Русские народные танцы

Русские народные танцы несут в себе особую энергетику всего русского народа. Они способны раскрыть его огромную душу, одновременно помогая показать таланты каждого танцора. Русские народные танцы на протяжении веков передаются из поколения в поколение как огромное культурное наследие. Их движения кажутся очень простыми, но за счет пластики танцоров общий рисунок танца получается весьма замысловатым. Он красиво выглядит как в быту, так и на сцене. Наша статья посвящена русским народным танцам. В ней мы расскажем Вам об основных фигурах русского народного танца, о музыке, характерной для этого танцевального жанра, а также поговорим, какое значение имеет детский русский народный танец в воспитании наших малышей.

Современные русские народные танцы

Современные русские народные танцы, так же, как и танцы наших предков отличаются детской наивность, легкость, поэтичностью. Когда видишь исполнение народного танца, невольно осознаешь, что такие движения и рисунки могли родиться только на благодатной земле нашей Родины с ее широкой неизведанной душой. Вместе с этим русский народный современный танец показывает молодецкую удаль и храбрость, а также может носить юмористический характер.

Конечно, самым главным русским народным танцем по праву можно назвать хоровод, которому на «Bambino Story» посвящена отдельная статья. Другие не менее известные народные танцы — «Валенки», «Барыня», «Круговая-плясовая», «Веселуха», «Топотуха», «Вензеля», «Городецкие ворота», «Балалайки», «Журавель», «Яблочко», «Гусачок», а также любимые детьми «Во саду ли…», «Калинка» и «Кадриль». В каждом регионе России есть свои местные народные танцы с характерными названиями: «Владимирская веселуха», «Рязаночка», «Сибирский лирический», «Северные заковырки», «Казачий пляс», «Сибирская потеха» и другие.

Отдельной категорией народных танцев считаются русские пляски или пляски-импровизации. Движения русского народного танца неограниченны, поскольку целью таких танцев является самовыражение, демонстрация своих возможностей, фантазии и таланта. Движения в плясках-импровизациях могут быть плавными, медленными или очень быстрыми с нарастающим ускорением темпа. Такой танец – всегда сюрприз, поскольку и сам танцор не всегда знает, какое па он исполнит в следующий момент. По сути пляски-импровизации – это самые настоящие соревнования, в которых молодые люди щеголяют ловкостью и грацией, а также праздничными нарядами.

Среди быстрых танцев ярко выделяется гопак, пришедший в Россию от запорожских казаков. Распространен этот танец на Кубани и на юге России. Весь танец танцуется в очень быстром темпе: женщины танцуют в кругу и отдельно, у каждой при этом своя энергичная танцевальная партия, а когда очередь доходит до мужских партий, то зрительный зал просто аплодирует стоя!

Есть танцы, посвященные природным явлениям («Метелица», «Пурга»), а также животным и птицам («Бычок», «Медведь», «Рыбка»). Такие танцы носят игровой характер, своими движениями танцор должен подражать повадкам зверей или птиц. Без сомнения, русские народные танцы – это национальное достояние, еще до конца не осмысленное и не понятое, однако всегда вызывающее бурную восторженную реакцию зрителей.

Музыка для русского народного танца

Музыка для русского народного танца может быть совершенно разнообразной. Конечно, русская народная музыка для танцев – это творение самого народа, трепетно передающееся из поколения в поколение. Сегодня с развитием звуковых технологий песни для танца русского народного записывают в отдельные сборники, лучшие композиторы и оранжировщики на базе русского фольклора творят гениальные композиции. Не будем перечислять все известные народные песни-пляски. Скажем лишь о том, что по традиции большинство народных песен имеет музыкальные размеры 2/4 или 6/8, при этом их темп может быть как медленным, так и довольно быстрым. Также для энергичных народных танцев характерны частые ускорения и замедления темпа. Все эти приемы образуют неповторимый характер фольклорной музыки.

Русские народные танцы для детей

Дошкольное детство является очень важным периодом становления личности. В это время у детей формируются начальные представления об окружающем мире и обществе. Русские народные танцы для детей имеют очень большое значение в деле изучения культуры и традиций собственного народа, а также определения ребенком своей роли в нем, поскольку русский народный танец для детей может при помощи танцевальных образов раскрыть духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. При помощи танца можно донести до каждого ребенка мысль о том, что именно он является носителем русской народной культуры. Очень важно, чтобы наши дети воспитывались в национальных традициях, иначе просто невозможно дать им полноценное развитие.

Знакомя детей с традициями и обычаями, взрослые прививают им любовь к истории и культуре собственного народа, и русский народный танец – отличный помощник в деле воспитания маленьких патриотов. Танец как часть фольклора – это нить, соединяющая прошлое, настоящее и будущее. Надеемся, что наша статья была для Вас полезна, и Вы сможете применить полученную информацию для саморазвития и воспитания собственных детей.

Танцы на русской свадьбе

Организовать русскую свадьбу — процесс, требующий много нервов и эмоций. Хочется, чтобы у молодоженов и всех присутствующих гостей остались впечатления на всю жизнь.

Танцы на русской свадьбе — неотъемлемый традиционный элемент праздника.

Какие танцы выбрать

Первый танец молодоженов — самый трогательный и романтический момент свадебного торжества. К его выбору надо подойти очень серьезно, чтобы выступление прошло успешно и вызвало у всех присутствующих положительные и романтические чувства.

Часто выбор музыки определяется песней, которая что-то значила в жизни невесты и жениха, например, под которую они познакомились. Музыка, вызывающая особенные воспоминания: первого поцелуя или романтического вечера, однако следует учесть, что под эту мелодию нужно будет танцевать и подойдет ли она в качестве танцевальной.

Самые распространенные мелодии для первого танца — это классический вальс, блюз или фокстрот. Традиционный вальс идеально подходит для первого танца, придавая ему дух романтизма и нежности.

Блюз и фокстрот относятся к оригинальным более современным и более ритмичным мелодиям.

Однако сейчас очень популярны народные русские песни и танцы, которые являются данью уважения своих предков. Причем, совсем не обязательно для такого первого танца переодеваться в народные костюмы.

Народные песни и танцы

Русские народные танцы очень разнообразны: может быть сольный номер или сопровождение в виде народной песни, использовать можно и фонограмму музыки, и пригласить настоящих музыкантов и певцов. Если жених и невеста ради оригинальности согласятся одеть русские костюмы, то свадьба приобретет неординарный национальный колорит. Образ русской девушки, одетой в красивый вышитый сарафан или платье, будет выглядеть оригинально и торжественно.

При наличии вокальных и хореографических данных песню или русский народный танец может исполнить невеста или жених, по отдельности или дуэтом. Отлично будут смотреться на национальной свадьбе русская плясовая, танок, а длинный русский хоровод позволит увлечь молодоженов и всех гостей в общее веселье. Существует множество русских плясок с игровыми элементами, которые помогут создать атмосферу настоящего русского праздника.

Для оригинальности можно использовать народные хореографические элементы, во время исполнения которых звучат выкрики или строки из песен. В качестве сюрприза молодые могут после окончания своего танца пригласить или вытянуть из гостей кого-нибудь и заставить их танцевать предложенные фрагменты танца. А далее плавно это действие перерастет в конкурс народного танца в сопровождении шуточных комментариев ведущего и гостей.

Другие танцы

Кроме русских мелодий и танцев, жених и невеста могут выбрать и другие народные и современные танцы, часто используются миксы, состоящие сразу из нескольких танцев, отличающихся по стилю, ритму и национальности.

Большой популярностью среди молодежи последние годы пользуются латиноамериканские зажигательные мелодии, восточные или другие виды танцев.

На современных свадьбах также стали традиционными следующие танцы:

  • Танец отца и дочери-невесты — может предварять выход молодоженов, во время которого отец как бы вручает руку своей дочери ее жениху, либо быть вторым после выхода жениха и невесты;
  • Танец сына-жениха и матери, при котором мама передает своего сына и заботы о нем его жене, оба перечисленных танца обычно медленные и трогательные;
  • Танец невесты и ее подружек — чаще всего используются ритмичные и веселые мелодии, подготовленный заранее и потому — заводной производящий яркое впечатление на гостей праздника (см. видео);
  • Танец родителей невесты и жениха по отдельности, меняясь друг с другом или сразу вчетвером — набирает популярность последние годы. Чаще всего, это постановочное действие, которое должно стать впечатляющим подарком для молодоженов и гостей.

Подготовка свадебных танцев

Чтобы первый танец и другие стали исключительно красивыми и неповторимыми, лучше всего обратиться за помощью к хореографам. Они помогут в выборе музыкальной композиции и стиля, и особенно при постановке самих танцевальных представлений.

Обычно сначала хореограф смотрит возможности будущих танцоров, и в соответствии с ними уже делает постановку самого танца. Затем последует несколько репетиций, которые позволят им хорошо запомнить все движения и уверенно чувствовать себя при их исполнении.

Профессиональная подготовка и правильно подобранные фигуры и действие танца после нескольких тренировок помогут выглядеть даже не очень опытным людям эффектно, и произведут неизгладимое впечатление на гостей. Впоследствии, просматривая видео-записи свадебного торжества, молодожены и гости будут вспоминать это праздник с радостью и восторгом.





Песни танцевать русские народные танцы

Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространённый, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода — круг, его круговая композиция — подобие солнца, хождение за солнцем — «посолонь» берут начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца — Яриле.

Участники хоровода поют, движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой, также хоровод объединяет и собирает большое число участников. В дальние языческие времена этот жанр русского народного танца носил культово-обрядовый характер, но постепенно он утрачивает значение язычески — культового действия. Появляются хороводы с новыми песнями. Которые отражают социальные, бытовые и другие темы.

Хоровод — русский бытовой танец, в нём существуют свои формы и правила исполнения, определённые отношения между участниками, подчинённые известному и выработанному материалу. Он превращается в самостоятельный жанр и становится украшением праздников русского народа. В хороводе всегда проявляется чувство единства, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держаться за руки, иногда за один палец — мизинец, часто за платок, шаль, пояс, венок. Все эти соединения, а, следовательно, построения зависят от того, в какой местности исполняется хоровод, каково его содержание и под какую песню, быструю или медленную он исполняется.

Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит, что — то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Любая фигура хоровода может иметь не одно единственное, определённое и постоянное назначение. Не меняя построения фигуры и рисунка, участники хоровода могли передавать различное содержание, настроение. На пример круг — это образ солнца, поклонение божеству — Яриле, но в круговом построении может разыгрываться и действо с трудовой, любовной и другой тематикой. Действие участников, выражение их характера, настроения, темперамента, отношения к происходящему совершенно различны, а круг как фигура остаётся неизменным. Существуют два вида хоровода — орнаментальные и игровые. Основные и наиболее часто используемые фигуры этих видов хороводов указаны и описаны в приложении.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры — орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.

Неразрывная связь народного художественного творчества с жизнью народа, с его песнями, играми, танцами помогла созданию множества рисунков — фигур орнаментальных хороводов. Их замысловатые переплетения навеяны узорами русских кружевниц, резчиков по дереву, живописцев, и наоборот — тонкие узоры кружев, ажурная резьба по дереву и т. д. Иной раз как бы повторяют фигуры хоровода. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связаны с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом.

Исполнение каждого орнаментального хоровода в народе, в быту отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую. Пример орнаментального хоровода указан в приложении («Северный хоровод с шалями»).

Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы, характеры героев. Перед зрителем игровой хоровод. В таких хороводах, которые иногда называют сюжетными, главным является разыгрывание содержания песни — раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц.

Песни, под которые исполняются игровые хороводы, называются игровыми или хороводными — игровыми. Больше всего тем для игровых хороводов содержится именно в них, отражающих жизнь и быт народа: трудовые процессы, любовная и сказочная темы и т. д. В отличие от орнаментальных хороводов в них рисунок проще, в нём нет такого разнообразия танцевальных фигур. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами.

Мы разобрали основные, общие черты орнаментальных и игровых хороводов, которые характерны для этого наиболее древнего и популярного танца России. Но в различных районах существуют свои местные особенности исполнения хороводов, связанные с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, с характером человека. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей (женские и смешанные хороводы), и в ритме, и в содержание песен, и, главное, в особой, присущей только данной местности манере исполнения.

2.2 Пляска

Пляска — наиболее распространенный и любимый сейчас жанр народного танца. Пляски создавались под влиянием окружающего мира и быта народа. Люди совершенствовали их многие десятилетия, оставляли в них только самое ценное и доводили до законченной формы. В древности пляски в основном носили обрядовый, культовый характер, но со временем религиозное содержание стало уходить из плясок, и они приобрели бытовой характер. Не одно игрище, ни один праздник не обходились без плясок.

Пляска состоит из ряда отдельных движений — элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит и отражают отдельные черты характера танцующего человека. Кроме того, каждое движение в пляске наполнено смыслом, и с помощью пластики исполнитель выражает свои чувства, раскрывает содержание пляски, создает тот или иной художественный образ. Все исполняемые движения подчинены ритму и темпу, а также характеру музыкального и песенного сопровождения. Все движения связаны воедино содержанием и сопровождающей мелодией. Пляской можно выражать различные состояния человека, но это, прежде всего радость, здоровье, сила, выход энергии исполнителя.

Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную цепь и предоставив простор фантазии и индивидуальному мастерству танцующего человека, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением.

У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, бёдра, лицо, кисти рук, пальцы и т. д. Пляска даёт возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера — показать свою манеру исполнения («выходку»). Каждый исполнитель может проявить в пляске свою изобретательность, мастерство, профессионализм, щегольнуть сложным, виртуозным коленом. Исполнять пляску может каждый. Она отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Пляска включает в себя сильные технические дроби, «верёвочку», «гармошку», различные присядки, хлопушки, припадания, верчения и другие колена. Помимо обогащения лексики пляска даёт возможность для усложнения и разнообразия рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные переходы и т. д. — всё это создает новые рисунки и построения присущие только пляске.

Существует много видов русской пляски. Вот наиболее распространенные, устоявшиеся, имеющие вековые исполнительские традиции и прочно вошедшие в быт русского человека: одиночная (сольная) пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс и групповая традиционная пляска.

Групповая традиционная пляска.

В групповой пляске может участвовать много народа, но чаще её состав ограничивается сравнительно небольшой группой исполнителей. В некоторых случаях групповая пляска имеет постоянный состав исполнителей, и, если кто — либо из участников отсутствует, пляска не получается, а ввести нового человека взамен отсутствующего бывает трудно — он может перепутать весь рисунок. Как правило, групповая пляска имеет установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли фрагменты одиночных или парных плясок, перепляса. Типичные и наиболее часто используемые фигуры групповых плясок приводятся в приложении.

В каждой области есть своя традиционная, самобытная пляска, и поэтому групповые пляски часто называют традиционными или областными. Несмотря на обязательное выполнение общего рисунка пляски, различных переходов, создание образа и т. д., групповые пляски дают исполнителям возможность показывать также и своё индивидуальное мастерство. В групповых плясках сохраняется элемент импровизации, но в меньшей степени, чем в индивидуальной пляске или переплясе.

Групповые пляски создавались на основе народных традиций, с учётом особенностей местной манеры исполнения, обычаев и бережно передавались из поколения в поколение. В каждой групповой пляске есть своя определённая задача и своё содержание. На протяжении столетий народ сознательно старался не усложнять групповые пляски слишком виртуозными движениями. Это делалось для того, чтобы не утратить за этой виртуозностью главного — мысли, идеи. В конечном результате всё это и дало групповым пляскам долгую жизнь. Пример групповой традиционной пляски указан в приложении («Танок с поясами»)

Русский народный танец

Pусское народное танцевальное искусство, представленное в виде народного самодеятельного или постановочного сценического танца. Для мужской пляски характерны удаль, широта души, юмор; женский танец отличается плавностью, величавостью, лёгким кокетством. Русские танцы являются неотъемлемой частью русской национальной культуры.

Известный иссле­дователь фольклора народов Рос­сии Якоб Штелин в XVIII веке писал:

Во всем государстве сре­ди простого народа издавна существует обычай петь на полях и под пение девушек и женщин танцевать русские танцы. Во всем танцевальном искусстве Европы не сыскать такого танца, который мог бы превзойти русскую деревенскую пля­ску, если она исполняется красивой девушкой-подростком или молодой женщиной, и никакой другой национальный та­нец в мире не сравнится по привлекательности с этой пля­ской.

Движения в некоторых танцах имитировали движения животных и птиц, в других — отражали трудовые процессы (посев, жатва, ткачество). Первоначальный танец, как и песня, выполнял магическую роль, поэтому в календарно-обрядовых танцах сохранилось много архаичных черт.

Связь русского народного танца с обрядами была характерна для многих хороводов и некоторых видов пляски. Одиночная пляска, перепляс и кадриль не были связанны с обрядами.

Русский народный танец в зависимости от местностях исполняется по-своему. На Севере — степенно, величаво. В Центральной части — то спокойно и лирично, то живо и весело. На Юге — задорно, с удалью. Вместе с тем существуют и общие черты русского народного танца, обусловленные в не­малой степени национальным характером народа. Мужской танец отличают необыкновенная жизнерадостность, юмор, размах, уважительное отношение к партнерам. Для женского танца характерны плавность, задушевность, женст­венность, благородство, несмотря на то, что иногда он испол­няется живо и задорно.

Общепринятая в этнографии система деления террито­рии России на сложившиеся к началу XX века этнические зоны (северорусскую, среднерусскую, южнорусскую, русско-белорусскую, русско-украинскую, Поволжье, Урал, Сибирь Дальний Восток, казачество) наиболее полно отражает разно­образие изменения танцевальных традиций и региональных осо­бенностей русского народного танца.