Русский танец березка техника исполнения

Сложные технические элементы русской народной хореографии

В течение долгого времени русский народ создал множество ярких изобразительных танцевальных движений, выработал манеру их исполнения и своеобразную пластику, отвечающие темпераменту, характеру и национальному духу русского человека. Эти отдельные движения — элементы — встречаются в различных русских танцах, составляя их основу, являясь своеобразным языком танца, его лексикой.

Трудно сосчитать все движения, бытующие в народе. Но при всем многообразии можно выделить ряд наиболее устойчивых и распространенных, являющихся, так сказать, алфавитом, из которого складываются танцевальные «слова» и «фразы». Это основные движения — элементы, прочно вошедшие в русский танец, ставшие традиционными и распространенными по всей России. Каждое такое отдельное движение носит национальную окраску, раскрывает особенности характера русского человека.

Основные элементы должны быть крепко и правильно освоены, поскольку это фундамент русского народного танца.

Каждый отдельный элемент или движение имеет определенное название. Одни названия связаны с бытом, жизнью русского человека — «веревочка», «гармошка», другие получили свое название исходя из названия движений — «припадание», «моталочка», присядка, но те и другие одинаково ярко и образно раскрывают суть элемента.

Глубокое овладение основными элементами — главное в процессе познания основ русского народного танца.

При изучении основных элементов необходимо требовать от учащихся согласованного движения ног, рук, корпуса и головы, то есть координации движений. Координация помогает исполнителю обрести свободу, мягкость, пластичность и больше подчеркнуть характер, настроение, манеру и выразительность движений.

Каждый освоенный элемент необходимо развивать и усложнять, не соединяя его с другими элементами: постепенно увеличивать темп музыкального сопровождения, усложнять координацию рук, корпуса и головы, видоизменять характер и манеру его исполнения, усложнять и разнообразить его ритмический рисунок. Усложняя и совершенствуя каждый отдельный элемент, раскрывая его технические и выразительные возможности, его многообразие учащиеся не только будут сознательно воспринимать основные элементы русского танца, но и творчески осваивать их.

По мере освоения элементов их можно соединять на первых порах в небольшие, а в дальнейшем в более сложные танцевальные комбинации. Если элементы хорошо и правильно усвоены и по технике исполнения и по характеру их подачи, то вся комбинация, составленная из них, будет исполняться в русской манере, в русском характере.

Дроби — один из самых распространенных элементов русского народного танца.

Дроби любимы народом, их исполняют с большим удовольствием парни и девушки, мужчины и женщины. В них выражается удаль и нежность, они показывают мастерство, ловкость и доносят тонкую музыкальность исполнителя, его характер.

По исполнению дроби должны быть четкими, острыми, громкими — стучащими, но они могут быть и тихими — журчащими. Чем мельче, бисернее удары в дробях и замысловатее их ритмический рисунок, чем виртуознее исполнение, тем интереснее дробь. Русская дробь очень разнообразна по своему исполнению. Дроби исполняются в различных темпах и характерах. Это зависит как от техники исполнения, так и от характера танца. Красота исполнения дробей — в их легкости. Дроби очень разнообразны в ритмическом отношении. Они могут быть и простыми и очень сложными. Этому способствовало ритмическое богатство русских народны песен и импровизационный талант народных мастеров — плясунов и плясуний, сочинявших новые дроби. Порой исполнитель не только выстукивает ритмический рисунок песни или музыки, сопровождающей танец, но и украшает, усложняет его своим ритмическим орнаментом, импровизируя непосредственно в момент исполнения.

Русская дробь имеет наиболее сложный и разнообразный ритмический орнамент по сравнению с дробными движениями, исполняемыми в танцах других народов.

В наши дни дроби еще больше усложнились. Они получили новые смелые ритмические сочетания, особенно в профессиональных и самодеятельных ансамблях.

Что же такое дробь? Это очень распространенное движение русского народного танца, которое в своей основе состоит из сильных и резких ударов ногами в пол — полной стопой, полупальцами и каблуком. Все удары сочетаются между собой в различных комбинациях и ритмических рисунках. Они могут быть одинарными и выполняться поочередно то правой, то левой ногой, двойными — два удара одной ногой и даже тройными — по три удара одной ногой. Все зависит от технического мастерства исполнителя, от его творческой фантазии.

Все эти удары могут исполняться на каждую четверть, на каждую восьмую, на шестнадцатую и даже на тридцать вторую долю такта. На этой основе создается огромное количество простых и сложных ритмических композиций и орнаментов, разнообразных дробей. Все удары и выстукивания в дробях должны быть четкими, ритмичными, легкими и короткими.

В женской дроби удар должен быть более острым, а звук тише, нежели у мужчин, и работающая нога поднимается не так высоко.

Дробь может сочиняться, и исполнятся на музыкальную фразу любой длительности.

Все дроби могут на месте, с продвижением вперед или назад, с поворотами. Дроби легко комбинируются со всеми элементами русского танца.

Существуют целые пляски, состоящие из одних дробей, которые так и называются «Дробушечка», «Топтуша», «Дроботуха», «Топотуха», «Дробач», «Оттопы» и другие.

Для русской народной пляски исстари характерен ударный звуковой аккомпанемент бубен, трещотка, трензель, колотушка, рубель, ложки и разного рода хлопки в ладоши, называемые летописцами «битием в долони», «рукоплесканием». «Не поет, так свищет, не пляшет, так прихлопывает», — говорится в народной поговорке хлопках. Но кроме хлопков в ладоши в русской пляски существовали еще различные удары ладонями по корпусу, бедру, голенищу сапога т.д. в старину это называли «плесканием».

Со временем хлопки в ладоши, соединившись с «плесканием», достигли виртуозного характера и из аккомпанемента превратились в существенную часть самой пляски, главным образом мужской, и получили название «хлопушки».

«Хлопушки» являются одним из основных и очень распространенных элементов русского народного танца. Они состоят из различного количества и разнообразных сочетаний из хлопков и ударов. Хлопок делается ладонью одной руки о ладонь другой, а удар — ладонью по голенищу, бедру или подошве и т.д. Хлопок и удар выполняются на сильную или слабую долю такта. При выполнении «хлопушек» как удар, так и хлопок должны быть сильными и четкими, а ладонь при этом крепкой и напряженной. При исполнении «хлопушек» локти отведены от корпуса, после удара или хлопка руки быстро и широко разводятся в стороны, локти не должны быть «привязаны» к корпусу, они не прикасаются к нему.

«Хлопушки» сложны по исполнению, богаты и разнообразны по ритмическому орнаменту. Исполняются они сильно, четко, в среднем и быстром темпах. Они хорошо сочетаются и комбинируются почти со всеми элементами русского танца.

Разнообразные и многочисленные приседания занимают значительное место в русском народном танце. Русский историк Н.М. Карамзин в книге «История Государства Российского», описывая древний игрищный пляс, наряду со многими движениями, из которых он состоял, называет и приседание. Русские плясуны любят исполнять различные присядки, хотя они и требуют большой физической подготовки, силы, выносливости и крепких мышц ног. Это, действительно, трудный элемент русского танца, и некоторые боятся исполнять присядки. Но если присядки начать разучивать постепенно, делать их правильно и исполнять регулярно, то мышцы ног и связки коленного сустава станут крепче.

Присядка — элемент мужского танца и исполняется только в мужской пляске. В основе всех присядок лежит глубокое приседание. Присядки делятся на два вида: полуприсядка — когда исполнитель после каждого глубокого приседания поднимается или же сочетает это движение с другим, исполняющимся в полный рост, и полная присядка — когда исполнитель находится в положении глубокого приседания и исполняет все движение, не поднимаясь из этого положения.

Полуприсядки и присядки можно исполнять на месте, с продвижением вперед или в сторону, с поворотами. Они могут сочетаться и выполняться вместе с другими элементами — «ковырялочкой», «хлопушками», прыжками и рядом других.

Прыжок — очень характерный элемент русской мужской пляски, ее украшение. В нем выражается сила, ловкость, удаль. Красота прыжка в легкости и высоте полета. «Взвился соколом», — говорили о мастере-плясуне в народе.

Основа исполнения большого, высокого прыжка — толчок полупальцами обеих ног от пола с небольшого приседания на полной стопе и возвращение — приземление после прыжка на полупальцы обеих ног с небольшим приседанием и последующим опусканием на полную стопу. Приземление должно быть легким, бесшумным. Небольшое приседание дает возможность смягчить удар ног об пол и подготовиться к следующему прыжку.

Руки при выполнении высокого прыжка всегда крепкие, сильные, помогающие исполнителю выше взлететь на воздух. Они могут раскрываться в сторону, подниматься вверх, делать удары по ногам и т.д. Большие прыжки и их названия отличаются друг от друга по положению ног и рук на взлете.

Существуют ряд сложных по технике исполнения больших прыжков: «щучка», «разножка», прыжок через платочек, через ногу, через шашку, с ударами ладонями по одной или двум ногам и много других.

Все большие прыжки могут исполнятся как на месте, так и с разбега. Прыжок с разбега по исполнению более сложный, чем на месте. В этом виде прыжков встречаются такие, где исполнитель отталкивается от пола не только двумя, но и одной ногой.

Встречаются прыжки и без приседаний. Отталкивание в них происходит за счет силы стоп ног. Толчок и приземление совершаются на полупальцах без приседаний и опусканий с полупальцев на полную стопу. Такие прыжки выполняются на крепких, вытянутых в коленях ногах. Это малые прыжки — подскоки. Они могут исполнятся как на двух, так и на одной ноге, чаще всего несколько раз подряд. Иногда подскоки называют маленькими трамплинными прыжками.

Если большие, высокие прыжки — элемент только мужской пляски, то малые прыжки — подскоки часто встречаются и в плясках девушек. Подскоки, соединившись с дробями и с вращением, стали занимать большое место в пляске девушек и парней, особенно в современных постановках.

Вращение, кружение, верчение, повороты, «крутка», разнообразны «вертушки» родились из старинных народных игр и праздневств. Все эти элементы объединяются одним словом «верчение».

Одна из особенностей верчений состоит в том, что они вбирают в себя почти все основные движения русского народного танца. «Уральские молоточки» или бег на каждую четверть, «дробная дорожка» или дробь с подскоком, присядки или «хлопушки» и т. д., объединившись с разнообразными видами верчения, становятся техничнее, виртуознее, приобретают новые исполнительские краски и превращаются в самостоятельное своеобразное движение, в новый элемент русского народного танца.

Верчение имеет несколько разновидностей исполнения.

Вращение чаще всего не связано и не объединено с другими элементами. Оно исполняется на месте на полупальцах одной ноги. Оттолкнувшись один раз от пола другой ногой, танцор может вращаться на одной ноге вокруг своей оси любое количество тактов. Длительность и количество вращений зависят от мастерства исполнителя. Вначале вращения руки находятся во 2-й позиции, после начала движения они постепенно переходят в 1-ю позицию, прижимаясь к корпусу, усиливая тем самым еще больше вращение корпуса. Часто вращение на одном месте на полупальцах или пятке одной ноги выполняется с несколькими периодическими отталкиваниями другой ногой (такое вращение часто называют «циркулем»). Исполняется оно также неопределенное количество тактов. Руки во вращении с периодическим отталкиванием одной ногой чаще всего находятся во 2-й позиции. В момент этого или другого вращения корпус необходимо держать вертикально и строго следить за его равновесием.

Кружение чаще всего встречается в групповых плясках, в кадрилях, лансье и др., где исполнители пляшут парами — парень и девушка. Во многих плясках кружатся парень с парнем или девушка с девушкой. Кружение может исполняться как на одном месте, так и с небольшим продвижением в различных направлениях.

Повороты исполняются на месте вправо или влево вокруг себя, вокруг своей оси, по четверти или половине круга. Полный поворот можно исполнить, например, за четыре или восемь простых или переменных шагов, за четыре или восемь припаданий, за два или четыре подскока как на одной, так и на двух ногах и т.д.

В «крутке» и различных «вертушках» объединяются несколько элементов. И «крутку» и «вертушки» можно исполнять как на месте, так и в продвижении в различных направлениях.

В мужской «крутке», в движении «волчок», соединяются три элемента: вращение, присядка и «хлопушка» — удар по голенищу. В другом движении объединяются прыжок, «хлопушка» — удар по голенищу сапога — и поворот.

В женской «крутке» и многочисленных «вертушках» в одном движении могут соединяться подскок и разнообразные дробные комбинации — или бег, подскоки и дробь, или молоточки и бег и т.д.

Техника женской пляски шагнула вперед, и некоторые девушки, как в профессиональных, так и в самодеятельных коллективах, сегодня не уступают парням в сложности и виртуозности «крутки».

Разнообразных сочетаний основных элементов с различными видами верчения очень и очень много. В верчении исполнитель может лишний раз показать свои технические возможности, свое мастерство.

РУССКИЙ СТИЛЬ: АМЕРИКАНЦЫ О ТАНЦЕ «БЕРЁЗКА»

Мы привыкли думать, что всё самое лучшее происходит и рождается за рубежом. Но это не так, в том числе и в танцевальной сфере. Да, все мы знаем, насколько популярен классический русский балет в мире. Но есть и множество других танцевальных дисциплин, отечественные представители которых удивляют весь мир своим профессионализмом.

Dance.ru начинает серию статей о таких стилях и командах. Первый на очереди — танец «Берёзка».

Не нужно снисходительных ухмылок! Это для нас «Берёзка» может показаться чем-то провинциальным или набившим оскомину — так уж вышло, что в нашей стране наш традиционный национальный танец не воспринимается большинством всерьёз. То ли дело на Западе.

Вот, к примеру, в 2012 году на Youtube было опубликовано видео с танцем в исполнении российского коллектива в одном из швейцарских театров. Давайте почитаем комментарии:

«Это как в видеоиграх, где один персонаж копируется, и они вместе нависают над землей».

В основном, пользователи удивлялись тому, насколько сложно исполнить этот танец чисто технически:

«Трудно даже представить, сколько часов тренировок и практики ушло на это… Поразительно и красиво»

Кто-то проводил сравнение с популярными в Америке стилями:

«А в это время в США девушки делают тверк…»

Кто-то отнесся к увиденному с большой долей сарказма:

«А где разнообразие? В США нам нужны танцующие толстые черные женщины, тощие геи-азиаты, короткостриженные девушки и лесбиянки. Принесите этот стиль к нам в Америку, мы сделаем его разнообразным».

Этим летом видео с танцем появилось и на американском портале Reddit, став на время даже лидером по количеству обсуждений.

Большинство пыталось представить свои версии того, как танцовщицы смогли сделать это. Многие не верили, что так двигаться возможно без дополнительных устройств. Пользователи всерьёз взялись обсуждать проекты подобных технических приспособлений:

«У них там подпорки»

«Они танцуют на склоне, а потому создаётся ощущение, что двигаются они плавно»

«Они на колёсиках!»

Кто-то пытался шутить:

«Представьте, если кто-то упадёт, то все остальные по принципу домино свалятся тоже».

«Это как в фильмах ужасов, где привидения плавно летят над полом…»

Но, конечно, нашлось и много тех, кто восхищался увиденным:

«Это выглядит невероятно! Как они делают это?!»

«Русские умеют делать невозможное!»

Видео с танцем «Берёзка» изредка, но появляются в сети на том или ином сайте и каждый раз вызывают бурю эмоций. А это значит, что русский национальный танец для западного зрителя — что-то невиданное. Потенциал же у русского народного танца, как у «Берёзки», так и у многих других, огромен. Проблема лишь в том, что его популяризацией занимаются недостаточно.

Ансамбль русского танца «Березка»

Вряд ли кто – либо в России или зарубежном не знаком с творчеством легендарного ансамбля русского танца «Березка». Участницы его давно уже признаны символами женственности. Они своими грациозными движениями и оригинальными построения в полной степени раскрывают красоту русского хоровода и глубину русской женской души.

История создания и развития

Ансамбль был создан в 1948 год известным и очень талантливым балетмейстером Надеждиной Н.С. Название танцевального коллектива связано с первым исполненным участниками хороводом, который носил одноименное название.

Ансамбль «Березка» и в России и за рубежом называют чудом Надеждиной. Она создала первые уникальные танцевальные композиции на базе движений старинных хороводов. Ее творения радуют зрителей уже долгое время, оставаясь в неизменном состоянии.

Ярким образцом творчества выдающегося балетмейстера является хоровод «Во поле березонька стояла». Он основан на построении фигур и перестройках с помощью плывущего шага. Глядя на рисунок хоровода представляется ожившая березовая роща.

В хороводе «Березка», который стал визитной карточкой ансамбля, участниками являются шестнадцать девушек. Статные и красивые они передвигаются абсолютно бесшумно. Необычность танца обусловлена необычайно мягкими переходами и своеобразной манерой исполнительней, они выглядят неприступно, а все их движения удивительно грациозны. Все движения выполняются в такт музыке, в каждой фигуре продуман малейший нюанс и движение. Широкие и очень красивые сарафаны подчеркивают красоту хоровода. Для их пошива используются нежные легкие ткани, придающие хороводу воздушность и легкость.

Шедеврами русской хореографии со временем стали и другие работы известного мастера:

Главной особенностью всех хороводов является плывущий шаг, секрет которого до сих пор не разгадан. В ансамбле всегда придерживаются своего собственного оригинального стиля. Так любой концерт всегда начинается с изысканного кругового хоровода.

Развивая ансамбль, талантливый балетмейстер изобрела новый стиль русского танца. Сущность его заключается в соединении танцевального фольклора и движений классического танца. Это позволило передать в полной мере настоящую внутреннюю силу и великолепие русского народного танца.