Русский народный танец

Русский народный танец — русское народное танцевальное искусство, представленное в виде народного самодеятельного или постановочного сценического танца. Для мужской пляски характерны удаль, широта души, юмор; женский танец отличается плавностью, величавостью, лёгким кокетством [1] [2] . Русские танцы являются неотъемлемой частью русской национальной культуры.

Известный иссле­дователь фольклора народов Рос­сии Якоб Штелин в XVIII веке писал [3] :

Содержание

Особенности [ править ]

Движения в некоторых танцах имитировали движения животных и птиц, в других — отражали трудовые процессы (посев, жатва, ткачество). Первоначальный танец, как и песня, выполнял магическую роль, поэтому в календарно-обрядовых танцах сохранилось много архаичных черт.

Связь русского народного танца с обрядами была характерна для многих хороводов и некоторых видов пляски. Одиночная пляска, перепляс и кадриль не были связанны с обрядами.

Русский народный танец в зависимости от местностях исполняется по-своему. На Севере — степенно, величаво. В Центральной части — то спокойно и лирично, то живо и весело. На Юге — задорно, с удалью. Вместе с тем существуют и общие черты русского народного танца, обусловленные в не­малой степени национальным характером народа. Мужской танец отличают необыкновенная жизнерадостность, юмор, размах, уважительное отношение к партнерам. Для женского танца характерны плавность, задушевность, женст­венность, благородство, несмотря на то, что иногда он испол­няется живо и задорно [4] .

Этническое зонирование [ править ]

Общепринятая в этнографии система деления террито­рии России на сложившиеся к началу XX века этнические зоны (северорусскую, среднерусскую, южнорусскую, русско-белорусскую, русско-украинскую, Поволжье, Урал, Сибирь Дальний Восток, казачество) наиболее полно отражает разно­образие изменения танцевальных традиций и региональных осо­бенностей русского народного танца.

  • Северный регион: Архангельская, Вологодская, Ленин­градская, Новгородская области, север Костромской Яро­славской, Тверской, Ивановской, Нижегородской областей часть Псковской области, прибрежные районы Мурманской области.
  • Южный регион: Калужская, Орловская, Тульская Ли­пецкая, Рязанская, Тамбовская, Пензенская области, восточ­ные районы Воронежской и северные районы Волгоградской областей.
  • Центральный регион: Московская, Владимирская цен­тральная и южная часть Тверской, Ярославской Костром­ской Ивановской, Нижегородской областей, восточные рай­оны Смоленской и южные районы Псковской областей.
  • Поволжье: Ульяновская, Самарская, Саратовская области.
  • Русско-белорусское пограничье (Брянская область и западные районы Смоленской области)
  • Русско-украинское пограничье (Курская, Белгородская южные районы Воронежской области).
  • Урал: Пермская, Свердловская, Челябинская области, восточные районы Оренбургской и западные районы Курган­ской областей.
  • Сибирь и Дальний Восток (Западная Сибирь — Алтайский край, Новосибирская, Омская, Томская, Кемеровская области; Восточную Сибирь — Иркутская об­ласть, Хабаровский, Красноярский и Приморский края).
  • Казачество по группам: Уральские, Астраханские, Оренбургские, Кубанские, Дон­ские, Терские, Сибирские, Семиреченские, Забайкальские, Амурские, Уссурийские, Некрасовские казаки [4] .

Основные жанры [ править ]

В научной литературе существует много подходов к классификации русских народных танцев. Некоторые исследователи подразделяют их в зависимости от песен, под которые они исполняется, по количеству исполнителей, в соответствии с рисунком танца, по движениям в танце. В основу классификации могут быть положены и трудовые процессы, по названию персонажа, изображенного в танце. Известный хореограф, фольклорист, народная артистка России Т. А. Устинова наряду с хороводами и кадрилями выделяет пляски-импровизации и игровые танцы. Исследователь русского народного танца, создатель школы русского народного танца, народный артист России А. А. Климов классифицирует русский народный танец по жанровому принципу, выделяя хороводы и пляски, которые, в свою очередь, подразделяет на виды. Этот подход считается наиболее целесообразным.

За основу классификации русских народных танцев берется их хореографическая структура. Русский народный танец делится на хороводы (в том числе круговые, орнаментальные, игровые) и танки (иногда танок считается подвидом хоровода), пляски (одиночная женская и мужская пляска, парная пляска, групповая традиционная пляска, массовый пляс) и переплясы (мужской, женский, смешанный, групповой), кадрили (включая более поздние по происхождению виды танцев — ланце и польку) [5] .

Хоровод [ править ]

Хороводы и хороводные песни, отделившись от обрядов, во многом сохранили тематику, поэтические образы, форму старинных игр, их мелодику, лад, склад стиха и строчную структуру. Хороводы стали излюбленным видом народных развлечений с конца XVII века, особенно среди молодёжи [6] .

Хоровод и его южнорусский аналог Карагод — это одновременно танец, песня и игра. Исполняются чаще по кругу, взявшись за руки, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников. Хороводы бывают женские и смешанные. В каждом регионе России существуют свои особенности исполнения хороводов — в движениях и переходах. Танцевальные рисунки, фигуры могут быть как женскими и мужскими, так и совместными. Часто в хороводной песне есть действие. Участники хоровода стараются инсценировать содержание песни. В хороводе всегда проявляется чувство единения, товарищества. Его участники его, как правило, держатся за руки, иногда — за один палец (мизинец), часто за платок, шаль, пояс, венок.

Хороводы бывают: орнаментальными (плясовыми); игровыми [7] [6] . Иногда выделяют как особую группу хороводов — пляски по кругу [6] .

Орнаментальные (плясовые) хороводы

В орнаментальных хороводах тексты песен, исполняемые во время танца, не содержат конкретного действия, ярко выраженного сюжета, участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры-орнаменты. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связаны с образами русской природы, коллективным трудом, бытом и может быть лирическое, эпическое, драматическое или шуточное. Особо стоят песни, отражающие трудовые процессы: сеяние проса, уборку льна, плетение плетня, изготовление полотна и пр. Песню поют все участники хоровода. Запевала только начинает, задавая тон и устанавливая темп. Участники подхватывают и продолжают петь до конца. Исполнение каждого орнаментального хоровода отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

В песнях игровых хороводов есть действующие лица, игровой сюжет. Содержание песни разыгрывается в лицах, и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов играют различные образы, характеры героев. Темы таких хороводов отражают жизнь и быт народа: трудовые процессы, любовная и сказочная темы и т. д. В отличие от орнаментальных хороводов, в них рисунок проще, нет такого разнообразия танцевальных фигур. С точки зрения композиции эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами.

Пляски по кругу

Пляски по кругу отличаются от орнаментальных (плясовых) хороводов степенью исполнительского мастерстваи относительной независимости пары исполнителей от остальных участников, как например в «Польке», «Матане» или «Акулинке». Содержание песен в большинстве своём шуточное, бытовое или лирическое. Песни поют часто только зрители, стоящие вокруг, а не танцующие и под аккомпанимент музыкантов. Темпы значительно быстрее, чем в хороводных-плясовых песнях.

Хоровод распространён по всей России, и каждый регион вносит, что-то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Любая фигура хоровода может иметь не одно единственное, определённое и постоянное назначение. Не меняя построения фигуры и рисунка, участники хоровода могли передавать различное содержание, настроение.

Русские традиционные хороводы распределены по времени года и праздничным дням. Сельские начинаются с Пасхи и продолжаются до рабочей поры; другие появляются с Обжинок и оканчиваются при наступлении зимы) [7] .

Танок [ править ]

Танок — древний южно-русский и украинский народный массовый обрядовый танец, с песней и элементами игры. Иногда считают особым видом хоровода. Основной областью распространения танков являются центральные и южные районы Курской области, северо-восток Белгородской области (бассейн реки Псёл). Понятие «водить танки» соответствует общерусскому понятию «водить хороводы». Знаток южнорусской фольклорной традиции Анна Васильевна Руднева писала: «Танки — это хороводы преимущественно плясового характера с развитыми хореографическими построениями и множеством фигур. Но есть танки с элементами сценического действия — игрового начала.

  • Танки сопровождались пением самих участников, без музыкального сопровождения (карагоды, обычно, исполнялись под аккомпанемент местных музыкантов).
  • В отличие от карагодов, движения часто линейные («улицами»), друг напротив друга.

Русская пляска [ править ]

Пляски или плясовые — это ранние обрядовые, а сейчас — бытовые танцы. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. Пляска — наиболее распространенный и любимый сейчас импровизационный жанр народного танца. В каждом регионе России существуют свой, местный тип пляски. Плясовые фигуры — коленца — очень разнообразны. Участники пляски свободно используют их по своему усмотрению. Нет регламентированного передвижения танцоров по плясовому полю: каждый мог занять то место, которое ему хотелось. Наиболее распространенные, устоявшиеся виды русской пляски: одиночная (сольная) пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс и групповая традиционная пляска. В групповой пляске может участвовать много людей, но чаще её состав ограничивается сравнительно небольшой группой исполнителей, в некоторых случаях групповая пляска имеет постоянный состав исполнителей.

Перепляс — это соревнование плясунов. Парни соревнуются в ловкости, силе, удали, красоте движений. Это исключительно мужской танец. [источник не указан 1111 дней] Перепляс исполняется под стандартные народные мелодии или под частушки. Переплясывая, один из плясунов показывал одно движение или их комбинацию, соперник должен был их в точности повторить. Затем показывал свои. С каждым выходом движения усложнялись. Иногда, в переплясе были другие правила: соревнующиеся, попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор «выкрутасов». Порой танцевали одновременно «до упа́ду» — кто первый упадёт от усталости.

Самые известные пляски в России: Русского (на задор), Бешенная, Голубец, Барыня, Камаринская, Трепака, Бычок, Кружка, Топтуша (топотуша), Семечка, Матаня, Ломание и другие малоизвестные.

Русская кадриль [ править ]

Кадриль — наиболее молодой вид русского танца. Она встречается на всей территории России за исключением некоторых мест русско-украинского пограничья. Танец появился в начале XVIII века, в эпоху преобразований Петра I. После указа о введении ассамблей (1718), бальнaя кадриль постепенно была подхвачена и недворянским сословием. Знакомство с кадрилью происходило на основе рассказа крепостных слуг и различных служащих людей, которые, увидев исполнение танца аристократами, повторяли запомнившееся им фигуры, переделывая их на свой лад. Жители различных российских сёл и городов знакомились с кадрилью на торговых ярмарках, танец быстро стал популярен.

Войдя в народный быт, кадриль сильно видоизменилась, многие движения создавались заново. Мелодия и манера исполнения приобрели национальный колорит. Появилось множество вариантов танца: четвёра, шестёра, семёра, восьмёра, кадрель, ланце и т. д.

Из огромного множества кадрилей по форме композиционного построения можно выделить три группы: квадратные (угловые), линейные (двухрядные) и круговые. Эти формы построения не всегда выдерживаются от первой фигуры до последней: обычно смешиваются линейные и круговые или угловые и круговые кадрили, при этом смешение происходит чаще всего внутри определённой фигуры. В ряде кадрилей встречаются фигуры с другими формами построения.

Русская кадриль как по манере исполнения, так и по своим фигурам значительно отличается от своего первоисточника — бальной кадрили. В русской кадрили от 3 до 14 фигур. Название одних из них чётко соответствует содержанию («знакомство», «девки нарасхват», «петухи»), название других происходят от места бытования кадрили («клинская», «шуйская», «похвистневская», «давыдковская») [8] . Появились и фигуры, заимствованные из пляски и перепляса («перепляс», «барыня», «камаринская», «топотуха с переплясом»), а также из других бальных танцев («вальс» и «полька»). Разнообразный рисунок русской кадрили состоит из таких элементов, как «корзиночка», «воротца», «звёздочка», «гребёнка», «круг».

Как и в бальной кадрили, в русской кадрили большинство фигур заканчивается кружением в парах и поклоном исполнителей, каждая фигура отделяется от последующей паузой (объявлением названия следующей фигуры, притопом или хлопком).

Методическая разработка по теме:
Методическая разработка открытого урока по народно — сценическому танца «Русский народный танец» (с применением ИКТ)

Методическая разработка открытого урока по народно — сценическому танца «Русский народный танец» (с применением ИКТ)

Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого урока по народно-сценическому танцу на тему:

«Русский народный танец»

(с применением ИКТ)

Автор: Петрова Светлана Федоровна – педагог по хореографии высшей квалификационной категории.

Дата проведения : 7.04 2012 года.

Место работы: МБОУ ДОД ДШИ № 2 Кировского района г. о. Самара.

Данное занятие разработано на основе авторской программы по народно-сценическому танцу Петровой С.Ф.Занятие предназначено для учащихся 2 года обучения (группы 10-12 человек) c использованием ИКТ.

Продолжительность: 45 минут.

Место проведения : класс хореографии ДШИ №2.

Присутствующие : Зам. директора УВР – Быковская Г.М., пдо по хореографии –Айтуганов В.В, Атаякова Р.М., концертмейстеры-Семёнова И.А., Пасечник И.В., родители и гости.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Вид урока : урок с элементами беседы (презентация)

Цель — создание условий для формирования этно-эстетической, духовно-нравственной личности учащегося на уроке народно-сценического танца с использованием ИКТ.

Образовательные: — приобрести знания о правилах и приемах исполнения русского народного танца, сформировать практические знания и умения движений русского народного танца, с применением ИКТ.

Развивающие: — развить познавательный интерес к русскому народномутанцу, богатить опыт ребенка разнообразием ритма и пластики русского танца.

Воспитательные : -воспитать личностные качества: чувство патриотизма, национальной гордости, трудолюбия, чувство эмоциональной выразительности, художественного вкуса.

-просмотр наглядного материала

-слушание русской народной музыки

-просмотр русских народных танцев(презентация)

-выполнение практических заданий.

-практический показ у станка

-практический показ на середине зала

-индивидуальный, в чередовании с групповым

Учебно-методическое обеспечение урока:

-А. Климов. «Основы русского народного танца».

-Т.К. Васильева» Секрет танца»

-Т. Устинова «Русские танцы».

1.Урок проводится в оборудованном аудиотехникой в зале с фортепиано, музыкальным центром, доской для наглядных пособий, телевизором, ноутбуком, зеркалами, хореографическим станком.

2.Аудизаписи, CD диски.

-Русские танцевальные мелодии

-DVD( Русские народные танцы)

4.Карточки с изображением видов русского народного костюма ( мужского, женского), русских народных промысел, русских народных инструментов.

  1. Вводная часть.Поклон. 2мин.
  2. Экзерсис у станка.10 мин.
  3. Объяснения нового материала ( теоретическая часть) 15мин.
  4. Практическая часть ( танцевальная лексика русского народного танца- «ковырялочка»,«моталочка», «гармошка». 10мин.
  5. Проверка и закрепление знаний и умений учащихся. 5мин.
  6. Домашнее задание: Нарисовать русский костюм. Составить кроссворд на тему русского народного танца. 1 мин.
  7. Подведение итогов. 1 мин.

Ход урока: » Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на своем уроке. Мы все спокойны, добры и приветливы. Все готовы к уроку. Все внимательными, активными и доброжелательными к друг другу.

  1. Вводная часть. Звучит марш Ю. Чичкова

Дети исполняют по кругу зала танцевальный шаг, шаг на полупальцах, шаг на пятках, бег. Строятся в линейки по 4 человека.

Выполняют мужской и женский поклон. После перестраиваются на станок, каждый ученик занимает свое место.

  1. Учебно-тренировочная часть . Народно-сценический экзерсис у станка.

-Упражнение на развитие подвижности стопы (battementtendu)

-подготовка к «веревочке»

3 .Объяснение нового материала.

Педагог: Ребята, как вы думаете, сколько на свете танцев?

Учащиеся: 100!, 200!, 100000?

Педагог: А разве кто-нибудь их считал, да и возможно ли это?Ведь каждый народ создает танец всякий раз, когда хочет полнее ощутить жизнь,выразить свою печаль и радость!

Посмотрите, народные танцы являются в разных уголках мира: испанец пляшет не так как швейцарец, не так как немец и француз.

У одного танец говорящий, у другого танец бесчувственный.

У одного танец бешенный, разгульный, а у другого спокойный.

Откуда же родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий – так писал русский писатель Н.В.Гоголь.

Русский танец родился в крестьянской среде. Зеленый луг, лесная опушка, деревенская околица- вот т сцена. Чарующая картина открывалась глазами тех, кому удавалось наблюдать сельский праздник с его танцами и хороводами.

Педагог: Зарождение танцев и музыки на Руси относится к глубокой древности. В селе Мартыновка на Киевщине найдено несколько литых пляшущих фигурок, относящихся к 6 веку.

Педагог: В древнем искусстве славян неразрывно сочетались музыка, слово и танец. Древнейшими народными плясками на Руси были пляски-игры, изображающие трудовые процессы и приурочены были к календарным языческим праздникам. «Семик»-посев «Спожинки» -сбор урожая, »Коляда» -зимний праздник.

Педагог:Среди участников обрядов постепенно выделялись лучшие пляшущие, Поющие, играющие. Их называли « плясец», «игрец», «ваган», «сопека». Так появились скоморохи — талантливые пропагандисты русской поэзии, танца и песни. Они сыграли большую роль в развитии пропаганде русского танца.

Педагог: Национальная одежда- это своеобразная книга, из которой можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Одежда каждой области России имела свои орнаменты, излюбленные цвета, отделку, формы и фасоны.

Слайд 5. Педагог: Северорусский костюм. Главной и самой известной частью этого костюма является сарафан. Его носили и в будни и в праздники, изготовлялись из холста, крашенных и фабричных тканей, шелка, парчи.

Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, женщин называли лебёдушкам. Завершал костюм головной убор. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны и всегда четко делились на девичьи и уборы замужней женщины. Отсюда различие: у девушек — легкие и воздушные накосники, венцы, ленты, обручи, кокошники, а у женщин-платки, глухие «сороки». Обували в празднике сапоги из цветной кожи, украшенные вышивками.

Педагог: В южно-русском костюме главной деталью была попёва-пробабка современной юбки. В основу костюма так же входила рубаха, украшенная вышивкой. Поверх юбки одевался передник, который всегда украшался вышивкой, и часто предпочтение отдавалось красному цвету.Этот цвет считался магическим. И одежда красного цвета должна была отпугивать демонов, оберегать владельца от разных напастей.

Педагог: Основными частями мужской одежды как сейчас , так и в старые времена являются рубаха и штаны. Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни князь, ни горожанин, ни селянин. Отличалось лишь качество материала и отделки. Праздничную одежду расшивали цветным шелковыми нитями. Особое значение придавалось расположению рисунка на рубахе, так нагрудные узоры защищали руки, а наподольные не давали пробраться злым силам снизу. Штаны заправлялись в сапоги или носились с лаптями.

О богатстве и многообразии русского народного танца говорят красивые хороводы и кадрили, виртуозные и лихие пляски .Помните, как в народных поговорках говорится» ногам работа – душе праздник», плясать – душу открывать».

Слайд 8. (DVD « Праздничная плясовая» исполняет ансамбль танца «Берёзка»)

Педагог: Среди обрядовых игр песенно-танцевального характера огромное место принадлежит хороводам. Первые русские хороводы были посвящены Солнцу и как в подражании форме солнечного диска хороводы строились по кругу.

Педагог: Хороводы очень разнообразны в своих построениях. Каждый рисунок хоровода имеет своё название, например: «воротца», »карусель», « колонна», «корзиночка». Но основной формой построения большинства хороводов является круг.

Педагог: В различных областях России хороводы имеют разные названия: «карагод», «каравод», «улица,» «городок». Поэт Державин в стихотворении «Русские девушки» показать необычайную выразительность и эмоциональную силу этого танца. Но самым большим его достоинством поэт считал его скромность и благородство.

Слайд 9.(DVD хоровод «Во поле березка стояла» исполняет ансамбль танца « Березка»).

Педагог: А теперь поговорим о русской кадрили. Русская кадриль ведет свою историю от французской кадрили, элементы которой появились в России благодаря солдатам русской армии, которые побывали за границей во время войны с Наполеоном. Но в России кадриль не только претерпела большие изменения, а некоторые кадрили сочинялись заново. Кадриль в отличие от других плясок, имеет своеобразное построение, четкое деление на пары. Так существует» Круговая» ,» Квадратная», »Линейная» кадриль.Названия фигур кадрили разнообразны: «Проходочка»,»Крутея», «Девки на расхват».

Слайд 10.(DVD» Кадриль» исполняют Т. Навка и М. Башаров).

Педагог: Русский народный танец исполнялся под своеобразный оркестр , в состав которого входили: гармонь, балалайка, деревянные ложки, свирели, трещотки, колокольчики.

Педагог: Мы сейчас познакомились с вами с истоками русского танца. Ответьте мне на вопрос?

« Что характерно для исполнения русского танца. Какова манера исполнения русского танца?

Учащиеся: скромность, благородство, размах, ловкость , жизнерадостность, кокетство, величавость.

Педагог: Правильно. А теперь, постройтесь на середину зала по линейкам.Сейчас мы познакомимся с танцевальной лексикой русского танца, которая очень разнообразна. Это: « Веревочка», «моталочка», «ковырялочка», «подбивка», «гармошка» ,»припадание»,»дробушечка»,» хлопушки», «присядки», «вращения- крутки».(Учащиеся разучивают танцевальные движения-« моталочка», «гармошка», «ковырялочка»).

Педагог: Русский танец мощный пласт русского народного творчества. Он не только отражал жизнь, раскрывал душу народа, но и делил с ним судьбу, прокладывая себе путь к признанию. Сегодня, вы только получили начальное представление об этом танце, но возможно это поможет вам сделать первые шаги в освоении хореографического русского народа.

Педагог: А закончить наш урок, мне хочется словами известной русской балерины Лидии Лопуховой « Мы, русские, прирожденные танцоры — это у нас в крови.»

5 .Проверка усвоения нового и материала, закрепление знаний и умений.

( учащимся предлагается ответить на следующие вопросы.)

-Кто такие скоморохи?

-Какие виды женского русского костюма вы знаете?

-Расскажите о мужском русском костюме.

-Какие существуют жанры русского танца?

-Какие русские народные инструменты входят в состав русского народного оркестра?

-Какие движения русского танца вы знаете?

6 .Домашее задание.

1) Нарисовать мужской и женский народный костюм.

2) Составьте кроссворд на тему русского народного танца.

7. Педагог: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали, были активны и внимательны. Провожу оценивание, отмечаю личные достижения, завершаю урок пожеланиями.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКАЯ ШКОЛА

ИСКУССТВ № 2 КИРОВСКОГО РАЙОНА

Методическая разработка открытого урока народно-сценическоготанца на тему:

« Русский народный танец»

( с применением ИКТ)

Подготовила: педагог дополнительного образования по хореографии МБОУ ДОД ДШИ №2

Петрова Светлана Федоровна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока в 4 классе интерактивная игра «Угадай-ка»Тема: «Путешествие в волшебную страну»Цель урока:формирование коммуникативных умений и навыков учащихся по пройденному материалу, об.

Всероссийский урок посвященный празднованию 4 ноября 2013 года Дня народного единства преследует следующие цели: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прош.

Всероссийский урок посвященный празднованию 4 ноября 2013 года Дня народного единства преследует следующие цели: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прош.

Методическая разработка по русскому народному танцу предлагает в увлекательной форме подготовиться и провести открытый урок. Вы получаете приглашение не только на кадриль, но и совершите путешес.

Разработка практического заняти работы с программой MS Power Point. Фал презентации содержит тест к уроку, а также теоретическй материал по теме.

Предмет: ХимияДата проведения: 10 мая 2016 годаТема: Формирование понятия композиционных материалов на примере композитов, используемых в авиастроении: изучение их свойств, применения.Тип заняти.

Данная методическая разработка представляет собой;- План открытого урока,- Ход урока,- Содержание урока,- Технологическую карту урока.

Русский народный танец

Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Русский народный танец (предмет: Культура и искусство) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта. Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0) .

реферат по дисциплине Культура и искусство на тему: Русский народный танец; понятие и виды, классификация и структура, 2016-2017, 2018 год.

Русский танец как художественное целое

1.1 Общие признаки и схема жанра

1.2 Музыка и костюм как составные части целого

Основные жанры русского танца

Танец — это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца. Об их открытиях написано множество книг.

Занимаясь народным танцем уже не один год, я часто задаю себе вопрос: «А что же входит в понятие «танец»? Может быть, это просто набор движений или нечто большее?» На этот вопрос я и постараюсь отыскать ответ в нескольких источниках.

1. Русский танец как художественное целое

1.1 Общие признаки и схема жанров

Танец — это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею — он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть и обобщенные и конкретные художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным пластическим движениям, пространственным рисункам (построениям).

Танцевальный образ воспринимается как непосредственно, так и путём ассоциаций. Правдивость, конкретность и художественность танцевальных образов определяется их содержанием и танцевальной лексикой, органической связью с мелодией, её характером, ритмом и темпом.

Танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. В ходе развития общества народный танец приобрёл большее самостоятельное значение, стал одной из форм эстетического воспитания, Народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием. Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные пляски солистов, лихие переплясы и так далее говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского народа. В древности танец имел религиозно — магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил религиозные черты и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя. Нарушилась и обязанность исполнения танца по определённым временам года.

Связь русского народного танца с конкретными обрядами была характерна для хороводов, игр и немногих видов пляски. Кадриль, перепляс или одиночная пляска с обрядами связанны не были.

Русский народный танец в каждом регионе отличается лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения, сложившихся ярких, замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить всё, что нас окружает (природа, труд, быт, продукты художественного творчества — посуда, одежда, кружева и т. д.)

Русские народные танцы классифицируются не по временам года, месту их исполнения и поводу, а их хореографической структуре и общим устойчивым признакам. Вот некоторые из них.

Стиль — характерные черты и свойства (особенности) выразительных средств, которые качественно отличают один танец от другого.

Танцевальная лексика является самым важным выразительным средством в танце. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног — её составляющие.

В русском народном танце лексика представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец. Существует несколько видов танцевальной лексики:

1. Образная — создаёт ассоциацию с определённым образом (гусь, олень, лебедь и т. д.). Её называют эмоционально — подражательной.

2. Естественно — пластическая — подсказанная самим действием, развивающимся в танце.

3. Традиционная — выработанная веками, находящаяся в постоянном развитии, о чём свидетельствуют танцы, созданные в наши дни, отличающиеся от старинных танцев не только выразительностью, манерой исполнения, но и богатством танцевальных движений.

Интонация — это совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп — радость, медленный — грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и содержание действия.

1.2 Музыка и костюм как составные части целого

Музыка — душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы были связанны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы, исполняемые только под музыку.

Поскольку каждый народный танец имеет множество вариантов, то и музыка меняется от танца к танцу. Традиционные народные мелодии имеют в основе двух — и трёхдольную метрическую структуру. В каждом танце музыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму.

Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм — это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его «визитной карточкой». В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой). Случайно подобранный костюм, не характерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки. Русская народная одежда, используемая в танце, многообразна, отличается высоким художественным вкусом.

Праздничный мужской костюм был более устойчивым и однотипным в старых и новых разновидностях, имеет очень незначительные изменения по регионам. Как правило, это белая рубаха из домотканого холста или шёлковая с вышивкой, характерной для каждого района, синие порты в полоску или ёлочку, сапоги, длинный казакин без воротника, а позднее пиджак, жилетка. В некоторых районах иногда костюм довершала шляпа.

Праздничная женская одежда делится на два комплекса: северный — сарафанный и южный — поневный, а каждый из них в свою очередь на девичью и женскую, одежду зажиточных крестьян и бедноты. На севере и девушки, и женщины носили сарафан, а на юге сарафан — преимущественно девичья одежда (замужние женщины носили поневы) Внутри этих двух основных групп одежда имела свои особенности покроя, цвета, узора не только в каждой губернии, но и в отдельных уездах, сёлах.

Приведём в пример два вида русского женского костюма: северный и южный. Они могут использоваться для постановки танцев, описанных в приложении.

Северно-русский женский костюм на примере Архангельской области

Северно-русский женский костюм состоит из рубахи и сарафана. Рубаха могла быть как с вышивкой красным, так и гладкой белой из батиста или кисеи. Её покрой одинаков для всех великороссов и шьётся из прямых полотнищ холста с не выкроенными проймами. На плечах вставляются прямоугольные куски ткани — полики, а под мышками, для свободного движения руки, — квадратные ластовицы. Полики и ластовицы часто делали из кумача. Квадратное отверстие, образуемое верхними кромками переднего и заднего полотнищ рубахи и боковыми кромками поликов, собираются у шеи в густые сборки и обшиваются узкой полоской ткани.

В каждом районе костюмы отличаются по цвету, материалу, покрою, но общее, что характерно для Севера, — длинный сарафан. Праздничный летний девичий костюм, распространённый в Лешуконском, Мезенском, Пинежском районах Архангельской области, состоит из длинного штофного голубого сарафана — «штофника», поверх которого надевается «коротена» (душегрея без рукавов из парчи). На голове «повязка» — полукокошник или малый кокошник. Это высокая шапочка без дна, состоящая из двух полос позумента с поднизью из рубленого перламутра, завязывающаяся сзади лентами. Дополняют костюм белый кружевной платочек, ожерелье из янтаря или перламутра и серьги из перламутра.

В Пинежском районе поверх «коротена» обязательно накидывалось несколько (не менее трёх) больших платков, которые, как правило, находились на плечах, и концы их закалывались. «Коротена» у поморок в Мезенском районе шьётся «клёшем» в виде солнышка, а на Пинеге она лишь немного расклешена и называется «полушубкой». В Карпогольском районе области сарафан малинового цвета, шьётся из шёлка и спереди украшается золотым кружевом. Короткая душегрея на длинных лямках здесь называется «перо». На голове вместо «повязки» сверкает высокий кокошник — «венец», унизанный белым бисером и цветным стеклом, имитирующим драгоценные камни. На шее — бисерные бусы на ленте. В Шенкурском районе сарафан синий, из набивной ткани — «набивник», украшенный серебряным позументом. Душегреи нет, на голове высокий, полумесяцем ажурный «венец», шитый бисером, стеклярусом и украшенный фольгой. Праздничный костюм дополняют янтарные бусы и серьги.

Южный женский костюм на примере Курской области

Основной распространённый костюм в Курской области — это длинный сарафан, чаще всего однотонный, из шерстяной или домотканой ткани, или из ситца, или из сатина, преимущественно алого цвета. Сарафан отделывался либо парчой, либо шёлковыми лентами и широкими поясами, На сарафан надевается «завеска» — передник из цветного гладкого шёлка или домотканой материи. Под сарафан надевается кофта из клетчатой или белой ткани. Поверх кофты — много рядов разноцветных бус и ожерелья из речного жемчуга, а часто из янтаря.

Красочный и замысловатый женский головной убор состоит из кокошника и подзатыльника, сшитых из парчи. Кокошник обвязывается цветным шёлковым платком. По бокам кокошника прикрепляются цветы, часто бумажные, павлиньи перья, иногда раскрашенный ковыль или овёс. Поверх кокошника, впереди, пришивается большой бант из цветной шёлковой ленты. Иногда богатый головной убор заменялся шерстяным или шёлковым цветастым платком.

В каждом районе, городе или селе Курской области костюм имеет свои особенности, свои отличия в деталях, в покрое, в цвете, в вышивке. Так, на юге области, в Судженском, Обоянском районах, он более ярких расцветок, чем на севере, в Касторной или в Фатеже, где тона сарафанов более строгие, однообразные.

Конечно же, народный костюм в современной обработке шьётся из более лёгких тканей, для быстрых, ритмичных плясок используются укороченные варианты сарафанов, но покрой, цветовые особенности, форма головного убора, вышивка остаются неизменными и в наши дни. Без них танец теряет смысл и идею, которые были заложены в него многие века назад.

2. Основные жанры русского народного танца

Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространённый, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода — круг, его круговая композиция — подобие солнца, хождение за солнцем — «посолонь» берут начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца — Яриле.

Участники хоровода поют, движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой, также хоровод объединяет и собирает большое число участников. В дальние языческие времена этот жанр русского народного танца носил культово-обрядовый характер, но постепенно он утрачивает значение язычески — культового действия. Появляются хороводы с новыми песнями. Которые отражают социальные, бытовые и другие темы.

Хоровод — русский бытовой танец, в нём существуют свои формы и правила исполнения, определённые отношения между участниками, подчинённые известному и выработанному материалу. Он превращается в самостоятельный жанр и становится украшением праздников русского народа. В хороводе всегда проявляется чувство единства, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держаться за руки, иногда за один палец — мизинец, часто за платок, шаль, пояс, венок. Все эти соединения, а, следовательно, построения зависят от того, в какой местности исполняется хоровод, каково его содержание и под какую песню, быструю или медленную он исполняется.

Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит, что — то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Любая фигура хоровода может иметь не одно единственное, определённое и постоянное назначение. Не меняя построения фигуры и рисунка, участники хоровода могли передавать различное содержание, настроение. На пример круг — это образ солнца, поклонение божеству — Яриле, но в круговом построении может разыгрываться и действо с трудовой, любовной и другой тематикой. Действие участников, выражение их характера, настроения, темперамента, отношения к происходящему совершенно различны, а круг как фигура остаётся неизменным. Существуют два вида хоровода — орнаментальные и игровые. Основные и наиболее часто используемые фигуры этих видов хороводов указаны и описаны в приложении.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры — орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.

Неразрывная связь народного художественного творчества с жизнью народа, с его песнями, играми, танцами помогла созданию множества рисунков — фигур орнаментальных хороводов. Их замысловатые переплетения навеяны узорами русских кружевниц, резчиков по дереву, живописцев, и наоборот — тонкие узоры кружев, ажурная резьба по дереву и т. д. Иной раз как бы повторяют фигуры хоровода. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связаны с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом.

Исполнение каждого орнаментального хоровода в народе, в быту отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую. Пример орнаментального хоровода указан в приложении («Северный хоровод с шалями»).

Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы, характеры героев. Перед зрителем игровой хоровод. В таких хороводах, которые иногда называют сюжетными, главным является разыгрывание содержания песни — раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц.

Песни, под которые исполняются игровые хороводы, называются игровыми или хороводными — игровыми. Больше всего тем для игровых хороводов содержится именно в них, отражающих жизнь и быт народа: трудовые процессы, любовная и сказочная темы и т. д. В отличие от орнаментальных хороводов в них рисунок проще, в нём нет такого разнообразия танцевальных фигур. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами.

Мы разобрали основные, общие черты орнаментальных и игровых хороводов, которые характерны для этого наиболее древнего и популярного танца России. Но в различных районах существуют свои местные особенности исполнения хороводов, связанные с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, с характером человека. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей (женские и смешанные хороводы), и в ритме, и в содержание песен, и, главное, в особой, присущей только данной местности манере исполнения.

Пляска — наиболее распространенный и любимый сейчас жанр народного танца. Пляски создавались под влиянием окружающего мира и быта народа. Люди совершенствовали их многие десятилетия, оставляли в них только самое ценное и доводили до законченной формы. В древности пляски в основном носили обрядовый, культовый характер, но со временем религиозное содержание стало уходить из плясок, и они приобрели бытовой характер. Не одно игрище, ни один праздник не обходились без плясок.

Пляска состоит из ряда отдельных движений — элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит и отражают отдельные черты характера танцующего человека. Кроме того, каждое движение в пляске наполнено смыслом, и с помощью пластики исполнитель выражает свои чувства, раскрывает содержание пляски, создает тот или иной художественный образ. Все исполняемые движения подчинены ритму и темпу, а также характеру музыкального и песенного сопровождения. Все движения связаны воедино содержанием и сопровождающей мелодией. Пляской можно выражать различные состояния человека, но это, прежде всего радость, здоровье, сила, выход энергии исполнителя.

Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную цепь и предоставив простор фантазии и индивидуальному мастерству танцующего человека, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением.

У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, бёдра, лицо, кисти рук, пальцы и т. д. Пляска даёт возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера — показать свою манеру исполнения («выходку»). Каждый исполнитель может проявить в пляске свою изобретательность, мастерство, профессионализм, щегольнуть сложным, виртуозным коленом. Исполнять пляску может каждый. Она отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Пляска включает в себя сильные технические дроби, «верёвочку», «гармошку», различные присядки, хлопушки, припадания, верчения и другие колена. Помимо обогащения лексики пляска даёт возможность для усложнения и разнообразия рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные переходы и т. д. — всё это создает новые рисунки и построения присущие только пляске.

Существует много видов русской пляски. Вот наиболее распространенные, устоявшиеся, имеющие вековые исполнительские традиции и прочно вошедшие в быт русского человека: одиночная (сольная) пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс и групповая традиционная пляска.

Групповая традиционная пляска.

В групповой пляске может участвовать много народа, но чаще её состав ограничивается сравнительно небольшой группой исполнителей. В некоторых случаях групповая пляска имеет постоянный состав исполнителей, и, если кто — либо из участников отсутствует, пляска не получается, а ввести нового человека взамен отсутствующего бывает трудно — он может перепутать весь рисунок. Как правило, групповая пляска имеет установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли фрагменты одиночных или парных плясок, перепляса. Типичные и наиболее часто используемые фигуры групповых плясок приводятся в приложении.

В каждой области есть своя традиционная, самобытная пляска, и поэтому групповые пляски часто называют традиционными или областными. Несмотря на обязательное выполнение общего рисунка пляски, различных переходов, создание образа и т. д., групповые пляски дают исполнителям возможность показывать также и своё индивидуальное мастерство. В групповых плясках сохраняется элемент импровизации, но в меньшей степени, чем в индивидуальной пляске или переплясе.

Групповые пляски создавались на основе народных традиций, с учётом особенностей местной манеры исполнения, обычаев и бережно передавались из поколения в поколение. В каждой групповой пляске есть своя определённая задача и своё содержание. На протяжении столетий народ сознательно старался не усложнять групповые пляски слишком виртуозными движениями. Это делалось для того, чтобы не утратить за этой виртуозностью главного — мысли, идеи. В конечном результате всё это и дало групповым пляскам долгую жизнь. Пример групповой традиционной пляски указан в приложении («Танок с поясами»).

Если сравнивать фигурные построения хоровода и пляски можно обнаружить общее и различия.

Основой фигурного построения танца является круг и линейное построение. Они используются как в хороводе, так и в пляске. Причём очень часто в этих жанрах фигуры смешиваются, то есть в пляске можно увидеть основные построения хоровода и наоборот. Это доказывает существование тесной связи между хороводом и пляской.

Но, все же существуют и различия в фигурах двух основных жанров. Так построения хороводов очень плавно переходят друг в друга, они как бы перетекают, переливаются. Основу композиции этого танца составляет круг, линии используются реже. Фигуры плясок более чётки и конкретны, их смену легче проследить, большее внимание здесь уделяется лексике, нежели фигурным перестроениям. Эти различия существуют потому, что пляска и хоровод несут в себе разные задачи, цели. У каждого из этих жанров своё назначение и содержание, и для раскрытия идеи используются свои средства, одними из которых и являются различные фигуры и перестроения.

Поэтому для постановки танца даже для младших групп детских хореографических студий нельзя обойтись без двух основных жанров: хоровода и пляски и простейших, элементарных фигур. Таких как «круг», «два круга рядом», » круг в круге», » восьмёрка», «гребень», «улитка», «змейка», «колонна», «улица», «ворота» и т. д.. Для плясок это » шен», «звёздочка», «карусель», » челнок», «ручеёк», «волна», «цепочка» и т. д.

Итак, танец, это не только набор движений, соединённых между собой. Танец — это большое понятие, включающее в себя и разнообразные движения, и определённую композицию, и подходящую мелодию, и костюм, и идею. Без этих компонентов танец теряет смысл, перестаёт быть интересным для зрителя.

Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца. — Орел, 1999.

Климов А. Основы русского народного танца. — М.: Московского государственного института культуры, 1994.

Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы. — М.: Искусство, 1996.

Основные фигуры хороводов.

Фигура может начинаться из линии, но чаще является развитием круга. Ведущий разрывает круг и, продолжая двигаться внутри него, начинает делать повороты направо и налево, подражая изгибам змеи. Другие исполнители, не разрывая рук, следуют за ведущим.

Число участвующих в круге не ограничено, но их должно быть не менее трёх человек. Парни и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. Движение по кругу в хороводе идёт «посолонь» — по солнцу, или по часовой стрелке, но может идти и против.

«Два круга рядом»

Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга или совсем рядом. Каждый круг может двигаться как по часовой стрелке, так и против неё. Повороты обоих кругов происходят одновременно или в одну, или в разные стороны.

Один круг большой, а внутри него круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний как по солнцу, так и в противоположном направлении.

Фигура образуется из двух кругов (круг в круге). Внешний состоит из парней, внутренний из девушек. В кругах должно быть равное количество участников. Стоя лицом к центу, парни и девушки берутся за руки, образуя каждый свой круг. Сделав шаг к кругу девушек, парни поднимают руки, и через головы партнёрш отпускают их на руки девушек. Число пар — не менее четырёх. Руки могут находиться, как внутри круга, так и снаружи. Для этого парни, а потом девушки поднимают руки и через головы партнёров опускают их за спины.

Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в разные стороны и в определённый момент ведущие одновременно разрывают их, и участники через одного переходят из одного круга в другой. Образуется рисунок похожий на цифру «восемь». «Восьмёрку исполняют, как по одному, так и парами. Количество участников или пар в каждом круге должно быть одинаковым.

Эта фигура образуется из круга. Ведущий разрывает общий круг и, продолжая движение в том же направлении, заводит новый круг внутри большого, затем заводит второй, третий и т. д. «Развивание» фигуры может быть разным.

1 — вый вариант. Продолжая движение, ведущий делает разворот влево на 180 градусов и начинает выводить хороводную цепь по образовавшемуся между кругами коридору. Движение идёт постепенно увеличивающимися кругами до образования первоначального круга.

2 — ой вариант. Хоровод останавливается, участники стоят лицом к центру круга. Ведущий, пригнувшись, проходит под руками одной пары первого внутреннего круга, затем второго и т. д., пока не выйдет из последнего внешнего круга, ведя за собой хороводную цепь.

3 — ий вариант. «Развивает» «улитку» второй ведущий, находящийся на другом конце хороводной цепи. Все участники начинают движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при «завивании». Круги идут по концентрической окружности, но постепенно увеличиваясь.

«Змейка» (рис. 7).фигуру «улицу». Эти линии могут сходиться одновременно или одна линия стоит на месте, а другая идёт на неё, или одна линия отступает, а другая идёт на неё. Линии могут состоять из девушек и парней, а могут быть смешанными.

Это построение рядами. Каждый ряд состоит из нескольких человек (не менее двух). В каждом ряду

должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга. Несколько таких рядов образуют «колонну». Ряды стоят в затылок один другому. «Колонна» — представляет собой вытянутый прямоугольник, у которого длина больше ширины.

Два ряда, стоящие параллельно на небольшом расстоянии, лицом друг к другу, образуют Фигуры, описанные ниже, могут состоять из одних девушек, или одних парней, или парнями и девушками вместе. Исполнители могут быть выстроены в одну линию или соединены парами. Положение рук определяется постановщиком, фигуры исполняются в движении.

1 — вый вариант. Исполнители стоят двумя линиями («улица») парами одна против другой. Пары одной линии берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота», другие руки могут быть опущены или соединены с руками других пар. Другие участники (стоящие напротив) парами проходят через противоположные воротца.

2 — ой вариант. Все пары одной линии, соединив и подняв руки, образуют непрерывные «воротца». Другая линия с разъединёнными руками проходит по одному в каждые «ворота».

3 — ий вариант. Исполнители стоят в кругу. Ведущий разрывает его и через центр ведёт остальную цепь за собой. Подойдя к любой паре, все проходят через воротца, которые она образует.

4 — ый вариант. Пары, взявшись за руки, стоят по кругу. Одна половина пар стоит по часовой стрелке, а другая против неё. Одновременно пары начинают движение. Одна половина пар поднимает «ворота», а другие пары проходят под ними и наоборот.

5 — ый вариант. Чётное число пар стоит по кругу, каждые две пары расположены лицом по кругу. Одновременно все начинают двигаться по кругу, пары, идущие по часовой стрелке, образуют «ворота», другие пары проходят под ними и наоборот.

Две линии, выстроившись, друг против друга, движутся навстречу. Руки исполнителей свободно опущены вниз. Обе линии встречаются друг с другом, и исполнители, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом.

Основные фигуры групповой традиционной пляски.

В групповых плясках кроме фигур, перешедших из хороводов, существуют свои различные построения — фигуры, типичные для групповых плясок. Среди них не только традиционные, давно вошедшие в пляску. Встречаются фигуры, сочинённые недавно. Различные построения для плясок продолжают сочиняться и в профессиональных и в самодеятельных коллективах до сегодняшнего дня.

Парни и девушки стоят в парах по кругу, затем пары одновременно поворачиваются лицом друг к другу и берутся правыми руками, левые руки у всех свободно опущены. Все начинают двигаться по кругу, подавая друг другу поочередно то правые, то левые руки, до тех пор пока не встретятся со своим партнером. Девушки двигаются по движению часовой стрелки, парни — в противоположном направлении. Эти переходы могут исполнятся также парами и тройкой, не только по кругу, но и по прямой линии.

Фигура «звездочка» может быть построена из одинакового числа парней и девушек или же только из одних парней или из одних девушек. Но исполнителей должно быть не менее трех или более восьми человек. Наиболее распространенная «звездочка» — состоит из четырех человек: два парня и две девушки. Парень и девушка одной пары, повернувшись правыми плечами, подают друг другу правые руки, другая пара кладет свои соединенные правые руки крестообразно на их кисти. Исполнители могут соединяться и левыми руками, тогда правые руки будут открыты в стороны или находиться на талии и т. д.

В основе этой фигуры лежит «звездочка». В построении этой фигуры может участвовать не менее трех пар. Юноши, подав друг другу правые руки, образуют «звездочку», а левыми держат правые руки девушек. В другом варианте «звездочку» образуют девушки, а юноши держат их за руки. Руки девушек и парней в «карусели» могут быть соединены и при помощи платочков, лент, поясов и т. д.

Эту фигуру может исполнять любое четное число пар. Исходным положением чаще всего бывают две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии друг от друга. Повернувшись лицом друг к другу, парень и девушка, составляющие пару, подают обе руки, которые могут находиться и в параллельном и перекрещенном положении. Пары, стоящие в одной линии, располагаются по отношении к парам в другой линии таким образом: девушки стоят спиной друг к другу, а парни — лицом. Может быть и наоборот, в зависимости от условий пляски. Все пары одновременно начинают двигаться навстречу друг другу, и на середине, держа равнение, проходят между двумя парами. Линии меняются местами. Не меняя положения, пары возвращаются на свои места, проходя вновь меж теми же парами. Иногда пары исполняют эти переходы, стоя в одной линии, круге или их построения «круг в круге», по диагонали квадрата и т. д.

Исполнители стоят парами на небольшом расстоянии друг от друга, в затылок друг другу — колонной. Каждая пара, взявшись за руки, образует широкие «ворота». Пары, стоящие в конце колонны, слегка согнувшись и прижавшись друг к другу плечами, проходят через все образовавшиеся «ворота» и становятся впереди колонны. Затем идет следующая пара и т. д., до тех пор пока все пары снова не окажутся в первоначальном порядке. «Ручеек» может начинать пара, стоящая вначале колонны. Тогда он называется «Обратный ручеек». При выполнении «Обратного ручейка» пары могут проходить под «воротами» или повернувшись лицом по ходу движения, или спиной.

Исходное положение фигуры «волна» является построение четного количества пар в одну колонну. Парень и девушка, повернувшись лицом друг к другу, подают обе руки и образуют «ворота». Все четные пары одновременно проходят под «воротами» нечетных пар, которые или стоят на месте, или переходят на место четных пар. Затем все нечетные пары, также одновременно, проходят под «воротами» четных пар и т. д. Все пары при таких переходах фактически остаются на своих местах, поэтому такую «волну» иногда называют «волна» на месте.

Другое исполнение этой фигуры — «волна» с продвижением. Начинают движения только две пары, стоящие впереди колонны. Вторая пара проходит под «ворота» первой, которая в свою очередь одновременно переходит наместо второй пары. Продолжая двигаться, первая пара проходит под «ворота» третьей, а третья занимает ее место. Вторая пара стоит на месте в начале колонны. В исполнение «волны» теперь включаются четыре пары, стоящие в таком порядке: вторая, третья, первая, четвертая пары. Третья и четвертая пары проходят под «воротами» первой и второй пар и меняются местами. Дальше первая пара проходит под «воротами» пятой, а вторая пара — под «воротами» четвертой. Третья пара стоит на месте в начале колонны. Так постепенно в «волну» включаются все пары. Первая пара, дойдя до конца колонны, возвращается на свое прежнее место, за ней в том же порядке возвращаются и остальные пары.

Русский и Белорусский народный костюм. Мужская одежда жителя Древнего Китая. Стиль рококо в искусстве и костюме (XVIII в.). Французский костюм, идеалы красоты. Виды искусства стиля рококо: архитектуры, графики, декоративно-прикладного искусства, живописи.

Народный костюм как бесценное, неотъемлемое достояние культуры, накопленное веками. Историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, роль местных культурных традиций. Русский народный костюм. Знаки и символы русской вышивки.