«Служанки» отмечают юбилей

Культовый спектакль Романа Виктюка «Служанки» отмечает 25-летний юбилей. Премьера «Служанок» на сцене театра «Сатирикон» в 1988 году стала неожиданностью даже для того постперестроечного времени, привыкшего к откровениям. Пьесу Жана Жене о служанках, задумавших сжить со свету своих господина и госпожу, Роман Виктюк поставил, следуя рекомендации драматурга: все роли здесь сыграли мужчины. От имени своих эксцентричных, капризных и жестоких героинь Константин Райкин, Николай Добрынин, Александр Зуев и Сергей Зарубин разговаривали со зрителями о любви и свободе, зависти и прощении, красоте и ущербности (хореография Аллы Сигаловой). Никто и никогда до Виктюка не делал на сцене ничего подобного.

Юбилей спектакля «Служанки»: где посмотреть. 27 января 2014 — на сцене театра «Сатирикон». 10 февраля — на сцене театра РАМТ.

В 1992-м – Роман Виктюк представил вторую версию «Служанок». К Николаю Добрынину и Александру Зуеву присоединились Сергей Виноградов, Владимир Зайцев и Леонид Лютвинский, а хореографом обновленного спектакля стал Эдвальд Смирнов. И вновь — оглушительный успех!

Третье пришествие «Служанок» состоялось на сцене Театра Романа Виктюка в 2006 году. Режиссер вместе с актерами Дмитрием Бозиным (Соланж), Дмитрием Жойдик (Клер), Алексеем Нестеренко (Мадам) и Иваном Никульча (Месье) создал еще более темпераментное и яркое зрелище с головокружительными пластическими этюдами и блистательным финальным дивертисментом под яростный саундтрек Далиды.

Теперь, когда этому вечно молодому спектаклю исполняется 25 лет, но с каждым следующим представлением он, кажется, становится мощнее, убедительнее и азартнее. Виктюк разгадал секрет сценического долголетия: тайны человеческой души, которые он исследует в своем творчестве, просто не имеют срока годности и уверенное долголетие «Служанок» — прямое тому доказательство.

Поскольку Театр Виктюка ремонтируется, то юбилей — 27 января — отметят на «родной» для Романа Виктюка и самого спектакля сцене театра «Сатирикон». Кроме артистов, играющих в «Служанках» сегодня – Дмитрия Бозина, Алексеея Нестеренко, Александра Солдаткина и Ивана Никульча – на сцену выйдут и прежние исполнители главных ролей: Николай Добрынин, Сергей Виноградов, Александр Зуев, Владимир Зайцев, Леонид Лютвинский, а также люди, работавшие над этой постановкой в разные годы.

Конечно, зал «Сатирикона», предоставившего лишь на один вечер свою сцену Театру Виктюка, соберёт в первую очередь прежних исполнителей и причастных к долголетней жизни пьесы, телевидение и не сможет вместить всех желающих. Поэтому к радости поклонников 10 февраля состоится юбилейный спектакль «Служанок» на сцене театра РАМТ, в самом центре театральной Москвы, буквально в паре шагов от Большого театра.

Спектакль «Служанки»

Самый известный спектакль Театра Романа Виктюка

Спектакль Театра Романа Виктюка «Служанки» — настоящая театральная легенда. Впервые Виктюк поставил пьесу французского маргинального интеллектуала Жана Жене в 1988 году. Сделал он это вопреки рекомендациям Минкульта, недовольного тем, что режиссер, следуя воле автора, все женские роли отдал мужчинам. Несмотря на то что спектаклю Романа Виктюка уже больше двадцати лет, пьеса о трагическом столкновении мечты и реальной жизни до сих пор вызывает у зрителей смешанное чувство шока и восхищения.

продолжительность

2 часа 30 минут, без антракта

Место проведения

Театр Романа Виктюка

Рецензия «Афиши»

Елена Ковальская

  • отзывов: 1039 ­
  • оценок: 297 ­
  • рейтинг: 1349 ­

Театр Романа Виктюка, давно имеющий собственное помещение, но не имеющий возможности там играть по причине вечного ремонта, 28 октября открывает сезон на сцене Театра имени Моссовета. Это ­одна из самых больших площадок Москвы, но вряд ли в зале будут свободные места: Театр Виктюка ­играет спектакль «Служанки» и отмечает таким образом две даты — день рождения своего гла­вы и двадцатилетие его легендарной постановки. В 88-м Виктюк ставил пьесу Жана Жене вопреки рекомендациям Минкульта, напуганного не столько социальным протестом, заложенным в пьесе, сколько тем, что все женские роли Виктюк собирался отдать мужчинам: режиссер не намерен был отступать от воли автора. В первой версии «Служанок» Алла Сигалова обучала ­плас­тике Константина Райкина, Сергея Зарубина, Александра Корженкова, Александра Зуева. В 91-м появилась вторая редакция спектакля — с хореографией Эдвальда Смирнова и новыми исполнителями. В позапрошлом году Роман Виктюк сделал третью версию — на этот раз силами собственной труппы.

Лучшие отзывы пользователей

  • отзывов: 2 ­
  • оценок: 11 ­
  • рейтинг: 17 ­

Я счастливый человек, впервые «Служанок» я посмотрел в 1996 году. Это был первый серьезный опыт общения с театром. Тогда этот спектакль меня потряс.
Вчера я увидел его спустя почти тринадцать лет. Попробую проанализировать. Тогда это был мужской взгляд на женскую сущность, тогда это было отчаянье, что Служанкам никогда не стать подобными Мадам, тогда это была безупречная пластика наполненная смыслом. Сейчас: это пародия на женщин, сейчас это мужская обида, что им никогда не стать женщиной, это та же безупречная пластика, но к сожалению, с не близким мне содержанием, 33 финала в конце спектакля, чего не было раньше, и отчаянное трависти-шоу, с выкриком: «ох. еть!», которое вообще к пьесе и спектаклю «Служанки» не имеет отношения. Я был не просто разочарован, я был потрясен. Женщины были в экстазе, устроив актерам и режиссеру овации. Мужчины, подталкивая их, говорили: «Ну пошли уже». Я разругался в пыль со своей девушкой, потому что она считает этот спектакль гениальным и пришла на него в девятый раз. Короче, вечер был испорчен 🙂 Роман Виктюк — гениальный режиссер, и тем обиднее, что он допускает такое в своей постановке. Раньше — это была глубокая история, рассказанная мужчинами, сейчас — трависти-шоу, с бесконечным самолюбованием.

  • отзывов: 3 ­
  • оценок: 8 ­
  • рейтинг: 12 ­

На постановках Виктюка я до этого не была, возможно именно этим можно объяснить все то, что я напишу ниже.

Одно из самых сильных мест этого спектакля, на мой взгляд, — это музыка. Сильная, эмоциональная, яркая, она подчеркивала нужные моменты пьесы, расставляла акценты.

Еще одно сильное место — хореография и пластика актеров. Порой мне хотелось, чтобы они перестали говорить, и только двигались или танцевали. И, мне кажется, этого хотелось не только мне одной, потому что в эти моменты переставали скрипеть стулья в зале, зрители прекращали кашлять, смотреть на часы и все завороженно смотрели на сцену.

Манера речи актеров была очень своеобразной, она поначалу меня даже немного раздражала. Конечно, я все же привыкла к этим «правилам игры», к манере актеров говорить нараспев и даже сама себе объяснила, почему они так делают, но смотреть это было тяжело и местами даже скучно.

Грим, костюмы и декорации. Это все понравилось, хоть и было несколько гламурно, но это вписывалось в общий стиль спектакля. В любой момент на сцене была красивая картинка.

«В «Служанках» должны играть мужчины. Именно мужчины», — эту фразу как эпиграф в начале спектакля произносят от лица драматурга, а в конце спектакля произносит ее и сам Виктюк. Актеры также очень тяжело расстаются с юбками, женским обликом, и устраивают нам получасовой поклон, который сначала был интересен, но после выхода одного из актеров в стрингах и на каблуках стало неприятно на все это смотреть, хотя и танцевали они прекрасно.

Другими словами, общее впечатление — шок, шок, шок. ТАКОГО в театре я еще никогда не видела, и после просмотра долго переваривала и обдумывала свои впечатления. Мне стало очень интересно, что же творится в голове у Виктюка. Ведь то, что мы увидели на сцене, — это только вершина айсберга внутреннего мира режиссера.

Впечатление сильное, противоречивое, не совсем цельное. Стоя я апплодировать не стала, не хотелось, а мой молодой человек сказал, что ему спектакль не понравился.

Хочу увидеть другие постановки Виктюка, чтобы составить более цельное мнение о нем.

В ролях: Дмитрий Бозин, Александр Солдаткин, Алексей Нестеренко, Иван Никульча.

2 часа 30 минут без антракта

Жан Жене (1910–1986) – enfant terrible французского авангарда. Написанный им в тюрьме роман «Богоматерь цветов» сначала ужаснул, а затем восхитил Жана Кокто, который открыл Жене дорогу во французский литературный мир. В основе пьесы «Служанки» (1947) лежат проходящие через все творчество писателя темы индивидуальной свободы, вступающей в конфликт с социумом и отвергающей его условности, любви и преступления, красоты и низости.

Поставленный впервые в 1988 году в театре «Сатирикон» спектакль «Служанки» принес Виктюку славу кумира богемы и сделал его символом нового театрального направления. Он положили начало стилю, который позже стал именоваться victyuk style – утонченные линии модерна, красота и фантастическая театральность действа, происходящего на сцене.

Осенью 2015 года культовому спектаклю Романа Виктюка исполнилось 27 лет. Постановка пережила три редакции (1988, 1992 и 2006 годов), была показана во многих странах, получила международное признание и собрала восторженные отклики в прессе. Спектакль неизменно вызывает большой интерес у зрителей и идет с аншлагами, независимо от того, на какой площадке играется – в Москве, регионах или за рубежом. Это спектакль с пронизывающей до мурашек энергетикой до сих пор не могут забыть зрители нескольких поколений.

Пьесу Жана Жене Роман Виктюк поставил, следуя рекомендациям драматурга: все роли в ней должны исполнять только мужчины. Режиссер создал мощный вневременной «театральный ритуал»: исследуемые в нем тайны человеческой души не имеют срока годности, и сценическое долголетие «Служанок» – прямое тому доказательство.

Две сестры Соланж и Клер служат в доме у Мадам. Завидуя красоте и богатству хозяйки, служанки играют в Мадам, надевая ее платья и украшения, копируя ее манеру говорить и двигаться, – и заигрываются: анонимно клевещут на любовника Мадам Месье в полицию и решают убить хозяйку, виня во всех своих несчастьях едва замечающую служанок экзальтированную женщину.

По степени магнетического воздействия на публику, сценографической выверенности и художественному совершенству «Служанки» – один из лучших образцов виктюковской игровой эстетики и своеобразный манифест его театрального метода. Спектакль представляет собой мощно заряженный синтез драмы, хореографии и музыки, в котором каждый жест, каждый поворот тела и каждая интонация работают на многократное усиление выразительности образа. Сложный грим актеров, отсылающий к исполнителям театра кабуки, и подчеркивающие особую пластику тела костюмы добавляют происходящему на сцене дополнительную символическую нагрузку.

«Служанки» (Гастроли!)

В театральной афише конца 80-х не было, пожалуй, спектакля, который вызвал такой резонанс, как “Служанки” Романа Виктюка. Спектакля, отразившего эпоху и меняющийся эстетический и нравственный кодекс человека. Поставленный впервые в 1988 году в театре “Сатирикон”, этот спектакль принёс режиссёру славу кумира богемы, в котором соединились упования эстетов и чаяния постмодернистского искусства. “Служанки” сделали Виктюка символом нового театрального направления. Они положили начало стилю, который позже стал именоваться “victyuk style” – утончённые линии модерна, красота и фантастическая театральность действа, происходящего на сцене.

Для зрителей это был шок. Необычным было всё – начиная от гримов, напоминающих маски театра Кабуки и благоухающего французскими духами Месье в роскошной шубе, полный истомы голос Далиды, и главное – совершенно особый способ актёрского существования, строящийся на постоянном ощущении дистанции по отношению к образу. Впервые изумлённая публика увидела столь сложные гримы и томную, выразительную пластику мужчин, играющих роли женщин. Вся тонкость и сложность постановки диктуется автором пьесы. Жан Жене – изгой и маргинал, исступлённый бунтарь, один из ярчайших писателей французского интеллектуализма. Его “Служанки” – отнюдь не банальная криминальная история двух сестёр-служанок, задумавших отравить свою хозяйку Мадам. Это возвышенная пьеса о трагизме бытия, о столкновении мечты и реальности.

Жан Жене (1910-1986) – enfant terrible французского авангарда. Написанный им в тюрьме роман «Богоматерь цветов» сначала ужасает, а затем восхищает Жана Кокто, который открывает Жене дорогу во французский литературный мир. Написанные в 1947 году «Служанки» продолжают проходящую через творчество Жене тему индивидуальной свободы, вступающей в конфликт с регламентирующим все стороны человеческой жизни социумом.

Новая редакция спектакля состоялась благодаря молодому и звёздному составу артистов Театра Виктюка. По мнению московских критиков, новые “Служанки” стали легендой нового времени и хитом последних театральных сезонов. Это спектакль с пронизывающей до мурашек энергетикой, который до сих пор не могу забыть зрители нескольких поколений. Не пропустите – это настоящее событие для театрала и не только!