Русская народная песня в обработке композиторов-классиков

Русская народная песня в обработке композиторов-классиков

1-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с различными вариантами народных песен и их обработками.

П е д а г о г. Народные песни существуют издавна. Матери и бабушки убаюкивали младенцев ласковыми колыбельными, развлекали их пестушками и потешками («Идёт коза рогатая», «Ладушки», «Сорока-ворона» и др. Пропойте с детьми песенки-потешки «Сорока-ворона», «Петушок». Затем предложите послушать эти песенки-потешки в обработке А. К. Лядова в исполнении детского хора).

Подрастая, дети участвовали в праздниках: встречали и провожали Масленицу, закликали весну, допускались на взрослые посиделки и хороводы, где начиналось усвоение норм и правил жизни. Существовало множество свадебных песен, песен о семейной жизни. Невеста прощалась с родительским домом, с подружками. На свадьбе пели песни-причитания, оплакивающие зачастую несчастную долю невесты, которую иногда выдавали за старого богатого, но немилого сердцу человека.

В песнях о семейной жизни звучала грусть молодой женщины о родительском доме, о родной стороне.

Если девушка выходила замуж по любви, в песнях звучали другие настроения. Иногда одну и ту же песню о семейной жизни пели по-разному (даже с разными словами) в зависимости от того, удачным ли оказалось замужество. Хороводная песня «Во поле берёза стояла» существует в двух вариантах.

Русские композиторы делали обработки народных песен: сочиняли к ним аккомпанемент, в котором подчёркивали то или иное настроение. Послушайте две разные обработки песни «Во поле берёза стояла». Первая сделана композитором Н. Римским-Корсаковым. Какое настроение передано в этом варианте песни? (Играет ее.)

Д е т и. Грустное, печальное, жалобное.

П е д а г о г. Да, в обработке Н. Римского-Корсакова эта песня звучит как плач, в ней рассказывается о загубленной девичьей судьбе, о девушке, выданной за немилого. Песня звучит горестно, будто причитание. Послушайте, как мрачно звучат аккорды аккомпанемента, которые словно застыли на низких, суровых звуках в басу. (Исполняет первую часть песни.)

Во второй части песни мелодия звучит в низком регистре, жалобно, тоскливо, а в верхнем голосе появляется словно плачущий подголосок мелодии, спускающийся вниз. (Исполняет фрагмент.)

И снова в конце песни возвращаются унылые басы, звучат как мрачный колокольный звон. (Исполняет фрагмент и всю песню целиком.)

Вторая обработка этой песни сделана композитором А. Гурилёвым. Она передаёт совсем другое настроение — светлое, ласковое. Лёгкая, танцевальная песня рассказывает о счастливой в замужестве девичьей судьбе.

Во втором куплете звучит мягкая, изящная вариация, появляется ажурный, более быстрый аккомпанемент. В конце песни нежно позвякивают бубенчики. (Исполняет фрагменты и всю песню целиком. Этот вариант песни может быть использован для хороводов.)

2-е занятие

Программное содержание. Углублять представления детей об обработках русских народных песен. Сравнивать обработки одной мелодии, сделанные разными композиторами.

П е д а г о г. Песни слагались в народе. Они передавались от родителей к детям. Лучшие русские народные песни выживали, другие забывались, ведь песни не записывались, а передавались изустно. Композиторы стали собирать и записывать мелодии русских народных песен. Они сочинили к мелодиям аккомпанемент, обрабатывали песни для музыкальных инструментов или оркестра.

В обработках композиторы выражали своё отношение к песням, подчёркивая те или иные особенности, которые им казались важными. Если сравнить одну и ту же мелодию с аккомпанементом, написанным разными композиторами, будет понятнее, что представляет собой сама обработка народной песни.

Давайте сравним две обработки одной и той же народной песни, сделанные двумя великими русскими композиторами — Н. Римским-Корсаковым и П. Чайковским. Эта песня называется «Голова ль ты моя, головушка». Н. Римский-Корсаков и П. Чайковский по-разному относились к народным песням. Н. Римский-Корсаков любил и чаще использовал в своих произведениях старинные крестьянские песни. П. Чайковскому были ближе более поздние городские песни. Послушайте сначала народную мелодию без аккомпанемента. (Исполняет мелодию песни.)

Какой характер песни подчёркивает композитор Н. Римский-Корсаков в своей обработке? (Исполняет ее.)

Д е т и. Весёлый, плясовой.

П е д а г о г. Да, песня в обработке Н. Римского-Корсакова звучит как разудалая, лихая, молодецкая плясовая. Аккомпанемент мелодии варьируется, звучит по-разному, но характер темы — весёлый, плясовой — почти не меняется. (Песня звучит повторно.)

А как звучит эта песня в обработке П. Чайковского? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Она более спокойная, плавная, напевная.

П е д а г о г. В обработке П. Чайковского — это инструментальная пьеса, которая вошла в его «Детский альбом». Называется «Русская песня». Она более мягкая, плавная, больше похожа на лирическую песню, чем на пляску. Аккорды и подголоски напоминают хоровое звучание. (Пьеса исполняется повторно.)

А в обработке Н. Римского-Корсакова слышно подражание различным русским народным инструментам — целому оркестру, который звучит мощно, широко.

На последующих занятиях дети оркеструют песню, передают разный характер музыки в движениях — движениях рук, танцевальных, плясовых.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Голова ль моя головушка. Русская нар. песня, mp3;
Во поле берёза стояла. Русская нар. песня (без вокала, в исп. Академ. оркестра нар. инстр.), mp3;
Во поле берёза стояла. Русская нар. песня (с вокалом), mp3;
Во поле берёза стояла. Русская нар. песня. Обр. Римского-Корсакова (без вокала), mp3;
Петушок. Русская нар. песня. Обр. Лядова (в исп. детского хора), mp3;
Сорока-белобока. Русская нар. песня. Обр. Лядова (в исп. детского хора), mp3;
Чайковский. Детский альбом. Русская песня (в исп. В. Горностаевой), mp3;
3. Сопровождающая статья — коспект занятий, docx;
4. Ноты для исполнения педагогом, jpg.

Образы романсов и песен русских композиторов

Автор: User. Чтобы познакомиться с картинкой полного размера, нажмите на её эскиз. Чтобы можно было использовать все картинки для урока музыки, скачайте бесплатно презентацию «Образы романсов и песен русских композиторов.ppt» со всеми картинками в zip-архиве размером 6495 КБ.

Образы романсов и песен русских композиторов

Образы романсов и песен русских композиторов

«Музыкальные композиторы» — Андре?й Я?ковлевич Эшпа?й (15 мая 1925) — советский и российский композитор. «Почему гениальное бесконечно живет? Почему модное быстро исчезает?… Народный артист СССР. Член Союза композиторов СССР с 1952 года. Лауреат Ленинской и Государственных премий СССР. Демонстрационный материал к уроку музыки (программа «Музыка» под ред.

«Могучая кучка композиторов» — Содружество композиторов 60-х годов 19 века. Половецкие пляски можно услышать в альбоме Хулио Иглесиаса Emocione. Основой музыкальных произведений композиторов кружка стала народная музыка. Милий Алексеевич Балакирев, Цезарь Антонович Кюи, Модест Петрович Мусоргский. Пропагандировали русское искусство за рубежом, создали Русское музыкальное общество – прообраз современной филармонии.

«Композитор» — Итал. композитор, скрипач-виртуоз, дирижёр. Оперы, оратории, церковные сочинения. Композиторы: Барокко (1600-1750) Классика (1750-1820). Георг Филипп Телеман. Георг Фридрих Гендель. Нем. композитор, пианист, дирижёр, жил в Вене. Франц Йозеф Гайдн. Людвиг ван Бетховен. Нем. композитор, капельмейстер и органист.

«Композиторы Кубани» — Композитор. Композитор Кубани. Народное изречение. Государственный ансамбль песни и пляски «Казачья вольница». Великий песенник Г.Пономаренко. Художественный руководитель Государственного оркестра народных инструментов Анатолий Винокур. Герои былин. Кто заселился на Кубань в 1792 г? Вероника Журавлева и Григорий Пономаренко.

«Великие композиторы» — Опера «Троянцы», Реквием, трактат «Дирижёр оркестра», «Мемуары». Балеты «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица». Пётр Чайковский. Крупнейший рус. симфонист, драматург, лирик. 4 симфонии, увертюры, сонаты, серенады. «Немецкий реквием». «Симф. этюды» д/фп., 4 симфонии, оратория «Рай и Пери».

«Композитор Глинка» — География творчества М. И. Глинки. Свой музыкальный язык Глинка создал на основе русской народной песни. В 1830-1834 гг. М., 1973–1977 Левашева О.Е. М.И.Глинка, кн. 1–2. Польский период. Итальянский период: Венеция. Польша — государство в Восточной Европе. В1851 году композитор находится в Варшаве, затем переезжает во Франция, а в 1854г.

Разработка «Образы романсов и песен русских композиторов»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Урок музыки в 6 классе

Образы романсов и песен русских композиторов.

Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков.

Татьяна Петрова в народном костюме

Руководитель Московского камерного хора Владимир Минин считает, что на Руси теперь совсем не поют, хотя мы русские по природе певческая нация. Песня — хранилище души народной, а без души и народа не будет. В ансамбле хорового пения, чем всегда славилась Россия, в гармонии соединяются души и сердца, а если перестанет народ петь свои песни, то он перестанет и существовать как нация.

Московский камерный хор

Русский человек в песне олицетворяет мир природы, проецирует на неё свои душевные свойства и переживания: «Липа вековая над рекой стоит. », «Калинка. ». В песнях утверждается безмерная широта русского характера, соответствующая безмерности русских необъятных просторов: «Ах ты, степь широкая. », «Вниз по матушке, по Волге. ».

«Липа вековая над рекой стоит. »,

В каждой из народных песен слиты воедино безмерные русские просторы и столь же безмерные страсти и душевные порывы. В й народной песне воспеты Алтай и Валдай, Урал и Сибирь, Тихий Дон и Волга, Байкал и Русский Север: «На диком бреге Иртыша. », «Славное море — священный Байкал. », «Жигули», «По Дону гуляет казак молодой. ». Даже, когда действие песни развертывается в пределах первопрестольной Москвы, и тут присутствует безмерная широта русской души: «Москва златоглавая» и «Вдоль по Питерской. » — песня, исполняемая великом русским певцом Федором Ивановичем Шаляпиным.

«На диком бреге Иртыша. »

На смену «российской песне» в начале XIX века приходит жанр «русской песни» — своеобразный вид песни-романса, ориентирующийся на фольклорную традицию. Основателем этого направления был А. Мерзляков. Самая знаменитая песня Мерзлякова — «Среди долины ровныя…»- вышла в народ, как и многие другие «русские песни.

«Среди долины ровныя»- картина

Сегодня я нисколько не боюсь

С двадцатым веком временно расстаться —

Позвольте я в любви Вам объяснюсь

Высоким слогом русского романса:

Я Вас люблю, я думаю о Вас,

Вы для меня — смятение отныне.

Покорно жду ответа Ваших глаз,

И повторяю в мыслях Ваше имя.

Мелодии, популярные в те далекие времена,

не потеряли своего очарования и первозданной свежести и сегодня. Трудно представить себе людей, не слышавших «Очи черные», «Гори, гори моя звезда», «Калитка», «Я вас любил»… Многие русские композиторы прославились благодаря сочинению романсов. Интересно, что имя Светлана впервые появилось в романсе «Светлана и Мстислав». Василий Андреевич Жуковский взял из романса Востокова имя для героини своей баллады. Старинный романс – это совершенно особый жанр, в нем затрагивается внутренний мир человека, душа, чувства; тоже слышится размышление, воспоминание о чём-то ушедшем, дорогом. К романсу обращались композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв, Булахов и многие другие.

«Светлана»- К. Брюллов

Любили старинный русский романс М. Глинка. Вершиной романсного творчества являются произведения П. Чайковского и С. Рахманинова. Старинные русские романсы разнообразны по содержанию и настроению, но среди них всегда было больше печальных, чем радостных и весёлых. Даже в безудержной лихости непременно слышится своя грустная, часто запрятанная вглубь, но всегда так остро колющая сердце нота. Человеку чуткому с трудом удаётся подавить подкатывающий к горлу тёплый комок не то радости, не то печали от зазвучавшей вдруг в душе забытой струны. Особое место среди других занимают романсы о ямщиках, которые в XIX веке путешествуя по бескрайним просторам, лучше всех чувствовали и понимали, что такое душа России…

О. Маслов «Русский романс»

Кого на Руси называли ямщиком?

В словаре Ожегова слово ямщик трактуется, как возница на ямских лошадях, перевозящая почту, грузы и пассажиров. Позднее ямщиком стали называть и того, кто управлял этой возницей.

У русского человека судьба, мысли и чувства, воспоминания и размышления неразрывно связаны с природой. Широта и распевность мелодий русских песен и романсов связывается с открытостью, щедростью души русского человека. Знаменитая певица Лидия Русланова, выступая на слете ямщиков в конце 20-х годах прошлого столетия, говорила, что существует более 80-ти песен о ямщиках. Так как в романсе «Колокольчик» затрагивается тема природы и души русского человека. Автор романса «Колокольчик» Александр Гурилев, сын крепостного крестьянина сочинил романс, напоминающий русскую лирическую песню. Музыкальное образование Гурилев получил от своего отца, крепостного музыканта. Написал более 200 романсов, которые имеют преимущественно меланхолический, задушевный характер, они легко поются, имеют простой аккомпанемент.

А. Гурилев — портрет

Варламовские романсы пользовались большой любовью московской публики и моментально разлетались по всему городу. Певец Бантышев заказал композитору новый романс, но тот все время тянул. Но певец был человеком упорным и стал приходить к Варламову каждое утро, когда композитор еще спал.

— Экий ты, право, — вознегодовал однажды Варламов. — Человек спит, а ты являешься, можно сказать, на заре! Напишу я тебе романс. Сказал же, напишу, и напишу!

— Завтра? — язвительно спрашивает Бантышев.

Утром певец, как всегда, является. Варламов спит.

-Это вам, господин Бантышев, — говорит слуга и передает раннему гостю новый романс, которому было суждено прославиться на всю Россию. Назывался романс «На заре ты ее не буди»!

А. Варламов — портрет

Романс «Белеет парус одинокий» написан на слова Лермонтова. В музыке композитор очень хорошо передал настроение стихотворения — стремительный порыв, жажду счастья. Сопровождение романса написано в энергичном ритме испанского танца болеро.

«Белеет парус одинокий» — иллюстрация

«Гори́, гори́, моя́ звезда́…» — русский романс Петра Булахова на слова Владимира Чуевского. Один из наиболее известных и популярных русских романсов. Он был написан в 1846 году композитором Петром Булаховым на слова Владимира Чуевского, студента юридического факультета Московского университета. Возможно, «тему» романса подсказало предсказание астрономом Леверье существования планеты Нептун в 1846 году. Спустя несколько месяцев планета была открыта Иоганном Галле. В мировую культуру романс «Гори, гори, моя звезда» вошёл как символ России, а в сознание русских людей как нечто обретающее смысл жизни, остающееся и после её земного существования, вечное и неизменное.

Анна Герман — фото

Граф Борис Сергеевич Шереметев остался в истории как автор самого популярного из вариантов романса «Я вас любил» на пушкинский текст. Музыка упоительно красивая и возвышенная, льется очень естественно, как будто находится в полной гармонии со словами. Композитор Шереметев являлся предводителем дворянства Волоколамского уезда, организовал музыкальный салон, который посещали соседи – дворяне. Известно, что он участвовал в Севастопольской обороне, служил в лейб-гвардии Преображенскому полку.

http://clubs.ya.ru/4611686018427462890/replies.xml?item_no=804

Однажды в Царском Селе проходил парад, которым Александр II остался недоволен. Последовало приказание: ни одного офицера из полка в Петербург не отпускать. Это было похоже на арест. Изнывая от скуки, гусары решили пригласить к себе цыганский хор. Всю ночь звучали песни, пол дрожал от пляски, а в перерывах звенели гитары. Забрезжил рассвет. За окнами стало белым-бело. Всё вокруг покрыл пушистый снег.

— Как красиво, как хорошо, — сказал Эраст Абаза. — Утро туманное, утро седое. Замечательно написал Тургенев. И он стал тихо напевать знакомые строки. Аккорды сменяли друг друга. Рождалась мелодия. Сначала вполголоса, затем всё громче вторил певцу хор цыган. Так на рассвете морозного утра родилась мелодия романса «Утро туманное”. Эраст Агеевич Абаза, гусар и одарённый музыкант-любитель. В Крымскую войну майор Эраст Абаза командовал батальоном в осаждённом Севастополе. Там и погиб в сражении у Корабельной бухты. Все в полку знали, что он написал на стихи Тургенева элегию «Утро туманное», помнили его красивый баритон.

Утро туманное

Начало XX века отмечено ростом технических достижений, популяризации романса способствуют граммофоны и пластинки. Романсы писались на стихи БрюсоваБлока, Бальмонта и других поэтов серебряного века. В основном это записи Вяльцевой, Паниной, Плевицкой, Давыдова. Исполнение старинных романсов требует особых навыков, особого мастерства, в консерваториях, как правило, не изучаемого. С этой проблемой сталкивались даже великие певцы: Шаляпин, Обухова, Нежданова…

Начиная с 30-х годов романсные интонации проникают и в кинематограф, например, в фильм «Веселые ребята», « Верные друзья»,

«Ирония судьбы», «Жестокий романс». Главная героиня фильма — Лариса Огудалова – поёт в фильме очень много романсов.

Лариса Гузеева в фильме «Жестокий романс».

В СССР в прокате был очень популярен фильм «Сестра его дворецкого», в котором американская актриса Дина Дурбин исполнила фрагменты трех романсов на русском языке — «Эй, ямщик, гони-ка к „Яру“…», «Калитка», «Две гитары». Последующие годы свидетельствуют о прочном укоренении романса в киномузыке.

Дина Дурбин — фильм «Сестра его дворецкого»

Классическая камерно-вокальная форма получает развитие в музыке Мясковского, Прокофьева, Шостаковича. Пишутся романсы на стихи А. С. Пушкина, А. А. Блока, М. И. Цветаевой, Микеланджело Буонарроти, а также романсы в форме музыкальной пьесы. («Романс» Шостаковича в ленте «Овод», Свиридова в фильме

«Овод» — сцена О. Стриженова и Н. Симонова

Музыка к театральным постановкам также обращается к романсу. Наиболее запомнившиеся публике театральные романсы – «Ты меня на рассвете разбудишь» и «Белый шиповник» А. Рыбникова (спектакль «Юнона и Авось»).

«Ты меня на рассвете разбудишь» с Певцовым

Романсовой интонацией пронизаны многие авторские песни Булата Окуджавы, Юрия Визбора. Романс можно встретить и в рок-музыке ( « Для вас любовь была, увы, забавным словом» Чигракова, «Романс № 4» Дианы Арбениной).

Диана Арбенина с гитарой

В книге «Елена Образцова» приводятся слова выдающейся певицы: «В опере много наглядно, предметно, реально. А в романсе я могу спеть мечту, воспоминание, недосказанность». За то время, что звучит романс, слушатель успевает воскресить в памяти ситуацию, прожить ее заново. Российские и зарубежные ученые провели множество исследований, результаты которых таковы: негромкое пение старинных русских романсов помогают снять стресс.

Елена Образцова — фото

Люблю я слушать русские романсы,

Волнующе и трепетно в душе,

Эстрада делает им реверансы,

Ей лучше чувств не передать уже!

Близка романсу Золушки судьба,

Всегда он был и бедным, и гонимым,

Ему чужда, неведома борьба,

И был то страстным, то таким ранимым!

Душа романса трепетно — красива,

А жанром развлекательным считался,

На фоне же эстрадного мотива

Он подлинно серьёзным оказался!

Исполнитель романсов – С. Захаров га концерте