Русские народные танцы

Фольклор — это самое ценное достояние народа . В народном танце мы можем видеть мысли, чувства, настроение русского народа. Все, что происходило в жизни русских, оставило огромный отпечаток на народном творчестве. Русским танцорам, исполняющим народные танцы, присуще высокое мастерство и виртуозная техника исполнения.

Виды русских народных танцев

Развитие русского танца шло в различных направлениях:

Во времена Петра I танец стал придворным, и предпочтение отдавалось европейским танцам: французской кадрили, менуэту, полонезу… Кадриль и полька появились под влиянием европейской культуры. В это же время народная пляска приобретает вид крепостного балета В XVIII веке русские народные танцы начали исполняться на русской сцене. В 1937 году уже ХХ столетия появился некий ансамблевый народный танец.

Основные жанры русского народного танца

За основу классификации русских народных танцев берется их хореографическая структура. Русский народный танец делится на два основных жанра — хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов.

Хоровод – это так называемый танец, песня, игра; синхронное движение и исполнение хороводной песни. Участники хоровода держатся руки. В России существуют свои местные особенности исполнения хороводов. Разнообразие в костюмах, в движениях, переходах – вот, что отличает хоровод от других танцев. Танцевальные рисунки, фигуры могут быть как женскими и мужскими, так и совместными. Хороводы часто танцуют под вокальный аккомпанемент, песню, в которой есть действие. Участники хоровода стараются инсценировать содержание песни.

Хороводы бывают орнаментальными и игровыми

Орнаментальные хороводы, их еще называют фигурными, узорными состоят из строгих форм, несложных и однообразных фигур.

Игровые имеют игровой сюжет и действие. В танец вводятся элементы крестьянского быта: лента, палка, платок, венок из цветов и т.д. Композицию таких хороводов строят по кругу, в линию и парами. В кругу происходит действие, а участники как бы наблюдают за происходящим.

Пляски или плясовые – это ранние обрядовые, а сейчас – бытовые танцы. Этот танец сформировался из хоровода, увеличив темп исполнения и разнообразив рисунки переходов и построений. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. В этом танце принимают участие парни и девушки.

Мужская пляска размашистая, широкая, сильная, высокая.

Женская пляска плавная, величавая, задушевная, но в то же время, живая и задорная.

Парная исполняется игриво и задорно. Смысл парной пляски — разговор, диалог любящих друг друга людей. Ее темп ровный, рисунки разнообразные.

Перепляс — это соревнование. Парни соревнуются в ловкости, силе, удали, индивидуальности. Это исключительно мужской танец. Перепляс исполняется под стандартные народные мелодии или под частушки. В настоящее время перепляс исполняется так: по несколько танцоров с двух сторон становятся друг против друга и начинают танцевать наперебой.

Массовый пляс – это парный не сценический танец без возраста и пола, его позволительно танцевать всем без разбора. В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников.

Групповая пляска – массовый танец без конкретных сложных рисунков и построений, в основном это хороводные переходы, импровизации.

Кадриль — французский танец, исполняемый 2-4 парами, расположенными друг напротив друга. Кадриль появилась в конце 18 века. Ее первоначальное название Le Pantalon. Русский народ веками изменял и совершенствовал кадриль, изобретая всевозможные новые движения, манеру исполнения и сделал кадриль подобием русских плясок.

Народно-сценический танец

История развития русского народного танца от истоков до наших дней. Хореографическая структура хороводов и плясок. Методика преподавания народно-сценического танца на первоначальном этапе обучения. Правила исполнения движений народного экзерсиса.

Подобные документы

Анализ школы народно-сценического танца как целостной художественно-образовательной системы. Характеристика проникновения народного танца в недра балетного искусства. Обзор эволюции группировок, сочетания костюмов, подчиняющихся сценическим задачам.

Основные части урока народно-сценического танца, его структура, используемые методы и приемы ведения. Организационные формы проведения данного мероприятия и требования к музыкальному оформлению. Содержание, цели и задачи урока первого года обучения.

История создания ансамбля народного танца Грузии. Эволюция и реформа грузинского танца, национальный характер балета. Ансамбль народного танца Грузии на современном этапе. Ансамбль народной песни и танца «Эриссини», грузинские полифонические мелодии.

Определение, основные элементы и движения экзерсиса, развивающие и тренирующие психофизический аппарат обучающегося. Основная особенность народно-сценического экзерсиса, его пластико-технологические особенности и применение принципа контрастности.

История создания танцевальных самодеятельных коллективов. Влияние экзерсиса классического танца на формирование исполнительской культуры. Понятия и принципы танцевальной исполнительской культуры. Принцип формирования репертуара в ансамбле народного танца.

Истоки форм русского народного танца. Балетное искусство России XVIII века. Совершенствование форм хореографии. Балет как высшая форма хореографии. Особенности форм народной хореографии. Основные элементы русского народного танца. Положения рук и ног.

Народно-сценический танец как предмет обучения. Основные исполнительские особенности танцев народов мира. Сложные технические элементы русской народной хореографии. Составляющие элементы грамотного исполнения технически сложных танцевальных движений.

История возникновения классического танца. Методы преподавания, структура занятий. Выработка осанки и устойчивости. Проверка музыкальности, ритмичности, координации движений. Правила выполнения preparation у станка. Анализ исполнения и исправление ошибок.

Балет и разновидности сценического танца. Создание хореографического образа на сцене. Танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. Свободный пластический танец.

История развития танца как совершенно особого вида искусства. Танец — одна из самых действенных форм магического (священного) ритуала. Магический танец вчера и сегодня, позы и позиции. Символизм танца. Основные положения и понятия. История танца живота.

Воспитание патриотизма средствами хореографического искусства (на основе русского народного танца)

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького«

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА СРЕДСТВАМИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

(НА ОСНОВЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА)

г. Лукоянов – 2014 г.

Воспитание патриотизма средствами хореографического искусства (на основе русского народного танца)

Будущее России зависит от степени готовности молодого поколения к достойным ответам на исторические вызовы, к защите интересов многонационального государства.

В сфере процветания страны, появлении новых современных технологий, постепенно начинают уходить традиции и обычаи нашей Родины. В СМИ всё реже транслируются передачи, в которых показывают народные танцы и песни для молодежи и многое другое. Поэтому очень сложно полностью осмыслить, выразить словами и отобразить культуру России, к тому же нарастают миграционные процессы, которые проводят к конфликту различных культурных традиций и ценностей. Нарушается преемственность в культурно — историческом развитии российского общества, меняется сложившаяся система ценностей.

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время система патриотического воспитания подрастающего поколения требует совершенствования и системности, для того чтобы соответствовать новым реалиям.

Это особенно важно в связи с существованием негативных тенденций в воспитании подростков и молодежи нашего общества и роста отсутствия цели в жизни среди молодежи, что требует принятия адекватных ситуации решений, поиска новых организационных, педагогических средств, форм и методов воспитания молодежи, которой вскоре предстоит принять на себя ответственность за судьбу России. Вот почему так остро стоит этот вопрос. Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите.

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.

Непонимание же молодежью искусства, созданного гением народа, происходит от серьезных пробелов в художественном ее воспитании, упущении в культурной работе в целом и почти полного отсутствия до недавнего времени пропаганды народного искусства в частности.

В системе профессиональной подготовки педагогов в педагогическом колледже дополнительное образование призвано содействовать повышению качества подготовки конкурентоспособного специалиста. Обучающиеся вовлекаются в активную внеучебную творческую деятельность, в том числе посещают хореографическую студию. Программа дополнительного образования «Хореографический ансамбль» охватывает несколько направлений танцевального искусства. Задача педагога не только научить воспринимать красоту движения, но и через музыкальные образы способствовать формированию художественного вкуса, пониманию самой жизни и нравственному становлению личности.

Перед преподавателями колледжа стоит двойная задача – учить будущих учителей. Это тем ответственнее, что выпускники колледжа идут работать в начальную школу, где закладываются основы личности ребенка, всестороннего воспитания. Дополнительное образование в сфере нового взгляда на всю систему образования нашей страны выступает как приоритетное. Ориентация общества на возрождение национальной культуры русского народа предполагает обращение к его духовным традициям, обычаям, обрядам и более активное использование их воспитательного потенциала.

Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры, приобщению молодежи к отечественным ценностям во многом способствуют занятия русским народным танцем. Ведь именно развитие русского народного творчества тесно связано со своей историей русского народа, а народный танец с помощью танцевальных образов, в специфической форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы.

Изучение русского народного танца способствует знакомству обучающихся с богатейшим хореографическим фольклором нашей страны, воспитанию любви к Родине, к своей нации.

Народный танец чрезвычайно богат и разнообразен. Искусство танца родилось в глубокой древности. Издавна человек привык в движениях передавать волнующие его чувства. Языком танца может быть раскрыт духовный мир человека, показано его отношение к труду, к людям, к различным событиям. Раздел «Народный танец» занимает особое место в преподавании хореографии по программе дополнительного образования.

Данный материал изучается в виде теоретических и практических занятий. На начальном этапе в ходе непосредственно – образовательной деятельности разучивания элементов русского народного танца студенты знакомятся с историей возникновения танца, традициями, сюжетом русского народного танца, особенностями его композиции. Непосредственно при создании танца говорим о костюме, в котором танцевали этот танец. Рассказывается его история, в каких областях России его танцевали, в каких темпах и характерах. Слушаются музыкальные фрагменты танца в разном характере и темпе .

Изучаются и отрабатываются позиции рук и ног мальчиков и девочек в русского народном танце, элементы, движения, связки русского народного танца : переменный шаг, притоп, шаг-каблук, ковырялочка, моталочка, веревочка, дробь и т.д.

Большой интерес вызывает у студентов изучение истории русской пляски, которая уходит в языческие времена, когда северяне, вятичи и радимичи: «схожахуся на игрища, на плясанья и на вся бѣсовьскыя пѣсни, и ту умыкаху жены собѣ».

В Древней Руси хранителями русских танцевальных обычаев были скоморохи, которые ходили ватагами и выступали под пение сопелок и удары бубнов. Скоморохи выступали для забавы в княжеских, боярских и купеческих хоромах. Нередко скоморохи выступали в личинах (масках).

Пляска характеризуется соблюдением ритма, который, впрочем, замечается и в движениях сердца и лёгких, а равно и в соединённых с перемещением и с выражением ощущений, так что ритм пляски является лишь резче и сильнее выраженною естественною формою передвижения.

Пляскам парни и девушки учились с малых лет. Они наблюдали за старшими на праздниках и свадьбах, тут же пробуя. С возрастом навыки шлифовались, придумывались новые «коленца». Танцоры старались не только повторить, но что-нибудь своё придумать — отсюда большое разнообразие самобытных русских переплясов. Соревнуясь в пляске, молодёжь щеголяла ловкостью, удалью и грацией, праздничными нарядами. Парни и девушки присматривались друг к другу. И чтобы понравиться, старались и в танцах показать себя.

До Революции, а во многих местах и до Великой Отечественной войны проводились состязания плясунов — чаще всего на ярмарках, а также на Масленицу. На известных плясунов порой «спорили» и делали ставки. Победитель получал хороший приз в виде подарка, вина, угощений или денег. Добыча, как правило, делилась на всю «честну́ю» компанию. Состязания проходили в виде парной и одиночной пляски в форме перепляса. Переплясывая, один из плясунов показывал одно движение или их комбинацию, соперник должен был их в точности повторить. Затем показывал свои. К каждым выходом движения усложнялись. Иногда, в переплясе были другие правила: соревнующиеся, попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор «выкрутасов». Порой танцевали одновременно «до упа́ду» — кто первый упадёт от усталости.

Все основные движения русского танца отражают черты национального характера русского народа. Русские танцы является составляющей частью народной хореографии, разнообразны в ритмическом и мелодическом отношении. Самой простой формой русских танцев являются хороводы – неотъемлемая составляющая весенних и летних больших праздников. Хороводы как медленные, так и быстрые – строятся на простых танцевальных движениях – русский переменный шаг, простой шаг, припадания и т.д. Композиции хороводов напоминают причудливые узоры русских кружев, исполняются не только в кругу, но и в линиях, змейках, цепочках. Значительное место занимает композиционное построение – рисунок танца, характеризующий название: «Цепочка», «Плетень», «Улитушка», «Корзинка», «Воротца» и т.п.

Среди русских народных танцев большим успехом пользуются кадрили, которые интересны рисунками отдельных фигур: прямые линии, круги, зигзаги, воротца, звездочки. Названия «Проходная», «Косичка», «Цепочка», «Прощальная» подчеркивают особенности той или иной фигуры.

Наряду с танцами, имеющими законченную форму, широко распространены переплясы, в которых между танцующими возникает своеобразное соревнование в виртуозности движений, в силе, ловкости, выносливости, изобретательности.

Существовало три характерных танцевальных приема: шаг, притоптывания, верчение и присядка. Пляска обыкновенно начиналась с «выхода», когда танцор, торжественно выкобениваясь, занимал место в центре круга, выпрямлялся, откидывал голову и упирал руки в бока. Затем он попеременно приседал, выставляя вперед то одну ногу, то другую. При этом танцор выкаблучивался, ставя ногу то на носок, то на каблук (выкрутасы). Мужчины часто плясали попеременно, как бы соревнуясь друг с другом (перепляс).

Одним из наиболее распространённых был шаг, состоявший из множества элементов, в том числе из приседаний, подъёма на цыпочки и др. Особенно популярным был вариант, называвшийся трёхшаг, при котором танцор делал три шага, укладывавшиеся в три первые восьмушки двухчетвертного такта. Распространённым вариантом шага были дробушки, то есть быстрые движения ногами на одном месте. Плясовой шаг мог сопровождаться покачиваниями бедрами, что особенно было характерно для женской пляски.

Частым элементом русской пляски были хлопание в ладоши, по телу и голенищу сапог (Камаринская).

Изучение всего этого материала, несомненно, обогащает и расширяет кругозор студентов, заставляет по-новому взглянуть на русский народный танец, помогает лучше овладевать актерским мастерством, которое необходимо при подаче танца, особенно народного игрового.

Таким образом, приобщение молодежи к отечественным ценностям посредством занятиями русским народным танцем во многом способствует решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры. Ведь именно народный танец с помощью танцевальных образов, в специфической форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа. Народный танец тесно связан со своей историей, дает богатейший воспитательный потенциал, и ориентирует нашу современную молодежь на возрождение национальной культуры русского народа.

Русские народные танцы основы

В XIX столетии в области танца и танцевальной музыки происходит значительное обновление образности и выразительного языка, появляется огромное количество новых жанров. В наибольшей степени этому способствовали бурные социальные потрясения, происходящие в Европе в конце XVIII — первой половине XIX века и повлекшие за собой радикальные перемены в общественной и культурной жизни (Великая французская революция, наполеоновские войны, национально-освободительное движение в Австрии, Германии, Италии, Польше).

Франция, в течение нескольких веков определявшая основные направления развития хореографического искусства, по-прежнему остается танцевальным центром Европы. Преподаватели-французы пользуются огромной популярностью во многих странах и считаются самыми талантливыми и осведомленными в области танца (причем, как бытового, так и сценического).

В бальной практике начала XIX века еще сохраняются многие танцевальные жанры прошлых времен. Во Франции продолжают исполнять менуэт, гавот, бурре, в Англии — жигу, в России — гавот, гросфатер, менуэт, французскую кадриль. Однако манера их исполнения меняется, становясь более непринужденной; темп танцев ускоряется; старые композиции видоизменяются и приспосабливаются к новым эстетическим вкусам и правилам поведения в обществе.

Бальная практика, в свою очередь, оказывает огромное воздействие на сценический танец, способствуя обогащению хореографии новыми па, ритмами, темпами, а музыки — образами и выразительными средствами. Но все же, говоря о танцевальных формах и жанрах, являвшихся составной частью всех представлений музыкального театра и основой классического балетного спектакля XIX века, необходимо сказать о той роли, которую сыграло в их эволюции эстетическое течение «романтизм».

Процесс разделения между бытовой танцевальной музыкой и академической, начавшийся еще в эпоху Ренессанса, в XIX веке усиливается. Высокохудожественные образцы танцевальных произведений все более отрываются от абстрагированного бытового танца. Часто танцевальность выступает завуалировано, не обнажая своей четкой гомофонности, квадратной основы, обычной расчленности и других характерных свойств. Это уже не столько танцы, сколько опоэтизированные представления о них.

***
Многие из описываемых танцевальных жанров возникли и стали широко известны задолго до XIX столетия (например, хота, трепак, лезгинка и др.). Но мы все же решили поместить их характеристику в данном разделе, так как именно в XIX веке они завоевали популярность по всей Европе и вошли в профессиональное музыкальное и хореографическое искусство.

ВАЛЬС (франц. valse; от нем. walzer, walzen — выкручивать ногами в танце, кружиться; англ. waltz, итал. valzero) — парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением; один из самых распространенных бытовых музыкальных жанров, прочно утвердившийся в профессиональной музыке европейских стран. Музыкальный размер 3-дольный (3/4, 3/8, 6/8). Темп вальса, первоначально умеренно-быстрый, впоследствии мог быть различным — от медленного до быстрого.

ЭКОСЕЗ (экоссез; франц. [dance] ecossaise — «шотландский [танец]») — старинный шотландский народный танец, происходящий от контрданса. Отличительные черты — быстрый темп, размер 2/4, обычно в мажорном ладу. Музыкальная форма экосеза представляет собой две повторяющиеся 8- или 16-тактовые части.

Примеры:
Бетховен 6 экосезов для фп., 1823; два экосеза для фп., 1825; экосез для военного оркестра, 1810
Шуберт Более 90 фп. экосезов
Шопен Три экосеза для фп. соч. 72, 1830
Вебер
Чайковский «Евгений Онегин»

КАДРИЛЬ (от исп. cuadrilla — буквально — группа из 4-х человек, от лат. quadrum — четырехугольник) — бальный танец XVIII—XIX веков, происходящий от контрданса. Музыкальный размер чаще 2/4, темп подвижный. Музыка, обычно основанная на популярных мелодиях (в т. ч. на таких «неподходящих», как темы из «Тристана и Изольды» Вагнера или Stabat mater Россини), складывалась из 8- или 16-тактовых разделов, соответствующих определенной фигуре танца. Перед кадрилью обыкновенно звучит восемь или шестнадцать тактов (ритурнель), которые уведомляют танцующих, что им пора занять свои места. После того, как танцующие заняли свои места, музыка играет интродукцию (8 тактов) Такую интродукцию играли перед каждой фигурой кадрили.

Танцевальная техника исполнения была доведена до совершенства, а движения были идеально законченными и выверенными. Хореографические фразы поочередно исполнялись разными парами, а каждая фигура заканчивалась общим движением, соединяющим всех участников танца.

Существует множество разновидностей кадрили, распространенных в народном быту — русская, украинская, белорусская, литовская, латышская, эстонская, американская (получившая название square dance, букв. «квадратный танец»). Русская кадриль, отличающаяся самобытностью, имеет многообразные местные варианты: московская, калининская, волжская, уральская и др. Одна из разновидностей кадрили — народные танцы шестера, восьмера, четвера, распространенные на Урале и в северных областях России.

Примеры:
— Творчество Ланнера , семьи Штраус , фп. пьесы Глинки и др. композиторов конца XVIII —XIX века

ЛАНСЬЕ (франц. lancier, букв. — улан) — английский бальный танец (английская кадриль), разновидность контрданса. Получил распространение в Европе в середине XIX века.

ТАМПЕТ (франц. — «буря») — парный массовый народный танец, возникший в конце XVIII века. Музыкальный размер 2/4, темп подвижный.

Примеры:Асафьев «Пламя Парижа» № 17

КОТИЛЬОН — бальный танец французского происхождения, близкий контрдансу. Ранний вид котильона известен с XVIII века, тогда он состоял только из одной фигуры и напоминал поздние формы бранлей. Особое распространение танец получает в середине XIX века в странах Европы и в России. К этому времени относится усложнение его композиции и появление огромного количества фигур.

ГАЛОП (франц. galop, от франкск. wahl-hlaup — кельтская рысь, wala-hlaupan — хорошо бежать; нем. — Galopp, galopade, Galoppwalzer) — бальный танец XIX века, исполняющийся в стремительном скачкообразном движении. Музыкальный размер 2/4, характерны острые, пунктирные ритмы.

Канкан

КАНКАН (cancan, букв. — шум, гам) — быстрый, энергичный танец в размере 2/4, по-видимому, алжирского происхождения. Берет свое начало от контрданса, кадрили или галопа. Характерные па: выбрасывание ноги, высокие прыжки. Появился в Париже в 1830-х гг. и вскоре вошел в моду, являясь непременной принадлежностью общественных балов.

Примеры:Шостакович «Золотой век» № 33

МАЗУРКА (польск. mazurek) — польский народный танец. Характеризуется быстрым темпом, трехдольным размером. Ритмика мазурки своеобразна, акценты, порой резкие, часто смещаются на вторую, а иногда и на третью долю такта, встречаются даже на двух или всех трех долях.

КРАКОВЯК — польский народный танец в оживленном движении на 2/4 с характерным синкопированным ритмом. Возник в Краковском воеводстве, но с давних пор (существование его засвидетельствовано уже в 14 в.) получил распространение по всей Польше, преимущественно в шляхетской среде, а затем и в крестьянском быту. Так же, как полонез, краковяк назывался «большим танцем» и имел торжественный характер воинского шествия; с течением времени стал более разнообразным, сохранив, однако, 2-дольность.

Примеры:
Эльснер Увертюра к опере «Король Локетек», хор «a la Krakowiak» из оперы «Ягелло в Течине», «Rondo a la Krakowiak»
Шопен «Большое концертное рондо» («Rondo a la Krakowiak») для фп. с оркестром; финал 1-го концерта для фп. с оркестром
С. Монюшко, З. Носковский, Ю. Зарембский и др. польские композиторы
Глинка Краковяк из оперы «Иван Сусанин»
Римский-Корсаков Опера «Пан-воевода»
Глиэр Балет «Бахчисарайский фонтан»

БОЛЕРО — испанский народный парный танец. Темп движения умеренный, музыкальный размер 3-дольный. Ритмический рисунок зачастую близок ритму полонеза.

Примеры:
Бетховен «Песни разных народов», тетрадь 1 № 19 (обработка народной песни «Белая голубка») и 20
Мегюль «Слепые из Толедо»
Вебер «Прециоза»
Обер «Немая из Портичи», «Черное домино»
Берлиоз «Бенвенуто Челлини»
Чайковский «Лебединое озеро»
Делиб «Коппелия»
Шуман Романс «Идальго» соч. 30 № 3
Верди Болеро Елены из оперы «Сицилийская вечерня»; песня Эболи с хором из оперы «Дон Карлос»
Глинка Романсы «Победитель», «О, дева чудная моя»
Мусорский Романс «Оделась туманами Сиерра-Невада»
Шопен «Болеро» для фп. соч. 19
Альбенис Болеро «Puerta de Tierra» для фп.
Равель «Болеро» для оркестра

СЕГИДИЛЬЯ — испанский народный танец-песня. Темп умеренный или быстрый (allegro, allegretto), размер 3-дольный, лад чаще всего мажорный (изредка — чередование мажора и параллельного минора). Мелодия обычно начинается со слабой доли, в конце фраз используются мелизмы. Характер жизнерадостный.

Примеры:
Примеры:Глинка Увертюра «Ночь в Мадриде» (инструментальные и вокальные темы 2-х кастильских сегидилий, записанные композитором в Испании)
М. де Фалья Мурсийская сегидилья из цикла «Семь испанских народных песен»
Бизе «Кармен» 1 акт
Альбенис

ФАНДАНГО — общее наименование обширной группы испанских парных танцев, генетически восходящих к одному древнему прототипу. Родина фанданго — Андалусия (южная Испания), где его варианты бытуют обычно под названиями, производными от местных топонимов: малагенья (от Малага), ронденья (от Ронда), гранадина (от Гранада), картахенера (от Картахена) и др.

Примеры:
Глюк Балет «Дон Жуан» (процитирована одна из мелодий)
Моцарт «Свадьба Фигаро» 3 акт
А. Солер Фанданго для клавесина
Римский-Корсаков «Испанское каприччио» (одна из тем)
— Пьесы в духе фанданго есть также у Д. Скарлатти, Боккерини, Альбениса, Гранадоса, М. де Фальи.

ХОТА — испанский парный танец. Известен с XVII века, хотя первый сохранившийся образец относится к 1779 г. (в тонадилье «Летние приключения» П. Эстеве-и-Гримау). Характерные особенности: быстрый темп, 3-дольный размер, короткий затакт, членение мелодии на фразы объемом в 4 такта с кадансами поочередно на доминанте и тонике, мажорный лад.

Примеры:
Глинка Симфонические увертюры «Арагонская хота» и «ночь в Мадриде»
Лист «Испанская рапсодия» для фп.
М. де Фалья Балет «Треуголка» финал; Хота из вокального цикла «7 испанских песен»»; фп. цикл «4 испанские пьесы» № 1 («Арагонская»)

ХАБАНЕРА (от названия города La Habana — Гавана) — кубинский танец и песня. Размер 2-дольный (2/4), темп умеренный или умеренно подвижный. Отличительная деталь — постоянная ритмоформула аккомпанемента с пунктирным ритмом на 1-й доле, выдерживаемая в басу на протяжении всей пьесы.

Примеры:
Бизе Опера «Кармен», хабанера Кармен «У любви как у пташки крылья…»
Шабрие, Дебюсси и др. французские композиторы
Равель «Испанская рапсодия»
Творчество испанских композиторов

ПОЛЬКА — один из наиболее популярных национальных чешских танцев (Богемия). Характерным для нее являются оживленный темп, 2-дольный размер (2/4), четкий ритм.

Примеры:
Сметана, Дворжак, семья Штраус, Рубинштейн, Балакирев, Чайковский, Рахманинов и др.
Стравинский «Цирковая полька»
Шостакович Балет «Золотой век» № 30

ФУРИАНТ (чеш. furiant, букв. — гордец, зазнайка, от лат. furia — ярость, неистовство) — чешский народный парный танец юмористического характера в быстром темпе. Сопровождается пением. Размер переменный 2/4 — 3/4, причем вначале следуют три 2-дольных, а затем два 3-дольных такта. Танец изобилует острыми ритмическими акцентами.

Примеры:
Сметана Опера «Проданная невеста»; «Чешские танцы» для фп.
Дворжак «Два фурианта» для фп.; секстет соч. 48; фп. квинтет соч. 81; «Славянские танцы» для оркестра № 1 и № 8; Симфония № 6
Кршичка Фурианты для оркестра
Вейнбергер «Чешские танцы»

ВЕРБУНКОШ (от нем. Werbung — вербовка) — стиль и жанр венгерской танцевальной музыки, возникшие во 2-й половине XVIII века. Зарождение их связано с вербовкой новобранцев в армию. Литературные источники и рисунки свидетельствуют, что уже в середине XVIII в. вербовка сопровождалась танцами и музыкой. Около 1770 г. эта музыка получила название «вербункош», распространившееся по всей стране.

Примеры:
Ракоци-марш, созданный неизвестными композиторыми
Творчество венгерских композиторов (Бихари, Лавотта, Чермак, Эркель, Кодаи)
Лист «Венгерские рапсодии» для фп.
Гайдн Rondo all ongarese из фп. трио Соль мажор
Моцарт Скрипичный концерт Ля мажор, финал
Бетховен Симфония № 3, финал; Симфония № 7, тема побочной артии; увертюра «Король Стефан»
Шуберт Струнный квинтет соч. 163, финал; «Венгерский дивертисмент»
Берлиоз Использование мелодии Ракоци-марша в оратории «Осуждение Фауста»
Брамс Концерты; «Венгерские танцы»

ЧАРДАШ (от венг. csarda — трактир, деревенский кабачок) — венгерский народный танец в размере 2/4 или 4/4, с характерными синкопами и типичными мелодическими окончаниями, которые периодически повторяются. Состоит из двух контрастных частей: меланхоличного или патетического вступления, сопровождающего круговую мужскую пляску — лассу (лашшу — венг. lassu), и быстрой фришки (венг. friss), сопровождающей зажигательную парную пляску. Фришка часто начинается медленно, но, постепенно ускоряясь, достигает стремительного темпа.

Первая публикация чардаша относится к 1834 г.; тогда же он стал бальным танцем. Наибольшей популярности чардаш достиг в 1845 — 80-х гг.; как народный танец существует в Венгрии и поныне.

ХАЛЛИНГ (от Hallingdal — название долины на западе Норвегии) — норвежский сольный мужской народный танец. Музыкальный размер 2/4, реже 6/8, ритм богат и разнообразен (часто применяются синкопы). Темп умеренный, нередко ускоряется к концу танца. Музыкальное сопровождение к танцу обычно играют на хардингфеле — народной норвежской скрипке.

Примеры:
Григ Норвежские танцы для фп.
Творчество норвежских композиторов (У. Булля, Ю. Хальворсена и др.)

СПРИНГДАНС (также — спрингар, спринглейк, от норв. springe — прыгать) — популярный норвежский крестьянский танец, получивший название в связи с особенностью его исполнения — вприпрыжку. Близок шведскому народному танцу полска.

Примеры:
Григ Норвежские танцы для фп.; Спрингданс из цикла «Лирические пьесы» для фп.

ТРЕПАК — старинная русская пляска, плясовые движения которой (преимущественно дробные шаги и притоптывания) импровизировались исполнителем, стремившимся показать удаль и виртуозное мастерство. По характеру трепак, имеющий много общего с «Камаринской» и «Барыней», представлял собой либо одиночную мужскую пляску, либо пляску-соревнование (так называемый перепляс). В отличие от них не имел традиционной мелодии, т. к. его происхождение не было связано с конкретной песней. Метроритмическая формула — два 2-дольных такта с дроблением сильной доли 1-го такта и дальнейшим укрупнением длительностей.

Примеры:
Чайковский Балет «Щелкунчик»; «Характеристический танец», соч. 72 № 4 для фп; «Приглашение к трепаку» соч. 72 № 18 для фп.; финал скрипичного концерта
Римский-Корсаков Пляска и песня скоморохов из 1-й картины оперы-былины «Садко»
Мусоргский Трепак из вокального цикла «Песни и пляски смерти»
Стравинский «Русская» из балета «Петрушка»

ГОПАК (от укр. гоп — восклицание во время исполнения танца; отсюда же глаголы гопати, гопкати — прыгать) — украинский народный танец в быстром темпе и музыкальном размере 2/4. Ритм — четкий и акцентированный. Песенные и инструментальные мелодии гопака исполняются в народе и как самостоятельные музыкальные пьесы.

Примеры:
Мусоргский «Сорочинская ярмарка», песня «Гопак»
Чайковский «Черевички», «Мазепа»
Римский-Корсаков «Майская ночь»
Гулак-Артемовский «Запорожец за Дунаем»
Соловьев-Седой «Тарас Бульба»
Хачатурян «Гаянэ»

ЛЕЗГИНКА — народный танец лезгин (Дагестан), распространенный по всему Кавказу. Музыкальный размер 6/8 (иногда 2/4), иногда происходит чередование размеров 6/8 и 3/4. Мелодия четкая, динамичная, ритм — упругий с энергичными ударами-акцентами, темп быстрый. Благодаря этим характеристикам музыкального сопровождения эмоциональная насыщенность и экспрессия танца еще более усиливается. Аккомпанируют исполнению различные народные музыкальные инструменты и пение хора, причем ритм отбивается всеми присутствующими в ладоши.

Примеры:
Глинка «Руслан и Людмила»
Бородин «Князь Игорь» половецкие сцены (пляска мальчиков и дикая мужская пляска)
Рубинштейн «Демон»
Балакирев «Исламей». Симфоническая поэма «Тамара»
Римский-Корсаков «Шехеразада» финал
Ипполитов-Иванов «Кавказские эскизы»

КЕЙК-УОК (также кекуок, кек-уок; англ. cakewalk — ходьба с пирогом) — популярный с середины XIX века танец-марш афро-американского происхождения. Характерные черты: быстрый темп, музыкальный размер — 2-дольный, синкопированный ритм, аккорды, воспроизводящие звучание банджо, игровой комедийный (часто иронически-гротесковый) склад. Остро акцентированные ритмы, типичные для кейк-уока, в дальнейшем легли в основу рэгтайма, а двумя десятилетиями позже определили стиль эстрадного джаза.