Основы классического индийского танца

Народные индийские танцы

Елена Добровольская — первый руководитель студии Сарасвати

Руководитель студии Наталия Оболенская

О СТУДИИ «САРАСВАТИ»

Сейчас, когда попасть в Индию очень просто и уже очень многие побывали в этой стране, наверное, все это звучит странно, но что мы знали об Индии до начала 90-х годов? Да практически ничего. В середине 80-х годов неспециалистам было доступно всего несколько популярных книг, да изредка в кинотеатрах появлялись индийские мелодрамы. Индия для многих была страной мечты и фантазий, и так хотелось узнать о ней побольше.

Интерес к загадочной Индии в нашей стране появился уже очень давно и проявлялся он у разных людей по-разному. Кто-то ходил на все индийские фильмы по много раз, собирал открытки с фотографиями индийских актеров и пытался танцевать танцы из фильмов, кому-то удавалось познакомиться с индийцами из посольства, жены которых пытались преподавать классические индийские танцы, очень редко из Индии приезжали настоящие учителя танцев и тогда их ученики создавали школы определенных стилей. Те, у кого интерес к Индии оказывался более серьезным, старались получить соответствующее образование и поступали в вузы.

В 1985 году группа студенток-индологов Института Стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова, увлеченных индийской культурой вообще и танцевальной культурой в частности, очень захотела поделиться со всеми своей любовью к Индии, рассказать об обычаях и разнообразной культуре этой страны, о ее красоте так, чтобы представления об Индии складывались не только по индийским мелодрамам и популярным книжкам. Так, в старом здании ДК МГУ на ул. Герцена появилась группа индийского танца, первым названием которой было «ШАНТИ» (мир), однако это название не прижилось, и сейчас коллектив носит имя богини-покровительницы искусств «САРАСВАТИ».

По своей идее этот коллектив очень отличался от возникших с ним приблизительно в одно время других индийских танцевальных групп, в которых или исполнялись только танцы из фильмов, или это были школы какого-либо одного классического стиля. Как ни странно, коллектив сохранил свое своеобразие и по сей день.

Первым руководителем и, фактически, создателем коллектива была Елена Добровольская – человек, безусловно, очень талантливый и искренне увлеченный Индией. С детства она занималась танцами. В 16 лет она встречается с первыми непрофессиональными преподавателями индийских танцев и любовь к этим танцам остается, пожалуй, на всю жизнь. Она поступает на кафедру бенгальского языка Институтастран Азии и Африки и на 4-ом курсе создает танцевальный коллектив.

Проводилась большая работа по сбору материала о танцевальной культуре Индии, в том числе и среди студентов-индийцев. Уже первые постановки оказались довольно успешными – только что возникшая группа принимает участие в открытии фестиваля Молодежи и студентов в Москве.

Это сейчас у всех, кто пытается заниматься индийскими танцами, есть возможность или съездить в Индию и приобрести костюмы и украшения, или попросить привезти это кого-нибудь из знакомых, а иногда даже купить что-нибудь в Москве.

В середине 80-х в Индию практически никто не ездил, и приходилось шить костюмы самим, расшивать блестками и новогодним “дождиком” покрывала, украшения делались из самых невообразимых подручных средств. Однако это никого не останавливало, а напротив, еще больше воодушевляло.

После четвертого курса Е.Добровольская едет на год в Индию на стажировку. Там она изучает язык хинди и уже серьезно занимается классическим стилем Бхаратанатьям у профессионального учителя. Параллельно, знакомясь со студентами из разных штатов Индии, она собирает фольклорную музыку и записывает движения народных танцев.

Так в репертуаре коллектива появились народные танцы разных штатов Индии, которые отличаются друг от друга по пластике и костюму. Это и веселый, задорный женский танец Гидда из Пенджаба, и плавный ритмичный танец с бамбуковыми палочками из Гуджарата; танец, посвященный сбору урожая из южной Индии и загадочный танец со свечами из Трипуры.

Основной язык, который изучала Е.Добровольская, был бенгальский. Она перевела несколько стихотворений Рабиндраната Тагора, лежавших в основе бенгальских танцев. В результате в репертуаре коллектива появилось несколько нежных, красивых бенгальских танцев. За время пребывания в Индии Е.Добровольская немного знакомится также с еще одним классическим танцевальным стилем восточной Индии – Одисси.

После возвращения Е. Добровольской из Индии в 1986 году коллектив, воодушевленный новыми знаниями, начинает активно заниматься, и появляются первые концертные программы.

ДАЛЬНЕШЕЕ ОБУЧЕНИЕ

На следующий год на стажировку в Индию едет другая участница коллектива – Ю.Арешко, которая помимо языковых занятий обучается там танцевальному стилю Одисси (естественно, в репертуаре коллектива появляется еще несколько танцев) и привозит кокетливый народный танец Лавани из штата Махараштра.

Еще более глубокие знания о стиле Одисси появились у членов коллектива после проведения фестиваля Индии в России в 1987 г. Тогда Е. Добровольская и Е. Жданова в течение 2-х месяцев сопровождали танцевальную группу этого стиля в поездках по нашей стране и брали у танцовщиков ежедневные уроки.

В 1989 г. в Москве при посольстве Индии открывается культурный центр им. Дж.Неру. Там преподается класс стиля Катхак. Первым руководителем этого класса была замечательный педагог Шакти Робертсон. Несколько участниц коллектива успешно закончили полный трехлетний летний цикл обучения у этого преподавателя

В результате, в коллективе появилось несколько человек, получивших образование по различным классическим стилям индийского танца, что позволило делать танцевальные программы более разнообразными.

Одна из участниц коллектива изучала в ИСАА индонезийский язык и ее преподаватели-индонезийцы подарили нашему коллективу несколько очень красивых индонезийских танцев.

КОНЦЕРТНЫЕ ПРОГРАММЫ

С самого начала существования коллектива основной целью выступлений было познакомить зрителей с культурой различных штатов, бытом людей, с религиозными представлениями в Индии и с основными божествами индийского пантеона, с особенностями костюмов и украшений, с разнообразием и типами танцевальных движений. Исходя из этого, и строится концертная программа. Это даже не концерт, а скорее концерт-лекция. Каждый танец обязательно сопровождается рассказом о божестве, которому он посвящен, об истории стиля, об обычаях и традициях народа, которому принадлежит танец, о значении различных жестов.

Наш коллектив ведет постоянную концертную деятельность. Так, например, уже в течение 15 лет читает цикл лекций-концертов в Музее Востока в Москве. Этот цикл посвящен отражению индийской мифологии в танце, а также различным стилям индийского танца.

В советские времена коллектив много гастролировал по стране и дважды был с концертными программами в Индии.

НАША ЖИЗНЬ СЕГОДНЯ

С 1995 г. студией индийского танца “САРАСВАТИ” руководит Наталья Оболенская. Она изучала стиль Бхаратанатьям в Индии и стиль Катхак в культурном центре при Посольстве Индии в Москве. Ее учителем Бхаратнатьяма в Индии стала Падма Сампатхкумаран — продолжательница парампара панданаллурского течения в стиле Бхаратанатьям от гуру Чоккалингама Пиллея. Наталия значительно расширила репертуар классических танцев и обновила хореографию некоторых старых постановок. Под ее руководством студия ведет активную работу в создании новых постановок, танцев, репертуар студии постоянно расширяется.

Студия по-прежнему продолжает собирать народные танцы различных штатов Индии. Так, крупнейший вклад в наш репертуар народных танцев сделала студентка РУДН Джоли — с ее помощью было поставлено много новых народных бенгальских танцев.

В 2005 году состоялась еще одна поездка в Индию, после которой в репертуаре студии появилось большое количество новых танцев в стиле Бхаратанатьям и появился музыкальный материал для создания костюмированной постановки «Рамаяна», которая ранее исполнялась в стиле Одисси.

Новые танцы и постановки были привезены и в 2010 году, после очередной поездки членов коллектива в Индию.

Мы хотим, чтобы наши программы становились более интересными и познавательными и продолжаем искать новые подходы. В последние годы наши концертно-лекционные программы в Музее Востока стали не просто лекциями по индийской мифологии, иллюстрированные танцами, но едиными постановками, в ткань которых вплетны легенды, танцы, образы и рассказы. Яркими постановками последних лет стали «Рамаяна» — костюмированная танцевальная драма по известнейшему индийскому эпосу и «ОМ-Кара» — постановка, в основу которой легли космологические индийские мифы о жизни мироздания и образы божеств, творящих Слово, Звук и Ритм. Наши последние концертные программы — «Кришна», «Боги-демны и другие», «Лики любви».

Студия входит в состав Москвовской Ассоцииации исполнителей индийского танца АИИТАМ, принимая участие в ее постановках и концертных программах. Также коллектив «Сарасвати» неоднократно становился призером в конкурсах индийского танца, а также на танцевальных конкурсах ОРТО и Фестос.

Бхаратанатьям

Основное содержание занятий — класса — это основы классического стиля индийского танца Бхаратанатьям. Во время обучения проходит физическая подготовка к исполнению этого стиля, обучение основному «языку» танца, его базовым элементам, позиций, поз, жестов, основных движений (адаву), из которых в дальнейшем строится исполнение технической составляющей танца, а также прививается и совершенствуется умение отображать героев и эмоции (пантомима — абхиная). Постоянная тренировка необходима на любой стадии обучения танцора.

Народные танцы

Все члены нашего коллектива обучаются народным танцам, учатся отражать характер народа, которому принадлежит данный танец: задорный, веселый, энергичный Пенджабский танец, плавный ритмичный танец с палочками из штата Гуджарат, нежные бенгальские танцы, игривые и кокетливые, хотя и очень отличающиеся по характеру движений танцы штата Раджастан и штата Махараштра.

Научиться танцевать народные танцы довольно просто. Нужны чувство ритма и пластика, а также некоторый артистизм, который особенно пригодится во время исполнения танцевальных сценок.

НАБОР В КОЛЛЕКТИВ

Каждый год мы проводим дополнительный набор желающих заниматься индийскими танцами. Студия индийского танца “САРАСВАТИ” — единый коллектив, где все его участники танцуют народные танцы и обучаются классическому стилю танца Бхаратанатьям.

Для того, чтобы начать заниматься индийскими танцами, не требуется какой-либо специальной подготовки, строгих требований к фигуре и росту тоже нет. Однако, необходимы пластичность, чувство ритма и хорошая координация движений. Но самое главное — Ваше желание заниматься индийскими танцами, желание вкладывать в это занятие всю свою душу.

Если Вас заинтересовал наш подход к изучению индийских танцев – приходите. Ждем Вас.

Занятия коллектива проводятся в ДСВ (при Доме Культуры МГУ им. Ломоносова) — ст. метро Вернадского.

Контактныe телефоны — моб. 8-926-248-63-92 (Руководитель студии Наталия Оболенская)

Бхаратанатьям — терминология танца, основные понятия классического индийского танца

Ударение показано заглавной буквой. Для некоторых слов бытует разное ударение, а также разная транскрипция кириллицей, да и латиницей тоже. Что связано со сложностью нахождения соответствий в фонетике языков — русского и тамили, санскрита.

Хотя «Абхинайя Дарпана» («Зеркало жестов») написана на санскрите, наттуванары («наставники», т.е.учителя танца в Индии) редко пользуются санскритскими словами, предпочитая на занятиях с учениками прибегать к тамильскими терминами.

Поэтому общие термины, касаемые любого классического танца (нритта, нритья, натья, абхинайя, бхава, раса, хаста) — санскритские, а названия поз и движений именно бхаратанатьям — на языке «тамили».

нАтья — вид драматического искусства. Искусство танцевального представления. Танцевальная драма. Репертуар бхаратанатьям — отдельная статья Divadance.

нрИтта — «чистый танец» — то есть танец как комбинация красивых движений, без внедрения образа, сюжета.

нрИтья — «внедрение» образа и сюжета в танец в том числе нритья хаста — искусство самовыражения посредством жестов.

абхинАйя — искусство выражения чувств, образов, сюжетов через художественное единство: мимики, поэзии (текста песни, который должен быть понятен зрителю), жесты (хасты), позы, выражение лица, костюм, декорации и многое другое. Это — выразительность танца, интонация. То, что позволяет внести в танец литературу, передать посредством танца самые тонкие переживания.

бхАва — эмоциональное состояние, которое переживает танцовщица в танце, мечтая донести эти эмоции вкупе с создаваемым образов до зрителя.

рАса (саскр.-«вкус», «привкус») — это тот «привкус», который остается у зрителя после просмотра танцевальной композиции. Те эмоции, что возникли в нем под воздействием танца. Есть 9 рас, наиболее распространена шрингара раса — любовная. То есть бхава танцовщицы порождает расу у зрителя.

хАста (санкср.-«тайная печать») — устоявшиеся веками жесты — положения пальцев, имеющие разнообразные значения. Хасты описаны в «Абхинайе Дарпане». Как изучить значение хаст в индийском классическом танце.

рАга (raga) — мелодическо-звуковая составляющая музыкального произведения. Это — совокупность звуков (нот, тонов), некоторые ограничения в порядке их использования, основной тон (доминанта в нашей терминологии) и иная совокупная информация. Приравнивать понятие раги к нашему понятию «мелодия» — не совсем корректно. Скорее, это — расширенное, усложненное понятие тональности и лада.

тАл (тала, taal, tala, taala) — ритм.

авартАн (Avartanam) — весь цикл ударов выбранного тала — от первого до последнего удара. Понятие похоже на наше понятие «такт».

солукАтта — sollukatta — слоги, под которые выполняются адаву, их же мы слышим во вмногих частях музыки для танца bharatanatyam). Подробнее о солукатту слогах для разных адеву.

гУнгуру (гхунгуру, гунгру, gunguru, ghunguru, gungru, ghungru) — в южной Индии их еще называют «челангаи». Они бываю два вида: плетеные и на ткани или коже. В северо-индийском классическом стиле катхаке штаны длинные, поэтому длинная плетеная косичка с колокольчиками несколько раз обвивает ногу поверх штанин и концы ее связываются друг с другом. И то может натирать ногу, поэтому иногда между тканью штанины и плетенкой прокладывают ткань. В южно-индийских стилях (к которым относится бхаратанатьсям, кучипуди, одисси и другие) штаны короткие, поэтому гхунгуру одевается на голую ногу, так что плетенка уже не подходит. Сооружается повязка из ткани или кожи, на которую рядами нашиваются матовые бубенцы.

К гунгуру особое отношение, как предмету, символизирующему все святое в искусстве танца. Их не швыряют, где попало, не дают поносить другим людям, не ходят с ними в туалет и так далее. Их освящают священнослужители, а гуру с благословением торжественно преподносит их ученику.

ПОНЯТИЯ, связанные с КОМБИНАЦИЕЙ движений:

адавУ (Адаву, adavu, adugulu, адеву) (тамили-«танец»,»движение») = карана (то же на санскрите) — канонические, устоявшиеся и известные всем комбинации 2 или более движений, на которых построено изучение бхаратанатьям

джАти- имеет два значения:
а).в музыкальной теории индийской классической музыки — это количество ударов в главном фрагменте любого тала, именуемого лагху (от одного до пяти ударов), в результате которого талы делятся на 5 типов: Tisra, Catusra, Khanda, Misra, Sankirna
б). небольшие комбинации движений, состоящие из адеву или других движений бхаратанатьям, выполняемые под слоговое пение (та, тей, там, ха и т.п.)

корвАй (корвей, korvai) — тоже комбинации из адеву или других движений бхаратанатьям. Отличие от понятия «джати» в том, что «корвей» говорят чисто про танцы, тогда как «джати» — музыкальное понятие (фрагмент вариации слогового пения). Выполнение корвей под слоги (тей там и т.п.) тоже называют «джати». Тогда как корвей — часть танца, аккомпанементом для которого являются: звуки инструментов, слоговое пение (саргам: са, ри, га и т.п., иные слоги), их сочетание. Например, часть танца джатисварам (там пение саргам) называется корвей, а не джати.

Каждая поза, адаву (карана), предполагает определенное положение рук и ног и состоит из трех элементов: стхАнака sthanakam (начальная позиция), чари — движение и нритта хаста (жесты рук).

арангетрАм (arangetram) — первое публичное выступление танцовщицы, дебют.

Статья опубликована 8 декабря 2009г — Divadance

Философские и теоретические основы классического танца

Философские и теоретические основы классического индийского танца изложены в «Натья Шастре» — древнем трактате об искусстве танца.

Теоретической основой классического индийского танца является Натьяшастра (санскр.– «наука о театральном искусстве»), ученый свод, обобщающий достижения древнеиндийских теоретиков театра, ок. 3–4 вв., приписываемый полулегендарному мудрецу Бхарате.

Натьяшастра дошла до нас в рукописной традиции. Индийский ученый Р.Кави, обследовавший более 40 рукописей, предположил существование двух основных версий текста в 36 и 37 главах. Имя составителя – Бхарата – означает просто «актер»; обобщенность этого образа подчеркивается его мифологическими элементами (во вводной и заключительной главах он выступает в качестве небожителя, беседующего с другими небожителями).

Натьяшастра носит энциклопедический характер, обобщая как теорию, так и «практику» драмы. Трактат был предназначен для самого широкого круга лиц, участвовавших непосредственно и опосредованно в театральном искусстве, – для режиссера, актеров, дирижера, танцмейстера, капельмейстера, художника, архитектора, строителя, жреца, но также для поэта и театрального критика.

В главе 1 излагается легенда о создании науки о театре (натьяведа) и первом спектакле, устроенном в мире богов, – архетипическом для всех земных театральных постановок. В давние времена Атрея и прочие мудрецы-риши спрашивают о происхождении натьяведы Бхарату, который сообщает им о том, что она была сотворена самим Брахмой еще на заре мира, в эпоху критаюги, когда боги во главе с Индрой попросили его создать новую Веду, поскольку созданные четыре предназначены для ограниченного круга людей, из которого исключается варна шудр. Брахма уступил их просьбе и создал Пятую Веду со священными повествованиями (итихасы) из Четырех Вед, которая должна содействовать основным целям человеческой жизни – дхарме, артхе и славе-ящас (замещающей, таким образом, в устойчивой схеме трех пурушартх желание-каму). Из Ригведы была взята рецитация, из Самаведы – пение, из Яджурведы – само действо, из Атхарваведы – расы и бхавы. После того как была создана наука о театре, Индра попросил Бхарату как ученика Брахмы продемонстрировать ее на сцене, и Бхарата инсценировал к началу праздника знамени Индры (джарджара) мистерию о победе Индры и других богов над их противниками — демонами.

В следующих главах тематизируются следующие составляющие театрального искусства: различные виды театрального здания и их планировка; обряд освящения театра; танец Шивы как разрушителя мира – тандава; церемонии освящения сцены; учение об «искусственных эмоциях» (расы), порождаемых в сознании реципиента сценическими средствами – расы любви, веселья, горя, гнева, героизма, страха, отвращения и удивления; учение о соответствующих им состояниях сознания — бхавах; правила по мимике и сценическому движению – прежде всего, относительно жестов и походки; разбивка сцены на пространственные зоны, классификации сценических представлений и манер игры-дхарми; описание стихотворных размеров; речевые формы, употребляемые в сценическом тексте, украшения и достоинства (гуны) поэтической речи; используемые в драме языки и принципы распределения их между «высокими» и «низкими» персонажами, формы обращения персонажей друг к другу; интонация и темп сценической речи; определения 10 драматических жанров-рупак; учение о сюжете и его частях; учение о драматических вритти-«стилях», среди которых различаются четыре общих – риторический (бхарати), патетический (саттвати), изящный (кайшики) и энергический (арабхати) – и четыре местных, означающих адаптацию общих к региональным особенностям, языкам, быту и обычаям; грим, костюмы, сценические аксессуары; общие и разнообразные средства сценического изображения; гетеры и их поклонники; средства сценического успеха и восприимчивость публики; материал по теории музыки и музыкально-песенным компонентам драмы; заключительные части.

Наиболее авторитетным комментарием к Натьяшастре является Абхинавабхарати, принадлежащая знаменитому философу Абхинавагупте (10 в.), построившему своеобразную эстетическую эпистемологию, опирающуюся частично и на шиваитский мистицизм. Продолжение Натьяшастры можно видеть в трактате «Абхиная-дарпана».

Согласно «Натья Шастре», понятие «танец» включает в себя «нритта» — чистый танец без смысловой нагрузки, в котором важна точность исполнения движений; «нритья» — танец, где сочетается техника исполнения и мастерство абхиная — актерской выразительности; «натья» — драматическое действие. Эти три компонента, слитые воедино, порождают гармонию «Лалита кала» — «тонкого искусства» — так называют в Индии классический танец.

Индийский танец часто называют одной из форм йоги, и это так и есть: цель йоги – единение с высшим божеством, Абсолютом (йога – санскр. связь) посредством определенных духовной и физической практик. Назначение йогического пути, так же как и кульминационный момент танцевального действа — мокша – освобождение из порочного и тягостного круга бытия и слияние с Богом. Но задача исполнителя ритуального танца усложняется тем, что ему необходимо привести в это состояние не только себя, но и зрителей. Талантливый танцор несет в себе божественную энергию, и её излучением объясняется тот факт, что немало зрителей, созерцающих храмовые танцы, не только испытывали особое чувство благодати, но избавлялись от многих недугов. Нечто подобное происходит при исполнении своих танцев шаманами. Считается, что ими овладевают духи. А в тело индийского танцора входит сам бог Шива Натараджа, Владыка танца. И неудивительно, что тот, для кого индийский классический танец стал частью образа жизни, непрерывно испытывают на себе его благотворное очищающее влияние и созидательную силу.

Частично использованы материалы с сайта http://www.krugosvet.ru/

Если вас интересует не только танец, но и индийская культура в целом, вы можете посмотреть список литературы об Индии.