Танец живота

Тема «Методика проведения занятий по бальному танцу»

После изучения темы студенты должны знать:

1. Особенности построения урока бального танца.

После изучения темы студенты должны уметь:

1. Проводить урок бального танца.

Проведение урока бального танца

Составление плана урока бального танца

Подбор музыкального материала к уроку

Обзор учебно-методической литературы по бальному танцу

Подготовка к проведению урока бального танца (сочинение комбинаций)

1. Мур А., Бальные танцы [Текст]: Метод. пособ. / — А. Мур. — М.: ООО Астрель, 2004. – 319 с.

2. Регацциони Г., Бальные танцы [Текст]: Метод. пособ. / Г. Регацциони, А. Маджони, М. Анджело. — М.: БММ АО, 2001. – 92 с. (Учимся танцевать).

3. Регацциони Г., Латиноамериканские танцы [Текст]: Метод. пособ. / Г. Регацциони, А. Маджони, М. Анджело — М.: БММ АО, 2001. – 92 с. — (Учимся танцевать).

4. Кауль Н., Как научиться танцевать. Спортивные бальные танцы [Текст]: Метод. пособ. / Кауль Н. — Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 352с.

5. Положение Федерации Танцевального Спорта России «О допустимых фигурах в спортивных бальных танцах»

6. П. Боттомер, Учимся танцевать [Текст]: Метод. пособ. / П. Баттомер. — М.: Эскмо – Пресс, 2001.

7. У. Лерд, Техника латиноамериканских танцев. Ч. I. [Текст]: Метод. пособ. / У. Лерд. — М.: Артист, 2003. – 180 с.

8. У. Лерд, Техника латиноамериканских танцев Ч. II. [Текст]: Метод. пособ. / У. Лерд. — М.: Артист, 2003. – 180 с.

1. Бальный танец как средство воспитания.

2. Школа бального танца.

3. Построение урока бального танца. Составные части урока, их соразмерность в разные периоды обучения.

4. Музыкальное сопровождение урока бального танца.

5. Роль педагога в школе бального танца.

1. Бальный танец как средство воспитания.

Бальный танец играет немаловажную роль в воспитании молодёжи. Это связано с многогранностью бального танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития и образования. Конечно, в процессе обучения все эти средства взаимосвязаны, взаимообусловлены.

Освоение бальных танцев, как и любого другого вида хореографии, связано с определённой тренировкой тела. Поэтому обучение предполагает специальные тренировочные занятия, построенные на основных положениях, позициях и элементах бального танца. Эти тренировочные занятия и собственно исполнение бального танца дают значительную спортивно-физическую нагрузку. Не случайно ещё в Древней Греции отмечались большие возможности танца в физическом развитии молодых людей. Особенностью танца является гармоническое развитие тела. Без гипертрофии тех или иных мышц. Систематические занятия танцем соразмерно развивает фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека собранность, элегантность. Танец учит логическому, целесообразно организованному, а потому грациозному движению. Эти качества танца поднимают значение преподавания бальной хореографии в системе воспитания.

Бальный танец оказывает также большое влияние и на формирование внутренней культуры человека. Занятия бальным танцем органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость – вот те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни. Поскольку учебный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия танцем развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.

Бальный танец одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. Как и всякое искусство, бальный танец способен приносить глубокое эстетическое удовлетворение. Человек, который хорошо танцует, испытывает неповторимые ощущения от свободы и лёгкости своих движений, от умения владеть своим телом, его радуют точность, красота, пластичность, с которыми он исполняет сложные танцевальные pas и т. д. Всё это само по себе уже служит источником эстетического удовлетворения. В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия. Исполнение танца, в том числе и бального, несёт в себе элементы художественного творчества. Танцующий стремится в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить своё настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает своё мировоззрение. Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определённые трудности, проделывает определённую немалую работу, для того чтобы эта красота стала ему доступна. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже чувствует прекрасное во всех его проявлениях: в искусстве, в жизни. Его художественный вкус становится более тонким, эстетические оценки явлений жизни и искусства — более зрелыми.

Бальный танец является эффективным средством организации досуга молодёжи, культурной формой отдыха. Танцевальное искусство, давая выход энергии молодёжи, наполняет её бодростью, удовлетворяет потребность человека в празднике, в зрелище, игре. Бальный танец выступает также средством массового общения людей. Даёт возможность содержательно провести время, познакомиться, подружиться. В часы досуга молодёжь заполняет танцевальные залы, приходит на вечера танца, танцевальные площадки, в парки и Дворцы культуры, танцует на семейных праздниках, на вечерах отдыха, в ресторанах, клубах – везде танец несёт людям радость, украшает их жизнь и быт. Это делает интерес к бальному танцу неизменным.

2. Школа бального танца. Школа это подготовка начинающих танцоров для танцевально-спортивных клубов, в которых повышается уровень танцевальной культуры, а также участие на танцевальных соревнованиях: конкурсах, турнирах, чемпионатах городского, областного, регионального, российского, международного масштаба. Школа танца, как и танцевально-спортивный клуб входит в состав культурно-массового отдела дома или дворца культуры и утверждается в районных органах культуры. За реализацию плана работы школы отвечает руководитель того отдела ДК, к которому школа будет прикреплена.

При организации школы бального танца важно определить принципы работы, цели и задачи школы, совместно с администрацией дворца культуры, разработать конкретное положение о школе и составить её смету. Как правило, все школы танцев существуют на самоокупаемости, поэтому количество обучающихся должно обеспечивать рентабельность школы.

При составлении плана работы школы танцев, учитываются следующие разделы:

· цели и задачи школы танцев;

· правила работы школы;

· план построения занятий;

· педагогический состав школы;

· общественные органы управления.

3. Построение урока бального танца. В школу танца приходят люди разных возрастов и профессий, объединённые общим желанием – научиться танцевать. Поэтому, занятия в школах проходят группами по возрастам. Длительность занятий, их периодичность и содержание могут быть разными. В школе бального танца принята такая же форма организации учебных занятий, как и в танцевально-спортивных клубах: группа занимается по времени с учётом возрастных особенностей.

В начале урока группа занимает положение в зале в шахматном порядке: первые линии – девочки (девушки), задние линии мальчики (юноши), иногда построение в зале может быть попарно, т. е. дама справа от партнёра также в линии и в шахматном порядке. Педагог здоровается с группой, делает поклон, группа отвечает поклоном.

Затем следует первая часть урока – разминка под музыку. Задачей этого этапа урока является овладение правильной постановкой корпуса, головы, ног, рук, развитие координации движений, необходимой для исполнения танцев, правильной постановкой дыхания. Педагог использует весь богатый арсенал упражнений классического, бального танца и современной танцевальной пластики. Упражнения, включаемые в разминку, помогают учащимся приобрести выразительность и красоту в движениях. Разминка заставляет учащихся не только разогреть мышцы, но и психологически настроиться на разучивание элементов, из которых затем сложатся танцевальные вариации.

Следующая — основная часть урока – непосредственное разучивание танцевального материала. Разучивание танцев проводится в следующей последовательности:

Вводное слово педагога. Перед разучиванием нового танца педагог сообщает о нём некоторые сведения. Если название не совсем понятно, даёт объяснение к названию (например, полонез – старинный танец польского происхождения). Затем педагог даёт общую характеристику танцу – говорит об истории его возникновения, отмечает характерные особенности музыки и хореографии. Если танец построен на элементах народной пляски, рассказывает о характерных чертах плясок данного народа. Если танец относится к группе старинных, то сообщает сведения о времени, когда он появился, о стиле исполнения и этикете тех лет и т. д.

Затем слушается музыка к танцу, определяется её характер, темп, музыкальный размер, ритмический рисунок, определяется строение (части музыкального предложения, фразы).

Следующий этап — разучивание элементов танца, танцевальных движений, поз, переходов и рисунка танца. Приступая к разучиванию движений, поз, переходов, рисунка, педагог объясняет и показывает их сам, затем тоже повторяют ученики. Этот метод является традиционным и широко используется при обучении. Существуют и другие методы разучивания танцевальных движений. Выбор метода зависит от сложности его структуры, входящих в него элементов. Метод разучивания по частям сводится к делению движения на простые части и разучиванию каждой части отдельно с последующей группировкой частей в нужной последовательности в единое целое. Этим методом разучивается, например шаг польки, который можно разложить на две части: подскок и тройное переступание; или движение вальса, где можно разучивать отдельно сначала первую половину поворота, затем вторую. Целостный метод разучивания заключается в разучивании движения целиком в замедленном темпе. Этим методом удобно разучивать простые движения – боковой галоп, русский переменный шаг, а также сложные движения, которые нельзя разложить на отдельные самостоятельные части – шассе, балансе и т. д. Для разучивания особенно сложных движений может быть применено временное упрощение – этот метод заключается в том, что сложное движение сводится к упрощённой форме, а затем движение постепенно усложняют, приближаясь к законченной форме. Например: шаг польки разучивают как приставной шаг, затем приставной шаг на полупальцах, без подскока на «и» при подъёме ноги вперёд и в окончательном виде – с подскоком. Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки, но, используя их вместе можно добиться хороших результатов. «При развитии танцевальных способностей следует в равной степени работать над движением рук и ног. Если внимание обращено только на ноги и забываются руки, корпус и голова – не будет достигнуто полной гармонии движений» — А. Я. Ваганова. Этим принципом должен руководствоваться педагог, работающий в самодеятельных коллективах, в том числе и педагог бального танца. Одновременно с разучиванием упражнений для рук и корпуса должна вестись постоянная работа над позами и положениями в парном танце. Положения рук и позы в парном танце разучиваются сначала в положении стоя на месте, затем закрепляются на простом танцевальном шаге, и лишь когда положения рук и поза легко и естественно принимаются учащимися, можно закрепить их на шаге польки, шассе, вальса и т. д. Полезно при разучивании положений рук и поз в парном танце объяснять и показывать каждый элемент отдельно. Такой метод позволяет добиться лучшего запоминания правил исполнения, более точного повторения элементов всеми учащимися. В заключении разучивается соединение танцевальных движений, поз, переходов, рисунка в танцевальные комбинации, которые разучиваются и отрабатываются. Затем комбинации собираются в фигуры танца, а фигуры в целый танец. Фигуры танца и весь танец многократно повторяются учащимися и в целях запоминания, и для достижения более грамотного музыкального и выразительного исполнения.

Движения – комбинации – фигуры – танец.

В спортивном бальном танце существуют:

Дети – 1 Дети в возрасте 9 лет и младше

Дети – 2 Дети в возрасте 10 – 11 лет

Юниоры – 1 Возраст 12 – 13 лет

Юниоры – 2 Возраст 14 – 15 лет

Молодёжь Возраст 16 – 18 лет

Взрослые Возраст 19 – 35 лет

Сеньоры Возраст 35 лет и старше.

Классы — E D C B A по сложности исполняемых фигур и вариаций обязательных танцев.

Класс E – начинающие взрослые и юные танцоры исполняют программу этого класса сложности. Европейская программа – медленный вальс, венский вальс, квикстеп (в такой последовательности они и проучиваются); Латиноамериканская программа – самба, ча-ча-ча, джайв (в такой последовательности они и проучиваются). В каждом танце есть ограничения в композиции и подборе исполняемых фигур. В категории «Юниоры – 1» Существуют ограничения даже по танцевальным костюмам – запрещается использовать украшения из камней, стразов, перьев.

Класс D — европейская программа – медленный вальс, танго, венский вальс, квикстеп (в такой последовательности они и проучиваются); латиноамериканская программа – самба, ча-ча-ча, румба, джайв (в такой последовательности они и проучиваются).

В остальных классах исполняются полные программы танцев в соответствии со спортивно-танцевальной классификацией.

В школе бального танца обучающиеся изучают танцы и их фигуры не сложнее класса D Так, как задачей школы бального танца является грамотное исполнение учебных вариаций и фигур, входящих в них. Участники школы танца, окончив полный курс обучения, могут по желанию продолжить занятия в танцевально-спортивном клубе, пройдя конкурсный отбор. Далее они продолжают обучение спортивному бальному танцу, и по мере подготовленности (в той или иной возрастной категории) принимают участие в танцевальных турнирах.

Программа школы бального танца.

Программа школы бального танца может быть разделена, примерно следующим образом:

Дети дошкольного и младшего школьного возраста:

ü Танцы детской ритмики и танцы на основе историко-бытового танца;

ü Европейская программа – медленный вальс, венский вальс (правый поворот), квикстеп (быстрый фокстрот).

ü Латиноамериканская программа – самба, ча-ча-ча, джайв.

Дети школьного возраста:

ü Европейская программа – медленный вальс, танго, венский вальс (правый поворот), квикстеп (быстрый фокстрот).

ü Латиноамериканская программа – самба, ча-ча-ча, румба, джайв.

ü Европейская программа – медленный вальс, танго, венский вальс (правый поворот), квикстеп.

ü Латиноамериканская программа – самба, ча-ча-ча, румба, джайв.

4. Музыкальное сопровождение урока бального танца. Важным компонентом урока является его музыкальное сопровождение. Как известно музыка является ритмической основой любого танца, но далеко не ритмом ограничивается её роль. Если бы это было так, то танцевали бы только под счёт и удары. Музыка создаёт эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Связь музыки и жеста, музыки и движения органична для природы человека. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное, т. е. обусловленное той или иной хореографической образной формой, организованное во времени и пространстве. В этой созидательной активности кроются особенности музыкально-пластического воспитания – одной из задач обучения бальной хореографии. Умению слушать и понимать образный язык музыки, разбираться в основных формах и выразительных средствах, легко и непринуждённо двигаться в ритме определённой музыки, получать удовольствие от её красоты – всему этому учит танец. Безусловно, качество музыкального произведения, характер исполнения имеют первостепенное значение. Поэтому так важен отбор музыкального сопровождения и в период обучения, и для вечеров танца. Общая черта танцевальной музыки – определённость и повторность ритмов, внятная акцентировка сильных долей, отчётливость их выражения. Отступления от этого правила редки.

В написании танцевальной музыки, в том числе бальной, имеются богатые традиции. Многие народные и бальные танцы получили отражение в творчестве ведущих композиторов и даже композиторов классиков. Это придала танцевальной музыке художественную ценность. На протяжении веков танцевальные мелодии культивировались целым рядом поколений музыкантов. Так накопились определённые традиции в создании музыки для бальной хореографии. Музыкальный материал для каждого изучаемого танца должен быть в нескольких вариантах: для разучивания – замедленный темп, для исполнения – нормальный темп. Музыка для танцев должна быть ясной и выразительной.

Наряду с практическим освоением танцев, программа школы бального танца должна включать и лекции по истории танца, основам музыкальной грамоты, правилам этикета и культуре поведения, беседы о роли танца в общественной жизни, характере и технике исполнения различных танцев. С первых уроков следует воспитывать у обучающихся сознательное отношение к занятиям, собранность и дисциплину, начиная с внешнего вида обучающихся, умения правильно стоять, ходить, вежливо пригласить на танец.

5. Роль педагога в школе бального танца. Направление работы коллектива, его конкретные задачи определяют выбор методов и приёмов обучения, индивидуальный состав и подготовленность учащихся каждого конкретного коллектива, вносят коррективы в работу. Поэтому так важен вдумчивый, творческий подход педагога к каждому определённому коллективу учащихся. Именно такая аналитическая работа, как в начале, так и в процессе всего обучения обеспечит эффективность освоения учащимися программы.

Наибольшую сложность для педагога представляет работа с начинающими. Они быстро устают, допускают много ошибок при исполнении, быстро забывают пройденный материал. Чтобы добиться хороших результатов в обучении и воспитании, педагог должен использовать такие приёмы, которые делают урок интересным, концентрируют внимание учащихся. Однако занимательное надо умело сочетать с малоинтересным, но необходимым, находить правильное соотношение между — занимательным и серьёзным в обучении.

Способы повышения эффективности обучения бальному танцу:

Занятия должны быть разнообразными по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев), по набору применяемых методов (беседа небольшая в виде вопросов и ответов, прослушивание музыки и самостоятельный её разбор, наблюдение учащихся за объяснением и показом педагога, разучивание и повторение движений, танце). При повторении необходимо избегать однообразия, скуки, вносить в знакомое движение, танец элемент новизны, предъявлять требования, ставить новые задачи. Любое задание, которое предлагает педагог, должно соответствовать степени подготовленности к нему. Весь процесс обучения необходимо строить на сознательном усвоении знаний и навыков. Это пробуждает интерес к занятиям, повышает запоминание. Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать одно и тоже движение, танец, долго объяснять, пытаться научить всему сразу. На уроке следует закрепить все навыки, которые вырабатывались ранее, повторить пройденные движения и фигуры, уточнить освоенное не до конца.

Обучение бальному танцу лучше начинать с детства. Поэтому среди коллективов бального танца значительное место занимают детские коллективы. Младшие школьники – слабо развиты мышцы, поэтому дети быстро устают от физических нагрузок. Из-за слабости мышц спины они не способны долго удерживать корпус в подтянутом состоянии. Педагог должен обратить внимание на укрепление и развитие мышц, формирование устойчивых навыков правильной осанки и совершенствование основных естественных движений. Слабость дыхательных мышц, недостаточно развитая сердечно-сосудистая система – все эти особенности требуют от педагога очень осторожного увеличения физической нагрузки и чередования быстрых темпов с умеренными и медленными. У детей младшего школьного возраста недостаточно развит анализаторный аппарат: зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная чувствительность, несовершенно восприятие — дети не умеют долго слушать музыку, неточно воспринимают движения, плохо ориентируются в пространстве и времени. Развитие органов чувств, сенсорных умений и совершенствование восприятия должны стать первоочерёдной задачей обучения. Координация движений и моторная память быстро развиваются посредством упражнений. Занятия строятся на простом материале и включают элементы игры или соревнования, тем самым развиваются и такие качества – воля, настойчивость, целеустремлённость, упорство, дисциплинированность.

В возрасте 11 -14 лет начинается половое созревание детей, что, в свою очередь, сказывается на внешнем виде и взаимоотношениях мальчиков и девочек. Они стесняются становиться в пары, смущаются при выполнении танцевальных движений.

Серьёзная вдумчивая работа с детским коллективом по обучению танцу, правильный учёт возрастных психологических особенностей позволяют выделить основную направленность в работе педагога: внимание сенсорному воспитанию, развитие музыкальности, танцевальной координации движений, умения ориентироваться в пространстве, формирование первоначальных навыков и умений.

Методические указания для самоподготовки:

После изучения основных вопросов темы ответьте на следующие вопросы:

1. Дайте характеристику роли бального танца в воспитании детей и молодёжи.

2. Сравните структуру урока бального танца и классического танца.

3. Что такое школа бального танца?

4. Перечислите возрастные категории и классы спортивного бального танца.

5. Танцы и фигуры, какого класса изучают в школе бального танца?

6. Какие методы и приёмы может использовать педагог при обучении в школе бального танца?

План-конспект урока на тему:
Разработка урока по бальному танцу

Материал представляет собой комбинацию готовых развернутых движений танца ча ча ча ,включающий счет и последовательное изучение материала.

Предварительный просмотр:

Материал к танцу «Ча-ча-ча».

Ча-ча-ча шассе вправо

Небольшой шаг правой ногой в сторону, правое колено согнуто

Левая нога приставляется к правой ноге, вес переносится на левую ногу, оба колена слегка согнуты (расслаблены)

Небольшой шаг правой ногой в сторону, оба колена выпрямлены

Ча-ча-ча шассе вправо

Начинают с левой ноги аналогично исполнению ча-ча-ча шассе вправо.

Для продвижения вперед или назад используют технический прием латинский кросс (лок).

Ча-ча-ча лок вперед с правой ноги

Небольшой шаг правой ногой вперед, колено выпрямленное, ведущее правое плечо

Приставить левую ногу скрестно сзади правой ноги (лок), оба колена слегка согнуты, левое колено вложено позади в правое колено

Небольшой шаг правой ногой вперед, оба колена выпрямлены, ведущее правое плечо

Ча-ча-ча лок назад с правой ноги

Небольшой шаг правой ногой назад, колено выпрямленное, правое плечо

Приставить левую ногу скрестно перед правой ногой (лок), оба колена слегка согнуты, правое колено позади вложено в левое колено

Небольшой шаг правой ногой назад, оба колена выпрямлены, ведущее правое плечо

Аналогично исполняется ча-ча-ча лок назад с левой ноги.

Изменение формы ча-ча-ча шассе

Для исполнения некоторых фигур танца (хоккейная клюшка, алемана и др.) партнеру необходимо станцевать ча-ча-ча шассе практически на месте, без продвижения, т.е. «компактное» шассе. Существуют два типа «компактного» шассе: ронд (круговое движение) шассе и хип-твист шассе (с поворотом бедер).

Левую ногу поставить накрест позади правой ноги (латинское сокращение) с небольшим круговым движением (ронд), колени согнуты, бедра посредине

Небольшой шаг правой ногой в сторону, колени согнуты

Шаг левой ногой в сторону, колени выпрямлены, бедра влево

Шаг правой ногой вперед и накрест левой ноги, колени согнуты, бедра влево

Левую ногу приставить к правой ноге, колени согнуты, бедра посередине

Шаг правой ногой в сторону, колени выпрямлены, бедра влево

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це.

урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания.

Урок — обобщение знаний по теме «Устройство компьютера». Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер — клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче.

Тема «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока: освоение учащимися знания о вк.

Разработка урока по теме «Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта.

План-конспект урока по геометрии для 8 класса.Урок разработан учителем математики Шунаевой Т.А. Тема урока: Параллелограмм. Решение задач.Цели урока Продолжить формирование умений решать задачи н.

Конспект открытого занятия по бальным танцам

Успейте воспользоваться скидками до 70% на курсы «Инфоурок»

Конспект открытого занятия по бальным танцам

Цель : учить исполнять (танцевать) Базовые шаги и фигуры самбы ( «Ботафого с продвижением вперед», «Вольта с продвижением влево и вправо» ).

разучивать базовые шаги и фигуры самбы ( «Ботафого с продвижением вперед», «Вольта с продвижением влево и вправо» ) ;

знакомить детей с музыкальным размером, характером исполнения танца самба;

подготовить (разогреть) мышцы рук, ног, корпуса к занятию;

воспитывать вежливое отношение к партнеру(ше);

развивать физические данные ребенка, память, внимание, развивать координацию движений, музыкальный слух, способствовать формированию правильной осанки;.

Вводная часть занятия

Основная часть занятия

Вводная часть занятия

приглашение детей в зал;

расстановка по линиям в шахматном порядке.

Педагог: Сегодня на занятии мы продолжим знакомство с латиноамериканским танцем самба.

Прежде чем мы с вами перейдем к разучиванию движений танца, мы должны разогреть наших мышцы, т. е. сделать разминку. Для этого я поставлю вас в две линии, в шахматном порядке, чтобы вы не мешали друг другу, видели себя в зеркале.

Разминка: на середине зала

Комплекс общих и специальных физических упражнений

упражнения для улучшения гибкости шеи;

упражнения для улучшения эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов;

упражнения для улучшения подвижности локтевого сустава и эластичности мышц плеча и предплечья;

упражнения для увеличения подвижности лучезапястных суставов, развития эластичности мышц кисти и предплечья;

упражнения для улучшения подвижности гибкости суставов позвоночника;

упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов;

упражнения для улучшения подвижности коленных суставов;

упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы;

Педагог: После активной разминки нам необходимо восстановить дыхание, это очень полезно для нашего организма – у нас улучшается кровообращение и укрепляется весь организм.

Педагог: А сейчас мы продолжим разминку на полу, вы можете взять коврики.

Дети устраиваются на ковриках

Комплекс упражнений на ковриках

упражнения для увеличения подвижности голеностопного сустава и эластичности мышц голени и стопы;

упражнения для улучшения подвижности гибкости суставов позвоночника;

Педагог: Исходное положение – сидя, опора на руки сзади, спина прямая, ноги вытянуты перед собой. Вытягиваем носочки от себя, при этом колени максимально натянуты. Сидим в таком положении 30 секунд, затем вытягиваем носочки на себя, делаем «сокращенные» стопы, колени продолжаем тянуть.

Упражнение выполняется 6 раз.

Педагог: Исходное положение – то же. Вытягиваем вперед носочки и ложимся грудной клеткой на вытянутые ноги, колени продолжаем тянуть. Дыхание ровное, спину стараемся не сутулить.

Педагог: Следующее упражнение – «Кошка-верблюд», первая поза – кошка, стоим на четвереньках и выгибаем спину к полу, вторая поза – верблюд, выгибаем спину к потолку.

Позы меняются три раза.

Педагог: Исходное положение – лежа на животе, правую руку вытягиваем в сторону, начинаем перекатываться с живота на правый бок, левой рукой стараемся дотянуться до правой. Следим за правой рукой, стараемся ее не опускать ниже.

То же самое с левой руки.

Педагог: Займите свои места у станка, соблюдайте интервал. Исходное положение – лицом к станку, ноги в широкой II п., спина прямая, руки на станке. Начинаем с выпадов вправо. При выполнении упражнения необходимо максимально выворачивать колени в разные стороны, копчик держать ровно, не выпячивать, стопы держать во II п.

Выпады на 4 счета в каждую сторону, 8 раз.

Педагог: Далее делаем глубокие выпады, ноги расставляем шире, садимся до конца, копчик держим «в себя», колени также максимально разворачиваем в разные стороны.

Выпады на 8 счетов в каждую сторону, 4 раза.

Педагог: Исходное положение – ноги по VI п., руками держимся за станок, выводим прямую правую ногу назад, пятку левой ноги от пола не отрываем, начинаем разворачивать правую ногу в выворотное положение, спина ровная.

Выполняется на 8 счетов с каждой ноги, 2 раза.

Педагог: Возвращаемся на коврики, исходное положение – сидя, правую ногу вытягиваем в сторону, левую ногу за себя, правую руку кладем перед собой на пол, левой через голову тянемся к правой ноге, колено правой ноги вытянуто.

Выполняется на 8 счетов

Педагог: Не меняя положение ног, разворачиваем корпус вправо, обеими руками тянемся к носочку правой ноги, грудной клеткой ложимся на правую ногу.

Выполняется на 8 счетов

То же самое с левой ноги

Педагог: Меняем положение на разножку, максимально разводим ноги в стороны, вытягиваем колени и носочки и ложимся корпусом вперед.

Выполняется на 8 счетов

Педагог: Разводим ноги чуть шире, снова ложимся корпусом вперед.

Выполняется на 8 счетов

Педагог: А сейчас делаем стойку «свечка» и разводим ноги в сторону, держим положение 8 счетов.

Педагог: А теперь, чтобы наши ноги отдохнули, мы с вами покатаемся на спине. Исходное положение – лежа на спине, сгибаем колени, обхватываем ноги и катаемся на спине, как лодка в море.

Выполняется 1-2 минуты

И в заключение растяжки садимся на шпагат, сидим 10 секунд на каждом.

Правый, левый и поперечный шпагат

Педагог: А теперь вы можете убрать коврики и немного отдохнуть.

Перерыв для детей

Педагог: Самба, как вы уже знаете, — бразильский танец. Танец обрёл мировую известность благодаря бразильским карнавалам. Бразильцы так полюбили самбу, что она стала их национальной музыкой. Одна из разновидностей самбы вошла в обязательную пятёрку латиноамериканской программы бальных танцев. Для бального танца самба характерны частая смена положений партнеров, подвижность бёдер и общий экспрессивный характер. Сейчас я продемонстрирую видео бразильского карнавала и видео с международного конкурса по бальным танцам, чтобы вы наглядно представляли себе, как отличается характер исполнения в зависимости от того, где его танцуют.

Педагог: Какой вариант исполнения вам больше понравился?

Дети: высказывают свое мнение

Педагог: Давайте вспомним основные движения, которые мы уже изучили. Как они называются?

Дети: «Основное движение», «Самба ход на месте»

Педагог: Молодцы, давайте в пол ритма вспомним, как эти движения танцуются.

Исполнение в пол ритма «Основное движение», «Самба ход на месте»

Педагог: Сегодня мы изучим еще два движения — «Ботафого с продвижением вперед» и «Вольта с продвижением влево и вправо». Ботафого: начинаем движение в самбе с «пружинки» — сгибаем колени и подаем бедра вперед. На счет «раз» правой ногой шагаем накрест вперед, колени уходят в «пружинку», на счет «и» левую ногу выносим в сторону, оба колена выпрямляются, на счет «два» переносим вес тела на правую ногу, сгибаем ее, левая нога натянута до носочка. То же самое с левой ноги.

Демонстрация движения в пол ритма, дети повторяют после просмотра. Разучивание движения 3-4 минуты медленно, затем темп ускоряется.

Педагог: Молодцы, следующее движение — «Вольта». Это движение можно исполнять и вправо и влево до тех пор, пока хватит место в зале. На счет «и» вырастаем на носочки правой ногой шагаем в сторону. На счет «раз» левой ноги шагаем вперед накрест, колено в колено, как мы это делали в «Ботафого», уходим вниз. Повторяем.

Демонстрация движения в пол ритма, дети повторяют после просмотра. Разучивание движения 3-4 минуты медленно, затем темп ускоряется. Вправо на две 8-ки, влево на две 8-ки.

Педагог: Хорошо, теперь мы можем их соединить с уже изученными движениями в небольшую связку. Итак, схема:

«Самба ход на месте»

«Вольта с продвижением вправо и влево»

Каждое движение на одну 8-ку.

Исполнение в пол ритма с педагогом, затем в ритм самостоятельно.

Педагог: Молодцы. Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, пожалуйста, какой танец сегодня мы научились танцевать? Какая страна является родиной танца самба? Вы молодцы, были внимательными и выполняли движения правильно. Спасибо.