Кадриль — это живой, быстрый танец. Разновидности кадрилей

Некоторые танцы мировой культуры, приобретя определенные отличительные особенности, получили массовое распространение не только на своей родине, но и за пределами ее. К таким относится и кадриль — парный танец, бывший когда-то салонным и со временем распространившийся в народе.

В движениях и в манере исполнения на сегодня произошли определенные изменения, но основные композиционные особенности этого своеобразного исторического танца сохранились до сегодняшних дней.

История танца

Немногие знают, что кадриль – это танец французский. Но есть еще одна версия, по которой он первоначально возник в конце 17-го века в Англии и имел название «контрданс». Это танец, зародившийся среди крестьянства. О происхождении названия есть и другое мнение. Суть его в том, что исполняющие располагаются друг против друга, а слово «contre» с французского языка переводится как «против». Особенно популярным он стал в исполнении нескольких пар во Франции, и название было ему дано «кадриль».

Танец через десятилетия стал очень популярным и появился практически во всей европейской территории, включая и Россию, где широкое его распространение началось с 19-го века. Оказавшись в непривычной атмосфере, кадриль французская вобрала в себя настоящие русские традиции. Некоторые отличия отмечались и в зависимости от географии распространения: в самых разных регионах этому великолепному танцу придавали движения, характерные лишь местным традициям. К примеру, в некоторых регионах при его исполнении присутствуют поцелуи.

Кадриль – танец, который представляли даже на ассамблеях Петра I в начале 18-го века.

Покорив посетителей высших салонов и зрителей танцевальных залов, кадриль стремительно стала распространяться в простом народе и превратилась в одну из любимых плясок.

Прежние фигуры стали перерабатываться, видоизменяться, и стали возникать новые. Все эти изменения и обеспечили этому истинно народному танцу долгую жизнь.

История возникновения названия

Название танца «кадриль» явно имеет общие корни с французским «quadrille», с «cuadrilla» испанским и с «quadrum» латинским. В связи с этим и возникают сомнения по поводу страны, в которой возник этот танец.

И все же исторические источники подтверждают происхождение французское, первоначально как бального танца, образовавшегося от английского контрданса. Последний танцевали крестьяне в Англии еще в 17-ом веке, а сама кадриль уже распространилась во Франции, а затем и в других европейских странах в 18-19-ом веках.

Кадриль – живой, быстрый танец. Раньше пары располагались напротив друг друга, по четырехугольнику, и поочередно выполняли свои партии. Причем состоял танец из пяти фигур, которые всегда завершались общим движением всех пар.

Несмотря на сложность фигур, движения идеально отрабатывались и доводились до совершенства салонными танцорами.

Кадриль со временем сильно изменилась, а названия движений, многие из которых исчезли, просто были заменены на цифры. Некоторые движения были упрощены.

Виды кадрили и их особенности

Народная кадриль – это танец, имеющий множество разновидностей: русская и литовская, украинская, латышская, эстонская, белорусская и даже американская. Всех их отличают разнообразие и самобытность.

Кроме того, могут существовать и местные варианты. Например, кадриль русская может называться уральской, московской и волжской.

Украинская кадриль сложена из множества фигур, достигающих 12-и по количеству.

Белорусская кадриль – это комплекс простоты с разнообразием построений. Общее количество фигур — от 4 до 12. Отличительным в белорусской кадрили является включение солирования, либо раздельно, либо попарно.

Русская разновидность кадрили

Следует отметить, что позже появившийся жанр частушек довольно тесно переплелся с этим веселым танцем. Как это выглядит? Исполнители во время танца могут петь частушки в любом порядке: все вместе, поодиночке или парами. Часто кадриль исполняется под многие известные песни.

Русская кадриль – это танец, имеющий особенность, связанную с увеличением количества танцующих пар и с тем, что в некоторых элементах появился перепляс и каждая очередная фигура отделяется от предыдущего движения остановкой движения одновременно с музыкой.

Русская кадриль представляет следующие три группы по форме своего построения: угловые или квадратные, двухрядные или линейные и круговые.

Русский народный танец кадриль имеет несколько фигур со своими названиями: проходочка, звездочка, знакомство, воротца и пр. Они либо объявляются ведущим, либо дается притопом или платком знак для их исполнения.

Благодаря сочетанию удивительной задорности с простотой кадриль прочно обосновалась в культуре и в быту русского народа. Танец этот впитал в себя множество национальных традиций. Благодаря этому он сильно изменился, по сравнению с первоначальной его формой – кадрилью из Франции.

Русский народный танец кадриль: виды и особенности

Русский народный танец кадриль — это парный танец, являвшийся в далекие времена салонным, который очень быстро стал распространенным в народе. Правда, со временем он претерпел некоторые изменения в манере и в движениях, однако характерные для него композиционные особенности остались.

Русская кадриль — танец нашего народа, являющийся очень разнообразным и по истине красивым. Хотя имеется много разновидностей самого танца – белорусская, литовская, украинская… что и говорить, даже американская кадриль существует. Каждый вариант по-своему особенный, самобытный и разнообразный.

История возникновения и развития

Вообще само название “кадриль” схоже с французским словом “quadrille”, испанским “cuadrilla” и латинском “quadrum”. Из-за этого у многих возникают сомнения касательно того, где же, всё-таки, зародился этот танец. Но если верить историческим источникам, то кадриль появилась во Франции, причем в качестве бального танца, которая образовался от контрданса (родиной которого является Англия). Пары девушек и парней располагались по четырехугольной схеме, и каждая пара по очереди исполняла сольную партию. Танец состоял из пяти фигур и все они заканчивались одним общим движением, которое и объединяло танцоров.

Сначала фигуры являлись довольно сложными в исполнении и носили название Le Pantallon, L’ete, La Poule, La Pastourelle и, конечно же, Finale. Практически все перечисленные названия связаны с названием песен. В финал всегда включался танцмейстер. И не смотря на то, что фигуры были достаточно трудными в плане освоения, абсолютно каждое движение должно было быть отработанным до идеального, совершенного состояния. Потом танец претерпел некоторые изменения, и фигуры заменились на цифры. Новые движения сменили старые, некоторые стали проще.

Кадриль быстро покорила любителей танцев, посетителей танцевальных залов и салонов и, в конце концов, стала одним из самых популярных танцев. В особенности в России – его танцевали практически везде. Потом кадриль стала распространенной в народной среде и вот там она сильно изменилась. Теперь это был национальный танец с ярко выраженным русским колоритом. Любимая народна пляска. Прежние фигуры переработались, народ сочинил новые. Танец даже стал различаться по регионам и отдельной местности. Собственно говоря, если бы не эти изменения, то кадриль бы не прожила так долго.

Профессиональная специфика

Итак, говоря про русский народный танец кадриль, следует отметить его характерные особенности:

  • Кадрили присущ музыкальный размер две четверти (иногда его заменяют на 6/8);
  • Исполняется она исключительно чётным количеством танцующих пар;
  • В танце может быть минимум пять фигур и максимум 12;
  • Этот танец отличается характерной композицией.

Но если описывать кадриль, то следует учитывать, о каком именно танце идёт речь. Существует масса видов кадрили, как уже говорилось в начале. И даже если это белорусская кадриль, то внутри неё может быть ещё несколько вариантов. Если брать во внимание русский танец, то существует московская, уральская, волжская кадриль.

Особенности русской кадрили и её специфика

Об этом танце можно говорить долго и много. Вообще, искусство танца постичь полностью невозможно – настолько широкими возможностями обладает человеческое тело, настолько шикарным и разнообразным может быть тот или иной танец. Однако о главном следует сказать. Русская кадриль отличается разнообразными формами и принципами построения, то же самое касается сложности композиции и непосредственно техники исполнения танца.

Если говорить про форму построения, то выделяют три группы – квадратная, линейная (двухрядная) и круговая. Итак, к первой из перечисленных относится композиция, в которой пары стоят в углах квадрата и движения они осуществляют либо по диагонали, либо крест-накрест. В данном виде исполнения обычно принимает участие четыре пары (исходя из формы схемы).

В линейной композиции участвует до 16-ти пар, а в редких случаях даже больше. Для этого исполнения характерно движение двух линий друг другу навстречу. Ну а в круговой принимает участие четное количество пар – четыре, шесть или восемь. Соответственно, исходя из названия, можно понять, что движение происходит по кругу, зачастую к центру круга, или же обратно.

Белорусская кадриль

Её просто нельзя не отметить вниманием. Это действительно очень интересный вид танца. Для неё характерны разнообразные построения, а фигур может быть любое количество – от 4 до 12. Кстати, чем отличается белорусская кадриль – так это тем, что в ней могут солировать отдельные танцоры, чего нет в других. И белорусские танцы ещё интересны тем, что некоторые кадрили основаны на слиянии характерных особенностей этого танца с такими, как, к примеру, “Врубель”, “Чижик” или “Бычок”.

Виды русских народных танцев: список

Русские народные танцы

Интерес к собственной истории и культуре, а особенно этнике, сегодня наблюдается во многих странах мира. Это и соответствующие мотивы в одежде, и песни «с налетом народности». Конечно, ходить по улицам в кокошнике – не самый уместный вариант, однако заняться народными танцами стоит многим, особенно тем, кто увлечен традициями предков.

Какими бывают русские танцы?

Сегодня принято выделять основные виды народных танцев. Список их включает в себя хороводы, кадриль и пляску. Но в каждом из них — столько разновидностей! Они позволяют танцору проявить индивидуальность, показать артистичность и мастерство владения своим телом, изобретательность и находчивость.

Некоторые исследователи также относят к этим танцам и танок, хотя этот вид больше характерен для украинских танцевальных традиций, а в России его исполняли только в некоторых южных регионах.

Как правило, рассматривая виды русских народных танцев, говорят именно о первых трех категориях, поэтому на них и стоит остановиться подробнее.

Как на Руси кадриль плясали? ↑

Во-первых, важно отметить, что сам по себе этот танец не является исконно русским, ведь пришел он все-таки из Франции. Именно там в салонах отплясывали кадриль — галльский вариант английского контрданса. Французская кадриль состояла из пяти фигур: «Штаны» (название пришло из популярной в то время песни), «Лето», «Курочка» (еще одно песенное название), «Пастораль» и «Финал». Движения танца были довольно сложными и требовали от салонных танцоров большого мастерства.

В России кадриль сначала прижилась на дворянских ассамблеях, а затем бесповоротно ушла в массы. Русские танцовщики внесли в нее немало своих элементов, в частности – все тех же хороводных или плясовых. Таким образом, кадриль можно смело отнести к видам русских народных танцев.

Во-вторых, внимания заслуживают особенности именно этого танцевального варианта. Их несколько. Кадриль – танец парный, поэтому количество его участников обязательно делится на два. При этом количество самих пар не ограничивается. По форме кадриль бывает:

  • Угловая (квадратная). 4 пары становятся по сторонам воображаемого четырехугольника. Переходы происходят по диагонали.
  • Двухрядная (линейная). Участники (от 2 до 16 пар) выстраиваются в две линии и движутся навстречу друг другу.
  • Круговая. 2, 4 или 8 пар перемещаются по кругу, по часовой стрелке или против ее движения. Возможны также проходы к середине круга и обратно.

Кроме того, в русской кадрили насчитывается до полутора десятка фигур, каждая из которых отделяется от другой паузой. В это время танцоры могут хлопнуть в ладоши, поклониться или притопнуть. Названия фигур связаны :

  • с сюжетом танца («знакомство», «прогулочка», «разлучная», «девки нарасхват», «прощальная»);
  • с характером движения («звездочка», «воротца», «корзинка», «гребенка»);
  • с местом «жизни» русской кадрили («шуйская», «давыдковская»).

Часто в кадрили танец сочетали с исполнением частушек — припеванием. Пели или все танцоры хором, или по очереди, передавая эстафету друг другу.

Кто водит хороводы? ↑

Помимо кадрили, наши предки также уделяли немалое внимание и хороводам. Этот вид танцев является достаточно древним, поскольку берет начало еще от культовых славянских плясок. Древние хороводы были посвящены Яриле, богу солнца и жизненной силы. И круговое построение танца тоже уподобляло его солнцу — огненному колесу. Хороводы водили только женщины, перемещаясь строго «посолонь», по ходу небесного светила.

Со временем танец утратил свое обрядовое значение и стал бытовым. Его фигуры рассчитаны и на женщин, и на мужчин. Хоровод объединяет в себе плясовой и игровой виды народных танцев. Участники выполняют особые, иногда довольно замысловатые проходки и повороты, сопровождая их пением (хороводные припевки) и разыгрывая какой-то сюжет. При этом они держатся за руки — или за ленту, платок, шаль, — и следят, чтобы связь не нарушалась до конца хоровода.

Выделяют две основные категории хороводов:

  • игровые (они имеют четкий сюжет, о котором рассказывает сопровождающая песня);
  • орнаментальные (здесь песня служит лишь музыкальным фоном).

Композиция орнаментальных хороводов бывает довольно сложной. Участники движутся не только вкруговую, но и восьмеркой, рядами, змейкой или в колонну. Они перестраиваются, переходят с места на место, выплетая из хороводной цепи красивые и четкие рисунки — фигуры. В орнаментальном варианте их много, но при этом общая лексика танца отличается сдержанностью и даже строгостью. Главная задача исполнителей — как можно точнее соразмерить свой шаг с напевом и добиться высокой слаженности в выполнении фигур.

Игровые хороводы, напротив, отличаются наличием внятного сюжета, который танцорам предстоит отыграть — и не просто выдержать канву событий, а еще и передать эмоции действующих лиц. Композиция танца при этом упрощается, на первое место выходят жесты и мимика исполнителей. Они движутся по кругу, парами или линиями. Часто одна пара, разыгрывая ключевой эпизод сюжета, выходит в центр круга. В хороводе появляется всевозможный реквизит: ленты, платки, предметы обихода и даже мелкая мебель — например, табуретка.

В этом танце, как правило, немало участников, поэтому аренда помещения под танцевальный зал, где будут водить хороводы, должна учитывать этот факт.

Зайка пляшет, лапкой машет. ↑

Есть и еще один вид народного танца, который насчитывает максимальное количество разновидностей. Конечно, речь идет о пляске. Если остальные виды народных танцев все-таки подразумевают достаточное количество участников, то пляска вполне может быть одиночной, либо выполняться по очереди (перепляс). Кроме того, бывает она парной, массовой и групповой.

Если остальные виды народных танцев все-таки подразумевают достаточное количество участников, то пляска вполне может быть одиночной, либо выполняться по очереди (перепляс). Кроме того, бывает она парной, массовой и групповой. Главная особенность русской пляски — импровизация. Движения танца, поначалу сдержанные, с каждым музыкальным тактом становились все разнообразнее. Пляска позволяла исполнителю не только проявить свое мастерство, но и выразить характер. Требования к танцору тоже предъявлялись немалые: чтобы откалывать сложные коленца, нужны были ловкость, физическая сила, выносливость и отменная координация.

Как и все виды русских народных танцев, пляска отличается богатой и разнообразной лексикой. Она включает сложные шаги («дроби», «ковырялочку», «гармошку»), верчение, прыжки, присядки, припадания и прочее. Рисунок танца складывается из проходок, перебежек, сольных выходов. Движения не подчинены никаким канонам: каждый исполнитель может применить полюбившийся ему прием в любой момент танца. Определенные стандарты существуют только для эмоциональной составляющей пляски: от мужчин требуется удаль, размах, сила и уважительное отношение к партнерам, а от женщин — величавость, плавность, изящество, но при этом живость и задор.

В глубины русской пляски ↑

Одиночная пляска исполняется танцорами любого пола. Она дает им возможность показать свою изобретательность, искусность и привлекательность. Парная пляска — это всегда диалог. Юноша и девушка разыгрывают отношения между влюбленными: притяжение, флирт, ревность или легкую обиду.

Особой формой соревнования между молодыми мужчинами был перепляс. Он проводился по разным правилам. Например, первый танцор показывал какое-то движение или их комбинацию. Второй в точности повторял увиденное и добавлял что-то свое, От выхода к выходу коленца усложнялись. Был и другой вариант: танцоры по очереди демонстрировали свои приемы, причем каждый новый участник не имел права повторять движения предыдущих. Проигрывал тот, у кого раньше заканчивался набор коленец.

Долгое время в переплясе соревновались одиночные танцоры. В последнее десятилетие мода изменилась: теперь на площадку выходят пары или небольшие группы. Правила состязания остались прежними, но массовость придает ему особую зрелищность.

В массовой пляске не ограничено ни число участников, ни их пол, ни возраст. Основная задача исполнителя — сплясать лучше, чем сосед. Он может переходить от партнера к партнеру или танцевать соло, использовать любые движения, строить рисунок танца на свое усмотрение.