Латиноамериканские танцы. История Сальсы.

Сальса — национальный кубинский танец, содержащий интересные комбинации, раскрепощенные и страстные движения, веселье и флирт, заигрывание друг с другом. Сальса – танец любви и свободы. В отличие от бальных латиноамериканских танцев, являющихся, по сути своей, спортом, сальса доступна людям разного возраста и различной физической подготовки. Это скорее средство общения. В сальсе нет постоянных пар, смена партнеров позволяет учиться взаимопониманию в танце между совершенно незнакомыми людьми. И научившись этому, можно танцевать сальсу в любом клубе мира, общаясь с партнером на универсальном языке танца.

О том, как родилась сальса, существует множество версий. Но, по крайней мере, в одном все они сходятся: прародителем сальса следует считать кубинский сон – ритм, возникший в конце XIX века на Кубе. Вообще, афро-кубинская музыка, к которой принадлежит сальса, имеет свою интересную историю, так как родилась в результате симбиоза двух культур – европейской (испано-арабской) и африканской. От испанцев афро-кубинская музыка унаследовала струнные инструменты, мелодику и поэтическую форму, а от рабов-африканцев (в основном, выходцев племен банту, йоруба и карагали) – барабаны и различные ударные инструменты, манеру разделения на певца и хор и своеобразный стиль исполнения.

Есть несколько версий происхождения названия «сальса». По одной из версий, в одном маленьком клубе Майами выступала однажды вечером группа, исполнявшая кубинскую музыку, и эта музыка настолько «завела» присутствовавший народ, что все дружно принялись кричать: «Salsa! Salsa!», подразумевая, что музыка была так же остра и горяча, как соус, которым приправляли блюда в этом заведении. По другой версии, название произошло от очень популярного в начале века сона «Echale Salsita«. Согласно этой версии, в конце 60-х в США в Мэдисон Сквер Гарден состоялся грандиозный концерт, организованный Fania All Stars, на котором латиноамериканские исполнители представили свое «новое изобретение» – ритм boogaloo – ничто иное, как модернизированный кубинский сон, смешанный с меренге, боссановой, кумбьей, ча-ча-ча, мамбо и буги-вуги. Глядя, как люди с разных концов Америки самозабвенно танцуют под новый ритм, Тито Пуэнте, вспомнив слова старого сона, изрек: «Esto es una gran salsa!», что дословно переводится как «Великолепный cоус!». Великий сонеро подразумевал, что как и в соусе, в ритме перемешались различные ингредиенты, рождая необыкновенно «вкусную» смесь. Слово понравилось больше, чем первоначальное название, и быстро распространилось по всей территории Америки. В настоящее время под воздействием современных ритмов сальса также претерпевает изменения.

В мире сальса делится на два вида и пять основных подвидов:

  • «Круговая» сальса, в нее входят два подвида кубинская сальса или сальса касино и колумбийская сальса.
  • «Линейная» сальса или сальса Cross body style. К ней относится сальса Л.А., Н.Й. и Пуэрто-Рико.
  • Отдельным видом в связи с огромной популярностью некоторые выносят и руэда де касино.

Танцуя даже самые элементарные шаги сальса, мы следуем четырем тактам в музыке, однако делаем только три шага, каждый из которых длится столько же, сколько удар. На последнем, четвертом такте, мы делаем паузу (что и заключает в себе счет танца как «быстро-быстро-медленно») или же прибавляем движение-украшение. Можно перемещаться или танцевать, не двигаясь с места; то есть просто красиво шагать, делая три шага с паузой в середине. «Шагай» таким образом, в такт музыке – и ты уже танцуешь сальса.

Простота, присущая сальса, делает этот танец необыкновенно гибким; танцуй так, как хочешь. Ты можешь двигаться в любом направлении, и точно так же можешь оставаться на месте, танцевать «в линейку» или по окружности. Последний такт можешь заполнять приставным шагом, легким ударом ноги об пол или просто паузой. Внимание! Под шагом в сальса подразумевается, когда ты ставишь ногу на пол и переносишь на нее вес тела (шаг с перемещением веса). Во многих латиноамериканских странах пары сами выбирают, на какую ритмическую долю им танцевать, и это не обязательно первая доля.

Все это могло бы показаться ритмическим произволом, и было бы им, если б не существовал один очень важный аспект. Ритмы-прародители сальса всегда принадлежали к танцевальной музыке. От них сальса унаследовала (по крайней мере, в странах Латинской Америки) главный принцип: все имеют равное право получать удовольствие на танцполе. Это то самое правило, которое предотвращает превращение танца в разрушительный хаос. Соблюдение этого правила (особенно в паре) приводит к тому, что, соединяясь вместе, спонтанность, индивидуальность и чувство ритма, формируют ту особую среду, в которой кроется причина популярности латиноамериканской музыки.

Несмотря на то, что музыка постоянно подвергалась различным влияниям, ей удалось сохранить свою первоначальную жизненную силу, – так же случилось и с танцем. В отличие от других латиноамериканских танцев, например, меренге или кумбьи (которые иногда тоже относят к разновидностям сальса) сальса имеет схожесть с линди-хопом, свингом и хастлом. И даже показала себя способной включать элементы бальных латиноамериканских танцев и аргентинского танго.

Какие существуют подвиды сальсы:

Сальса Лос Анджелес. Современный стиль сальсы Л.А. создан примерно в 90-х годах в г. Лос Анджелес танцевальной компанией «Salsabrava» и ее основателями Луисом Вазкезом, Джоби Вазкез и двумя братьями Луиса – Франциско и Джонни. Базовый шаг этого стиля танцуется на самую сильную долю музыки — на счет 1, геометрический рисунок стиля –линейный основан на движении cross body lead (перевод партнерши по линии), для сальса Л.А. характерен быстрый и динамичный темп, много быстрых комбинаций, меньше импровизированных соло, но много женского и мужского стиля. Танец направлен на скорость и четкость исполнения, характерно использование акробатических элементов, демонстрирующих и подчеркивающих мастерство танцующей пары. Характер сальса Л.А. — более резкий и энергичный стиль танцевания, характерен четкими и резкими выпадами и акцентами, танцевание динамичное, много акробатических элементов, линейное ведение.

Сальса Нью-Йорк. Стиль создан в Нью-Йорке кубинскими эмигрантами на основе кубинского сона (традиционной кубинской музыки и танца являющегося прародителем сальсы). Базовый шаг начинается с шага на месте на 1 и на слабую долю музыки — на счет 2 партнеры шагают назад. Считается, что так как партнерша начинает с шага вперед, то этот стиль создан, чтобы показать партнершу во всей своей красоте, поэтому в нем очень много движений, где партнерша как бы элегантно дефелирует мимо партнера. Геометрический рисунок стиля – линейный, быстрый и динамичный темп, но в тоже время мягкое и деликатное ведение, фигуры делаются короткими импульсами. Характерно наличие сольных композиций, пауз и деликатных акцентов по музыке. В меньшей степени используются акробатические элементы. С виду напоминает «кошачий», мягкий стиль танцевания. Характер сальса Н.Й. — более мягкое «кошачье» танцевание, характеризующиеся более плавными (по сравнению с Л.А.) движениями, мягким ведением, много движений корпусом, движения более протяжные и плавные, линейное ведение.

Сальса Пуэрто-Рико. Сохраняет все особенности сальса Нью-Йорк, но характерным отличием о него является то, что девушки шагают на 2 не вперед, а назад. Отсюда происходят некоторые особенности в ведении и исполнении различных фигур.

Сальса Касино. Стиль основан на традиционной кубинской музыке и танцах сон и гуарача. Базовый шаг начинается на сильную долю музыки, на счет 1. Геометрический рисунок танца — круговой, центром круга как правило является партнер вокруг которого вращается партнерша. Характерной особенностью кубинского стиля являются узлы (сложные фигуры руками) и финты (обманные движения руками). Руки партнера и партнерши очень редко разрываются, поэтому в касино почти отсутствует armstyling (женские движения руками). Очень много музыкальной импровизации. Во многих странах танцуя касино используют так называемый теп (короткий и легкий удар носком или пяткой ноги по полу) на счет 4 и 8. Характер сальса касино: множество фигур, почти полное отсутствие armstyling (работа рук) у партерши, круговое движение. На сегодняшний день в результате развития кубинской музыки и смешения ее с различными музыкальными направлениями (хип-хопом, реггетоном, ча-ча-ча, румбой) возникло новое музыкальное направление – тимба, для которого характерно множество музыкальных инструментов с ведущими партиями и очень быстрый темп с частой сменой ритма. Соответственно и современный стиль касино активно использует при танцевании элементы других танцев – реггетона, румбы, ча-ча-ча, мамбо и характерен очень быстрым и динамичным танцеванием.

В Майами также стал очень популярный Майами стиль – это смесь кубинской сальсы и элементов и фигур стиля Лос Анджелес, который танцуется по кругу как и сальса касино.

Сальса Колумбия. Геометрический рисунок стиля круговой как и в сальса касино, характерным отличием от касино является наличие footwork, который исполняется очень быстро, используя межтактовые доли. Для партнерш характерной особенностью является очень много движений тазобедренной части (menear).

Руэда де касино. Геометрический рисунок танца круговой при участии двух или большего количества пар. Все фигуры исполняются синхронно по команде лидера или певца (cantador). Руэда чем-то напоминает хоровод, но танцуется парами с частой сменой партнеров и партнерш. Для руэды характерны фигуры основанные на узлах с очень четким и аккуратным выходом, не отпуская при этом рук партнерши до моменты обмена парами. Партнеры передают партнерш по кругу и импровизируют по музыке. Сейчас на Кубе получила распространение руэда де касино так называемого нового стиля, для которой характерно перестройка из круга в линию в рамках танцевания руэды, формирование нескольких кругов руэды либо рядом, либо один внутри другого и так называемые dua- элементы которые танцуют в рамках руэды по две пары, которые после окончания фигуры снова возвращаются в общий круг, а также использование акробатических элементов. Также для современной фигуры характерна более частая смена партеров и партнерш, так за время исполнения одной фигуры партнеры и партнерши могут смениться несколько раз. Оценивают руэду единой оценкой за всех участников.

Научиться танцевать сальса не так уж и сложно, она доступна любому возрасту, любой национальности, любому уровню танцевальной подготовки и опыту — даже нулевому. Главное — полюбить латиноамериканскую музыку, захотеть двигаться в такт зажигательным ритмам, не стесняться своих эмоций и чувств.

Чем отличается бачата от сальсы?

Этот вопрос часто задают ученики, прозанимавшиеся пару месяцев одним из этих танцев и уже слышавшие про второй.

В первую очередь, конечно, музыкой: это просто разные стили. И в то время как сальса — это гигантское направление, которому невозможно дать единое определение, поскольку оно включает в себя десятки совершенно разных подвидов от лэтин джаза до сальсатона, бачата — достаточно узкое понятие, характеризующееся единым ритмическим рисунком, одинаковым — лирическим — характером музыки и почти неизменным набором инструментов.

Аналогично дела обстоят и с танцем. Сальса имеет несколько стилей внутри себя, она бывает самая-самая разная: с первым шагом на сильную долю или на слабую, сальса с румбой (тимба) или сальса с реггетоном (сальсатон), медленная и быстрая, лирическая или энергичная — она бывает практически любой, бывает даже в круг под команды ведущего (руэда). Разнообразие бачаты гораздо скромнее. Теоретически в ней есть два заметно отличающихся и по музыке, и по хореографии стиля: классическая и «бачата доминикана», но реально «доминикана» ещё только начинает набирать популярность, и пока в России её практически не танцуют.

На наш взгляд, правильнее всего разделять танцы по их смысловому наполнению. Сальса — она для отжига: для выпендрёжа, для обыгрывания музыки, для драйва, для сложных связок, в общем, для энергетики. Бачата же совсем для другого — для чувств. Для объятия с партнёром, для единения с музыкой, для плавного лиричного вчувствования. Визуально это можно представить так:


Если говорить глобально, то сальса — это собирательное понятие для целого мира социальных латиноамериканских танцев со своими традициями и культурой, и бачата — неотъемлемая его часть. На вечеринках они всегда чередуются (обычно на 4-5 мелодий сальсы приходится 1-2 мелодии бачаты), поэтому сальсерос обязательно умеют танцевать оба танца.

Похожими эти танцы делает одинаковая пластика и единые принципы ведения, однако музыка и базовый шаг в сальсе заметно сложнее. С чего начинать не так важно, главное помнить, что уметь танцевать только один из них совершенно бессмысленно. Легче начинать свой путь в танцах с бачаты: она много проще, и за первые 3-4 месяца занятий можно научиться до более менее уверенного уровня московских сальсатек.

С другой стороны, умеющие танцевать сальсу, осваивают бачату почти мгновенно.

Сальса — отзыв

Как говорится, танец сальса- это «знакомство»! Бачата — это пара «встречается»! Ну а кизомба — это пара «живёт вместе».

Доброго времени суток всем заглянувшим!

Сегодня отзыв посвящён танцу, который помог мне выйти из апатии после развода с первым мужем. Всё как-то работа-дом-работа... А тут встреча выпускников, и один одноклассник рассказывает, что открыл школу латиноамериканских танцев. Скрывать не буду, с танцами я на «ты». В моём прошлом были джайв, самба, ча-ча-ча, вальс и т. д..

Ну как-то все на вечеринке сказали, что заглянут посмотреть, а в итоге на занятия пришла одна я, и то спустя полгода. Как сейчас помню, был новый набор 1 августа 2011 года.

Что меня удивило, что все знают друг друга по имени, обнимаются при встрече. Это давало дополнительную атмосферу дружественности и открытости.

Начинали мы с разминки, под задорную музыку и все неприятности буднего дня куда-то улетучивались.. Далее мы учились слышать ритм и инструктор проверял слух нашими хлопками в ладоши. Потом мы пытались делать основные шаги, «бэйсик», и в итоге учились чувствовать импульсы в руках партнёров.

По ритму, по технике, сальса похожа на самбу.. Весёлый, задорны, позитивный.

В конце первых нескольких занятий ученики произносили свои имена и обнимались с соседями.

Тогда я пожалела, что не пришла в школу танцев в самые тяжёлые времена-февраль-март 2011-го.. Не было бы тогда столько слёз. На занятиях просто нет плохих мыслей! Нет обид! Всё как-то легко, жизнь ярче, ритмичнее!

Потом со многими мы познакомились поближе.

Много парней приходили туда, извините, не целованные, а потом прекрасно находили своих жён на занятиях. Несколько пар приходили возобновить огонь в своих отношениях, и у них это здорово получалось. Многие, как и я, приходили с ранами на сердце (кто после разлуки, кто бежал от мыслей о безответной любви, кто-то после развода)..

Через месяц мы танцевали уже на опен-эирах. На набережных многих городов танцуют под музыку, радуются сами и радуют окружающих.

Знаете, опен-эир — это тоже как бы стресс, но приятный стресс, люди вырываются сначала из зоны комфорта, на них смотрят прохожие. А потом ловишь кайф от того, что ты даришь своим танцем улыбку близким людям и просто горожанам!

Когда мы познакомились с мужем, я спросила как он относится к таким танцам. Он сказал что никогда в жизни не танцевал, но со мной попробовал бы.

В итоге мы протанцевали почти год до свадьбы, а также потом до 7-го месяца моей первой беременности, с улыбкой, с радостью!

За этот период были сборы, выезды на шашлыки, опен-эиры, тематические вечеринки в кафешках нашего города, новогодние корпоративы танцевальной школы! Это такое блаженство! Это такие эмоции!

Немного ещё напишу -танец сальса- это парный танец, но можно танцевать и друг напротив друга, например даже две девушки могут танцевать бэйсик с поворотами и всякими фишечками.

Также существует сальса по кругу — это уже РУЭДА , когда много пар, танцуют те движения (команды), которые кричит громко кантор («командир руэды»). Получается красивый, синхронный «рисунок» танца!

Фото ниже- это с дня рождения другой школы танцев, в кафе. (Я и муж)

А это фото -с хеллоуина! Мы с мужем не любим всякие страшные образы, поэтому я была «пятым элементом!»

И если кто-то «умный» скажет, что танцы «не мужское дело», пусть дальше так думает!

Если уж танцевать с красивыми, изящными девушками своего города -не мужское дело, то извините. я не соглашусь.

Ведь сальса — это:

* общение девушек с парнями

* новые манеры (в танцах тоже есть этикет!)

* забываешь о всех невзгодах

* бесконтактный танец, можно сказать, скромный (здесь нет «близких поз» живот к животу..

* новые вечеринки, в том числе и тематические

* отсутствие ощущения одиночества

Я очень благодарна, что мой одноклассник открыл школу танцев. Сам того не зная, он сплотил много людей, подарил много радостных эмоций нескольким сотням людей, помог выбраться из депрессий, в том числе и мне, а также в какой-то степени, положил начало созданию многих семей (пары, которые познакомились на танцах, уже многие растят деток).

На сальсу ходят семьями! в нашей школе ученики были от 14 лет до 65!

Для меня самая первая сальса — это композиция «La Vida Es Un Carnaval» в исполнении Celia Cruz.

Очень люблю композицию Marc Anthony — Vivir Mi Vida (под неё у меня всегда сердце стучит 150!)

Рекомендую! Рекомендую!

И снова рекомендую.

До новых отзывов, друзья.