План-конспект занятия (старшая группа) по теме:
Сценарий фольклорного праздника «Иван Купала»

Сценарий праздника «Иван Купала»

Задачи:

· Развивать интерес детей к старинным русским обычаям;

· Развивать интонационную выразительность речи;

· Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;

· Вызвать эмоциональный отклик детей.

· Приобщить к обрядовой культуре.

· Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала, воспитывать уважение к традициям своего народа

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Иван Купала»

  • Развивать интерес детей к старинным русским обычаям;
  • Развивать интонационную выразительность речи;
  • Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;
  • Вызвать эмоциональный отклик детей.
  • Приобщить к обрядовой культуре.
  • Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала, воспитывать уважение к традициям своего народа
  • Русские народные костюмы (сарафаны, рубахи, венки, косынки, шапки)
  • Музыкальный центр с русскими народными песнями
  • Костюмы для персонажей:
  • Солнце (рубаха, желтый сарафан, солнце-ободок на голову)
  • Вода (рубаха, голубой сарафан, накидка голубая)
  • Баба-Яга (веник. )
  • Кикимора
  • Русские народные сарафаны и косынки, венки (у родителей), «речка» для танца «Иван-Купала»
  • Колокольчик и платок (для игры «Гори-гори ясно»)
  • Ленточки
  • Костёр

На площадку под музыку «На Ивана на Купала…» выходят « Солнце » и «Вода»

Солнце : Здравствуйте, дети! Узнали нас?

Я — «Золотое яблочко по небу катаюсь,

С утра всем улыбаюсь» Кто я? (ответы детей).

Это я, Солнышко, теплое, яркое.

Вода : А я — и туча и туман,

И ручей, и океан,

И стекляшкой быть могу» (ответы детей).

Я — Водица прохладная, в жару самая желанная.

Солнце и Вода: Мы к вам на праздник пришли, кто нам скажет, что это за праздник?

1 ребенок : На Ивана, на Купала, в ночь, на берегу реки

Все усердно заплетают из цветов и трав венки.

2 ребенок : А потом с веселым смехом пустят их по струям вод,

Разожгут огонь до неба и заводят хоровод.

3 ребенок : Сквозь огонь мы смело прыгнем —

Пусть сгорает зло до тла!

4 ребенок : Это праздник лета, солнца,

Праздник лета и тепла!

5 ребенок : Загадав свои желанья, ищем папоротника цвет-

Верим: сбудутся мечтанья, хоть цветка в помине нет!

Солнце и Вода: Правильно, Иван Купала — это праздник огненного Солнца и Воды прохладной, поэтому мы сегодня здесь, у вас в гостях.

Солнце : На Ивана Купала парни да девушки хороводы водили, да песни пели!

Вода : Приглашаю детвору

На весёлую игру!

В ручеек все становитесь!

Выбрать пару не ленитесь!

Ручеек (музыка: Пелагея «В горнице моей светло…»)

Солнце: Тай, тай, налетай

Порезвись и поиграй!

Всех в игру мы принимаем

Никого не обижаем

Игра «Гори-гори ясно!»

Солнце: Самая известная легенда купальского праздника повествует о цветке.

Вода: В праздничную ночь Ивана Купала расцветает цветок и словно светится в ночи, указывая на место, где зарыт клад.

Выбегают Баба Яга и Кикимора (музыка Руслана «Дикие танцы»)

Солнце и Вода : Ой-ой, вот и нечистая сила появилась. Кто вы?

Баба Яга : А отгадайте наши загадки — обманки, тогда узнаете:

В избе на куриной

Нечистая сила: Василиса Премудрая .

Кикимора : В дремучем лесу, на болоте

Меня вы непременно найдете.

Не рыбка я, и не лягушка,

Баба Яга моя подружка.

Нечистая сила : Снегурка

Баба Яга : Кто здесь про цветок волшебный говорил?

Кикимора : Кто про клад вспоминал?

Солнце : Как же вам не стыдно, ведь праздник нынче Иван Купала!

Вода: А на празднике этом все должны веселиться, даже нечистая сила!

Баба Яга: А-а-а, а тогда я первая!

Игра «Бабка Ёжка»

Баба Яга стоит в центре, дети ходят вокруг нее и дразнят:

Бабка-Ёжка, костяная ножка

С печки упала, ножку сломала

Пошла на улицу — раздавила курицу

Пошла на базар – раздавила самовар!

Дети разбегаются, Бабка Ёжка их догоняет, легко касаясь ребенка метлой. Тот ребенок, которого задели, должен остановиться и принять интересную позу – замереть. После игры Бабка Ёжка говорит, какой у нее получился замечательный сказочный лес.

Вода: Слышу песни девушек прекрасных. Ах, как прекрасны их голоса!

На Ивана, на Купалу

Песня девичья звучала.

Я не стану до утра

Развлекаться у костра!

Сяду, сяду под кусточек

И сплету себе веночек.

Ты плыви, плыви венок,

На далёкий бережок,

Там, где чистая водица,

Там, где сокол мой кружится.

В руки к молодцу, дружок,

Доплыви же мой венок

Танец девушек «Иван Купала»

Кикимора: А я, чур, через костер прыгать буду!

Игра «Перепрыгни через костёр»

Баба Яга: Не нужен никакой клад, коли в доме лад.

Вода: На Ивана, на Купала

Веселее в мире стало!

Солнце, ярче разгорайся,

Всех теплом согреть старайся!

Солнце : Пусть Купальская вода

Даст здоровья на года!

Хоровод «Во поле березка стояла». Дети повязывают ленточки на ветки березы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный летний праздник «Иван Купала» был проведён в конце июня прошлого года.

Сценарий праздника Иван купало ДОУ, разработка представлена на старший дошкольный возраст, соответствует требованиям ФГОС, может быть интересна как для опытных педагогов так и для молодых специалистов.

Данный сценарий был реализован и имел успех у детей.

Цель:- Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.- Вызвать эмоциональный отклик детей.- Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана.

Сценарий летнего праздника «Иван Купала» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель : Знакомство детей с летним народным праздником летнего солнцестояния древнего происхождения. Задачи: — Познакомить детей со старинными русскими обычаями . — Развивать положительные эмоции .

Фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста.

Русские народные танцы иван купала

Чтобы не погасло

В: После окончания песни пара стоящая первой должна разомкнув, руки обежать вокруг колоны, и вновь взяться за руки. Задача водящего — поймать кого-то из бегущих и встать с ним в колону, а оставшийся становится водящим.

В парке выбирается место, в центре находится большой костер, по периметру маленькие. Звучит инструментальная музыка. Также на поляне расположены торговые лотки.

Ведущий: Здравствуйте! В этот день на Руси отмечали старинный разгульный праздник ночь на Ивана Купалу. Костры, песни, сбор волшебных трав — было где душе разгуляться в этот праздник. По значимости он не уступал Святкам и Масленице. И сегодня попробуем вместе вспомнить традиции этого праздника.

Танец с зажиганием костра

В: Для борьбы с нечистью необходимо было вершить очистительные обряды. Именно поэтому в ночь на И.К.разжигали костры в местах гуляний.

Ряженые выносят чучело. Миниатюра.

В: Любимой забавой было катание с горы горящих колёс и бочек. Счастливчиком считался тот, чьё колесо или бочка тухли, лишь коснувшись воды. Таким обрядом отмечали поворот с лета на зиму.

Конкурс с колесом.

В: Все девушки знают о Рождественских гаданиях , а сейчас я предлагаю провести обряд к которому наши прабабушки относились не менее серьёзно.

Девушки плетут венки. Поёт женский хор.

В: Наши Девушки готовы, и теперь выберем самый красивый венок, по мнению наших зрителей. Каждая девушка может взять такой венок положить под подушку и сказать Суженый — ряженый, прейди в мой сад погулять, и Вам обязательно приснится ваш суженный.
Концертный номер.
В: На Руси было поверье, если перепрыгнуть через костёр в ночь на И.К., то будешь весь год здоровым.
Ряженые и желающие прыгают через костёр.

В: Еще этот праздник называли днём Ивана Травника. Ведь лечебные травы, собранные в этот период, чудодейственны. Давайте проверим, знает ли кто нибуть сейчас столько трав, сколько знали наши предки.

Ряженые и желающие прыгают через костёр.

В: У наших предков была игра посвященная этому празднику и называлась она «горелки».Игра не сложная и веселая. Встаем по парам в колону и произносим слова:

Чтобы не погасло

В: После окончания песни пара стоящая первой должна разомкнув, руки обежать вокруг колоны, и вновь взяться за руки. Задача водящего — поймать кого-то из бегущих и встать с ним в колону, а оставшийся становится водящим.

В: Кто придумал эти байки кто частушки сочинил, Ты пойди теперь узнай-ка, кто он был и кем он был. Так живи частушка всяка под гармошку и струну, Ну и нам друзья, однако, надо спеть, хотя одну!

Конкурс частушки.
В: Вы заметили, что на нашем празднике присутствуют два чучела, одно И.К., а другое Мары. Что бы весь год был удачным в этот день надо сжечь чучело Мары. А чучело И.К. бросали наши предки в воду. Давайте вместе совершим два этих обряда.
Сжигают чучело Мары и топят чучело И.К.

В: Но на этом праздник не заканчивается, и я приглашаю всех на дискотеку!