О сайте «Бальные танцы»

В настоящее время бальные танцы в России делятся на три основные группы:

  • Европейские бальные танцы (относятся к спортивным бальным танцам)
  • Латиноамериканские бальные танцы (относятся к спортивным бальным танцам)
  • Отечественные (классические) бальные танцы

По спортивным бальным танцам (Европейским и Латиноамериканским) сейчас издается много литературы и существует масса ресурсов в интернете.

А вот по классическим (Отечественным) бальным танцам, материалов очень мало. Новая литература по ним почти не издается, а литература 60-70-ых годов прошлого века (период расцвета этого направления) уже практически недоступна.

Я (обо мне) много лет посещала занятия, семинары, мастер-классы, курсы усовершенствования и курсы повышения квалификации у таких мастеров бальной хореографии, как:

  • КОНДРАТЕНКО Галина Михайловна,
  • ПАВЛОВ Владимир Георгиевич,
  • ЛЕВИЦКАЯ Элла Ароновна,
  • СМОЛКИНА Фаина Павловна,
  • ЕЛЕЦКАЯ Элла Романовна.

Занимаясь у этих замечательных педагогов бальных танцев, я всегда старалась запомнить, сохранить в конспектах и видеозаписях как методику их работы над танцем, так и их замечания, указания и уточнения по правильному исполнению танцевальных элементов и полных композиций. В связи с чем у меня накопилось много материалов по этой тематике.

На этом сайте я хочу поделиться своими материалами со всеми танцорами, педагогами бальных танцев, людьми, интересующимися бальными танцами, или просто любящими красиво и правильно танцевать.

Основу сайта составляют описания классических бальных танцев Отечественной программы. Описания танцев и отдельных танцевальных элементов на сайте намеренно даются очень подробно, с целью детализировать точность исполнения отдельных движений.

В дальнейшем, помимо классических бальных танцев, планируется привести описания композиций танцев и других танцевальных стилей и направлений для разных возрастных групп танцоров: диско-танцы; парно-бытовые танцы; танцы, построенные на народной основе; детские польки и вальсы; а также детские игровые танцы.

Содержание сайта

В разделы сайта, посвященные описанию классических бальных танцев, включены танцы конкурсной программы по классическим (Отечественным) бальным танцам, основа которой была разработана в Санкт-Петербурге во второй половине 90-ых годов прошлого столетия.

Современная конкурсная Отечественная Программа согласована с Санкт-Петербургским государственным культурно-досуговым учреждением «Дом народного творчества и досуга», Межведомственным советом Санкт-Петербурга по вопросам развития любительских коллективов бальной хореографии, Межрегиональной ассоциацией учителей танцев (МАУТ) и Санкт-Петербургским Городским методическим объединением (ГМО) педагогов бальных танцев.

По данной программе в Санкт-Петербурге проводятся фестивали и конкурсы исполнителей бальных танцев:

  • Городской смотр-конкурс «Петербургские ассамблеи»,
  • Городской конкурс, посвященный памяти заслуженного работника культуры РФ В.Ф. Смирнова,
  • Открытый конкурс среди ансамблей, танцевальных пар и шоу-групп «Танцевальная метель»,
  • Фестиваль-конкурс по спортивным и отечественным танцам «Невские веснушки»,
  • Конкурсы Санкт-Петербургской Региональной ассоциации школ бального танца «Зимний бал» и «Весенний бал».

Конкурсная Программа по классическим (Отечественным) бальным танцам распределена по возрастным категориям исполнителей: от детей 6-7 лет до взрослых участников. В каждой возрастной группе существует свой перечень обязательных танцев.

1-ая группа – дети 6-7 лет:

  • «МАЛЕНЬКИЙ ВАЛЬС», автор танца — Г.М. Кондратенко
  • «ПА-ДЕ-ГРАС», автор танца — Е.М. Иванов
  • Полька «ВЕРТУШКА», автор танца — Г.М. Кондратенко

2-ая группа – дети 8-9 лет:

  • «ВАЛЬС-МИНЬОН» (1 вариант)
  • «ПА-ЗЕФИР», автор танца — Н.Н. Яковлев
  • «КАРНАВАЛЬНАЯ ПОЛЬКА», автор танца — В.Ф. Смирнов

3-ья группа – дети 10-11 лет:

  • «ВАЛЬС-МИНЬОН» (2 вариант)
  • «СУДАРУШКА», автор танца — А. Тарасов
  • Полька «ГАЛИНКА», автор танца — Г.М. Кондратенко

4-ая группа – подростки 12-13 лет:

  • «ФИГУРНЫЙ ВАЛЬС», авторы танца — С.И. Жуков, В.Л. Жуков и Р.Г. Школьникова
  • «КРУЖЕВНИЦА», автор танца — Г.М. Кондратенко
  • «КРАКОВЯК», автор танца — Н.Л. Гавликовский

5-ая группа – подростки 14-16 лет:

  • «ВАЛЬС-МАЗУРКА», автор танца — С.И. Жуков
  • «РУССКИЙ ЛИРИЧЕСКИЙ», автор танца — Л. Степанова
  • «ФИГУРНАЯ ПОЛЬКА», автор танца — И.Н. Кусов
  • «ПОДГОРКА», автор танца — Э.К. Филиппов

6-ая группа — «Молодежь», (17-24 года)

7-ая группа — «Взрослые» (25 лет и старше, суммарный возраст пары до 70 лет)

8-ая группа — «Сеньоры» (35 лет и старше, суммарный возраст пары до 100 лет)

9-ая группа — «Гранд-сеньоры» (суммарный возраст пары от 100 лет)

  • «РУССКИЙ БАЛЬНЫЙ», автор танца — И.Н. Кусов
  • «ВАЛЬС-ГАВОТ», автор танца — И.Н. Кусов
  • «ВЕНГЕРСКИЙ БАЛЬНЫЙ», автор танца — И.М. Диментман
  • «БОЛЬШОЙ ФИГУРНЫЙ ВАЛЬС», автор танца — И.Н. Кусов
  • «ПОЛОНЕЗ-МАЗУРКА», автор танца — И.Н. Кусов

Описания этих танцев на сайте также сгруппированы по возрастным категориям танцоров.

Отдельно на сайте даны описания основных танцевальных элементов, фигур классических бальных танцев, которые входят в композиции нескольких бальных танцев.

Описания танцев и танцевальных элементов дополнены видеоматериалами и примерами музыкального сопровождения.

В конце описания композиции танца приводятся подготовительные упражнения, с которых рекомендуется начинать изучение данного танца.

Очень надеюсь, что этот сайт поможет сберечь наследие петербургской школы Отечественной бальной хореографии в той строгости, красоте и чистоте композиций и исполнительского мастерства, которую несли мои замечательные педагоги.

Я искренне благодарна всем своим педагогам!

Особую благодарность хочу выразить КОНДРАТЕНКО Галине Михайловне (автору нескольких танцев, описанных на этом сайте), много лет бескорыстно и безвозмездно делящейся своими уникальными знаниями и опытом преподавания танцев в Городском Методическом Объединении педагогов бального танца при СПб ГДТЮ, на различных семинарах и мастер-классах по бальным танцам! Благодарю ее также за дополнения, замечания и ценные советы по содержанию данного сайта!

Рабочая программа по теме:
образовательная программа «Спортивный бальный танец» для ДШИ

Эта программа поможет многим на базе ДШИ (отделения хореографии) открыть отделения бального танца. Я разработала и утвердила программу в 2004 году и успешно работаю до сих пор. За это время по данной программе было два выпуска. Многие продолжают заниматься в профориентационном классе, некоторые, достигшие определённого возраста, поступили в высшые учебные заведения по специальности «Хореография».

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детская школа искусств

Тарского муниципального района Омской области

Лялина Фаина Александровна

Спортивный бальный танец

Образовательная программа для учащихся хореографического отделения

детских школ искусств.

Год составления: 2004год

Утверждена директором МОУ ДОД Тарской школы искусств

Фёдоровым Анатолиим Валентиновичем от 28 августа 2004года

Срок реализации: 5лет

Рецензенты: Омский областной колледж культуры и искусства председатель ПЦК хореографии Черепанова Н. К., преподаватель Лыткина Л. С.

Детская школа искусств № 3 председатель хореографической секции ДШИ

Полякова И .А., член методического совета Калашникова Е. И.

МОУ ДОД Тарская школа искусств

В настоящее время спортивный бальный танец завоёвывает всё более широкую популярность в России и во всём мире. Это объясняется высокой культурой и красотой его исполнения, зрелищностью и безграничными возможностями. Человек, увлекающийся бальными танцами в течении всей жизни, может хорошо владеть телом, укреплять нервную и дыхательную системы, поддерживать мышечный тонус, наслаждаясь при этом прекрасной музыкой.

Спортивный бальный танец исполняется в паре. Отсюда вся сложность и прелесть ролевого взаимоотношения «кавалера» и «дамы». Дети, танцуя в парах, учатся помогать друг другу, прислушиваться к мнению партнёра, находить совместные решения, улаживать неизбежные разногласия и даже конфликты мирным путём, овладевают культурой общения.

Содержание программы «Спортивные бальные танцы» многопланово. Наряду с европейскими и латиноамериканскими, она включает в себя отечественные, историко-бытовые и детские массовые танцы, а также классический и джаз-танец.

Основу данной программы составляет, с одной стороны ориентация на общечеловеческие ценности мировой танцевальной культуры, а с другой – установка на развитие творческой индивидуальности ребёнка. В данной программе использованы последние идеи и правила преподавания бальных танцев с использованием новых разработок, методик и нормативных документов.

Начальное профессиональное образование, эстетическое воспитание средствами хореографии – таковы цели, поставленные перед хореографическими школами и хореографическими отделениями школ искусств. Выпускники хореографических школ (отделений) должны быть не только грамотными исполнителями, но и подготовленными зрителями, слушателями, людьми с развитым художественным вкусом. Умение самостоятельно оценивать художественные произведения, аргументировать свои оценки – необходимые качества активной, творческой, гармонично развитой личности. Бальный танец – одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке, тренировки тела, что не возможно без здорового образа жизни. Главная цель в том, чтобы на основе интересов подростков к спортивным бальным танцам создать благоприятные условия для раскрытия творческих способностей формирующейся личности юного гражданина, его способности к самовыражению в танце.

  1. Изучение истории танцевальной культуры;
  2. Развитие чувства ритма и музыкальности;
  3. Развитие моторико-двигательной памяти;
  4. Изучение основ актёрского мастерства;
  5. Развитие творческой инициативы и способности к самовыражению в танце;
  6. Формирование художественного вкуса и эстетических наклонностей в выборе своего имиджа;
  7. Дать начальное профессиональное хореографическое образование и подготовить детей к творческой самостоятельной современной жизни.
  8. Выявить наиболее способных учащихся для поступления в специальные учебные заведения.

Валеологическая направленность обучения спортивным бальным танцам, соединённая с духовно-творческой устремлённостью – необходимое условие для гармоничного развития подростка. Дети, занимающиеся спортивными бальными танцами, получают весьма разностороннее интеллектуальное, художественное и физическое развитие. Поэтому данную программу можно отнести к типу спортивно-образовательных программ с интелектуално-художественной направленностью.

Процесс овладения танцором основами актёрского мастерства представляет собой, по существу, совершенствование механизмов нервно-психической регуляции, приспособление функций организма и действий танцующего к нормам современного спортивного бального танца.

Программа «Спортивный бальный танец» рассчитана на 5 лет. Количественный состав групп формируется от 8 человек. Младшие классы: 1-3, старшие классы: 4-5. Возраст поступающих 7-10 лет.

Занятия 1-го года обучения проводятся 3 раза в неделю и длятся 2 часа. 1 час выделяется на факультативные занятия. на протяжении всего обучения выделяется 0.5 часа на занятия по сценической практике (индивидуальные занятия).

Занятия 2-го года обучения проводятся 4 раза в неделю по два часа. 1 час выделен на факультативные занятия. Второй год обучения предполагает постановку в произвольные пары.

Группа 3-го года обучения занимается 4 раза в неделю по 3 часа. На факультатив отводится по 1 часу в неделю. На третьем году обучения танцевальные пары становятся постоянными.

Группа 4-го года обучения занимается также 4 раза в неделю по 3 часа. 2 часа в неделю выделяется на факультативные занятия.

Группа 5-го года обучения занимается 4 раза в неделю по 3 часа. По 2 часа в неделю отводится на факультативные занятия.

На протяжении всего обучения дети участвуют в концертах и конкурсах. В конце каждого года по всем дисциплинам проходят переводные контрольные уроки, зачёты и экзамены, предусмотренные учебным планом. После пятилетнего обучения проходят выпускные экзамены по дисциплинам, предусмотренные учебным планом.

В конце курса обучения учащиеся должны:

— знать историю танцевальной культуры;

— знать основы исполнения международной программы спортивного бального танца;

— обладать чувством ритма и музыкальностью, развитыми танцевальными способностями;

— обладать физическими качествами, необходимыми для танцора – спортивной осанкой, силой, выносливостью, быстротой и т.д.;

— владеть основами актёрского мастерства танцора;

— обладать высоким художественным в вкусом, творческим воображением.

Результаты учитываются применительно к отдельной личности и выражаются в сформированности определённых знаний, умений, навыков, в чертах характера танцора.

Создание благоприятных условий для раскрытия творческих способностей танцоров, их способности к самовыражению, предполагает активный учёт результативности образовательно-воспитательной деятельности.

Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные способы и методики:

  1. Педагогические наблюдения, использование методов специальной диагностики;
  2. Показ танцевальных номеров на отчётных концертах;
  3. Участие во внутриколлективных и различного уровня конкурсах;
  4. Проведение открытых и контрольных уроков, зачётов и итоговых экзаменов по дисциплинам, предусмотренным учебным планом.

Основные этапы процесса подготовки исполнителей спортивного бального танца.

1 этап. Воспитание интереса к спортивным бальным танцам, начальное обучение технике исполнения, правилам соревнований. Воспитание физических качеств в общем плане с учётом специфики спортивного бального танца.

2 этап. Формирование основной технике исполнения, физической подготовки. Воспитание познавательных качеств. Активная соревновательная деятельность.

3 этап. Формирование специальной физической, технической и тактической подготовки. Активная соревновательная и концертная деятельность.

Содержание 1-го года обучения.

Основная задача первого года обучения – дать детям первоначальную хореографическую подготовку, развить общую музыкальность, чувство ритма и сформировать у них основные двигательные качества и навыки, необходимые для занятий спортивными бальными танцами.

«Ритмика и танец» включает в себя занятия, которые делятся на следующие разделы:

— Разминка. Ритмические упражнения, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, движения под музыку. Тренаж как постепенный разогрев мышц.

— Партерная гимнастика. Упражнения данного раздела проходят на ковриках. Упражнения, помогающие развить у детей пластичность, гибкость, силу стопы, ног, спины и пресса, а также для постановки правильной осанки, выворотности тазобедренного сустава и стопы, растяжки мышц ног, спины, рук и шеи.

— Элементы классического и бального танца. Классические позиции ног и рук, простейшие упражнения: demi-plie и releve . Танцевальные шаги и различные виды бега, прыжки. Упражнения на ориентировку в пространстве, координацию движений.

— Танцевальные этюды и танцы. Современные детские массовые танцы. Танцы – игры. Сюжетно-ролевые танцы. Последовательные танцы начального уровня в парах.

«Слушание музыки и музыкальная грамота». Музыкальные жанры, размеры, длительности, ритм, темп.

«Гимнастика». Основные элементы гимнастики: стойка на руках, мост, кувырки, колесо, шпагаты.

В течении всего обучения ведётся факультативная дисциплина «Предмет по выбору», 1 час в неделю в1-3 классах и 2 часа в 4-5 классах (из расчёта на каждого ученика). А также «Сценическая практика» по 0.5 часа в неделю на каждого ученика.

Содержание 2-го года обучения.

«Классический танец». Постановка корпуса, ног, рук головы в экзерсисе у палки и на середине зала. Начальное освоение прыжков. Все упражнения изначально проучиваются лицом к палке.

«Отечественный танец». Основной задачей является формирование танцевальных умений, знаний и навыков, изучение танцевальной культуры, умение различать изящно-манерно, легко-тяжело, плавно-отрывисто, вежливо-грубо, равнодушно-с чувством. Особенности исполнения: 3 позиция ног, открытые руки, эмоциональная окраска движений. Основные танцы отечественной программы: «Вару-вару», «Полька», «Фигурный вальс», «Рилио», «Сударушка», «Русский лирический» и т.д.

«Европейский танец» предполагает постановку в произвольные пары, особенности танцевания в паре, постановка корпуса и рук. Отношения в паре. Танцевальная программа «Е класса».

«Латиноамериканский танец». Постановка корпуса, положение и работа рук, работа ног и стопы. Танцевальная программа «Е класса». Постановка в пары.

«Слушание музыки и музыкальная грамота». Музыкальное сопровождение танцев. Музыкальные предложения.

Подготовка и участие в конкурсах исполнителей бального танца.

Содержание 3-го года обучения.

«Классический танец». Исполнение движений экзерсиса, держась за палку одной рукой. Исполнение упражнений во всех направлениях. Координация движений головы, рук и ног. Большие позы. Прыжки. Растяжка.

«Историко-бытовой танец». Бытовые танцы 16-19 веков, имеющие свои характерные особенности в музыке и танцевальной лексике. Основные правила танцевального этикета.

«Беседы о хореографическом искусстве». История танцевальной культуры. Развитие танца от истоков до наших дней, творчество известных балетмейстеров, истории создания и творческие пути ансамблей народного танца, русских народных хоров. Танцевальные жанры.

«Европейский танец». Особенности исполнения танцевальных композиций. Танцевальные фигуры «Д класса».

«Латиноамериканский танец». Танцевальные фигуры, связки и композиции «Д класса». Особенности исполнения композиций.

«Слушание музыки и музыкальная грамота». Русские и зарубежные произведения классической музыки.

Содержание 4-го года обучения.

«Классический танец». Исполнение движений экзерсиса у палки и на середине зала. Ускорение темпа исполнения движений. Работа над выразительностью. Большие позы на 90*. Большие прыжки. Растяжка.

«Беседы о хореографическом искусстве». Русский балет. Современные направления в хореографии. Бальный танец. История развития танцевального костюма.

«Европейский танец». Особенности исполнения танцевальных композиций. Танцевальная программа «С класса». Взаимоотношения в паре.

«Латиноамериканский танец». Танцевальные фигуры, связки и композиции «С класса». Особенности исполнения композиций. Права и обязанности партнёров.

«Слушание музыки и музыкальная грамота». Видео просмотры. Музыкальные произведения современных авторов.

Подготовка и участие в конкурсах исполнителей бального танца. Сложности соревновательной борьбы. Выработка танцевального имиджа. Видео просмотры конкурсов, семинаров.

Содержание 5-го года обучения.

«Классический танец». Исполнение движений экзерсиса у палки и на середине зала. Усложнение координации. Растяжка. Освоение техники tours.

«Европейский танец». Особенности исполнения танцевальных композиций. Танцевальная программа «В класса». Постановка пар в ансамбль.

«Латиноамериканский танец». Танцевальные фигуры, связки и композиции «В класса». Особенности исполнения композиций. Особенности общения средствами танца.

«Слушание музыки и музыкальная грамота». Видео просмотры. Музыкальные произведения современных авторов.

«Джаз-танец». Основные движения у палки и на середине. Пластика движений. Партерный танец.

Подготовка и участие в конкурсах исполнителей бального танца. Сложности соревновательной борьбы. Выработка танцевального имиджа. Видео просмотры конкурсов, семинаров, видео записей собственного исполнения. Чувство коллективизма.

Экзамены и зачёты проводятся согласно учебному плану.

Результаты работы программы.

Образовательная программа «Спортивный бальный танец» успешно действует и работает на базе Тарской школы искусств с 2004 года. В 2010 году состоялся первый выпуск, количество выпускников составило 11 человек. На данный момент по программе «Спортивный бальный танец» обучается 26 человек (4 класс). На протяжении работы программы дети участвовали во всевозможных конкурсах и концертах разного уровня от городских до межрегиональных, завоёвывая огромное количество званий, а также становились стипендиатами Министерства культуры Омской области.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данная статья была напечатана в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции «Художественное образование в условиях реализации Федерального Государственного образовательно.

Образовательная программа «Спортивный бальный танец» расчитана на 5 лет обучения, для детей от 5 до 13 лет. Содержит разделы: пояснительная записка, тематические планы, содержание обучения и итоги раб.

Для воспитанников выпускных групп детских садов города в рамках тематического мероприятия «Балы России» Детской филармонии.

Хоровой класс в школе искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. задача руководителя хорового класса — привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходи.

В настоящее время существуют множество различных методических рекомендаций по развитию творческих способностей детей на занятиях в классе хореографии. Рассматривая и изучая различные методы работы, мы.

Основной задачей современного музыкального образования является воспитание личности учащегося, которое направлено не только на формирование комплекса определенных профессиональных знаний и умений,но и.

Отечественная программа бальных танцев

Отечественная программа — это огромный пласт танцев, созданных в XIX — XX веках российскими и советскими хореографами. К ним примыкают танцы прошлых веков, исторически исполняемые на светских балах. Некоторые из них имеют по несколько вариантов. Некоторые исполняются со сменой партнеров. Для подавляющего большинства была написана оригинальная музыка.

Вообще, бальные танцы — это своего рода танцевальная грамотность и каллиграфия. В настоящее время они вобрали в себя огромное число различных видов хореографии, от народного до современного танца. Культура балов снова востребована, а словосочетание «бальные танцы» подразумевает не только спортивные бальные танцы, но приобретает свое первоначальное значение. Вот некоторые из отечественных бальных танцев, исполняемых на современных балах.

Вальс – гавот

Венгерский бальный танец

Мазурка

Мазурка — (от польск. mazurek — название жителей Мазовии) — стремительный и зажигательный бальный танец. С мазуркой связаны многочисленные описания балов в русской литературе. Недаром А. С. Пушкин писал в «Евгении Онегине»:

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.

А М. Ю. Лермонтов даже имел приз за мазурку, которую мастерски исполнял на балах.

Истоки мазурки — в народном польском танце мазуру, появившемся еще в XVI в., замечательном по красоте и разнообразию движений. В Европе мазурка становится известной к началу XIX в. (танцмейстеры придали народному танцу салонный характер) и наибольшее распространение получает в России. Нигде (кроме Польши) с таким блеском и мастерством не танцевали мазурку, как в России. Особенно выделялись московская и петербургская мазурки. Ее изучение требовало гораздо больше времени, терпения и искусства, чем изучение других танцев.

Все в мазурке создавало образ блистательного кавалериста: и особая выправка, и пружинистый шаг, и галантность учтивого кавалера. От кавалера зависело успешное исполнение танца. Он выбирал фигуры и менял темп. Мазурка — танец лихих наездников и их нежных дам. Элементами мужской партии были сильные удары каблуком (пришпоривание коня), резкие взмахи рукой над головой (натягивание поводьев), «хромой шаг» (напоминание о ранениях), а у дам — легкий бег на полупальцах и вообще демонстрация слабости и хрупкости. Дама должна была легко лететь по залу, схватывать движения и переходы, предлагаемые партнером. Во время танца мужчины опускались на одно колено перед дамой, словно желая помочь ей сойти с коня. Кавалеры красовались перед своими дамами, в свою очередь восхищаясь ими .

Па-де-грас

Падеграс — (от франц. pas de grase), парный бальный танец со спокойными, изящными движениями, муз. размер 4/4. Как и па-де-труа, был сочинен в России в конце XIX в. русскими балетмейстерами Е. М. Ивановым и А. П. Бычковым. А «иностранные» названия объясняются тем, что в XIX веке французская терминология в танцевальной культуре была столь же традиционной и общепринятой, как латынь в медицине и итальянский язык в музыке. Для танца характерны небольшие шаги, приседания и фиксированные позы. Часто исполняется на музыку В.А.Моцарта. Существует вариант со сменой партнеров.

Па-де-патинер

Па-де-патинер — (от франц. patineur — танец конькобежцев), парный бальный танец установленной композиции, умеренно быстрого темпа, муз. размер 2/4. Легкие, скользящие шаги и позы танца имитируют движения конькобежцев. Часто на балах его так и объявляют — танец конькобежцев. Танцуется, как правило, со сменой партнеров.

Па-де-спань

Па-де-спань — (от франц. pas d`Espagne), парный бальный танец установленной композиции, умеренно быстрого темпа, муз. размер 3/4. В течение нескольких десятилетий созданный в 1898 г. артистом Большого театра, русским хореографом А. А. Царманом, па-де-спань был одним из самых любимых российских танцев. Построен на простых элементах испанского танца. Ныне известно по крайней мере три варианта композиции танца.

Полонез

«Полонез» («polonaise») по-французски означает «польский». Это польский торжественный танец-шествие, произошел от народных массовых танцев – прогулок. Музыкальный размер 3/4. Получил известность еще в XVI в., как церемониальный придворный танец. В те времена его скорее «представляли», чем танцевали. Придворные дамы при представлении королю образовывали процессию, которую сопровождала величественная музыка; такая процессия вошла в традицию и стала открывать все государственные церемонии, а само шествие переросло в танец. В России его называли «ходячий разговор», т. к. во время танца исполнители могли вести беседу. В отличие от большинства салонных танцев 1-й половины XVIII в. полонез не сдал своих позиций в последующие эпохи и прочно занял место первого, «императорского» танца на всех балах. За полонезом прочно закрепился эпитет «блестящий».

Этим танцем открывался всякий бал. Как правило хозяин дома — кавалер первой пары- (с самой почетной дамой) был ведущим и должен был отличаться исключительной отточенностью движений. Первая пара задавала движения, которое повторялось всей колонной. Начавшись во дворце, танец продолжался «тысячью прихотливых извивов» через все апартаменты, в саду или в отдаленных гостиных, где движения становились более раскованными. Полонез «вовсе не был бессмысленной прогулкой, все общество наслаждалось своим лицезрением, видя себя таким прекрасным, знатным, пышным, учтивым. Танец был постоянной выставкой блеска, славы, значения». (Ф.Лист)

Полька

Старинный чешский танец, а не польский, как кажется из названия и часто принято считать. Музыкальный размер 2/4. Слово «полька» происходит от слова «pulka», что по-чешски означает «половина». И действительно, основное движение этого жизнерадостного танца состоит из двух полушагов, соединенных приставкой.

Русский бальный танец
Парный бальный танец советской программы, построен на элементах русских народных танцев, определенной композиции: в еличавое хороводной шествие сменяется зажигательной пляской. Т.о. танец состоит из 2-х частей — медленной и быстрой (по 16 тактов), муз. размер соответственно 4/4 и 2/4.

Русский лирический

Парный бальный танец советской программы, муз. размер 2/4, темп 32-34 т/мин, определенной композиции на 16 тактов. В основе танца лежит обычный «русский шаг» с паузой и характерным движением рук, а сам танец прост и приятен.

Сударушка

Парный бальный танец советской программы, построенный на русских народных движениях, созданных на Урале; определенной композиции на 24 такта, муз. размер 2/4. Основан на тройном ходе с ударом.


Фигурный вальс

Бальный танец конца XIX в. Музыкальный размер 3/4, темп умеренно быстрый. Часто исполняется под музыку венского вальса. По праву относится к танцам бальной классики. Изучая его, исполнители проходят необходимую «школу» пластики, приобретают хорошую осанку, мягкость, легкость вращения, красивые движения рук. Требует четкого соблюдения хореографических позиций. В настоящее время видоизменен и очень популярен на танцевальных вечерах и балах. «Фигурный» — это вальс, в композицию которого помимо основных движений — дорожки и вращения — входят различные элегантные элементы и па. Танец состоит из 4-х фигур и занимает 32 такта музыкального сопровождения.