Классическая музыка русских композиторов

1 октября во всём мире отмечается международный день музыки. Он был учреждён в 1975 году ЮНЕСКО для сохранения и распространения наследия национальных музыкальных культур. В новом сборнике мы собрали лучшие композиции русской классики, как напоминание о том, носителями какой великолепной культуры являемся мы с вами.

Согласно распространённому мифу, европейская классическая музыка — вершина эволюции музыкальной мысли. Однако, помимо европейской, одновременно существует еще несколько не менее значительных классических музыкальных национальных школ: иранская, арабская, китайская классика, — верны себе уже много лет подряд. Русская классическая музыка — это, прежде всего, симфонические произведения и знаменитый русский балет. Если для европейской классики вполне уместна стилизация: (барокко, романтизм, экспрессионизм), то в отечественной традиции говорить о влиянии направлений в музыке можно лишь с большой натяжкой. Ещё одна характерная черта — аутентичное, исторически информированное исполнительство (названия, как часто бывает, не отражают сути явления) — один из самых ярких феноменов музыки XX века.

Среди русских композиторов были люди, талантливые во многих областях — полиглот Михаил Глинка, химик Александр Бородин, морской офицер Николай Римский-Корсаков. А некоторые начинали композиторскую карьеру с того, что дописывали неоконченные произведения за другими, как Модест Мусоргский, или Валентина Серова, после смерти мужа закончившая его оперу «Вражья сила». Русской композиторской школе приписывают и следующее открытие: Александр Скрябин впервые создал сочинения для фортепиано, окончательно рвущие с функциональной гармонией. Именно их считают обычно первыми атональными сочинениями, несмотря на то что еще в 1885 году Лист написал «Багатель без тональности».

Фольклорные жанры в классической музыке

Для профессиональных композиторов народная музыка всегда была источником творческого вдохновения. Фольклорные жанры обильно цитируются в академической музыке всех времён и народов, стилизация народных песен, наигрышей, танцев – излюбленный художественный приём композиторов-классиков.

Алмаз, огранённый в бриллиант

Фольклорные жанры в музыке русских композиторов-классиков воспринимаются, как естественная и неотъемлемая её часть, как её достояние. Русские композиторы огранили алмаз фольклорных жанров в бриллиант, бережно прикоснувшись к музыке разных народов, расслышав богатство её интонаций и ритмов и воплотив её живой облик в своих произведениях.

Трудно назвать русскую оперу или симфоническое произведение, где бы ни прослушивался русский народный мелос. Н.А. Римский-Корсаков сотворил для оперы «Царская невеста» проникновенную лирическую песню в народном стиле, в ней изливается горе девушки, выдаваемой замуж за нелюбимого. Песня Любаши содержит характерные черты русского лирического песенного фольклора: звучит без инструментального сопровождения, то есть a capella (редчайший пример в опере), широкая, протяжная мелодия песни диатонична, оснащена богатейшими распевами.

Песня Любаши из оперы «Царская невеста»

C легкой руки М.И Глинки, увлеклись ориентальным (восточным) фольклором многие русские композиторы: А.П. Бородин и М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков и С.В. Рахманинов. В романсе Рахманинова «Не пой, красавица при мне» вокальная мелодия и аккомпанемент демонстрируют виртуозные хроматические интонации, характерные для музыки Востока.

Романс «Не пой, красавица, при мне»

Знаменитая фантазия для фортепиано «Исламей» Балакирева написана на основе одноимённого кабардинского народного танца. Буйный ритм неистовой мужской пляски сочетается в этом произведении с певучей, томной темой – она татарского происхождения.

Восточная фантазия для фортепиано «Исламей»

Жанровый калейдоскоп

Фольклорные жанры в музыке западноевропейских композиторов – весьма распространённое художественное явление. Старинные танцы – ригодон, гавот, сарабанда, чакона, бурре, гальярда и другие народные песни – от колыбельных до застольных, частые гости на страницах музыкальных сочинений выдающихся композиторов. Вышедший из народной среды грациозный французский танец менуэт, стал одним из любимых у европейской знати, а, спустя некоторое время, его включают профессиональные композиторы в качестве одной из частей инструментальной сюиты (XVII век). У венских классиков этот танец занял почетное место третьей части сонатно-симфонического цикла (XVIII век).

Хороводный народный танец фарандола родился на юге Франции. Держась за руки, двигаясь цепочкой, исполнители фарандолы образуют различные фигуры под аккомпанемент весёлого тамбурина и нежной флейты. Зажигательная фарандола звучит в симфонической сюите Ж. Бизе «Арлезианка» сразу после маршевого вступления, которое основано также на подлинном древнем напеве – рождественской песне «Марш трёх королей».

Фарандола из музыки к «Арлезианке»

Призывные и пронзительные напевы великолепного андалусского фламенко воплотил в своем творчестве испанский композитор М. де Фалья. В частности, он создал одноактный мистический балет-пантомиму по народным мотивам, назвав его «Колдовская любовь». В балете есть вокальная партия – композиция фламенко, кроме танца, включает пение, которое перемежается гитарными интерлюдиями. Образное содержание фламенко – лирика, наполненная внутренней силой и страстью. Главные темы – пылкая любовь, горькое одиночество, смерть. Смерть разлучает цыганку Канделас с ее ветреным возлюбленным в балете де Фальи. Но магический «Танец огня» освобождает зачарованную призраком умершего героиню, и возрождает Канделас к новой любви.

Ритуальный танец огня из балета «Любовь – волшебница»

Блюз, зародившийся в конце XIX века на Юго-востоке США, стал одним из выдающихся явлений афроамериканской культуры. Он сложился, как сплав негритянских трудовых песен и спиричуэлс. Блюзовые песни американских негров выражали тоску об утраченном счастье. Классическому блюзу свойственны: импровизационность, полиритмия, синкопированные ритмы, понижение ступеней мажора (III, V, VII). Создавая «Рапсодию в стиле блюз», американский композитор Джордж Гершвин стремился к созданию музыкального стиля, который бы объединил классическую музыку и джаз. Этот своеобразный художественный эксперимент блестяще удался композитору.

Рапсодия в блюзовых тонах

Отрадно заметить, что любовь к фольклорному жанру не иссякла в музыкальной классике и сегодня. «Перезвоны» В. Гаврилина – ярчайшее этому подтверждение. Это потрясающее произведение, в котором – вся Россия – не нуждается в комментариях!

Симфония-действо «Перезвоны»

Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Главное меню

Самые интересные заметки

Стремительный расцвет русской музыки в XIX в. был связан с высоким художественным уровнем народного искусства. Во второй половине XVIII в. и в начале XIX в. композиторы еще не отличали крестьянской песни от ее городской переработки и сами платили более или менее явственную дань сентиментализму и псевдоромантике. Они использовали не столько шедевры крестьянского искусства, сколько популярные «городские песни». Историческое значение творчества М. И. Глинки состояло в том, что он первый осознал самобытность и высокую художественность лучших образцов крестьянской песни. Особо значительную роль сыграла его симфоническая фантазия «Камаринская». Основанная на творческом развитии двух русских мелодий, эта фантазия, по известному выражению П. И. Чайковского, стала «желудем», из которого позднее вырос могучий дуб русского симфонизма. В равной мере основополагающее значение для развития русского оперного искусства имели обе оперы М. И. Глинки, «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Преемники М. И. Глинки — П. И. Чайковский и «кучкисты» — энергично развили его принципы, использовав в своем оперном и инструментальном творчестве лучшие образцы народнопесенной классики и создав национальное музыкальное искусство, завоевавшее мировое признание. Народные мелодии они использовали и как темы своих произведений, и для создания целых опер, и, наконец, как образцы для подражания. При этом они смело шли на реконструкцию народных мелодий, дошедших до них в явно искаженном виде (яркий пример — «Высота» в опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова).

Основываясь прежде всего на народной музыке, русские композиторы использовали нередко и тексты песен, стремясь глубоко осознать их темы и идеи. Н. А. Римский-Корсаков говорил: «Народная песня для меня — целая программа». Опережая исследователей-фольклористов, которые тогда либо вовсе не знали о народном многоголосии, либо робко и неумело пытались привести его образцы, композиторы дали уже в последние десятилетия XIX в. образцы художественно верной интерпретации народных хоров (наиболее известный пример — хор поселян из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь»). Используя крестьянский мелос, композиторы, особенно П. И. Чайковский, не пренебрегали и интонациями городских песен, песен-романсов. В то же время они непримиримо боролись с дурным вкусом «псевдонародной» песни, как называли они мещанские песни. Борьба за строгий музыкальный вкус сыграла огромную роль в пышном развитии русской музыкальной классики.

С начала XX в. богатство русской народной музыки использовалось более редко и поверхностно, хотя именно тогда были найдены и зафиксированы неведомые ранее формы ее, в частности народное многоголосие. Это зависело от распространения модернистских направлений, как правило, пренебрежительно относившихся к народному творчеству, которое огульно зачислялось в «архаику». Вне поля зрения дореволюционных композиторов остались новые типы песен, начавшие развиваться с конца XIX в. (запретная тогда революционная песня, частушка).

Разработка наследия старой революционной песни была начата только советскими композиторами, что ярко сказалось в стиле многих советских массовых песен. Они же дали удачные образцы использования напевов частушки. Параллельно идет интенсивное собирание и изучение русской народной музыки.

Судьбы и перспективы народной русской музыки в советские годы

Принципиально новый взгляд на художественное творчество народных масс привел к радикальному и все более углубляющемуся сдвигу в судьбах музыкального фольклора. В его развитии и расцвете сказались многочисленные и разнообразные формы содействия народному искусству (интенсификация сбора и изучения образцов народной музыки, публикация новых сборников народных песен и наигрышей, широкое использование новых записей советскими композиторами, введение курса музыкального фольклора в музыкальных учебных заведениях, организация народных хоров — любительских и профессиональных, реконструкция народных инструментов и др-)-

В результате коренных изменений в крестьянском колхозном быту стали исчезать старинные обрядовые и «исторические» песни, тоскливые песни о бабьей доле, причитания, «духовные стихи» и т. п. Вместо них в селах зазвучали новые частушки и песни советских композиторов самых разных жанров, услышанные по радио, в кино. В разных областях процессы, происходящие в песенном репертуаре, сложны, местами противоречивы и мало еще изучены. Старинные народные инструменты продолжают вытесняться гармонью, баяном, а также целыми комплектами инструментов современного оркестра (духовыми, иногда «оркестрами народных инструментов», главным образом домрово-балалаечными ). Дальнейшие судьбы народной музыкальной культуры определяются интенсивностью развития музыкальной самодеятельности, в том числе хоров народной песни, которые имеют большое значение в укреплении и даже возрождении местных песенных традиций. Создаваемые в таких коллективах новые песни развивают местные музыкальные традиции, а по структуре стиха ориентируются на стихотворные размеры, утвердившиеся в русской поэзии. Новая народная песня развивается не интуитивно, а на основе широкого развития музыкальных знаний, музыкальной грамотности.

ТАНЦЫ

В настоящее время среди русского народа бытуют хороводы, бытовые и сюжетные танцы. Древней формой русского народного танцевального искусства были хороводы. Исполнение их, как правило, приурочивалось к определенному времени года. Поэтому хороводы принято называть обрядовыми, или календарными танцами. Хороводы среди других русских танцевальных жанров тематически наиболее богаты и разнообразны. В них нашли отражение многие стороны жизни русского народа. Наиболее древними следует считать те хороводы, в которых отражается труд народа («Просо», «Кто с нами пашенку пахати», «Как же мне, матушка, белый ленок сеять», «Посеяли девки лен» и мн. др.). Обычно текст этих хороводов излагается в форме диалога между отдельными группами исполнителей или участниками и солистом. В большинстве случаев тексты хороводов на трудовую тематику иллюстрируются соответствующими содержанию движениями, местами и мимикой. Хороводы на трудовую тематику легли в основу сюжетных танцев. В хороводах на бытовую тематику первое место занимают сюжеты, отражающие отношения в патриархальной семье.

В текстах этих хороводов образ женщины рисуется в двух планах: счастливой и беззаботной — в семье родителей и, наоборот, несчастной и горькой — в семье мужа. Девичье гулянье заменил тяжелый труд, а отца и мать — суровый и требовательный свекор и злая и придирчивая свекровь («Выходили красные девушки», «Вдоль да по улице», «Кабы знала, возвестила, я б повыше подмостила» и др.). В других хороводах изображается неравный брак, когда родители, преследуя материальные выгоды, отдавали свою дочь за богатого старика или «малого» недоростка. В текстах этих хороводов передана мечта девушки о любимом муже-ровне («Во поле береза стояла», «Ай, во поле липонька», «Он не ровня мне» и др.)* Выбор невесты или жениха в текстах хороводов часто рассматривается сквозь призму отношения человека к труду. Девушка обычно мотивирует отказ жениху-неровне тем, что он‘*не сможет работать так, как она, а «недоросток» еще может и расплакаться. Тема отношения к труду нашла свое развитие в хороводах, в которых высмеиваются лодыри и лентяи («То-то горе мое, горевание»). Особое^есто занимают хороводы, в которых нашли отражение социальные мотивы. Обычно в них высмеиваются попы, монахи, баре и т. д. В них народ высказывал свою ненависть к крепостному строю.

На основании хороводов с социальным содержанием в народе возник целый ряд шуточных и сатирических песен («Во саду ли, в огороде», «По улице мостовой», «Камаринская», «Барыня» и др.)* Особенно остро сатирическим содержанием отличается танцевальная песня «Барыня».

Хороводы бытовой тематики отличаются разнообразием и красочностью композиционных элементов и хореографических рисунков. Тут можно увидеть круги, ряды, зигзаго-спирале-подковообразные линии, «тестеры», «восьмеры» и т. д. В них встречаются и пантомима, и элементы народной драмы. Этими особенностями в большинстве случаев отличаются игровые хороводы. Многие танцевальные движения, вошедшие в золотой фонд русской народной хореографической классики, сформировались в хороводах. Среди хороводов русского и других славянских народов встречаются и такие, в которых отражались первобытные формы религиозных представлений и верований. Мелодии хороводов жизнерадостны, оптимистичны, эмоционально выразительны. Отличаются они ладовым богатством и ритмическим разнообразием.

Мелодии хороводов использованы в творчестве классиков и советских композиторов, особенно Даргомыжского, Римского-Корсакова, Чайковского и др. Хороводы занимают большое место в репертуаре современных народных самодеятельных и профессиональных танцевальных коллективов. Народная артистка РСФСР Н. Надеждина создала всемирно известный ансамбль «Березка», в основу репертуара которого легли хороводы.

Тематика и стилистические особенности хороводов имеют общеславянскую основу; бытовые танцы (трепак, камаринская, барыня, перепляс, частушка и кадриль) отличаются от них русским национальным колоритом, который прослеживается и в хореографии, и в музыке. Жанр бытовых танцев имеет свои специфические стилистические черты.

Бытовые танцы развивают, расширяют и углубляют основы орнаментальной хореографии, свойственной хороводам на бытовую тематику. Сохраняя общие композиционные элементы хореографии хороводов, народ широко развил и обогатил хореографическую лексику, определяющую национальную основу русского народного танцевального искусства. В бытовых танцах раскрывается характер человека, его находчивость, изобретательность, ловкость и безудержное веселье. В хороводах ведущая роль принадлежала женщинам, а в бытовых танцах — мужчинам, исполнявшим присядки, верчения, прыжки, «беги» и т. д. Среди бытовых танцев русского народа наиболее своеобразный и оригинальный танец — перепляс. Его исполнение носит импровизационный характер. Основой в нем является соревнование участников. Показывая свое исполнительское мастерство, в переплясе соревнуются не только мужчина с мужчиной или женщина с женщиной, но и мужчина с женщиной или целые группы танцоров. Принцип перепляса имеет большое значение в танцах, созданных в наше время. Исполнение частушек, состоящих из чередования песни и танца, как и перепляс, часто носит импровизационный характер. В частушке-танце в основном используются всевозможные дробушки.

В быту русского, украинского и белорусского народов привился французский танец кадриль, который, сохранив первоначальное название, приобрел черты национального танцевального искусства этих народов. Позже кадриль начали называть ланцы («лансье»). Русская кадриль отличается яркой самобытностью и имеет множество самых разнообразных вариантов. Характерной особенностью русской, а также украинской кадрили является наличие в них элементов сюжетности. В русской кадрили это настолько ярко выражено, что она имела значительное влияние на формирование многих сюжетных танцев.

Не менее интересна музыка бытовых танцев. На основании танцевальных песен «Камаринской», «Барыни», «По улице мостовой», «Под яблоней зеленой», «Березы», многочисленных мелодий частушек и т.д. создано множество вариантов инструментальных наигрышей. Мелодии бытовых танцев нашли широкое использование в произведениях классиков и советских композиторов. Некоторые из русских бытовых танцев стали неотъемлемой частью культурной жизни народов других республик нашей страны.

Сюжетные танцы отличаются от хороводов и бытовых танцев тем, что имеют определенный сюжет, который раскрывается хореографическими и музыкальными средствами художественной выразительности без текста. В хореографическом отношении они наиболее совершенны и представляют собой высшую ступень народного танцевального искусства. В них показана работа в поле, вышивание, повадки животных, птиц, рыб и т. д. («Ленок», «Капустка», «Утушка» и многие др.).

Кадриль имела влияние на формирование многих сюжетных танцев. В них нашли широкое применение композиционные элементы и танцевальная лексика, характерная для хороводов и бытовых танцев. Большое значение имеет также принцип перепляса.

Хороводы, бытовые и сюжетные танцы, созданные народом в течение веков, стали классическим наследием советского народа и составляют основу современной русской танцевальной культуры. Многие танцы претерпели ряд изменений. Трепак теперь не бытует, но он стал основой для создания многих вариантов дробушек, используемых во всех жанрах танцев. Русский перепляс до настоящего времени сохранился в народе как самостоятельный танец. Элементы перепляса нашли широкое применение во всех других танцах. Очень развилось и усовершенствовалось музыкальное сопровождение частушек. Многие народные танцы обрабатываются хореографами-профессионалами и входят в репертуар многочисленных самодеятельных и профессиональных танцевальных коллективов, в частности всемирно известного ансамбля, руководимого народным артистом СССР И. Моисеевым (варианты камаринской, барыни, частушек, сценические обработки хороводов и сюжетных танцев).

На основе классического наследия народных танцев в самодеятельных и профессиональных коллективах создаются хореографические произведения, отражающие жизнь русского народа в прошлом и настоящем. В наше время развивается в основном жанр сюжетных танцев. Тематика их исключительно широка. Их творцами являются народные исполнители, хореографы-профессионалы и отдельные коллективы, хорошо знающие жизнь народа и его художественные запросы.