Танцы, танцы, танцы

Модератор: Админы

  • Темы Ответы Просмотры Последнее сообщение
  • Polka Music
    DarkHayworth » Сб янв 07, 2012 12:05 am 0 Ответы 1469 Просмотры Последнее сообщение DarkHayworth
    Сб янв 07, 2012 12:05 am
  • Promo
    dramadreamer39 » Ср янв 04, 2012 9:28 pm 0 Ответы 1345 Просмотры Последнее сообщение dramadreamer39
    Ср янв 04, 2012 9:28 pm
  • Полька. Аккордеон. И пиво.
    SNiPE » Пн янв 02, 2012 5:30 pm 0 Ответы 1446 Просмотры Последнее сообщение SNiPE
    Пн янв 02, 2012 5:30 pm
  • Полька.MP4
    pixtaker » Сб дек 31, 2011 1:31 pm 0 Ответы 1442 Просмотры Последнее сообщение pixtaker
    Сб дек 31, 2011 1:31 pm
  • Pigs in a Polka (1943)
    dramadreamer39 » Сб дек 31, 2011 5:18 am 0 Ответы 1476 Просмотры Последнее сообщение dramadreamer39
    Сб дек 31, 2011 5:18 am
  • Xylophone. Ксилофон. Д. Кабалевский, Галоп комедиантов.
    daysici » Пн дек 26, 2011 9:22 pm 0 Ответы 1451 Просмотры Последнее сообщение daysici
    Пн дек 26, 2011 9:22 pm
  • Балет И. Моисеева — Эстонский танец «Полька через ножку»
    Knotnow » Сб дек 24, 2011 5:23 pm 0 Ответы 1942 Просмотры Последнее сообщение Knotnow
    Сб дек 24, 2011 5:23 pm
  • Украинский танец «Павочки»
    athot » Чт дек 22, 2011 5:11 am 0 Ответы 1296 Просмотры Последнее сообщение athot
    Чт дек 22, 2011 5:11 am
  • Танец Полька(2009 год)
    Bertbaby » Сб дек 17, 2011 10:37 pm 0 Ответы 1449 Просмотры Последнее сообщение Bertbaby
    Сб дек 17, 2011 10:37 pm
  • 20 Гречаники пустогребельські
    daysici » Чт дек 15, 2011 6:39 pm 0 Ответы 1200 Просмотры Последнее сообщение daysici
    Чт дек 15, 2011 6:39 pm
  • Polka
    seiffrei » Вт дек 13, 2011 6:26 am 0 Ответы 1454 Просмотры Последнее сообщение seiffrei
    Вт дек 13, 2011 6:26 am
  • Эстонский танец
    shutty » Чт дек 08, 2011 10:30 pm 0 Ответы 1557 Просмотры Последнее сообщение shutty
    Чт дек 08, 2011 10:30 pm
  • Детская полька, 1999
    seiffrei » Вт дек 06, 2011 6:31 pm 0 Ответы 1451 Просмотры Последнее сообщение seiffrei
    Вт дек 06, 2011 6:31 pm
  • Сударушка
    Lance_378 » Вс дек 04, 2011 2:33 pm 0 Ответы 1510 Просмотры Последнее сообщение Lance_378
    Вс дек 04, 2011 2:33 pm
  • Полька на выпускном в детком саду 2563
    Knotnow » Пт дек 02, 2011 11:56 am 0 Ответы 1376 Просмотры Последнее сообщение Knotnow
    Пт дек 02, 2011 11:56 am
  • Немецкий танец
    DarkHayworth » Пт дек 02, 2011 3:43 am 0 Ответы 1337 Просмотры Последнее сообщение DarkHayworth
    Пт дек 02, 2011 3:43 am
  • 21 Сон Алисы: Бал в Стране Чудес (2010) — Шотландский вальс
    shutty » Вт ноя 29, 2011 11:45 pm 0 Ответы 1432 Просмотры Последнее сообщение shutty
    Вт ноя 29, 2011 11:45 pm
  • Репетиция свадебного танца — венский вальс, myweddingdance.r
    dramadreamer39 » Вс ноя 27, 2011 7:47 pm 0 Ответы 1230 Просмотры Последнее сообщение dramadreamer39
    Вс ноя 27, 2011 7:47 pm
  • Rubleva & Shefer, 2004, NCh, CD2
    Knotnow » Пт ноя 25, 2011 3:48 pm 0 Ответы 1357 Просмотры Последнее сообщение Knotnow
    Пт ноя 25, 2011 3:48 pm
  • Львівська полька процес навчання
    SNiPE » Ср ноя 23, 2011 11:50 am 0 Ответы 1274 Просмотры Последнее сообщение SNiPE
    Ср ноя 23, 2011 11:50 am
  • my dance финская полька
    SNiPE » Ср ноя 23, 2011 3:37 am 0 Ответы 1600 Просмотры Последнее сообщение SNiPE
    Ср ноя 23, 2011 3:37 am
  • Жалобно стонет ветер осенний.mpg
    daysici » Вс ноя 20, 2011 11:38 pm 0 Ответы 1131 Просмотры Последнее сообщение daysici
    Вс ноя 20, 2011 11:38 pm
  • Классическая постановка на пуантах
    Bertbaby » Пт ноя 18, 2011 7:39 pm 0 Ответы 1649 Просмотры Последнее сообщение Bertbaby
    Пт ноя 18, 2011 7:39 pm
  • Свадебный Танец — хоерграф Майа Мэй
    daysici » Ср ноя 16, 2011 3:41 pm 0 Ответы 1222 Просмотры Последнее сообщение daysici
    Ср ноя 16, 2011 3:41 pm
  • «Первое свидание», финская полька
    longhorn48 » Пн ноя 14, 2011 11:43 am 0 Ответы 1476 Просмотры Последнее сообщение longhorn48
    Пн ноя 14, 2011 11:43 am
  • Ансамбль цимбалисток — конкурс «Синяя птица»
    daysici » Сб ноя 12, 2011 9:07 am 0 Ответы 1347 Просмотры Последнее сообщение daysici
    Сб ноя 12, 2011 9:07 am
  • HACKBRETT-CIMBALY бел.нар. ЯНКА»
    longhorn48 » Сб ноя 12, 2011 12:54 am 0 Ответы 1388 Просмотры Последнее сообщение longhorn48
    Сб ноя 12, 2011 12:54 am
  • Як-цуп-цуп
    athot » Ср ноя 09, 2011 8:55 pm 0 Ответы 1344 Просмотры Последнее сообщение athot
    Ср ноя 09, 2011 8:55 pm
  • Alice’s Dream: Ball in a Wonderland 2010
    Lance_378 » Пн ноя 07, 2011 4:56 pm 0 Ответы 1294 Просмотры Последнее сообщение Lance_378
    Пн ноя 07, 2011 4:56 pm
  • Полька www.merito.ru
    shutty » Чт ноя 03, 2011 9:00 am 0 Ответы 1118 Просмотры Последнее сообщение shutty
    Чт ноя 03, 2011 9:00 am
  • «Немецкая полька»
    SNiPE » Пн окт 31, 2011 8:48 pm 0 Ответы 1401 Просмотры Последнее сообщение SNiPE
    Пн окт 31, 2011 8:48 pm
  • Итальянская полька
    Knotnow » Ср июл 07, 2010 5:14 am 2 Ответы 1747 Просмотры Последнее сообщение shutty
    Чт окт 27, 2011 12:51 pm
  • Концертный номер гр. Кайфият
    pixtaker » Вт окт 25, 2011 8:53 am 0 Ответы 1260 Просмотры Последнее сообщение pixtaker
    Вт окт 25, 2011 8:53 am
  • 22 Группа Подружки, Мелеуз Башкортостан — Летка-Йенька
    longhorn48 » Чт окт 20, 2011 6:05 pm 0 Ответы 1596 Просмотры Последнее сообщение longhorn48
    Чт окт 20, 2011 6:05 pm
  • Экстрим, номер «Полька»
    athot » Вт окт 18, 2011 2:07 pm 0 Ответы 1240 Просмотры Последнее сообщение athot
    Вт окт 18, 2011 2:07 pm
  • Танцевальная группа ЧИПОЛЛИНО. ВИДЕО 8.
    Bertbaby » Пт окт 14, 2011 6:10 am 0 Ответы 1255 Просмотры Последнее сообщение Bertbaby
    Пт окт 14, 2011 6:10 am
  • Александр Вистгоф и Лилия Отчайнова. МИЛОНГА 14.12.08
    migetviking » Чт окт 13, 2011 9:56 pm 0 Ответы 1277 Просмотры Последнее сообщение migetviking
    Чт окт 13, 2011 9:56 pm
  • По малину
    DarkHayworth » Вт окт 11, 2011 5:58 pm 0 Ответы 1193 Просмотры Последнее сообщение DarkHayworth
    Вт окт 11, 2011 5:58 pm
  • Финская полька (малыши)
    athot » Вс окт 09, 2011 3:22 pm 0 Ответы 1391 Просмотры Последнее сообщение athot
    Вс окт 09, 2011 3:22 pm
  • буратино 3-6 лет
    SNiPE » Ср окт 05, 2011 12:34 am 0 Ответы 1478 Просмотры Последнее сообщение SNiPE
    Ср окт 05, 2011 12:34 am
  • New Year(Split0)
    Knotnow » Пт сен 30, 2011 6:00 pm 0 Ответы 1322 Просмотры Последнее сообщение Knotnow
    Пт сен 30, 2011 6:00 pm
  • Ирландская полька
    daysici » Ср сен 28, 2011 2:02 pm 0 Ответы 1232 Просмотры Последнее сообщение daysici
    Ср сен 28, 2011 2:02 pm
  • doshk6scherbpol.MOD
    Knotnow » Пн сен 26, 2011 10:03 am 0 Ответы 1280 Просмотры Последнее сообщение Knotnow
    Пн сен 26, 2011 10:03 am
  • Бал-шоу Шарм М и С Лавриковы-танец Полька.mp4
    clenchedteeth33 » Сб сен 24, 2011 6:04 am 1 Ответы 1426 Просмотры Последнее сообщение longhorn48
    Сб сен 24, 2011 6:04 am
  • Бабочка полька. Гармонист Алексеев Егор. 7.11.10.
    clenchedteeth33 » Пт сен 23, 2011 9:51 pm 0 Ответы 1299 Просмотры Последнее сообщение clenchedteeth33
    Пт сен 23, 2011 9:51 pm
  • Заказ выступлений шоу-балета «Ватан»
    shutty » Ср сен 21, 2011 5:53 pm 0 Ответы 1207 Просмотры Последнее сообщение shutty
    Ср сен 21, 2011 5:53 pm
  • Shostakovich The Bolt Drayman`s Dance Polka Tango Vyacheslav
    DarkHayworth » Сб сен 17, 2011 9:56 am 0 Ответы 1309 Просмотры Последнее сообщение DarkHayworth
    Сб сен 17, 2011 9:56 am
  • 11.11.13_Бал в Металлурге.mov
    seiffrei » Чт сен 15, 2011 7:20 am 0 Ответы 1206 Просмотры Последнее сообщение seiffrei
    Чт сен 15, 2011 7:20 am
  • Галасливі візерунки
    DarkHayworth » Чт сен 08, 2011 12:34 pm 0 Ответы 1209 Просмотры Последнее сообщение DarkHayworth
    Чт сен 08, 2011 12:34 pm
  • хоровод Рябинок
    Knotnow » Ср сен 07, 2011 3:27 am 0 Ответы 1669 Просмотры Последнее сообщение Knotnow
    Ср сен 07, 2011 3:27 am

Кто сейчас на конференции

Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot] , Google Adsense [Bot] , Reklama [Bot] , Yandex [Bot]

Права доступа

Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Сочинение о танце полька

Полька — старинный чешский народный танец (чешек, роlка, от рu1 — половина, так как танец основан на полушагах, а возможно и от V рulі, что по-чешски означает — за талию). Музыкальный размер 2/4, исполняется танец парами по кругу.
В 40-х годах XIX в. полька широко распространилась в Европе как бальный танец. «Появился новый увлекательный танец, успех которого, пожалуй, затмил все, что было наиболее популярного или любимого в области общественного танца всех кругов. Этим танцем была полька»
Полька оказала влияние на танцевальное искусство многих народов, приобретя в каждой новой среде ярко национальную окраску. «Каких только полек нет на свете: русская, эстонская, молдавская, латышская и даже финская и бразильская. В каждом народе полька сроднилась с национальной хореографией, и каждый народ внес в польку что-то свое, ибо танец — это душа народа, его характер и его улыбка»2.
Полька давно и прочно вошла и в белорусскую национальную хореографию, став одним из самых любимых народных танцев. Основные элементы движений польки органично вошли в состав белорусских народных танцевальных движений, фигур. В белорусском танцевальном фольклоре полька приобрела национальное своеобразие. Благодаря заложенной в этом танце неограниченной возможности импровизаций, появились местные варианты и виды белорусской польки, отличающиеся манерой и техникой исполнения.
Парно-массовый танец полька исполняется в быстром темпе, причем как в «чистом» виде, так и в комбинации с другими элементами движений белорусских народных танцев.

Сопровождение полек отличается большим мелодическим разнообразием. И в наши дни на основе богатейшего национального танцевально- несенного материала создаются и развиваются все новые и новые мелодии полек. Поэтому музыкальный жанр польки так широко представлен в белорусской народной инструментальной музыке.
Белорусская полька вобрала в себя поэтичность фольклорных образов, порывистую стремительность и искрящуюся весельем жизнерадостность народа.
Полька относится к технически сложным народным танцам. Исполнение польки в Белоруссии в первой половине XIX в. описано очевидцами. Так, А. Ович, не приводя названия танца, пишет явно о польке, увлечение которой в то время было наибольшим: «У белорусов во время свадеб и святок в большом употреблении следующий танец: собираются парни и девки, становятся в кружок по паре, кладут друг другу руки на плечи, и таким образом, все вместе, прискакивая и притопывая каблуками, кружатся под звуки волынки (т. е. дуды.— Л. А.). Эта пляска у них весьма разнообразится.
Одна из разновидностей белорусской польки — «полька з падскокам». Она исполняется с акцентом на первую восьмую долю такта. Нам и сейчас приходилось слышать на сельских праздниках выражение: «Музыканты, падскочную!»
До настоящего времени популярно исполнение «дробнай полькі», описанное еще П. Бессоновым: «Медленный, но однообразный и нефигурный, выступ пляски сменяется невзначай — но не присядкою нашею, не лихим трепаком, ситного дробною-мелкою припляской, которая будто толчется на месте, оборачиваясь на оси маленьким колесом».
Большое количество «полек дробных», их наигрышей и текстов припевок к ним записал в Гродненской губернии М. Федеровский.

М. Федеровский записал в д. Василишки Лидского уезда Виленской губернии польку «Трамбля». Ее, как он указывает в примечании, «с удовольствием танцует окольная шляхта. Это одна из первых полек, которую в той околице начали танцевать 12 лет тому назад» .

М. Федеровский записал много полек, и среди них «круцёлку» из Вол- ковысского уезда, которую он назвал «полька дробная». Таким образом, «круцёлка», очень живая по характеру, о чем свидетельствует и ее музыкальное сопровождение 8, является одной из разновидностей полек.

В описаниях XIX в. мы находим неоднократное упоминание и «полькі- трасухі». Это одна из наиболее сложных по исполнению разновидностей польки. Само название говорит о том, что исполнение связано с движениями верхней части корпуса, особенно плечевого пояса (поднятие и опускание плеч на каждую восьмую такта). Руки могут не принимать участия в этом движении: при сольном исполнении они опущены вниз вдоль корпуса и иногда переводятся в правую или левую стороны. При исполнении «Трасухі» в паре руки могут находиться в любом положении.
Трудное координированное сочетание потряхивания плечами с технически сложным исполнением пружинистого движения ногами и является основным движением «полькі-трасухі». «Трасуха» должна привлечь внимание хореографов как танец своеобразный.
В середине XIX в. П. Шпилевский наблюдал в д. Синявка (теперь Брестской обл.) танец «Пацяруху», подобие «полькі-трасухі». «Между плясками я заметил,— пишет он,— два танца, вовсе не похожие на пляски великорусского простонародья: мяцеліцу (метель) и «пацяруху» (трясучка) , вроде так называемой польки ігешЬІапіе. Пацярухай называется танец, как будто похожий на первую фигуру нашей французской кадрили, впрочем, имеющий свой народный тип. Обыкновенно становятся две пары девиц и хлопцев: поклонясь друг другу, пара девиц, тряхясь всем телом и размахивая руками, на пятках выделывают разные па, и, потом, точно плывет навстречу паре хлопцев, которые в свою очередь семенят носками сапогов, как-то искоса из-под козырька поглядывая на плывущих дам; когда сойдутся две пары, хлопнут друг другу над ухом в ладоши и поодиночке расходятся в разные стороны, топая ногами и приговаривая: «Вух я! Да вух я!» Потом группируются все пары вместе и, переплетшись
руками, делают круги то в одну, то в другую сторону; наконец раскланиг ваются друг с другом и скрываются в толпе, как бы ожидая вызова или нового приглашения со стороны хлопцев. Пацяруху танцуют и замужние женщины и вдовы» .
Известны различные варианты припевок и мелодий «полькі-трасухі». Приведем одну из записей Е. Романова .
Близки к полькам танцы «Кружок», «Круган», «Крутуха», «Кругавая», «Плясуха», «Барэцкая», «Крамянецкая».
«Крутуха» (круціцца — вертеться). Два юноши и две девушки выступают на середину хаты, берутся крестообразно за руки и идут вкруговую, подпрыгивая.
О танце «Кружкі» писал М. Дмитриев: «Главный танец составляют кружки, род вальса, которые пляшут попарно. Кружки могут плясать от четырех до восьми пар.
Ф. Ставрович наблюдал «нечто среднее между полькой и вальсом, состоящее в быстром круговом вращении множества пар, держащихся за руки» . Вероятно, это был один из вариантов вальсообразной польки, которая и сейчас бытует в Белоруссии.
Белорусские балетмейстеры на богатом фольклорном материале создают новые, современные польки.

Полька – чешский национальный танец. Название танца не имеет никакого отношения к Польше: по-чешски «пулька» — полушаг. Однако именно польским эмигрантам принадлежит заслуга распространения этого танца после Второй Мировой войны в США.

На родине полька известна и под другими названиями – мадера и нимра. Прежде ее исполняли чешские крестьянки на воскресных гуляниях. К началу XIX танец обосновался в бальных залах и стал любим великосветской публикой. В 1833 году полька появляется в Париже и начинает уверенное завоевание Европы, однако аристократы Туманного Альбиона остались холодны к веселом танцу.

Характерная черта польки – быстрый темп. Это был самый быстрый танец в XIX столетии, исполнявшийся на балах. Полька начинается с сильной доли, исполняется в двухдольном размере. Простой основной шаг, скачкообразное движение, отрывистость и стремительность – основные характеристики это танца.

Существующие фигуры можно комбинировать по своему желанию, строго прописанной схемы танца нет. Есть несколько разновидностей польки. В первую очередь, стоит говорить о народном и бальном ее вариантах. Народная полька – веселый, живой и очень позитивный танец. Бальный же вариант по характеру ближе к мазурке и предполагает исполнение строго по линии танца, или по кругу. Наиболее известные польки – Золотолесская, Крабовая, Полька-Тройка, Краковяк, H&T-полька.

Популярность польки не была оставлена без внимания и композиторами: И. Штраус, Ё. Лабицкий, Б. Сметана и многие другие чешские и не только авторы написали замечательные произведения в стиле польки.

Веселая и свободная, полька с восторгом была принята американской публикой. Непохожесть польки, ее индивидуальность обеспечили ей триумфальное шествие практически по всем бальным залам мира.

Полька прочно вошла в танцевальное творчество многих народов. Существуют венгерская полька, немецкая, шведская, финская, польская, бразильская. Большинство танцев Эстонии, Латвии, Литвы построены на основе польки. В России живут национальные формы польки: темпераментная молдавская, сдержанная латышская, своеобразная и красивая белорусская .

Сочинение о танце полька

В XIX столетии в области танца и танцевальной музыки происходит значительное обновление образности и выразительного языка, появляется огромное количество новых жанров. В наибольшей степени этому способствовали бурные социальные потрясения, происходящие в Европе в конце XVIII — первой половине XIX века и повлекшие за собой радикальные перемены в общественной и культурной жизни (Великая французская революция, наполеоновские войны, национально-освободительное движение в Австрии, Германии, Италии, Польше).

Франция, в течение нескольких веков определявшая основные направления развития хореографического искусства, по-прежнему остается танцевальным центром Европы. Преподаватели-французы пользуются огромной популярностью во многих странах и считаются самыми талантливыми и осведомленными в области танца (причем, как бытового, так и сценического).

В бальной практике начала XIX века еще сохраняются многие танцевальные жанры прошлых времен. Во Франции продолжают исполнять менуэт, гавот, бурре, в Англии — жигу, в России — гавот, гросфатер, менуэт, французскую кадриль. Однако манера их исполнения меняется, становясь более непринужденной; темп танцев ускоряется; старые композиции видоизменяются и приспосабливаются к новым эстетическим вкусам и правилам поведения в обществе.

Бальная практика, в свою очередь, оказывает огромное воздействие на сценический танец, способствуя обогащению хореографии новыми па, ритмами, темпами, а музыки — образами и выразительными средствами. Но все же, говоря о танцевальных формах и жанрах, являвшихся составной частью всех представлений музыкального театра и основой классического балетного спектакля XIX века, необходимо сказать о той роли, которую сыграло в их эволюции эстетическое течение «романтизм».

Процесс разделения между бытовой танцевальной музыкой и академической, начавшийся еще в эпоху Ренессанса, в XIX веке усиливается. Высокохудожественные образцы танцевальных произведений все более отрываются от абстрагированного бытового танца. Часто танцевальность выступает завуалировано, не обнажая своей четкой гомофонности, квадратной основы, обычной расчленности и других характерных свойств. Это уже не столько танцы, сколько опоэтизированные представления о них.

***
Многие из описываемых танцевальных жанров возникли и стали широко известны задолго до XIX столетия (например, хота, трепак, лезгинка и др.). Но мы все же решили поместить их характеристику в данном разделе, так как именно в XIX веке они завоевали популярность по всей Европе и вошли в профессиональное музыкальное и хореографическое искусство.

ВАЛЬС (франц. valse; от нем. walzer, walzen — выкручивать ногами в танце, кружиться; англ. waltz, итал. valzero) — парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением; один из самых распространенных бытовых музыкальных жанров, прочно утвердившийся в профессиональной музыке европейских стран. Музыкальный размер 3-дольный (3/4, 3/8, 6/8). Темп вальса, первоначально умеренно-быстрый, впоследствии мог быть различным — от медленного до быстрого.

ЭКОСЕЗ (экоссез; франц. [dance] ecossaise — «шотландский [танец]») — старинный шотландский народный танец, происходящий от контрданса. Отличительные черты — быстрый темп, размер 2/4, обычно в мажорном ладу. Музыкальная форма экосеза представляет собой две повторяющиеся 8- или 16-тактовые части.

Примеры:
Бетховен 6 экосезов для фп., 1823; два экосеза для фп., 1825; экосез для военного оркестра, 1810
Шуберт Более 90 фп. экосезов
Шопен Три экосеза для фп. соч. 72, 1830
Вебер
Чайковский «Евгений Онегин»

КАДРИЛЬ (от исп. cuadrilla — буквально — группа из 4-х человек, от лат. quadrum — четырехугольник) — бальный танец XVIII—XIX веков, происходящий от контрданса. Музыкальный размер чаще 2/4, темп подвижный. Музыка, обычно основанная на популярных мелодиях (в т. ч. на таких «неподходящих», как темы из «Тристана и Изольды» Вагнера или Stabat mater Россини), складывалась из 8- или 16-тактовых разделов, соответствующих определенной фигуре танца. Перед кадрилью обыкновенно звучит восемь или шестнадцать тактов (ритурнель), которые уведомляют танцующих, что им пора занять свои места. После того, как танцующие заняли свои места, музыка играет интродукцию (8 тактов) Такую интродукцию играли перед каждой фигурой кадрили.

Танцевальная техника исполнения была доведена до совершенства, а движения были идеально законченными и выверенными. Хореографические фразы поочередно исполнялись разными парами, а каждая фигура заканчивалась общим движением, соединяющим всех участников танца.

Существует множество разновидностей кадрили, распространенных в народном быту — русская, украинская, белорусская, литовская, латышская, эстонская, американская (получившая название square dance, букв. «квадратный танец»). Русская кадриль, отличающаяся самобытностью, имеет многообразные местные варианты: московская, калининская, волжская, уральская и др. Одна из разновидностей кадрили — народные танцы шестера, восьмера, четвера, распространенные на Урале и в северных областях России.

Примеры:
— Творчество Ланнера , семьи Штраус , фп. пьесы Глинки и др. композиторов конца XVIII —XIX века

ЛАНСЬЕ (франц. lancier, букв. — улан) — английский бальный танец (английская кадриль), разновидность контрданса. Получил распространение в Европе в середине XIX века.

ТАМПЕТ (франц. — «буря») — парный массовый народный танец, возникший в конце XVIII века. Музыкальный размер 2/4, темп подвижный.

Примеры:Асафьев «Пламя Парижа» № 17

КОТИЛЬОН — бальный танец французского происхождения, близкий контрдансу. Ранний вид котильона известен с XVIII века, тогда он состоял только из одной фигуры и напоминал поздние формы бранлей. Особое распространение танец получает в середине XIX века в странах Европы и в России. К этому времени относится усложнение его композиции и появление огромного количества фигур.

ГАЛОП (франц. galop, от франкск. wahl-hlaup — кельтская рысь, wala-hlaupan — хорошо бежать; нем. — Galopp, galopade, Galoppwalzer) — бальный танец XIX века, исполняющийся в стремительном скачкообразном движении. Музыкальный размер 2/4, характерны острые, пунктирные ритмы.

Канкан

КАНКАН (cancan, букв. — шум, гам) — быстрый, энергичный танец в размере 2/4, по-видимому, алжирского происхождения. Берет свое начало от контрданса, кадрили или галопа. Характерные па: выбрасывание ноги, высокие прыжки. Появился в Париже в 1830-х гг. и вскоре вошел в моду, являясь непременной принадлежностью общественных балов.

Примеры:Шостакович «Золотой век» № 33

МАЗУРКА (польск. mazurek) — польский народный танец. Характеризуется быстрым темпом, трехдольным размером. Ритмика мазурки своеобразна, акценты, порой резкие, часто смещаются на вторую, а иногда и на третью долю такта, встречаются даже на двух или всех трех долях.

КРАКОВЯК — польский народный танец в оживленном движении на 2/4 с характерным синкопированным ритмом. Возник в Краковском воеводстве, но с давних пор (существование его засвидетельствовано уже в 14 в.) получил распространение по всей Польше, преимущественно в шляхетской среде, а затем и в крестьянском быту. Так же, как полонез, краковяк назывался «большим танцем» и имел торжественный характер воинского шествия; с течением времени стал более разнообразным, сохранив, однако, 2-дольность.

Примеры:
Эльснер Увертюра к опере «Король Локетек», хор «a la Krakowiak» из оперы «Ягелло в Течине», «Rondo a la Krakowiak»
Шопен «Большое концертное рондо» («Rondo a la Krakowiak») для фп. с оркестром; финал 1-го концерта для фп. с оркестром
С. Монюшко, З. Носковский, Ю. Зарембский и др. польские композиторы
Глинка Краковяк из оперы «Иван Сусанин»
Римский-Корсаков Опера «Пан-воевода»
Глиэр Балет «Бахчисарайский фонтан»

БОЛЕРО — испанский народный парный танец. Темп движения умеренный, музыкальный размер 3-дольный. Ритмический рисунок зачастую близок ритму полонеза.

Примеры:
Бетховен «Песни разных народов», тетрадь 1 № 19 (обработка народной песни «Белая голубка») и 20
Мегюль «Слепые из Толедо»
Вебер «Прециоза»
Обер «Немая из Портичи», «Черное домино»
Берлиоз «Бенвенуто Челлини»
Чайковский «Лебединое озеро»
Делиб «Коппелия»
Шуман Романс «Идальго» соч. 30 № 3
Верди Болеро Елены из оперы «Сицилийская вечерня»; песня Эболи с хором из оперы «Дон Карлос»
Глинка Романсы «Победитель», «О, дева чудная моя»
Мусорский Романс «Оделась туманами Сиерра-Невада»
Шопен «Болеро» для фп. соч. 19
Альбенис Болеро «Puerta de Tierra» для фп.
Равель «Болеро» для оркестра

СЕГИДИЛЬЯ — испанский народный танец-песня. Темп умеренный или быстрый (allegro, allegretto), размер 3-дольный, лад чаще всего мажорный (изредка — чередование мажора и параллельного минора). Мелодия обычно начинается со слабой доли, в конце фраз используются мелизмы. Характер жизнерадостный.

Примеры:
Примеры:Глинка Увертюра «Ночь в Мадриде» (инструментальные и вокальные темы 2-х кастильских сегидилий, записанные композитором в Испании)
М. де Фалья Мурсийская сегидилья из цикла «Семь испанских народных песен»
Бизе «Кармен» 1 акт
Альбенис

ФАНДАНГО — общее наименование обширной группы испанских парных танцев, генетически восходящих к одному древнему прототипу. Родина фанданго — Андалусия (южная Испания), где его варианты бытуют обычно под названиями, производными от местных топонимов: малагенья (от Малага), ронденья (от Ронда), гранадина (от Гранада), картахенера (от Картахена) и др.

Примеры:
Глюк Балет «Дон Жуан» (процитирована одна из мелодий)
Моцарт «Свадьба Фигаро» 3 акт
А. Солер Фанданго для клавесина
Римский-Корсаков «Испанское каприччио» (одна из тем)
— Пьесы в духе фанданго есть также у Д. Скарлатти, Боккерини, Альбениса, Гранадоса, М. де Фальи.

ХОТА — испанский парный танец. Известен с XVII века, хотя первый сохранившийся образец относится к 1779 г. (в тонадилье «Летние приключения» П. Эстеве-и-Гримау). Характерные особенности: быстрый темп, 3-дольный размер, короткий затакт, членение мелодии на фразы объемом в 4 такта с кадансами поочередно на доминанте и тонике, мажорный лад.

Примеры:
Глинка Симфонические увертюры «Арагонская хота» и «ночь в Мадриде»
Лист «Испанская рапсодия» для фп.
М. де Фалья Балет «Треуголка» финал; Хота из вокального цикла «7 испанских песен»»; фп. цикл «4 испанские пьесы» № 1 («Арагонская»)

ХАБАНЕРА (от названия города La Habana — Гавана) — кубинский танец и песня. Размер 2-дольный (2/4), темп умеренный или умеренно подвижный. Отличительная деталь — постоянная ритмоформула аккомпанемента с пунктирным ритмом на 1-й доле, выдерживаемая в басу на протяжении всей пьесы.

Примеры:
Бизе Опера «Кармен», хабанера Кармен «У любви как у пташки крылья…»
Шабрие, Дебюсси и др. французские композиторы
Равель «Испанская рапсодия»
Творчество испанских композиторов

ПОЛЬКА — один из наиболее популярных национальных чешских танцев (Богемия). Характерным для нее являются оживленный темп, 2-дольный размер (2/4), четкий ритм.

Примеры:
Сметана, Дворжак, семья Штраус, Рубинштейн, Балакирев, Чайковский, Рахманинов и др.
Стравинский «Цирковая полька»
Шостакович Балет «Золотой век» № 30

ФУРИАНТ (чеш. furiant, букв. — гордец, зазнайка, от лат. furia — ярость, неистовство) — чешский народный парный танец юмористического характера в быстром темпе. Сопровождается пением. Размер переменный 2/4 — 3/4, причем вначале следуют три 2-дольных, а затем два 3-дольных такта. Танец изобилует острыми ритмическими акцентами.

Примеры:
Сметана Опера «Проданная невеста»; «Чешские танцы» для фп.
Дворжак «Два фурианта» для фп.; секстет соч. 48; фп. квинтет соч. 81; «Славянские танцы» для оркестра № 1 и № 8; Симфония № 6
Кршичка Фурианты для оркестра
Вейнбергер «Чешские танцы»

ВЕРБУНКОШ (от нем. Werbung — вербовка) — стиль и жанр венгерской танцевальной музыки, возникшие во 2-й половине XVIII века. Зарождение их связано с вербовкой новобранцев в армию. Литературные источники и рисунки свидетельствуют, что уже в середине XVIII в. вербовка сопровождалась танцами и музыкой. Около 1770 г. эта музыка получила название «вербункош», распространившееся по всей стране.

Примеры:
Ракоци-марш, созданный неизвестными композиторыми
Творчество венгерских композиторов (Бихари, Лавотта, Чермак, Эркель, Кодаи)
Лист «Венгерские рапсодии» для фп.
Гайдн Rondo all ongarese из фп. трио Соль мажор
Моцарт Скрипичный концерт Ля мажор, финал
Бетховен Симфония № 3, финал; Симфония № 7, тема побочной артии; увертюра «Король Стефан»
Шуберт Струнный квинтет соч. 163, финал; «Венгерский дивертисмент»
Берлиоз Использование мелодии Ракоци-марша в оратории «Осуждение Фауста»
Брамс Концерты; «Венгерские танцы»

ЧАРДАШ (от венг. csarda — трактир, деревенский кабачок) — венгерский народный танец в размере 2/4 или 4/4, с характерными синкопами и типичными мелодическими окончаниями, которые периодически повторяются. Состоит из двух контрастных частей: меланхоличного или патетического вступления, сопровождающего круговую мужскую пляску — лассу (лашшу — венг. lassu), и быстрой фришки (венг. friss), сопровождающей зажигательную парную пляску. Фришка часто начинается медленно, но, постепенно ускоряясь, достигает стремительного темпа.

Первая публикация чардаша относится к 1834 г.; тогда же он стал бальным танцем. Наибольшей популярности чардаш достиг в 1845 — 80-х гг.; как народный танец существует в Венгрии и поныне.

ХАЛЛИНГ (от Hallingdal — название долины на западе Норвегии) — норвежский сольный мужской народный танец. Музыкальный размер 2/4, реже 6/8, ритм богат и разнообразен (часто применяются синкопы). Темп умеренный, нередко ускоряется к концу танца. Музыкальное сопровождение к танцу обычно играют на хардингфеле — народной норвежской скрипке.

Примеры:
Григ Норвежские танцы для фп.
Творчество норвежских композиторов (У. Булля, Ю. Хальворсена и др.)

СПРИНГДАНС (также — спрингар, спринглейк, от норв. springe — прыгать) — популярный норвежский крестьянский танец, получивший название в связи с особенностью его исполнения — вприпрыжку. Близок шведскому народному танцу полска.

Примеры:
Григ Норвежские танцы для фп.; Спрингданс из цикла «Лирические пьесы» для фп.

ТРЕПАК — старинная русская пляска, плясовые движения которой (преимущественно дробные шаги и притоптывания) импровизировались исполнителем, стремившимся показать удаль и виртуозное мастерство. По характеру трепак, имеющий много общего с «Камаринской» и «Барыней», представлял собой либо одиночную мужскую пляску, либо пляску-соревнование (так называемый перепляс). В отличие от них не имел традиционной мелодии, т. к. его происхождение не было связано с конкретной песней. Метроритмическая формула — два 2-дольных такта с дроблением сильной доли 1-го такта и дальнейшим укрупнением длительностей.

Примеры:
Чайковский Балет «Щелкунчик»; «Характеристический танец», соч. 72 № 4 для фп; «Приглашение к трепаку» соч. 72 № 18 для фп.; финал скрипичного концерта
Римский-Корсаков Пляска и песня скоморохов из 1-й картины оперы-былины «Садко»
Мусоргский Трепак из вокального цикла «Песни и пляски смерти»
Стравинский «Русская» из балета «Петрушка»

ГОПАК (от укр. гоп — восклицание во время исполнения танца; отсюда же глаголы гопати, гопкати — прыгать) — украинский народный танец в быстром темпе и музыкальном размере 2/4. Ритм — четкий и акцентированный. Песенные и инструментальные мелодии гопака исполняются в народе и как самостоятельные музыкальные пьесы.

Примеры:
Мусоргский «Сорочинская ярмарка», песня «Гопак»
Чайковский «Черевички», «Мазепа»
Римский-Корсаков «Майская ночь»
Гулак-Артемовский «Запорожец за Дунаем»
Соловьев-Седой «Тарас Бульба»
Хачатурян «Гаянэ»

ЛЕЗГИНКА — народный танец лезгин (Дагестан), распространенный по всему Кавказу. Музыкальный размер 6/8 (иногда 2/4), иногда происходит чередование размеров 6/8 и 3/4. Мелодия четкая, динамичная, ритм — упругий с энергичными ударами-акцентами, темп быстрый. Благодаря этим характеристикам музыкального сопровождения эмоциональная насыщенность и экспрессия танца еще более усиливается. Аккомпанируют исполнению различные народные музыкальные инструменты и пение хора, причем ритм отбивается всеми присутствующими в ладоши.

Примеры:
Глинка «Руслан и Людмила»
Бородин «Князь Игорь» половецкие сцены (пляска мальчиков и дикая мужская пляска)
Рубинштейн «Демон»
Балакирев «Исламей». Симфоническая поэма «Тамара»
Римский-Корсаков «Шехеразада» финал
Ипполитов-Иванов «Кавказские эскизы»

КЕЙК-УОК (также кекуок, кек-уок; англ. cakewalk — ходьба с пирогом) — популярный с середины XIX века танец-марш афро-американского происхождения. Характерные черты: быстрый темп, музыкальный размер — 2-дольный, синкопированный ритм, аккорды, воспроизводящие звучание банджо, игровой комедийный (часто иронически-гротесковый) склад. Остро акцентированные ритмы, типичные для кейк-уока, в дальнейшем легли в основу рэгтайма, а двумя десятилетиями позже определили стиль эстрадного джаза.