Санаторий «Русский лес», Владимирская область: описание, особенности и отзывы

Порой организму нужно отдохнуть от круговорота работы, проблем личного характера, вечной спешки и суеты. Для этого человек должен периодически менять обстановку. Хорошим местом для этого является санаторий «Русский лес».

Этот комплекс находится на расстоянии 150 километров от столицы Российской Федерации. Территория отличается экологической чистотой. Лес является смешанным. Неподалеку протекает замечательная р. Клязьма, на берегу которой крайне приятно проводить время.

Санаторий «Русский лес» (Владимирская обл.) достаточно удалён от густонаселённых городов. Здесь можно соприкоснуться с замечательным чудом природы, подышать свежим воздухом, который генерируется самыми разнообразными деревьями. На протяжении всего года тут можно получить качественное оздоровление, пройти различные программы реабилитации, исцелиться от самых разнообразных патологий. Санаторий «Русский лес» построен на отличной ландшафтной базе. Благодаря этому, здесь были созданы отличные условия для инсоляции либо же получения аэротерапии. Сюда можно попасть во время любого сезона. Принимаются как бездетные пары, так и посетители, взявшие с собой малышей.

Особенности

Очень красивый санаторий «Русский лес». Владимирская область может им гордиться. Он состоит из корпусов, что выстроены с максимальным удобством и компактностью. Здесь есть два здания, в которых насчитывается восемь этажей. Имеются номера, где расположена всего одна комната. Есть и двухкомнатное жильё типа «полулюкс». Кроме того, к услугам посетителей – деревянные коттеджи. В них можно расположиться с максимальным комфортом.

Аналогичная возможность предоставляется людям, решившим поселиться в новом здании мансардного типа, что относится к комплексу оздоровления и лечения. Этой частью санаторий «Русский лес» обзавёлся зимой 2007-го. Уже через год начала функционировать постройка, где есть комнаты с повышенной комфортностью. Благодаря этому появилась возможность принимать ещё больше посетителей. Для обеспечения отопления была введена в работу собственная котельная в 2004-м. Поэтому всегда можно воспользоваться горячей водой.

В санаторий «Русский лес» (Владимирская область – место его дислокации) можно попасть из столицы. Сюда едут непосредственно на автобусах высокого уровня комфортности, находящихся в распоряжении администрации комплекса. Когда посетители прибывают, их селят в удобные номера. В них есть новейшие элементы интерьера, телевизоры, холодильное оборудование для хранения пищи, санитарные узлы с прохладной и тёплой водой. В декабре 2007-го начал функционировать новый комплекс по лечению и оздоровлению. Кабинеты в нём довольно светлые и большие, наделённые лучшими типами оборудования. Здесь можно пройти отличный комплекс лечения, который поможет избавиться от старых недугов и значительно повысит общий тонус организма.

Оздоровление

Довольно обширной медицинской базой обладает санаторий «Русский лес» (Владимирская область). Отзывы о местных услугах, как правило, оставляют положительные. То же самое касается и посетителей из других регионов. Особенно хвалят процедуры физиотерапии, лечение магнитом, лазером, различной аппаратурой, которая хорошо справляется с варикозами и прочими заболеваниями. Есть сеансы с использованием тока. Действенным лечением называют электросон, банные комплексы углекислого сухого типа. Функционирует чудесная аппаратура, с помощью которой проводят процедуры по электрофорезу или же гальванизации. Отдельного внимания заслуживают терапия ультразвуком, а также ингаляции.

Владимирская область, Собинский район, санаторий «Русский лес» – то место, где можно получить лечение небулайзером, стать пользователем ароматерапии или подлечиться свежим воздухом. Не стоит списывать со счетов оздоровление с помощью здешней чистейшей воды. Можно посетить сауну, принять ванну бальнеологического типа или душ, получить гидромассаж. Кроме того, воздействие на мышцы может быть оказано и здешними мастерами. Специалисты предоставляют классические, точечные, рефлекторные массажные услуги, осуществляют механотерапию.

Оздоровление по многим направлениям ведёт санаторий «Русский лес». Отзывы свидетельствуют о том, что ещё одной не менее интересной процедурой является лечение с помощью фиточаев. Они могут воздействовать на самые разнообразные спектры работы человеческого организма. Также довольно действенным направлением можно назвать лечебную физкультуру. На территории комплекса есть возможность посетить зал для занятий спортом. Там каждый посетитель найдёт современные тренажёры, всевозможный инвентарь, используемый в нуждах клиентов.

Улучшение душевного состояния

Санаторий «Русский лес» – место, где можно вылечить не только тело, но и душу. Для этого необходимо посетить специальную лекцию, где проводятся уроки по психотерапии. Особое внимание следует обратить на галокамеру. Пребывание в ней совмещают с музыкальной терапией, что обеспечивает хорошую психологическую разгрузку. Те, кто болен патологией бронхов и лёгких, могут получить спироанализ. Регулярно проводится контроль электрографических показателей.

Что касается персонала, работающего в составе команды ЗАО «Санаторий Русский лес» (Собинский район), то это – истинные мастера своего дела, имеющие высокую квалификацию. В их арсенале – новейшие методы лечебной и диагностической деятельности, а также способы психотерапии.

Получить еду можно в столовом комплексе. Он расположен не слишком далеко от спального здания. Тип меню – заказной. Пациентов обслуживают официанты. Если есть такая необходимость, врач может выписать особую диету. Блюда предлагаются в широком ассортименте. Все они богаты полезными веществами и витаминами. Упор делается на свежие фрукты и овощи, различные соки.

Развлечения

Совсем не походит на лечебницу санаторий «Русский лес». Отзывы посетителей говорят о том, что здесь можно крайне интересно провести досуг, сходить в клуб, найти увлекательную информацию в библиотеке, посмотреть киноленту, принять участие в танцевальном вечере, отправиться на природу, чтобы созерцать её первозданную красоту, посмотреть концерт.

Сюда приезжают довольно известные коллективы Владимирского театра драмы, филармонии области, фольклорные ансамбли, оркестры духовых инструментов. Кроме того, довольно большой популярностью пользуются выступления, на которых можно познакомиться с произведениями, отнесёнными к самодеятельности художественного типа. Немалый интерес представляют экскурсионные поездки во Владимир, на территорию Гусь-Хрустального и Суздали.

Активный отдых

Чтобы поиграть в теннис, баскетбол и волейбол, можно занять специальную площадку, взять в аренду нужный инвентарь высокого качества. Есть возможность попробовать свои силы в бильярде или же пинг-понге. Функционирует площадка для детей, где есть качели, различные домики из дерева и горки. Так что маленьким посетителям здесь не менее интересно, чем взрослым.

Можно сходить в сауну с русской и финской баней, бассейном небольшого размера, где есть контрастная вода. Многим нравится посещать здешнюю замечательную речку, жарить шашлыки, отдыхать весело на природе. Там имеется площадка крытого типа, павильон, который отапливается, и несколько мангалов. Если возникнет необходимость приобрести что-либо, есть возможность отправиться в магазин на территории санатория, чтобы отовариться. Вечерний отдых, кроме того, можно провести в баре.

Для связи с родными и близкими используют местный таксофон, который работает на междугородных и международных направлениях. Если вы планируете приехать сюда на своей машине, транспорт можно будет оставить на стоянке. Она охраняется.

Вас ждут с нетерпением

На протяжении многих лет этот комплекс успешно удовлетворяет потребности приезжих в здоровом, комплексном, эффективном отдыхе. Здравница обслуживает, в частности, незащищённые слои населения, то есть участников ВОВ и ветеранов, людей с инвалидностью, пациентов пенсионного возраста. Многие гости возвращаются в эти стены на следующий год, отмечая высокий уровень сервиса.

Путёвка сюда – отличный способ снять напряжение, поправить здоровье и получить незабываемые впечатления. Влияние на состояние человека тут по-особенному эффективно. У многих клиентов нормализуется состояние психики и органов. Они приезжают домой довольными, отдохнувшими и полными сил.

Изучение технологии возрождения русского народного танца, его специфики, а также особенности русской народной хореографии во Владимирской области

Исторические условия и духовные истоки русского народного танца, богатство его форм и видов. Основные элементы русского народного танца, его региональная специфика. Характеристика особенностей танца в России, его специфика во Владимирской области.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1. Русский народный танец

1.1 Исторические условия и духовные истоки русского народного танца

1.2 Богатство форм и видов русского народного танца

Глава 2. Региональная специфика русского народного танца

2.1 Региональные особенности русского народного танца в России

2.2 Специфика танца во Владимирской области

Актуальность работы обусловлена интересом к различным видам и жанрам народного художественного творчества, из которых одним из наиболее ярких является народный танец. У Русского Народного Танца своя многовековая история. В V — VII веках на народные танцы налагали отпечаток древние языческие представления. После принятия христианства народное творчество выражается в скоморошестве. В середине XVI столетия русская церковь выступает против танцев. В VIII веке народный танец вновь актуален, появляются новые грани танца. После Октябрьской революции новым проявлением танцевального творчества народа стали профессиональные ансамбли танца, а также самодеятельные коллективы. Художественная самодеятельность стала своеобразным преемником и продолжателем традиций русской народной хореографии. Если раньше русские танцы исполнялись в основном на праздниках, игрищах, свадьбах, то теперь они занимают большое место в репертуаре профессиональных театров. Народные танцы имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются («Камаринская», «Сени»), иногда по количеству танцоров («Парная», «Четверка»), иногда название определяет рисунок танца («Плетень», «Воротца»). Изучая танцы народов мира, Вы сможете постичь колорит и особенности любой национальности: широту души русского танца, удаль украинского, азарт молдавского танца и многое другое. В настоящее время русские танцы подобного типа не практикуют на праздниках. Народный древний танец плавно перешагнул на большую сцену.

Цель работы — изучение технологии возрождения русского народного танца ,его специфики , а также особенности русской народной хореографии во Владимирской области.

Задачи исследования: изучить исторические условия и духовные истоки русского танца; освоить формы и виды русского народного танца; найти отличие в исполнении танцев различных регионов России; изучить специфику танца во Владимирской области.

Объект работы — особенности русского народного танца.

Предмет работы — формирование форм русского народного танца, так же его региональной специфики.

При написании данной работы использовались такие информационные источники как книги неутомимых собирателей и знатоков отечественной классики и русского народного танца: И.А. Моисеев, Т.А. Устинова, Г.Ф. Богданов, Н.И. и Н.А Заикины, А.А. Климов и многие другие. В ходе исследовательской работы использовались следующие методы: сравнительно-правовой и системный анализ, аналогия и обобщение, диалектический (прежде всего, на основе принципов историзма и разрешения противоречий), логический и синтетический методы. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения.

русский народный танец духовный

Глава 1. Русский народный танец

1.1 Исторические условия и духовные истоки русского народного танца

Истоки народной хореографии уходят в глубокую древность. Испокон веков люди свои эмоциональные состояния выражали пластическими движениями. Исследователи убеждены, что народные танцы порождались трудовыми процессами. Движения, подчиненные ритму, породили пляску — одно из наиболее ранних проявлений человеческой культуры.

Точно установить время появления плясок на Руси достаточно трудно. Однако можно предположить, что они возникли еще в Антском государстве (территория современной Украины). С древних времен славянские народы славились своим высокоразвитым искусством танца, хорошо известным их соседям. К 5 веку н.э. народы, населявшие современную территорию России, уже обладали своим специфическим танцевальным искусством. В X веке н.э. в Византии, самом могущественном государстве того периода, славяне, как исполнители песен и плясок, входили отдельной самостоятельной группой в придворный штат императора. Народные пляски тех отдаленных времен не дошли до настоящего времени в своем первоначальном виде. С годами они подверглись значительным изменениям, а некоторые и вовсе исчезли.

Развитие русского народного танца тесно связано с историей русского народа. Каждая новая эпоха, изменения в политических, экономических, административных или религиозных условиях отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.

Русский народный танец — это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира.

Русский балетный театр является гордостью и славит отечественную культуру. Он возник во второй половине XVII века. Но пляска издавна жила в народных традициях. Песенно- плясовой русский фольклор сложился задолго до появления балета. Старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. Плавность, певучесть, слитность движений присуща русскому танцу. Русский народный танец всегда предполагал виртуозную технику исполнителей, мастерство соревнующихся партнеров.

Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, труда и религиозных верований. Но по мере разложения первобытно-общинного строя, в связи с разделением труда и ростом городов, из среды народа выделились «люди- плясуны», профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок. В Древней Греции таких людей называли мимами. В различных местностях они носили разные наименования, но сущность их деятельности, в своем многообразии, была одной: профессионалы низших родов сценических забав. Они выступали на площадях, праздниках и ярмарках. (1)

О древности танцев на Руси говорят дошедшие до наших дней предания о свайных постройках на Ладожском озере в дохристианский период. На них собирали девицы и молодцы «хороводились и играли кругами».

В V — VII веках народный танец исполняли в лоне «игрищ». На их характер налагали отпечаток древние языческие представления. В VIII — IX веках складывается первое древнерусское государство — Киевская Русь. Принятие христианства способствовало развитию национальной культуры: стали возводиться храмы, получила развитие письменность. Народное творчество получает выражение в скоморошестве. Скоморохи сыграли огромную роль в развитии и популяризации русского народного танца: зарождаются сценические формы народного творчества.

Скоморохи владели высокой техникой пляса, но их искусство, глубоко народное, уходило корнями в языческие игрища и обряды. В XII веке очень популярным становится жонглирование, которое достигает полного расцвета в XIII веке. Танец жонглирования был виртуозен, с сильной примесью акробатических движений с применением темпов элевации. Ноги были выворотны, часто исполнители вытягивали носок. Жонглер сам сочинял и исполнял поэзию и музыку и в то же время танцевал, показывая акробатические трюки и фокусы, водил экзотических животных. В XIV и XV веках становятся очень популярными «танцы ряженых», которые и по сей день бытуют в современных праздниках.

В конце XV века русский народ окончательно освобождается от татаро-монгольского ига. Это способствовало мощному подъему национальной культуры и самосознания. В XVII веке усилился процесс экономического, политического и культурного подъема России как могучей национальной державы. В 1671 году была создана «Потешная палата» царя Михаила Федоровича Романова, в которую вошли наиболее талантливые скоморохи. А в 1629 году среди них появился первый известный в истории учитель танцев на Руси — Иван Лодыгин.

Вместе с тем, в средневековый период усиливающиеся влияние церкви негативно отразилось на народном творчестве. Видя в народных танцах и песнях пережитки язычества, православная церковь называла их сатаническими и угрожала всякими бедами и наказаниями в аду музыкантам, танцорам и певцам. В 1648 году под влиянием церкви царь Алексей Михайлович издает указ о преследовании скоморохов. (10)

Однако, несмотря на притеснения и угрозы, тяжелую жизнь, развитие традиционной культуры талантливого русского народа не остановилось.

Наряду со скоморошеством существовал народный профессиональный и самодельный театр, который пережил скоморошество. Он тяготел к простым, четким приемам: в ходу были резкий, размашистый жест, громкое пение, удалая пляска. Многие из этих видов дожили до XX века.

XVII век связан с именем «почти легендарного» балетмейстера Бошана. Депрео говорит: «Бошан сумел первый расчленить темпы». Это расчленение танцевальных па на темпы и лежит в основе системы записи танцев, возникших в конце XVII века. Бошан первый сформировал пять выворотных позиций. Но они для него еще начало. Движение и позиции рук также разработаны Бошаном. Именно Бошан систематизировал всю ученую хореографию, совместив французскую и итальянскую школу. Таким образом, к началу XVIII формируется и русская народная хореография.

К XVII веку начала складываться система сценического танца с разделением на классический и характерный.

Характерный танец — это одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца. В XVII — XIX веках термином «характерный танец» служило определение танца в характере, образе. Такой вид танца был распространен в интермедиях, персонажами которых являлись ремесленники, крестьяне, матросы, нищие, разбойники и т.д. Характерный танец обогащается движениями и жестами, специфичными для той или иной социальной группы, а законы композиции соблюдались не так строго как в классическом танце.(4)

Расширялись международные отношения России, росли ее культурные связи с зарубежными государствами. Русские дипломаты и купцы, просто вольные путешественники знакомились с театральными традициями Запада. Балет вызывал особый интерес потому, что язык музыки, танца и пантомимы был доступен каждому зрителю. Привлекала пышность постановок: смена декораций, выезды всевозможных персонажей на разукрашенных колесницах, роскошь костюмов и т.д. Подобные зрелища могли прославить могущество централизованного Российского государства. В 1673 году в подмосковном селе Преображенском был поставлен «Балет об Орфее и Эвридике».

Балет того времени был синкретичен, т.е. включал кроме танца и пантомимы пение, декламацию и другие элементы.

Наши современные представления о язычестве сформировались на основе тех древних сказок, песен, мифов, дошедших до настоящего времени. Существенную роль в древних культах играла религиозно-обрядовая хореография.

История человечества показывает, что до того, как человек не знал искусства живописи, культовой архитектуры и других искусство танца было естественным и заложенным в людях самой природой. Они передавали поэтическое видение красоты родной земли своими танцами, вызывали в воображении яркие природные образы.

Для танцев данного периода было характерно обязательное смысловое наполнение. Каждая танцевальная фигура имела свое значение, символизирующее определенное действие, событие. Общий рисунок танца народ черпал из окружающей природы — силуэтов листьев, цветов, образов птиц, животных.

Славянское язычество развивалось по разным направлениям: в одних племенах были распространены верования в силы космоса и природы; в других — в образы Рода и Рожаниц, в третьих — в души умерших предков и в духов и др. Различные ритуальные действия всегда сопровождались определенными танцами, призванными облегчить переход души в иной мир, призвать милость богов на жертвенный огонь и т.д. Данные танцы получили название от имени алтаря-крада — Крадица. (7)

В славянской танцевальной культуре получили отражение мифологические представления о потустороннем мире. Танец исполняли преимущественно женщины, неторопливыми и плавными движениями описывая мир, куда отлетают души умерших. Существовало поверье, что душа уносится в рай-вырий немедленно, на глазах любящих его близких. Душа ассоциировалась с дыханием и дымом и своими движениями рук танцовщицы как бы помогали подниматься дыму вверх. Далее душу подхватывали жаворонки, первые птицы, прилетавшие весной из вырия-рая — движения танца становились похожими на взмахи крыльев стаи птиц и называется танец Радуница.

С развитием религиозных представлений у славян праздничные обряды стали приобретать сакральный, магический смысл. Совершая, например, охотничий танец, люди подражали охоте на зверей или птиц, воспроизводили их движения, повадки. Для этого во время танца копьями и стрелами поражались фигурки или изображения животных, на которых предстояла охота. Люди были уверены, что, правильно совершив этот обряд, они обеспечат себе удачу.

Древние славяне стали наделять сверхъестественными свойствами те силы и явления природы, от которых в огромной мере зависело их существование. Люди начали приписывать магическую силу солнцу, грому, дождю, рекам, начали верить в различных духов, добрых и злых, стараясь почитанием и жертвоприношениями привлечь на свою сторону и тех и других.

В VI — VIII вв. на Руси возникли города, получили свое дальнейшее развитие ремесла и торговля. Все это, определило дальнейшее развитие культуры, быта и религии восточных славян, в основе которой лежали культ природы и культ предков.

Практика умилостивления духов и богов жертвоприношением и поклонением привела к созданию довольно сложного религиозного культа. Эта практика имела богатое оформление и подробно разработанный, освященный ритуал.

Материальные аспекты возникновения древнеславянских танцев.

Главную роль в земледельческой религии славян играли обряды и праздники, связанные с различными этапами сельскохозяйственного производства. По своему характеру эти обряды и соответствующие им ритуальные танцы носили преимущественно магический характер и составляли целостный календарный цикл.

Цикл этих обрядов и праздников начинался со времени зимнего солнцестояния, когда «солнце поворачивает на лето». В соответствии с верованиями земледельческих культов, это был момент рождения бога солнца. С данным периодом связывалось множество обрядов и праздников. Среди них были святки, праздники коляды с заключительным моментом этого цикла — масленицей, содержавшей такие обряды, как зазывание, или призывание весны, проводы зимы (сожжение ее соломенного чучела) и т. д.

На празднике будущий урожай символизировал первый сноп, выставленным в переднем, «красном» углу. Хозяин и хозяйка, садясь за стол, перекликались между собой, делая вид, что не видят друг друга, и приговаривали: «Чтобы так же не видеть друг друга осенью за стогами и возами хлеба, грудами овощей». В праздничных обрядовых песнях, танцах содержались заклинания, призванные обеспечить хороший урожай и большой приплод скота.

Со встречей весны и проводами зимы были связаны многие другие очистительные обряды. Основаны они были на вере в необходимость изгнания нечистой силы, обезвреживания от нее полей и жилища. Для этого славяне мыли свои хаты и мылись сами. Собирали во дворе весь мусор и сжигали его на костре. Костер устраивали как можно более дымным и смрадным. Очистив, себя, дом и двор, люди шли на поля и посыпали их золой от очистительных костров. По углам поля расставляли ветки вербы.

Приход весны знаменуется общим оживлением природы, прилетом птиц. Одним из весенних праздников на Руси была «Красная горка», получившая свое название от «красной» весны, «красных», т. е. красивых горок, холмов, возвышенностей, первыми покрывавшихся травой под лучами яркого весеннего солнца. Здесь, собственно, и отмечался праздник: проводились народные игры, исполнялись песни и пляски — серия «красных» танцев, водились хороводы. «Красная горка» являлась также временем заключения брачных союзов.

Среди славян бытовало мнение, что весной с оживлением природы просыпаются покровительствующие ему духи (речные, подземные и др.). Одних надо было изгнать и обезвредить при помощи очистительных обрядов, других нужно было привлечь на свою сторону. Для этого совершались обряды, осуществление которых требовало участия волхвов, кудесников, «умевших» вступать в общение с богами и духами с помощью вертимого плясания. Назывался этот танец — «Вертимка».

Помощи сверхъестественных сил просили и летом, в момент созревания хлебов. Для этого существовали особые обряды, носившие название «колосяница». Центральное место здесь занимала береза. Быстрый и пышный расцвет дерева приписывался ее особой плодоносящей силе, и люди пытались перенести эту силу на поля.

Для этого девушки гурьбой шли в лес, где под выбранным деревом ставили пироги, яичницу и устраивали пиршество: пели песни и водили хороводы. Отголоском данной традиции является видоизмененный, но сохранившийся до наших дней хоровод «Во поле березка стояла», т.к. иногда березу срубали и ставили в поле на меже или возле селения, и здесь совершалось празднество.

С созреванием урожая ассоциировался следующий этап земледельческих обрядов. Началом этого цикла были праздники, посвященные божествам Купале и Яриле. Купало был богом обилия и урожая, созревших земных плодов. Ему приносили жертвы в начале жатвы. Празднества в честь бога Купалы с зажиганием костров «живым огнем» были широко распространены среди славянских народов.

Поля в купальскую ночь обходили хороводами с произнесением нараспев особых заговоров с целью предохранения хлебов от злых духов. Пережитком более древних верований, восходящих к эпохе, когда люди не знали земледелия и только собирали дикорастущие плоды и злаки, были обряды сбора в купальскую ночь волшебных трав, в частности поиски легендарного цветка папоротника. Во многих местах праздник, посвященный Яриле, соединялся с ярмарками и торжками. Во время праздника устраивались игры, пляски, кулачные бои.

Жатва отмечалась специальными праздниками: зажинками — в начале жатвы и дожинками — в конце сбора урожая. Из зажиночного снопа пекли первый хлеб нового урожая, дожиночный сноп ставили в избе, в переднем углу. Зерно из него при севе высыпали в первую борозду или смешивали с семенным зерном. Прежде чем начать жатву, приносили жертву полевому духу.

В календарных праздниках Древней Руси, связанных с сельскохозяйственным циклом, народной хореографии отводилось важное место. С помощью различных культовых, обрядовых танцев люди вступали в связь с сакральным миром.

1.2 Богатство форм и видов русского народного танца

1. Особенности форм русского народного танца.

Среди основных видов русского народного танца можно выделить хороводы, пляски, переплясы и кадриль.

Самым древним русским народным танцем был хоровод, сопровождающийся песней. Хоровод — массовый танец, олицетворяющий движение Солнца вокруг Земли. Рисунком хоровода является простой круг.

Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Танец, песня и игра в хороводе были неразрывно и органично связанными между собой. Хоровод объединял и собирал большое количество участников.

Хороводы имеют культово-обрядовую, социальную и бытовую темы. Участники хоровода держатся, как правило, за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не держатся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами.

Хоровод распространен практически во всех регионах России, в каждой области он имеет свои специфические черты (связанные с природными и климатическими условиями, бытовым укладом и другими факторами), создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы исполняют в медленном, среднем и быстрых темпах.

На исполнение хороводов имеет влияние и народный костюм, специфический для каждого отдельного региона. Большое значение при постановке хороводов отводится фигурам. Фигуры могут образовываться одними девушками, или парнями, или парнями и девушками вместе, которые могут быть разнообразно выстроены.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то это орнаментальный хоровод. Участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры, согласуют свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением.

Иногда орнаментальные хороводы своим рисунком, построением раскрывают и передают содержание песни. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связанно с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом. Эти песни отличаются более четким ритмическим построением, объединяющим участников хоровода в плавном или быстром плясовом движении. В рисунках орнаментальных хороводов очень силен элемент изобразительности — «завивание капустки», «заплетение плетня».

Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название фигурные, узорные, кружевные и т.д. Этот хоровод отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод состоит лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

Хоровод, в песне которого имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев.

Часто персонажами песни являются животные, птицы, и тогда участники хоровода подражают их движениям, повадкам. В игровых хороводах главным является раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, отражающих жизнь и быт народа.

В действие хоровода органично входят платочек, лента, венок, палка и т.д. Эти предметы иногда служат и символами. Так венок символизирует брачный союз, платочек заменяет подушку, перину и т.д. В таких хороводах может выделяться исполнитель, играющий роль, а иногда две или три, но чаще всего выделяется несколько действующих лиц.

В игровых хороводах рисунок построения проще, чем в орнаментальных. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами. В центре круга происходит действие, разыгрывается сюжет. В линейном построении хороводов участники поделены на две группы, которые ведут своеобразный диалог. Существуют определенные группы песен, требующие обязательного линейного построения или именно кругового. В игровых хороводах большое значение приобретают артистические способности участников.

Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название. Например: «круг», «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель» и т.д.

Эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются составной частью.

Рисунок танца — это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок танца, как и вся композиция, должен быть подчинен основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках. Рисунок танца тесно связан с хореографическим текстом. (8)яяяяя

В древности пляски носили обрядовый, культовый характер, однако со временем приобрели бытовой. Пляска — это наиболее распространенный и любимый жанр русского народного танца, появившийся в хороводе и вышедший из него. В пляске разорвана хороводная цепь, усложнена техническая основа, создаются свои специфические формы и рисунки. Также здесь изменяется и музыкальное сопровождение. Пляски могли выражать различные состояния человека.

Русские народные пляски были сольными и массовыми (среди массовых выделялись пляски-игры, а позднее — кадрили, ланцы, шестеры и др.).

Пляска состоит из ряда отдельных движений — элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит. Каждые движения в пляске наполнены смыслом. Разнообразные движения, число которых во много раз увеличивается за счет импровизации исполнителей, — характерная особенность русской пляски. У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, лицо, кисти рук и т.д.

Пляска дает возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера. В пляске могут участвовать парни и девушки, мужчины и женщины, подростки и пожилые люди. Для мужской пляски характерны широта, размах, удаль, сила, внимание и уважение партнерше. Для женской пляски характерны величавость, плавность, благородство и задушевность, однако часто она исполняется живо, с задором.

В каждой пляске есть свое содержание, сюжет. Одной из отличительных особенностей пляски является индивидуальная импровизация. Пляска отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Помимо обогащения лексики пляска дает возможность и для усложнения и разнообразия пространственного рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные по рисунку переходы пар и т.д. — все это создает новые рисунки и построения, присущие только пляске.

Отличает пляску от хоровода и музыкальное сопровождение. Пляски идут не только под песни, а под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Песни, под которые исполняется пляски, в основном быстрые, мелодии их ярко расцвечены акцентами и резко выраженной активной ритмикой. Такие песни называют плясовыми. Плясовые и хороводные песни где-то сближались, не всегда имея резко отличительные черты. Исполнители и зрители плясок подчеркивают ее ритмические акценты с помощью подголосков, покрикивания, хлопков и различных музыкальных инструментов. Пляска может идти в сопровождении многих русских народных инструментов. Инструментальное сопровождение — это еще одна основная особенность, отличающая пляску от хоровода.

Особый интерес представляет русская сольная пляска, когда соревнуются двое мужчин в буйном переплясе, танцуют девушка и парень в парном поединке. Девушка в нем кокетливо зазывает, а юноша стремится ответить ей лихостью и удалью.

В сольной пляске от танцующего требовалось выразительное исполнение — высокое техническое мастерство и актерское дарование, умение передавать содержание танца зрителю. При этом содержание передавалось обязательно в реалистической, достоверной форме, без условностей и символичности. Пляска имела четкую драматическую основу. Все эти качества в дальнейшем составили главное слагаемое русской национальной культуры, русского балетного искусства. (5)

Бывает мужской и женской. В ней наиболее полно отражается индивидуальность, мастерство, изобретательность исполнителя. Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя. Исполнители пляски своими движениями могут передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор, также исполнители привносят движения, связанные с трудовыми процессами, образами птиц, зверей и т.д.

Одиночная пляска имеет свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную форму построения. Она начинается с движения по кругу — проходки — или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на месте — с выходки. Это начало пляски, затем следует ее развитие и пляска достигает кульминации, и следует финал.

Ее исполняют в основном парень и девушка, реже мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимают. Содержание парной пляски представляло как бы сердечный разговор, диалог влюбленных. Чаще всего это свадебные пляски. Но иногда в парных плясках содержание и настроение бывает несколько иным: передается равность или легкая обида любящих. В основном парные пляски очень лиричны. Они не имеют строго установленного рисунка, бурного нарастания и энергии исполнения. Она ровная по темпу.

Это соревнование в силе, ловкости, изобретательности. Это показ индивидуальности исполнителя. В старинном русском переплясе участвовали два парня или двое мужчин, девушки участия не принимали. Перепляс исполнялся под сопровождение музыкальных инструментов, реже под песню.

Перепляс начинался медленно, а заканчивался в быстром темпе. С изменением бытового уклада перепляс стали исполнять все желающие (женщины, мужчины, пожилые люди), но участвуют всего двое. Перепляс исполняется под общеизвестные распространенные мелодии, иногда под частушки. В настоящее время на сцене пляшут несколько человек с одной стороны, несколько с другой, но при этом задача и характер исполнения парного перепляса сохраняется.

В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников. Массовый пляс чаще всего исполняют в парах — один против другого. Пляшут по одному, по трое, по четверо, но у каждого исполнителя пляса есть своя задача — не только показать себя, но и сплясать лучше, чем стоящий рядом. Каждый исполнитель может войти и выйти из пляса в любом месте, не дожидаясь окончания. Исполнитель может плясать в любом месте площадки и с любым участником пляса. На сцене массовый пляс встречается редко.

В групповой пляске может участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивается небольшой группой исполнителей. Групповая пляска имеет установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли одиночная или парная пляска, используется импровизация.

Групповые пляски исполняют не только парни и девушки, но и мужчины и женщины среднего возраста. Чаще всего они исполняются по парам или по тройкам. Групповые пляски очень разнообразны по рисункам, сюжету и содержанию. Она всегда имеет точное место рождения и бытования. Каждая местность имеет свои традиционные темы для плясок, формы построения, манеру и местный колорит. Все фигуры пляса круговые: исполняются против часовой стрелки. Групповая пляска продолжает жить и сейчас как в народе, так и на сцене. (8)

По количеству исполнителей кадриль можно отнести к групповым пляскам, но ее более позднее возникновение и появление в быту русского человека, своеобразное построение, четкое деление на пары и фигуры и ряд других признаков отличают кадриль от традиционных плясок. Этот танец выделяется в самостоятельную форму. Кадриль ведет свое происхождение от салонного французского танца. Французская кадриль начала распространятся в русском народе в начале 19 столетия.

В традициях русского народа кадриль десятилетиями видоизменялась, совершенствовалась и создавалась заново. Она приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения, взяв от салонного танца лишь некоторые особенности построений, да название. В России кадриль стала разнообразной по рисунку, вводились в нее многие фигуры национальных хороводов и плясок. Богаче стала и форма кадрили, она стала исполняться и линиями, и квадратом, и в круговом построении. В кадрили стали принимать участие различное количество пар: 2, 4, 6, 8 и больше, но обязательно четное. В некоторых местностях, где было мало мужчин, появлялись кадрили, исполняемые одними девушками. Если французская кадриль состояла из 5 — 6 фигур, то в русской народной кадрили встречается, от 3 до 14 и даже более фигур.

Названия фигур французской кадрили почти не имели отношения к существу танца. В русской же кадрили фигуры получили разнообразные названия исходя из местных особенностей, а самое главное — названия эти ярко характеризуют каждую фигуру с точки зрения хореографии или ее содержания. В некоторые фигуры кадрили вошли элементы таких видов русской пляски, как одиночная и перепляс. Каждая фигура кадрили исполняется под отдельную распространенную плясовую песню или мелодию. Каждая фигура отделяется от другой паузами-остановками, как в музыке, так и в пляске.

Перед началом каждой фигуры ведущей, обычно юноша первой пары, объявляет название или порядковый номер фигуры. Каждая фигура почти всегда заканчивается кружением, которое чаще всего происходит по движению часовой стрелки. Кадриль можно было плясать и в богатых, праздничных и в будничных народных костюмах. (5),(8).

Она исполняется четырьмя парами, стоящими друг напротив друга по углам квадрата. Движение и переходы пар происходят по диагонали или крест-накрест. Квадратные кадрили пляшут по всей России.

Основные построения и переходы пар:

а) все пары одновременно сходятся к центру и затем возвращаются на места;

б) две противоположные пары идут на встречу, друг другу и меняются местами;

в) две противоположные пары идут на встречу, друг другу и образуют кружок, после поворота по кругу рапы расходятся обратно на места или же меняются местами;

г) две противоположные пары сходятся к центру, и парень одной пары передает другому свою девушку, а сам пляшет перед ними.

Может участвовать от 2 до 16 пар. Пары располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара, в другой линии, напротив нее, вторая пара и т.д. Каждая пара пляшет почти всегда только с противостоящей парой.

Линейным кадрилям присущи свои построения и переходы пар:

а) линии одновременно сходятся друг с другом и вновь расходятся, или же одна линия стоит на месте, а другая подходит к ней и отходит;

б) девушки образуют круг между двух линий парней; круг может состоять из парней, тогда девушки находятся в линиях;

в) две линии идут навстречу друг другу; одна линия проходит под «воротиками» другой.

Для этих кадрилей характерно уважительное отношение парней к девушкам.

Участвует четное количество пар, чаще всего 4 или 6, реже 8 пар. Но иногда в круговых кадрилях может плясать нечетное количество пар, но не менее 4 пар. Пары располагаются по кругу, их отсчет ведется по движению часовой стрелки. Первая пара находится слева от зрителя. В круговых кадрилях движения пар и одиночные переходы происходят по кругу, против часовой стрелки, а так же к центру круга и обратно:

а) парни стоят на своих местах, а девушки переходят по кругу, пока вновь не дойдут до своих партнеров;

б) парни и девушки одновременно идут по кругу в противоположных направлениях, пока не дойдут до своих партнеров;

в) девушки или парни сходятся к центру круга и образуют «звездочку» или круг; совершив в этом построении полный поворот, возвращаются к своим парам;

г) парни или девушки образуют внутренний круг, повернувшись лицом к внешнему кругу; исполнители совершают обход со своими партнершами правым или левым плечом вперед.

Существует также ряд других переходов. Круговая кадриль исполняется простым, шаркающим и переменным шагом. (5)

2. Основные элементы русского народного танца

В русских танцах исполнители держатся за руки или за платочек, образуя разнообразные рисунки — построения. Руки при построении таких фигур могут быть подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз и т.д.

Фигуры могут образовываться одними девушками или юношами или юношами и девушками вместе.

В этой фигуре число участвующих не ограничено, однако их должно быть не менее трех. Юноши и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят под небольшим углом от корпуса вниз или наверх. Движения по кругу, как правило, идут по часовой стрелке. Сделав мягкий полуоборот корпусом по ходу движения, юноши и девушки идут простым шагом или переменным, а также переменным шагом с притопом.

Юноши и девушки, стоя в затылок, друг другу по кругу, соединяют в центре образовавшегося круга правые или левые руки. Противоположные руки находятся в третьем или первом положении. Эта фигура может быть построена как из четного, так и из нечетного числа участвующих, однако не менее трех и не более восьми человек. В этом построении можно двигаться по кругу простым или переменным шагом, а также шагом с переступанием.

Основой этой фигуры является «звездочка». Юноши образуют правыми руками «звездочку», а левыми держат правые руки девушек. В построении этой фигуры может участвовать не менее трех, но не более восьми пар.

Она образуется из двух кругов — круг в круге. Стоя лицом к центру, юноши и девушки берутся за руки, образуя каждые свой круг. Внешний круг состоит из юношей, а внутренний из девушек. «Корзиночка» движется «гармошкой» или «припаданием». Головы исполнителей повернуты по ходу движения, к своему партнеру или к центру круга.

Участвующие стоят в одну линию, касаясь локтями, друг друга. Руки согнуты в локтях и подняты перед собой на уровне груди. Правая рука, описав полукруг сверху вниз, опускается локтем на левую руку стоящего справа партнера и, продолжая движение, проходить под его левой рукой. «Цепочка» может двигаться и вправо и влево «гармошкой» или «припаданием». Головы повернуты по ходу движения или сохраняют прямое положение.

Наиболее характерные положения рук с платочком у девушек:

а) Правая рука с платочком слегка согнутыми пальцами касается подбородка. Ребро ладони направленно от себя. Левая рука, согнутая на уровне талии, поддерживает ладонью или тыльной стороной кисти локоть правой руки. Голова наклонена к правому плечу.

б) Согнутые пальцы рук соединены «замком» на уровне груди. Кисти рук немного отходят от корпуса; локти — на одной высоте с кистями.

в) Обе руки подняты вверх, локти слегка закруглены и направлены в стороны. Платок держится за концы обеими руками и «обыгрывается».

г) Платочек находится со стороны ладони, повернутой к корпусу: пропустив конец платка между указательным и средним пальцами, выводим его короткий конец между средним и безымянным пальцами в сторону ладони.

д) Платочек находится с тыльной стороны кисти, повернутой ладонью к корпусу: пропустив короткий конец платка между указательным и средним пальцами, выводим его между указательным и большим пальцами.

Наиболее характерные положения рук у юношей:

а) Правая рука согнута в локте на уровне груди и сжата в кулак, направленный тыльной стороной кисти от корпуса. Левая рука, согнутая в локте, сжата в кулак, заведена за спину и направлена тыльной стороной кисти к корпусу. Руки не прикасаются к корпусу.

б) Левая рука широко раскрыта в сторону ладонью вверх. Голова повернута по направлению руки. Правая рука, согнутая в локте, прикасается кончиками пальцев к затылку, как бы поддерживая шапку.

Русский народный танец бесконечен. Ни кто точно не знает время и эпоху его возникновения, а говорить о финальной точке русского танца невозможно, танец позволяет создать своеобразную атмосферу, ритм общения и сам выступает как язык общения. Эта природа танца, заложенная еще при его зарождении, получая многообразные формы правления, остается неизменной. Она и определяет его особенные, отличные от других искусств черты.

Глава 2. Региональная специфика русского народного танца

У каждого коллектива на своей малой Родине много интересных и своеобразных сюжетов, связанных с местными обычаями, обрядами, праздниками. В каждой местности существуют свои особенности в манере исполнения песен и танцев.

2.1 Региональные особенности русского танца в России

Огромный край, хвойные леса, болота, озера, могучие реки. Города и деревеньки жмутся к берегам больших и малых рек. Отдаленность от больших центров России, где раньше начала развиваться промышленность и раньше нарушилась замкнутость домашнего быта, создали на севере условия, благодаря которым здесь надолго оставался в силе суровый патриархальный уклад жизни.

Суровый климат, борьба с природой, охотничий и рыбный промысел, частые встречи с различными опасностями выработали и закалили характер северян, людей смелых, честных, суровых и даже несколько замкнутых.

Несмотря на все это, их традиционные костюмы выделяются богатством и красочностью. В каждой области или районе, костюм имеет свои специфические особенности. У женщин это длинный, роскошный сарафан (который по-другому называли «штофник»), по верх душегрея — «коротена». На голове «повязка». Зимой на сарафан одевали длинные и короткие шубы, а поверх головного убора шаль и шелковый платок. Мужской костюм состоял из рубахи, синих порт в полоску, сапоги, длинный казакин без воротника, а позднее пиджак, жилетка.

Все это способствовало плавности и величавости движения в хороводах, а в характере девушек особо подчеркивались такие качества как сдержанность, скромность поведения, степенность и достоинство. (8)

Бескрайние ковыльные и луговые степи, изрезанные балками и большими оврагами: кое-где попадаются лесные посадки, и над всем этим высокое глубокое небо и яркое, слепящее солнце. Земля черная, плодородная, климат благодатный.

Костюм Юга России, имеет свои особенности и отличия в деталях, покрое, цвете, стиле вышивки, почти в каждом районе области. Так костюм в южных регионах более ярких расцветок. Основной распространенный праздничный костюм — это длинный сарафан, чаще всего однотонный, преимущественно алого цвета, украшенный парчой или разноцветными шелковыми лентами и широкими поясами. На сарафан надевается «завеска», а под сарафан — кофта из домотканой или белой ткани. Поверх кофты множество разноцветных бус и ожерелий. Головной убор состоит из кокошника и позатыльника, сшитых из парчи, дополняемый различными лентами, бантами и цветами. Мужской костюм состоит из белой полотняной рубахи в крупную или мелкую клетку, «ботухи» — широкого пояса с махровыми концами, чаще всего красного цвета. Поверх рубахи, через плечо одевается женский пояс, а иногда и два пояса, на крест. Штаны носили синие, в полоску. Дополняет общий вид, головной убор — шляпа, украшенная цветами, перьями или раскрашенным ковылем или овсом. В отличие от костюма народов севера, этот был более легок, создавая ощущение легкости и воздушности, что давало больше свободы в движениях.

На формирование южного стиля исполнение хороводов и плясок повлияло достаточно много причин. Как и в любой точке России природные и жизненные факторы не только оказывали влияние на изменения интонационального строя и ритмической структуры песен, музыки, на изменение характера и манеры исполнения хороводов и плясок, но и давали повод к созданию ритмов, хороводов и плясок, движений со своеобразным характером и своеобразной манерой исполнения. Помимо всего этого, не малое влияние на развитие песенно-танцевального искусства оказывали соседи — малороссы, т.е. украинцы. (8)

Очаровательный пейзаж средней полосы России — белоствольные березы, солнечные поляны, усеянные ромашками, луга со стогами душистого сена, перелески, овраги, небольшие холмы, живописные озера, тихие и загадочные речушки. Все это составляет неброскую, скромную, но в тоже время завораживающую красоту центра России.

Немалую роль в песенно-танцевальном искусстве, этой части страны сыграли границы с югом и севером России. От линии севернее Оки, песни, как говорят в народе, танцуют, а южнее линии Оки — песни играют. Не разыгрывают содержание, а играют, то есть украшают её различными припевами и подголосками («ой ли ле»).

Это деление очень заметно, например, на характере народных костюмов. Севернее средней полосы основной женской и девичьей одеждой является цветной сарафан и кофта, а южнее клетчатая цветная понева и длинная рубаха. В средней точке нередко сочетались элементы того и другого костюма — строгий силуэт северного костюма и яркая раскраска южного. Так же очень распространен в Центральной России яркий, цветастый, чаще всего с растительным узором-орнаментом шерстяной платок, которым покрывали голову или надевали поверх кокошника или повойника.

Жители средней полосы России приобрели широкую известность благодаря своей музыкальности, веселому нраву, разнообразным песням и пляскам. Так жителей Ярославля в народе называют «песенниками», жителей Суздаля — «волынщиками», жителей Владимира — «гудошниками». Все области Центральной России богаты интересными народными песнями — от широко распевных до быстрых, так и сами танцы, от лирических, плавных хороводов, до быстрой и задорной пляски.

Часто одна и та же песня состояла из двух частей — медленной и быстрой. Танец также делится на две части — медленного движения, чаще всего по кругу и быстрого, живого пляса во второй его части. Хороводы исполняются под песни, сочетающие в себе степенность северных и плесовую стихию южных хороводов. В Центральной России, раньше чем в других её областях, стала нарушаться замкнутость домашнего быта. С возникновением ремесел и развитие промышленности наравне с мужским трудом стал восприниматься и женский. Все это изменило бытовой уклад. Женщина чувствует себя здесь гораздо свободнее, чем на севере, она равноправна с мужчиной, в танце смотрит вокруг себя и на партнера более смело, не «полуглазком», как на Севере, и поет уже не «полуротком», сохраняя, однако, при этом чувство собственного достоинства и женственность.

Возраст исполнителей не был ограничен как на Севере, участие в танцах принимали все женщины и мужчины. Однако в ряде областей, расположенных севернее, например, в игровых хороводах по кругу, ходили и пели все, и молодые и пожилые. В качестве солистов при этом выбирались только незамужние и не женатые люди. (2), (8).

2.2 Специфика русского народного танца во Владимирской области

Город Владимир с прилегающими к нему землями находится в междуречье Оки и Волги. Он стал экономическим и политическим центром, вокруг которого образовалось централизованное Русское государство и сложилась русская народность.

Здесь и проходили гулянья, где разыгрывали игры, водили хороводы, пели и плясали.

По характеру исполнения хороводы Владимирщины отличаются сдержанностью и строгостью, но не в такой степени, как северные. Движения более естественные и свободные, руки (часто с платком) подняты до уровня лица, игровые приемы чрезвычайно разнообразны. Участники хороводов не ограничены ни возрастом, ни полом. По построению основную массу хороводов составляют круговые, которые так и называются здесь «караводы», «круги», и не круговые. Сопровождались они песнями «По улице по новой», «Из-за лесику», «Улица ты наша», «Улица широкая», «Из-под дуба, из-под клена».

По темпу исполнения хороводы делятся на медленные и быстрые. В некоторых хороводах появляется перепляс, с его появлением — плясовые хороводы. Эти хороводы не связаны с текстом песен, четко следуют их ритму, темпу, и здесь в большей степени раскрываются характерные особенности манеры исполнения плясок данной местности. По композиции плясовые хороводы разнообразны, затейливы и часто зависят от фантазии ведущего: это придает им импровизационный характер, некоторые хороводы переходят в пляс, в котором часто встречались различные дробные выстукивания на три четверти, например «в три ножки», или как называют сейчас «трилистник». Однако преобладают медленные хороводы, которые считаются наиболее характерными, не имеющие игрового элемента, а так же игровые хороводы с «платком», с «рассуждением». Словом «рассуждать» в городах Александрове и Струнино Владимирской области называют особую совокупность жестов, употребляемых актерами-солистами при разыгрывании хороводных песен. В качестве примеров здесь можно выделить песни «Как по той по травке», «Вдоль по улице молодчик идет», «Селезень» и др.

Наиболее распространенная из тем разыгрывания — любовная, отражается в хороводах «Из-за лесика», «Соловейка молодая», «Ой, мороз», «Уж ты, Настенька».

Наряду с хороводами, которые на Владимирщине распространены повсеместно, элементы народной хореографии связаны с различными играми, обычаями, обрядами, календарными праздниками, трудовым процессом. Находят отражение здесь и мифологические представления местных жителей, в некоторых танцах можно проследить образы русского «домового», «лешого» и другой нечисти, которая изображалась веселой, пляшущей, скачущей.

Обычай «засевки» связан с обработкой земли. Обряд — игра «Колосочек» — исполняется только женщинами в мае, когда начинает колоситься озимая рожь.

К зимним или святочным забавам русского народа, относятся «Коляды», которые на Владимирщине называются «усенем». Проводы зимы сопровождаются игрищами, называемыми «Похороны масленицы».

Весенний обычай «Березка» связан с украшением березки, которую парни и девушки срубали, украшали лентами, бумажными цветами, ходили с ней по полю, распевали веселые песни, за тем приносили в деревню, укрепляли в землю и водили вокруг неё хороводы с песнями, после чего следовало троекратное целование.

Одним из самых любимых и массовых праздников на Владимирской земле является «Ярило», во время которого водили различные хороводы. Вначале каждая деревня водила свой хоровод, держась за руки, но по мере разгара веселья и прибытия новых «деревень» со своими хороводами все хороводы сливались в один общий хоровод, который получил название «Основа». Постепенно увеличение количества участников перерастало в «Ярилово гулянье», где наряду с хороводами пели ухарские песни, танцевали пляску «Ярилины круги».

Ни одно гулянье, кроме песен и танцев, не проходило без игр. Играли в «горелки», «коршуна», «курилку», но самой распространенной игрой области была игра в «Козу». Здесь исполнитель «козы» выкидывал замысловатые коленца, бодал окружающих, выбивал «дробушки».

Появлению сценического танца во Владимирской области способствовали различные факторы, в числе которых местные народные промыслы (миниатюрная живопись на лаковых изделиях из папье-маше Палеха, вышивка, называемая «Владимирские швы» (это вышивка по белому с применением глади и решеток). (2)

Основные положения рук в танцах Владимирской области

Правая рука согнута в локте, кисть с платочком у правого плеча. Во время танца кисть с платочком открывается от плеча и возвращается в исходное положение.

Обе руки согнуты в локтях на уровне плеч. Пальца держат за кончики платок перед собой.

Левая рука в кулачке на поясе, правая опущена вниз вдоль корпуса, кисть с платочком отведена в сторону. Во время танца кисть с платочком отводится назад, вперед.

Руки согнуты в локтях, кисти тыльной стороной наружу. Левая рука на уровне груди, правая на уровне пояса. Во время танца кисти рук вращаются одна вокруг другой.

Руки согнуты в локтях на уровне груди. Кисти открыты тыльной стороной наружу и соединены кончиками пальцев. Во время танца кисти собираются в кулачки и раскрываются обратно.

Руки согнуты в локтях, кисти лежат ладонями на груди, пальцы направлены вверх. Во время танца кисти открываются ладонями вперед, опускаются вперед вниз вдоль корпуса и возвращаются обратно.

Навигационные полоски

Анонсы мероприятий

С 5 по 7 октября во Владимире пройдет Всероссийский фестиваль русского народного танца «По всей России водят хороводы» на приз имени Татьяны Алексеевны Устиновой — профессора, главного балетмейстера Государственного Академического русского народного хора им.М.Пятницкого.

Всероссийский праздник русского народного танца на приз им. Т.А.Устиновой ведет свою историю с конца 1980-х годов. В его основу лёг проводившийся во Владимире областной праздник русской пляски «Распахни, Россия, в пляске ширь души!». С 1995 г. при поддержке Министерства культуры и Государственного Российского Дома народного творчества фестиваль получил статус Всероссийского. Его организаторами теперь являются Министерство культуры России, Государственный Российский Дом народного творчества, департамент культуры администрации Владимирской области и Областной Центр народного творчества.

В программе фестиваля 2017 года: церемония открытия, конкурсные и показательные выступления коллективов и исполнителей русского народного танца, творческая лаборатория для руководителей коллективов; обсуждение программ, встречи с ведущими деятелями хореографического искусства России, заключительный гала-концерт и церемония награждения.

В конкурсе принимают участие юношеские (от 15 до 18 лет) и взрослые (от 19 лет и старше) ансамбли народного танца, танцевальные группы ансамблей песни и пляски, фольклорные танцевальные коллективы, дуэты, солисты.

На фестиваль «По всей России водят хороводы» приедут 19 ансамблей народного танца из Вологодской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Ленинградской, Московской, Мурманской, Самарской, Тверской и Челябинской областей. Владимирскую область представят студенческий камерный балет «Гестус» Владимирского госуниверситета, народный молодежный ансамбль танца «Звоны» Городского Дворца культуры г.Владимира, образцовые коллективы «Хрустальные грани» Единого социально-культурного центра г.Гусь-Хрустального и «ЧАС ПИК» Районного Дома культуры «13-й Октябрь» Камешковского района.

Оценивать выступления коллективов будет жюри во главе с Лидией Устиновой — народной артисткой России, профессором, дочерью Татьяны Алексеевны Устиновой.