Классический индийский танец .: Индусы Песни и танцы :.

В индийском классическом танце 9-ть основных настроений «Навараса», такие как:

1. Рудра – гнев
2. Бхаянака – страх
3. Шрингара – любовь
4. Вира – героизм
5. Хасья – радость
6. Каруна – печаль
7. Адбхута – удивление
8. Бибхатса – отвращение
9. Шанта – покой

Для того чтобы изобразить определенное чувство задействуются не только глаза, но и брови, губы, нос, щеки, подбородок и уши. Это прекрасная зарядка для мышц лица.

Также классические индийские танцы славятся своими разнообразными, виртуозными ритмами. Как из нити невидимых звуков Гхунгру (бубенчики на ногах) плетется изысканный, разноцветный ковер разнообразных ритмов.

Индийский классический танец прекрасно развивает чувство ритма. В Бхаратанатьям используются 5-ть разнообразных по звучанию вариаций:

1. Тишрам=3 (та ки та)
2. Чатушрам=4 (та ка дхи ми)
3. Кхандам=5 (та ка, та ки та)
4. Мишрам=7 (та ки та, та ка дхи ми)
5. Санкирнам=9 (та ка дхи ми, та ка, та ки та)

Ритмы перекликаются друг с другом, что дает возможность исполнителям извлекать прекрасные, приятные на слух музыкальные рисунки.

Каждый классический танец можно просчитать: 1,2,3,4,5 и т.д. Нужно только хорошо разбираться в ритме (Лая) и скоростях (Кала). Существуют даже некоторые исполнители с нарушенным слуховым аппаратом, практически глухие люди, но разбираясь хорошо в ритме и скорости они успешно выступают.

Также Бхаратанатьям может скрыть, а порой и вылечить от хромоты. Так как основная позиция танца «Араманди», т.е. плие с развернутыми по сторонам коленями и такой же позицией ступней «Аята», то хромота на сцене не заметна. Камал Хасан – звезда индийского кино и исполнитель классических индийских танцев, говорят, был хромой. Но занятия Бхаратанатьям исцелили его недуг. Волшебная сила танца.

Индийский классический танец – это огромный физический труд. Для того чтобы добиться четкого исполнения одного только движения, требуются месяцы упорных тренировок. Семь потов сходит, пока добьешься, определенных результатов. Но с этим потом из нашего организма выходят шлаки. Прочищаются каналы кожного покрова, тело дышит, кожа становится упругой, омолаживается. И конечно же при такой физической нагрузке хорошо тренируется сердечная мышца. Какой бы изнурительной не была бы репетиция, танцоры после нее чувствуют себя бодро, легко, удовлетворенно. И конечно же снижение веса и восстановление своей утраченной талии для желающих привести свою фигуру в порядок.

Индийский классический танец прекрасно развивает координацию движения, так как танец очень геометричен. В наше время все больше и больше встречаются люди с нарушенной координацией. А причина в том, что люди ведут пассивный образ жизни. Мало двигаются. Порой человек на вид кажется активным, физически подготовленным, но стоит его попросить сделать какое-нибудь танцевальное движение и факт на лицо: отсутствие координации. И в этом случае индийский классический танец приходит на помощь. Но на исцеление придется потратить некоторое время. И в первую очередь в своем выздоровлении должен быть заинтересован сам ученик.

Индийский классический танец улучшает состояние здоровья, т.к. во время выступлений и репетиций, танцор на протяжении нескольких часов беспрерывно и ритмично ударяет стопами ног по полу. А как известно на подошвах ног находятся энергетические точки, которые определенным образом связаны с внутренними органами. Так, что за время репетиций и выступлений происходит естественный массаж внутренних органов, что безусловно благоприятно улучшает состояние здоровья. Также массируются энергетические точки на пальцах рук. Существуют 28 разнообразных положений для одной руки (Асанюта хаста нам) и 24 позиции для двух рук (Санюта хаста нам). В южно-индийском классическом танце Катхакали (штат Керала), позиций рук гораздо больше.

Из-за того, что в классическом индийском танце мышцы ног находятся в напряженном состоянии (позиция Араманди) в течение нескольких часов, то это способствует выделению пота, а это значит, что для танцоров классических индийских танцев проблема целюлита не актуальна. А тем, кто хочет избавиться от него, займитесь Бхаратанатьям.

Цицирон когда-то сказал: «Не один здравомыслящий человек, никогда не станет танцевать». Очень странно, что так сказал Цицирон (хотя возможно он не имел в виду классические индийские танцы). А ведь на самом деле классические индийские танцы равномерно развивают оба мозговых полушария. Как известно правое полушарие отвечает за творчество, а левое за физиологию. И именно в классических индийских танцах эти два понятия соединяются вместе в аспекте Нритья, т.е. соединение технического танца (Нритта) с пантомимой (Абхиная). Так же во время выступлений и репетиций за счет дыхания происходит обильное обогащение крови кислородом и вывод из организма двуокись углерода, что улучшает работу мозга.

Моя Гуру, известная индийская танцовщица современности Лила Самсон, говорила мне, что при абсолютном исполнении Бхаратанатьям открываются энергетические чакры и исполнитель может впасть в транс-медитацию. Бхаратанатьям называют танцующей йогой «Нритьяйога». Помимо духовности и энергетики этого стиля встречаются много элементов из Хатхи йоги. Так как индийский классический танец состоит из множества прекрасных статичных поз (как в йоге), то очень хорошо развиваются мышцы тела. Они становятся упругими и эластичными. Развиваются межреберные мышцы, что способствует укреплению корпуса. Все что можно сказать о Хатхе йоге вполне подходит и для Бхаратанатьям.

Классический индийский танец так же укрепляет нервную систему, что помогает бороться организму со стрессами.

Классический индийский танец помогает будущим роженицам, т.к. основная позиция во многих танцевальных стилях «Араманди». Эта позиция способствует укреплению мышц живота, выворотности бедер, укреплению позвоночника. Во многихиндийских храмах, по всей стране, встречаются разнообразные барельефы с изображениями рожениц в позиции «Араманди» над огнем. Индийские женщины раньше рожали в вертикальном положении. И в наше время, в медицине практикуются вертикальные роды. Так же танец помогает восстановить фигуру после родов.

Хотите бросить курить? Займитесь классическими индийскими танцами. Огромная физическая нагрузка на легкие быстро отучит вас от этой пагубной привычки. Поставьте для себя цель: во чтобы-то не стало выучить танцевальную композицию Варнам. А Варнам длиться от 30 до 40 минут без остановок. А вся программа длиться около 2-х часов. С курением уходит выносливость из тела человека. Человек слабеет. Так что займитесь лучше танцами. И от сигареты избавитесь и здоровья прибавите.

Бодрость духа, хорошая физическая форма у танцоров индийских танцев сохраняется на протяжении многих лет. Европейские танцоры заканчивают свою концертную деятельность примерно в 45 лет. А вот индийские танцоры с 30 лет, только начинают свою творческую карьеру. До этого они учатся, набираются жизненного опыта, выступают, оттачивая свое мастерство, расширяют круг поклонников своего таланта. Расцвет творческой деятельности для профессионального индийского танцора начинается после 30 лет, т.е. уже полностью сформировавшийся личностью. Юные танцоры хороши своей молодостью, но ни одна шестнадцатилетняя танцовщица не сможет передать чувство горести в ожидании Радхой Кришны или радость их счастливой встречи, т.к. может передать зрителю эти чувства зрелая танцовщица. Конечно же, после 60 лет уже трудно танцевать технические танцы, но зато танцы с Абхинаей просто завораживают. Индийский классический танец – искусство без возраста. Нет сил танцевать технику – танцуй пантомиму. Многим мэтрам индийского классического танца далеко за 70, а то и за 80 лет. Но они до сих пор радуют нас, зрителей, своим прекрасным искусством танца и перевоплощения.

Назову лишь несколько имен, танцоров различных классических направлений танца, старшего поколения:

БХАРАТАНАТЬЯМ: – Ямина Кришнамурти, Нирмала Рамачандран, С.П.Чандрашекхар, Канака Шринивасан…
КУЧИПУДИ: – В.П.Сатьям, В.С.Шарма, Кала Кришна…
МОХИНИАТТАМ: – Канак Реле, Гита…
КАТХАКАЛИ: – Бала Гопал, Р.К.Наир, Джанардан…
ОДИССИ: – Келачуран, Махапатра, М. Раут, Рамани Раджан Джена…
МАНИПУРИ: – Синхаджит Сингх, Чару Сидха…
КАТХАК: – Бирджу Махарадж, Ситара Деви, Ума Шарма…

Этим и многим другим мастерам старшего поколения индийских танцоров мы обязаны тем, что танцевальное искусство Индии развивалось и сохранилось до наших дней, в его чистой неповторимой классической форме.

И один из немаловажных моментов классического индийского танца – это продление молодости. Индийские танцоры говорят: «Пока есть гибкость в пальцах есть молодость.»

Конечно же танец это не панацея от всех болезней, мы не совершенны. Но в нем есть искра божья:

«Где взгляд, там жест,
Где жест, там чувство,
Где чувство, радость и любовь.
Все это тайна жизни бесконечной,
А танец вечен как любовь…»

Понравилась статья? Расскажи о ней друзьям на своей страничке.
Выберите социальную сеть:

Индийский танец

Индийский танец имеет глубокую духовную основу, уходит корнями в мифологию и религию. С утверждением раннего индуизма ведические божества Агни, Варуна, Сурья и другие отходят на второй план. Главными божествами провозглашается триада: Брахма, Шива и Вишну . Происходит ассимиляция ранних верований различных племен и поглощение их культов культами основных божеств. Одним из аспектов формирования раннего индуизма было сведение разнохарактерного религиозного церемониала
к некоему общему знаменателю, что стимулировало возникновение различных наставлений и руководств, в том числе и по искусству музыки, танца, ваяния и зодчества. Только рассматривая древние эстетические трактаты Индии, где изложены основы теории и истории индийской художественной культуры, с учетом их тесных связей с историей, социальным устройством и религиознофилософскими концепциями эпохи, их породившей, можно понять своеобразный ход древнеиндийской эстетической мысли, характер заимосвязей и взаимозависимости различных видов искусств. Верховные божества раннего индуизма, согласно трактатам, имеют самое непосредственное отношение к искусству танца. Главными богами, ассоциировавшимися с хореографией, являются Шива породивший танец, овладевший им в совершенстве и получивший за это имя Натараджа царь танца; его супруга Кали и воплощение Вишну в образе богачеловека Кришны. Танцы Шивы имеют многослойный сакральный смысл. Могущественный бог созидания и разрушения предстает в них в образе космического творца; как воплощение жизни и смерти; открывая людям «цель пути» освобождение от земных иллюзий и достижение просветления, неся им идею о человеческом сердце как о центре Вселенной. Каждый из танцев Шивы, в зависимости от его основной темы, имеет свое собственное наименование.

Идея разрушения воплощена в танце «Тандава тамасик«. Вид бога необычен и грозен: тело обвито кобрами, непобедимая сила и мощь заключены в его десяти руках. Место, где совершается этот танец, нереально, символично: охваченная пламенем Земля символ очищающего себя огнем и разрушением человеческого сердца. Очищая себя таким образом, человеческая душа обретает желанное освобождение.Второй аспект танцующего бога йогический. Выражен он в «Нритья Сандхья» («Вечерний танец»), исполняемом по преданию в лучах заходящего солнца на вершине горы Кайласы. По своему внешнему виду здесь бог приближен к человеку, движениям его придана мягкость и плавность. Лицо Шивы словно маска: оно неподвижно, непроницаемо, отмечено печатью йогического самососредоточения и покоя. Танец призван вселять в души смертных покой и умиротворение, изгоняя из них печаль, гордость и горе.Главный танец Шивы «Танец Одарения», с которым связано выражение созидательных функций божества. Образ ШивыНатараджи это образ творца Вселенной: танцуя, он все разрушает и одновременно заново создает жизнь . Дуалистический характер придан его облику: он бог Шива и в то же время богиня Шакти (одно из имен Кали), в одном ухе у Натараджи серьга мужчины, в другом женщины . Он источник всего живого; его танец начало всех движений; его речь все звуки мира.
В движениях и позах танца получили свое символическое выражение пять функций божества: созидание, покровительство, разрушение, благосклонность и защита. Верхняя правая рука Шивы держит маленький барабан, знаменующий созидание, нижняя правая, поднятая на уровне плеча, согнутая в локте и обращенная ладонью к молящимся, обещает покровительство; в левой нижней руке огнь, символ разрушения; и, наконец, левая верхняя рука с опущенной вниз кистью и вытянутым указующим перстом обещает благосклонность и защиту, как бы указывая путь к спасению. Правой ногой Шива попирает демона. Глаза его полузакрыты, словно в трансе; фигура полна напряжения и ритма.Помимо танцев Шивы, индийская традиция вкладывает глубокий религиознофилософский смысл и в танцы других богов индуистского пантеона. Танец Кали, например, трактуется как символ соединения богини со своим божественным супругом Шивой, в результате чего богиня приобретает безграничные силы в борьбе со злом, и одновременно как подвиг Шивы, преградившего своим телом путь всеразрушающему танцу Кали и сохранившего тем самым на Земле добро и благо.
Танцы Кришны представлены тремя разновидностями. Первый (Тандава) содержит в своей основе легенду о поединке Кришны со стоглавым змеем Калиндой. Второй и третий («Чувства возлюбленных» и «Великий танец») выражают идею о соединении человеческой души и божественного духа. Радха, возлюбленная Кришны, тоскующая по своему избраннику, и веселый хоровод пастушек, явившихся по зову Кришны
танцевать с ним на берегу реки , символы души смертной, стремящейся к соединению и слиянию с божеством.

«Язык» индийского танца
Древние индийские трактаты донесли до нас также эстетикотеоретические основы и принципы танцевального искусства, законы образования художественной формы. Все лексическое многообразие индийской хореографии отражено здесь предстает перед нами как стройная, оригинальная художественнообразная система.

Алфавитом танца трактаты провозглашают 108 поз Шивы, названных каранами. Из каран индийский танцовщик складывает своеобразные комбинации, некую основу танцевальной композиции, они называются ангахарами. Помимо этого танцовщику досконально следует знать мудра разнообразные позиции пальцев, и хаста жесты рук, а также многочисленные канонические движения глаз, шеи, головы и других частей тела.

При помощи мудра исполнитель способен изобразить не только различные предметы, но и любое действие, эмоции и абстрактные понятия. Этот своеобразный «язык жестов» имеет в своем «словаре» более 500 символовпонятий. В зависимости от чередований и комбинаций их, выполненных одной или двумя руками, и от положения самих рук по о тношению к телу танцовщик может передать любое содержание.

Вместо звучащих со сцены слов индийские зрители воспринимают в этом случае сменяющиеся пластические комбинации, высоким искусством танцовщика превращенные в целые фразы, реплики, монологи и диалоги. Иными словами, индийский танцовщик благодаря мудра обладает уникальной возможностью с большой точностью воспроизводить литературный текст драматургического произведения.

В Индии сама собой разумеется способность каждого индийца с детства понимать специфический язык танцовщиков. Индийцы в повседневной жизни часто пользуются ими и получают сведения о мудра в своей семье из поколения в поколение.

В сфере пластической художественной образности широкое распространение получила религиозная символика, аллегорические ассоциации, выражающие метафизические понятия и идеи, но за всем этим просматриваются также и реальные образы индийского быта, природы, человеческого чувства.

Три важные составляющие танца
В «Натьяшастре», главном писании об индийском танце, говорится о том, что танец – целостное искусство, и целостным его делают три составляющие, которые вместе присутствуют в танцевальном представлении. К слову, многие зрители сразу замечают, что классический индийский танец бывает со смыслом и без конкретного значения (абстрактным). На самом деле в танцах выделяют три главных аспекта, три вида танца: нритта, нритья и натья.

Нритта – это абстрактный технический танец, хореография в чистом виде без смысловой нагрузки. Это представление танцевальной техники. Нритта – аспект, не требующий глубокого чувственного общения со зрителем. Это демонстрация радости, энергии движения, красоты линий, изящности поз, подчеркнутая интересными и интригующими ритмическими пассажами, которые танцовщица подчеркивает ударами ног. В технике различаются позиции ног, траектории движения частей тела, угол наклонов, положения рук, (причем, жесты, хасты, используются для украшения движений, без какихлибо смысловых значений), также то, как движется танцовщица по сцене и другие детали. В каждом стиле классического индийского танца различаются свои технические нормы. Танцы этого типа есть во всех классических стилях. Например, в Бхаратанатьям этот аспект проявлен в композициях Алариппу и Тиллана, в Одисси – в Мангалачаранах, Паллави, Мокше, и таким же образом технические танцы проявлены и в других стилях. Вообщето, по большому счету, нриттой пронизаны все танцы, так как, даже если танец смысловой, эмоциональный и несет разные значения, то все равно танцовщица исполняет его в определенном стиле, используя технику этого стиля и его язык.

Противоположным этому аспекту является нритья эмоциональный, образный танец. Этот аспект раскрывает эмоциональность, настроение и темперамент танца, показывает его чувственность или раскрывает смысл, контекст истории, повествования. Этот аспект предполагает общение со зрителем и воздействие на него целым арсеналом выразительных средств, чтобы донести идею, или вызвать чувства. И вот здесь жесты для рук не только украшают танец, но и передают значения слов, понятий, помогая перевести звуки в образы.

Жесты, выполняемые кистями рук, называются хаста или мудра. Они детально кодифицированы. Жесты для одной руки называются асамьюта хаста, их 28, а для двух рук называются самьюта хаста, их 23 (по описанию, которое дается в трактате «Абхиная Дарпана»). Например, всего лишь одной рукой можно изобразить оленя, разные числа от одного до пяти, цветок, меч, благословение, уверенность, разные действия, такие, как рисовать, подметать, говорить и многое другое. Комбинацией из двух рук можно показать приветствие, воплощения и атрибуты разных богов, любовь и дружбу, ссору, зло и злодеев, пчелу над цветком, полет птицы , небо, встречу и разлуку, рождение и смерть и другое. Каждый жест имеет название и свой перечень значений, такое употребление жестов называется хаста винийога. Все танцоры изучают эти жесты, начиная с жеста Патака. Сначала учат правильно, до автоматизма, делать жесты в разных позициях рук и в сочетании с другими движениями тела, чтобы не занимать ими ум во время танца. Когда они получаются в техническом танце (нритта), постепенно изучают все значения для каждой хасты. Затем практикуют их в смысловых танцах. Правильность контролирует учитель. Способы использования жестов для рук входят в техническую основу каждого стиля индийского классического танца. Опытные профессионалы могут составлять фразы из этого словаря жестов и интерпретировать сюжет разными способами. С помощью хаст передаются значения слов и фраз в песнях и текстах, они помогают передать смысл истории, сюжета, акцентировать настроение. В техническом же танце (абстрактном, который не несет смысловой нагрузки) хасты используются без значений и служат средством украшения движений танца, такие жесты называются нритта хаста. В некоторых стилях, например, в Катхаке и Манипури хасты используются менее активно, чем в других стилях индийского классического танца.

Возвращаясь к аспекту нритья, стоит отметить, что смысловой танец, или сюжетный танец включает в себя мимику, жесты для рук со значениями и пантомиму, в целом, называемую абхиная.

Абхиная – это искусство коммуникации со зрителем во время представления. Абхиная рассматривается с разных сторон, поэтому она состоит из четырех взаимоусиливающих компонентов (ангика, вачика, ахарья, саттвика), где каждый важен в равной степени.

Ангика абхиная – пантомима, телесная выразительность, в которую входит владение телом, технически правильное выполнение передающих смысл жестов для рук, движения головы, шеи, глаз, мимика, позы и т.д.

Вачика абхиная – это словесное выражение, или звуковое воплощение идеи, которое поется во время танца. Сейчас в представлениях поет певец, сидящий в аккомпанирующем оркестре, а раньше бывало, что танцовщица сама же и пела во время танца. В некоторых танцах и по сей день, например в стиле Кучипуди, танцовщица губами проговаривает то, что поет певец, будто сама поет. В вачикас, или в то, что воспроизводится речью, входит кавьяс (поэзия) и натакас (драма). То есть в танцевальном представлении певцыаккомпаниаторы поют песни, гимны, стихи, а также монологи, реплики, диалоги и все, что входит в поэзию и драму. Иногда поют названия нот, или ритмические слоги, усиливающие эмоциональное воздействие музыки. Вообще, человеческий голос – это самый уникальный инструмент, и иногда он даже может заменить все другие инструменты.

Ахарья абхиная – это вся внешняя оболочка представления, обложка. Сюда входит грим, костюм, украшения, свет, то, как оформлена сцена, декорации, само помещение, в котором происходит представление. Для всего этого есть свои правила , как оптимально должно все выглядеть.

Саттвика абхиная – это непосредственно сами непроизвольные эмоции актера. Например, волоски на теле встают дыбом, проливается пот, появляется дрожь, слезы и т.д. Это возникает, когда танцовщица глубоко переживает те эмоциональные состояния, которые изображает, поэтому ее эмоции выглядят натурально, естественно, понастоящему. Так, например, состояние гнева мало изобразить с помощью мимики: при гневе тело колотит, краснеет лицо, раздуваются ноздри, появляется горячий пот, человек делает резкие движения, с силой сжимает кулаки, быстро ходит тудасюда и т.д. Такие симптомы относятся к разряду саттвика абхинаи.

Отсутствие одного из этих компонентов значительно снижает выразительность танца, его суггестию (воздействие на зрителя). Абхиная это экспрессивная, выразительная часть танца. Конечно, одной из главных частей в этом аспекте является лицо танцора и его актерское мастерство. И, хотя существует множество эмоций, настроений, чувств, в «Натьяшастре» сказано о девяти главных: шрингара – любовь, рудра – гнев, адбхута – удивление, хасья – смех, бибхатса – отвращение, каруна – горе и сострадание, вира – героизм, сила и смелость, бхаянака – страх и ужас и шанта – умиротворение. Эти девять главных темпераментов, настроений, называются раса. (А, поскольку их девять, их называют навараса.) Танцовщица во время представления может рассказывать историю, как мы уже говорили. И, если она использует только телесный язык (позы, жесты, скорость и т.д.), то этого все равно недостаточно для передачи смысла. И только когда появляются эмоции, картина становится живой, целостной.

Поэтому нритья это другая сторона танца, без которой танец был бы просто набором физических упражнений.

Третья составляющая индийского танца – это натья, драматический танец, или театрализованная хореографическая постановка. Натья – это комбинация нритты и нритьи. Танцовщица изображает текст, который поется, причем, иногда это даже не песня, а монологи героя или диалоги в пьесе. И, конечно, здесь самым важным становится конечный смысл и умение его передать.

Хотя в некоторых частях может присутствовать и нритта (чистый танец), и нритья (экспрессивный танец), но эти аспекты служат главной идее постановки – раскрытию темы и содержания, смысла, значения какогото сюжета или истории.

Иногда сам сюжет или смысл может быть выражен буквально в двух фразах, а танцовщица драматизирует эту ситуацию, чувственно украшая, детализируя, акцентируя внимание зрителя на разных моментах. Для этого употребляют санчари – повторение одной смысловой словесной фразы снова и снова, где каждый раз фраза изображается поразному и раскрывается с разных сторон. И так новая интерпретация может даваться несколько раз. При этом зритель получает нужное представление, у него появляется определенное понимание ситуации, вырабатывается к ней особое отношение. Навеянные впечатления ведут к целостной картине восприятия, многократно усиливая чувственный аспект.

Танцевальные композиции в индийских классических танцах составлены с учетом этих моментов, так как их отцамоснователям было известно, как правильно дозировать разные элементы воздействия, чтобы получить нужный эффект.

Персонажи и характеры в танце
В экспрессивном, сюжетном и смысловом танце танцор становится актером и играет разные роли. Для драматизирования ситуации и для узнаваемости изображаемых характеров в индийском танце существует концепция «найака, найика и сакхи» герой, героиня и подругапомощница (друг). Часто и характеры богов показываются через человеческие характеры и качества в различных ситуациях, происходящих с людьми. То есть, великие истины рассказываются простым языком, понятным не только ученым брахманам, а людям из любой касты , которые в древние времена не получали глубокого образования в области духовных наук и священных писаний. Например, Радха (найика) ревнует Кришну (найака) к своим подругам (сакхи). На самом деле, говоря языком мудрецов, духовная ревность Радхи (олицетворяющей энергию наслаждения Бога) стимулирует ее желание быть полностью, без остатка, предавшейся своему возлюбленному (Самому Богу), девушкой (олицетворенной душой). И это провоцирует постоянное о нем памятование, желание быть неразлучными. Иносказательный язык танцев пробуждает лучшие чувства в человеке, делая его ближе к пониманию Бога, очищая его внутренне, развивая в нем влечение к божественной тематике. Сопереживание героям вызывает глубокий внутренний чувственный взрыв и катарсис, и, как следствие, провоцирует человека стать лучше, достойней прожить жизнь, а также заняться самосознанием.

В «Натьяшастре» описаны разные типы героя (найака) и героини (найики):
в зависимости от их возраста (например, взрослая царица, или юная девушка)
природы и качеств характера (важный и хитрый министринтриган, смиренный святой, благородный царь, игривый и находчивый мальчикпастушок)
опыта в любви (девушка, еще не испытавшая плотской любви, но готовая к этому, царица, изведавшая все прелести супружеской жизни)
ситуации (героиня, наряжающаяся и ждущая встречи с любимым, героиня расстроенная, поссорившаяся с любимым) и т.д.

Сакхи – это подруга, или помощница. Она всегда находится между найикой и найаком, как конфиденциальный помощник и лучшее доверенное лицо. Она помогает соединить разлученных влюбленных, ругает героя за его проступки, или помогает ему исправиться, реабилитироваться в глазах героини, утешает скорбь героини, находящейся в разлуке с любимым.

Особенно ярко эта концепция проявляется в драматических танцах с любовной тематикой. Но вообще, героем или героиней становится то главное лицо, которое изображается в танце.

Теперь вернемся непосредственно к хореографии танца. В индийском классическом танце есть два вида движений, две противоположных категории. Их называют тандава и ласья.
Тандава – это четкие, силовые, энергичные, резкие, жесткие, тяжелые движения. Их выполнял Шива, особенно, пребывая в своем божественном гневе.
Ласья – это мягкие, женственные, изящные, легкие, плавные, дополненные оттенками разных эмоций, движения. Их изначально исполняла богиня Парвати , чтобы умилостивить и успокоить своего разбушевавшегося мужа, Шиву.

Все движения в танце состоят из скоординированных комбинаций движений разных частей тела. Части тела подразделяются на самые главные, на соединяющие их между собой и мелкие, и их называют анга, пратьянга и упанга.
Анга, или основные части тела, включают в себя руки (кисти), ноги (стопы), голову, бока, талию и грудь.
Пратьянга, или промежуточные части это шея, плечи, локти и предплечья, спина, живот, бедра, колени, голени и щиколотки.
Упанга, или незначительные, мелкие части тела лицо, губы, рот, зубы, язык, подбородок, нос, щеки, брови и глаза, глазные яблоки.
Для них существуют разные классические позиции, называемые бхеда, изучение которых входит обязательно в базис всех классических стилей. Это азбука танца. Затем при изучении танцев переходят уже к изучению движений, начиная с простых, и, по мере усваивания, добавляют более сложные.

Движения в индийских классических танцах совершаются под индийскую классическую музыку, и танцовщики поэтому должны знать и аккомпанемент. Музыки основана на различных талах, ритмах, играющихся в медленном, среднем и быстром темпе. Темп называется лайа. Счет проговаривается ритмическими слогами, что называется «бол», слоги имитируют звуки ударного инструмента, создают словесный ритмический рисунок. Например, «дха дхин та тете дхаге дхин та китатака». Когда танцовщица тренируется, она выполняет каждое движение в разном темпе, что задействует разные мышцы, поэтому движение получается более совершенным, отточенным, и это позволяет в танце сразу адаптировать движения к заданному ритму.

Начинают и заканчивают занятия и выступления с особого маленького ритуала, Бхуми Пранама выражения почтения материЗемле и получения ее благословений, так как ударами стоп танцовщица причиняет Земле некоторое беспокойство. Это особые движения, включающие элемент, когда танцовщица касается ладонями пола (земли) и головы, или глаз, в знак уважения, и руками показывает жест, означающий приветствие и почтение. Таков принцип танца – все должно делаться с любовью и уважением, тогда успех гарантирован.

Классический танец Индии

Существует два вида классического индийского танда: сольный танец, в одном из семи главных танцевальных стилей бхараг-натьям, катхак, манипури, катхакали, кучипуди, одисси и мохини-аттам, — и танцевальная драма. В современном танцевальном искусстве Индии оба вида часто смешиваются. Катхакали, кучипуди, бхарат-натъям и мани-пури могут быть танцевальными драмами, групповыми танцами. Уже в «Натьяшастре», прославленном трактате, написанном между II и IV вв. н. э., содержится упоминание о двух типах танца: экахарья — сольном танце, и анекахарья — групповом танце.

«Язык» индийского танца.

Древние индийские трактаты донесли до нас также эстетико-теоретические основы и принципы танцевального искусства, законы образования художественной формы. Все лексическое многообразие индийской хореографии отражено здесь предстает перед нами как стройная, оригинальная художественно-образная система.

Алфавитом танца трактаты провозглашают 108 поз Шивы, названных каранами. Из каран индийский танцовщик складывает своеобразные комбинации, некую основу танцевальной композиции, — они называются ангахарами. Помимо этого танцовщику досконально следует знать мудра — разнообразные позиции пальцев, и хаста — жесты рук, а также многочисленные канонические движения глаз, шеи, головы и других частей тела.

При помощи мудра исполнитель способен изобразить не только различные предметы, но и любое действие, эмоции и абстрактные понятия. Этот своеобразный «язык жестов» имеет в своем «словаре» более 500 символов-понятий. В зависимости от чередований и комбинаций их, выполненных одной или двумя руками, и от положения самих рук по о тношению к телу танцовщик может передать любое содержание.

Вместо звучащих со сцены слов индийские зрители воспринимают в этом случае сменяющиеся пластические комбинации, высоким искусством танцовщика превращенные в целые фразы, реплики, монологи и диалоги. Иными словами, индийский танцовщик благодаря мудра обладает уникальной возможностью с большой точностью воспроизводить литературный текст драматургического произведения.

В Индии сама собой разумеется способность каждого индийца с детства понимать специфический язык танцовщиков. Индийцы в повседневной жизни часто пользуются ими и получают сведения о мудра в своей семье из поколения в поколение.

В сфере пластической художественной образности широкое распространение получила религиозная символика, аллегорические ассоциации, выражающие метафизические понятия и идеи, но за всем этим просматриваются также и реальные образы индийского быта, природы, человеческого чувства.

Художественно-выразительные средства индийского танца, при помощи которых создается пластический образ, не ограничиваются каранами и мудра. Пластический рисунок приобретает завершенность при помощи абхинайя — искусства драматического артиста, которое, как бы вытекая из двух первых компонентов и сливаясь с ними, призвано вдохнуть жизнь в сценический образ, наполнить его ярким эмоциональным содержанием. Искусство абхинайя позволяет передавать различные эмоциональные состояния движениями головы, глаз, бровей, шеи. Трактаты фиксируют 24 движения головы:

сама — голова неподвижна (гнев, безразличие);
адхомуака — голова наклонена вперед (удовольствие, радость);
алокита — движение головой по кругу (опьянение, колебания);
паравритта — голова наклонена в сторону (влюбленность);
тирлонната — движение головой вверх, затем вниз (чувство одиночества) и т.д.

26 движений глаз:

шрингара — брови подняты, зрачки передвигаются от одного угла глаза к другому (любовь);
вира — сияющий, устремленный вперед взгляд (героизм);
шанта — медленно двигающиеся зрачки (самоуглубление, покой) и т.д.

6 положений бровей:

патита — брови нахмурены (гнев, недоверие, отвращение);
ресита — брови кокетливо приподняты (любопытство);
кунсита — одна из бровей изогнута (удовольствие, счастье или тоска) и т.д.

сундари — движение по горизонтали (экзальтация);
параваритта — движение справа налево (любовь, нажность, поцелуй);
пракамрита — шея отклоняется назад, затем наклоняется вперед (беседа, объяснение) и т.д.

Движения глаз, бровей, головы и шеи танцовщика, сливаясь воедино с другими компонентами танца, подчинены общей задаче — максимально выразительному и эмоционально насыщенному показу событий, совершающихся по ходу действия. Эмоции уложены в четкие жесты и движения, соразмерные мелодикоритмическому построению музыкального образа. Техническая сверхсложность танца предполагает безукоризненную филигранную отточенность каждого движения.

Благодаря двум художественным эквивалентам — музыкальному и пластическому, синхронно выражающим одни и те же эмоции, становится возможным их слияние, создающее впечатляющий художественный образ.

Танец тела и души

Вот уже полгода я занимаюсь индийским танцем. Хотя логичнее было бы сказать «еще», ведь чтобы в совершенстве овладеть техникой индийского танца, требуется, в среднем, 6-7 лет. Эта та черта, после которой танцор сможет сам обучать учеников и выходить на сцену с целой сольной программой. Чтобы стать настоящим профессионалом мало просто ежедневно тренироваться, а нужно еще и усвоить огромный пласт знаний индийской мифологии и религии, погрузиться в сложную и многогранную культуру Индии.

Изначально индийский танец — танец религиозный, храмовый. Танцуя, человек общается с Богом. Как сказано в священных индийских книгах: «Нет другой молитвы и другого жертвоприношения, которое было бы так приятно Богу». В современной Индии сохранилось восемь классических танцевальных стилей. Бхарат-натьям, которым занимаюсь я, один из самых древнейших. Он отличается строгой геометричностью линий, особой отточенностью и симметричностью движений, безупречной ритмичностью. В Бхарат-натьяме задействованы все мускулы, в том числе и лицевые — выражение эмоций и чувств посредством мимики (абхинайя) неотъемлемая его часть. С помощью языка жестов, именуемых «хастами» и «мудрами», ведется повествование.

Тренировка начинается с приветствия — намаскара. Сначала мы приветствуем Землю-мать, касаясь пальцами земли, а затем глаз, потом выражаем почтение Богу и зрителю при помощи хасты «анджали» (тот же жест, когда здороваются со сложенными ладонями на уровне груди в индийской традиции). Намаскар выполняется всегда в начале тренировки и в ее конце для того, чтобы извиниться перед высшими силами за удары, наносимые в процессе танца. После этого — основные шаги — адаву. Существует около сотни вариаций адаву, которые осваиваются перед тем, как начать изучать основные элементы.

Вот такой вот необходимый теоретический минимум, который я усвоила за полгода. Высоких профессиональных целей в свои 27 я, конечно, не ставлю (хотя кто его знает — чудеса иногда случаются). А вот удовольствия от танцевального процесса получаешь столько, что хочется поделиться со всеми. Кроме того, танец отлично помогает скорректировать фигуру и способствует оздоровлению организма в целом.

Основная позиция в индийском танце — араманди — полуплийе с развернутыми ногами и упором на мизинцы ног. Попробуйте в течение часа удерживать эту позицию и вскоре найдете у себя на теле все существующие мышцы бедер и ягодиц. Никакой целлюлит такого не выдержит, и, в конце концов, враг будет побежден. Руки тоже очень активно задействованы в танце, причем работают не только бицепсы и трицепсы, а еще и трудятся в полную силу запястья и пальцы.

Помню, как еще в начале занятий меня удивило, насколько же непослушны и не гибки мои кисти, хотя к белоручкам я себя никогда не причисляла. Просто в обычной жизни мы используем далеко не все возможности нашего организма. То же касается и мышц шеи. Если для восточной женщины двигать шеей в такт музыки не составляет особого труда, то для нас — это целое искусство.

А уж где находится диафрагма, с ходу вообще определить невозможно. И смысл выражения «крутить диск диафрагмой при абсолютно неподвижных бедрах и верхней части туловища» стал постепенно открываться только теперь. Как и тайна о том, как сохранить вечную молодость. Ведь самые коварные места, выдающие истинный возраст женщины, — это как раз шея и руки. Глядя же на нашу преподавательницу, танцующую вот уже 15 лет, понимаешь, какой результат возможен при условии активной работы этих мускулов. Не случайно же индийцы говорят: «Пока есть гибкость в пальцах — есть молодость».

Кроме того, при помощи танца можно поправить свое здоровье, ведь индийская классическая традиция музыкальных искусств немыслима без врачевания. Индийский танец основывается на сложных элементах йоги, открывающей потенциалы тела и разума. Даже многие современные ученые отмечают целебное влияние древних танцев на организм человека. Например, исследования показали, что обучение классическому индийскому стилю (в том числе Бхарат-натьям) помогают лечить как близорукость, так и дальнозоркость.

Помню, как в детстве, после плановой проверки зрения меня направили на гимнастику для глаз. Регулярно посещать эти занятия не хватило терпения, и вскоре я это дело забросила. На танцах же с удивлением обнаружила, насколько же похожи некоторые упражнения абхинайи (это, как мы помним, искусство пантомимы) на лечебную гимнастику из моего детства. Жаль, что не начала танцевать лет 15 назад, глядишь бы, не пришлось носить контактные линзы.

Также индийский танец способен нормализовать давление и укрепить сердце. Отбивая различные ритмические рисунки ногами можно добиться как повышения давления при гипотонии, так и его понижения при гипертонии. Традиционно индийцы танцуют босиком, благодаря чему массируются многочисленные активные точки стопы, на которых в наше время основывается рефлексотерапия.

Сложная координация движений заставляет отвлечься от житейских проблем и погрузиться в мир танца. Стоит только вспомнить о чем-нибудь постороннем, как собьешься с ритма и все испортишь. Поэтому во время занятий сохраняется предельная ясность мысли, душа словно отдыхает. Или, как сказано в древнем танцевальном трактате: «Куда идет рука, идет глаз; куда идет глаз, идет разум; куда идет разум, идет сердце, а где сердце — там сущность жизни».

Поэтому в своем новом увлечении для себя я вижу массу плюсов. В юности я перепробовала разные виды фитнеса: шейпинг, степ-аэробику, даже бодибилдинг. Что-то мне нравилось, что-то — нет, но, впервые занявшись танцами (индийским и танцем живота), я поняла: «А вот это действительно мое!».