкурса, а сама организатор испытала очень серьезное давление со стороны вышестоящих инстанций.

История развития бальных танцев в СССР и России (часть 2) см. часть 1

О том, насколько напряженная ситуация складывалась вокруг бальных танцев, свидетельствует организованный в 1974-75 годах Верой Игнатьевой конкурс на ВДНХ СССР в павильоне «Животноводство». Он проводился только по международной конкурсной программе, исключая советскую. Реакция «верхов» была однозначной. Пары, участвовавшие в нем, были не допущены до II Всесоюзного конкурса, а сама организатор испытала очень серьезное давление со стороны вышестоящих инстанций.

В 1975 году в Киеве прошел II Всесоюзный конкурс. Он привлек огромное число танцоров и проходил в несколько этапов с отборочными турами. Жюри возглавляли Константин Сергеев, художественный руководитель Ленинградского хореографического училища имени А.Я. Вагановой и И. Сухишвили, художественный руководитель Государственного ансамбля народного танца Грузии. Да, и из остальных членов жюри, прекрасных специалистов в области балета и народного танца, только двое были специалистами в области бального танца. Профессиональная система судейства в те годы еще не сформировалась. Участники конкурса исполняли по три танца из двух групп (из восьми танцев советской и международной программ) по выбору. Победителями этого конкурса стали Станислав и Людмила Поповы. Они продемонстрировали безоговорочное преимущество и в международном, и в советском разделах. Одними из первых Поповы стали уделять самое пристальное внимание не только хореографической, но и психологической подготовке, а также костюмам. С этого момента можно говорить о начале эпохи Станислава и Людмилы Поповых. Более десяти лет они держали пальму первенства на всех крупнейших конкурсах.

Фото 1: Конкурс в Огре. Латвия, 1974 г. Фото 2: Станислав и Людмила Поповы на конкурсе «Дрезден-78»

Противоречивые 1970-е годы знаменуют собой подъем московской школы танцевания. По существующей в то время классификации в Москве появились пары международного класса. Первыми стали Бруно и Марина Белоусовы, Александр и Елена Чекоткины, вслед за ними Станислав и Людмила Поповы, Сергей Кошелев и Ангелина Дегтяренко (Монакова). В 1971 году Станислав и Людмила Поповы организовали танцевальную студию при ДК имени Горького, давшую целую плеяду прекрасных танцоров. Московская школа закрепляет за собой лидирующие в стране позиции, которые сохраняет до сих пор.

Тот же 1975 год отмечен еще одним знаменательным событием в танцевальной жизни — началом проведения официальных чемпионатов социалистических стран. Наконец-то советские танцоры получили возможность не от случая к случаю, а систематически встречаться на паркете с зарубежными парами. Учитывая существовавший в то время дефицит информации, это было чрезвычайно важно. Первый чемпионат прошел в Карлмарксштадте (ГДР), правда, пока еще без участия советских танцоров. Но следующий чемпионат, в 1976 году, ознаменовался не только первым выступлением на нем советских пар, но и их замечательными результатами. В St третье место заняли Видас и Даля Камайтис, а в La третьими стали Станислав и Людмила Поповы. Пятыми в обеих программах были Виктор и Надежда Давидовские (в каждой программе от страны могли выступать по две пары).

В 1979 году в Москве произошло событие, значение которого трудно переоценить – впервые Советский Союз принимала чемпионат социалистических стран. От страны-организатора в жюри IV чемпионата вошел Александр Дегтяренко. Впервые в программу были включены танцы «Полька» и «Риллио». Советские танцоры показали прекрасные результаты. Победителями в европейской программе стали Видас и Даля Камайтис, а в латиноамериканской – Станислав и Людмила Поповы, также выигравшие еще и программу 10 танцев. Конкурс проходил в переполненном УСЗ «Дружба», только что построенном к Олимпийским играм 1980 года Турнир продемонстрировал, что, несмотря на условия изоляции, бальные танцы в нашей стране поднялись на высокий уровень развития.

В этот период продолжают успешно выступать Норвайши (в 1974 году они стали первой в СССР профессиональной парой), Камайтисы, Поповы, Давидовские, Симоновы. Появляются новые пары: Ромуальдес и Скайсте Идзелявичус, Станислав Шкляр и Ирина Чубарец, Михаил и Надежда Бирун, Арне и Пия Сандберг и др.

1970-е годы отмечены очень важным фактом в истории бальных танцев: в нашей стране сформировалась

система управления бальными танцами (профессиональных и любительских организаций еще не было), включающая в себя

три элемента. На примере Москвы это выглядело так.В системе профсоюзов создаются общественные советы. При Доме самодеятельного творчества в рамках совета организуется секция педагогов бального танца, председателем которой был Станислав Попов. В работе секции принимали участие Ангелина Дегтяренко, Валерий Раздрогин, Владимир Кузнецов,Евгения Калиничева, Петр Чеботарев.

Методистом по бальному танцу работал Валерий Гулай (в настоящее время президент Московской федерации танцевального спорта). Эта секция в рамках совета, была основной общественной организацией по бальному танцу. Она занималась календарем турниров, анализом проведенных конкурсов, регистрацией исполнителей и судей, решала многие творческие вопросы.

Немного позднее в системе образования возник аналогичный совет, в котором методистом по бальным танцам работал Алексей Кочетков (в настоящее время руководитель ТСК при МГДТДиЮ). В системе государственных органов бальными танцами в управлении культуры Москвы занимался Виктор Донской. В целом развитие бальных танцев «всерьез» курировалось отделами пропаганды и культуры партийных органов разного уровня вплоть до ЦК КПСС.

Фото 3: Конкурс «Савария». Венгрия, 1978 г.

Наряду с конкурсами исполнителей бальных танцев в 1970-е годы Министерством культуры РСФСР проводились смотры-конкурсы танцевальных площадок. На них определялись лауреаты и дипломанты по нескольким позициям: ансамбли бального танца; оркестры, сопровождающие танцевальные вечера; распорядители танцевальных вечеров; танцевальные площадки (кстати, существовали нормативы: на каждую пару должно было приходиться не менее 3 кв. м танцевальной площадки, а цена месячного абонемента на обучение составляла от 3 до 5 руб.).

Развиваясь в сфере культуры, бальные танцы в конце 1970-х годов делали первые шаги в направлении той сферы, в которую полностью перейдут в 1990-е годы, — сферы спорта. В Государственный комитет по физической культуре и спорту была предоставлена «Справка о спортивных танцах на паркете», подписанная Чесловасом и Юрате Норвайша, Бруно Белоусовым, Станиславом Поповым, Александром Чекоткиным и Леонидом Магазинером. Как результат — впервые в Единой спортивной классификации на 1977-80 годы появилась строка – «спортивные танцы».

Заканчивая разговор о 1970-х годах нельзя не вспомнить о прессинге со стороны вышестоящих органов, следивших не только за проведением конкурсов бальных танцев и работой танцевальных клубов, но даже и за костюмами танцоров. Границы дозволенного были узкими и во многом не отвечали традициям бальных танцев. Стиль приходилось выдерживать, без преувеличения, в борьбе — притом, что специализированных магазинов не было, и танцоры изобретали все необходимое сами: красили куриные перья под «страуса», гранили «фирменные» блестки, вместо телесной ткани использовали чулки и для получения загара брали не специальные средства, а марганцовку и чай. «Фирменная» обувь приобреталась в комиссионных магазинах.

Энтузиазм, искренняя преданность и бескорыстное служение своему делу формировало особую атмосферу в самой танцевальной среде. И в частности, на конкурсах. Скажем, ни с чем не сравнимая возможность в неформальном общении на банкете после турнира завязывать дружеские отношения. Недавние соперники, победители и побежденные вместе участвовали в действиях, очень часто напоминающих капустник.

1980-е годы – новый этап: советские пары стали регулярно принимать участие в международных турнирах в социалистических странах. С конца 1980-х годов — начала 1990-х годов лучшие пары страны начинают регулярно представлять СССР на официальных любительских и профессиональных турнирах (чемпионатах мира и Европы по St, La и 10 танцам). До этого времени выступления носили нерегулярный характер и касались только профессионалов, которые получали личные приглашения от организаторов турниров. Любители такого права до 1989 года не имели.

Продолжают танцевать Станислав и Людмила Поповы (до 1988 г.). Активно работает их клуб, из которого вышли такие талантливые пары, как Петр и Алла Чеботаревы, Владимир и Ольга Андрюкины, Алексей и Светлана Дмитриевы, Артур и Мария Лобовы, Талят и Марина Тарсиновы, Игорь и Иветта Кондрашовы, Владимир и Елена

Колобовы, Леонид Плетнев и Виана Ариф. Яркие пары появляются и в других клубах: Александр Мельников и Ирина Соломатина, Виктор Никовский и Лариса Давыдова, Сергей и Елена Числовы, Арландас Модзеляускас и Эгле Сагатаусайте, Юрис и Бируте Бауманис.

Любительской парой, добившейся в период с конца 80-х гг. до первой половины 1990-х годов наивысших результатов, стала пара Александр Мельников и Ирина Соломатина.

В 1980-81 годах прошли командные встречи танцоров СССР с танцорами Финляндии и Австрии, организованные Чесловасом и Юрате Норвайшами и Станиславом и Людмилой Поповыми. А в 1988 году — командная встреча СССР – Канада – США (в Сан-Диего). В составе советской команды были Артур и Мария Лобовы, Владимир и Елена Колобовы, Леонид Плетнев и Виана Ариф, Игорь и Ирина Суворовы.

В 1980- е годы продолжился процесс формирования той организационной структуры бальных танцев, которая существует в России и по сей день. В ее основе лежит клубная система, примерно такая же, что и в Германии и Италии (в Англии бальные танцы организованы по-иному). В связи с этим нельзя не вспомнить создание в 1988 году объединения «Ритм» на базе уже существовавшего с 1977 года клуба «726», которым руководили Петр и Алла Чеботаревы.

Это творческое объединение можно считать уникальным по числу подготовленных им высококлассных танцоров. Большинство из них, закончив танцевальную, начали педагогическую карьеру, создав в 1990-е годы свои собственные клубы: «Русский клуб» Виктора Никовского и Ларисы Давыдовой, «Линия» Александра Мельникова и Ирины Соломатиной, «Людмила» Михаила и Людмилы Фраткиных, «Джем» Сергея Числова, «Меридиан» Ольги Глушко, «Мелисса» Александра Шишкова, «726» Владимира Селиванова, «Триада» Ильи Данилова и Татьяны Рыбалко, «Латинский квартал» Сергея Дуванова и Светланы Тверьянович, «Елена» Елены Поляковой и др. В настоящее время клубом руководят Петр Чеботарев и Галина Привалова.

1980-е годы отмечены знаковым событием в истории бальных танцев: в стране создаются профессиональная и любительская организации, что позволило СССР выйти на международный уровень и влиться в существовавшую в то время международную структуру международных организаций. В свою очередь это дало возможность танцорам почувствовать себя участниками единого мирового танцевального процесса.

Фото 4: Чемпионат социалистических стран. Москва, 1979 г. Команда СССР – победитель конкурса. Слева направо: Юрате Норвайша (капитан), Надежда и Виктор Давидовские, Даля и Видас Камайтис, Станислав и Людмила Поповы, Чесловас Норвайша (капитан)

В 1982 году создается Всесоюзный совет по бальным танцам (председатель — космонавт Л. Попов, зам. председателя — Ч. Норвайша, председатель конкурсного сектора – С. Попов) и Московская городская секция педагогов бального танца (председатель — Станислав Попов).

В 1988 году учреждается Ассоциация профессиональных исполнителей и учителей бального танца (АПИУБТ) и Ассоциация бального танца (АБТ СССР) (см. раздел «Русский танцевальный союз»). В 1990-е годы эти организации были преобразованы, соответственно, в Русский танцевальный союз (РТС) и Федерацию танцевального спорта России (ФТСР). РТС стал полноправным членом международной профессиональной организации WD&DSC (Всемирный совет по танцам и танцевальному спорту), а ФТСР — международной любительской организации IDSF ( Международная федерация по танцевальному спорту). Начиная с этого момента, танцоры и педагоги разделились в нашей стране на «профессионалов» и «любителей» в соответствии со своей принадлежностью к той или иной организации.

3-4 октября 1988 года – особые дни в истории отечественных бальных танцев: проводится первый Всесоюзный конкурс (организатор Станислав Попов). Впервые на конкурсе такого уровня была исключена советская программа. Танцоры соревновались в исполнении только европейских и латиноамериканских танцев. Соревнование еще не называлось чемпионатом, но его первых победителей все же, наверное, можно назвать первыми чемпионами страны

среди профессионалов. В европейской программе ими стали Станислав и Людмила Поповы, а в латиноамериканской – Юрис и Бируте Бауманис (Рига). В конкурсе шоу-программ в европейском шоу первое место заняли Станислав и Людмила Поповы, а в латиноамериканском — Талят и Марина Тарсиновы.

Декабрь 1988 года – еще одно судьбоносное событие: на Малой спортивной арене Лужников проводится I Московский международный конкурс профессионалов с участием ведущих танцевальных дуэтов мира. На нем медленным вальсом завершают свою танцевальную карьеру организаторы этого турнира Станислав и Людмила Поповы. Победителями в St стала пара из Дании Глэн Вайс и Джилиан Тикет. В La победителями стали Манфред и Катя Кобер (ФРГ). Среди советских пар, принимавших участие в этом турнире, были Петр и Алла Чеботаревы, Талят и Марина Тарсиновы, Владимир и Ольга Андрюкины, Игорь и Иветта Кондрашовы и многие другие известные танцевальные дуэты.

Фото 5: Кубок «Прага концерт». Чехословакия, 1986 г. Слева направо: Людмила и Станислав Поповы, Анне и Ханс Лаксхольм (Дания), Елена и Павел Дворжак (Чехословакия)

В программе гала-концерта приняли участие со своим шоу «Латинская фантазия II» в прошлом двухкратные чемпионы мира среди профессионалов в La Эспен и Кирстен Салберг и пятикратные чемпионы мира Алан и Хейзел Флетчер. Шоу этих выдающихся мастеров бального танца не просто потрясло московскую публику, но и дало колоссальный творческий импульс танцорам.

II Московский международный турнир прошел в Москве в 1990 году. Европейскую программу выиграли Дэннис Трамбле и Адель Престон (Великобритания). В латинском турнире побеждают призеры чемпионатов мира Джон и Надя Эфтедал (Норвегия). Из российских танцоров в финал обеих программ вышли Геннадий Гунько и Алла Чеботарева, Талят и Марина Тарсиновы.

Последние десятилетия ХХ века – начальные годы III тысячелетия ознаменованы активным включением России в международное танцевальное сообщество. Во второй половине 1990-х годов российские танцоры — и профессионалы, и любители — начинают завоевывать ведущие позиции на крупнейших международных турнирах. В любительском танцевании бурно развивается детское и юниорское, что составляет одно из отличий танцевального спорта России от других стран. Во всем мире бальные танцы окончательно переходят в спортивное русло. В нашей стране формируется соответствующая этому система турниров, охватывающая уровни, начиная с клубного и заканчивая всероссийским. Наряду с ежегодными официальными чемпионатами по всем возрастным категориям (Дети I, II, Юниоры I,II, Молодежь, Взрослые) проводятся и другие крупные соревнования такие как Russian Open (первые два турнира — организатор В.Гулай, а позднее ФТСР), Кубок «Спартака» (организатор А. Миндель) и др. Подготовку лучших российских пар осуществляют ведущие российские педагоги. Среди них: Алла Чеботарева, Виктор Никовский и Лариса Давыдова, Александр Мельников и Ирина Соломатина, Владимир и Елена Колобовы, Игорь и Иветта Кондрашовы, Илья Данилов и Татьяна Рыбалко, Сергей Дуванов и Светлана Тверьянович. Появляются и первые российские чемпионы мира в категориях Юниоры, Молодежь и Взрослые (трехкратные чемпионы мира в 10 танцах в категории Взрослые Марат Гимаев и Алина Басюк, чемпионы Европы и вице — чемпионы мира в латиноамериканской программе в категории Взрослые Дмитрий Тимохин и Анна Безикова).

Для российских танцоров становятся доступны все международные турниры. Прежде всего, крупнейшие из них: Блэкпульский танцевальный фестиваль (Англия), International, UK (оба Англия), Открытый чемпионат Германии (Манхайм), Открытый чемпионат Голландии (Слагхарен, а позднее Ассен), Открытый чемпионат США (Майами) и т. д.

В международных танцевальных кругах (что находит отражение и на национальном уровне), появляется идея о включении танцевального спорта в Олимпийские Игры. IDSF признается МОК и становится членом GAISF (Генеральная ассоциация международных спортивных федераций) и IWGA (Международная ассоциация Мировых игр). Спортивные танцы включаются в программу World Games, но вопрос об их вхождении в олимпийское движение в силу объективных причин остается открытым.

В профессиональной среде в этот период регулярно проводятся наряду с национальными, международные турниры с участием звезд танцевального спорта (III Московский международный конкурс в 1992 году, IV Московский международный конкурс в 1994 году, начиная с 1995 года Кубки мира).

Начало XXI века ознаменовалось для российских профессионалов дальнейшим укреплением своих позиций в мировом танце. Впервые российские профессионалы Сергей Рюпин и Елена Хворова вошли в финал чемпионата мира по La в 2000 году, стали бронзовыми призерами чемпионата Европы в 2002 году, завоевали титул чемпионов мира в латиноамериканском сэквее в 2003 году Впервые российская пара Дмитрий Тимохин и Анна Безикова вышла в финал Блэкпульского фестиваля по латиноамериканским танцам (2003). Впервые российские профессионалы участвовали в командной встрече на Блэкпульском фестивале (2002).

Фото 6: Советские и американские профессиональные танцоры в Ленинграде, 1991 г. В центре – Руфус Дастин (хореограф американской команды) и Станислав и Людмила Поповы

Впервые Россия стала организатором проведения чемпионатов Европы по St в 2001 году в Москве, чемпионата Европы по La в 2002 году в Санкт-Петербурге и чемпионата мира по La сэквею в 2003 году в Москве.

Впервые президент РТС Станислав Попов избран вице-президентом WD&DSC в 2003 году, а Алексей Беляев заместителем председателя Комитета по общественному танцу WD&DSC.

Акуленок С. В. Главы из книги «Кто есть кто?» (Многотомное издание, выпуск 5, том 2, 2003 г., Москва, Международный объединенный биографический центр)