Шаг верблюд восточный танец

По характеру танец очень веселый, игривый и кокетливый. Поскольку быт жителей города связан с морем, в танце может обыгрываться, например, мор­ская тема: женщина-«рыбка» заигрывает с рыбаком и т. п.

Исполняется танец в платье чуть выше колена, с короткими рукавами, с вышивкой и рюшами. Так как для мусульманской культуры Египта такая длина наряда неприемлема, то можно встретить удлиненный вариант платья, скрывающий колени.

В руках у танцовщицы обязательно традиционная накидка — мелайя (Melaya) — часть национальной одежды жительниц Александрии. На голову надевается платок и украшения из цветов и кистей. Часто лицо закрывает крупная, похожая на рыболовную снасть сетка. Танцовщица обычно сбрасывает ее во время танца.

Этот стиль зародился в Южном Египте в местности Саид. Существует две распространенные версии о происхождении этого танца. Первая говорит о муж­ском танце с бамбуковыми палками «Тахтиб», имитирующим поединок. (Мужчины области Саид носили с собой палки в качестве оружия.) Считается, что женщины, глядя на мужчин, создали свой более мирный вариант танца — очень изящный и игривый. Женская трость более легкая.

По другой версии, танец изобрели женщины-пастушки, они подгоняли своей загнутой на конце тросточкой овечек. Сейчас очень популярно женское исполнение Ракс эль Асайя. Оригинально смотрится и дуэт мужчины и женщины в саиди. Для этого танца характерны быстрое верчение тростью, постукивания тростью по полу, плечам, бедрам, легкие подскоки. Особенно завораживают элементы, при исполнении которых трость балансируется на голове, груди, бедре.

Традиционный костюм саиди — это закрытое длинное платье, часто с расклешенными рукавами. Платье подпоясывается платком (с монетами, «висюльками» и др.), который подчеркивает движения бедер. На голову также надевается платок, расшитый украшениями. Существует эстрадный вариант платья — оно более открытое, обтягивающее, с разрезами. Платок на голове может отсутствовать. А если он присутствует, то не обязательно должен скрывать волосы.

Традиционно этот танец исполнялся женщинами и для женщин. В по­следнее время с ростом интереса к восточному танцу можно увидеть халиджи в чистом виде в различных восточных шоу и на концертах. Сейчас танцовщицы часто используют в своих композициях отдельные элементы халиджи. Это чарующие перебросы волос, вращения с волосами (часто используются в финале танца), особые шаги и движения рук.

Традиционно при исполнении халиджи женщинами имитируются движения верблюдицы. На Востоке это животное — плывущий корабль пустыни — считается очень красивым. Это связано с огромной ролью верблюда в быту народов Востока. Кстати, многие «верблюжьи» движения используются и в других стилях восточного танца. Основные движения халиджи — это взмахи волосами, удары и тряски грудью, хлопки и характерные шаги.

Исполняется танец в характерной одежде — абая. Это очень свободное, богато расшитое платье с очень широкими рукавами, которые могут использоваться как дополнительное украшение в танце.

Существует несколько вариантов костюмов «baladi»: платье может быть широким или подчеркивающим фигуру, с коротким или длинным рукавом (встречаются облегающие, пышные, расклешенные формы рукавов). Платье баляди часто используется и для танца саиди.

Современный эстрадный вариант этого наряда достаточно экстравагантен, подчеркивает фигуру, с разрезами, с открытым декольте. Над восточными костюмами известных исполнительниц работают именитые арабские модельеры, создавая целое, постоянно меняющееся направление моды.

Современный, известный многим костюм из двух частей (лиф и юбка с поясом) — это, скорее всего, изобретение Запада. Так европейцам представлялся экзотический вид восточной красавицы. Сейчас, благодаря популяризации и превращению в шоу восточного танца на самом Востоке, данный вид костюма стал весьма распространенным. В кабаре и ночных клубах наряд исполнительниц более открытый, а на торжественных мероприятиях, таких как свадьба, танцовщица в мусульманской стране должна одеваться более скромно. Поэтому, например, живот закрывается сеткой или более плотной тканью, юбка делается из непрозрачного материала, без больших разрезов или вообще без них, но это нисколько не портит завораживающего танцевального действа.

«Беледи — танец веселый и эмоционально не столь глубокий, как танец живота. Он всегда кокетлив и никогда — серьезен. В беледи используются небольшие подскоки, позы и базовые движения с минимумом слоев. В некоторых случаях исполнения заметна еще одна разница — беледи более приземлен, и ступни реже опираются на носки. Базовая осанка менее формальна и тело изогнуто сильнее, чем в танцевании ракс шарки. Движения по канонам беледи должны быть безыскусственными, наивными и не слишком “академичными”, то есть не должны отдавать классикой».

Добавлено (05.08.2009, 11:59)
———————————————
Гавази (Ghawazee)
Считается, что современный восточный танец возник на базе двух основных стилей: гавази и баляди. Гавази пришел в Египет из Индии, вместе с цыганскими племенами. Ведя кочевой образ жизни, они накапливали и синтезировали танцевальные традиции различных стран — Персии, Индии, Северной Африки, Турции. Исполнители гавази танцевали на площадях и во дворах. Зачастую это были целые семьи исполнителей. Искусство танца передавалось от матери к дочери. За исполнением могли наблюдать и приезжие, которые затем рассказывали об этих танцах в других странах. (В то время как баляди изначально танцевали только в домах, и это зрелище было закрытым для широкой публики.)

Племена гавази были изгнаны из Каира в 1834 году. Сегодня гавази исполняется в разных регионах Египта. В Верхнем Египте танцовщицы продолжают выступать в традиционном стиле, не смешанном с европейскими элементами (в отличие от исполнительниц Нижнего Египта, на танец которых повлиял городской стиль Каира и Александрии.)

Традиционный костюм гавази — платье, одеваемое поверх пышных шаровар и блузы, на бедра повязывается платок. Часто одевается шляпка, украшенная «висюльками», лентами и др. Характерным атрибутом этого танца являются цимбалы.

Дабка (Dabka)
Дабка — это массовый фольклорный ливанский танец, как правило муж­ской. По характеру он очень веселый и зажигательный.

Движения танца достаточно просты и могут исполняться большим количеством народа: притопы, подскоки и т. д. У многих народов существуют подобные массовые танцы, например, греческий сиртаки, болгарский хоро и др.

Традиционным атрибутом дабки считаются четки, которые быстро вращают в руке. Сейчас дабку изучают во многих школах восточного танца, исполняют на концертах и в восточных шоу. Профессиональной танцовщице желательно иметь в своем «арсенале» дабку, так как арабская публика очень любит этот веселый танец.

Движения танца очень плавные. Танцовщица как будто бы «плывет», что придает танцу особую торжественность и таинственность. Особенно волнующе смотрятся тряски и движения бедрами, ведь голова должна оставаться неподвижной, что требует от исполнительницы особого мастерства. Канделябр достаточно тяжел, он может быть с одним, двумя и более ярусами свечей. Чем больше ярусов, тем сложнее исполнение. Кстати, танец с горящим канделябром на голове достаточно опасен. Будьте осторожны: исполняя движения, «разжигайте» интерес зрителя, а не окружающие предметы.

Традиционный костюм для этого стиля — платье с обтягивающим верхом и широким низом либо топик с шароварами.

Сейчас этот танец достаточно популярен в мире и исполняется во многих шоу, так как людей Запада, любящих экзотику, особо привлекает вид «огненной» чаровницы. Для большей зрелищности часто используется открытый восточный костюм с богато украшенными лифом и поясом.

Хотя современные танцы фараоник — это по большей части плоды фантазии хореографов, данный стиль достаточно популярен. Существует множество школ, где можно погрузиться в атмосферу таинственности Древнего Египта. Не стоит забывать, что исконно египетская культура и культура современного населения страны — арабов — это разные вещи. Костюмы для танца также реконструированы с древнеегипетских изображений.

В настоящее время появляются новые направления восточного танца, представляющие собой синтез восточной и западной культур. Эти направления в изобилии представлены в фитнес-индустрии и пользуются большой популярностью.

Характерная одежда для этого стиля — широкая, похожая на испанскую, юбка, часто с рюшами. На бедра иногда повязывается платок.

Арт-восток
Арт-восток — это прежде всего шоу, совершенно особенное исполнение танца в стиле «восток». Здесь переплетены арабские, индийские, среднеазиатские (узбекские танцы и др.), латиноамериканские, испанские, африканские и многие другие танцевальные элементы и мотивы. Это изобретение европейцев и, по большей части, для европейцев.

Направление арт-восток породила мода. Сейчас, судя по стремительному росту спроса и предложения на Восток, Россия тоже переживает своеобразный бум. Музыка этого направления представляет собой переплетение стилей, своеобразные эксперименты с арабскими барабанами, латиноамериканскими ритмами и электронной клубной обработкой мелодий. Традиционные ритмы Востока отходят на второй план. Костюмы арт-востока также очень разнообразны. Они воплощают в себе самые смелые идеи дизайнеров. В танце используются множество традиционных и нетрадиционных аксессуаров: разнообразные платки всех форм и размеров, горящие свечи, сабли, веера и даже змеи.

Плюсы: Помимо того, что арт-восток очень интересен и зрелищен как шоу, он также пользуется популярностью и в танцевальных классах фитнес-клубов. Это направление более адаптировано к восприятию «восточного» танца в нашей культурной среде. Оно позволяет людям прикоснуться к экзотике, рисуя картину сказочного Востока, которую желает видеть западный человек. Арт-восток — отличное средство для поднятия настроения.

Минусы: К сожалению, во многих танцевальных классах арт-восток представляется как именно «классический Восток», который, якобы, и по сей день танцуется многочисленными женами в гаремах для шейхов. В погоне за «восточной сказкой» и популярностью зачастую вместо адаптации к нашей культуре происходит полная подмена танца на псевдо-Восток. Худшая сторона этого выражается в падении имиджа восточного танца, что приводит к тому, что данный вид искусства ассоциируется у многих с чем-то неприличным. Это вызвано чрезмерным привнесением в танец элементов эротики и даже стриптиза, которые, подчеркнем, не являются характерными для восточного танца. Арт-восток, несмотря на свою легкость и беспечность, требует от инструктора большого профессионализма при «смешивании культурного коктейля».

Фитнес-ориенталь
Фитнес-ориенталь представляет собой совмещение элементов восточного танца и фитнес-тренировки. Основной целью таких занятий является оздоровление организма. Таким образом, акцент смещается с самого танца и его философии на физическое здоровье занимающихся (мышечный тонус, оптимальные нагрузки и т. д.). Данное направление очень популярно и успешно развивается. Сейчас его можно встретить практически во всех фитнес-клубах. Появляется все больше и больше интересных разработок, представляемых на специализированных семинарах и фитнес-конвенциях. Очень известны, например, программы по фитнес-ориенталю Марии Кузнецовой (московский педагог и танцовщица).

Плюсы: Такие программы позволяют овладевать техникой исполнения основных элементов беллиданса и параллельно гармонично развивать свое тело. Повышается выносливость, улучшается координация и навыки движения под музыку. Также восточный колорит создает совершенно особенную атмосферу во время тренировки, которая способствует психологической разгрузке.

Минусы: Структура занятий отодвигает на второй план такие моменты, как знакомство с арабской манерой исполнения, работа с аксессуарами, хореография арабского танца, ритмическое наполнение классической арабской композиции и так далее.

В заключение хотелось бы отметить, что для лучшего понимания танца желательно попробовать себя в разных стилях. Не бойтесь совмещать их и экспериментировать. Тем более что современная фитнес-индустрия предлагает много новых перспективных направлений, например:

йога-беллиданс;
восточный танец для беременных;
восточный танец как психотренинг и многие другие.

Терминология танца живота

Впервые сталкиваясь с терминами танца живота: саиди, ракс шарки, халиджи, беледи, шамадан, фараоник-данс, трайбл-беллиданс и др.многие теряются. Для получения наиболее полной «картины» попробуем обобщить различные определения этих понятий.

Источники: интервью наших преподавателей Divadance, сайт фестиваля «Оазис» http://www.oasis-festival.ru/ ,.Пермский сайт по танцу живота http://janr.perm.ru/ , танец живота во Владивостоке — http://www.bellydance.com.ru/ , а также http://liana-bellydance.narod.ru/ , http://www.dance-leila.ru/ .

Начнем с самого главного.

Название «belly dance» (беллиденс)

— переводится с английского как «танец живота». Это название было придумано в 1893 году антрепренером по имени Сол Блум (Sol Bloom) для выставки «Улицы Каира» на Чикагской Всемирной Ярмарке. То, что термин «беллиденс» появился в 1893 году — это известный и неоспоримый факт, и тому существуют свидетельства в виде первых афиш того времени с этим названием, напечатанных по заказу Блума. На вопрос почему восточному танцу Блум дал именно это название есть несколько версий. По одной из версий, Блум изобрел этот термин как рекламную уловку, для привлечения посетителей на выставку. В то время было не принято описание частей тела, и Блум использовал такое скандальное название для усиления интереса публики. По другой версии, Блум просто переделал арабское название беледи, в созвучное беллиденс. Есть и третья версия, что американское название беллиденс — это буквальный перевод французского термина «danse du ventre» (танец живота), а французский термин, в свою очередь, был изобретен французскими путешественниками, увидевшими в Египте необычные движения живота в фольклорном танце.

После того, как слово беллиденс вошло в обиход, этому термину стали придумывать различные объяснения. Самое популярное объяснение — что танцуют именно животом, второе по популярности — что «живот» значит «жизнь», а танец живота — это танец жизни. Но все это уже легенды, далекие от реальности.

Скорее стоит признать более правильным название «восточный танец» — потому, что так его называют сами арабы, то есть носители культуры. Или «арабский танец«, это точнее отражает тот факт, что родина его — именно в арабских странах (Египет, Ливан, Турция, Марокко и др.), а не во всех восточных (Япония, Китай, Корея — это тоже ведь восток).

Raks — Обзначает «танец». Слово произошло от ассирийского слова Rakadu, означающего «праздновать».

Raks Baladi — В арабском означает «народный танец», традиционную форму средневосточного женского сольного танца с фольклорными истоками. Baladi, Balady, или Beledi— в арабском языке означает «родина» или «родной город».

Oriental Dance или Danse Oriental — Термин, иногда используемый как синоним для Raks Sharqi или для «танца живота. Ведь фактически, это в переводе — «восточный танец».

Ракс шарки. Raks Sharki.

Свободный перевод «Raks Sharki» с арабского означает «танец востока». Под этим стилем подразумевается женский сольный танец, отличный от фольклорных танцев. Стиль «Raks Sharki» — это сольная интерпретация музыки с акцентами на бедрах и туловище; изолированная работа частей тела; часто используется импровизация; стили изменяются по местностям, а также в техническом(хореографическом) аспекте.

Ракасса. Rakassa — танцовщица (арабск.).


Takht —
в арабском буквально означает «сцена». Обычно общее название для традиционного египетского музыкального ансамбля.

Хафла. Hafla — Вечеринка или праздник с музыкой, едой, танцами и (возможно) алкоголем.

Dumbek, Darabuka, или Tabla — Это самый популярный барабан в арабском мире и самый заметный в музыке для танца

Саиди. Saidi

Танец саиди, который еще называют «Ракс эль асая» (Raks al assaya) — танец с тростью, предположительно произошел от мужского танца Тахтиб, имитирующего сражение на бамбуковых палках. Родина этого танца Верхний Египет — юг страны. Шаги в танце Саиди напоминают крадущуюся походку — отходя назад и подаваясь вперед, подпрыгивая. В первой части ритма Саиди звучит DUM-TAK, на которые приходится шаг вперед одной ногой, а вторая делает подпрыгивающее движение. Вторая часть ритма тяжелее — на нее приходится два DUM это звучит как DUM-DUM TAK. В этой части — шаг назад и еще один прыжок. Подпрыгивающие движения имитируют поступь арабских скакунов — на которых воины Эль Саида участвовали в битвах. Вообще словом «саиди» обозначают в Египте все, что имеет отношение к области Саид, а слово «асая» по арабски означает «трость». Этот танец выделяется тем, что часто исполняется на полной стопе, а не на носках. Женщины танцуют саиди с легкой тростью (или двумя), в какой-то мере подражая мужским сражениям. Согласно другой легенде, это музыкально-театральное действие началось с девушек-пастушек, которые гоняли овечек загнутым на конце посошком. Самые эффектные моменты в саиди — это балансировка трости на груди, голове, бедрах во время танца. Впрочем, саиди можно танцевать и без трости. Музыка для саиди обычно исполняется на традиционных инструментах: рабаба (что-то вроде скрипки), мизмар (рожок), и различных ударных инструментах типа думбека или табла беледи.

Традиционный наряд для танца саиди — женское платье без пояса с рукавами колоколом, платок на бедра и вуаль или покрывало (платок) на голове. Платье длинное из стрейч-бархата или трикотажа облегающее фигуру, внизу обычно прямое с разрезом. Рукава длинные, расширяющиеся от локтя. Густая расшивка пайетками подчеркивает восточную роскошь. Платок по линии лба обычно украшен монистами в тон расшивке. Его концы могут свисать вдоль тела, сочетаясь в танце с летящими рукавами. Часто девушки танцуют в однотонном платье из трикотажа украшенным золотом и с глубоким вырезом спереди, в который виден золотой лиф. На бедрах — пояс с монистами.

Халиджи. Khalij, Kahlej, Kahleeg, Khaleej

«Халиджи» (в переводе «залив») — народный танец в странах Персидского залива. Распространен в Саудовской Аравии, Кувейте, Бахрейне, Катаре, ОАЭ, Омане. Так же называется и музыкальный ритм, под который танцуют этот танец. С давних времен его исполняют только женщины для женщин на своей половине дома. На публике разрешается танцевать девочкам до 12 лет (до начала ношения платка), потому что другое название халиджи — «танец волос». Еще его называют «Гальф» или «Гальфийский танец». Чаще всего халиджи исполняют группами и редко — соло.

Костюм для танца довольно своеобразен. Верхнее платье — Thobe- шьют из яркой тонкой ткани, переднюю часть затейливо украшают золотым шитьем, узорами и блестками. Широкие, до колен, рукава тобы позволяют использовать их в танце — надевать на голову, прикрывать кокетливо лицо, как чадрой, приподнимать подол спереди, выполняя круговые движения грудью вместе с шагами. Нижнее платье длинное и закрытое, с рукавами до запястий. Сценический вариант — нижнее платье без рукавов. Юбка может быть как широкой, так и прямой, но тогда необходимы разрезы по бокам для свободы движений. Надевается большое количество золотых украшений, поскольку арабские женщины традиционно носят все свое золото на себе.

В танце много движений, имитирующих походку верблюда. Есть очень своебразные, изображающие монотонное раскачивание погонщика, едущего на верблюде. Поскольку шаги вальса укладываются в ритм saudi, используемый в халиджи, с их помощью в танце кружатся. В основном танцует верхняя часть тела, присутствуют удары и круги грудью, большое количество трясок плечами, которые накладываются на «восьмерку», совершаемую плечами и грудью вперед и назад. Движения бедрами ограничены, так как под широким платьем мало что просматривается. В халиджи танцовщица часто «работает» запястьями, демонстрируя богатые золотые украшения. Все движения в танце исполнены смысла. Например, касаясь запястьем лба или сердца, женщина показывает жестом, что она умная, добрая, любящая. И, конечно же, основная особенность этого танца — разнообразные и многочисленные движения волосами. Танцовщица выполняет круги и «восьмерки» волосами, забрасывает их на плечи, вперед и назад. Эти своеобразные движения завораживают зрителей, создается очень необычное впечатление.

Александрия

Александрийский танец — танец портовых девушек. В репертуаре египетских танцовщиц обычно присутствует этот танец. Александрия — второй по величине город Египта. Этот город имеет скорее Средиземноморские, чем восточные черты. Дух и культура города отличны от остальной страны, хотя он и находится всего лишь в 225 км от Каира. В переводе на арабский Александрия звучит как «Эскандарани«. Однако, это не тот фольклор, что исполняется традиционно, с древних времен, а скорее, скажем так, «придуманный» фольклор. Танец впервые придуман и поставлен на сцене известным египетским хореографом Махмудом Редой. За основную идею танца Махмуд Реда взял образ александрийской молодой женщины. Лет 15 назад женщины Александрии еще носили накидки из тяжелой черной ткани под названием мелайа. Короткие платья с оборками и мелайа — непременный атрибут стиля танца. Образ танцовщицы — веселый, кокетливый, зажигательный. Стиль танцев Эскандарани очень веселый, зажигательный и игривый. Танцуется в специальном коротком платье, с шалью-мелайя и с украшением на голове. Melaya часть национальной одежды женщин Александрии. Этот танец исполняется преимущественно в туфлях на каблуке (традиционно были деревянные сабо).

Дабка — Dabka

Дабка — это зажигательный фольклорный танец из Ливана, непременный элемент народных празднеств с древности и до наших дней, групповой танец для мужчин и женщин (более характерен в мужском исполнении). Мало похож на то, что мы называем «танцем живота».

Гавейзи — Ghawazee

Гавэйзи — это цыганское племя, обосновавшееся в Египте. Первое значимое упоминание о Гавэйзи датировано 18-м веком. Когда Гавэйзи были изгнаны из Каира в 1834г., они поселились в Южном Египте. Их музыка, танец и культурные атрибуты заметно отличаются от того, чем известен народ Саиди, исторически населяющий эту область. В танце используют цимбалы. (Стиль Naima Akef.)

Танец с канделябром — Шамадан. Shamadan

Танец с канделябром на голове, как часть свадебной процессии. На египетском слэнге название этого стиля звучит как «Авалем». Полное название «Ракс эль Шамадам» — танец с канделябром. Его издавна танцуют в Египте. Большой узорчатый канделябр с зажженными свечами несет на голове танцовщица на свадьбе, освещая молодым дорогу в счастливую семейную жизнь. Танец с канделябром как часть египетской свадьбы появился в начале 20го века. До этого времени зеффу (свадебную процессию) вела танцовщица и музыканты, а все участники свадьбы держали в руках декорированные свадебные свечки и огоньки, которые по сей день остаются неотъемлемой частью свадьбы.

Свадебная процессия обычно начинается вечером. Близкие и друзья невесты ведут ее по улицам от дома родителей к дому жениха. Это торжественную процессию возглавляет танцовщица, музыканты и певцы, вслед за которыми идут семья, родственники и гости. Существует специальный музыкальный ритм, который в народе называется зеффа и используется для свадебных церемоний. В конце 1970х, когда египетские свадьбы стали более современными и городскими, зеффу все чаще стали проводить в отелях. Чаще всего свадебная церемония начинается у центральной лестницы отеля и далее перемещается в центр холла, где гости образуют круг, а молодожены усаживаются на свадебные троны, декорированные цветами.

После того, как свадебная церемония заканчивается, танцовщица приглашает невесту в центр круга, затем выводит жениха, после чего пара танцует вместе. После танцовщица исполняет соло с канделябром, в том числе в партере. Зачастую праздник продолжается в ночном клубе при отеле, где танцовщица также исполняет танец с канделябром.

Зеффа является египетским свадебным ритуалом, но многие другие восточные страны заимствовали эту традицию и для своих свадебных церемоний. Шемадан также исполняется как театральное представление, является народным фольклорным танцем Египта. Потрясает искусство изолированных движений бедер, груди и мягкость шага, когда девушка танцует с канделябром — ведь он должен быть неподвижен! Только надо очень тщательно продумать костюм, чтобы не зажечь его и не испортить капающим воском. Традиционный костюм для этого стиля шаровары плюс топ или длинное платье с обтягивающим верхом и широким низом.

Танец фараонов Faraonic dance. Рельеф на могиле Ти, Саккара (пятая Династия) изображает мужчин-танцоров, выполняющих религиозный танец, носящий название «глаз Гора» или «веджат». Помимо прочих толкований этого символа, оригинальный смысл «веджата» (или «уджата») заключается в том, что все мы — очи Бога. Гор изображался в виде сокола, что указывало на превосходную способность видеть, так как сокол обладает очень высокой остротой зрения. Упомянутый танец исполнялся, чтобы отразить идею о том, что Высшее Существо способно видеть все наши поступки, когда Оно смотрит нашими глазами или глазами наших сотоварищей.
Поскольку нет никаких иных свидетельств того, какими же были танцы времен фараонов (или, как они назывались на древнеегипетском HBJ), судить о них можно лишь по настенным росписям и рельефам, глядя на которые, можно подумать, что они были довольно статичными. Наверное, это не совсем так. Единственное, в чем можно быть уверенными — в том, что музыка, ритм играли важную роль. Ритм подчеркивался хлопками в ладоши и различными ударными инструментами. Некоторые танцоры аккомпанировали себе деревянными хлопушками. Времена фараонов оставили нам свидетельства различных танцев: некоторые были весьма акробатическими, некоторые — очень серьезными, другие — живыми и динамичными. На рисунках, обнаруженные в храмах и захоронениях, изображены танцоры, прохаживающиеся колесом, стоящие на руках или выгнутые «мостиком». Танцы исполнялись группами, а танцорами были не только египтяне, но и выходцы из других стран. Костюмы исполнителей представляли собой иногда не более чем, своего рода, кожаный пояс с фетишами и амулетами, оберегающими от злых сил.

Сагаты (или цимбалы).- это маленькие металлические литавры, которые надевают на большой и средний палец каждой руки. Танцовщица отбивает сагатами ритм музыки, под которую танцует, демонстрирует умение чувствовать ритм. Более опытные танцовщицы могут также с помощью сагатов задавать свой ритм. Сагаты — древний инструмент: первые упоминания об использовании цимбал на пальцах встречается в I веке н. э. Сагаты бывают разного качества и размеров, делают их из меди или из серебра. Звук цимбал довольно резкий, но искусные танцовщицы оттачивают технику удара таким образом, чтобы инструмент издавал легкий, звенящий звук. Для этого удар пластинок должен быть очень быстрый, легкий, и «открытый» — то есть, ударили, и сразу же отвели пальцы друг от друга.

Кабаре беллиданс (Cabaret Bellydance, или, как его еще называют, американский ресторанный стиль — American Cabaret)

К двадцатым годам 20 века относится и распространение стиля кабаре беллиданс. Так сирийская актриса и танцовщица Бадия Масабни-Badia Masabni открыла свой клуб «Казино-оперу», собрав в нем профессиональных танцовщиц. К профессиональным танцовщицам в то время относились девушки из низких социальных слоев или вдовы, лишившиеся средств к существованию. Их профессия поэтому не была престижной. Танец отличается яркой, эротической подачей, чувственной и эмоциональной. Фактически — это коммерциализированный арабский танец.

Трайбл-беллиданс

Tribal bellydance — стиль американской школы беллидэнса. Этот стиль стоит назвать псевдоэтническим. Возник он в 60-х годах в Калифорнии. Первая группа называлась «Bal Anat» под руководством Джамилы Салимпур. Направление подхватили Маша Арчер (уроженка Киева) и Каролина Нериккио. Это целый культурный пласт эклектики танцевальных движений, костюмов и музыки, заимствованных у различных народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Испании и Индии. Это многогранный танец, основанный на этнических элементах, прошедших современную обработку. «Tribe» в переводе с английского означает «племя, род», соответственно, «tribal» — «племенной, принадлежащий какому-либо племени». Сейчас уже и в этом стиле наметились дочерние стили: tribal fusion bellydance (трайбл фьюжн беллидэнс), америкен трайбл стайл или американский трайбл (American Tribal Style), New age tribal. Это — танец женской силы и независимости. Практически отсутствует элемент соблазнения и кокетства. В танец нередко вносится ритуальный смысл, давным-давно изгнанный из беллиданса. С точки зрения техники танца бросается в глаза подчеркнутая осанка и волевые руки танцовщиц. Самая характерная особенность трайбл-стиля, следующая из названия, состоит в том, что этот танец исполняется группой (называть ее можно как угодно: племенем, кланом, семьей). Хотя и сольное исполнение практикуется сейчас вовсю. Костюм намеренно противоположен традиционному: тяжелые материалы, тяжелые монеты, отсутствие шифона, страз, блесток, темные(земные) цвета.

Макияж: темная подводка глаз и темная помада. Костюм характеризуется многослойностью: под длинной юбкой солнце-клеш обязательно должны быть полные шаровары из непрозрачной ткани. Поверх юбки — пояс с многочисленными увесистыми кисточками, зеркальцами, ракушками или набедренные платки, украшенные тяжелыми монетами. Сверху — чоли или блуза индийского покроя, не закрывающая живот, и лиф. На голову наматывается тюрбан с различными тяжелыми украшениями: сережками, монетами, бусинами. Украшениям уделяется достаточно большое внимание, и чаще всего используются марокканские. Они одеваются на шею, руки, щиколотки. Также актуальны камни, например, сердолик или бирюза — им приписываются определенные магические характеристики. Многие танцовщицы делают татуировки, ярко разукрашивают себя хной, увлекаются пирсингом.
Что касается музыки, под которую танцуется трайбл, то в основном это барабаны, барабанное соло, барабанные ритмы. Также используется трансовая музыка, марокканская музыка. Сегодня все чаще используется электронная музыка.

В конкурсных программах часто встречается понятие «народный стиль«. Оно включает в себя все народные танцы (саиди, дапка, халиджи и т.д.) ориентальных стран (Ливан, Египет, Турция, Тунис и т.д.)

Шоу беллиданс

Show BellyDance отличается от других направлений, тем, что это более свободная интерпретация танца живота. Нет ограничений в выборе музыкального материла. Это может быть как популярная музыка или песня оринтального напраления. Также это может быть микс восточной музыки с любыми другими музыкальными стилями. Например: хип-хоп, классическая музыка, диско и т.д.

В выборе танцевальных движений также нет каких-либо ограничений. Могут включаться элементы стилей, не имеющих ничего общего с танцем живота. Главное — суметь выбраными средствами донести до зрителя идею танцевальной композиции. Костюм тоже может сильно варьироваться, подчеркивая оригинальный образ и идею номера. Show Bellydance — это всегда эксперимент, который позволяет танцовщику и постановщику самовыразиться, будучи не скованным традициями и другими ограничениями, которые есть традиционных формах.

Статья опубликована 24 декабря 2007г — Divadance

Студия Диваданс, Санкт-Петербург.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha

Отчетний концерт Divadance в Колизее 30.05.2015г

Дополнительная общеразвивающая программа «Восточная сказка»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное учреждение

«Центр развития творчества детей и юношества»

Уровень: начальное общее образование

Возраст детей: 8 – 11 лет

Срок реализации: 3 года

Добрина Марина Викторовна

педагог дополнительного образования

Искусство танца – это синтез эстетического и физического развития человека. Обучение детей танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от педагога хореографа не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи.
Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. В танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. На развитие творческого воображения особое воздействие оказывает и музыка. И происходит это, прежде всего в процессе ее восприятия, которому присущ творческий характер. В связи с этим становится очевидным творческий характер всех видов музыкальной деятельности, в том числе и танца.

Актуальность данной образовательной программы связана с тем, что в настоящее время особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни, к общечеловеческим ценностям. Восточные танцы – это не только красивые движения, это и развитие женственности, и умение владеть своим телом, и специфическое влияние особых ритмов на самочувствие и настроение, а также на развитие творческих способностей. Умение педагога использовать эти особенности для развития творческой гармоничной личности будет особенно важно в работе с детьми и подростками, так как именно в этом возрасте дети особенно восприимчивы ко всему новому, прекрасному, непосредственны в восприятии привычных для взрослых вещей.

Педагогическая целесообразность. Для девочек особенно важно учиться женственности, плавности и гибкости, так же, как и важно уметь владеть своим телом, расслабляться, сотрудничать, работать в парах, небольших коллективах-командах, выступать перед публикой, подать себя в наиболее выгодном свете, уметь подбирать одежду, подчеркивающую достоинства. Приобщение к миру восточного танца, прослушивание мелодичной, ритмичной музыки развивают и внутренне обогащают детей, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром, различать ритмы музыки и согласовывать свои движения с музыкой.

Отличительной особенностью программы является то, что она предполагает знакомство детей с особенностями восточного танца, ритмическим и инструментальным разнообразием восточной музыки, восточным костюмом и его разновидностями. По данной программе могут заниматься дети с разным уровнем хореографической подготовки и дети с ограниченными возможностями здоровья. При формировании групп необходимо также учитывать возраст детей, в одну группу желательно подбирать детей близких по возрасту. При проведении занятий необходимо адаптировать учебный материал, учитывая возрастные особенности данной группы.

Уровень: начальное общее образование (8-11 лет)

Срок реализации: 3 года

Цель программы: создание условий для формирования танцевальных навыков на основе усвоения хореографического материала, усиления эмоциональной отзывчивости и творческой активности, пробуждения в детях стремления к прекрасному, интереса к музыкальному и танцевальному творчеству, развития образного мышления и воображения; обучение детей искусству восточного танца.

ознакомление воспитанников с особенностями восточного танца;

обучение названиям различных движений;

обучение выполнению различных движений (от простых к сложным), связок движений, простых танцев;

обучение воспитанников выполнению движения по образцу и самостоятельно;

ознакомление детей с аксессуарами для восточных танцев;

развитие чувства ритма;

развитие гибкости, плавности движений;

развитие творческих способностей;

развитие умения индивидуальной импровизации.

воспитание любви к танцу и музыке вообще, и в частности к восточной музыке;

воспитание навыков работы как самостоятельно, так и в коллективе;

воспитание гармоничной, творчески развитой личности;

Ожидаемый результат. В конце второго года обучения дети должны:

выполнять простые и сложные движения восточного танца;

свободно и грамотно владеть программным материалом;

осознанно и эмоционально воспринимать танец, раскрывать чувства и мысли, заложенные в нём;

уметь импровизировать под различную музыку;

уметь танцевать в парах, группами и индивидуально;

знать о правилах и технике использования аксессуаров в танце;

знать виды восточных костюмов и хореографические особенности использования костюма;

проявлять свою фантазию и творческий потенциал исполнителя.

Форма и режим занятия: занятия в группе проходят 2 раза в неделю, по 2 академических часа. Продолжительность академического часа 45 минут, между ними 10 минут перерыв. Программа рассчитана на 72 занятия в год (144 часа).

Методы контроля, диагностика результатов. Способами контроля по реализации программы являются:

контрольные задания (называть и различать движения восточного танца, различать ритмы);

задания на проверку усвоения материала: связок движений, отдельных танцев путем повторения каждым учащимся;

импровизационные задания по созданию небольшого танца индивидуально и группами;

обратная связь между родителями обучающихся и педагогом, личные беседы между детьми и педагогом;

метод наблюдения (педагог отслеживает наличие или отсутствие прогресса у группы, у каждого ученика отдельно);

выступления на небольших концертах для родителей и открытых мероприятиях разного уровня;

оценка коллег и зрителей.

Оценку эффективности программы осуществляют педагог, родители, администрация центра.