Как судят бальные танцы, или Зачем спортсмену очки?

Где бы ни поднимался вопрос о системе судейства в спортивных бальных танцах (в СМИ, между самими танцорами, их тренерами или родителями), можно услышать массу нареканий на её объективность. Специалисты считают главной проблемой существующей системы оценок исполнительского мастерства танцоров то, что она до сих пор использует принципы конкурсного судейства, а не спортивного. В отличие от спортивной системы, здесь не имеется четко определенных критериев и их значимости, выраженной в коэффициентах, баллах и числовых величинах. По-видимому, главный спорный вопрос «что же такое бальные танцы: спорт или искусство?» отражается и в том, что создать совершенную систему оценки выступлений достаточно сложно.

Этапы конкурсов и система «Скейтинг»
Соревнования по спортивным бальным танцам включают в себя несколько этапов: предварительные туры и полуфинал — для отбора сильнейших пар в каждом танце, и финал, в котором могут участвовать не более 8 пар (оптимальное количество – 6 пар).

Для судейства в бальных танцах с 1954 года используется разработанная в Англии система «Скейтинг». Она состоит из 11-ти правил, регулирующих порядок выставления оценок судьями на различных этапах соревнований и порядок обработки этих оценок.

После завершения отборочного тура для каждой пары суммируются голоса всех арбитров. В следующий тур проходит заранее установленное количество пар, которые набирают наибольшее значение итоговых сумм. Вот почему каждый «крест» для танцевальной пары очень важен. Главным преимуществом системы «Скейтинг» как раз и считается то, что такой подход позволяет учитывать мнение большинства судей даже притом, что их оценки каждой пары могут быть весьма различны.

Дистанция в паре. Она должна быть достаточной, чтобы партнеры друг другу не мешали, но и не слишком большой, чтобы им было легко сохранять баланс, а танец не потерял своей легкости.

Во время выступления, арбитр видит каждую пару всего несколько секунд (ведь если помним, даже в финале их выступает как минимум шесть). Подробно рассмотреть каждый критерий за это время просто невозможно. Поэтому, чаще всего судья ориентируется на общее впечатление от пары и оценивает все факторы в комплексе. Кроме того, разные арбитры придают большее значение тому или иному критерию. Кого-то больше всего интересует техника исполнения, другого артистизм, хореография и проч. Повлиять на выставленную оценку может все, что угодно.

Подсчет очков, заработанных парой, осуществляется по специальной таблице в зависимости от количества пар, участвовавших в соревнованиях, и места, которое заняла данная пара. Причем начисление очков для каждого спортсмена в паре производится отдельно.

Уровень владения техникой спортивно-бальных танцев у спортсменов 6-7 лет

Изучение тренировочного процесса, направленного на обучение технике в спортивно-бальных танцах в медленном вальсе. Проведение педагогического наблюдения по определению уровня мастерства и владения техникой спортивно-бальных танцев у спортсменов 6-7 лет.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Глава 1. Анализ научно-методической литературы

1.1 Понятие техники. Техника в европейской программе спортивно-бальных танцев. Техника в медленном вальсе

1.2 Методы и средства обучения технике

1.3 Возрастные особенности 6-7 лет

Выводы по первой главе

Глава 2. Организация и методы исследования

2.1 Организация исследования

2.2 Методы исследования

Список использованной литературы

Актуальность. Спортивные танцы — это ациклический, сложно-координационный вид спорта, связанный с искусством выразительного движения. После того, как они были признаны видом спорта и получили приставку спортивные, вопрос развития спортивно-технического мастерства юных танцоров, как одного из компонентов общей системы подготовки, активно обсуждается среди теоретиков и практиков.

Общеизвестен факт, что рост спортивных результатов возможен только при условии, что уровень спортивно-технического мастерства будет соответствовать определенному уровню физической и технической подготовленности. Поэтому, большинство специалистов в области спортивных танцев (Н.В. Гришина, 1986; Е.Х. Мамедова, 1989; Г.А. Чикалова, С.Д. Киселев, 1999; Д.И. Грачев, 2000) [1,16,32] признают зависимость эффективности выступлений спортсменов-танцоров от оптимального сочетания физической и технической подготовленности танцоров.

В теории и методике спортивной тренировки отмечается, что значение развития спортивно-технической мастерства особенно велико на начальном этапе многолетней спортивной подготовки, когда закладывается база для развития всех компонентов спортивного мастерства, и решаются такие задачи физического воспитания, как укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие и обучение технике движений (В.Н. Платонов, 1997; Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2000). [1]

Специалисты в области спортивных танцев также отмечают необходимость развития спортивно-технического мастерства танцоров на этапе начальной специализации (А.В. Бобровская, 2004; О.А. Шлимак, 2005). [16] Причем, авторами подчеркивается, что физическая подготовка в спортивных танцах нужна не только как базовая составляющая успешной технической подготовки, но и должна строиться с учетом ведущих двигательных способностей (К.Е. Пыльнов, 1999; И.Е. Ересько, 2005; О.Г. Румба, 2006). Достаточная спортивно-техническая подготовленность спортсменов обеспечивает целостность, ритмичность и безопасность тренировочного процесса, а также является критерием совместимости партнеров для занятий спортивными бальными танцами (Н.Ф. Сингина, И.Н. Еремеева, 1999;И.А. Жаворонкова, 2007). [1,16,32]

Цель исследования — определить уровень владения техникой спортивно-бальных танцев у спортсменов 6-7 лет.

1. Изучить тренировочный процесс, направленный на обучение технике в спортивно-бальных танцах в медленном вальсе.

2. Провести педагогическое наблюдение и определить уровень владения техникой спортивно-бальных танцев у спортсменов 6-7 лет.

Глава 1. Анализ научно-методической литературы по теме «обучение техники в спортивно-бальных танцах»

1.1 Понятие техники. Техника в европейской программе спортивно-бальных танцев. Техника в медленном вальсе

Техника — это способ выполнения какого-либо упражнения. Любое упражнение, можно выполнять несколькими способами. По своим кинематическим характеристикам различные способы могут значительно отличатся один от другого, однако основы у них остаются общими.

К технике спортивно бальных танцев относится не только форма движения (направление, амплитуда, темп), но и его качество, сущность — чередования усилий, смена скоростей, ритм, т.е. все то, что вытекает из взаимодействия внутренних и внешних сил. Любое перемещение человека возможно лишь в результате взаимодействия внутренних и внешних сил и подчиненно определенным физическим законам.[12]

Под совершенной техникой бальных танцев понимают наиболее рациональный и эффективный способ выполнения упражнения, позволяющий достигнуть наилучшего спортивного результата. При выполнении любого упражнения помимо требований, предъявляемых правилами соревнований, спортсмены руководствуются главными критериями — экономичностью и эффективностью.[36]

Правильное использование противоположных движений корпуса, в результате которых тело совершает легкие мерные повороты, правильное расслабление и выпрямление коленей в сочетании с подъемами и управление применением покачиваний корпуса — все это играет большую роль в создании танца с его непрерывным течением ритмичных, плавных движений.

Рассмотрим главные принципы техники в спортивно-бальных танцах на примере правого поворота в медленном вальсе. Знакомство учащихся с основами танцевальной техники чаще всего начинается с разучивания позиции ног и рук. Наиболее часто встречаются 1,2,3 и 6 позиции ног. От характера нагрузки, которую несет нога, она определяется как опорная или свободная. В зависимости от распределения тяжести тела на подушечке или на части ступни различаются положения: низкие полупальцы и высокие полупальцы.

Движения свободной ноги более разнообразны, чем опорной. В движения могут включаться отведения, подъемы, опускания, сгибания и выпрямления, а также различные круговые движения свободной ноги. Большое значение для грамотного и свободного исполнения танца имеет подвижность голеностопного сустава. [42]

Важным разделом является направление. Начинать правый поворот следует стоя диагонально к центру зала. Первый шаг с правой ноги направлен лицом по линии танца, заканчивается спиной по линии танца.

Следующим разделом является работа корпуса. Нельзя преувеличивать противоположное движение корпуса на первом шаге каждого поворота. В начальной части фигуры с поворотом важно почувствовать замах вперед, чем закручивать корпус на первом шаге. Следует помнить, что первый шаг является наиболее активным, и замах на первом шаге позволяет выполнить второй широкий шаг без дальнейшего усилия. На третьем шаге необходимо управлять закрытием стоп, твердо прижимая к полу внутренние ребра носков закрывающей стопы. Никогда не нужно позволять им подниматься и быстро закрываться. Перенеся центр тяжести на первом шаге любого поворота, нужно позволить колену расслабление. Это предотвращает неприятный эффект или остановку при движении корпуса, а также позволяет сделать последующее повышение мягко.

При работе стоп в вальсе повышение в обратной части поворота, если они воспроизводятся назад, не происходит. Любая попытка преждевременного повышения стопы или корпуса серьезно нарушает плавность движения. Повышение должно быть постепенным и ощущаться в течении всего поворота. Первый шаг поворота выполняется назад на носок, стопа постепенно опускается на пятку, после чего на втором шаге перемещается в сторону. Когда занята позиция второго шага — в сторону, пятка правой стопы отрывается от пола, после этого не стоит поднимать ее резко. Еще один важный момент следует соблюсти, когда стопы в закрытой позиции . Если после этого идет шаг вперед, при нормальной работе стоп , пятка опорной ноги опускается к полу и, затем по мере выдвижения стопы вперед, поднимается снова. Подобные действия однако, часто заканчиваются перемещением веса тела назад как раз в тот момент, когда требуется глубокий наклон вперед. Пятка опорной ноги должна всегда немного понижаться и немедленно подниматься снова, она никогда не должна тяжело падать, поскольку это замедляет замах для следующего шага.

Термин «работа стоп» в бальных танцах теперь имеет определенно техническое значение. Некоторое время работа стоп полностью ограничивалась лишь повышением и понижением, но в настоящее время эти два элемента рассматриваются отдельно. Повышение и понижение теперь относятся к подъему вверх и понижению, которые танцоры ощущают телом, а понятие работа стоп было упрощено, оно передает, какая часть стопы находится в контакте с полом при каждом шаге.

Используются только термины «пятка» и «носок» . Термин «по душечка стопы» был опущен , а «носок» включает подушечку стопы , а также более высокое положение на носках .

Термины «пятка» и «носок» используются для того, чтобы пере дать , какая часть стопы в данный момент находится в контакте с полом . ПС- правая стопа, ЛС — левая стопа. Обратите внимание, однако , на следующие правила :

Основной шаг вперед ПС , затем ЛС будет описан как 1. Пятка 2. Пятка . Тот факт , что вся ПС опускается к полу немедленно , подразумевается , но не упоминается . Столь же очевидно , что когда ЛС идет вперед пятка ПС , естественно , отрывается от пола , как описано в «Основном шаге вперед для кавалера» . И вновь это подразумевается , но не упоминается .

Шаг вперед ПС , вслед за шагом вперед или шагом в сторону ЛС , которая начинается с носков , будет дана так : 1. Пятка , носок 2. Носок .

Два основных шага назад ЛС , затем ПС , следует описать как : 1. Но сок , пятка 2. Носок . Это означает , что сначала находится в контакте с полом носок ЛС , затем стопа опускается на пятку . На втором шаге как П упомянут только носок . Пятка не понижается , пока ЛС не проходит мимо ПС , чтобы продолжить другим шагом .

Вслед за шагом назад ПС следует шаг назад или Боковой шаг ЛС, который начинается с подъема на носки: 1. Носок, пятка, носок 2. Носок. Это означает , что П пятка отрывается от пола , когда ЛС пропускает ПС для следующего шага . Такая работа стоп бывает редко .

Вслед за шагом назад ПС следует шаг назад или в сторону ЛС , выполняемый на носках : 1. Носок, пятка 2. Носок. Это означает , что П пятка находится на полу до тех пор , пока ЛС не перешла в позицию на носке . Однако особенно важно помнить , что , когда стопа начинает закрываться из шага в сторону , носок должен сохранять контакт с полом . Это означает , что хотя работа стоп 1 ( ПС ) — носок , пятка , — когда ПС закрывается к ЛС для 3- го ша га , она должна закрыться П носком в контакте с полом .

Каждый раз, когда стопа перемещается в закрытую позицию к шагу в сторону, ее носок не теряет контакта с полом . Носок дол жен не только касаться пола , на него следует посильнее надавить . Некоторые опытные танцоры стремятся отрывать носок от пола , когда он закрывается к шагу в сторону ( например , между 1 и 3 при естественном повороте дамы в вальсе ), и , соответствен но , недостаток контроля приводит к неопрятному закрытию стоп.

В последовательности движений назад, используемых в фокстроте, работа стоп на 1. ( ЛС ) — Носок, пятка, — когда ЛС идет назад обратно на третий шаг , причем пятка остается на полу , а носок слегка поднят , как в нормальном основном шаге назад . Если работа стоп на 1. ( ЛС ) — носок ( или носок , пятка , носок ), когда ЛС идет назад для третьего шага , она при движении касается носком пола.[26]

1.2 Методы и средства обучения технике

Тренировки должны строиться с использованием разнообразных методов обучения.

Методы обучения двигательным действиям. К ним относятся:

— целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения);

Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.).

Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.

Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.

Расчленено — конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила:

1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения.

2. Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.

3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.

4. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение.

Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.

В практике физического воспитания целостный и расчленено-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению.

Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.

Прежде чем обучать спортсмена технике движения, педагог сам должен хорошо его освоить: разобраться в композиции, технике исполнения отдельных элементов и фигур, а также самому проверить все движения. Педагог должен предусмотреть, какие затруднения могут встретиться у спортсменов в изучении техники.

В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

Применение общепедагогических методов в физическом воспитании зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, функций, подготовки занимающихся, их возраста, особенностей личности и подготовки преподавателя-тренера, наличия материально-технической базы, возможностей ее использования.

В физическом воспитании преподаватель свои общепедагогические и специфические функции в значительной мере реализует с помощью слова: ставит перед занимающимися задачи, управляет их учебно-практической деятельностью на занятиях, сообщает знания, оценивает результаты освоения учебного материала, оказывает воспитательное влияние на учеников.

В физическом воспитании применяются следующие словесные методы.

1. Дидактический рассказ. Представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение — обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. Наиболее широко применяется в процессе физического воспитания детей 6-7 лет.

Чем старше занимающиеся, тем шире вместо рассказа применяются описание, объяснение учебного материала и лекция.

2. Описание. Это способ создания у занимающихся представления о действии. Описание предусматривает четкое, выразительное, образное раскрытие признаков и свойств предметов, их величины, расположения в пространстве, форм, сообщение о характере протекания явлений, событий. При помощи описания занимающимся сообщается главным образом фактический материал, говорится, что надо делать, но не указывается, почему надо так делать. Оно применяется в основном при создании первоначального представления или при изучении относительно простых действий, когда занимающиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт.

3. Объяснение. Метод представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, например понятий, законов, правил и т.д. Практически объяснение характеризуется доказательством утверждений, аргументированностью выдвинутых положений, строгой логической последовательностью изложения фактов и обобщений.

В физическом воспитании объяснение применяется в целях ознакомления занимающихся с тем, что и как они должны делать при выполнении учебного задания. При объяснении широко используется спортивная терминология, характерная для данного раздела программы (легкоатлетическая, гимнастическая и т.д.). Применение терминов делает объяснение более кратким.

Для детей, младшего школьного возраста объяснение должно отличаться образностью, ярким сравнением и конкретностью.

4. Беседа. Вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися.

Также используется игровой метод. Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.

Основными методическими особенностями игрового метода являются [3]:

1) игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

2) наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей;

3) широкий выбор разнообразных способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

4) соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

5) присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к физкультурным занятиям.

К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.[40]

1.3 Возрастные особенности детей 6-7 лет

Период 6 — 7 лет — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. В этом возрасте идет процесс активного созревания организма. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти.

В возрасте 6-7 лет у ребенка интенсивно развивается центральная и периферическая нервная системы, опорно-двигательный аппарат, дыхательная система, сердечнососудистая и эндокринная системы. С одной стороны дети становятся выносливее, сильнее, более активнее, а с другой стороны у детей возникает эмоциональное перенапряжение и повышенная утомляемость. Противоречивость развития ребенка 6-ти лет можно уверенно сравнивать с возникающими противоречиями в подростковом возрасте.

Изменения в сознании характеризуются появлением, так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. Одним из важнейших изменений в личности ребенка являются дальнейшие изменения в его представлениях о себе. Развитие и усложнение этих образований создает к шести годам благоприятные условия для развития рефлексии — способности осознавать и отдавать себе отчет в своих целях, полученных результатах, способах их достижения, переживаниях, чувствах и побуждениях; для морального развития, и именно для последнего возраст шести-семи лет является сенситивным, то есть чувствительным. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и в то же время исключительно благоприятен для педагогических воздействий. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное). Одной из важнейших особенностей данного возраста является проявление произвольности всех психических процессов.

В дошкольном возрасте внимание ребенка непроизвольно. Но со временем оно становится более устойчивым и в переломный период развития ребенок начинает самостоятельно управлять своим вниманием. Однообразная деятельность снижает устойчивость внимания ребенка, а вот в процессе интересной для него игры внимание может быть устойчивым длительное время.

Такие закономерности детей 6-7 лет отмечаются и в развитии памяти. В этот возрастной период формируется непроизвольный характер памяти. Ребенок лучше запомнит то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет более яркое впечатление. Объем материала, который может зафиксировать ребенок, определяется его эмоциональным отношением к данному ситуации, явлению или предмету.

Воображение ребенка формируется в непосредственной зависимости от речевого развития ребенка. В этом возрасте воображение расширяет у ребенка возможности во взаимодействии с окружающей средой, способствует ее освоению, совместно с другими.

Представление старшего дошкольника характеризует процесс развития мышления, которое в этот возрастной период в значительной степени связано со способностью оперировать представлениями произвольно. Старший дошкольный возраст представляет возможности для развития образного мышления. Огромное значение имеет подражание, хотя оно в данный период развития становится более управляемым. Несомненное значение имеет словесная инструкция, данная взрослым, побуждающая ребенка к действиям. В игре ребенку необходимо заранее выбрать определенное поведение. Поэтому игра способствует совершенствованию способностей к волевой регуляции поведения.

Старший дошкольный возраст благоприятен для формирования самооценки ребенка, что способствует стимулированию умения сравнивать себя со сверстниками. Для детей 6-ти лет характерна дифференцированная самооценка завышенного уровня. К 7 годам она заметно снижается. Ребенок перестает сравнивать себя со сверстниками. Формирование первоначальной самооценки является основой развития умений. Ребенок данного возраста рассматривает оценку взрослого как оценку себя в целом, поэтому использовать порицание, замечание и наказание в процессе обучения детей 6-7 лет необходимо крайне редко. В этих случаях у них формируется заниженная самооценка, неуверенность в собственных силах.

— дети шестилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи,

— они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут,

— ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности,

— они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней,

— способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности. [35]

Выводы по первой главе

Спортивные танцы — это ациклический, сложно-координационный вид спорта, связанный с искусством выразительного движения. После того, как они были признаны видом спорта и получили приставку спортивные, вопрос развития спортивно-технического мастерства юных танцоров, как одного из компонентов общей системы подготовки, активно обсуждается среди теоретиков и практиков.

В процессе спортивной тренировки проблема развития спортивно-технического охватывает многие факторы воспитания физических качеств человека, прежде всего таких, как двигательная ловкость, способность к мышечному расслаблению и т.д., и процессом управления двигательными действиями. В качестве методов используются следующие: метод многократного выполнения упражнения с последующим изменением параметров их выполнения; метод «контрастных заданий» и метод «сближаемых заданий».

К технике спортивно бальных танцев относится не только форма движения (направление, амплитуда, темп), но и его качество, сущность — чередования усилий, смена скоростей, ритм, т.е. все то, что вытекает из взаимодействия внутренних и внешних сил. Любое перемещение человека возможно лишь в результате взаимодействия внутренних и внешних сил и подчиненно определенным физическим законам.

Таким образом, развитие спортивно-технического мастерства в спортивных танцах у спортсменов происходит постепенно.

Тренировки должны строиться с использованием разнообразных методов обучения: целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения), расчленено-конструктивный, сопряженного воздействия, игровой метод, словесный и др. Метод целостно-конструктивного упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Расчленено — конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое. Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. В физическом воспитании широко применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

Каждый возрастной период развития ребенка имеет свои особенности. В возрасте 6-7 лет у ребенка интенсивно развивается центральная и периферическая нервная системы, опорно-двигательный аппарат, дыхательная система, сердечнососудистая и эндокринная системы. С одной стороны дети становятся выносливее, сильнее, более активнее, а с другой стороны у детей возникает эмоциональное перенапряжение и повышенная утомляемость. В дошкольном возрасте внимание ребенка непроизвольно. Но со временем оно становится более устойчивым и в переломный период развития ребенок начинает самостоятельно управлять своим вниманием. Однообразная деятельность снижает устойчивость внимания ребенка, а вот в процессе интересной для него игры внимание может быть устойчивым длительное время. Такие закономерности детей 6-7 лет отмечаются и в развитии памяти. В этот возрастной период формируется непроизвольный характер памяти. Ребенок лучше запомнит то, что для него представляет наибольший интерес. Старший дошкольный возраст благоприятен для формирования самооценки ребенка, что способствует стимулированию умения сравнивать себя со сверстниками. Для детей 6-ти лет характерна дифференцированная самооценка завышенного уровня. К 7 годам она заметно снижается. Ребенок перестает сравнивать себя со сверстниками. Формирование первоначальной самооценки является основой развития умений. Ребенок данного возраста рассматривает оценку взрослого как оценку себя в целом, поэтому использовать порицание, замечание и наказание в процессе обучения детей 6-7 лет необходимо крайне редко. В этих случаях у них формируется заниженная самооценка, неуверенность в собственных силах.

ГЛАВА 2. Организация и методы исследования

2.1 Организация исследования

Исследование курсовой работы было произведено в три этапа.

Первый этап (апрель 2014 года) осуществлялся выбор направления исследования, разработка предполагаемой цели и задачи исследования. На данном этапе осуществлялся анализ научно — методической литературы по теме исследования.

Второй этап (май 2014 года) было произведено педагогическое наблюдение по теме исследования. На этом этапе проводилось наблюдение, написание курсовой работы. Наблюдение проводилось в ДЮСШ 25 г. Уфы. В наблюдении приняли 20 спортсменов 6-7 лет.

Третий этап (июнь 2014 года) предполагал выполнение статической обработки полученных данных.

2.2 Методы исследования

В работе использованы следующие методы исследования:

Анализ научно-методической литературы.

Статическая обработка данных

Анализ научно-методической литературы осуществлялся на протяжении всего исследования. Было проанализировано 50 источников.

Педагогическое наблюдение проводилось для определения уровня владения техникой в медленном вальсе . Для наблюдения критерии уровня развития спортивно-технического мастерства спортсменов 6-7 лет следующие:

1. Чувство музыкального ритма — сочинение ритмических рисунков. Умение чувствовать звукочастотный ритм с движениями других детей, умение двигаться в унисон с другими детьми.

высокий (3 балла) — ребёнок самостоятельно, чётко производит смену движений, движения соответствуют характеру музыки;

средний (2 балла) — производит смену движений с запаздыванием (по показу других детей), движения соответствуют характеру музыки;

низкий (1 балл) — смену движений производит с запаздыванием, движения не соответствуют характеру музыки и движениям других детей.

2. Воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте:

высокий (3 балла) — ребёнок точно воспроизводит ритмической рисунок мелодии хлопками и шагами;

средний (2 балла) — воспроизводит ритм музыки с ошибками;

Низкий (1 балл) — неверно воспроизводит ритм музыки.

3. Чувство партнера:

Высокий (3 балла) — ребенок проявляет чувство товарищества, доброжелательности к окружающим, толерантность;

Средний (2 балла) — ребенок не всегда проявляет чувство товарищества, доброжелательности к окружающим, толерантность;

Низкий (1 балл) — ребенок не проявляет чувств товарищества, доброжелательности к окружающим, толерантность. При наблюдении выяснилось:

Уровни развития спортивно-технического мастерства в спортивных танцах у спортсменов 6-7 лет

В каждом классе свои требования. Следует учитывать, что уровень танцевального мастерства в каждом классе разный. Поэтому, по мере того, как пара переходит из класса в класс и совершенствует свое мастерство, на оценку её танца будут влиять в большей степени различные факторы. Например, в «N» классе судьи больше будут обращать внимания на музыкальность начинающих танцоров, их «попадание в музыку» — чувство ритма, красивую и ровную позицию в паре, отсутствие взгляда «под ноги». Пары, достигшие определенного уровня, уже не допускают таких ошибок. Поэтому их танец будет оцениваться судьями более строго по технике движений, индивидуальному стилю танцевания, эмоциональности, артистичности и энергичности пары.

Этапы конкурсов и система «Скейтинг». Соревнования по спортивным бальным танцам включают в себя несколько этапов: предварительные туры и полуфинал — для отбора сильнейших пар в каждом танце, и финал, в котором могут участвовать не более 8 пар (оптимальное количество — 6 пар).

Для судейства в бальных танцах с 1954 года используется разработанная в Англии система «Скейтинг». Она состоит из 11-ти правил, регулирующих порядок выставления оценок судьями на различных этапах соревнований и порядок обработки этих оценок.

Оценка пар и определение результатов на предварительных этапах соревнований

1. В предварительных турах и полуфинале соревнований арбитры отбирают пары в каждом танце в последовательности заданных международных критериев по принципу “за — против”, отмечая тех участников, которые по их оценке должны соревноваться в следующем туре.

2. Если пары, участвующие в предварительных турах, танцуют в несколько заходов, то количество пар, отбираемых каждым судьей в каждом из заходов, определяется самим судьей. При этом общее число отобранных пар должно быть равно указанному главным судьей количеству.

3. В оценочном листе напротив пары, нарушившей правила, касающиеся ограничения программы сложности исполняемых фигур и элементов, судья ставит букву “D” (“дисквалификация”). Если двое судей в одном танце отметили пару буквой “D”, то главная судейская коллегия должна быть немедленно оповещена секретариатом и принять решение в соответствии с § 6 настоящей главы.

4. После окончания отборочного тура секретариат суммирует голоса арбитров для каждой пары. В следующий тур выводятся пары, имеющие наибольшее значение итоговых сумм. Изменение в сторону увеличения или уменьшения заранее установленного количества пар недопустимо.

5. Если несколько пар имеют одинаковое значение итоговых сумм, позволяющее принять участие в следующем туре, но при включении этих пар в состав участников следующего тура общее количество участников превышает заранее оговоренное число, то главный судья принимает решение допустить все эти пары к участию в следующем туре, либо не допустить ни одну из них. Перетанцовка не допускается.

Оценка пар в финале и определение итогового результата соревнований

1. В финале, прежде всего, применяется закрытая система оценки, но в отдельных случаях может применяться открытая система оценки, что должно быть отражено в Положении о данных соревнованиях.

2. Соревнующиеся пары должны быть расставлены каждым судьей в каждом танце по местам в соответствии с уровнем исполнительского мастерства.

3. Судья не имеет права поставить двум или более парам одинаковые места.

4. Определение результатов в отдельных танцах финала и окончательного итога соревнований проводится по правилам “Скейтинг”-системы.

Система оценки исполнительского мастерства

1. В задачу арбитров входит оценка исполнительского мастерства танцевальных пар по отношению друг к другу путем сравнения.

2. Исходя из международных правил оценки исполнительского мастерства и задач, поставленных Международным Олимпийским комитетом перед видами спорта с субъективной оценкой результата — стремление к максимальной объективизации судейства, необходимо вести сравнение исполнительского мастерства танцевальных пар и давать оценку в соответствии с последовательностью заданных критериев.

А. Основной ритм и темп танцевального движения

Основной ритм движения означает исполнение танцевальных шагов и движений корпуса в соответствии с ритмической структурой основных фигур и элементов, характерных для данного танца.

Соблюдение основной ритмической структуры означает, что шаг и движение корпуса в базисных фигурах и элементах делаются на соответствующие удары такта и выполняются с определенной длительностью: на целый удар или несколько ударов, на 3/4 удара, на 1/2 удара, на 1/4 удара. При этом окончание шага, движения корпуса предполагают подготовку к началу следующего шага, движения корпуса.

Темп означает степень быстроты шагов и движения корпуса для наиболее глубокого, характерного для данного танца заполнения музыкальной структуры такта (сильных и слабых долей, акцентирования, дробления, синкопирования).

Усложнение ритмической структуры фигур, элементов и технических действий должно проходить в сочетании с основной ритмической структурой шагов, движений корпуса. Оно должно усиливать отражение музыкальной структуры такта и характера исполняемого танца.

B. Техника работы ног и стопы

Техника работы ног и стопы включает в себя следующие составляющие: позиции стоп; распределение веса на опорной стопе; направление движения ног по отношению к корпусу в соответствии с рисунком исполняемой фигуры, элемента; позиции противодвижения корпуса; контроль движения стопой маховой ноги; постановка стопы на носок, подушечку, каблук, плоско и т.п. в соответствии с описанием фигур, элементов и технических действий; работа ног на подъем корпуса без подъема в стопе, с подъемом в стопе; состояние маховой и опорной ноги (прямая, согнутая и т.п.), а также стоп в процессе движения согласно технике исполняемого танца.

C. Линии корпуса

Под линиями корпуса подразумеваются элегантные, естественные линии пары, соответствующие хореографии стилизованных бальных, спортивных танцев.

К ним относятся: линия позвоночника; линии бедер (положение таза); линии плеч; линии шеи и позиции головы; позиции рук; боковые линии корпуса; положение корпуса, характерное для исполняемого танца; позиции корпуса.

Все линии корпуса рассматриваются в стандартных танцах в контактной позиции, в латиноамериканских танцах в позициях, характерных для данной спортивно-танцевальной дисциплины.

Примечание: Потеря линий корпуса, связанная с внешним воздействием (столкновением), ошибкой не считается.

Динамика движения пары означает баланс, ведение, амплитуду и объем движения, соответствующие основной ритмической структуре фигур, элементов и технических действий, характеру стилизованного бального танца.

Музыкальность — эмоциональная отзывчивость на музыку, артистизм, возможность пары в едином психологическом состоянии путем создания образов и построения сюжета раскрыть характер и настроение звучащей мелодии в соответствии с ритмической основой исполняемого танца.

3. Традиционная система оценки осуществляется при контроле арбитром исполнительского мастерства танцевальных пар по отношению друг к другу путем сравнения в последовательности всех заданных критериев, причем ошибки в основном ритме и темпе не могут быть компенсированы отсутствием ошибок по другим критериям.

4. Оценка исполнения каждого танца начинается с момента, когда пара заняла исходную танцевальную позицию, и оканчивается с последним аккордом музыкального сопровождения.

5. Если пара не явилась для выступления в танце или преждевременно прекратила его исполнение, то она получает за него самую низкую оценку

6. Судья оценивает исполнение парами только конкретного танца.

На оценку арбитра не должны влиять: выступление пар в предыдущих турах и танцах, их титулы и звания, положение в рейтинг-листе, принадлежность к региону или коллективу, точка зрения выступающих пар и педагогов, а также других лиц.

В соответствии с протоколами соревнований в зачетных квалификационных книжках танцоров записываются итоги выступления. Помимо даты, ранга и места проведения турнира, судьи-секретари фиксируют в книжке количество участников, занятое парой место, оценку качества результата и соответствующие очки. Здесь же делается отметка о дисквалификации на данном соревновании, если таковая имела место.

Подсчет очков, заработанных парой, осуществляется по специальной таблице в зависимости от количества пар, участвовавших в соревнованиях, и места, которое заняла данная пара. Причем начисление очков для каждого спортсмена в паре производится отдельно.

*Важная поправка к правилам соревнований Всемирной Федерации Танцевального Спорта была сделана на Общем Собрании WDSF (General Meeting 2014). Данное положение касается»Пересмотренного формата соревнований» и «Новой системы судейства» (NJS), и включает формулировку, которая сделает возможным незамедлительное вступление в силу новой системы судейства, которая до сих пор использовалась лишь на турнирах серии Grand Slam, на отдельных чемпионатах WDSF.

Еще раз напомним о принципиальных отличиях системы судейства 2.1 от привычной в спортивных бальных танцах.

Согласно новой судейской системе, отныне пары больше не будут сравнивать друг с другом для определения итоговых результатов, и судьи будут сосредоточены на каждой паре в отдельности, выставляя оценки качеству танца в каждом из компонентов программы по абсолютной шкале от 1 до 10 (1 — плохо, 10 — выдающийся; с разрешенным шагом 0.5).

Данная система судейства WDSF ограничивается четырьмя критериями оценки выступления танцевальных дуэтов. Два из них касаются технических аспектов (технические качества — TQ и движения в музыку — MM), а по двум другим оцениваются артистические качества (партнерство — PS и хореография и презентация — СР).

В судейской панели 12 судей, которые разделены на четыре группы — по три судьи, оценивающих только один компонент. Причем какой это будет критерий, судьи узнают непосредственно перед каждым танцем.

У каждого судьи есть чуть больше одной минуты в соло танцах и двух минут в групповых, чтобы сделать оценку пар и ввести свой результат на сенсорных терминалах, рассматривая только один критерий для каждой пары в отдельности.

Замечание, предупреждение, прекращение участия в турнире

1. За нарушение требований программы сложности исполняемых фигур и элементов или некорректном танцевании* решением главной судейской коллегии участникам соревнований может быть объявлено замечание, предупреждение, прекращение участия в турнире.

* некорректным танцеванием считается явное движение на столкновение, толчок руками при визуальной возможности контролировать ситуацию.

2. Решение главной судейской коллегии по нарушению требований объявляется главным судьей соревнований сразу по окончанию танца в данном заходе, с обязательной в соответствии с терминологией спортивного (бального) танца формулировкой допущенного нарушения. Главный секретарь заносит данную формулировку в приложение номер 3 к итоговому протоколу соревнований.

3. Главная судейская коллегия не имеет права давать практические разъяснения представителям, тренерам, участникам по допущенным нарушениям в процессе своей работы в данном туре соревнований.

4. Замечание объявляется за первое нарушение требований по программе сложности исполняемых фигур и вариаций или некорректное танцевание по отношению к другим парам.

5. Предупреждение объявляется за:

— повторное нарушение требований по программе сложности исполняемых фигур и вариаций или некорректное танцевание по отношению к другим парам;

— явный толчок руками соперников.

При объявлении предупреждения с пары снимаются все голоса судей за танец, в котором допущено нарушение в данном туре соревнований.

6. Пара может быть снята с данных соревнований за повторное нарушение после объявленного предупреждения. В этом случае пара лишается места и квалификационных очков на данных соревнованиях.

Примечание: В соревновательной программе лифты не допускаются ни в одном из разделов. Лифтом считается любая вариация шагов, при которой один из партнеров с помощью или поддержкой другого одновременно отрывает от пола обе ноги.