Учимся танцевать русский народный танец

Элементы и движения в русском народном танце

В одиннадцати небольших видеоуроках рассматриваются основные движения из русского народного танца. Два профессиональных танцора продемонстрируют вам правильное выполнение каждого из приемов русского танца — сначала в замедленном темпе с пояснениями, а затем более быстро и под музыку.











Автор видеоматериалов: Самопляс

Материал создан: 21.02.2015

комментарии к статье

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее.

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее.

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее.

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее.

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее.

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее.

Народно — сценический танец

Народно — сценический танец.

Пять открытых позиций: I, II, III, IV, V открытые позиции народно- сценического танца:

I позиция— пятки сомкнуты, носки разведены в стороны.

II позиция— ноги находятся на расстоянии одной ступни, носки разведены в стороны.

III позиция— пятка одной ноги приставлена к середине ступни другой ноги.

IV позиция— одна нога находится впереди другой на расстоянии ступни, носок ноги, стоящей впереди, находится напротив пятки ноги, стоящей сзади.

V позиция— пятка одной ноги приставлена к носку другой.

I прямая — обе ноги поставлены рядом и соприкасаются дуг с другом.

II прямая — ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга.

III прямая — ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп, пятка одной ноги находится у середины стопы другой.

IV прямая — ноги поставлены по прямой дуг перед другом на расстоянии стопы.

V прямая — ноги поставлены по прямой линии дуг перед другом, пятка одной ноги соприкасается с носком другой.

I закрытая — носки повёрнуты внутрь, пятки разведены в сторону.

II закрытая — ноги повёрнуты внутрь на расстоянии стопы друг от друга, пятки разведены в стороны.

I позиция — Закруглённые в локтях руки подняты впереди корпуса на уровне груди.

II позиция — руки разведены в стороны, кисти направлены вперёд.

III позиция — округлённые в локтях руки подняты вверх.

IVпозиция — руки лежат на талии; большой палец кисти — сзади, локти отведены в стороны.

V позиция — руки скрещены перед грудью.

VI позиция — руки согнуты в локтях и заведены ладонями за голову.

VII позиция — руки согнуты в локтях и положены тыльной стороной за спину на пояс. Одна кисть — тыльной стороной на поясе, другая на ладони первой.

1.Нога вытянута — нога вытянута в колене и стопе.

2.Нога присогнута — положение на полуприседании.

3.Подъём вытянут — пальцы вытянуты.

5.Положение скошенного подъёма.

6.Нога на ребре стопы (рисунок е и ж).

7.Нога на ребре каблука.

подготовительные положения рук.

Упражнения у станка.

И. П.- встать в открытую первую позицию, руки свободно опустить вниз.

1-2- прослушать музыкальное вступление

3- плавно поднять обе руки перед собой.

4- положить ладони на станок, локти опустить вниз.

Движение занимает 8 тактов (при разучивании).

Переход из одной позиции в другую осуществляется первоначально приёмом перевода тяжести корпуса на опорную ногу и открывания или закрывания рабочей ноги.

С подъёмом на полупальцы.

И. П.- открытая первая позиция, м/р.- 3/4.

3- подняться на полупальцы обеих ног (рис., а).

1-4- опуститься в полуприседание, раскрыв колени в стороны.

5-7- подняться, вытягивая ноги в коленях.

8- 9-10- опустится с полупальцев на всю стопу.

С подъёмом на полупальцы и наклоном корпуса.

И. П.- встать в I открытую позицию. Левую руку положить на станок, правая рука свободная внизу. ( М\р 3\4).

Движение занимает 8 тактов.

Затакт — подняться на полупальцы обеих ног, руку повернуть ладонью вниз.

1-2- начать полуприседание, наклоняя корпус вправо и опуская правую руку вниз. Голову повернуть вправо, провожая взглядом движение руки.

3-4- продолжить полуприседание, выпрямляя корпус. Руку закруглить в локте. Голову повернуть прямо.

5-6- начать подниматься из полуприседания, наклоняя корпус влево — вверх. Голову повернуть влево. Взгляд направлен на руку.

7- выпрямить в коленях обе ноги (оставаясь на полупальцах), подняв руку в III позицию, взгляд направлен на ладонь.

8- опустится с полупальцев, раскрывая руку на II позицию ладонью вверх. Голову повернуть вправо, взгляд — на ладонь.

(с акцентом вниз).

Движение занимает 2 такта.

Такт 1:раз — опустится в полуприседание,

2-3- остаться в этом положении.

Раз-два-три — подняться, вытягивая ноги в коленях.

Вариант 2 (с акцентом вверх).

Полные приседания медленные.

Музыкальный размер 3\4.

Упражнение занимает 16 тактов.

1-4- опуститься в полуприседание, раскрывая колени в стороны. Корпус держать ровно, голова прямо.

5-8- опуститься в полное приседание, приподнимая пятки обеих ног.

9-12-подняться до полуприседания, опуская пятки на пол.

13-16- подняться в И. П., вытягивая ноги в коленях

Полные приседания с поворотом коленей.

Упражнение исполняется на полупальцах по I прямой позиции, разучивается лицом к станку. ( М\Р 3/4).

Три — подняться на полупальцы и повернуть пятки влево.

Такт 1- опуститься в полуприседание, поворачивая колени влево, пятки вправо.

Такт 2- опуститься в полное приседание, поворачивая колени вправо, пятки влево.

Такт 3 – подняться до полуприседания, поворачивая колени влево, пятки вправо.

Такт 4 – подняться из полуприседания, поворачивая колени вправо, пятки влево.

Упражнения для развития подвижности стопы.

И. П.- V открытая позиция, правая нога впереди, (М\Р 2\4).

Вступление к упражнению 4 такта.

раз-и — провести правую ногу скольжением ступнёй по полу на носок. Вытянуть ногу в колене и подъёме.

Раз-и-закрыть правую ногу в V позицию

Перевод ноги с носка на пятку и обратно.

М\Р — 2\4. Движение занимает 4 такта.

Раз-и — провести правую ногу на носок вперёд

Раз-и — перевести ногу на пятку.

Раз-и — перевести ногу на носок.

Раз-и — закрыть в V позицию вперёд.

упражнение можно выполнять, проводя работающую ногу по полукругу,

до II позиции или до положения «назад» в момент перевода ноги с носка на пятку и обратно.

Подготовительное упражнение. М\Р – 2\4.

И. П.- V открытая позиция, рука закрыта на талии.

Такт 1- провести правую ногу на носок вперёд.

Такт 2 – резко приподнять невысоко вперёд

Такт 3: раз-и — опустить ногу на носок.

Такт 4: раз-и — закрыть в V позицию.

Далее упражнение выполнять вправо, назад, вправо. На два заключительных аккорда руки опустить вниз. После паузы исполнить с другой ноги.

Упражнения выполняются на полуприседании. При этом участие в выполнении упражнения принимают обе ноги. Работающая нога раскрывается на пятку и возвращается в позицию, а пятка опорной ноги то опускается на пол, то вновь поднимается над полом (т. е. ступня переводится на полупальцы).

Каблучные упражнения низкие (основной вид).

И. П.- III открытая позиция, правая нога впереди, левая пятка поднята от пола.

Раз — приподнять правую ногу и прижать сокращённым подъёмом к щиколотке опорной ноги спереди, опуская на пол пятку опорной ноги.

Два — поставить на пятку вперёд, приподнимая пятку опорной ноги, колено правой вытянуть.

Раз — прижать сокращённым подъёмом к щиколотке опорной спереди, опуская пятку опорной ноги на пол.

Два — ударить всей ступнёй правой ноги по III открытой позиции впереди левой, приподнимая пятку опорной ноги.

С поочерёдным переводом ноги с пятки на носок и обратно.

Упражнение выполняется только вправо правой ногой или влево левой ногой.

И. П.- позиция, рука на талии.

Движение занимает 4 такта.

Раз — из и. п. приподнять правую ногу и прижать сокращённым подъёмом к щиколотке опорной спереди, опуская на пол пятку опорной ноги.

Два — открыть правую ногу на пятку вправо, приподнимая пятку опорной ноги. Колено правой ноги вытянуть.

Раз — опустить на пол пятку опорной ноги, поворачивая колено работающей ноги влево. Ступню правой немного приподнять, колено немного согнуть.

Два – поставить правую ногу на полупальцы, приподнимая пятку опорной ноги.

Раз – опустить на пол пятку опорной ноги, поворачивая правую вытянутым коленом вверх.

Два – поставить правую ногу на пятку, приподнимая пятку опорной ноги.

Раз – приподнять правую ногу и прижать сокращённым подъёмом к щиколотке опорной спереди, опуская пятку опорной ноги.

Два – ударить всей ступнёй правой ноги по III позиции спереди левой, приподнимая пятку опорной ноги.

Наклоны и перегибы корпуса.

И. П. – V открытая позиция, правая нога впереди. Левую руку положить на станок, правую опустить вниз. М\Р — 3\4.

Такты 1-2 – прослушать музыкальное вступление.

Такт 3: поднять правую руку в I позицию.

Раз – отвести правую ногу на носок вправо, раскрывая правую руку во II позицию ладонью вверх;

Три – приподнять правую ногу невысоко вправо, (рис., а.)

Упражнение занимает 8 тактов.

Такт 1: согнуть правую ногу в колене, подводя носком к колену опорной ноги спереди. Правую руку поднять вправо — вверх. Голову повернуть вправо, (рис., б.).

Такт 2: повернуть колено влево (в).

Такт 3: наклонить корпус к колену, опускаясь в полуприседание на опорной ноге. Правую руку опустить вперёд – вниз (г).

Такт 4: выпрямить корпус, вытягивая в колене опорную ногу. Руку поднять вверх (д).

Такт 5: прогнуться корпусом назад. Голову повернуть вправо (е).

Такт 6: выпрямить корпус, поворачивая колено правой ноги вправо. Правую руку закруглить в III позицию (ж).

Такт 7: опуститься в полуприседание на опорной ноге, подводя ступню работающей ноги к щиколотке опорной спереди. Руку опустить в I позицию (З.).

Такт 8: раскрыть правую ногу невысоко вправо, вытягивая в колене опорную ногу. Руку раскрыть во II позицию (и).

На два заключительных аккорда закрыть работающую ногу в V позицию, опуская руку вниз.

Всей ступнёй по I прямой позиции.

1.одинарные удары всей ступнёй поочерёдно одной и другой ногой.

И. П.- I позиция (М. Р.- 3\4).

Такты 1-2: прослушать музыкальное вступление (4 такта).

Такт 3: раз – и — поднять обе руки перед собой;

Два — и – положить ладони на станок;

Такт 4 – раз – и – опуститься в полуприседание;

Два – приподнять левую ногу рядом с правой ногой,

2.одинарные удары всей ступнёй с подъёмом пятки опорной ноги.

И. П. — I позиция, но на два – и 4-го такта приподнять пятку опорной ноги.

Раз – опустить с ударом пятку опорной ноги на пол, приподнимая правую ногу рядом с левой.

И – пауза; два – притопнуть всей ступнёй правой ноги по I прямой позиции, приподнимая пятку опорной ноги.

3.Каблуком и полупальцами.

Поочерёдные удары каблуком и полупальцами с подъёмом пятки опорной ноги.

Раз – опустить с ударом пятку опорной ноги на пол, приподнимая правую ногу невысоко рядом с левой;

Два – ударить каблуком правой ноги рядом с каблуком левой;

Три – ударить полупальцами правой ноги рядом с левой.

Упражнения с ненапряженной стопой, « то себя» и «к себе».

И. П. – III позиция, правая нога впереди.

Вступление 4 такта.

Такты 1-2: прослушать музыкальное вступление.

Такт 3: поднять руки перед собой.

Раз – положить ладони на станок

Два – и — согнуть правую ногу в колене и прижать сокращённым подъёмом к щиколотке опорной ноги (а)

движение занимает 1 такт.

Раз — исполнить скользящий удар полупальцами правой ноги « от себя», вытягивая ногу в колене и подъёме невысоко вперёд (б);

Два – исполнить скользящий удар полупальцами правой ноги «к себе», прижимая ногу сокращённым подъёмом к щиколотке опорной спереди. Колени в выворотном положении (в);

Позы русского народного танца

А)Позиции ног.

В народном танце используется:

5 выворотных положений классического танца — I, II, III, IV, V.

I прямая — обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп.

II — обе ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга.

III — обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп; каблук одной ноги находится у середины стопы другой.

IV — обе ноги поставлены на одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы.

V — обе ноги поставлены по одной линии друг перед другом; каблук одной ноги соприкасается с носком другой.

Во всех 5 свободных позициях ноги поставлены так, что стопы находятся в направлении между соответствующими открытыми прямыми позициями.

I — обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе; каблуки разведены в сторону.

II — обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на расстоянии стопы между носками; каблуки разведены в стороны.

Во всех перечисленных позициях тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги, ноги в коленях вытянуты.

Позиции и положения рук.

I, II, III позиции аналогичны I, II, III позициям рук классического танца.

IV — руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии; большой палец сзади, 4 других, собраны вместе, спереди. Плечи и локти направлены в стороны по одной прямой линии.

V — обе руки скрещены на уровне груди, но не прикасаются в корпусу. Пальцы, собранны вместе, лежат сверху плеча разноименной руки, чуть выше локтя.

VI — обе руки согнуты в локтях, которые слегка приподняты и направлены в сторону. Указательные и средние пальцы прикасаются к затылку.

VII -обе руки согнуты в локтях и заложены за спину на талию. Запястье одной руки лежит на запястье другой; ладони повернуты вверх.

Подготовительное и 2 основных положения.

Подготовительное положение — обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу.

Первое положение — обе руки, округлые в локтях, раскрыты в стороны на высоте между подготовительным положением и второй позиции: кисти находятся на уровне талии; пальцы свободно собранны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.

Второе положение — обе руки округлены в локтях, раскрыты в стороны на высоте между III и II позициями; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.

В первом и втором положении возможен перевод рук вперед и назад. Уровень рук при этом не изменяется.

Подготовка к началу движения (preparation).

Подготовка к началу движения заключается в движении руки, которое выполняется на музыкальное вступление, идущее в темпе данного музыкального сопровождения.

При музыкальном размере 2/4, 3/4 или 6/8 подготовка занимает 2 такта;

при музыкальном размере 4/4 или 6/8 медленного темпа — 1 такт.

Музыкальный размер — 2/4. Движение занимает 2 такта.

Исходное положение; одна рука на станке, другая — в подготовительном положении. Голова повернута от станка.

Первая четверть — рука из подготовительного положения, округляя в локте, поднимается перед корпусом, чуть ниже первой позиции, и открывается от кисти до локтя в сторону; в первое положение; кисть находится на уровне талии. Голова слегка наклоняется вперед и поворачивается в сторону открытой руки; вторая четверть — пауза.

Первая четверть — рука собирается в локте и , описав небольшой полукруг к первой позиции, закрывается в четвертую. Взгляд следует за движением кисти. Голова при этом слегка наклоняется и в момент окончания движения руки поворачивается от станка и поднимается.

Вторая четверть — пауза.

Положения рук в групповых танцах.

В русских танцах исполнители держатся за руки или за платочек, образуя разнообразные рисунки — построения. Руки при построении таких фигур могут быть подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз и т.д. Фигуры могут образовываться одними девушками или юношами или юношами и девушками вместе.

В этой фигуре число участвующих не ограничено, однако их должно быть не менее трех человек. Юноши и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят под небольшим углом от корпуса вниз или на верх. Движения по кругу, как правило, идут по часовой стрелке. Сделав мягкий по

луоборот корпусом по ходу движения, юноши и девушки идут простым шагом или переменным, а также переменным шагом с притопом.

Юноши и девушки, стоя в затылок друг другу по кругу, соединяют в центре образовавшегося круга правые или левые руки. Противоположные руки находятся в третьем или первом положении. Эта фигура может быть построена как из четного, так и из нечетного числа участвующих, однако не менее трех и не более восьми человек. В этом построении можно двигаться по кругу простым или переменным шагом, а также шагом с переступанием.

Основой этой фигуры является «звездочка». Юноши образуют правыми руками «звездочку», а левыми держат правые руки девушек. В построении этой фигуры может участвовать не менее трех, но не более восьми пар.

Она образуется из двух кругов — круг в круге. Стоя лицом к центру, юноши и девушки берутся за руки, образуя каждые свой круг. Внешний состоит из юношей, а внутренний из девушек. «Корзиночка» движется «гармошкой» или «припаданием». Головы исполнителей повернуты по ходу движения, к своему партнеру или к центру круга.

Участвующие стоят в одну линию, касаясь локтями друг друга. Руки согнуты в локтях и подняты перед собой на уровне груди. Правая рука, описав полукруг сверху вниз, опускается локтем на левую руку стоящего справа партнера и, продолжая движение, проходить под его левой рукой. «Цепочка» может двигаться и вправо и влево «гармошкой» или «припаданием». Головы повернуты по ходу движения или сохраняют прямое положение.

Переводы рук в различные основные положения.

А) Из подготовительного положения в первое основное: у юношей — руки поднимаются не высоко в сторону, кисти находятся на уровне талии и, сгибаясь в локтях, переводятся из подготовительного положения в первое основное. У девушек — руки поднимаются вдоль корпуса и переводятся в первое основное положение.

Б) Из первого основного положения в третье: руки из первого положения поднимаются вперед, до второго и, сделав небольшой полукруг, раскрываются в стороны.

В) Из третьего положения в четвертое: руки из третьего положения мягко опускаются ладонями вниз и через подготовительное положение, поднимаясь вверх впереди корпуса перекрещиваются и переходят в четвертое положение.

Обращение с платочком (жен.)

А) Платочек находится со стороны ладони, повернутой к корпусу: пропустив конец платка между указательным и средним пальцами, выводим его короткий конец между средним и безымянным пальцами в сторону ладони.

Б) Платочек находится с тыльной стороны кисти, повернутой ладонью к корпусу: пропустив короткий конец платка между указательным и среднем пальцами, выводим его между указательным и большим пальцами.

Наиболее характерные положения рук с платочком у девушек.

А) Правая рука с платочком слегка согнутыми пальцами касается подбородка. Ребро ладони направленно от себя. Левая рука, согнутая на уровне талии, поддерживает ладонью или тыльной стороной кисти локоть правой руки. Голова наклонена к правому плечу.

Б) Согнутые пальцы рук соединены «замком» ан уровне груди. Кисти рук немного отходят от корпуса; локти — на одной высоте с кистями.

В) Обе руки подняты вверх, локти слегка закруглены и направлены в стороны. Платок держится за концы обеими руками и «обыгрывается».

Наиболее характерные положения рук у юношей.

А) Правая рука согнута в локте на уровне груди и сжата в кулак, направленный тыльной стороной кисти от корпуса. Левая рука, согнутая в локте, сжата в кулак, заведена за спину и направлена тыльной стороной кисти к корпусу. Руки не прикасаются к корпусу.

Б) Левая рука широко раскрыта в сторону ладонью вверх. Голова повернута по направлению руки. Правая рука, согнутая в локте, прикасается кончиками пальцев к затылку, как бы поддерживая шапку.

Движение занимает 1/2 такта. Исходная позиция ног — I свободная.

А) С продвижением вперед. На каждую четверть, начиная с правой ноги делается по одному шагу. Юноши ставят ногу на всю стопу; шаги широкие. Девушки в начале ставят ногу на низкие полупальцы, затем мягко опускают ее на всю стопу.

Б) С продвижением назад. Первая четверть — правая нога делает шаг назад на низкие полупальцы и опускается на всю стопу. Левая слегка сгибается в колене и остается впереди; каблук слегка приподнят над полом. Вторая четверть — тот же шаг с левой ноги.

Движение занимает один такт. И.п. — I свободная.

А) С продвижением вперед. Первая четверть

первая восьмая — шаг правой ногой вперед,

вторая восьмая — шаг левой ногой вперед.

первая восьмая — шаг правой ногой вперед,

вторая восьмая — пауза.

Б) С продвижением назад.

Переменный с притопом.

Движение занимает один такт.

А) С продвижением вперед. Первая четверть

первая восьмая — шаг правой ногой вперед,

вторая восьмая — шаг левой ногой вперед.

первая восьмая — одновременно с шагом правой ногой вперед левая слегка поднимается над полом,

вторая восьмая — левая нога с одновременным ударом в пол опускается на всю стопу.

Девушки выполняют притоп легко, каблучком. Юноши — сильно, всей стопой.

Б) С продвижением назад.

Выполняется также, как и переменный шаг назад. Притоп выполняется также, как и в шаге с продвижением вперед.

Переменный с каблука.

Движение занимает один такт. И.П.- I свободная.

Затакт — небольшое полуприседание на обеих ногах. Руки поднимаются в стороны между подготовительным и третьим положением.

Первая четверть. Первая восьмая —

шаг правой ногой вперед на ребро каблука; нога в колене вытягивается. Левая рука, сгибаясь в локте, поднимается до уровня груди; кисть сжата в кулак, Правая рука заводится за спину.

Вторая восьмая — левая нога на низких полупальцах приставляется в прямом положении к каблуку правой, как бы подбивая его.

первая восьмая — притоп всей стопой правой ноги с небольшим продвижением вперед; в момент притопа колено слегка сгибается.

Вторая восьмая — пауза.

Движение занимает один такт. И.П.- I прямая.

первая восьмая — небольшой шаг правой ногой вперед на всю стопу.

Вторая восьмая — левая нога сгибаясь в колене, делая шаг, опускается в первую прямую позицию на всю стопу, чуть впереди правой в полуприседании. Одновременно правая нога сгибается в колене и приподнимается над полом.

первая восьмая — правая нога подводится к левой и мягко опускается на пол на всю стопу в первую прямую позицию.

Вторая восьмая — пауза.

Дроби состоят из удара всей стопой — притопа и ударов полупальцами подушечкой стопы и каблука. Удары могут быть одинарные и двойные. На основе этих ударов создаются различные ритмические композиции — дроби. Все удары и выстукивания в дробях должны быть резкими, четкими, ритмичными и легкими.

Движение может выполняться на месте и с продвижением вперед.

первая восьмая — небольшой перескок вперед на всю стопу левой ноги. Правая сгибается в колене, и с «сокращенной» стопой слегка отделяется от пола в прямом положении.

Вторая восьмая — удар каблуком правой ноги в пол по I прямой позиции.

Вторая четверть — движение повторяется.

Дробь с подскоком.

Движение занимает 1/2 такта.

Затакт — одновременно с небольшим подскоком на левой ноге правя сгибается в колене и слегка отделяется от пола.

Первая восьмая — одновременно с ударом свей стопой в пол левая нога опускается по I прямой позиции, а правая делает резкий удар каблуком у каблука левой, а затем стопой по первой прямой позиции. Одновременно со вторым ударом правая нога ставится на всю стопу, а левая отделяется от пола.

Вторая восьмая — небольшой подскок на правой ноге.

Существуют еще несколько видов дробей: «мелкая разговорная дробь», «в три ножки», «дробь хромого» (трех четвертная), тройные поочередные выстукивания.

В) Основные движения русского народного танца.

Движение занимает один такт. И.П.- I свободная.

«И» — каблук павой и носок левой ноги слегка приподнимаются над полом и скользящим движением переводятся вправо.

«1» — Каблук и носок опускаются на пол, носки соприкасаются.

«И» — Носок правой и каблук левой ноги приподнимаются над полом и скользящим движением переводятся вправо.

«2» — Каблук и носок опускаются на пол, каблуки соприкасаются.

Движение занимает один такт. И.П.- I свободная.

Бывает двух видов: без подскоков и с подскоками.

«И» — одновременно с поворотом корпуса влево на левой ноге правая, сгибаясь в колене, делает сильный взмах от колена назад — вправо.

«1» — правая нога, полусогнутая в колене опускается носком в пол; пятка направлена вправо.

«И» — одновременно со скользящим движением левой ноги, корпус и голова поворачиваются к правой ноге. Одновременно правая нога, вытягиваясь в колене, поднимается вперед на 45 о .

«2» — правая нога опускается на пол на ребро каблука в ту точку, где был носок; подъем сокращен.

«Ковырялочка» очень хорошо комбинируется с «гармошкой», припаданием, дробями и другими основными элементами русского танца.

Движение бывает пяти видов: простая, с двойным ударом, простая с переступанием на всю стопу или на ребро каблука, с дойным ударом с переступанием на всю стопу или ребро каблука или с двойным ударом с переборами.

«И» — с небольшого приседания с проскальзыванием левой ноги вперед правая, сгибаясь в колене поднимается с боку левой, слегка прикасаясь к ней, и на уровне икроножной мышцы переводится назад.

«1» — правая нога опускается позади левой с лево от каблука в перекрещенное положение.

«И 2» — движение повторяется.

Виды: с подскоком на полупальцах, с подскоком на всей стопе.

И.П. — I прямое. Движение занимает один такт.

«1» — левая нога присогнутая в колене делает небольшой подскок и опускается на всю стопу. Правая, сгибаясь в колене поднимается назад.

«И» — правая нога, опускаясь, делает мазок ребром каблука или всей стопой по полу и поднимается вперед на 45 о .

«2» — небольшой подскок на всей стопе левой ноги положение правой ноги меняется.

Движение повторяется с другой ноги.

Движение занимает 1/2 такта. И.П. — I прямое.

«1» — после небольшого подскока на обеих ногах левая с присогнутым коленом опускается на низкие полупальцы; колено направлено вперед. Правая сгибается в колене и с «сокращенной» стопой резко поднимается в прямом положении от колена назад — вверх, носок направлен в пол.

«И» — короткий удар в пол полупальцами правой ноги, присогнутой в колене, около каблука левой. После удара согнутая в колене нога сразу резко, акцентированно отскакивает в прямом положении назад — вверх. Колено правой ноги не должно отходить далеко вперед или назад от колена левой.

«Хлопушки» характерны для мужской пляски.

Виды: одинарные хлопки и удары — фиксирующие, одинарные хлопки и удары — скользящие, двойные хлопки и удары, строенные хлопки и удары.

Из одинарных, двойных и тройных хлопков составляют хлопушечные комбинации.

С открыванием на ребро каблука,

С открыванием ноги на воздух,

Разножка — в стороны, на ребро каблука,

Разножка — вперед — назад.

Движение занимает один такт. И.П. — I прямое.

«И» — небольшой подскок на обеих ногах.

«1» — резкое и глубокое полное приседание.

«2» — одновременно с резким подъемом из глубокого приседания обе ноги, вытягиваясь в колене, разводятся: левая вперед на ребро каблука, а правая —

назад на полупальцы.

Виды полной присядки: «Гусиный шаг», «Мяч», «Ползунок», «Закладки».

Полуприсядки и присядки могут исполняться на месте и с продвижением вперед или в сторону, с поворотами. Они могут сочетаться и выполняться вместе с другими элементами — «ковырялочкой», «хлопушками», прыжками и рядом других элементов.