Содержание

Руки в русском танце

Материал из ПскоВики — сайта педагогического сообщества Псковской области

Содержание

Автор проекта

Название проекта

Основные положения рук в русском танце.

Предмет, класс

Хореография 9-10 лет.

Краткая аннотация проекта

Знакомство с основными положениями рук русского танца, поэтапное их проучивание.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

  • Для чего нужны руки в танце?

Проблемные вопросы

  • Сколько основных положений рук в русском танце?
  • Назови положения рук характерные для девушек?
  • Какие положения рук в парах ты знаешь?

Учебные вопросы

  • В чём отличие положений рук в народно-сценическом танце от положений рук в русском танце?
  • Для чего нужен платочек в танце?

Публикация учителя

  • Буклет. Детский хореографический ансамбль «Солнышко».

Визитная карточка проекта

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

  • «Основные положения рук в русском танце».

Пример продукта проектной деятельности учащихся

  • Презентация. «Платочек в русском танце».

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

  • Лист самооценивания.
  • Тест «Положение рук в русском танце».

Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

» Правила безопасного поведения на занятиях хореографии».

Другие документы

Образовательная программа детской хореографической студии. Автор Белотелова И.В.

Постановка корпуса, рук, ног в русском танце. Основные позиции и положения рук и ног. Переводы рук из позиции в позицию

Постановка корпуса.docx

Постановка корпуса, рук, ног в русском танце. Основные позиции и положения рук и ног. Переводы рук из позиции в позицию.

Позиции и положения рук…………………………………………………8

Положения рук в групповых танцах………………………………………11

Список использованной литературы………………………………………16

Прежде чем приступить к методике каждого упражнения в русском танце, необходимо помнить, что ни одно движение народного экзерсиса (его музыкальная раскладка, методика выполнения, задачи этого движения), не должно противоречить методике классического танца. Нельзя допускать, чтобы освоение народных элементов опережало освоение и отработки классических. На первоначальном этапе обучения народный танец должен быть всецело направлен на развитие и закрепление основных задач классического танца.Разучивать и исполнять элементы русского народного танца, а также танцевальные комбинации нужно только на середине зала. Исполнение как отдельных элементов, так и комбинаций на середине зала дает исполнителю полное раскрепощение, создает большую свободу передвижения, возможность донести характер движения и его манеру, усилить выразительность и усложнить координацию и технику исполнения. Руки и корпус исполнителя при этом находятся в тех естественных условиях, в которых зарождался и бытует в настоящее время данный элемент. Это дает возможность учащимся с меньшей затратой времени и сил переносить различные движения в какой- либо этюд или танец. Если учащийся держится за станок одной или двумя руками, он в какой то степени скован, разучивание движений у станка служит тренировкой, подготовкой мышц и корпуса учащихся к выполнению этих движений на середине.

При изучении основных элементов необходимо требовать от учащихся согласованного движения ног, рук, корпуса и головы, т. е. координации движений. Каждый освоенный элемент необходимо развивать и усложнять не соединяя его с другими элементами: постепенно увеличивать темп музыкального сопровождения, усложнять координацию рук корпуса и головы. Усложняя и совершенствуя каждый отдельный элемент, раскрывая его технические и выразительные возможности, его многообразие, учащиеся не только будут сознательно воспринимать основные элементы русского танца, но и творчески осваивать их.

Темп музыкального сопровождения на первых годах разучивания большинства элементов не должен быть быстрым. Выполнение элементов в большинстве своем происходит на музыкальный размер 2/4.

Начиная вырабатывать правильную постановку корпуса, надо стать лицом к палке, положив на полку руки, слегка согнутые и опущенные в локтях. Кисти рук свободно положены на палку против середины корпуса рядом одна с другой. Ноги в I позиции. В выворотном положении мышцы ног и колени напряжены и подтянуты. Корпус поставлен вертикально, диафрагма подтянута. Плечи свободно опущены, раскрыты и развёрнуты параллельно палке. Лопатки не соединяются. Ягодичные мышцы напряжены и подтянуты к верху. Музыкальный размер 4/4. Положение сохраняется до конца музыкальной фразы, затем расслабляем все мышцы до следующей музыкальной фразы.

В народном танце используется:

  1. 5 выворотных положений классического танца — I, II, III, IV, V.
  2. 5 прямых:

I прямая — обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп.

II — обе ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга.

III — обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп; каблук одной ноги находится у середины стопы другой.

IV — обе ноги поставлены на одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы.

V — обе ноги поставлены по одной линии друг перед другом; каблук одной ноги соприкасается с носком другой.

Во всех 5 свободных позициях ноги поставлены так, что стопы находятся в направлении между соответствующими открытыми прямыми позициями.

I — обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе; каблуки разведены в сторону.

II — обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на расстоянии стопы между носками; каблуки разведены в стороны.

Во всех перечисленных позициях тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги, ноги в коленях вытянуты.

Позиции и положения рук

I, II, III позиции аналогичны I, II, III позициям рук классического танца.

IV — руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии; большой палец сзади, 4 других, собраны вместе, спереди. Плечи и локти направлены в стороны по одной прямой линии.

V — обе руки скрещены на уровне груди, но не прикасаются в корпусу. Пальцы, собранны вместе, лежат сверху плеча разноименной руки, чуть выше локтя.

VI — обе руки согнуты в локтях, которые слегка приподняты и направлены в сторону. Указательные и средние пальцы прикасаются к затылку.

VII -обе руки согнуты в локтях и заложены за спину на талию. Запястье одной руки лежит на запястье другой; ладони повернуты вверх.

  1. Подготовительное и 2 основных положения.

Подготовительное положение — обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу.

Первое положение — обе руки, округлые в локтях, раскрыты в стороны на высоте между подготовительным положением и второй позиции: кисти находятся на уровне талии; пальцы свободно собранны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.

Второе положение — обе руки округлены в локтях, раскрыты в стороны на высоте между III и II позициями; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.

В первом и втором положении возможен перевод рук вперед и назад. Уровень рук при этом не изменяется.

  1. Подготовка к началу движения (preparation).

Подготовка к началу движения заключается в движении руки, которое выполняется на музыкальное вступление, идущее в темпе данного музыкального сопровождения.

При музыкальном размере 2/4, 3/4 или 6/8 подготовка занимает 2 такта;

при музыкальном размере 4/4 или 6/8 медленного темпа — 1 такт.

Музыкальный размер — 2/4. Движение занимает 2 такта.

Исходное положение; одна рука на станке, другая — в подготовительном положении. Голова повернута от станка.

Первая четверть — рука из подготовительного положения, округляя в локте, поднимается перед корпусом, чуть ниже первой позиции, и открывается от кисти до локтя в сторону; в первое положение; кисть находится на уровне талии. Голова слегка наклоняется вперед и поворачивается в сторону открытой руки; вторая четверть — пауза.

Первая четверть — рука собирается в локте и , описав небольшой полукруг к первой позиции, закрывается в четвертую. Взгляд следует за движением кисти. Голова при этом слегка наклоняется и в момент окончания движения руки поворачивается от станка и поднимается.

Вторая четверть — пауза.

Положения рук в групповых танцах

В русских танцах исполнители держатся за руки или за платочек, образуя разнообразные рисунки — построения. Руки при построении таких фигур могут быть подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз и т.д. Фигуры могут образовываться одними девушками или юношами или юношами и девушками вместе.

В этой фигуре число участвующих не ограничено, однако их должно быть не менее трех человек. Юноши и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят под небольшим углом от корпуса вниз или на верх. Движения по кругу, как правило, идут по часовой стрелке. Сделав мягкий по

луоборот корпусом по ходу движения, юноши и девушки идут простым шагом или переменным, а также переменным шагом с притопом.

Юноши и девушки, стоя в затылок друг другу по кругу, соединяют в центре образовавшегося круга правые или левые руки. Противоположные руки находятся в третьем или первом положении. Эта фигура может быть построена как из четного, так и из нечетного числа участвующих, однако не менее трех и не более восьми человек. В этом построении можно двигаться по кругу простым или переменным шагом, а также шагом с переступанием.

Основой этой фигуры является «звездочка». Юноши образуют правыми руками «звездочку», а левыми держат правые руки девушек. В построении этой фигуры может участвовать не менее трех, но не более восьми пар.

Она образуется из двух кругов — круг в круге. Стоя лицом к центру, юноши и девушки берутся за руки, образуя каждые свой круг. Внешний состоит из юношей, а внутренний из девушек. «Корзиночка» движется «гармошкой» или «припаданием». Головы исполнителей повернуты по ходу движения, к своему партнеру или к центру круга.

Участвующие стоят в одну линию, касаясь локтями друг друга. Руки согнуты в локтях и подняты перед собой на уровне груди. Правая рука, описав полукруг сверху вниз, опускается локтем на левую руку стоящего справа партнера и, продолжая движение, проходить под его левой рукой. «Цепочка» может двигаться и вправо и влево «гармошкой» или «припаданием». Головы повернуты по ходу движения или сохраняют прямое положение.

1.Переводы рук в различные основные положения.

А) Из подготовительного положения в первое основное: у юношей — руки поднимаются не высоко в сторону, кисти находятся на уровне талии и, сгибаясь в локтях, переводятся из подготовительного положения в первое основное. У девушек — руки поднимаются вдоль корпуса и переводятся в первое основное положение.

Б) Из первого основного положения в третье: руки из первого положения поднимаются вперед, до второго и, сделав небольшой полукруг, раскрываются в стороны.

В) Из третьего положения в четвертое: руки из третьего положения мягко опускаются ладонями вниз и через подготовительное положение, поднимаясь вверх впереди корпуса перекрещиваются и переходят в четвертое положение.

  1. Обращение с платочком (жен.)

А) Платочек находится со стороны ладони, повернутой к корпусу: пропустив конец платка между указательным и средним пальцами, выводим его короткий конец между средним и безымянным пальцами в сторону ладони.

Б) Платочек находится с тыльной стороны кисти, повернутой ладонью к корпусу: пропустив короткий конец платка между указательным и среднем пальцами, выводим его между указательным и большим пальцами.

  1. Наиболее характерные положения рук с платочком у девушек.

А) Правая рука с платочком слегка согнутыми пальцами касается подбородка. Ребро ладони направленно от себя. Левая рука, согнутая на уровне талии, поддерживает ладонью или тыльной стороной кисти локоть правой руки. Голова наклонена к правому плечу.

Б) Согнутые пальцы рук соединены «замком» ан уровне груди. Кисти рук немного отходят от корпуса; локти — на одной высоте с кистями.

В) Обе руки подняты вверх, локти слегка закруглены и направлены в стороны. Платок держится за концы обеими руками и «обыгрывается».

  1. Наиболее характерные положения рук у юношей.

А) Правая рука согнута в локте на уровне груди и сжата в кулак, направленный тыльной стороной кисти от корпуса. Левая рука, согнутая в локте, сжата в кулак, заведена за спину и направлена тыльной стороной кисти к корпусу. Руки не прикасаются к корпусу.

Б) Левая рука широко раскрыта в сторону ладонью вверх. Голова повернута по направлению руки. Правая рука, согнутая в локте, прикасается кончиками пальцев к затылку, как бы поддерживая шапку.

Русский танец

Исторические корни хоровода; его виды: орнаментально-фигурные, сюжетно-игровые, подражательные. Областные особенности хороводов. Наиболее распространённые движения рук в круговых танцах, распространённых в России. Праздничные костюмы в Брянской области.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Танец — это самый древний и богатый мир искусства: очень интересный и многогранный, яркий несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение долгих веков на его основе. Он несёт в себе историю создавшего его народа. Народный танец показывает быт, основные занятия, традиции, события происходящие в жизни людей.

Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод, который в каждом регионе отличается своим видом, лексикой, манерой и стилем исполнения. Так же музыка и костюм имели различия, в зависимости от региона, и имели свою художественную ценность.

Цель: выявить и изложить основные виды и особенности русских хороводов.

Задачи: изучить историю хороводов, виды, особенности танца, костюмов и музыкального сопровождения (песнопения) по регионам.

1. Исторические корни хоровода

Доподлинно невозможно обозначить время и место происхождения хороводов, потому что они принадлежат глубокой древности и составляли часть языческих религиозных обрядов. «Ассирийцы и вавилоняне ещё за 2000 лет до Р.Х. при приношении жертв Вавилу совершали хороводные пляски вокруг его жертвенника. У греков религиозные обряды выделялись торжественностью хороводных танцев, называемых «каравино», они одевались тогда в белые платья и украшали свои головы цветочными венками. Прекрасно изображён хоровод Гомером»

В древнем Риме хороводы составляли священные обряды: там девушки пели благодарственные гимны перед изображением богов. Ни один народ в Европе, кроме славян, не усвоил их со своей жизнью, и не сохранил их с такими разнообразными изменениями, как восточные словяне. Нет деревни, где бы не совершались хороводы, и та девушка, которая не принимала участия в хороводах, становилась предметом замечаний своих подруг. Девушки старались показать в хороводе свою игривость, непринуждённую ловкость. Завися от темы песни и местности хороводы менялись в действие и в самом пении. Связь русского народного танца с обрядами была характерна именно для хороводов, игр и немногих видов пляски.

Местом для хороводных гуляний становилось открытое уличное пространство, часто около церкви, на берегу реки, на возвышенности, середина избы на посиделках.

Дух хороводных песен — семейная жизнь, в них живо передано веселье и думы наших предков. В них разыгрываются поучительные бытовые действия связанные с временем года, с праздниками, с посадкой и сбором урожая, с выбором невесты или жениха. В хороводах участвовали и женщины и мужчины, парни и девушки начинали водить хороводы с 13-14 лет, этот возраст называли хороводным. Дети тоже могли принимать участие, например в таком хороводе, как Оленьюшка. Хоровод обычно возглавляла и направляла «хороводница», обычно самая умелая, бойкая, как правило замужняя женщина. Также в хороводах отображались и инсценировались взаимоотношения в семье: между мужем и женой, свекровью и невесткой и т.д. Выразительные положения и переплетения рук в хороводе, сочетание с чётким ритмом, оригинальным рисунком источником появления которого могло служить всё, что окружало наших предков (природа, продукты художественного творчества — посуда, одежда с обережной вышивкой, кружева и т.д.). Например мы часто можем встретить в хороводе рисунок — спираль, как один из глубочайших символов Вселенной. «Спираль — единый код единого мира, заложенный Матерью природой в фундамент всего живого и неживого. Космос весь пронизан спиралями, генетический код человека — это тоже спираль, без него невозможна преемственность поколений, передача наследственных признаков от родителей детям. Торсионные поля работают по принципу всё той же скрученной спирали. Неспроста и философы — диалектики всех времён утверждали: природа, история, род людской и отдельные индивидуумы развиваются по спирали».

В связи с этим можно проводить аналогию с любым хороводным рисунком, в котором содержится особый сакральный смысл.

Орнаментально-фигурные хороводы исполнялись обычно, если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц. Участники ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры — орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющийся для исполнителей лишь музыкальным сопровождением. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связаны с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом. Исполнение каждого орнаментального хоровода в народе отличается строгостью и малым количеством фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую. Например: русский спиралевидный хоровод «Навивающий», исполняемый исключительно женщинами. Танцевальный ритуал так и назывался — «Навивать». Сначала девушки ходили по кругу, затем круг разрывался, и один его конец останавливался, а другой продолжал ходить и постепенно завивался вокруг неподвижно стоящей девушки. При этом пелась песня, когда она заканчивалась, хоровод полностью завивался в спираль. В завершении кто-то из стоящих с краю, шутя, толкал сгрудившихся девушек, и они со смехом падали на траву. Можно предположить, что последнее действие символизирует окончание какого-либо цикла (природно-небесного или жизненного) и начало следующего. Или «Северный хоровод с шалями», «Змейка», «Плетень». Вот слова сопровождающей песни орнаментального хоровода «Уж я улком шла»:

Уж я улком шла, переулком шла. Клубок ниточек нашла

Нитка тянется, перетянется. Клубок катится, перекатится

Клубок доле, доле, доле. Нитка дале, дале, дале.

Я за ниточку бралась. Тонка нитка порвалась.

«Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название фигурные, узорные, рисунчатые, кружевные, узорчатые, а иногда и плясовые.

Сюжетно-игровые хороводы, в них существуют действующие лица, которые с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы, характеры героев. В таких хороводах, главным является разыгрывание содержания песни — раскрытие сюжета, происходит столкновение характеров и интересов действующих лиц. В отличие от орнаментальных хороводов, рисунок проще, в нём нет такого разнообразия танцевальных фигур. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, линиями или парами. Например: летний хоровод «Русская коса». «На Руси всегда была в почести русская коса, в Малороссии — чёрная коса. Наступает время, когда приходится расставаться с косой — это перед венчанием. Безутешная невеста сидит на скамье, подруги сидят возле, они горюют и поют вместе с ней о прощании с русой косой. Приходит сваха и безжалостно расплетает косу; потом её режет и прячет волосы под кику. Слёзы льются ручьём. Невеста лишилась косы, а с ней и девичьей свободы. При расплетании косы девушки становятся хороводом вокруг мнимой невесты и поют». Или например такие игровые хороводы как: «Ревнивый муж», «Женин разлад», «Старый и молодой муж», «Бела рыба», «Заиньки», «А мы просо сеяли». В игровом хороводе «Ревнивый муж» в кругу ходит старый, сгорбившийся муж: он кашляет и грозит своей молоденькой жене, стоящей в стороне от него. Когда он подходит к ней, тогда она убегает и прячется среди поющих и танцующих девушек. После запева жена идёт по воду, держа в правой руке дитя, а в левой — вёдра, и всё это она представляет какими-либо особенными вещами. После второго запева жена изображает, что ей противно жить со старым мужем, который ни сам не веселится, ни её не пускает. Вот и хороводили о несчастии в неравных браках.

Есть ещё одна хороводная игра «Селезень». Забавляются в неё не только взрослые, но и дети, для которых «Селезень» — гимнастическое занятие, потому что здесь бегают и вертятся. Обычно делается хороводный круг, в середине его бегают селезень и утка: селезень бегает за уткой, старается поймать её, она уходит от него и ныряет. Селезень кричит, утка выплывает, и это продолжается, пока парень не словит девушку. Часто хороводные не допускают это: они кричат и машут руками.

Селезень, селезень, сиз голубчик селезень!

Селезень, догоняй утку, молодой, лови утку.

Хохлатый селезень, селезень догоняй утку.

Поди, утушка, домой. Поди серенькая домой.

Где утушка твоя? Где семеро твоих детей?

Селезень, селезень. Сиз голубчик селезень!

Утушка ныряет, по полям летает.

Киг-киг — догоняй! Кры-кра, утушка домой!

У селезня семеро детей, а сам осьмой без ног.

Рассерженный селезень нападает на утку — её защищают. Эта оборона ведёт к ссоре, потому что долгое беганье утомляет и лишает охоты играть. Отсюда и пошла поговорка: подзадоривай задор. Вынырнувшая утка насмехается над селезнем; он укоряет и ссорится.

Ещё существует такой вид хоровода, как подражательный. В старину он существовал, как часть тех или иных обрядовых действий. Большинство подражательных танцев были связаны с почитанием тотемных зверей и птиц у различных родов и племён. Подражательные хороводы исполнялись в охотничьих обрядах, связанных с умилостивлением убитых людьми зверей. Исполнители хоровода перевоплощались в того или иного животного или птицу. Случалось, что хороводные танцы исполнялись только мужчинами. Например: вовремя празднования дня оленевода исполнялся хороводный танец «Олень». Исполняющие мужчины голосом и определёнными движениями изображали оленей. Или такой подражательный хоровод, как «Воробушки». Девушки и парни взявшись за руки, скачут и пляшут, сообразуясь с действиями воробушков. Весь хоровод поёт громко, весело. Так же можно отнести такие хороводы, как, «Бранье льна», «Мак растить» к имитационно — подражательным.

Существуют Наборные хороводы, целью является зазывание, собирание молодёжи на гуляние. В больших сёлах начинали собирать хороводы не в одном месте, а на обеих концах главной улицы. Разборные хороводы организованно завершали гуляние, разводились по домам.

В разных регионах хороводы назывались: у литовце — руссов хоровод переименовали в корогод. Карпато — русы обратили его в kolo — круг. Поселяне Тульской, Рязанской и Московской губерний, говоря о хороводниках, выражались: «Они пошли тонки водить».

Первые весенние хороводы начинались с Святой недели и оканчивались вечером на Красну горку. Летние начинались с Троицкой недели и продолжались 7 дней. Осенние, городские начинались с началом бабьего лета.

3. Областные особенности хороводов

В различных областях и регионах существуют свои местные особенности, связанные с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, с характером человека. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей (женские, мужские, смешанные хороводы), и в ритме, и в содержании песен. Например: в хороводе «Просо сеять» в Смоленской губернии пели и танцевали с небольшими изменениями, чем в Малоросии.

«Вот наиболее распространённые движения рук в хороводах распространённых на юге России:

1. Поворот кистей вправо-влево (в курских танках и каргародах): обе руки согнуты в локтях, разведены в сторону и чуть вперёд, подняты от локтя вверх параллельно корпусу. Кисти с раскрытыми и соединёнными пальцами направлены вперёд и находятся на уровне глаз.

Раз — кисти рук повернуть ладонями к себе, тыльной стороной вперёд. Одновременно локти подаются немного вперёд.

И — кисти рук повернуть ладонями вперёд, локти подаются немного назад, возвращаясь в исходное положение.

2. Наклоны рук вправо-влево. (в курских, белгородских танках): обе руки согнуты в локтях, направлены в стороны и чуть вперёд и подняты от локтя вверх параллельно корпусу. Кисти с раскрытыми и соединёнными пальцами направлены вперёд и находятся не ниже уровня головы.

Раз — руки наклонить вправо, при этом локти остаются на том же исходном уровне.

Два — руки, возвращаются в исходное положение, наклоняются влево.

3. Прищёлкивание пальцами в хороводах (Воронежская область): руки находятся во втором положении, только локти слегка опущены вниз.

Раз — щелчок большим и средним пальцем; одновременно локти обеих рук опустиь параллельно корпусу; кисти движутся наружу и раскрываются «прикрытыми» ладонями вверх.

Два — щелчок большим и средним пальцами; одновременно локти обеих рук поднять немного вверх, в исходное положение; кисти движутся вовнутрь и как бы слегка провисают.

Воронежский девичий плавный ход: это старинный ход «уточкой». Движение занимает ? такта. Исходное положение ног — 4-ая позиция. Руки в подготовительном положении.

Раз — небольшой скользящий шаг правой ногой вперёд на всю стопу, колено свободно.

И — левую ногу согнуть в колене и скользящим шагом (га низких полупальцах) поставить на полупальцы к носку правой ноги. Руки плавно поднимаются в стороны, как крылья, опускаются, переводятся из стороны в сторону или остаются опущенными. Плечи чуть впереди корпуса, они как бы опережают его и ноги. Корпус не должен качаться вверх-вниз.

Движения следует начинать каждый раз с одной и той же ноги. Ход выполняется только вперёд; может исполняться в быстром темпе, с большим продвижение вперёд, стремительно, но обязательно плавно, без рывков».

В сибирских хороводах (цепочках), особенностью являлся ход с каблука.

Костюм и народный танец находится в постоянной зависимости друг от друга. В многочисленных вариантах русского танца есть много общего, это придаёт ему национальный характер, но есть и региональные отличия.

Например: северный женский костюм Архангельской области.

«Он состоял из рубахи и сарафана, рубаха могла быть как с вышивкой красным, так и гладкой белой из батиста или кисеи. Её покрой одинаков для всех великороссов и шился из прямых полотнищ холста с не выкроенными поймами. На плечах вставлялись прямоугольные куски ткани — полики, а под мышками, для свободного движения руки вставлялись квадратные ластовицы. Полики и ластовицы делались из кумача. Квадратное отверстие, образуемое верхними кромками полотнищ рубахи и боковыми кромками поликов, собирались у шеи в густые сборки и обшивались узкой полоской ткани. Так же для севера характерен длинный сарафан. Праздничный летний костюм, распространённый в Архангельской области, состоит из длинного штофного голубого сарафана, поверх которого одевалась коротёна без рукавов, сделана была чаще из парчи. На голове «повязка», полукокошник или малый кокошник. Дополнял костюм белый кружевной платочек, ожерелье из янтаря или перламута и серьги из перламута.

В Пинежском районе поверх «коротёны» обязательно накидывались несколько (не менее трёх) больших платков, которые, как правило находились на плечах, концы их закалывались. «Коротёна» у поморок в Мезенском районе шилась в виде солнышка (клёшем), а на Пинеге она лишь немного расклешена и называлась «полушубкой». В Карпогольском районе области сарафан малинового цвета, шился из шёлка и спереди украшался золотым кружевом. Короткая душегрейка на длинных лямка называлась «перо». На голове высокий кокошник — «венец», унизанный белым бисером и цветным стеклом, имитирующим драгоценные камни. На шее — бисерные бусы на ленте». Праздничный костюм замужней женщины отличался от костюма девушки — невестки в основном головным убором. У девушки головной убор оставлял затылок и косу открытыми, а у замужней полностью закрытыми. Был распространён «повойник» — низкая парчовая шапочка.

Тяжелые длинные сарафаны, высокие головные уборы — «повязки», «венцы», «кокошники» — способствовали плавности и величавости движения в хороводах. У девушек была плывущая поступь, сдержанная спокойная строгость в движениях, осанке, взгляде. Северные хороводы не переходят в пляску или перепляс, и не соединяются с ними. В Архангельской области хоровод часто называли «круги», «круг», «кружки». Существует группа орнаментальных хороводов — торжественных шествий, которые в различных районах области носят название — «ходечи», «ходючи», «ходецы», «ходюги». В Архангельской области орнаментальные хороводы в большинстве своём чисто женские. Часто встречались такие построения, как круг, змейка, корзиночка, линии — шеренги и др. фигуры. Но всё же характерной чертой орнаментальных северных хороводов является их линейное построение. Девушки ходили так, чтобы ноги не касались к сарафану, и он не шелохнулся бы.

В селе Карпогоры Пинежского района исполнялся хоровод «Смотрины невест». С чувством большого собственного достоинства девушки парами, выстроившись колонной, под песню «Хожу я по травке» шли по улице. Парни и зрители сидели и стояли по бокам. Дойдя до определённого места, переходить которого не полагалось, все одновременно на конец куплета делали 4 шага поворот вокруг себя через правое плечо и шли обратно по тому же пути.

Дойдя до зрителей, девушки линиями поворачивались к ним, отвешивали поклон и продолжали двигаться дальше. Иногда этот путь продолжался не один и не два куплета. Дойдя до противоположного конца пути, участницы хоровода снова делали поворот через правое плечо и продолжали хождение. Когда запевалась песня, девушки, вставали лицом к открытой части прямоугольника, выстраивалась парами в колонну («застенок»). Пройдя 4 — 8 шагов всей колонной, ведущая пара начинала расходиться вправо и влево, делая поворот за 4 шага, и начинали двигаться навстречу идущей колонне. Девушки следующих пар, дойдя до того же места, повторяли их движение и шли за ведущим. Ведущие пройдя всю колонну, вновь соединялись в пару, делая поворот за 4 шага вправо и влево, и снова продолжали путь в колонне. Всё это повторялось много раз. На плечах и на спине красиво располагались прикреплённые к костюму три больших ярко — красных гладких платка из атласа или шёлка.

«В Мезенском районе также распространён хоровод — «ходечи», — построение и рисунок которого тот же, что и в описанном выше хороводе Пинежского района, но платков на костюмах уже нет, а поверх коротёны, на плечах, одна или несколько больших шерстяных или шёлковых шалей. Они накинуты так, что конец нижней виден из — под верхней. Обеими руками, согнутыми в локтях, которые не прикасаются к корпусу, девушки держали концы шалей». В некоторых деревнях Мезенского района шали, или одна шаль, накидывались не на плечи, а на руки, которые, согнутые в локтях и соединённые кистями, находились перед корпусом на уровне груди. Вытянутые кисти рук прижаты друг к другу, ладони их направлены к корпусу и расположены на одном уровне с локтями. Кисти рук и локти не прикасаются к корпусу.

«Изредка в «ходечи», девушки поклонами приглашали парней. И тогда менялось исполнение хоровода и его характер. В таких хороводах не было шалей в руках, только кружевные платочки. Парень и девушка держались за руки. Если парень стоял слева от девушки, то он левой рукой держал левую руку девушки на уровне груди, не прижимая её к корпусу, и торжественно вели девушку; правые руки были опущены, платочек находился в левой руке. Парень мог стоял и справа от девушки, тогда соединялись правые руки, платочек переходил в правую руку, а левые были опущены».

Большое распространение получили хороводы «застенок», «столбы», «круги».

В средней полосе, или Центральной России (Московской, Владимирской, Рязанской, Калининской, Ярославской, Ивановской, Тульской и в часть Орловской обл.) уже совсем другой климат. Севернее Москвы основной женской и девичей одежды являлся сарафан и кофта, а южнее Москвы — клетчатая, цветная панёва — род юбки — и длинная рубаха. Праздничный женский костюм Бронницкого уезда Московской губернии сочетает в себе элементы и северного и южного костюмов — строгий силуэт северного костюма, и яркость цветов южного. Очень распространён в северной России яркий, цветастый, чаще всего с растительным узором — орнаментом шерстяной плато, которым покрывали голову или надевали поверх кокошника или повойника. Платок складывался косынкой и завязывался под подбородком, слегка подвёртывая на висках, а сверху по центру головы делали небольшой торчащий уголок — «домик». Такая манера повязывать платок называлась «по-московски» или «с защипочкой» и была очень распространена во многих областях, прилегающих к Москве, особенно с юга. Праздничный костюм был намного легче северного, красочнее, но был лишён пышности и богатства.

Все области средней полосы России были богаты интересными народными песнями — от широко распевных до быстрых. За счёт дробления ритмической структуры, учащения произнесения текста хороводные песни становятся более разнообразными, чем на севере. Некоторые песни чётко делились на две части — медленную и быструю. Соответственно хоровод состоял из двух частей — медленного движения, чаще всего по кругу, и быстрой живой пляской во второй его части. Хороводы сочетали в себе степенность северных, и плясовую стихию южных. Женщина в хороводе уже смотрела вокруг себя и на партнёра смело, не «полуглазком», как на Севере, и поёт не «полуротком», сохраняя при этом чувство собственного достоинства. Принимали участие как мужчины, так и женщины. В средней полосе России хороводы часто называли «караводом». В Рязанской области исполнялся орнаментальный хоровод «Стоит кузня». Песня состояла из 2 частей: медленной и быстрой. Взявшись за руки, причём мужчины с женщинами чередовались, и образовав два круга — один внутри другого, двигались в такт песне, спокойно и плавно. Мужчины время от времени поворачивался к своей партнёрше, стоящей справа от него, наклонялся к ней, как бы пересказывая слова песни или беседуя. Во время поворота руки не разрывались, мужчина продолжал идти, повернувшись спиной по ходу движения круга. Во второй быстрой части, участники, не разрывая рук и приподняв их чуть выше плеч, начинали приплясывать поворачиваясь то к одной, то к другой партнёрше. Женщины также поворачивались то вправо, то влево, но не резко и не часто, как мужчины. Припляс был импровизационный и состоял он из притопов на сильную и слабую долю, поочерёдно то левой, то правой ногой или только одной. Ноги при исполнении притопов поднимались от земли не высоко, подскоков у исполнителей хоровода не было, хотя голова и корпус были достаточно подвижны. Припляс — это новый элемент, который отсутствовал в северном хороводе.

Широкое распространение по России получил разомкнутый орнаментальный хоровод, основным построением которого являлась линия, извивающаяся «змейкой» («ужом», «кривулями»), завивающаяся «улиткой».

Интересно описание этого старинного хоровода балетмейстером К. Голейзовским. «В хороводе «Рязанская змейка» участвовали множество женщин и девушек, одетых в яркие праздничные наряды. Они быстро двигались «переступом», держа друг друга за подолы широких юбок и распевая песню с припевом: «Лелий, лелий, лелий зелёный и ладо моё!» В правой руке участниц был яркий платок. С головы спадали развеваясь по ветру лёгкие длинные ленты. Руки с платками в определённые моменты то поднимались, то опускались, то упирались в бок, то закидывались на противоположное плечо. Корпус хороводницы наклонялся и опускался или плавно склонялся в стороны.» В игровых хороводах, особенно по их окончанию, часто встречался поцелуй.

В игровом хороводе во Владимирской области существует интересный шаг — поступь. Участники хоровода обращены лицом в круг. 1) с правой ноги делается маленький шаг вперёд (к центру круга), 2) левая нога приставляется к правой, 3) правая нога отступает назад, становясь ступней непосредственно позади левой, 4) левая нога становится рядом с правой и т.д. Особенностью этого шага является его малое поступательное движение (на ширину стопы в результате последовательности 4 движений). Применялся такой ход в многолюдных хороводах, когда участники стояли вплотную друг к другу.

На Юго-Западе России (в Брянской, Калужской, части Орловской области) благодаря близкому соседству с Украиной и Белоруссией можно видеть своеобразное переплетение черт народного творчества. Особенно это заметно в южной части Брянской области.

Праздничные костюмы в Брянской обл. выдержаны в оранжевой, красной, или ярко — красной цветовой гамме. Костю состоял из клетчатой самотканой панёвы, с красными и синими полосами сверху вниз и белой рубахи с красной и чёрной вышивкой по всему рукаву и около ворота. Поверх панёвы и рубахи надевали яркий большой фартук, украшенный поперечными полосками вышивок. Фартук заканчивался широкой полосой белых кружев на уровне длинны панёвы. Головной убор состоял из нескольких частей: кокошника, подзатыльника и повязальника. Кокошник и подзатыльник были украшены разноцветными бусами и бисером, а к повязальнику прикрепляли несколько длинных лент ярких расцветок, которые спускались по спине. С двух сторон от кокошника, закрывая уши, спускались на грудь две не очень широкие полосы из жёсткой ткани вышитые мелким бисером. На шее и груди много ниток из мелких разноцветных бус. Костюм довольно короткий по икры. На ногах сапоги и красочные домотканые чулки.

Исполнялись протяжные и быстрые, со своеобразным ритмическим рисунком хороводные песни, под которые водили орнаментальные и игровые хороводы, подражательные. Назвались они «танок» или «карагод». Хороводы исполнялись в быстром и среднем темпах. Движения быстрые, резкие, соединённые руки приподняты над плечами. Плечи и весь корпус очень подвижны. Всё это сочетается с резкими поворотами корпуса. Част припляс и пляска становились основным хореографическим действием всех участников хоровода. Встречались хороводы и с необычным построением: На одной линии, на некотором расстоянии, стоят 3 женщины, а остальные участники обходят их «змейкой» то справа, то слева. Затем цепь замыкается и образует вытянутый овал с изгибом в центре. При этом женщины продолжают стоять на одной линии: две в круге, а одна центральная, — вне круга. Образовавшийся круг неправильной формы продолжает движение. Исполнялся хоровод под песню «Около бережка похаживала», а сам хоровод назывался «частокол» или «столбы». В хороводе «Заплетись плетень» на первый куплет песни все участники, взявшись за руки, двигались по кругу, приплясывали и пристукивали ногами. В конце куплета ведущая хороводница размыкала круг, и продолжала движение, ведя за собой всю хороводную цепь, проходила под руками первой и второй исполнительниц, которые после разрыва круга, остановившись и развернувшись к хороводнице, поднимают руки, делая «воротики». Вместе с ними останавливаются, приплясывая, следующие за ним третья, четвёртая и пятая исполнительницы, которые затем так же проходили под «воротиками» первой пары. После того как под «воротики» прошла третья исполнительница, образуется фигура из трёх исполнительниц, держащихся за руки. Первая и третья исполнительницы стояли рядом на одной линии лицом ко второй исполнительнице. Следующие, вторые «воротики» образовывались между третьей и четвёртой исполнительницами. Хороводница заводила второй круг и проводила всех под вторыми «воротиками» и так продолжалось до конца. Когда плетень «заплели», женщины стоя лицом к дркг другу, притопывали и приплясывали. Переплетённые руки поднимались и опускались на сильную долю такта.

Затем начиналась вторая часть хоровода, «расплетение» плетня. Хороводница, слегка нагнувшись, двигалась под соединёнными руками исполнительниц. За ней, не разрывая рук, постепенно одна за другой пары разворачиваются в одну линию и, слегка нагнувшись проходили под руками. Остальные стояли на месте пели приплясывали, продолжая движение сцепленных рук вверх — вниз, дожидались своей очереди. Пройдя все пары, хороводница вновь выводила участников на круг, пройдя по которому до конца куплета хоровод заканчивался. Участницы двигались довольно быстро притопывая и приплясывая и даже подсвистывая. Плечи и корпус очень «живой», основной ход хоровода — небольшой шаг на всю стопу, на каждую восьмую такта. Многие исполнительницы акцентировали шаг правой ногой, как своеобразный притоп на каждую сильную долю с одновременным движением правого плеча вперёд. Когда пары стоят на месте, делается двойной удар правой ногой на сильную долю каблуком и стопой. Такой удар иногда использовался и при продвижении.

На протяжении долгих сотен лет русский народный танец, развиваясь, приобретал устойчивые признаки — форму и стиль исполнения, традиционную тематику, песенное или музыкальное сопровождение, определённую композицию, количество участников и т.д., — признаки, которые определялись и подсказывались самой жизнью.

хоровод областной движение костюм

Русский народ оставил нам огромное фольклорное танцевальное наследие, и мы должны не только бережно сохранять, но и развивать это богатство, знать и изучать значения и глубокий сакральный смысл заложенный в русском танце. Фольклорные танцы в наше время стали большой хореографической ценностью, имеющее не только эстетическое, но и огромное познавательное значение для участников художественной самодеятельности и профессиональных артистов.

Своеобразным языком фольклорные танцы отражают историю развития нашего народа: его быт, уклад, отношение внутри семьи, к окружающему миру и т.д. Я думаю настанет то время, когда официальная история признает тот факт, что хоровод зародился именно у русских славян, и только потом попал в древний Рим, Грецию и т.д. Ни один народ не имеет столь глубокую, древнюю и могучую культуру, как русский народ. И определёнными силами делается всё, что бы увести русских от своих настоящих корней, от своей настоящей культуры и истории, тем самым ослабить народ и государство в целом. Что бы противостоять этому, нужно изучать (создавать экспедиции в районы), передавать, распространять, и сохранять уникальную древнерусскую культуру.

1. Голейзовский, К., Образцы русской народной хореографии. М.: Искусство. 1964

2. Исторические корни Русского народа / часть 3/. Интернет источник: http://oum.ru

3. Климов, А., Основы русского народного танца. М.: Искусство. 1981

4. Матвеев, В.Ф., Русский народный танец /теория и методика преподавания/. СПб.: Планета музыки. 2010

5. Терещенко, А.В., История культуры русского народа. М.: ЭКСМО. 2007