Программа кружка по внеурочной деятельности «Ритмика»

Главная > Программа

МБОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа № 1 – БШ»

по внеурочной деятельности

Разработчик: Галимова Л.В.,

учитель начальных классов

I квалификационная категория

Вид деятельности: спортивно-оздоровительный

Возрастной состав: 1 класс

Одна из важнейших задач нашей школы – охрана здоровья детей. Забота о здоровье детей – важнейшая обязанность всех государственных учебных учреждений. Данная программа направлена на обеспечение наиболее благоприятных условий роста и развития детей, на укрепление их здоровья, что обеспечивает значительные успехи в борьбе с заболеваниями. Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма. Эти возможности при целенаправленном воздействии способны значительно увеличить функциональные способности растущего организма и стать основой его здоровой жизни. Дети обладают поразительно высоким двигательным потенциалом, они способны осваивать сложные и требующие большого функционального напряжения виды движений. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность, некомпенсируемая необходимыми по объему и интенсивности физическими нагрузками, приводит к развитию ряда заболеваний.

На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.

Каждое занятие кружка «Ритмика» включает 4 этапа: общие теоретические понятия, разминка, общеразвивающие упражнения, диско- танцы.

Цель: привить ребенку необходимые двигательные навыки и умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм, культуру общения между собой и окружающими.

Укрепление психического и физического здоровья средствами ритмики в условиях школьного обучения (формирование правильной осанки, походки; содействие профилактике плоскостопия; снижение психического напряжения средствами релаксации под музыку в процессе движения и т.д.).

2. Совершенствование психомоторных способностей (развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координационных способностей; развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой).

3. Развитие творческих и созидательных способностей детей (развитие мышления, воображения, познавательней активности, расширение кругозора).

4. Поддерживать увлечение занятиями музыкой и пластикой.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:

Содержание кружка «Ритмика» направлено на творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

Личностными результатами является формирование следующих умений:

Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

Проявление положительных качеств личности и управления своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;

Проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

Оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных

Обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий ритмикой;

Организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

Планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;

Видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;

Оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;

Предметными результатами является сформированность следующих умений.

Планирование занятий ритмики в режиме дня;

Представления ритмики как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

Бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение техники безопасности к местам проведения;

Объяснение в доступной форме правил выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправления их;

Нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;

Выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами. В различных условиях.

Формы и методы проведения занятий: игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.

Программа “Ритмика” – танцевальной направленности. Она разработана на основе программы «Ритмика и бальные танцы» под редакцией Е.И.Мошковой.

Объём курса 34 ч из расчета 1 ч в неделю.

Программа кружка «Ритмика» предполагает обучение с 1 по 4 класс. Программа каждого последующего класса опирается на предыдущие с добавлением новых знаний и способов деятельности.

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

1. Ритмика, элементы музыкальной грамоты: уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка; чувствовать характер музыки и передавать его с концом музыкального произведения; уметь тактировать руками размеры 2/4, 3/4, 4/4; отмечать в движении сильную долю такта; уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений.

Стремления и попытки использования элементов музыкальной грамотности в основном учебно-воспитательном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

2. Танцевальная азбука: знать позиции ног и рук классического танца, народно — сценического танца; усвоить правила постановки корпуса; уметь исполнять основные упражнения на середине зала; знать танцевальные термины: выворотность, координация, название упражнений.

Понимание танцевальных терминов, усвоение танцевальной азбуки.

3. Танец: (понятия: музыкально, красиво, эмоционально, выразительно, синхронно).

В конце 1 года обучения дети должны уметь исполнить: веселую польку на подскоках, вальс в три па, свой национальный танец, танцевальную композицию, построенную на изученных танцевальных движениях.

Исполнение разных видов танцев.

4. Творческая деятельность: раскрытие творческих способностей; развитие организованности и самостоятельности; иметь представления о народных танцах.

Положительная динамика детского отношения к творческой деятельности и росту успешности. Изменение характера познавательно-творческой деятельности в сторону повышения степени самостоятельности.

Программа внеурочной деятельности учащихся согласно ФГОС «Танцевальная планета»

Пояснительная записка

В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. “Танец возник тогда, когда искусство, выраженное в движении и жесте подчинилось ритму и музыке”. Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян, затем “хороводы”, “бранли”, появились первые балеты.

Изменялось общество — изменялось и танцевальное искусство. XX век принёс с собой новую, более сложную технику, новые специальности, и новое отношение к хореографическому искусству. Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. “В танце есть элемент и легенды и жизни, Танец есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам свободного творчества. И, именно, потому, что в танце есть нечто от искусства, и нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная связь, которая сковывает творчество жизни со свободным творчеством. ”

Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства. Танец — искусство — многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы.

Обоснование актуальности программы.

Изучив и проанализировав программу по хореографии “Танец” Москва “Просвещение” 1978 год и программы для школ искусств 1988 год, выяснилось, что в них отсутствует “многогранность” современного хореографического искусства, нет синтеза искусств. Именно того на что сегодня обращает внимание современное дополнительное образование. Следовательно, возникла необходимость разработать модифицированную программу “танцевальная планета”, которая объединяет, интегрирует в единое целое хореографическое, театральное, изобразительное искусства, музыку и художественное слово.

Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.

Занятия программы получения знаний и навыков с учётом получения знаний и навыков в непринуждённой обстановке, перенапряжение и утомляемость снимается за счёт переключения на разнообразные виды деятельности в ходе урока. Внедрение в программу интегрированных занятий, индивидуальных, интегрированных занятий с элементами импровизации, является отличительной чертой от других программ. В процессе обучения возникла необходимость дополнить интегрированные занятия элементами импровизации. Разработанные интегрированные занятия “Фэнтази — Данс” с элементами импровизации позволят обучающимся не только реализовать себя в различных видах деятельности, но и создавать “лично”, выступить в роли “новатора” в любом виде искусств.

Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением, требует новые формы и методы воспитания и обучения, такие которые отвечают настоящему времени.

Воспитание личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения, обладающих самостоятельностью при выборе видов деятельности и умеющих выразить свой замысел в творческой деятельности.

На современном этапе развития российское общество осознало необходимость духовного и нравственно-эстетического возрождения России через усиление роли эстетического образования подрастающего поколения, что повлекло за собой повышение интереса к созданию и реализации программ сориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей.

Учитывая требования современного дополнительного образования, создана образовательная программа “Танцевальная планета” детского творческого объединения. Данная комплексная программа реализует основные идеи и цели системы дополнительного образования детей:

  • развитие мотивации детей к познанию и творчеству;
  • содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации в современном динамическом обществе;
  • приобщение подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и искусству;
  • сохранение и охрана здоровья детей.

Педагогические принципы и идеи.

Соответственно были выбраны следующие педагогические принципы и идеи:

  • гуманизации образования;
  • личностно-ориентированного подхода;
  • научности;
  • интеграции;
  • осуществление, как целостного, так и индивидуального подхода к воспитанию личности ребёнка;
  • соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся.

Концептуальные основы и методики программы.

Научные труды отечественных и зарубежных учёных и представителей гуманистического направления в психологии и педагогике (И.П. Иванов, К.Д. Ушинский, Л.Л. Редько, P . M . Чумичева, Н.К. Рерих, А. Маслоу);

  • публикации о возможностях и условиях использования личностно-ориентированного, индивидуального подходов в педагогической практике (Е.В. Бондаревская, P . M . Чумичева, Л.В. Грабовская);
  • материалы по хореографии (Т.К. Васильева, Л.В. Браиловская).

Методы и формы работы:

  • эвристический;
  • исследовательский;
  • поощрения;
  • интеграции;
  • игровой;
  • беседы

Одним из главных методов программы “Танцевальная планета”, является метод интеграции, позволяющий собрать в единое целое различные виды искусств, выбрать большую информативную ёмкость учебного материала. Несмотря на большой объём информации, программа отличается компактностью и сжатостью учебного материала, внедрением в неё более совершенных методов и приёмов. Метод интеграции позволит соединить элементы различных предметов, что способствует рождению качественно новых знаний, способствуя эффективной реализации триединой дидактической цели.

Занятия по программе оказывают положительное влияние на развитие познавательных интересов, на социальную активность обучающихся, на раскрытие потенциальных способностей, на формирование художественно-эстетического вкуса.

Обучающиеся танцевального объединения значительно укрепят своё здоровье, что подтвердит показатель посещения занятий.

Цели и задачи программы.

Все идеи, принципы, формы и методы, помещенные в разделах программы, нацелены на реализацию целей и задач: формирование всесторонне развитой личности, раскрытие потенциальных способностей, а также сохранение и укрепление здоровья детей.

Стратегической целью программы: является формирование целостной, духовно- нравственной, гармонично развитой личности.

Выполнение целевых установок предполагает создание условий для выполнения следующих задач:

В области хореографии:

  • расширение знаний в области современного хореографического искусства;
  • выражение собственных ощущений, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства;
  • умение понимать “язык” движений, их красоту.

В области воспитания:

  • содействия гармоничному развитию творческой личности ребенка;
  • развития чувства гармонии, чувства ритма;
  • совершенствования нравственно- эстетических, духовных и физических потребностей.

В области физической подготовки:

  • развитие гибкости, координации движений;
  • развитие психофизических особенностей, способствующих успешной самореализации;
  • укрепление физического и психологического здоровья.

Программа “Танцевальная планета” реализуется на базе МОУ Игримской СОШ № 1 с 10 октября 2011 года

Программа рассчитана на три года, 34 часов в год, при 1 разовом занятии в неделю, продолжительностью 1 час. Возраст детей 7-8, количество детей в группе – 20 человек.

Критерии оценочной деятельности детей.

Главным экспертом в оценке личностного и творческого роста обучающихся, конечно, должен быть сам руководитель с помощью метода наблюдения и метода включения детей в хореографическую деятельность.

Механизмом оценки роста и восхождения является: “обратная связь” обучающегося и педагога; уровень задач, которые ставят перед собой обучающийся и коллектив: а также достижения не только творческого характера, но и личностного.

Если “обратная связь” от участника передает готовность продолжать тренироваться, учиться, участвовать и это находит выражение в труде и настойчивости, а при этом уровень притязаний личности растет соответственно достижениям, значит с личностью все в порядке, она растет и развивается.

А поскольку танец — творчество коллективное и, если коллектив с удовольствием работает и отдыхает, то его деловое и неформальное общение “здоровое”. Если зритель стремиться посмотреть выступления танцевальной группы значит, творческий организм живет и развивается успешно.

Формирование оценочной деятельности у детей в танцевальном объединении происходит по двум направлениям.

Во — первых, благодаря изучению творчества Мастеров, во — вторых, в сопоставлении с тем, как изменились результаты, прежние и настоящие. У нас не принято сравнивать и сопоставлять “талантливость” работы ровесников. Это может вызвать негативное явление — потерю стремления ребенка подняться в своих знаниях и умениях на более высокую ступень. На мой взгляд, соперничество и конкуренция внутри детского коллектива губительны, так как вместо творчества начинается работа ради первенства, ради успеха.

Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к своему посёлку, школе, чувства гордости, что я – игримчанин; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

В результате освоения программы 1 года обучения дети должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе, должны

знать:

  • названия классических движений;
  • первичные сведения об искусстве хореографии.
  • позиции рук и ног

уметь:

  • воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения;
  • соединять отдельные движения в хореографической композиции;
  • исполнять движения классического характера; демонстрировать несложные хореографические постановки.

В конце 2 года обучения учащиеся должны закрепить знания 1 года обучения, чувствовать и ценить красоту, стать социально-активной личностью, должны

знать:

  • названия классических движений нового экзерсиса;
  • значение слов “легато”, “стаккато”, ритм, акцент, темп.

уметь:

  • грамотно исполнять движения экзерсиса и хореографических постановок;
  • определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии;
  • самостоятельно придумывать движения, фигуры во время игр.

В конце 3 года обучения учащиеся должны развить художественно-эстетический вкус, умение держаться на сцене, должны

знать:

  • новые направления, виды хореографии и музыки;
  • классические термины;
  • жанры музыкальных произведений.

уметь:

  • выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;
  • контролировать и координировать своё тело;
  • сопереживать и чувствовать музыку.

Содержание программы

1. Вводные занятия.

Педагог знакомит в игровой форме с одним из видов искусства — хореографией и содержанием программы. Рассказывает о правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время пользования техническими средствами и особенностях внешнего вида учащегося.

2. Танцы народов мира.

Цикл бесед знакомит с разнообразными видами и жанрами хореографии:

Бальные танцы — танго, вальс, полька, краковяк.

Народные танцы — русские народные, испанские танцы и т.д.

Особенности восточного танца — Турция, Египет.

Классический танец — история балетного искусства, танец — как вид искусства, искусство миллионов.

Современные танцы XX века — чарльстон, рок — н — ролл, свободные танцы, танец модерн.

3. Танец сегодня.

Беседы знакомят с популярными танцевальными группами, коллективами, с новыми веяниями в хореографическом искусстве, рассказывают о выдающихся танцорах нашего времени.

Самая титулованная пара России Тимохин Дмитрий и Анна Безикова. Вечернее танго в Буэнос-Айресе. Стремление быть не как все (Московская академия хореографии) Анастасия Волочкова. Музыкальная таблетка (о лечебной силе музыки). Жизненная энергия, шоу — балет “Тодес” (энергия танца, составляющая часть здоровья). Две грани искусства. На всё нужна сноровка (о курьёзах во время выступления на сцене). Учитель танцев. Танец живота — красота и здоровье. Если болезнь нельзя вылечить, её можно затанцевать, (психотерапевтическая роль танца). Поговорим о .

4. Игровые технологии.

“Человеком можно стать, только играя”, утверждал Ф.Шиллер. По его мнению, человек в игре и посредством игры творит себя, и мир в котором живет.

С позиции личностного подхода игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идет процесс “взращивания” личности. Личностное самоопределение — это не что иное, как попытка самому себе ответить на вопрос “что есть “Я” в этом мире?”. Лишь воспринимая себя в соответствии с другими, можно сформироваться как личность. Личностный подход реализуется посредством деятельности, которая имеет не только внешние атрибуты совместности, но и своим внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов учебной деятельности, проявление их личностных функций: мотивирующей, о посредующей, коллизийной, критической ориентирующей автономности, творчески преобразующей и самореализующей. Игра в достаточной мере способствует становлению этих функций.

Роль игры в обществе исторически менялась, но она всегда была фактором развития культуры.

Особое место игра всегда занимала и продолжает занимать в сфере культуры и искусства.

Игровое качество по-разному раскрывается во всех формах танца. Наиболее отчетливо его можно наблюдать, с одной стороны в хороводе и в фигурном танце с другой — в сольном танце, одним словом, там, где танец есть зрелище или же ритмический строй и движение, как, например, в менуэте или кадрили.

Игровые технологии программы:

— Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры направленные на развитие внимания ребёнка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма: “Звук настанет и удары ладош”. “Пропоем, прохлопаем, любимую мелодию”. “Я в музыке услышу кто ты, что ты”. “Игры на развитие актёрского мастерства” и т.д.

5. Интегрированные занятия.

Совместный процесс прослушивания музыки помогает мне заинтересовать и приобщить детей к сокровищам музыкальной культуры, подсказать неожиданные замыслы будущих танцев детям старшей возрастной группы, которые делают творческие попытки и пробы самостоятельного сочинения танцевальных произведений. Приступая к постановочной работе, дети знакомятся с различной литературой, которая помогает ощутить атмосферу эпохи, культуры, национальной особенности пластики танца. Интерес к работе над образом создает мотивацию к изучению исторических, литературных, музыкальных материалов, что является составляющими элементами интегрированных занятий программы.

Преимущество интегрированных занятий:

  • повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
  • способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;
  • способствуют развитию музыкальных умений и навыков;
  • позволяют систематизировать знания;
  • способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
  • обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания.

Так в процессе изобразительной деятельности учащиеся изучая строение объектов, изображение их пространственного положения, форму, вместе с тем одновременно познают и законы красоты. В процессе чтения чувства обогащаются, становятся более полными и глубокими, танец не может существовать без чувств, эмоций. Чтение художественной литературы, прослушивание и разбор музыкальных произведений способствуют развитию музыкальных умений и навыков. Изображение художественных образов танца помогает учащимся понять смысл танца, характер образов и стиль исполнения.

6. Интегрированные занятия “Фэнтази — Данс” с элементами импровизации.

Данное занятие было создано для учащихся прошедших программу, для учащихся которые уже имеют определённый баланс знаний по хореографии, музыке, литературе. Занятия “Фэнтази-Данс” способствуют непринуждённому получению навыков, развивают “самость”, снимают перенапряжение и утомляемость за счёт переключения на разнообразные виды деятельности. Вид деятельности ребёнок может выбирать самостоятельно, педагог только предлагает. На занятиях учащиеся прослушивают мелодии, и возникшие ощущения выражают или через танцевальные движения, или через рисунок, или через художественное слово. Импровизация — один из главных элементов данного занятия. Если учащийся изучает по программе восточный танец или современный, то на занятиях “Фэнтази — Данс” предлагается придумать и смоделировать костюм, изобразив его на бумаге, или изобразить костюм для себя с учётом своей индивидуальности, а так же предлагается пофантазировать о новой постановке танца, когда педагог предлагает новую мелодию.

Задачи занятия “Фэнтази —Данс”:

— раскрыть потенциальные способности;

— закрепление музыкальных и хореографических знаний;

— увеличить границы самостоятельного творчества;

— содействовать личностному самоопределению.

7. “Ритмика”

Раздел “Ритмика” включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточной музыкальное развитие детей обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела должны способствовать развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки развивать чувство ритма. При этом в первую очередь, следует обратить внимание на навыки, развитие которых не могут в полной степени обеспечить другие дисциплины учебного плана. К ним относятся: умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и, особенно, умение согласовывать музыку с движением.

На занятиях “Ритмика” учащиеся слушают классические мелодии, современную музыку, изотерические мелодии, музыку для души, анализируют, разбирают музыкальные произведения.

8. Репетиционно-постановочная работа

Данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр видеокассет, дисков и работу с отстающими детьми. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и самоутверждаются. Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы. В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-творческой работы коллектива, определяется новый репертуар.

Дети очень интересуются жизнью в других странах, поэтому в репертуаре есть любимые нами и нашими зрителями танцы народов мира “Восточный”, “Испанский”, “Цыганский”. Современная жизнь также предоставляет разнообразный интересный материал.

Известно, что увлечения детей современными зажигательными ритмами разнообразных танцевальных жанров, чем классическим танцем.

Вынашивая ту или иную тему, обдумывая хореографические средства, какими будет решаться номер, всегда необходимо помнить: для кого именно предназначена постановка.

Дело в том, что для того чтобы поставить танец, необходимо учитывать физические данные, возраст ребенка, тип характера. Так, например, если хотят и делают это для себя, для своей души.

9. Азбука классического танца

Изменение позиции рук и ног, основные движения, расширение знаний в области классических терминов “па”, изучение и исполнение классического экзерсиса. Выполняя движение классического экзерсиса, дети приобретают aplomb , выразительность и четкость в движениях, что важно для любого танцовщика. Оздоровительный момент экзерсиса это развитие выносливости, физических данных и исправление физических недостатков.

10. Индивидуальные занятия

Каждый новый танец становится для ребенка “открытием ума, сердца и души”. Душа ребенка самобытна, индивидуальна. Для каждого ребенка необходим индивидуальный подход. Индивидуальные занятия 3 года обучения направлены на:

  • развитие творческой индивидуальности;
  • развитие коммуникативного воображения;
  • развитие логического мышления;
  • развитие изобретательности;
  • формирование устойчивого интереса к поисковой творческой деятельности.

Индивидуально-дифференцированная форма организации образовательного процесса наиболее сложная, так как требует уровня высокой профессиональной культуры и педагога. Она ориентирована на создание условий для творческой самореализации, как ребенка, так и педагога. Суть данной формы состоит в том, что педагог создает в группе насыщенные, разнообразные эмоционально-личностные и пространственно-предметные условия, побуждающие ребенка самостоятельно избирать деятельность, организовывать вокруг себя предметное пространство и общение.

11. Итоговые занятия и досуговые мероприятия

В роли итоговых занятий выступают конкурсно-игровые программы, урок-концерт, викторины, игровые программы. Досуговые мероприятия это походы в лес, вечера отдыха и игровые программы.

Программы итоговых и досуговых мероприятий придуманы и составлены самим педагогом.

Методическое обеспечение программы. Условия реализации программы.

В хореографическое объединение приходят дети с 7 лет. Наполняемость группы 20 человек.

Дети 7-8 лет занимаются 1 час в неделю. Дети 12 лет занимаются 1 час в неделю.

В программе использованы приоритетные формы занятий: интегрированные, интегрированные с элементами импровизации, индивидуальные. В репетиционно- постановочные занятия включают количество разделов программы самостоятельно, интегрируя их в зависимости от сложности постановки танца или его тематики.

“История создания танцев народов мира” не является систематическим изложением курса истории хореографического искусства. Задача бесед — дать учащимся общее представление об основных этапах развития танцевального искусства в России и других странах, сформировать понятие о его видах и жанрах. Задача данных бесед — не меняется на 3 годах обучения.

Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей. Правильно используя игры можно многого добиться в воспитании детей. Ребенок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации — в одних он лидирует, в других подчиняется, в-третьих осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. В игре происходит рефлексирование, самореализация, обучающийся принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало, — Раздел “Игровые технологии” включён во все года обучения.

Занятия проводятся в школьном игровом зале во внеурочное время, генеральные репетиции проводятся на сцене актового зала. В распоряжении танцевального объединения: магнитофон. На интегрированных занятиях учащиеся используют для работы: альбомные листы, карандаши, акварельные краски, кисточки, фломастеры, аудиокассеты, диски

Результативность усвоения программного материала.

В программе определены уровни усвоения программного материала.

При поступлении необходимо обращать внимание на внешние сценические данные поступающего, а также проводить проверку профессиональных физических данных детей, состояние стоп, координация движений, музыкально- ритмическая координация. Используя этот метод, определяются уровни подготовленности воспитанников.

Результат работы воспитанников танцевального коллектива можно увидеть на открытых уроках, отчётном концерте и т.д.

Ещё одним немаловажным результатом является то, что воспитанники начинают лучше учиться в школе, наблюдается рост авторитетности воспитанников среди учащихся школ, так и среди педагогического коллектива.

Важнейшим аспектом реализации программы является создание условий для поддержания повышенного и стойкого интереса к данному виду деятельности.

Одно из главных условий работы объединения:

— соблюдение правил охраны труда, норм санитарной гигиены в помещении и правил противопожарной безопасности.

Для успешной реализации данной программы необходимо:

— просторный специализированный зал, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам (температурный режим, световой режим и т.д.);

Модель выпускника хореографического коллектива

1. Имеет глубокие знания, умения, навыки по хореографии, высокий уровень физической подготовки, познавательной деятельности.

2. Характеризуется развитыми общими и специальными способностями.

3. Ориентирован на нравственные, общечеловеческие ценности и гуманное взаимодействие с окружающей средой.

4. Стремится к творческой самореализации.

5. Имеет потребность в постоянном самосовершенствовании.

6. Имеет сформированный образ “Я”.

7. Развиты коммуникативные способности.

8. Развит танцевальный, художественный вкус.

9. Имеет эмоциональную отзывчивость к миру искусства музыке, танцам, поэзии, театру и т.д.

10. Имеет мотивацию к здоровью и ведет здоровый образ жизни.

11. Имеет развитое гражданское самосознание и чувство Родины.

Список литературы

1. Бесова М. Весёлые игры для дружного отряда. — Ярославль: Академия холдинг, 2004.

2. Васильева Т.К. Секрет танца. — Санкт-Петербург: Диамант, 1973. Выютский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Просвещение, 1991.

4. Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. — М., 2001.

5. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. — М.: Музыка, 1988.

6. Никитин Б. Развивающие игры. — М., 1985.

7. Смирнова М.В. Классический танец. — Выпуск 3. — М., 1988.

8. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. — М.: Музыка, 1990.

9. Хаустов В.В. Методическое пособие для начальной стадии преподавания акробатического рок-н-ролла. — Ростов-на-Дону, 1999.

10. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. — Екатеринбург, 1999.

11. Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

12. Шишкина В.А. Движение + движение. — М.: Просвещение, 1992.

13. Минский Е.М. От игр к занятиям. — М., 1982.

Рабочая программа по теме:
Программа по учебному предмету В. 07 «Бальный танец»

Бальный танец не является основным предметом в школе искусств, но многие дети с удовольствием знакомятся с основами этого вида танцевального искусства.

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ШУМИЛОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ В.00. «ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ»

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ

МБОУ ДОД «Шумиловская ДШИ»

Директор МБОУ ДОД

Приказ №43 от 29.12.2012 год

Разработчик : преподаватель по классу хореографии

Максимук Елена Ивановна

Структура программы учебного предмета

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

— Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цель и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
  1. Содержание учебного предмета
  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Годовые требования по классам;
  1. Требования к уровню подготовки обучающихся
  2. Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;
  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации педагогическим работникам;

VI. Список рекомендуемой методической литературы

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Бальный танец » разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».

Учебный предмет «Бальный танец» включен в вариативную часть программы «Хореографическое творчество». Которая дает возможность расширения и углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием обязательной части, получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков в области хореографического искусства

Программа «Бальный танец» имеет художественно-эстетическую направленность, способствует выявлению и развитию интересов ребенка, его творческих возможностей и личного потенциала. Занятия по данной программе приобщают обучающихся к пониманию искусства танца, и знакомит с богатой и разнообразной художественной культурой современности, способствуют формированию художественного вкуса, культуры общения, способности к самовыражению в танце. Дает возможность обучающимся практически познать историческое развитие танца на композициях XX века. Средствами бального танца у детей формируется культура поведения и общения, прививается навык вежливости, умения вести себя в обществе, быть подтянутым, элегантным, корректным.

  1. Срок реализации учебного предмета «Бальный танец»

Срок реализации данной программы составляет — 7 лет. Начало изучения со 2 класса детской школы искусств по 8 класс. Возраст обучающихся – 8 -15 лет.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета, — 231 аудиторных часов, с нагрузкой 1 часа в неделю .

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий:

мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока — 45 минут.

Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.

5. Цели и задачи учебного предмета «Бальный танец»

Цель учебного предмета «Бальный танец» :

формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение воспитанников к миру танцевального искусства, являющегося достоянием общечеловеческой и национальной культуры.

Задачи учебного предмета «Бальный танец»:

  • знакомство с историей и особенностями бального танца;
  • знакомство с понятиями и терминологией;
  • овладение основными движениями и фигурами бального танца;
  • развитие общей культуры личности путём приобщения ребёнка к хореографии
  • развитие двигательных, координационных и музыкальных данных детей;
  • развитие воображения через умение сформировать танец на основе простейших
  • формирование коммуникативной культуры через знание и умение

взаимодействовать с партнёрами на танцевальной площадке;

  • формирование навыков творческой деятельности у учащихся, проявляющих
  • оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата ребёнка;
  • совершенствование психомоторных способностей детей;
  • развитие творческих и созидательных способностей детей;

6. Обоснование структуры учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником. Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

— словесный (объяснение, разбор, анализ);

— наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);
— практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);

— аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

— эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);

— индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Минимально необходимый для реализации программы «Историко-бытовой танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и

материально-технического обеспечения включает в себя:

  • балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся),

имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или

специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки

(палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала

размером 7м х 2м на одной стене;

  • наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано, баяна) в

балетном классе и звуковоспроизводящей аппаратуры ;

  • учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных
  • помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку,

видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);

  • костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для
    учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;

II. Содержание учебного предмета

1. Сведенья о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета, на максимальную нагрузку обучающихся на аудиторных занятиях: