« образовательная программа дополнительного образования детей по спортивным бальным танцам

Директор ГБОУ ЦО №1488

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ПО СПОРТИВНЫМ БАЛЬНЫМ ТАНЦАМ

Педагог реализующий программу: Полнарёв Андрей Александрович

Срок реализации: шесть лет

Количество часов в первый год обучения: 72 часа

Количество часов в 2-ой – 6-ой годы обучения: 106 часов

Количество человек в группе: 7-15 человек

Данная программа относится к физкультурно-спортивному направлению и нацелена на укрепление здоровья и физическое развитие детей. Человека, занимающегося спортивными бальными танцами, отличают логически оправданные, целесообразно завершенные грациозные движения, собранность. Он всегда подтянут, аккуратен, энергичен, хорошо владеет собой, координационно развит, наделен чувством прекрасного. Танцевальная этика предполагает и естественную культуру общения: простоту, скромность, внимание друг к другу, вежливость, умение считаться с интересами других и ответственность за свои поступки. Танец способствует формированию положительных черт характера: в паре партнер мужествен, по-рыцарски галантен, а партнерша очаровательна своей женственностью – этих качеств так не хватает современному человеку!

Искусство бального танца – это средство музыкального, пластического, спортивного, физического, духовного развития личности. Танцевальная мелодия, пластика жеста и движения органичны для природы человека, воспринимаются им и доставляют истинную радость индивидуального творчества. Систематические тренировки в процессе обучения развивают мускулатуру, устраняют физические недостатки (сутулость, плоскостопие), развивают правильную осанку, красивую легкую походку, элегантные манеры.

Актуальность программы состоит в приобщении молодых людей к миру танца, переориентации от «дворовых» ценностей к ценностям общемировой культуры, ознакомлении их с различными направлениями европейской и латиноамериканской хореографии, истории и культурного наследия музыкальных школ. Посредством танца человек учится выражать свои чувства, мысли, состояние, решая при этом задачу художественного, эстетического и культурного развития.

Основная задача – привить необходимые двигательные навыки, умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм, научить согласовывать движения тела с музыкой. Подготовить не профессионального танцора, а дать возможность ребенку выразить себя в танце, суметь добиться адекватного выражения его эмоций через пластику.

Новизна программы состоит в том, что занятия спортивными бальными танцами – это один из немногих видов деятельности, позволяющий сочетать «несочетаемое» — искусство, пластику, владение телом, спорт, умение общаться, ритмику движения, образ танца, выработку волевых качеств. Именно в этом заложена основа методики систематической подготовки детей, которая отражает педагогическую целесообразность реализации программы.

Цель: Эстетическое и физическое воспитание детей, способствующее раскрытию и развитию природных задатков( слух, чувство ритма, пластика, координация движений, чувство прекрасного) и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству бального танца.

Сформировать интерес к танцу, раскрыв его многообразие и красоту;

Обучить основам бального танца;

Привить умение слышать и слушать музыку и передавать её содержание в движении;

Укрепить костно-мышечный аппарат;

Совершенствовать выразительность исполнения, развивать силу, выносливость, координацию движений;

Формировать художественно-образное восприятие и мышление;

Воспитывать художественный вкус и эмоциональную отзывчивость;

Развить трудолюбие и самодисциплину.

Содержание программы выстроено по кольцеобразной схеме по годам обучения: в каждом последующем году совершенствуются знания, умения и навыки предыдущего.

Возраст детей: 1-й год обучения: 6-8 лет,

2-й год обучения: 8-10 лет,

3-й год обучения: 10-12 лет,

4-й год обучения: 12-14 лет,

5-й год обучения: 14-16 лет,

6-й год обучения: 16-20 лет.

При некотором изменении содержания данная программа может быть реализована для детей более младшего возраста.

Срок реализации программы – 6 лет.

При желании детей и наличии необходимых организационных условий обучение может быть продолжено по углубленной программе.

Для эффективной работы студии, возраст учащихся в одной группе не должен различаться больше чем на два года, а в случае с детьми 6-7 лет более чем на год. При решении учебных задач предусматривается укомплектование групп детьми из других учебных заведений

При желании детей и наличии необходимых организационных условий обучение может быть продолжено по углубленной программе.

Режим занятий: группа в количестве 15 человек 1-го года обучения, последующих – 12 человек. Занятия проходят 2 раза в неделю. 1-й год обучения – 4 часа в неделю, 2-й и последующие – 6 часов: с учетом учебно-организационных и здоровье сберегающих технологий (см. приложение). Для совершенствования мастерства в каникулы и выходные предполагается выезд на конкурсы спортивных бальных танцев, просмотр испанской и латиноамериканской хореографии в театральных постановках, мюзиклах, балетах и т.д.

Занятия в группах предполагают дуэтное танцевание. Для достижения психологического комфорта и соответствия физических данных (рост, возраст, уровень подготовки) в паре предусматривается привлекать на занятия учащихся из других учебных заведений. Такая необходимость продиктована тем, что выбор подходящих друг другу партнёров может быть осуществлён только среди как можно большего количества детей.

Решение задач, выдвигаемых данной программой, требует особого подхода к каждой группе детей: психология и физиология 6-8 летнего ребенка отличается от возможностей 9-10 летнего школьника; различаются также физические способности учащихся, танцевавших ранее и не имевших хореографической подготовки. Поэтому программой предусмотрены следующие формы занятий:

По подгруппам (при подготовке к аттестации на разные ступени мастерства целесообразно разбиение группы на две подгруппы);

Индивидуальные( при подготовке к: аттестации, соревнованиям, выступлениях на концертах.)

Разминка и растяжка;

Тренировка основных фигур стандартной и латино-американской программ;

Разучивание новых движений;

Построение новой хореографии (схем, связок) используя только что разученные движения и основные фигуры;

Протанцовывание схем и связок в музыку;

В конце 1-го года обучения воспитанник будет знать:

Разминку в центре зала;

Основные шаги стандартных и латиноамериканских танцев на 1 и 2 ступени мастерства;

Основы работы мышц и правильного дыхания;

Воспитанник будет уметь:

Самостоятельно выполнять разминку;

Выполнять синхронно движения и комбинации;

Исполнять в музыку выученные связки;

Выделять сильную и слабую долю.

У него будет развито:

Простейшая координация движений.

У него будет воспитано:

Уважительное отношение к педагогу и занятиям;

Корректность и такт по отношению к другим учащимся;

Привычку к соблюдению правил личной гигиены.

В конце 2-го года обучения воспитанник будет знать:

Основные шаги танцев: вальс, фокстрот, самба, ча-ча-ча, джайв на

3-юю и 4-ую ступени мастерства;

Историю происхождения и развития бальных танцев;

Отличия стандартных и латино-американских танцев.

Воспитанник будет уметь:

Самостоятельно исполнять изученные комбинации;

Ориентировать связки в разные стороны и в разных направлениях;

Исполнять программные композиции;

Владеть основами поступательных и вращательных движений.

У него будет развито:

Пластичность и гибкость;

У него будет воспитано:

Корректное поведение на паркете и в зрительном зале;

Навык концентрации внимания;

Умение ориентироваться в пространстве;

Раскрепощённость при выступлении на соревнованиях.

В конце 3-го года обучения воспитанник будет знать:

Основные шаги стандартных и латиноамериканских танцев на 5-ую и

6-ую ступени мастерства;

Музыкальный размер, количество тактов, темп музыки изученных танцев;

Понятия и принципы импровизации.

Воспитанник будет уметь:

Владеть всеми видами вращения в паре и по одному;

Танцевать в паре в контакте;

Самостоятельно варьировать связки на основе изученного материала;

Ориентироваться в танцевальных и музыкальных направлениях.

Умение работать с музыкальным материалом.

Трудолюбие и выносливость;

Интерес к театральному, музыкальному и хореографическому искусству;

Стремление к постоянному повышению общего культурного уровня.

Условия реализации программы.

Просторный паркетный хорошо отапливаемый зал с зеркалами площадью

Технические средства обучения: магнитофон с компакт-дисками, фонограммы;

Видео магнитофон или DVD для просмотра конкурсов, учебных пособий, семинаров;

Средства для натирки пола против скольжения;

В целях достижения высоких результатов на соревнованиях необходимо привлекать на занятия и детей из других образовательных учреждений

Формы подведения итогов:

Сочетание теории и практики-«конкурсы мастерства»;

Открытые уроки: мониторинг знаний и умений;

Как (по каким критериям) оценивается результативность:

Грамоты и дипломы конкурса «Юные таланты Московии»

Грамоты и дипломы конкурсов спортивного бального танца;

Присвоение более высокого класса мастерства;

Сдача на золотые и серебряные медали 6 ступеней мастерства.

Данная программа составлена на основе методического пособия З. А. Каргиной и уже несколько лет успешно реализуется в центре дополнительного образования ДДТ «Исток»

Автором этой программы является неоднократный финалист России по спортивным бальным танцам, заслуженный мастер спорта, обладатель высшей судейской категории Гуськов М. С.

Развитие природных данных;

Обучение основным шагам и направлениям латиноамериканских и европейских танцев;

Постановка осанки, позиций «стоп», линий рук, правильной походки;

Развитие восприятия музыки;

Физическое и психологическое совершенствование.

Образовательная программа «Бальный танец»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области»

Директор муниципального учреждения дополнительного образования

«Центр детского творчества Белгородского района

______________ Трунова О.Н.

«24 » августа 2015 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

срок реализации – 5 лет

возраст обучающихся — 5-12 лет

Педагог дополнительного образования

МУ ДО ЦДТ Белгородского района

Панин Михаил Сергеевич

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Бальный танец» художественной направленности

Автор программы: Панин Михаил Сергеевич

Программа рассмотрена на заседании педагогического совета Муниципального учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества Белгородского района Белгородской области»

от «24» августа 2015 г., протокол № 1

Председатель ______________________ /__________________________/

Б альные танцы – вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной смены выразительных положений человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, эмоционально-образное содержание которой находит свое воплощение в его хореографической композиции, движениях, фигурах.

Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. Существует огромное множество видов, стилей и форм танца. Бальный танец – многогранный вид искусства, исключительно органично сочетающий в себе высокую динамику исполнения, красоту линий и позиций, мягкость пластики движений танцоров. Бальные танцы, до недавнего времени относясь к числу наиболее массовых средств художественного воспитания, имеют свою историю возникновения, становления и развития, определенные методические наработки в отношении преподавания. Учитывая то, что бальные танцы, в отдельной части, перешли на качественно новый уровень, признанные Олимпийским комитетом России как вид спорта, они в настоящее время получили импульс для дальнейшего развития и популяризации.

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) модифицированная программа по обучению бальным танцам «Бальный танец» художественной направленности разработана на основе авторских образовательных программ: «Бальный танец» (Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ), «Спортивные танцы» (Справочник Московской федерации спортивного танца).

Новизна программы обусловлена тем, что обучение по программе предусматривает реализацию авторской концепции в части набора развивающих танцев, музыкально-подвижных игр и составления танцевальных фигур для самого раннего возраста. Таким образом, данная программа является достаточно гибкой и применима для детей с раннего (5 лет) нулевого цикла обучения с учетом возрастных особенностей. Обучение по программе направлено на наработку двигательных навыков, развитие физической и функциональной подготовленности.

Актуальность программы. Необходимость разработки программы обусловлена современным социальным заказом на организацию содержательного досуга детей и подростков. Дополнительное образование располагает большим потенциалом для развития детей в неформальной обстановке, предоставляет свободу и право выбора вида деятельности, занятия в соответствии со своими интересами. Этим формируется особая образовательная среда и атмосфера заинтересованности всех участников образовательного процесса. Занятия спортивными бальными танцами позволяют формировать у обучающихся позитивное отношение к здоровому образу жизни, развивать художественно-эстетический вкус, воспитывать музыкально-хореографическую и общую культуру. Содержание программы соответствует возрастным особенностям обучающихся. Несомненна велика роль бальных танцев в эстетическом воспитании детей и подростков. Танец помогает решать еще одну из важнейших задач педагогики – обучение детей социальному опыту. В процессе занятий танцами появляются яркие примеры для подражания, намечаются ориентиры поведения и развития характера.

Педагогическая целесообразность. Каждый танец, который включен в программу, имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у какого народа он произошел, в какую страну переместился. Уклад и обычаи, характер и темперамент народа отражаются в танце, и наоборот, изучая танец, учащиеся узнают о тех или иных народах, странах. Ритмика и бальный танец на раннем этапе развития ребенка является действенным средством музыкально-пластического, художественно-эстетического, нравственно-эстетического воспитания и физического развития детей. Умение самостоятельно оценивать художественные произведения, аргументировать свои оценки – необходимые качества активной, творческой, гармонично развитой личности. Бальный танец – одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке, тренировки тела, что не возможно без здорового образа жизни. Главная цель в том, чтобы на основе интересов подростков к спортивным бальным танцам создать благоприятные условия для раскрытия творческих способностей формирующейся личности юного гражданина, его способности к самовыражению в танце.

Цель: создание условий для личностного развития и творческой самореализации обучающихся посредством спортивных бальных танцев.

познакомить с историей развития бальных и современных спортивных танцев;

познакомить с основными понятиями и терминами классического и спортивного бального танца;

обучить технике исполнения спортивного бального танца ( европейская и л атиноамериканская программы );

обучить основам построения рисунка танца;

формировать навыки участия в турнирах и конкурсах;

формировать умения и навыки исполнения спортивного танца в паре;

развивать чувство ритма и музыкальность, моторно-двигательную и логическую память;

развивать рабочий «аппарат» (опорно-двигательную систему) обучающихся;

развивать художественно-эстетический вкус;

развить творческую инициативу и способности к самовыражению в танце;

воспитывать музыкально-хореографическую и общую культуру;

формировать устойчивый позитивный интерес к творческой деятельности;

формировать коммуникативные навыки;

формировать умения сотрудничества и сотворчества в коллективе;

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, эмоциональную отзывчивость на состояние других детей и людей.

Отличительные особенности от существующих программ по обучению

бальным танцам заключаются в том, что помимо основных элементов классического экзерсиса включены музыкально-ритмические упражнения, учебно-тренировочная работа ведется на основе европейских и латиноамериканских танцев, включены музыкальные игры для детей младшего школьного возраста, а также основы актерского мастерства хореографии и спорта. Программа содержит в себе вариативность в обучении бальным танцам в части набора учащихся и составления танцев по возрастам и степени подготовленности. Работа в коллективе ведется по оригинальной методике, включающей в себя знания, умения и навыки бального танца, азы классического танца, элементы художественной гимнастики, современные направления хореографии – модерн, джаз, элементы акробатики, дыхательной гимнастики. Это позволяет не только обучить детей основам современного бального танца, но и организовать обучение по программам международного уровня.

Возраст обучающихся: 7 -12 лет.

Срок обучения: 5 лет

1-2 год обучения – групповая;

3-4 год обучения – групповая, по подгруппам, индивидуальная;

5– групповая, индивидуальная;

Важнейшей формой работы по программе являются индивидуальные занятия. На индивидуальную работу с юными танцорами или индивидуальную работу в парах выделено от 1 до 2 часов работы в неделю, в зависимости от года обучения и индивидуальных особенностей детей.

1-2 год обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа (для детей в возрасте 5- 7 лет продолжительность одного академического часа – 25 минут); 144 часа в год:

3-4 год обучения – 3 раза в неделю по 2 академических часа; 216 часов в год;

5 год обучения — – 3 раза в неделю по 2 академических часа; 216 часов в год;

Образовательный процесс учитывает возрастные особенности и танцевальные способности ребенка и состоит из трёх этапов:

I этап – 1-2 год обучения, возраст детей 5-7 лет;

II этап –3-4 год обучения, возраст детей 8-10 лет;

III этап – 5 год обучения, возраст детей 10- 12 лет.

По окончании I этапа:

правила поведения на занятиях, требования, предъявляемые к танцорам;

виды музыкального сопровождения;

основы общей и специальной физической подготовки ;

приемы музыкально-двигательной подготовки;

приемы и способы формирования правильной осанки и танцевального стиля;

правила исполнения хороводных и парных танцев;

простейшие элементы и фигуры, танцев;

основные принципы танцевальных передвижений;

исполнять простейшие элементы, упражнения, фигуры, танцы;

исполнять простейшие базовые фигуры и движения;

ритмично двигаться в соответствии с характером и темпом музыки.

историю развития танцевального костюма;

виды музыкального сопровождения;

основы начальной теоретической и тактической подготовки;

базовые элементы, соответствующие квалификационным требованиям;

структуру изучаемых танцев;

основные элементы классического экзерсиса;

правила соревнований, критерии судейства;

выразительно и непринужденно двигаться, создавая соответствующий музыкальный образ;

согласовывать свои движения с музыкой; ускорять и замедлять движение, отмечать в движении метрическую кульминацию, акценты;

составлять композиции танцев.

По окончании II этапа:

базовые элементы, соответствующие квалификационным требованиям;

элементы танцевальных форм в сложных соединениях;

правила перемещения на танцевальной площадке;

правила соревнований, критерии судейства;

четко исполнять фигуры;

ориентироваться в пространстве танцевальной площадки;

использовать бальную хореографию в композициях;

применять специальные физические упражнения для совершенствования базовой техники танцев;

выполнять сложные элементы и соединения;

«держать» психологические нагрузки;

строить отношения в паре, группе.

Формы подведения итогов реализации программы

Результаты обучения учитываются применительно к отдельной личности и выражаются в сформированности определённых знаний, умений, навыков, в чертах характера танцора.

Создание благоприятных условий для раскрытия творческих способностей танцоров, их способности к самовыражению, предполагает активный учёт результативности образовательно-воспитательной деятельности.

Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные способы и методики:

Педагогические наблюдения, использование методов специальной диагностики;

Показ танцевальных номеров на отчётных концертах;

Участие во внутриколлективных и различного уровня конкурсах;

Проведение открытых и контрольных занятий, зачётов и итоговых показов по разделам и темам, предусмотренным учебным планом.

Программа объединения дополнительного образования «Спортивные бальные танцы» (стр. 1 )

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №35

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА»

на методическом Совете

Директор МОУ СОШ №35

ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Спортивные бальные танцы»

» Танец это жизнь. » (Айседора Дункан)

Танец один из наиболее древнейших, наиболее доступных, наиболее массовых видов искусств. Танец развивает силу и гибкость, улучшает телосложение, координацию движений, способствует развитию спонтанности и свободы движений, повышает умственную активность и работоспособность. Занятия танцами являются одним из важных факторов формирования творческих способностей обучающихся, при этом возможно самопознание духа и тела, выражение собственных чувств через движение.

Одним из танцевальных направлений, сочетающих в себе черты, как спорта, так и искусства, является бальный танец. Наряду с двигательными навыками, ловкостью, координацией движений большое значение имеет эстетическое впечатление, художественное содержание, воплощенное в танце исполнителем и передаваемое зрителю. Поэтому в рамках художественно-эстетического направления была разработана программа дополнительного образования «Спортивный бальный танец» для младшего школьного возраста.

Актуальность данной программы заключается в том, что спортивные бальные танцы имеют большое значение для физического развития человека. Занятия совершенствуют навыки основных видов движений, повышают уровень физической и умственной работоспособности, развивают выносливость. Систематические занятия танцами пропорционально развивают фигуру, вырабатывают красивую осанку, придают внешнему облику человека подтянутость и элегантность.

Бальный танец, являясь сложной синтетической деятельностью, оказывает влияние на развитие различных сторон психики ребенка. Танцевальная подготовка является эффективным средством не только физического, но и интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, для дальнейшего становления гармоничной личности младшего школьника. Правильная организация педагогического процесса преподавания бальных танцев в начальной школе позволит наиболее полно раскрыть творческий потенциал младших школьников, содействовать более успешной адаптации детей к школе. В этом и состоит педагогическая целесообразность данной программы.

В программу включены занятия партерной гимнастикой, что позволяет развивать пластичность и формировать навыки владения собственным телом. Кроме того, на занятиях изучаются элементы классического танца, что позволяет использовать полученные навыки для создания более красочных танцевальных композиций. Несмотря на то, что в бальных танцах присутствует эффект соревнований, стремление к достижению наивысших результатов, данная программа на первых годах обучения акцентирует внимание не на соревновательном моменте, а на обеспечении максимальных условий для проявления способностей каждого ученика, роста его потенциальных возможностей. Это достигается проведением индивидуальных занятий, использованием усовершенствованной материально-технической базы, привлечением квалифицированных специалистов в рамках мастер-классов и семинаров, применением ИКТ-технологий, что способствует высокой мотивации всех участников процесса обучения. В дальнейшем это наилучшим образом отразится на результатах участия в различных конкурсах и соревнованиях. Этим и обусловлена отличительная особенность данной программы.

Цель программы: формирование творческой физически развитой личности ребенка через раскрытие его индивидуальных возможностей в области хореографии посредством изучения и развития устойчивого интереса к спортивным бальным танцам.

Данная программа решает следующие задачи: