Учимся танцевать русский народный танец

Элементы и движения в русском народном танце

В одиннадцати небольших видеоуроках рассматриваются основные движения из русского народного танца. Два профессиональных танцора продемонстрируют вам правильное выполнение каждого из приемов русского танца — сначала в замедленном темпе с пояснениями, а затем более быстро и под музыку.











Автор видеоматериалов: Самопляс

Материал создан: 21.02.2015

комментарии к статье

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее.

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее.

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее.

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее.

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее.

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее.

Статья на тему:
Особенности обучения народному танцу как неотъемлемой части русской традиционной культуры.

Хореография — искусство, любимое детьми. Ежегодно тысячи любителей танца приходят в хореографические коллективы, танцевальные ансамбли, студии. Занятия хореографией чрезвычайно полезны для ребенка, способствуют его физическому, нравственному, эстетическому развитию — дети раскрывают для себя все традиции, нравы, обряды, характер различных народов, и их образ жизни, культуру.

Предварительный просмотр:

Особенности обучения народному танцу

как неотъемлемой части русской традиционной культуры.

Пчелина Анна Александровна

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

В последние годы изучение русского танца как важной составной части традиционной культуры поднялось на новый уровень, активизировался процесс теоретического осмысления проблем народной хореографии. Основной задачей стала не только популяризация, но и реконструкция утраченных образцов, усовершенствование методик преподавания, осмысление роли и сути народного танца как важной неотъемлемой части русской традиционной культуры.

Русский танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека и тесно связан с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами, верованиями. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Развитие русского народного танца тесно связано с историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития не раз подвергался различным изменениям. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика. Изучение русского народного танца, как старинного, так и современного, правильное понимание стиля, характера и манеры его исполнения дают возможность создать на сцене средствами танца правдивый образ русского человека, воспитывают хороший вкус, чувство национальной гордости за свой народ, любовь к Родине.

Русские народные танцы играли важную роль в воспитании детей. Взрослые всячески стимулировали стремление детей научиться танцевать, так как в танцах выражались нравственные и эстетические идеалы, эмоциональные впечатления от окружающего мира, о взаимоотношениях людей и т. д. В танце раскрывалось уважение к женщине, предельное внимание к ней и учтивость. Впечатления, получаемые в процессе восприятия красивых и точных движений, не проходили бесследно для чувств и разума детей, танцы развивали и обогащали их духовный мир, укрепляли физически и являлись важным средством воспитания, средством передачи от поколения к поколению художественного опыта, который накапливался столетиями.

Анализируя традиционное хореографическое обучение непосредственно в естественной деревенской среде, можно выделить три его этапа.

Первый этап — «игровой», дети 5—9 лет постигали основы танцевальной культуры через игры, в которых использовались инструментальная музыка, пение, простые танцевальные элементы. При этом внимание играющих было направлено на партнеров по танцу, по игре, а не на механическое заучивание хореографических элементов.

Второй этап — «технический», подростки 10—14 лет осваивали технически сложные, замысловатые хореографические элементы, разучивали танцы, но пока не участвовали в танцах взрослых.

Третий этап — «мастерский», с 14—15 лет деревенские парни и девушки посещали вечерки и могли участвовать в танцах, во время которых оттачивали свою индивидуальную пластическую манеру.

Для обучающихся народному танцу в фольклорных коллективах, в отличие от тех, кто перенимает народную хореографию непосредственно в быту, третий, “мастерский”, этап по сути является еще и “стилистическим”. Это связано с тем, что после освоения навыков выразительного, технически сложного импровизационного исполнения плясок и танцев, должно быть обращено внимание на стилистику исполнения, освоение которой осуществляется через следование лучшим образцам хореографических традиций.
Современные методики обучения посредством русского фольклора, как правило, строятся на принципах народной педагогики с учетом реалий сегодняшних дней и включают в себя: учет традиционной последовательности действий в обучении основам фольклора; обучение посредством аудио- и видеозаписей; гибкое применение способов разучивания произведений (от простого к сложному и наоборот).

Следуя народной традиции хореографического воспитания, рекомендуется осваивать фольклорный танец, учитывая специфику и очередность вышеуказанных этапов: “игрового” и “технического, хореографического”, которые соответствуют возрастным особенностям физического и психического развития детей. Порой в выступлениях детских и подростковых фольклорных коллективов приходится наблюдать “механическую” слаженность в исполнении танцев, но при этом неискренность их поведения, показной артистизм, всякое отсутствие импровизации в танцах и плясках. Чаще всего это связано с отсутствием при обучении детей “игрового этапа”. Руководители в своем стремлении к быстрому результату закрепощают детей, формируют у них неверные целевые установки. Исправить такие навыки бывает очень трудно, а порой и невозможно.
Выявляется и традиционная последовательность действий в обучении народно-танцевальным началам:

1. Развитие чувства ритма (посредством пестушек, потешек, прибауток);

2. Обучение основам народной хореографии (танец, пляска, хоровод) через освоение ритма и характерной пластики;

3. Танцевально-игровое творчество.

Методы и приемы обучения традиционной народной хореографии учитывают эмоциональные и физиологические особенности, уровень восприимчивости и интересов, основываясь, прежде всего, на законах педагогики и психологии. В процессе освоения русского народного танца рекомендуется опираться на опыт и методические приемы, существующие в самой традиционной культуре:

1. Этапность в овладении хореографическими элементами;

2. Дифференцированное обучение мальчиков и девочек;

3. Формирование навыков синкретичного исполнения — важной особенности русской народной традиционной культуры, так как многие известные народные жанры (хороводы, частушки, плясовые песни, кадрили, игры) требуют синтеза пения и танца.

Старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. В языческие времена он был принадлежностью культовых обрядов и долго хранил следы быта, труда и религиозных верований. Со временем русский танец стал необходимым компонентом любого русского праздника, средством развлечения и общения.

Особую сложность в процессе обучения русскому народному танцу представляет воспитание раскованности и импровизационности исполнения у обучающихся.

А.С. Каргин , директор Государственного Республиканского центра русского фольклора, доктор педагогических наук, сказал: «Народ не может петь былин и песен 18 века, танцевать так, как это умели делать наши деды, так же играть свадьбы и т. д. Он продолжает петь, играть, творить по законам фольклорного искусства, но в их новой исторической редакции. Традиция — не однажды заданное явление. Она меняется вместе с человеком и поэтому сохранение, возрождение и распространение национальной культуры в современных условиях восстанавливает традиционное комплексное восприятие слова, музыки, танца, прикладного искусства, помогает созданию сферы духовного общения и преемственности поколений». Нельзя не согласиться, с мнением А.С. Каргина о том, что жизнь невозможно вернуть в патриархальную Россию, но бережное сохранение и распространение традиционной русской культуры на фоне развития индустриальной культуры, наступления рекламы, всего того, что нельзя отменить или запретить, поможет в глубинном постижении русской народной традиционной культуры.

Хореография — искусство, любимое детьми. Ежегодно тысячи любителей танца приходят в хореографические коллективы, танцевальные ансамбли, студии. Занятия хореографией чрезвычайно полезны для ребенка, способствуют его физическому, нравственному, эстетическому развитию — дети раскрывают для себя все традиции, нравы, обряды, характер различных народов, и их образ жизни, культуру.

Педагоги хореографии, обучая детей одному из самых любимых видов искусства – танцу, вносят свой неоценимый вклад в межнациональное воспитание. В основе этого воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения. Для того чтобы понять танец другого народа, не нужно знание языка – язык танца сам по себе универсален. Танец – одно из первых средств, которым люди могли выразить свои чувства и эмоции. Танцевальное мастерство разных народов бережно хранится и передается следующим поколениям. Образцы народной хореографии, изучаемые на уроке, восстанавливают собственные этнические связи ребёнка, воспитывают этническую толерантность. Обучая народным танцам, таким как цыганский, узбекский, испанский, ирландский и другие, педагоги обогащают мировосприятие детей, воспитывают коммуникативные навыки, учат пониманию и уважению иных культур и цивилизаций, осознанию необходимости взаимопонимания между людьми и целыми народами.

Бесспорно, школа танца — это самая доступная и массовая база хореографического образования детей, юношества, это тот «фундамент», на котором будет в дальнейшем воздвигаться все «здание» духовной культуры современного, гармонически развитого человека.

1.Абрамова О.А. — Традиционная культура «поляков» и «каменщиков» Рудного Алтая. — Барнаул: ДЮФЦ Песнохорки, 1997. — 238 с.

2.Антонова Ю.Е., Розова О.В., Левина Л.В. — Как научить детей любить Родину. — М.: АРКТИ, 2003. — 168 с.

3.Боронина Е.Г. — О программе приобщения детей к традиционной народной культуре. — 2006. — № 3. — С. 97—100.

4.Волков Г.Н. — Этнопедагогика. — М.: Академия, 1999. — 168 с.

5.Громыко М.М. — Мир русской деревни. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 446 с.

6.Каргин А.С. — Возродить утраченное? О мерах по сохранению и развитию традиционной культуры // Традиционная культура. — 2007. — № 2. — С. 3—8.

7.Лихачев Б.Т. — Национальная идея и содержание гражданского воспитания // Педагогика. — 1999. — № 4. — С. 11—13.

8.Сахаров И.П. — Сказания русского народа. — М.: Советская Россия, 1990. — 175 с.

Русская дробь в танце обучение

Обучение русскому народному танцу. Урок 2-ой. Дроби и бег (фото, видео)

Обучение русскому народному танцу. Урок 2-ой. Дроби и бег (фото, видео)

Обучение русскому народному танцу. Урок 2-ой. Дроби и бег (фото, видео)

Дроби В российском танце есть огромное количество дробей и композиций из их. Нередко про дробь молвят: «рассыпал горохом», «дробь горохом», «рассыпал дробью». Зависимо от региона Рф дробь именуют «топотухой», «дробец», «пристуки», «дробью-пристуком», «оттопами», «топотушками» и т.д. Это движение российского народного танца состоит из сильных и резких ударов ногами в пол – полной стопой, каблуком и полупальцами. Перед тем, как начать исполнять дроби, нужно освоить выполнение ударов – всей стопой, полупальцами и каблуком.

Бег с отбрасыванием ног вспять Это один из более красивых видов бега в российском народном танце. На каждую четверть либо одну восьмую такта зависимо от темпа, начиная с правой ноги, делается шаг-перескок на низкие полупальцы, колено при всем этом присогнуто. Сразу с перескоком левая нога, сгибаясь в колене, резко откидывается в прямом положении назад-вверх с вытянутой стопой. Бег с отбрасыванием ног вспять может исполняться с продвижением вперед, на месте и с маленьким продвижением вспять.

Бег с отбрасыванием ног вперед. Этот вид бега может исполняться на месте, с очень маленьким продвижением вперед либо вспять, он отлично смешивается с последовательными фиксирующими ударами правой и левой руки сверху по бедру то правой, то левой ноги. Скорость бега зависит также от темпа. Не считая всего, истинные мастера российского танца обладают особенной манерой держать голову, потому их танец смотрится просто великолепно.

Похожие записи :

Российский народный танец. Главные элементы (фото, видео) Российский народный танец отличается зажигательностью, активной работой ног и рук. Нередко используются различные хл .

Танец гопак — онлайн обучение. Урок №1 (фото, видео) Гопак – это визитная карточка Украины. Этот танец очень самобытен, появился он как отголосок боевого искусства запорожско .

Обучение ча-ча-ча онлайн. Урок 6-ой (фото, видео) 6-ой урок онлайн-обучения ча-ча-ча мы посвятим фигурам хоккейная клюшка и веер. Кстати эти движения употребляются также и в .

Онлайн-обучение фламенко. Урок восьмой. Выстукиваем дроби Одним из самых запоминающихся частей фламенко, непременно, являются дроби. Многие фольклорные танцы содержат притопы .

Онлайн-обучение фламенко. Девятый урок (фото, видео) В нашем следующем онлайн-уроке продолжим говорить о технике выстукивания дробей во фламенко. С каждым новым уроком движен .