Русские народные игры для детей

Волкова Юлия Александровна, воспитатель ДОУ №80, г. Набережные Челны

В «Пустое место» играют дети всех возрастов (самостоятельно), от 6 до 40 человек.

Описание. Играющие, кроме водящего, становятся в круг, водящий — за кругом. Все кладут руки за спину или просто опускают их вниз. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь спины или рук. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный — в обратную сторону по кругу. Встретившись, они или просто обходят яруг друга или здороваются (приседая, кланяясь и т. п.) и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто займет, тот там и остается, а оставшийся без места становится водящим.

  1. Водящий не имеет права ударять вызываемого. Он может только коснуться его.
  2. Водящий может 1С сразу броситься бежать в ту или другую сторону. Вызванный следит за ним и, как только увидит, в каком управлении он бежит, устремляется в обратную сторону по кругу.
  3. При встрече выполняют разные задания (по договоренности). Кто не выполнит, тот становится водящим.

Количество участников — от 8 до 40 человек.

Описание. Играющие становятся по кругу парами, лицом к его центру так, что один из пары находится впереди, а другой — сзади него. Расстояние между парами — 1-2 м. Двое водящих занимают место за кругом. Один из них убегает, а другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним». Он должен убегать от второго водящего. Если догоняющий поймает (коснется, осалит) убегающего, то они меняются ролями. Таким образом, водящие все время меняются.

Эта общеизвестная и любимая молодежью игра становится еще более интересной, если ее дополнить следующим: когда убегающий станет впереди какой-либо пары, то «третий лишний», находящийся позади, не спасается бегством от догоняющего, а сам начинает преследовать его.

— играющие становятся в парах лицом друг к другу и берутся за руки. Убегающий, спасаясь, становится под руки к кому-нибудь спиной. К кому станет спиной, тот «третий лишний», который должен убегать;

— игра проводится под музыку. Играющие прогуливаются парами, держась под руку, а свободные руки кладут на пояс. Убегающий, спасаясь от преследования, может в любой момент взять кого-нибудь из гуляющих под руку. Тогда стоящий с другой стороны пары становятся убегающим.

Правило. Убегающему от преследования нельзя мешать.

В бесчисленных разновидностях и вариантах эта игра существует едва ли не у всех народов. У русских наиболее распространены приведенные ниже разновидности.

Играют 6-20 человек, чаще дошкольники, младшие школьники, а иногда и подростки, юноши, молодежь.

Описание. Выбирают двух игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем»). Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за Руки и вереницей идут через «ворота». Часто при этом поют любимые участниками песни. Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрываются»: опускаются поднятые руки, и Последний оказывается между ними. Задержанного спрашивают тихонько, на Чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, палки и т. д.

Разновидность этой игры (ставшая в последние десятилетия более распространенной, чем описанная выше) заключается в том, что идущие через «ворота» не поют, зато игроки, изображающие «ворота», говорят речитативом:

Золотые ворота Пропускают не всегда: Первый раз прощается, Второй — запрещается, А на третий раз Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается также перетягиванием.

Другая разновидность состоит в том, что «ворот» — двое. Игроки, изображающие их, произносят стишок одновременно (в лад). Пойманные не выбирают, куда встать, а сразу включаются в команду поймавших их «ворот». Изображающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков. Соревнование завершается перетягиванием.

  1. Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным.
  2. Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.
  3. Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива.

День народного единства в детском саду в старшей группе

Сценарий ко Дню народного единства для детского сада. Старшая группа

День народного единства для дошкольников 5-6 лет. Тема: Венок дружбы

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Социализация ».

Цель: формировать основы гражданственности, патриотизма.

Задачи: дать представление о многообразии народов, проживающих на территории страны; знакомить с культурой, музыкой, играми, танцами разных народностей; воспитывать любовь к родному краю, Родине.

Планируемые результаты: владеет в соответствии с возрастом основными движениями; проявляет чуткость к художественному слову, эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству; чувствует ритм и мелодику поэтического текста; речь становится главным средством общения, сопровождает реальные отношения детей, отличается от ролевой речи; соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, на улице; знает, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна, что Москва — столица нашей Родины; имеет представление о флаге, гербе, мелодии гимна.

Содержание организованной деятельности

Дети под музыку входят в зал, встают в произвольном порядке.

Ведущий.

Здесь родились и ты, и я,

Здесь, значит, Родина твоя.

Луга мы любим, горы, лес,

У каждого друзья здесь есть.

1-й ребенок.

Хорошо шагать с друзьями,

Дети всех народов с нами.

Мы горды своей страной,

Слава Родине родной.

2-й ребенок.

Все для нас: и солнце светит,

И цветы цветут в садах,

Ведь заботится о детях

Наша Родина всегда.

Общая песня «Солнечный круг» (муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина).

Ведущий. Да, ребята, нам с вами повезло, мы живем на щедрой, прекрасной земле, где в мире и дружбе проживают люди разных национальностей: чуваши дружат с немцами, украинцы — с татарами, русские — с корейцами. Многонациональна наша Родина, и все здесь живут в мире и согласии.

3-й ребенок.

Знай о крае своем родном,

Знай про горы, реки, хребты,

Знай о том, с кем рядом живешь,

С детства дружбой умей дорожить.

Ведущий.

Всем гостям мы дарим танец свой,

Он веселый, озорной.

Каким же танцем праздник дружбы начинать?

Хотим вам русский танец показать!

Он без лишних слов расскажет вам,

Что значит для детей любимый край.

«Русский танец» (на усмотрение музыкального руководителя).

Ведущий. Сегодня мы с вами отмечаем День единения народов. Вдумайтесь в эти слова — «единение народов». Как вы думаете, что они означают?

Да, ребята, Русская земля стала Родиной для людей разных национальностей. И сегодня на нашем Островке дружбы праздник. Посмотрите, сколько собралось гостей, а те, кто не смогли приехать, присылают цветы, чтобы мы из них венок дружбы сплести смогли.

Посмотрите, вот и первый цветок, а отправили его узбекские ребята (читает).

Сильнее дружбы силы нет,

Чудесней дружбы чуда нет.

Когда мы вместе, выше небо,

Щедрей, лучистей солнца свет.

Вам цветок свой отправляем,

Песню веселую спеть предлагаем.

Ведущий. Давайте подарим нашим узбекским друзьям веселую песню.

Сольная песня «Воробышек».

Ведущий.

Смотрите, вот еще один цветок,

Который сможем мы вплести в венок.

Нам прислали его из дальнего зарубежья друзья,

«Пернатую дискотеку» подарила им весна.

Под мирным солнцем весело плясать,

Хотим вам эту дискотеку показать.

Танец-импровизация «Пернатая дискотека».

Ведущий.

Повсюду песни звонкие

Не петь никак нельзя.

К нам отовсюду съехались

И каждый знает, это не секрет:

Для дружбы и любви преграды нет!

Сольная песня «А ты меня любишь?» (сл. А. Шамцилова).

Ведущий. Давайте узнаем, кто прислал нам следующий цветок.

В России дружно мы живем,

Все вместе песни русские

Для нас Россия — родная земля.

Мы все здесь — одна большая семья.

И сейчас, на празднике дружбы, для вас

Корейский танец покажем наш.

Корейский танец с веерами.

Ведущий.

Праздник весело встречаем,

Новые цветы к нам прибывают.

Мы немного отдохнем,

Песню о музыке гостям споем.

Ведь чтоб хорошую музыку понять,

Не обязательно язык других народов знать.

Сольная песня о музыке (на усмотрение музыкального руководителя).

Ведущий. Посмотрите-ка, ребята, наши друзья из Татарстана прислали вместе с цветком загадки. Давайте их отгадаем.

В ярком платье модница –

От цветка к цветку порхает,

Утомится — отдыхает. (Бабочка)

Вот чудесные цветы

Ай-ай-ай! Колючие. (Розы)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)

Не ворона, не синица –

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку –

Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)

На спине иголки

Длинные и колкие.

А свернется он в клубок —

Нет ни головы, ни ног. (Ежик)

Ведущий.

А этот цветок от украинских ребят,

Они предлагают всю Землю

Маленькой страной назвать.

Ведь если главными будут дети на Земле,

Никогда не бывать там войне.

А наша следующая песня расскажет,

Что нет той страны добрее и краше.

Сольная песня «Маленькая страна» (муз. И. Николаева, сл. И. Резника).

Ведущий.

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете –

Есть Родина своя.

И там, где мы родились,

Где радостно живем,

Мы Родиной зовем.

Общая песня (на усмотрение музыкального руководителя).

Ведущий. Посмотрите, ребята, как много у нас друзей. Давайте вспомним, кто прислал нам свои цветы? (Ответы детей) Вот какой красивый венок получился из этих цветов.

Воспитание эстетического отношения детей к окружающему миру через русский народный танец.

Слипченко Татьяна Юрьевна,

МАДОУ Богандинский детский сад «Берёзка»

«Нет более праздничного, жизнелюбивого вида искусства,чем народный танец.Он с детской непосредственностью раскрывает свои чувства,вовлекает в свое веселье».

Дошкольное детство – это очень важный период становления личности, когда у ребенка формируются первые представления об окружающем мире и обществе. А ведь именно развитие русского народного творчества очень тесно (неразрывно) связано с историей русского народа.

Народный танец с помощью танцевальных образов раскрывает духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. Именно поэтому в своей работе особое значение я уделяю воспитанию эстетического отношения детей к окружающему миру через русский народный танец.

До сознания детей просто необходимо донести, что именно они являются носителями русской народной культуры и воспитывать детей нужно в национальных традициях.

Русская музыка, русский танец должны стать частью жизни ребенка, для этого-то нам и необходимо обращаться к истокам русской народной культуры.

Если дети не будут знать своих корней, традиций своего народа, поверьте, невозможно будет воспитать полноценного человека.

Знакомя детей с традициями и обычаями русского народа, мы помогаем воспитывать любовь к истории и культуре наших предков. Р.н.т. – это ниточка от прошлого, через настоящее, в будущее. И начинать приобщение к народным ценностям необходимо с малых лет.

Обратите внимание, уважаемые коллеги, в наши дни очень развиты информационные технологии, люди перестали интересоваться историей своей деревни. В СМИ не так уж часто показывают русские народные танцы. и русские народные песни. Дети практически не посещают музеи, в единичных экземплярах сохранились предметы старины, многие не различают народные промыслы.

Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего результата в приобщении детей к народной культуре с помощью творческого проекта, над которым и в настоящее время продолжаю работать.

Задачи проекта:
Познакомить детей с русским народным творчеством : фольклор, песни, танцы, костюмы.
Проследить, как влияет русский танец на музыкально – эстетическое развитие детей, их творческую активность.
Воспитание интереса и любви к народной музыке, разнообразной по жанру и содержанию.
Обучить детей элементам русских, народных танцев.
Воспитывать и пробуждать интерес к культуре России.
Воспитывать уважение к русским народным традициям.
Воспитывать желание самостоятельно создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
Обогатить детско – родительские отношения в семьях воспитанников опытом творческой деятельности.

Материалами для реализации проекта нам послужили:

Русские народные костюмы (русские мастера настолько трепетно создавали русский народный костюм, такое изобилие красок и цветов, различной вышивки и украшений, что сердце просто замирает от такой красоты; очень разнообразен женский костюм, женские головные уборы; для мужского костюма характерна рубаха-косоворотка с широким поясом и с вышивкой), музыкальные инструменты (в старину русские музыкальные инструменты изготавливали из дерева, расписывали инструменты народными промыслами).

Книги для чтения: русский фольклор (прибаутки, потешки, колыбельные) ; р.н.п.: Махоня, Жил я у барина, Прялица, как на тоненький ледок, Ой, вставала я ранешенько и др.
Раскраски с декоративно – прикладным творчеством (дымковская игрушка, полхов-майданские матрешки и т.д.);
Музыкальные произведения( детская музыка «гармонист Тимошка», «русская плясовая», «пошла Дуня за водой», «метелица», сказки).

Демонстрационный материал — русские народные костюмы

Русские народные куклы, игрушки.

На начальном этапе я знакомила детей с историей танца, это прежде всего костюм, в котором танцевали этот танец; рассказывала его историю, в каких областях России его танцевали, в каких темпах и характерах

Очень много мы с ребятами провели бесед и вопросы были примерно такими:

Как называется страна, в которой ты живёшь?

Что такое обычай и традиция?

Какие традиции и обычаи России ты знаешь?

Ходишь ли ты с мамой на праздники, которые проводятся в нашей станице? На какие?

Нравится ли тебе танцевать русские народные танцы?

Нравится ли тебе водить хороводы?

Далее я наблюдала за детьми одну неделю:

Наряжается в русский народный костюм

Беседует со сверстниками и взрослыми о традициях и обычаях России, рассказывают из личного опыта

Активно включается в вождение хоровода совместно с детьми

Использует элементы русских – народных танцев.

Напевает фольклорные песни.

Разыгрывает театральное представление по сказкам

Играет в русские – народные игры

Обыгрывает традиции и обычаи в сюжетно – ролевых играх

У родителей мы взяли интервью, вопросы были следующего содержания:

  • Скажите, как вы считаете, насколько важно в каждой стране иметь свое культурное наследие?
  • Какие традиции и обычаи России вы знаете?
  • Какие вы соблюдаете?
  • Как вы думаете, насколько пословицы и поговорки раскрывают суть нашей культуры?
  • Какие праздники вы отмечаете дома, с кем?
  • Знакомы ли вы с культурой других стран?

Затем родителям было предложено анкетирование.

На этапе углубленного изучения я старалась развивать умение детей выражать в танце характер музыки и её настроение, воспитывать чувство красоты и культуры движения.

Основная задача этапа накопить двигательный опыт, сформировать навыки и умения. Велась очень тщательная работа над качеством исполнения, так как у детей очень важно воспитать стремление всё делать с полной отдачей сил. Здесь ведущую роль приобретает метод разучивания в целом, умение самостоятельно исполнять выученный танец. Большую роль на этом этапе играет музыкальное сопровождение. Музыка – это родная сестра хореографии. Она не только основа танца, но и его художественная сущность. Танец органически связан с музыкой и должен раскрывать её содержание. Обучение происходит не только в ходе непосредственно образовательной деятельности, но и на индивидуальных занятиях, где я закрепляла танец.

Кроме того, что мы знакомились и изучали элементы русского народного танца, очень много мы с ребятами говорили о народных промыслах (гжель, хохлома, дымковская игрушка и др.), мною был организован мастер класс по росписи русских матрешек,

часто играли и играем в русские народные игры, разыгрываем театральные представления по русским народным сказкам (Репка, Три медведя, теремок, Гуси-лебеди, Колобок).

Водили хоровод с венками, хоровод «Речка» (хороводы с использованием шуток, прибауток, закличек).

У наших ворот, всегда хоровод.
Много песен, много шуток
И веселых прибауток

Из всего вышеперечисленного я сделала вывод, что дети проявляют устойчивый интерес к истории своего народа, его прошлому, к народным промыслам, правильно называют предметы быта старины и понимают их назначение; правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла; умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация); используют в повседневной жизни различные виды устного народного творчества.

Родители и дети с удовольствием пьют чай из самовара; девочки и мальчики наряжаются в русские народные костюмы, водят хороводы. Родители стали принимать активное участие в работе по данной проблеме: шьют народные костюмы, составляют альбомы, помогают в сборе иллюстративного материала.

Таким образом, последовательная система работы даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны.

Список литературы

1. Бударина, Т.А., Корепанова, О.Н., Куприна, А.С., Маркеева, О.А., Харитонова, И.В., Яковишина, Е.И./ Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина,О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. — СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 400 с., ил.

2. Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. — М., 1995. — С.23.

3.Голейзовский К. Образы русской народной хореографии / К. Голейзовский. — М.: Искусство, 1964. — 326 с.

4. Каплунова, И.М., Новоскольцева, И.А. Этот удивительный мир (развитие чувства ритма у детей.И.М.Каплунова, И.А.Новоскаольцева. Серия «Ладушки»: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – Издательство «Композитор*Санкт-Петербург», 2005. – 75 с.

5. Ткаченко Т. Народный танец / Т. Ткаченко. — М., 1967. — Ч.1.

6. Уральская В.И. Природа танца / В.И. Уральская. — М.: Совет. Россия, 1981.

7. Уральская В.И. Рождение танца / В.И. Уральская. — М.: Совет. Россия, 1982. — 144 с.

8. Устинова Т. Избранные русские народные танцы / Т.Устинова. — М., 1996. — 478 с.

9.Дошкольное воспитание №5-6 1992. «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре», с.5.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002635

Штрих код (№ квитанции) 62502674105833 Дата отправки 15 июля 2014 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
— Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 — 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Народные танцы для детей

Семейный Центр Творчества «Клевер» это клуб для детей и родителей, где каждый найдет для себя увлекательное хобби или сможет реализовать свои таланты и способности.

В нашем центре работают студии для детей от 1 года и старше. К нам приходят мамочки с детишками, которым исполнился только один год! И к нам приходят подростки, которые находят для себя самые современные и модные направления для развития своего таланта. Сегодня мы хотели бы рассказать вам про нашу студию, которая ориентирована на русские народные танцы для детей!

Почему мы захотели открыть данное направление в нашем центре? Очень просто. Дело в том, что у нас уже много лет успешно функционирует детский фольклорный ансамбль. Где наши детки учат русский народный фольклорный материал, поют песни, конечно же не забывают народные забавы, частушки и традиции. И вот, чтобы направление было полноценным мы открыли студию «Народные танцы для детей».

В студии работает молодой педагог, но который очень увлечен своей профессией и делом. Конечно же мы не только заняты тем, чтобы поставить народный танец и показать его нашим дорогим мамам и папам. Каждое занятие начинается с упражнений по растяжке и работы у хореографического станка. Только после того, как детки смогут почувствовать свое тело, правильно его координировать, усвоить ритмический рисунок посредством упражнений, педагог уже показывает рисунок самого танца.

Мы используем музыкальное сопровождение в русском народном стиле, но в современной обработке. Это очень нравится нашим ученикам и воспитанникам. Детей в студию принимает сам преподаватель и конечно же беседует с родителями и с самим будущим студийцем. В нашей студии занимаются детки с четырех или пяти лет. В этом возрасте особенно важно развивать у детишек способности в координации и умении владеть своим телом. Время занятий в студии народного танца вечернее с 18.00 до 19.00 по вторникам и четвергам.

Конечно же мы не забываем и современные направления в танцах. Эстрадные танцы для детей – это тоже любимая студия для наших подростков. Называется эта студия «Леди-Клевер». Занятия также проходят в вечернее время после 19.00 и здесь группы делятся по возрастам.

Если ваш ребенок не посещает детский сад и вы хотите его приучить к коммуникации с детьми и в то же время развивать его способности и умения в разных областях деятельности, то мы рекомендуем вам ознакомится с нашей комплексной программой творческого развития для детей на нашем сайте. В этой программе идут занятия не только на развитие когнитивных способностей ребенка, но и на его творческие способности (танцы, пение, рисование, лепка, артистические способности и многое другое).

Подробно с расписанием наших студий и с программой Вы можете ознакомится на нашем сайте: www.clever-kids.ru. Вы также можете приехать к нам в гости по адресу: город Москва, улица Челюскинская, дом 13, Семейный Центр Творчества «Клевер». 8 (495) 649-47-03 и 8 (495) 474-18-21.

А еще мы можем организовать для ваших детей – самый незабываемый, увлекательный и веселый праздник иди день рождения!