Использование музыки как средства развития чувства ритма в спортивных бальных танцах в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Использование музыки как средства развития чувства ритма в спортивных бальных танцах в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Автор: Педагог дополнительного образования ДДТ «На 9-ой линии» Санкт-Петербурга .

Современная цивилизация отличается ускорением темпа жизни и многообразием жизненных ритмов, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Такое многообразие ритмов, а нередко и аритмичность жизненных процессов, обусловленных социальными проблемами, создает хаотичность в отношениях ребенка с миром и носит разрушительный характер.

Традиционное общественное мнение считает наукоемкие предметы наиболее важными, первостепенными дисциплинами, необходимыми детям. При этом музыка, рисование, хореография, спортивные бальные танцы – то есть дисциплины эстетического цикла, способствующие формированию музыкальной культуры, – остаются на втором плане.

Теоретические предпосылки изучения чувства ритма в процессе восприятия и осмысления музыки имеются в трудах , , , , , . Педагогические условия эстетического развития детей средствами музыки отражены в работах , , , , . Рассматривая музыку как источник эмоционального, интеллектуального, творческого развития детей, исследователи освещают проблему развития у детей чувства ритма как свойства и качества личности детей.

В создании системы художественно-ритмического воспитания, рассчитанной на детей дошкольного возраста, участвовали , , , , позднее — , , и другие.

Средством развития чувства ритма является использование музыки в спортивных бальных танцах.

Музыка – это мелодия, которая определяется логическим последованием звуков, разнообразных по высоте и продолжительности. В связи с этим мелодия обладает своими особыми законами, своей логикой строения и имеет свои основы, свои качества. Сюда относится – ладовая, интонационно-высотная, ритмическая основы, а также законы мелодического движения и развития. В основе мелодий музыки для спортивных бальных танцев лежит ритмическая основа. Что такое ритм? Соотношение звуков по длительности их звучания – называется ритмом. Ритм является важнейшим условием для усвоения и запоминания мелодии. Мелодия, лишенная ритма, становится бессмысленной. Если ритм – соотношение разнопродолжительных звуков по времени, то метр – это та условная мера, которая служит нормой для отсчета ритмического движения. Существуют две основные его разновидности – двух — и трехдольный. В танцевальной музыке ритмическая формула повторяется на протяжении всей мелодии, так как ритм непосредственно связан с определенным танцем, движением.

Цель исследования показать, что одним из средств, для развития чувства ритма в спортивных бальных танцах, является использование музыки.

Для этого были составлены шесть диагностических методик направленных на выявление уровня развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста:

1) Исследование уровня развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в мелодии на 4/4.(модный рок )

2) Исследование уровня развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в мелодии на 2/4.(полька)

3) Исследование уровня развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в мелодии на ¾ (медленный вальс)

4) Исследование уровня развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в мелодии ча-ча-ча 4/4.

5) Исследование уровня развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста, посредством прослушивания мелодии и прохлопывания ритмического рисунка (самостоятельно) (медленный вальс, ча-ча-ча, полька)

6) Исследование восприятия по заданному ритму у детей старшего дошкольного возраста следующих мелодий: медленный вальс, ча-ча-ча, полька и определить, какая мелодия звучит.

После проведения диагностики в группе детей старшего дошкольного возраста первый год занимающихся спортивными бальными танцами, были выявлены дети, у которых отмечались явные проблемы с чувством ритма, при исполнении танцевальных движений.

Из результатов, полученных при первичном исследовании уровня развития чувства ритма у Арины Н., Дениса П., Вари Ф., Арсения К. и Кати Х., были сделаны следующие выводы:

· У Арины Н. отмечается средний уровень развитие чувства ритма. Она не справляется с ритмической пульсацией, а также наблюдается нарушение координации при комплексном движении, когда нужно протанцевать ногами и одновременно исполнять движения руками, наблюдается затруднение с ритмом на 3/4.

· У Дениса П. низкий уровень развития чувства ритма. Он плохо слышит сильный (первый) удар в звучащей мелодии, не в ритме исполняет движения, не справляется со способностью держать ритмическую пульсацию. У Дениса затруднения при исполнении в комплексе движений, когда нужно танцевать ритм ногами и одновременно отхлопывать ладошками, а с пятым заданием он не справился, потому что не смог отхлопать ни одну из заданных мелодий.

· В первичном исследовании у Вари Ф. отмечается низкий уровень развития чувства ритма. У нее нет согласованности движений рук и ног и поэтому она сбивается с ритма, если нужно протанцевать ногами и одновременно выполнить движения руками. Варя не способна держать ритмическую пульсацию и прохлопать заданную мелодию, хотя с шестым заданием (определить прозвучавшую мелодию) она справилась.

· У Арсения К. выявился низкий уровень развития чувства ритма. У него нет слаженности между движениями рук и ног, он не может хлопать руками и в том же ритме исполнять движение ногами. Арсений не справляется с ритмической пульсацией при прохлопывание и движении под музыку, не умеет переносить вес в ритм музыки, не справился с пятым заданием ( прохлопать мелодию самостоятельно), а в последнем задании не смог определить мелодию танца ча-ча-ча.

· В первичном исследовании чувства ритма у Кати Х. отмечается средний уровень развития чувства ритма. С первым заданием она справилась, показав скоординированные движения рук и ног на музыку 2/4 , но с перекрестными хлопками не справилась, также она не способна держать ритмическую пульсацию. Катя не смогла прохлопать танец ча-ча-ча самостоятельно, хотя мелодии распознает без ошибок.

После выявления результатов первичного исследования был разработан специальный комплекс развивающих занятий, направленных на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста: Арины Н., Дениса П., Вари Ф., Арсения К., Кати Х. и в решении этих задач необходимо использовать элементы спортивных бальных танцев, включая разнообразные мелодии спортивных бальных танцев, подчеркивающие тот или иной ритм.

Занятия проводились со всеми 12 детьми в вечернее время в ДДТ «НА 9-ой линии» в помещении для занятий спортивными бальными танцами, но во время занятий больше внимания уделялось Арине Н., Денису П., Варе Ф., Арсению К. и Кате Х..

На занятиях по развитию координации в комплексном движении рук и ног, дети по нескольку раз прохлопывали, а затем танцевали под музыку необходимые по программе движения. Чтобы дети не испытывали больших затруднений в освоении материала вначале занятия проводится разминка, на которой становится видно, что Арсению, Варе и Денису сложно даются подскоки, а Кате и Арине ходьба спиной с носка. При чередовании различных ритмических движений во время основной части занятия становится ясно, что самое сложное для детей, которые выбраны для эксперимента, выполнение движений рук и ног одновременно. Во время всего занятия детям оказывается ненавязчивая помощь, при исполнении движений подсказывается голосом, параллельным показом и зеркально к детям исполняются все движения. Показ должен быть грамотным, правильно уверенно исполненным. В конце занятия дети значительно лучше стали выполнять, предлагаемые им движения.

На занятиях, по исполнению движений польки на музыкальный размер 2/4 большое внимание уделяется четкости исполнения ритма, так как наибольшие затруднения при первичной диагностике, наблюдались при исполнении перекрестных хлопков и бокового галопа, а так же трудность составляли хлопки (на 2 счета 3 хлопка). В начале занятия был применен методический прием. Дети, входящие в эксперимент (Арина Н., Денис П., Варя Ф., Арсений К., Катя Х.) были поставлены в пары с детьми, которые хорошо справляются с заданием. А в конце занятия все пятеро протанцевали все изучаемые движения самостоятельно. В результате в конце занятия выясняется, что Арсений, Денис и Варя не очень хорошо справляются с предлагаемыми заданиями, а Арина и Катя более уверенно стали выполнять галоп и хлопки.

Занятие по ритму ¾ проводилось при использовании мелодий медленного вальса. Что бы добиться большего эффекта первую половину занятия звучит одна и та же мелодия. Так как дети не справляются с ритмической пульсацией, то большее внимание уделяется тому, чтобы дети как можно правильнее отхлопывали ритм медленного вальса. Очень хорошо работает прием, когда звучащая мелодия микшируется, а затем возвращается полный звук и хлопки детей должны совпасть с ритмом звучащей мелодии. Отхлопывается первый счет раз на два и три пауза, а затем пауза на раз, а два три хлопки. Денис, Катя и Арина начали справляться с заданием, а у Арсения и Вари все еще наблюдались затруднения. Но когда, (после упражнений с хлопками), дети стали выполнять шаги основного движения медленного вальса, то им стало делать это намного легче и все пятеро с небольшими погрешностями стали исполнять шаги вперед, в сторону и приставка с переносом веса тела по переменно на правую и левую ноги. В конце занятия, для закрепления пройденного материала, включалась фонограмма различных мелодий медленного вальса, и чувствовалось, что для детей исполнение предлагаемого задания уже не представляет такой сложности, как вначале занятия.

Четвертое занятие касается ритма танца ча-ча-ча. Особое затруднение вызывает счет раз, в который дети обязательно должны попасть, но их смущает, что счет 2 и 3, при выполнении основного движения, тоже главный. Поэтому все занятие по ритму и исполнению основного движения танца ча-ча-ча направлено на то что бы дети научились отличать и исполнять счет 2 3 и шоссе 4 и 1. Начинаем с ритма 4 и 1, т. е. исполнение шоссе используется зеркальный показ, педагог считает и исполняет, затем вместе с детьми сначала отхлопываем, а затем исполняем все вместе шоссе 4 и 1. Счет 2 3 отрабатывается по той же схеме. Для лучшего усвоения и закрепления результата разнообразим занятие. Делим детей на две группы и одна группа танцует 2 3 и хлопает 4 и 1, а вторая группа хлопает 2 3 и танцует 4 и 1. Арина и Катя уже хорошо справились с заданием, у Дениса были еще затруднения с исполнением хлопков, а у Арсения и Вари с исполнением шагов. В конце занятия, использовался еще один прием, дети разбиваются на 4 группы, одна прохлопывает мелодию, вторая танцует основное движение, третья танцует 2 3, хлопает 4 и 1, а четвертая группа хлопает 2 3 и танцует 4 и 1. Таким образом, это упражнение превращается в обучающую игру. В результате по окончании занятия все пятеро детей значительно лучше стали исполнять основное движение ча-ча-ча.

Пятое и шестое диагностические задания можно объединить в одно занятие. Занятие посвящается прослушиванию прохлопыванию и узнаванию мелодий бальных танцев, которые входят в программу 1-го года обучения:

Начинаем занятие с мелодии медленного вальса. Сначала прохлопываем звучащие мелодии медленных вальсов, а затем ставятся фонограммы различных мелодий и дети пытаются выделить мелодии медленного вальса. Задания повторяются несколько раз, пока не становится ясно, что все дети практически безошибочно с ним справляются. Такие же приемы используются и для танца ча-ча-ча и польки. Чтобы занятие не получилось однообразным, во второй половине занятия не только прослушиваются и отхловываются мелодии, но и протанцевываются все три танца и становится видно, что дети намного лучше стали справляться с ритмами медленного вальса, ча-ча-ча и польки.

После экспериментального обучения, которое длилось две недели, проводились повторные исследования по вышеописанным диагностическим методикам, которые позволили после обработки результатов сделать следующие выводы:

У Арины Н. вторичное исследование показало определенную положительную динамику. Денис П. показал явное улучшение при выполнении диагностических заданий. Показатели Вари Ф. значительно улучшились. У Арсения затруднения при исполнении ритмических движений и прохлопывании мелодий значительно уменьшились. Катя хорошо справилась со всеми заданиями и только в исполнении основного движения медленного вальса наблюдались небольшие помарки.

После проведенного исследования можно сделать вывод, что использование музыки спортивных бальных танцев помогает в развитии чувства ритма. Развитие чувства ритма являться эффективным условием формирования музыкальной культуры детей старшего дошкольного возраста. В процессе занятий спортивными бальными танцами через музыку через чувство ритма развивается память, мышление, активность, наблюдательность, логика, интуиция. Это обязывает педагога спортивных бальных танцев уметь определить ближайшую зону физического и двигательного развития детей, находить наиболее результативные средства, объединяя их в систему, уметь оценивать эффективность используемых методик.

1. , Деркунская и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Издательский центр «Академия», 2007.-320с

2. Зимина и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие.-М.:ТЦ Сфера, 2010. — 320с.

Музыка для бальных танцев задает ритм

Не многие задумываются о том, сколько значит музыка в нашей жизни, особенно если это музыка для бальных танцев, а ведь с ее появлением в жизни людей связано очень многое, это не просто развлечение, это целая культура. Еще в советское время появился лозунг «Нам песня строить и жить помогает», который очень точно определил её значение. Однако, проявлять свои певческие таланты возможно далеко не везде.

Занятие танцами это, прежде всего способ самоорганизации, причем не только с точки зрения дисциплины, но и физического самосовершенствования. Регулярное занятие танцами способствует развитию красивой осанки и правильной походки, кроме этого движения человека становятся более грациозными и изящными.

Разумеется, для достижения определенных результатов в танцах необходимо уделять этому много времени, заниматься, преодолевая трудности и усталость. Только методичный подход гарантирует успех и признание таланта окружающими. И, что характерно танцевальные навыки, приобретенные еще в детстве, благоприятно отражаются на самоуверенности и красоте движений человека вплоть до глубокой старости.

Чувство уверенности в себе является следствием, прежде всего, опыта публичных выступлений. Очень полезно принимать участие в различных конкурсах и выступлениях, и даже если это не приносит каких либо побед, это обязательно отразится на психологическом состоянии человека. Благодаря участию у таких мероприятиях, еще с детства вырабатывается способность уверенно держаться перед аудиторией, что в дальнейшем весьма благоприятно отражается на карьерном росте современного человека.

И не смотря на то, что далеко не все в будущем становятся знаменитыми артистами, в выигрыше остается совершенно каждый, так как благодаря регулярным занятиям танцами, человек избавляется от многих комплексов.

Также немаловажным аспектом, характеризующим занятие хореографией, является физическое развитие. Давно установленный факт, что люди, регулярно занимающиеся танцами, имеют более здоровое и крепкое сердце.

Кроме этого, следует отметить важность занятий танцев с точки зрения развития у человека ответственности и организационных способностей.

Уже с детства ребенок начинает осознавать свою личную значимость в коллективе и свою ответственность перед руководителем и коллегами, поскольку упущение в оформлении танцевального костюма, а также недостаточная отработка танцевального движения может повлиять на качество танцевального номера в целом.

Также очень важным является умение ребенка общаться с людьми, находить компромиссы, способность избегать конфликтов или подавлять их для достижения общего результата, все это обеспечивает занятие танцами.

Фокусируя все свое внимание на хореографии, дети неминуемо приобщаются к музыкальным направлениям, в частности учатся понимать музыку классического жанра. Такую музыку можно услышать далеко не везде.

В то время как при постановке танцевальных номеров зачастую используют качественную музыку, позволяющую наиболее ярко проявиться в танце.

В то время как все привыкли к электронной музыке, именно в хореографических залах дети имеют возможность послушать живое звучание фортепиано. Однако, танцы доступны не только с детского возраста, заниматься ими можно начать в совершенно любом возрасте, и при этом удовлетворение от таких тренировок будет абсолютно у всех, поэтому многие современные школы танцев принимают под своими крышами людей разных возрастных групп.

Музыка для бальных танцев прекрасна, красива и изящна, соответственно и танцы, поставленные на ней, также не менее эффектны и пользуются популярностью среди танцоров всего мира. Зайдя в соответствующий раздел, каждый желающий может найти для себя музыкальную композицию на любой вкус.

Музыка для бальных танцев имеет особую жизнеутверждающую энергетику, а кроме этого она успокаивающе действует на психологическое состояние человека.

Уже давно доказано, что применение музыки на фермах, в значительной степени увеличивает надой у коров.

Музыка такого жанра проникла в нашу жизнь через радио, телевидение, она существенно повлияла на культурное развитие общества и, безусловно, в той или иной степени она является важной частью жизни каждого человека.

Для того чтобы разнообразить свой досуг а танцы сделать более чувственными, необходима действительно красивая бальная музыка, однако скачать ее бесплатно не всегда получается.

Выход есть: прослушивайте и сохраняйте для себя понравившиеся файлы.

В связи с тем, что происходит постепенное изменение бальных танцев, вместе с ними меняется и музыка. Поэтому здесь Вы можете найти новые хиты, которые, безусловно, пополнят Вашу коллекцию и украсят любой бальный танец.

Видео: Музыка для бальных танцев

Музыка в бальных танцах

Можно ли себе представить бальные танцы без музыки? Несмотря на то, что находятся энтузиасты, подобные американскому хореографу Мерсу Каннингему, которые считают, что танцы вполне могут существовать и без музыки, все же, большинство предпочитает не разделять эти два понятия, только лишь в некоторых случаях заменяя понятие «музыка» понятием «ритм». Это правильный подход, ведь ритм музыки определяет динамику, т.е. скорость и манеру исполнения танцевальных движений, которые производятся отнюдь не хаотично. Именно этому, человек, который не умеет слушать музыку и двигаться в соответствии с ее ритмом, вряд ли сможет научиться танцевать.

Но музыку в танце мало услышать, ее еще необходимо понять. Многие музыкальные произведения, в особенности, классические, имеют четкую структуру, и очень важно, чтобы она совпала со структурой танца. Это, вкупе с правильными движениями танцора, создает гармонию, которая делает танец красивым, а точнее, формирует надлежащее его восприятие. Если же происходит обратное действие, если танцор не попадает в такт и ритм музыки, сколь бы четкими ни были его движения, они не будут достойно восприняты зрителем и доставят немало дискомфорта самому танцору.

Не стоит забывать о том, что бальные танцы являются универсальными. Что это значит? Это значит то, что, освоив их основы, вы сможете легко и грациозно двигаться под любую музыку. И подобное умение прельщает многих людей, которые начинают заниматься бальными танцами. Но дело все в том, что, помимо обучения танцевальным движениям, вам надо будет научиться понимать и чувствовать музыку. Причем, речь идет не о каком-то конкретном ее стиле, но о музыке в целом.

Как этого добиться? На самом деле, к сегодняшнему дню разработано немало методик, позволяющих добиться достижения данной цели. Первое, что необходимо сделать – научиться воспринимать музыку не как фон, но начать анализировать ее, предугадывать идею композитора. Можно попробовать воспроизводить ритм, потоптывая ногой или стуча пальцами по столу, можно постараться напеть отдельный отрывок музыкальной композиции – главное, почувствовать ритм.

И еще один очень важный нюанс – сделать фоном не музыку, но все происходящее вокруг. Попробуйте включить телевизор и музыкальную композицию одновременно и попытайтесь сконцентрироваться именно на музыке. Как только вы перестанете отвлекаться на посторонние шумы, будьте уверены, вы достигли нового уровня понимания музыки, который вам позволит также сосредоточенно выполнять танцевальные движения под музыку, не отвлекаясь ни на что.

Ритмы музыки бальных танцах

Программу Европейских танцев или Стандарт (Standard) составляют 5 основных танцев, такие как: Медленный Вальс (Slow или English Waltz), Медленный Фокстрот (Slow Foxtrot), Танго (Tango), Квикстеп или Быстрый Фокстрот (Quickstep) и Венский Вальс (Viennesse Waltz). Порядок исполнения танцев на соревновании:

На знаменитом Блэкпульском танцевальном фестивале в Великобритании, танцевальные пары соревнуются только в 4-х танцах европейской программы. Исключение составляет Венский Вальс. Тем не менее его исполняют все танцевальные дуэты перед началом соревнования, «знакомясь» с паркетом.

Венский Вальс

Музыкальный размер: 3/4. Темп: 58-60 bpm.

Первый Венский Вальс датирован 12 — 13 столетием и применен в танце под названием «Nachtanz». Венский Вальс пришел к нам из Баварии и назывался тогда как «German». Приблизительно в начале 1830 года, композиторы Франц Ланнер (Franz Lanner) и Иоган Штраус (Johann Strauss) написали несколько, очень известных сейчас, Вальсов нашей эры, способствуя тем самым развитию и популярности этого танца. Эти Вальсы были весьма быстры, но, сделав ритм танца более удобным, мы теперь называем их Венскими Вальсами (Viennese Waltz) и всегда с радостью танцуем.

Медленный Вальс

Музыкальный размер: 3/4. Темп: 28-30 bpm.

Вальс был привезен в Соединенные Штаты в середине 1800 годов. Темп Венского Вальса был достаточно быстрым, и вскоре композиторы стали писать музыку, которая была намного медленнее. От этой музыки развился новый стиль Вальса, называемый Бостоном, с более медленными поворотами, и более длинным, скользящим движением. Примерно в 1874, в Англии, образовался влиятельный «Бостонский Клуб» и начал появляться новый стиль танца, английский, названный в последствии Медленным Вальсом (Slow Waltz). Однако, только после 1922 этот танец станет столь же фешенебельным как Танго. Странно, но то что раньше пары танцевали в Вальсе Бостон очень сильно отличается от того, что мы исполняем сейчас. Сразу после 1-ой Мировой войны Вальс стремительно меняется. В 1921 было решено, что основное движение должно быть: шаг, шаг, приставка. Когда в 1922 Виктор Сильвестр выиграл первенство, то Английская программа вальса состояла всего лишь из Правого Поворота, Левого Поворота и Смены Направления. В 1926/1927 Вальс был значительно усовершенствован. Основное движение было изменено на: шаг, шаг в сторону, приставка. В результате этого появилось больше возможностей для развития фигур. Они были стандартизированы Имперским Обществом Учителей Танца (ISTD). Многие из них мы танцуем до сих пор.

Танго

Музыкальный размер: 2/4. Темп: 31-33 bpm.

Первый раз Танго было исполнено в Европе перед 1-ой Мировой войной, в темпе 36 тактов в минуту. Оно пришло из Буэнос-Айреса (Аргентина), где было исполнено в первый раз в «Barria Las Ranas», гетто Буэнос-Айреса. Оно было тогда известно под названием «Baile con corte» (танец с отдыхом). «Денди» Буэнос-Айреса изменили танец двумя способами. Сначала они изменили так называемый «Ритм Польки» в «Хабанера ритм», а во-вторых, они назвали этот танец Танго.

Медленный Фокстрот

Музыкальный размер: 4/4. Темп: 28-30 bpm.

Фокстрот, танец, который родился в двадцатом столетии и был назван так в честь Американского исполнителя Гарри Фокса (Harry Fox). Первоначально он исполнялся в темпе 48 тактов в минуту. Проблема, которая привела Фокстрот к двум направлениям, это темп музыки. Под ту музыку, которая исполнялась в темпе приблизительно 50 — 52 такта в минуту танцевали Квикстеп (Quickstep) или Быстрый Фокстрот, а под ту, которая исполнялась в темпе 32 такта в минуту (более медленно) — Медленный Фокстрот (Slow Foxtrot). Обаятельный Фокстрот, имеющий множество интерпретаций является одновременно и простым, и сложным танцем.

Квикстеп

Музыкальный размер: 4/4. Темп: 50-52 bpm.

Появился в течение 1-ой Мировой войны в пригороде Нью-Йорка, первоначально исполнялся африканскими танцорами. Дебютировал в Американском мюзик-холле и стал очень популярным в танцевальных залах. Фокстрот и Квикстеп (Quickstep) имеют общее происхождение. В двадцатых годах многие оркестры играли медленный — фокстрот слишком быстро, что вызвало много жалоб среди танцующих. В конечном счете, развилось два различных танца, медленный фокстрот, темп был замедлен до 29-30 тактов в минуту, и Квикстеп, который стал быстрой версией Фокстрота, исполняемого в темпе 48-52 тактов в минуту. Одним из танцев повлиявшим на развитие Квикстепа был популярный Чарльстон.

ЛАТИНА (ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ПРОГРАММА)

Программу Латиноамериканской программы танцев или Латина (Latin) составляют 5 основных танцев, такие как: Самба (Samba), Ча-ча-ча (Cha-Cha-Cha), Румба (Rumba), Пасодобль (Paso Doble) и Джайв (Jive). Порядок исполнения танцев на конкурсе следующий: