Музыкальный фольклор

Музыкальный фольклор и народная танцевальная культура.
Особенности музыкально-поэтической традиции.

Русский Север относится к одной из крупных региональных систем песенного фольклора. Географически она распространена на территориях современных Новгородской, Архангельской, Ленинградской и Вологодской областей. Частично музыкально-поэтические традиции Русского Севера продолжают бытовать у представителей славянского этноса, проживающих на территориях Коми, Карелии и Кольского полуострова.

Русский Север — богатейший заповедник музыкального фольклора, представляющего исторический сплав песенной культуры различных регионов древнеславянского государства. Духовная жизнь северян была органически связана с устным и музыкальным фольклором новгородцев и москвичей. Былины, исторические, бытовые и обрядовые песни, привнесенные из древних славянских городов, со временем в среде поморов «обрастали» северными сюжетами, своеобразной мелодикой песнопения.

В XVIII веке в связи с перенесением основного торгового пути с Запада в Прибалтику произошла своеобразная «консервация» песенной культуры на Севере, особенно в отдаленных районах — Пинеге, Лешуконье, Мезени, Печоре.

Архангельская область всегда выделялась своими песенными фольклорными традициями на фоне народных певческих традиций России. Одной из определяющих черт архангельской народной песенной культуры является то, что только на русском европейском Севере, в частности на территории бывшей Архангельской губернии, бытовала и бытует традиция женского хорового исполнительства (по всей России мужские и женские голоса в народном хоровом исполнительстве звучат равноправно).

В жанровом составе песенного фольклора Архангельской области также преобладают «женские» жанры — протяжные, лирические, хороводные, рекрутские, величальные и т.д. песни. «Мужские» жанры начали появляться в XIX веке, когда северяне стали активно призываться на службу. Так, в народном репертуаре появились «завезенные» солдатские и исторические песни, исполняемые мужчинами. К концу XIX-началу XX века, в период активного развития фабричного и лесопильного производства, в северный крестьянский фольклор проник жанр частушки и игры на гармони, основными исполнителями которого тоже стали мужчины…

В Архангельской области по сию пору сохранен огромный пласт разножанрового северного фольклора.

Чрезвычайно популярным является жанр хороводных песен. Песни этого жанра объединяются не только общими музыкально-композиционными признаками. Основной чертой является возможность для исполнительниц двигаться под песню быстрым или медленным, плясовым или прогулочным шагом. Хоровод — один из массовых танцев на любом празднике или сборе. Хороводы, а точнее хороводные песни, делятся на подразделы жанра с учетом того, какой танец или игра исполняются под ту или иную песню. Поэтому к хороводному жанру у северян примыкают песни-игры: «Дарить столба». «Селезень», «Скоморох» и т.д.

Широко бытуют на Севере песни танцевально-игрового содержания. Сами исполнительницы их называют «частыми». Как и хороводные, игровые песни не объемны в музыкальном отношении, но очень содержательны по своей литературной основе. Во многих песнях рассказывается о привлекательности и красоте северянок, мужской удали, также одна из любимых тем — высмеивание старого мужа. Исполнительницы двигаются в такт пению в подвижном танцевальном темпе. Игровые песни могут петься под балалайку, под гармонь, могут исполняться акапельно — в сольном, парном переплясе, «перекруживании», в парных плясках («Сени», «Русского», «Метелица», «Топотуха») и кадрилях.

Так же обширен и разнообразен жанр лирических песен. Сюда можно отнести песенный набор свадьбы, неприуроченные песни, песни-повествования, песни-рассказы о любви, о жизненных перипетиях с драматическим оттенком и трагическим концом. Именно в лирических песнях представляется полный объем музыкального мышления северянок, витиеватая фантазийность построения мелодических линий, законы народной музыкальной эстетики.

В каждом северном районе преобладали «свои» песни. Так, в Мезени — «наулочные», «вечериночные», свадебные, «рождественские»… На Пинеге — песни кашниц, «вечериночные», девичьи, колыбельные… На Онежье — хороводные… Основным жанром для всех районов является лирическая и хороводная песня.

По материалам экспедиции 1886 года, организованной Отделением Этнографии Императорского Русского Географического общества, Ф. М. Истомин и Г. О. Дютш издали в 1894 году сборник «Песни русского народа: собр. в губерниях Архангельской и Олонецкой в 1886 г.», в котором впервые были опубликованы нотные расшифровки текстов (песни свадебные, хороводные, плясовые, протяжные).

Как и лирические песни, любим и востребован на Архангельском Севере жанр припевок и частушек. Припевки — коротенькие песенки, но не четверостишия-частушки. Припевки формировались одновременно с народными праздниками, обрядами, в определенной степени имели магическую силу и ритуальный смысл.

Важнейшей особенностью северной фольклорной традиции является преобладание эпических песенных жанров. Этнографам удалось зафиксировать в достаточно развитой и полной форме многочисленные былины, баллады, духовные стихи, небылицы, скоморошины. В отличие от песен, это сольные жанры (на Архангельском Севере главный исполнительный прием — ансамблевое или хоровое пение.). Они были записаны на территориях Заонежья, по берегам Пинеги, Мезени и Печеры. Эпическое начало очень ярко проявляется в большинстве жанров северного фольклора. Эпическая манера наложила отпечаток и на стилевые особенности северных плачей и причитаний.

Помимо жанровой основы, самобытность северного песенного фольклора проявляется в своеобразных законах северного песнопения, бережно сохраненных народными исполнительницами, в особой эстетике народного хорового многоголосия. Женские голоса делятся на высокие и низкие. В среднем регистре практически поют все. Часто вся хоровая партитура основана на параллельном движении терциями и октавами. Плотный, насыщенный унисон, когда все исполнители поют мелодию песни, тоже является элементом многоголосия. В северном многоголосии никогда не бывает четко выраженных хоровых партий. Например, нет нижнего голоса, определяющего гармоническую основу партитуры. Все голоса в северной песне движется плавно, без резких скачков вверх или вниз, часто переплетаются между собою, и в разное время в песне любой голос может быть и самым высоким, и самым низким. Голоса как бы «вьются» друг около друга. Такой прием называется линеарным голосоведением, которое и составляет основу северной хоровой народной полифонии. Секундовые звукосочетания — это характерные, традиционные гармонические созвучия между голосами в северном народном пении.

В традиционном фольклорном хоре на Севере каждый исполнитель имеет полное право петь свою мелодию. Часто бывает так: сколько исполнительниц в хоре, столько и вариантов песни звучит одновременно. На протяжении всей песни возникают сложные, многоголосные сочетания. Подобными приемами пользуются только во время исполнения лирических и протяжных песен. Частые песни, как правило, исполняются либо в унисон, либо в терцию с эпизодическими октавными удвоениями.

Особую привлекательность северному песенному фольклору придают музыкальные лады. Классические лады, особенно в лирических и хороводных песнях, звучат вперемежку с народными ладами. Широко распространен прием, когда одна песня звучит в одноименном мажоре-миноре («Весной девушки гуляли» — Лешуконский район). Часто песня может звучать в натуральном ладу с эпизодическими вкраплениями повышенной IV ступени в натуральном миноре («Ой, хожу я по травке» — Пинежский район), низкой II ступени в натуральном мажоре («Из-за лесу темного» — Виноградовский район), низкой VI ступени и даже низких VI и VII ступеней в натуральном мажоре («Не спрошёл бы то я» — Виноградовский район).

Никогда в народных песнях на Севре не используется гармонический и мелодический минор — только натуральный. Сложился народный стереотип музыкальных окончаний куплетов в северных песнях: характерные интервалы VII натуральной ступени с разрешением в тонику («Не последний-то годочек я у батюшки живу» — Коношский район), плавное поступенное движение к тонике (любые игровые и хороводные песни); в торжественных величальных песнях — ниспадающий квартовый (IV — I) («Полно милой сокрушаться» — Шенкурский район, «Соколы, соколы» — Лешуконский район) или восходящий квартовый скачок (V — I) («По мёду, мёду» — Пинежский район).

Своеобразие народным песням придает северный диалект. Принято считать, что «северная говоря» — окающая. Ощущение «оканья» создают многочисленные особенности произношения. В пении же все гласные произносятся чисто и ярко, открыто звучат гласные «а», «я», «и».

Существует ряд вокально-хоровых исполнительных приемов, характерных для архангельской территории. Отличительная особенность северного хорового исполнительства — мягкий, некрикливый звук. Это обусловлено тем, что на Севере по климатическим условиям женщины много пели в помещении. Отсюда многие исследователи северное пение так и называют — избяное. Исполнительскими приемами можно назвать хоровое восходящее глиссандирование внутри песни (Шенкурский район) и ниспадающее — в окончании музыкальных фраз (Пинежский, Устьянский районы).

Во время пения исполнительницы достаточно сдержаны в проявлении эмоций, лаконичны даже в плясках — никогда не поднимают высоко руки, ограничиваясь движением кистей. Самое яркое проявление эмоциональности — внутреннее, душевное волнение, игра глазами, полуулыбка. Даже во время исполнения драматических песен скорбь передается не плаксиво сморщенным лицом, а внутренним состоянием души.

Для сопровождения песенного фольклора на Русском Севере чаще всего употреблялись гусли — излюбленный древнеславянский инструмент и пастушеские трубы (рожок, свирель, жалейка). Использовались также инструменты более позднего происхождения, наиболее популярными из которых были местные разновидности гармоник — тальянки, трехрядки, а также балалайка; домра получила на Севере незначительное распространение. Крестьяне любили играть на ложках — самобытном ударном инструменте, к рукоятке которых иногда подвешивали бубенчики (от двух до четырех).

В начале XX века в архангельской прессе встречались первые упоминания о выступлениях оркестров русских народных инструментов. Так, указывалось в феврале 1904 года в зале Благородного собрания проходил концерт, в котором принимал участие оркестр балалаечников под управлением г-на Ульяновского, а в июле того же года в Гагаринском сквере выступал кружок любителей балалаечников-лапотников.

Составной частью художественной жизни северян являлось и народное танцевальное творчество. Оно восходит к традициям народных игрищ и сходбищ восточных славянских племен на этапе раннего язычества (IV-VI вв. н. э.), на которых совершались обряды, сопровождавшиеся хороводами и плясками. На Севере обрядовые танцы, хороводы, танцевальные картинки на свадьбах переходили из поколения в поколение. На них оказывали влияние народные танцы, привносимые новгородцами, ростовчанами, москвичами, переселявшимися в Северный край.

Танцевальный рисунок и содержание народного танца выражает многообразный мир народной жизни, неразрывно связан с песнями, инструментальным исполнительством, костюмами. Основной жанр танца Русского Севера — хоровод. Как и по всей Руси, здесь бытовали орнаментальные (участники танца исполняют разнообразные фигуры — орнаменты) и игровые (действующие лица раскрывают своими движениями сюжет песни). На Севере хороводы не водили, а «ходили» («ходить в ходецу»).

В каждом уезде Архангельской губернии устанавливались участники хороводов. Так, в шенкурских орнаментальных хороводах участвовали только девушки и молодки. По словам профессора Московского университета И. Снегирева, в VIII веке в Шенкурске жители собирались за городом на лугу, «где девицы, держась за платки в руках, образовывали круг и тихо двигались на одном месте с песнями». В Пинежском уезде в хороводах участвовали только невесты. Они пели песню «Хожу я по травке» и ходили по улице. В Мезенском уезде, в поселениях на Зимнем берегу Белого моря, популярными были хороводы — «петровщины» (в праздник Петрова дня) — под песню «Не за реченькой девушки гуляли» девушки и молодки ходили по деревне парами и по кругу. Хоровод «косой столб» бытовал в Пинежском уезде. Под песню «Цвет наш прекрасный, аленький цветочек» девушки ходили парами вдоль улицы и в определенные моменты выполняли танцевальные движения, «обходили столб» — впереди идущую пару справа и слева.

На Севере «ходили» и веселые («скорые») хороводы — «корзиночка», «змейка», «капустка» и др., которые исполнялись под ритмичные песни. К примеру, в Пинежском и Мезенском уездах — под песни «Уже я улком шла, переулком шла», «Я по жердочке шла». Хоровод начинался с круга, а затем хороводница (ведущая) разрывала круг и начинала заводить хороводную цепь «змейкой» — «кривулями». Красота рисунка зависела о выдумки ведущей. «Ходили» хороводы девушки и парни, женщины и мужчины. Например, в хороводе под песню «Розочка алая» ведущими были парень-жених и девушка-невеста, которые выбирали в хороводный круг будущую родню — тещу, свекровь, свекра, свояка…

В хороводе «Негодяй» участвовали женщины и мужчины, которые разыгрывали сюжет песни о тяжелой жизни жены и ее борьбе за свободу, заканчивавшейся установлением мира в семье. Северяне «ходили» хороводы в красочных нарядах. В каждом уезде имелись их характерные особенности. В женском костюме общим для всех был длинный сарафан.

Другим жанром русского народного танца, широко бытовавшим на Севере, являлась пляска. Она имела несколько разновидностей — одиночная (женская и мужская), парная, перепляс, массовый пляс, групповая пляска. Пляска органически связывалась с музыкальным или песенным сопровождением. Все исполняемые движения подчинялись ритму и темпу.

Фольклорные танцы являлись составной частью духовной жизни северян, имели самобытный характер. В них раскрывался внутренний мир жителей сурового Северного края, мастерство и талант в использовании выразительных средств танцевальных образов.

Виды русских народных танцев

Самым древним и богатым видом искусства является танец. Русский народный танец тесно связан с историей русского народа, с их традициями, верованиями и обычаями. Русский народный танец раскрывает духовную жизнь нашего народа и его быт. Через танец люди передают свои чувства, мысли и настроение.

Классификация русских народных танцев происходит по их устойчивым признакам и хореографической структуре. По совокупности этих признаков можно предположить, к какому виду принадлежит танец. Все виды русских народных танцев делятся на две категории: хоровод и пляска, а они в свою очередь, выделяют в себе еще несколько видов.

Виды русских народных танцев: хоровод

Один из самых основных и древних видов русского народного танца. Круговая композиция хоровода подобна солнцу, богу которого, в старину поклонялись славяне.

В хороводе неразрывно связаны между собой пляска, песня и игра. Он собирает и объединяет большое число участников. Хоровод относится к русским бытовым танцам, он имеет свои формы и правила исполнения. Обычно его участники держатся за руки, либо за платок, поясок или венок и при этом совместно исполняют хороводную песню.

Хоровод делится на два вида – орнаментный и игровой.

Отличительной чертой орнаментного хоровода является движение его участников под песни, в которых нет ярко выраженного сюжета, и которые являются всего лишь музыкальным сопровождением. Участники такого хоровода могут двигаться не только по кругу, но и змейкой, восьмеркой, колонной, использовать различные переходы и перестроения, выстраивая при этом красивые и четкие рисунки, или как их еще называют – фигуры хоровода.

Выбранная песня для орнаментного хоровода, часто отражает образы русской природы, коллективный труд народа и его быт.

Если в песне представлены действующие лица, конкретное действие и игровой сюжет, то ее содержание разыгрывается исполнителями хоровода с помощью жестов, мимики и пляски, воплощая различные образы и персонажи, песни. Такой хоровод называется игровым.

В игровых хороводах часто используются предметы быта, такие как платок, венок, лента, табуретка и многие другие. Рисунки игровых хороводов проще, чем орнаментных. Чаще всего хороводы движутся по кругу, линиями или парами.

Виды русских народных танцев: пляска

Сейчас наиболее распространенный вид русского народного танца это пляска. К Русским пляскам относят хоровод, игровые пляски, импровизированные пляски и танцы, выполненные с определенной последовательностью фигур.

Каждое движение в пляске не лишено смысла. Мужские пляски отличаются широтой, силой и размахов, а также вниманием к партнерше. Женские пляски характеризуются плавностью, задушевностью и грациозностью, а также эмоциями и задором.

Пляски исполняются не только под песни, но и под инструментальное сопровождение.

Исполняют как женщины, так и мужчины, показывая при этом все свое мастерство и изобретательность. Исполнитель через пляску передает все свои чувства и эмоции, воплощает образы.

Чаще всего парную пляску исполняют молодые девушка и парень. Ее содержание — это, как диалог влюбленных. Иногда это свадебные пляски, а иногда это лиричная постановка, отражающая в себе любовь, ревность и легкую обиду. В таком танце много чувств и буря эмоций.

Это соревнование между танцорами в ловкости, силе и изобретательности. Каждый танцор показывает свою индивидуальность. Раньше в переплясе участвовали только парни, сейчас же участие принимают и девушки. Чаще всего перепляс исполняется под общеизвестные мелодии и песни. Сейчас также вошло в моду соревнование между целыми группами танцоров, когда несколько человек пляшут с одной стороны сцены и несколько с другой, но при этом задачи перепляса сохраняются.

Здесь нет никаких ограничений, ни в количестве участников, ни в их возрасте. В массовом плясе могут участвовать как два человека – один против другого, так и тройки и четверки участников, танцующие друг против друга. Основная задача в массовом плясе – станцевать лучше, чем стоящий рядом участник. Исполнитель имеет право плясать с любым участником пляса, постепенно переходя от одного к другому.

В групповой пляске состав ограничивается отдельной группой исполнителей, как большой, так и маленькой. Такие пляски имеют определенное построение. Групповые пляски очень богаты рисунками и фигурами, а также своим содержанием и сюжетом.

Кадриль — еще один вид русского народного танца

От традиционных плясок кадриль отличает своеобразное построение и четкое разделение на пары и фигуры. Свои корни кадриль берет от французского салонного танца. Русская кадриль включила в себя множество фигур и рисунков из русских хороводов и плясок. В кадрили принимает участие только четное количество пар, но их число не ограничено.

Часто в кадрили исполняются частушки, либо всеми исполнителями одновременно, либо по очереди, передавая эстафету от одного к другому. В кадрили каждая фигура отделяется одна от другой, как правило, музыкальными паузами, притопами, хлопками или поклонами.

Русский народный танец стихи

В XIX столетии в области танца и танцевальной музыки происходит значительное обновление образности и выразительного языка, появляется огромное количество новых жанров. В наибольшей степени этому способствовали бурные социальные потрясения, происходящие в Европе в конце XVIII — первой половине XIX века и повлекшие за собой радикальные перемены в общественной и культурной жизни (Великая французская революция, наполеоновские войны, национально-освободительное движение в Австрии, Германии, Италии, Польше).

Франция, в течение нескольких веков определявшая основные направления развития хореографического искусства, по-прежнему остается танцевальным центром Европы. Преподаватели-французы пользуются огромной популярностью во многих странах и считаются самыми талантливыми и осведомленными в области танца (причем, как бытового, так и сценического).

В бальной практике начала XIX века еще сохраняются многие танцевальные жанры прошлых времен. Во Франции продолжают исполнять менуэт, гавот, бурре, в Англии — жигу, в России — гавот, гросфатер, менуэт, французскую кадриль. Однако манера их исполнения меняется, становясь более непринужденной; темп танцев ускоряется; старые композиции видоизменяются и приспосабливаются к новым эстетическим вкусам и правилам поведения в обществе.

Бальная практика, в свою очередь, оказывает огромное воздействие на сценический танец, способствуя обогащению хореографии новыми па, ритмами, темпами, а музыки — образами и выразительными средствами. Но все же, говоря о танцевальных формах и жанрах, являвшихся составной частью всех представлений музыкального театра и основой классического балетного спектакля XIX века, необходимо сказать о той роли, которую сыграло в их эволюции эстетическое течение «романтизм».

Процесс разделения между бытовой танцевальной музыкой и академической, начавшийся еще в эпоху Ренессанса, в XIX веке усиливается. Высокохудожественные образцы танцевальных произведений все более отрываются от абстрагированного бытового танца. Часто танцевальность выступает завуалировано, не обнажая своей четкой гомофонности, квадратной основы, обычной расчленности и других характерных свойств. Это уже не столько танцы, сколько опоэтизированные представления о них.

***
Многие из описываемых танцевальных жанров возникли и стали широко известны задолго до XIX столетия (например, хота, трепак, лезгинка и др.). Но мы все же решили поместить их характеристику в данном разделе, так как именно в XIX веке они завоевали популярность по всей Европе и вошли в профессиональное музыкальное и хореографическое искусство.

ВАЛЬС (франц. valse; от нем. walzer, walzen — выкручивать ногами в танце, кружиться; англ. waltz, итал. valzero) — парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением; один из самых распространенных бытовых музыкальных жанров, прочно утвердившийся в профессиональной музыке европейских стран. Музыкальный размер 3-дольный (3/4, 3/8, 6/8). Темп вальса, первоначально умеренно-быстрый, впоследствии мог быть различным — от медленного до быстрого.

ЭКОСЕЗ (экоссез; франц. [dance] ecossaise — «шотландский [танец]») — старинный шотландский народный танец, происходящий от контрданса. Отличительные черты — быстрый темп, размер 2/4, обычно в мажорном ладу. Музыкальная форма экосеза представляет собой две повторяющиеся 8- или 16-тактовые части.

Примеры:
Бетховен 6 экосезов для фп., 1823; два экосеза для фп., 1825; экосез для военного оркестра, 1810
Шуберт Более 90 фп. экосезов
Шопен Три экосеза для фп. соч. 72, 1830
Вебер
Чайковский «Евгений Онегин»

КАДРИЛЬ (от исп. cuadrilla — буквально — группа из 4-х человек, от лат. quadrum — четырехугольник) — бальный танец XVIII—XIX веков, происходящий от контрданса. Музыкальный размер чаще 2/4, темп подвижный. Музыка, обычно основанная на популярных мелодиях (в т. ч. на таких «неподходящих», как темы из «Тристана и Изольды» Вагнера или Stabat mater Россини), складывалась из 8- или 16-тактовых разделов, соответствующих определенной фигуре танца. Перед кадрилью обыкновенно звучит восемь или шестнадцать тактов (ритурнель), которые уведомляют танцующих, что им пора занять свои места. После того, как танцующие заняли свои места, музыка играет интродукцию (8 тактов) Такую интродукцию играли перед каждой фигурой кадрили.

Танцевальная техника исполнения была доведена до совершенства, а движения были идеально законченными и выверенными. Хореографические фразы поочередно исполнялись разными парами, а каждая фигура заканчивалась общим движением, соединяющим всех участников танца.

Существует множество разновидностей кадрили, распространенных в народном быту — русская, украинская, белорусская, литовская, латышская, эстонская, американская (получившая название square dance, букв. «квадратный танец»). Русская кадриль, отличающаяся самобытностью, имеет многообразные местные варианты: московская, калининская, волжская, уральская и др. Одна из разновидностей кадрили — народные танцы шестера, восьмера, четвера, распространенные на Урале и в северных областях России.

Примеры:
— Творчество Ланнера , семьи Штраус , фп. пьесы Глинки и др. композиторов конца XVIII —XIX века

ЛАНСЬЕ (франц. lancier, букв. — улан) — английский бальный танец (английская кадриль), разновидность контрданса. Получил распространение в Европе в середине XIX века.

ТАМПЕТ (франц. — «буря») — парный массовый народный танец, возникший в конце XVIII века. Музыкальный размер 2/4, темп подвижный.

Примеры:Асафьев «Пламя Парижа» № 17

КОТИЛЬОН — бальный танец французского происхождения, близкий контрдансу. Ранний вид котильона известен с XVIII века, тогда он состоял только из одной фигуры и напоминал поздние формы бранлей. Особое распространение танец получает в середине XIX века в странах Европы и в России. К этому времени относится усложнение его композиции и появление огромного количества фигур.

ГАЛОП (франц. galop, от франкск. wahl-hlaup — кельтская рысь, wala-hlaupan — хорошо бежать; нем. — Galopp, galopade, Galoppwalzer) — бальный танец XIX века, исполняющийся в стремительном скачкообразном движении. Музыкальный размер 2/4, характерны острые, пунктирные ритмы.

Канкан

КАНКАН (cancan, букв. — шум, гам) — быстрый, энергичный танец в размере 2/4, по-видимому, алжирского происхождения. Берет свое начало от контрданса, кадрили или галопа. Характерные па: выбрасывание ноги, высокие прыжки. Появился в Париже в 1830-х гг. и вскоре вошел в моду, являясь непременной принадлежностью общественных балов.

Примеры:Шостакович «Золотой век» № 33

МАЗУРКА (польск. mazurek) — польский народный танец. Характеризуется быстрым темпом, трехдольным размером. Ритмика мазурки своеобразна, акценты, порой резкие, часто смещаются на вторую, а иногда и на третью долю такта, встречаются даже на двух или всех трех долях.

КРАКОВЯК — польский народный танец в оживленном движении на 2/4 с характерным синкопированным ритмом. Возник в Краковском воеводстве, но с давних пор (существование его засвидетельствовано уже в 14 в.) получил распространение по всей Польше, преимущественно в шляхетской среде, а затем и в крестьянском быту. Так же, как полонез, краковяк назывался «большим танцем» и имел торжественный характер воинского шествия; с течением времени стал более разнообразным, сохранив, однако, 2-дольность.

Примеры:
Эльснер Увертюра к опере «Король Локетек», хор «a la Krakowiak» из оперы «Ягелло в Течине», «Rondo a la Krakowiak»
Шопен «Большое концертное рондо» («Rondo a la Krakowiak») для фп. с оркестром; финал 1-го концерта для фп. с оркестром
С. Монюшко, З. Носковский, Ю. Зарембский и др. польские композиторы
Глинка Краковяк из оперы «Иван Сусанин»
Римский-Корсаков Опера «Пан-воевода»
Глиэр Балет «Бахчисарайский фонтан»

БОЛЕРО — испанский народный парный танец. Темп движения умеренный, музыкальный размер 3-дольный. Ритмический рисунок зачастую близок ритму полонеза.

Примеры:
Бетховен «Песни разных народов», тетрадь 1 № 19 (обработка народной песни «Белая голубка») и 20
Мегюль «Слепые из Толедо»
Вебер «Прециоза»
Обер «Немая из Портичи», «Черное домино»
Берлиоз «Бенвенуто Челлини»
Чайковский «Лебединое озеро»
Делиб «Коппелия»
Шуман Романс «Идальго» соч. 30 № 3
Верди Болеро Елены из оперы «Сицилийская вечерня»; песня Эболи с хором из оперы «Дон Карлос»
Глинка Романсы «Победитель», «О, дева чудная моя»
Мусорский Романс «Оделась туманами Сиерра-Невада»
Шопен «Болеро» для фп. соч. 19
Альбенис Болеро «Puerta de Tierra» для фп.
Равель «Болеро» для оркестра

СЕГИДИЛЬЯ — испанский народный танец-песня. Темп умеренный или быстрый (allegro, allegretto), размер 3-дольный, лад чаще всего мажорный (изредка — чередование мажора и параллельного минора). Мелодия обычно начинается со слабой доли, в конце фраз используются мелизмы. Характер жизнерадостный.

Примеры:
Примеры:Глинка Увертюра «Ночь в Мадриде» (инструментальные и вокальные темы 2-х кастильских сегидилий, записанные композитором в Испании)
М. де Фалья Мурсийская сегидилья из цикла «Семь испанских народных песен»
Бизе «Кармен» 1 акт
Альбенис

ФАНДАНГО — общее наименование обширной группы испанских парных танцев, генетически восходящих к одному древнему прототипу. Родина фанданго — Андалусия (южная Испания), где его варианты бытуют обычно под названиями, производными от местных топонимов: малагенья (от Малага), ронденья (от Ронда), гранадина (от Гранада), картахенера (от Картахена) и др.

Примеры:
Глюк Балет «Дон Жуан» (процитирована одна из мелодий)
Моцарт «Свадьба Фигаро» 3 акт
А. Солер Фанданго для клавесина
Римский-Корсаков «Испанское каприччио» (одна из тем)
— Пьесы в духе фанданго есть также у Д. Скарлатти, Боккерини, Альбениса, Гранадоса, М. де Фальи.

ХОТА — испанский парный танец. Известен с XVII века, хотя первый сохранившийся образец относится к 1779 г. (в тонадилье «Летние приключения» П. Эстеве-и-Гримау). Характерные особенности: быстрый темп, 3-дольный размер, короткий затакт, членение мелодии на фразы объемом в 4 такта с кадансами поочередно на доминанте и тонике, мажорный лад.

Примеры:
Глинка Симфонические увертюры «Арагонская хота» и «ночь в Мадриде»
Лист «Испанская рапсодия» для фп.
М. де Фалья Балет «Треуголка» финал; Хота из вокального цикла «7 испанских песен»»; фп. цикл «4 испанские пьесы» № 1 («Арагонская»)

ХАБАНЕРА (от названия города La Habana — Гавана) — кубинский танец и песня. Размер 2-дольный (2/4), темп умеренный или умеренно подвижный. Отличительная деталь — постоянная ритмоформула аккомпанемента с пунктирным ритмом на 1-й доле, выдерживаемая в басу на протяжении всей пьесы.

Примеры:
Бизе Опера «Кармен», хабанера Кармен «У любви как у пташки крылья…»
Шабрие, Дебюсси и др. французские композиторы
Равель «Испанская рапсодия»
Творчество испанских композиторов

ПОЛЬКА — один из наиболее популярных национальных чешских танцев (Богемия). Характерным для нее являются оживленный темп, 2-дольный размер (2/4), четкий ритм.

Примеры:
Сметана, Дворжак, семья Штраус, Рубинштейн, Балакирев, Чайковский, Рахманинов и др.
Стравинский «Цирковая полька»
Шостакович Балет «Золотой век» № 30

ФУРИАНТ (чеш. furiant, букв. — гордец, зазнайка, от лат. furia — ярость, неистовство) — чешский народный парный танец юмористического характера в быстром темпе. Сопровождается пением. Размер переменный 2/4 — 3/4, причем вначале следуют три 2-дольных, а затем два 3-дольных такта. Танец изобилует острыми ритмическими акцентами.

Примеры:
Сметана Опера «Проданная невеста»; «Чешские танцы» для фп.
Дворжак «Два фурианта» для фп.; секстет соч. 48; фп. квинтет соч. 81; «Славянские танцы» для оркестра № 1 и № 8; Симфония № 6
Кршичка Фурианты для оркестра
Вейнбергер «Чешские танцы»

ВЕРБУНКОШ (от нем. Werbung — вербовка) — стиль и жанр венгерской танцевальной музыки, возникшие во 2-й половине XVIII века. Зарождение их связано с вербовкой новобранцев в армию. Литературные источники и рисунки свидетельствуют, что уже в середине XVIII в. вербовка сопровождалась танцами и музыкой. Около 1770 г. эта музыка получила название «вербункош», распространившееся по всей стране.

Примеры:
Ракоци-марш, созданный неизвестными композиторыми
Творчество венгерских композиторов (Бихари, Лавотта, Чермак, Эркель, Кодаи)
Лист «Венгерские рапсодии» для фп.
Гайдн Rondo all ongarese из фп. трио Соль мажор
Моцарт Скрипичный концерт Ля мажор, финал
Бетховен Симфония № 3, финал; Симфония № 7, тема побочной артии; увертюра «Король Стефан»
Шуберт Струнный квинтет соч. 163, финал; «Венгерский дивертисмент»
Берлиоз Использование мелодии Ракоци-марша в оратории «Осуждение Фауста»
Брамс Концерты; «Венгерские танцы»

ЧАРДАШ (от венг. csarda — трактир, деревенский кабачок) — венгерский народный танец в размере 2/4 или 4/4, с характерными синкопами и типичными мелодическими окончаниями, которые периодически повторяются. Состоит из двух контрастных частей: меланхоличного или патетического вступления, сопровождающего круговую мужскую пляску — лассу (лашшу — венг. lassu), и быстрой фришки (венг. friss), сопровождающей зажигательную парную пляску. Фришка часто начинается медленно, но, постепенно ускоряясь, достигает стремительного темпа.

Первая публикация чардаша относится к 1834 г.; тогда же он стал бальным танцем. Наибольшей популярности чардаш достиг в 1845 — 80-х гг.; как народный танец существует в Венгрии и поныне.

ХАЛЛИНГ (от Hallingdal — название долины на западе Норвегии) — норвежский сольный мужской народный танец. Музыкальный размер 2/4, реже 6/8, ритм богат и разнообразен (часто применяются синкопы). Темп умеренный, нередко ускоряется к концу танца. Музыкальное сопровождение к танцу обычно играют на хардингфеле — народной норвежской скрипке.

Примеры:
Григ Норвежские танцы для фп.
Творчество норвежских композиторов (У. Булля, Ю. Хальворсена и др.)

СПРИНГДАНС (также — спрингар, спринглейк, от норв. springe — прыгать) — популярный норвежский крестьянский танец, получивший название в связи с особенностью его исполнения — вприпрыжку. Близок шведскому народному танцу полска.

Примеры:
Григ Норвежские танцы для фп.; Спрингданс из цикла «Лирические пьесы» для фп.

ТРЕПАК — старинная русская пляска, плясовые движения которой (преимущественно дробные шаги и притоптывания) импровизировались исполнителем, стремившимся показать удаль и виртуозное мастерство. По характеру трепак, имеющий много общего с «Камаринской» и «Барыней», представлял собой либо одиночную мужскую пляску, либо пляску-соревнование (так называемый перепляс). В отличие от них не имел традиционной мелодии, т. к. его происхождение не было связано с конкретной песней. Метроритмическая формула — два 2-дольных такта с дроблением сильной доли 1-го такта и дальнейшим укрупнением длительностей.

Примеры:
Чайковский Балет «Щелкунчик»; «Характеристический танец», соч. 72 № 4 для фп; «Приглашение к трепаку» соч. 72 № 18 для фп.; финал скрипичного концерта
Римский-Корсаков Пляска и песня скоморохов из 1-й картины оперы-былины «Садко»
Мусоргский Трепак из вокального цикла «Песни и пляски смерти»
Стравинский «Русская» из балета «Петрушка»

ГОПАК (от укр. гоп — восклицание во время исполнения танца; отсюда же глаголы гопати, гопкати — прыгать) — украинский народный танец в быстром темпе и музыкальном размере 2/4. Ритм — четкий и акцентированный. Песенные и инструментальные мелодии гопака исполняются в народе и как самостоятельные музыкальные пьесы.

Примеры:
Мусоргский «Сорочинская ярмарка», песня «Гопак»
Чайковский «Черевички», «Мазепа»
Римский-Корсаков «Майская ночь»
Гулак-Артемовский «Запорожец за Дунаем»
Соловьев-Седой «Тарас Бульба»
Хачатурян «Гаянэ»

ЛЕЗГИНКА — народный танец лезгин (Дагестан), распространенный по всему Кавказу. Музыкальный размер 6/8 (иногда 2/4), иногда происходит чередование размеров 6/8 и 3/4. Мелодия четкая, динамичная, ритм — упругий с энергичными ударами-акцентами, темп быстрый. Благодаря этим характеристикам музыкального сопровождения эмоциональная насыщенность и экспрессия танца еще более усиливается. Аккомпанируют исполнению различные народные музыкальные инструменты и пение хора, причем ритм отбивается всеми присутствующими в ладоши.

Примеры:
Глинка «Руслан и Людмила»
Бородин «Князь Игорь» половецкие сцены (пляска мальчиков и дикая мужская пляска)
Рубинштейн «Демон»
Балакирев «Исламей». Симфоническая поэма «Тамара»
Римский-Корсаков «Шехеразада» финал
Ипполитов-Иванов «Кавказские эскизы»

КЕЙК-УОК (также кекуок, кек-уок; англ. cakewalk — ходьба с пирогом) — популярный с середины XIX века танец-марш афро-американского происхождения. Характерные черты: быстрый темп, музыкальный размер — 2-дольный, синкопированный ритм, аккорды, воспроизводящие звучание банджо, игровой комедийный (часто иронически-гротесковый) склад. Остро акцентированные ритмы, типичные для кейк-уока, в дальнейшем легли в основу рэгтайма, а двумя десятилетиями позже определили стиль эстрадного джаза.

Сценарий праздника народного танца

Сценарий праздничного вечера в день танцев, игры, конкурсы на праздник — женский журнал nicelady

Предлагаем вам новый сценарий посвященный дню танца. Сценарий развлекательной программы «Танцевальный зал» в международный всемирный день танца

(Перед проведением праздника договариваются с хореографом который подготавливает танцевальный вариант подходящий к режиссуре данного мероприятия.

В зале показывают клипы и презентации на танцевальную тематику. На сцену выходят ведущие.)

Здравствуйте, дорогие друзья! Скажите кто из вас не любит танцевать? Наверно среди вас нет людей равнодушных к танцу?

Каждый праздник не проходит без танца. Пусть не все умеют танцевать профессионально, но безусловно, красота танца понятна всем. Танец родился в глубокой древности и так как и песня он связан с бытом своего народа. Танцы по своему показывают быт народа, его мысли чувства обычаи.

Обычаи…именно они передают с столетия в столетие лучшее, чего добились наши отцы деды. Благодаря обычаям не потерялся во времени такой вид искусства как танец. Танцы каждого народа имеют свою прелесть и уникальность.

Сегодня танцы грех забыть,

Танцуйте больше чем по норме.

Сегодня каждый должен быть

В отличной танцевальной форме.

Мы приглашаем вас на чудный танец, танец любви и знакомств — ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ВАЛЬС

(Конкурс танцевальных пар)

Не менее увлекательный есть танец «ПОЛЬКА» Этот танец простой в исполнении носит весёлый характер. Он родился в Чехии и до настоящего дня является народным танцем. И сейчас элементы этого зажигательного танца исполнять наши танцевальные пары.

(Конкурс танцевальных пар).

Давайте изучим танец, который прост в исполнение и всем под силу. Этот танец родился в Финляндии. В годы молодости наших отцов и матерей он был удивительно популярен. А может эта мелодия известна всем Вам?

Танцуем «Летку-енку». (Конкурс танцевальных пар).

Клипы и презентации на танцевальную тематику

Лезгинка. Ловзар в г.Костанае.

Народный танец лезгин, распространён по всему Кавказу. У кабардинцев, осетин, аварцев, азербайджанцев, чеченцев, ингушей и др. — свои разновидности. Музыкальный размер 6/8. Мелодия чёткая, динамичная. Темп быстрый. Танец-соревнование, демонстрирующий ловкость, виртуозность, неутомимость танцовщиков.

Все это ЛЕЗГИНКА — танец, от которого захватывает дух и кипит кровь в жилах.

Костанай (каз. ?останай; до 1997 года Кустанай) — город в Казахстане, административный центр Костанайской области.

Современное официальное русское название города — Костанай. До 1997 года город по-русски назывался Кустанай, по имени урочища, на котором расположился город у берега реки Тобол. Первоначальное название — Николаевск. В Москве, Волгограде, Пензе, Ростове, Самаре, Хабаровске, Челябинске, Днепропетровске, Донецке, Запорожье, Киеве, Кривом Роге, Макеевке, Никополе, Одессе, Перевальске, Севастополе, Харькове, Уфе есть улица Кустанайская.

А сейчас я хочу представить Вам один из самых популярных танцев, который родился в далекой Америке. Танцуют его в паре. С самого начала этот танец был известный как бальный, но теперь он все более набирает спортивный характер.

В последнее время проводятся спортивные соревнования, где совмещаются искусство танца с акробатическими упражнениями. Самое важное в этом танце — умение быстро и правильно работать ногами и главное в ритме.

Вы наверное уже поняли, что это спортивный рок-н-ролл. Давайте потанцуем вместе.

Дальнейшая судьба танца зависит от всех последующих поколений. Помним, что за нашей чудной песней идет не менее чудный танец. Когда мы любим сестру — песню, то должны полюбить и брата — танец, который где-то гуляет среди людей и ищет себе пристанище.

Музыкальный танцевальный блок: Танцуют все!

Сегодня «Танцевальный зал» заканчивает свою программу. Но мы с Вами пока еще вместе. Сегодня мы узнали только малую часть большой хореографии. Есть еще ритмичная хореография (есперанадная), народная, стильная («модерн»), баленс.

В следующий раз мы встретимся с богиней танца Терпсихорой, ее прекрасными помощниками и нашими не менее прекрасными конкурсантами. Следите за рекламой. Мы ждем Вас.

Поздравляем вас с международным праздником Всемирным днем танца! До новых встреч.

Сценарий детского праздника «танцуем все!», посвященный всемирному дню танца

Весёлые балалайки» — гр.№12 (сред.).

Кукарача» — танец с погремушками, гр. №10 (подгот.).

Звонкие ложки!» — гр. №6 (ст.).

Управление образования администрации

Старооскольского городского округа

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка — детский сад №61 «Семицветик»

Сценарий детского праздника

посвященный Всемирному дню танца.

Музыкальный зал украшен мягкими игрушками, цветами, воздушными шарам. Звучат фанфары.

Объявление по радио – «Внимание, внимание! Температура воздуха + 18

градусов, облачно, ожидаются проливные дожди, к нам приближается восточный ветер. »

Звучит шум ветра. В зал входят Мери Поппинс, Кот и хореограф, которые исполняют танец под музыку песни «Жил, да был брадобрей».

Мери П. – Здравствуйте, мои друзья, Мери Поппинс – это я!

И восточный ветер дивный, принёс меня сюда не зря!

Весть красивую на крыльях, всем я детям принесла!

Кот — 29 апреля! Во всём Мире!

Все — Праздник Танца.

Звучит музыка детской песни «Где водятся волшебники» дети старшей группы, сидящие на стульчиках, исполняют танец «^ Волшебники из страны детства» с разноцветными лентами в руках.

Хореограф – Дети, а вы знаете, что Мери Поппинс прилетела к нам на праздник и сказочных повестей английской писательницы Памэлы Трэвэрс. Леди Мери няня-волшебница и умеет создавать приключения из ничего.

Кот – Она отлично поёт, рисует, читает стихи, танцует, играет на фортепиано. Мяу!

Хореограф – А её призвание – учить маленьких детей прекрасным манерам, и светскому этикету

Мери П. – А самое главное – видеть сказочное в обычных вещах, и не бояться любых перемен!

Хореограф – А вот и её воспитанники! Встречайте!

В зал входят дети старших групп, в руках они держат цветы.

Хореограф – Красивый, разноцветный собрали мы букет!

Его мы дарим мамам, дороже его нет!

Дети исполняют танец «^ Цветочная клумба» под музыку А. Доги «Вальс» из кинофильма «Мой ласковый нежный зверь».

Звучит музыка И. Штрауса «Аннен-полька», в зал, танцуя, входит Фея Танца.

Фея Танца – Здравствуйте мои друзья, Фея Танца – это я!

Я из сказки прилетела, танцевать я захотела!

(танцует несколько па)

— А вы любите танцевать?

Фея Танца — А кто вас учит танцевать?

Хореограф — Я предлагаю устроить сегодня в нашем детском саду праздник Танца! Согласны?

Фея Танца — Ну, тогда мы отправляемся в город Танца и ТАНЦУЕМ ВСЕ!

Вместе: — Танцуем все! Танцуем все!

Фея Танца: (включая волшебную палочку)

Тили – тили, дон – динь – дон!

В город Танца попадём!

И по волшебному моему пожеланию,

Посетим мы страну Танцеванию!

Мери Поппинс — Весь день в городе Танца, словно в сказке!

Кот — Жители города в костюмах и в масках,

Веселятся, играют, танцуют!

Хореограф — Это яркая музыкальная гамма!

Фея Танца — Танцевальное шоу!

Звучат фанфары. Начинается костюмированная танцевальная программа.

Ф. Т. – Разноцветные мячи, выше, крепче их держи!

Ах, как весело у нас, даже мяч пустился в пляс!

«Спортивный марш с мячами» — гр. №6 (ст.)

Кот — Тут и кошечки – коты, замечательны они!

Посмотри и улыбнись, скорее с ними подружись! «Веселые котята» — гр. №8 (подгот.).

М. П. – Вот и девицы идут, как лебёдушки плывут

В хороводе пляшут, платочками машут!

«Русский лирический хоровод» — гр. №10 (подгот.).

Кот – Балалайка, балалайка! Веселее ты играй-ка!

Вот как весело у нас, ноги сами рвутся в пляс!

«^ Весёлые балалайки» — гр.№12 (сред.).

Ф. Т.- Кукла Маша, кукла Даша, Вика, Соня и Наташа

Ножками потопаем, глазками похлопаем!

«Давай дружить!» — танец с куклами, гр.№13 (ср.).

М. П. – Барышни – красавицы, вы всем очень нравитесь!

В легком танце закружите и себя всем покажите!

«Барышни на прогулке» — танец с веерами, гр. №6 (ст.).

Ф. Т. – Полюбуйтесь вы на нас, спляшем с зонтиком для вас!

«Прогулка под дождём» – гр. №8 (подгот.).

М. П. – Ритмы, ритмы, хлоп да топ.

Танцуй – же, маленький народ!

Хлопай, топай, хлопай, топай

Не жалей сегодня ног.

«^ Кукарача» — танец с погремушками, гр. №10 (подгот.).

Кот – Весёлые зверята — отличные ребята!

Лапками машут, дружно все пляшут!

«Снегортида» — гр.№12 (сред.).

Ф. Т. – Бабочки лёгкие, крылышками машут,

В танце воздушном грациозно пляшут!

М. П. – Шарик воздушный подружился с нами!

Шарик разноцветный танцуй вместе с нами!

«Разноцветные шары!» — гр. №13 (сред.).

Кот – Эй, ребята, ложкари, поскорей товар бери,

Звонкие, резные, ложки расписные!

От зари и до зари, веселятся ложкари!

«^ Звонкие ложки!» — гр. №6 (ст.).

Кот – Эй, ребята, выходите, пляску русскую начните!

В этой пляске удалой, пусть кружится шар земной!

«Русская парная пляска» — гр. №8 (подгот.).

Ф. Т. – Что за остров Чимби – Римби? Где находится такой?

Он в стране волшебной нашей Танцевании родной!

«Чимбиримби» — танец с султанчиками, гр.№10 (подгот.).

Мери Поппинс – Ах, как я рада встрече с вами!

Я королева на любом балу.

Батман тандю, деми плие,

Всё мило сердцу моему!

Кот – Мадам! Месье! Я слышу звуки разных муз!

Не удивительно, ведь я – француз!

Мери П. – У великих мастеров французких

Обучалась танцу я,

И красивый вальс французкий

С радостью, встречай друзья!

В зал входят 8 пар детей подготовительной группы, которые исполняют танец «^ Французкий вальс».

Кот – Ритмы – топ, ритмы – хлоп

Танцуй же, маленький народ!

Ведь весёлых человечков, любят все у нас всегда,

И скучать нам не придётся ни за что и никогда!

В зал входят 12 девочек подготовительной группы, с султанчиками, которые исполняют танец «^ Весёлые человечки» под музыку диско.

Хореограф — Требуют к себе уважения правила танцевального движения,

Исполнять их надо строго, ведь в танец не легка дорога,

Трудиться надо, очень много.

Мери П. — Ну а мне пора улетать, (звучит шум ветра, М. П.раскрывает зонт)

Прощаясь, я хочу сказать, до скорой встречи!

Не грустите, вновь будем завтра танцевать!

Звучит музыка «Жил да был брадобрей», Мери Поппинс и Кот уходят. Торжественно зазвучали, Фея танца выключает волшебную палочку.

Ф. Т. – Здесь было весело сегодня, звучала музыка, лился смех

Кружились пары в танцах модных, хватило радости для всех!

Танцуй везде! Танцуй всегда!

И скучать вам не придётся никогда! До свидания друзья.

Звучит «Аннен – полька», танцуя, Фея танца выходит из зала.

Хореограф — Вот как много танцев разных на свете,

Учитесь искусству этому дети! До свидания, юные танцоры!

Звучит музыка детской песни «Вместе весело шагать». Все хлопают. Дети организованно выходят из зала.

Юбилейный концерт народного танцевального коллектива «радуга» » сценаристика.ру — авторские сценарии праздников

Но об этом лучше меня расскажут Начальник отдела культуры Болотнинского района Нина Николаевна Тишкевич и руководитель РДК им. Кирова Ольга Александровна Белоусова.

Мы приглашаем вас на сцену.

Поздравление, награждение коллектива

Пользуясь случаем, мы приглашаем всех желающих в наш Дом культуры, в прекрасный мир движения и красоты!

Вам будет трудно, все же интересно,

Преодолевать все трудности судьбы!

По жизни вы идите с танцем вместе

Он вам откроет тайну красоты.

Пусть будет танец ваш крылат

Движенья легкие и стройный стан,

Улыбка на губах и добрый взгляд

Аплодисменты – вот награда вам !.

А в качестве подарка мы предлагаем песню в исполнении образцового вокального ансамбля «Тоника»

«Бродячие артисты» Тоника

Сегодня с уверенностью можно сказать, что каждый десятый житель нашего города знаком с танцевальным коллективом «Радуга». Очень многие прошли азы хореографического искусства на репетициях у Светланы Николаевны и Натальи Никитичны, теперь танцем занимаются их дети.

Хочется отметить, что многие из выпускников «Радуги» избрали танцы своей основной деятельностью, продолжили обучение и стали танцевать в профессиональных коллективах. Закончила Колледж культуры и работает балетмейстером В РДК – Татьяна Коваленко, Вячеслав Зезюлин работает в Сибирском народном хоре, Галина Омельченко- студентка 4 курса Кемеровского Государственного университета культуры и искусств, Артем Кириков – учится в Алтайской Академии культуры, Мария Молодина – студентка факультета хореографии НГПУ.

Многие выпускники занимаются в танцевальных коллективах

И сегодня добрая половина зрительного зала это люди когда – то, в какие – то годы прославляли танцевальный коллектив на различных концертных площадках.

Поздравим всех танцующих,

Танцевавших и мечтающих,

О танцах много знающих

И пожелаем всем:

Удачи и внимания,

Танцуйте без проблем !

«Русский танец с бубном»

Творческий путь танцевального коллектива «Радуга» — это непрерывный поиск и эксперимент. Не изменяя своим сценическим принципам ансамбль все время стремиться расширить границы репертуара, обращаясь в своих постановках к новым формам, новым жанрам.

Со словами поздравлений на сцену приглашаются начальник управления образования администрации Болотнинского района

Светлана Яковлевна Маргатская

Директор МОУ СОШ

Играть песню, то есть разыгрывать ее содержание в лицах, было спокон веков любимым времяпровождением русского народа на гуляньях и праздниках. Игровые песни – это по существу – народный театр, отражающий все многообразие жизни.

«Люблю я козаченьку»

Эстрадный танец – это средство отображения картин современного мира. Он помогает решению задач развития человека будущего времени. Современный эстрадный танец включает в себя все элементы и принципы всех направлений хореографии. Сегодня без современного жить нельзя. Молодежь живет новыми направлениями, и мы должны с ними обязательно идти рядом. И с уверенностью можно сказать, что современные направления имеют право жить.

И слово для поздравления предоставляется директору Болотнинского Педагогического колледжа

Владимиру Сергеевичу Грибовскому

А что теперь ? Идем вперед

Прекрасных танцев ждет черед

Веселых, озорных и сложных,

Смешных, проказливых, серьезных,

Слегка привольных и развязных

И самых разнообразных.

Народный танцевальный коллектив «Радуга» всегда идет к новым вершинам исполнительского мастерства. Но никогда не наступит такой момент, когда его участники и руководитель скажут:

«Мы все сделали, что могли, достигли всего к чему стремились» Вечный творческий поиск, вечное стремление вперед – таков девиз самодеятельных танцоров ансамбля «Радуга».

Прекрасен труд ваш! Вы всегда нужны!

В часы торжеств и в трудные минуты,

На всех концертах области, Руси

Виват! Виват ! Салют вам !

Наш праздник подходит к завершению. А веселья, удали в танце не убывает, как не убывает народный талант. Не стареет, не уходит в прошлое самобытный русский танец. Он живет, украшает нашу жизнь. Как ручейки питают реки, так и русская пляска будет живым родником питать наш русский характер.

Как говорят, окончен праздник, погасли свечи,

Удачи вам! До скорой встречи!

Весна в Германии холодная и серая. Летим в Испанию за витамином Д. По дороге залетаем в Венецию. Последний день карнавала он же 8 марта. Маски, краски, любовь и чудо город плывущий по волнам Адриатики.