Корейский танец: особенности, виды

Одним из важных достояний народа Кореи и неотъемлемой частью ее культуры являются национальные танцы.

Этот вид искусства позволяет зрителю познакомиться с яркой и самобытной культурой страны. Народный танец специфичен, разнообразен, ярок и красив. Содержит он в себе множество сложных и интересных элементов. Разделяются они на большое количество видов и стилей самых разнообразных направлений (народный, придворный, шаманский, ритуальный, танцы с веерами и пр.).

История развития танца

История формирования корейского национального танца насчитывает тысячелетия. Документы и многочисленные архитектурные свидетельства рассказывают о том, что корейский танец зародился около 3000 лет назад. Об этом свидетельствует даже настенная живопись в Мурьонгшонге или Могила танцоров, относящаяся к периоду Когурьйо.

Все это вышло из древнейших ритуалов шаманов. Менялся танец под влиянием буддизма, христианства, а также традиций и культур соседних стран, особенно Китая.

Особенности корейского танца

Корейский танец красочен и разнообразен. Метафизическая философия его основана на своеобразном представлении о том, что тело человека и есть Вселенная. Существование людей в идеале заключается в постоянном стремлении содержать в гармонии внутренний мир с окружающим их небесным и земным проявлением жизни.

Сам по себе танец сочетает в основе своей, с одной стороны, пластику и легкое перетекание поз и форм, а с другой – широкие энергичные и стремительные неожиданные движения.

Виды корейских танцев: краткое описание

Корейская культура (именно танцевальная) красива и довольно разнообразна. В ней существует огромное множество самых разнообразных видов танцев.

Корейский танец конфуцианского обряда представляет массовое представление, в котором участвует 64 танцора, выстраивающихся в 8 рядов. А исполняется он под конфуцианскую ритуальную мелодию. Основные его движения — медленные и плавные наклоны в такт музыке.

Чакпоп также относится к ритуальным танцам. Он символизирует мольбу о душах, направленную к Будде.

Танец Бабочек исполняется монахинями монастырей (буддийских).

С цимбалами танец – мужской (его исполняют монахи).

Танец с барабаном – сольный. В нем танцует всего лишь один мужчина.

Крестьянский танец пользуется наибольшей популярностью. Здесь демонстрируются энергичные и динамичные движения с высокими прыжками. В таких танцах чаще используются импровизации. Самый популярный из них – Тхалъчмум, исполняющийся в масках. Это своего рода небольшая постановка (театрализованная), наполненная комическими сценками, высмеивающими знать и представителей высшего сословия общества.

Шаманский корейский танец символизирует просьбы и мольбы к духам об умиротворении. Такие танцы завораживают своей плавностью. Большую роль в них играют насыщенность эмоциональная и соответствие ритму.

Считается, что танцы с веерами произошли от исполнения шаманами обряда с листьями. Впоследствии они стали одними из самых изысканных танцев Кореи. Знаменитый танец Пучхэчхум с веерами был впервые продемонстрирован публике в 1954 году. Он относится к новым традиционным танцам. Это представление – зрелище завораживающее. Легкое колыхание красивых вееров призывает гармонию в мир.

Танцы придворные исполнялись в богатых, красочных костюмах, демонстрирующих изящные и красивые движения исполнителей. Невероятно красивые представления содержат различные красивые переходы и жесты.

Корейские танцы девушек с барабанами элегантные и энергичные. Они тоже относятся к видам народного корейского танца. Самые разнообразные ритмы барабанов синхронно отображаются в движениях танцовщиц. Эти танцы демонстрируют единение человека с природой и возрождение новой жизни.

Костюмы для танцев

Костюмы для народных танцев очень красочны. Танцы придворные исполняются в пышных одеждах, демонстрирующих тонкие и изящные движения. Эти хореографические движения плавны и содержат много красивых позиций и жестов.

Сейчас такие танцы показываются лишь на культурных представлениях в исполнении самых лучших хореографов страны.

Современные корейские танцы

Начало формирования современного корейского танца связано главным образом с именами Чхве Сын Хи и Чо Тхак Вона, активно работавшими в периоды японского колониального господства. Балетная труппа (в Сеуле) была создана после освобождения от ига (конец 1940-х гг.). Это был первый профессиональный коллектив (современные и классические танцы).

Первой западной музыкой, которая появилась в Корее в 1893 году, были гимны христиан. А в 1904 году эту новую музыку стали преподавать в школах. По территории всей страны зазвучала чханга – совершенно новый вид песен, исполнявшихся на мелодии западных произведений.

В современной Корее создано огромное множество курсов, коллективов, школ, обучающих и развивающих у молодежи технику танцевального искусства. Корейский танец совершенствуется.

Сегодня в Корее молодежь также исполняет много современных клубных танцев.

Анализ и краткий обзор Китайских популярных народных танцев

Китай является многонациональной страной. Трудолюбивый, умный и эмоциональный китайский народ с древнейших времён создавал и продолжает создавать танцевальные движения с разнообразными жестами, чтобы выражать и показывать эмоции, передавать производственные навыки и другую информацию. Разные национальности в связи с разницей в средах обитания, в способах производства, имеют десятки тысяч национальных и народных танцев. Своей формой и содержанием, ритмом и стилем, они сверкают разными изумительными цветами, так, что глаз не ото­рвать, делают искусство китайского народа более красочным и ослепи­тельным. Эти различные народные песни и танцы разных национальностей либо энергичные и сильные, либо нежные и грациозные, либо для поиска второй половины на всю жизнь, независимо от того, какой национально­сти, или какого типа, все они в полной мере показывают историю древнего восточного народа и глубокую сокровенную сущность национальной культу­ры. Национальные и народные песни и танцы с их величественной гордостью и первозданным ароматом земли, являются плодом человеческой мудрости в производстве, жизни и в труде. Национальные народные танцы были созданы коллективным творчеством народных масс в ходе долгого исторического процесса, продолжительного накопления и развития. Они живут в границах своей национальной культуры, большая их часть — это сценические экспром­ты, основная их функция это собственное развлечение, их стиль относитель­но стабильный. Они непосредственно выражают мысли и чувства, идеалы и устремления народа. В зависимости от разницы образа жизни, накопленных обычаев и привычек, истории, религиозных верований, а также природной среды различных национальностей и разных районов, образовались различ­ные этнические стили и локальные особенности. Именно потому, что каждая нация имеет свой собственный стиль народного танца, эти танцы имеют очень большое значение для тренировки.

I. Северо-Восточное Янгэ, горячо и раскованно.

Янгэ является всеобъемлющим искусством, это один из самых представительных видов китайских народных танцев. Северо-восточное Янгэ, которое имеет долгую историю, в основном распространено в трех северо­восточных провинциях Китая. Это любимый народными массами вид тан­ца, исполняется на открытой площади, используется в работах высшего уровня для танцевальных выступлений. Северо-восточное янгэ горячее, острое, сильное, с чувством юмора, устойчиво, живо и игриво. Такой уни­кальный стиль и особенности движений выражают эстетические привычки народа северо-востока Китая. Сильные звуки, ясный ритм и горячие дви­жения дают радостное настроение. Зурна и барабан — это незаменимые ин­струменты для северо-восточного янгэ, уникальная барабанная дробь обычно используется для аккомпанемента при переменах в эмоциях и в конце танца [4, c. 86]. Движения северо-восточного янгэ гибкие, ловкие, энергичные и мощные, для шагов требуется быстро двигаться или крепко стоять на полу, колени сгибаются и разгибаются кратко и эластично. Пояс покачивается и дает движущую силу верхней части тела, а плечи играют роль центральных точек для кружения. Разнообразные цветные платки имеют отличительные местные особенности, это важный способ для вы­ражения чувств и эмоций человека [4, c. 122].

Цветные платки бывают нескольких видов: внутренние завязанные платки, внешние завязанные Шелковые платки, внутренние листовые платки, внеш­ние листовые платки, платки с мелкими цветками и др. После создания но­вого Китая, северо-восточное янгэ хорошо развивалось. Были созданы многие телевизионные передачи с янгэ нового типа, например, «Танец с веерами», «Большое янгэ», «Во фруктовом саду» и др. С 1980 г. янгэ выходит за пределы северо-восточного Китая, его узнают во всем Китае и за рубежом, оно оказывает влияние на все стили танцев. Ансамбль «Серп лу­ны пятой стражи» в качестве представителя новых, необычных танцеваль­ных коллективов высокого уровня вывел старое национальное янгэ на сце­ну высокого искусства, и достиг новых успехов в наше время.

II. Дайские народные танцы, тихо и красиво.

В южной части китайской провинции Юньнань, на прекрасной земле Дайского Автономного района Сишуанбаньна живет народ дай, который хорошо умеет петь и танцевать. В долгом труде и жизни, они создали красочные дайские народные танцы с природным ароматом. [1, c. 35]. Напри­мер, «танец Гагуан», «танец барабана ног слона», «танец павлина» и другие народные танцы, которые широко распространены в дайском районе. Эти танцевальные позы изящные и красивые, дают ощущение скульптуры, мгновенно останавливаются, все они очень скромные, тихие и красивые, стиль выступлений чувствительный и многозначительный. Дайские народ­ные танцы требуют изгиба всех суставов тела и рук, что формирует уникаль­ные «три поворота». Танцевальные позы полностью показывают тихую кра­соту и грациозность дайских девушек. Во время танца ноги обычно в полусо­гнутом положении, колени двигаются в изгибе, сгибаются и разгибаются. Сгибаясь и разгибаясь все тело дрожит сверху и донизу, это основное дви­жение тайских танцев. Движения верхней части тела танцора — в основном кручение и качание тела, вместе с дыханием крутится и качается пояс. Го­лени гибкие, пятки ударяют назад, удары быстрые, ноги устойчиво и твер­до опускаются на землю. Бедра качаются налево и направо вместе с круче­нием тела, образуя динамическую танцевальную позу «три поворота».

Движения рук, в основном гибкие толчки, вытягивание и переворачивание ладоней, показывают внутреннюю гибкую силу.

Стиль дайских народных танцев образовался в соответствии с эстетическими пристрастиями этого народа, например, танец павлина — это типич­ный представитель танцев дайского народа, а также конкретное выражение эстетических особенностей дайского народа. Дайский народ очень любит павлина, они смотрят на павлина как на символ удачи, счастья и красоты, павлин — это национальный тотем, и танцевать танец павлина значит пока­зать свой национальный характер, выразить свои идеалы и хорошие чаяния. Таким образом, в их искусстве петь о павлине, танцевать танец павлина, ими­тировать различные движения павлина все это формирует уникальный стиль дайских танцев, сосредоточивая внимание на изображении особенностей павлина как нежной, легкой, красивой, доброй и грациозной птицы. III. Корейские народные танцы, сдержанные и нежные Корейский народ является одним из национальных меньшинств Ки­тая, они живут в основном в провинциях Цзилинь, Ляонин и Хэйлунцзян. Корейский народ имеет давние художественные традиции народного ис­кусства, он славится своим пением и танцем, известен как «народ песен и танцев». Самые известные народные танцы: оживленный танец для празд­нования урожая «сельскохозяйственный танец», выразительный и нежный танец с поясным барабаном, «танец длинного барабана», и танец, который представляет собой сущность корейского народного танца — «танец Мона­хов». Корейский народ имеет четыре тысячи лет истории и культуры, за это время сформировался их трудолюбивый, скромный, сдержанный и искрен­ний характер, особенно корейские женщины имеют нежный, молчаливый но решительный характер. Их национальный характер и эмоции также выраже­ны в их танцевальном искусстве, это сформировало уникальный и неповто­римый стиль. В целом, женщины танцуют гибко, грациозно и основательно, мужчины танцуют устойчиво, свободно, с чувством юмора. Эстетические ха­рактеристики корейского танца выражаются в способах перемещения. По­скольку у корейского народа есть привычка носить вещи на голове, у их тан­ца тоже есть такая особенность, что верхняя часть тела мало двигается и ус­тойчива. «Стабильность» является главным законом движения корейского народного танца. А что касается нижней части тела, то это быстро движу­щиеся ноги с медленным сгибанием и разгибанием, шаги глубокие, уверен­ные и устойчивые. Движения рук можно выразить одним словом «круг», все виды движений выполняются дугами, волнами, в форме круга. Использова­ние дыхания — это одна из главных особенностей корейского танца, танцоры часто используют дыхание как продолжение движения и развития, и внут­реннюю силу, чтобы управлять движениями. Использование дыхания ру­ководит шагами и сгибанием и разгибанием коленей, и всем телом до пальцев рук и ног так, что все движения происходят в одном ритме, дыха­ние также формирует текучесть и преемственность танцевальных поз.

Эстетические характеристики соответствуют танцевальному стилю этого народа. Корейский народ очень любит журавлей, их белый цвет и легкие спокойные красивые движения, считают его символом счастья и чистоты. Таким образом, они выбирали для национальных костюмов чисто белый как главный цвет, и соединяли это с красивыми, нежными, мягкими и длинными движениями народного танца, движение в статичности, нежность в твердости [1, с. 258]. Словно легкие и изысканные журавли. Этот эстетический вкус также находит свое отражение в искусстве танца, они обращают внимание на «шаги журавля», «большие шаги журавля», «средние шаги журавля», «малые шаги журавля» и так далее. В шагах журавля и движениях рук как ветвей ивы совмещаются статические и динамические характеристики, двигаются ловко и свободно, останавливаются спокойно и изящно, как бутон цветка в полном расцвете, выражает тонкие, сдержан­ные и нежные эстетические стремления.

IV. Монгольские народные танцы, страстно и вольно.

Монгольская танцевальная культура такая же длинная, как и история развития общества монгольского народа. К XII в. монголы уже имели в своем языке много названий для народного искусства. Позднее, на основе традиций, развития и совмещения охоты, животноводства и других занятий, постепенно формировались эстетические характеристики танца с бо­гатым и глубоким историческим и ярким национальным характером. О монгольском танце до и после Х11 в., можно узнать во многих монгольских исторических книгах и стихах. В частности, [2, с. 168] в «Сокровен­ном сказании» читаем: «Фестиваль Монголии — это танец и празничный стол, возводим Хутула на ханский престол, в черной горе Хорхона, танцу­ем вокруг пушистой сосны, до того, что тропинка глубже чем ребра, а пыль глубже коленей». Это запись состояния монгольского национального танца в древнее время, когда «обычно нет записанного в книгах, либо го­ворится словами, либо вырезается на дереве для соглашения». Поэты вы­разили чувства стихами, предоставили нам основу для воображения, чтобы узнать красоту ранних танцев [2, с. 221], например: «В новом ведре лоша­диное молоко, в бутылке яшма, резать баранов и хорьков вонючих, петь и танцевать всю ночь, все были пьяными, шумели барабаны и плетки». По­сле создания династии Юань, монгольские танцы получили дальнейшее развитие. Наряду с тем, что народные танцы все еще активно развивались в степи, придворный музыкальный танец становился еще более жизнен­ным. Многие из монгольских тотемов — это злые хищники и звери, а сами монголы поклонялись белому цвету, так что монгольский танец по харак­теристикам более энергичный, многозначительный, вольный, героический.

Монгольский народ также является народом, который хорошо умеет петь и танцевать. Особенности монгольского танца — это ясный быстрый ритм, страстный и вольный, новые слова и неповторимый стиль. Часто пожимают плечами, переворачивают кисти рук, чтобы показать веселый, добрый, теплый и жизнерадостный характер монгольских девушек. Позы мужчин обычно высокие и смелые, шаги легкие и свободные, показывают энергичную и сильную красоту монгольских мужчин. Монгольские танцы давно уже были широко известными, например традиционный танец с саб­лей, эрдеша, палочки, эньдай, свадьба Бульят, учитель лошадей, молодая голубая лошадь, танец чаши и другие танцы; их ритм живой, танцевальные шаги легкие, все показывает скромность, теплоту, здоровье трудящихся монгольского народа. Часто исполняются танцы «Палочки», «Чаша», «Орел», «Барабан» и др.

У каждого народа в истории и общественной жизни был создан це­лый комплекс видов искусства с определенными эстетическими характеристиками, которые выражают жизнь, чувства и эмоции народа. Танец это самый ранний вид искусства для каждого народа, самый длительный в истории, самый распространенный и самый прямой для выражения эмоций вид искусства, а также это самый лучший вид искусства, чтобы представлять национальные особенности, чтобы выражать национальный характер и эстетический вкус. Люди любого народа или племени, когда слышат лучше всего знакомую им музыку или танцевальный ритм, чувствуют, как этот ритм доходит до всех частей тела и суставов, а в ритме этого танца тело начинает естественно двигаться. Это конкретное выражение инстинк­та эстетического сознания данной группы людей. Поскольку разные наро­ды живут в разных географических, политических условиях, у них разная история, религия и народные обычаи, формируются стили с разными на­циональными и локальными особенностями. Во многих танцевальных сти­лях заложен эстетический вкус народа и его эстетические характеристики.

Вышеназванные четыре вида народных танцев различны по их сущ­ности. Северо-восточное янгэ — движение широкое, горячее, щедрое. Дайские танцы имеют грациозные позы, скульптурную выразительность и мгновенные остановки, скромный, тихий, красивый, нежный и сдержанный стиль. Корейский танец отражает трудолюбивый, скромный, сдержан­ный и искренний характер, еще более нежный и тихий, но с решительным характером. Монгольский танец — движения простые, теплые, крепкие и здоровые, страстные и вольные. Разные танцевальные стили разных наро­дов доставляют нам наслаждение своей красотой и своеобразием.

Пособие и методы обучения китайских народных танцев / под ред. Пан Чжи-тао. — Шанхай: Шанхайское изд-во музыки, 2001.

  • Хореографическое образование / под ред. Лу Ишэн. -Шанхай: Шанхайское изд-во музыки, 2004.
  • Учебник культуры китайских народных танцев / под ред. Ло Сюнянь. — Шан­хай: Шанхайское издательство музыки, 2001.
  • Ли Жуйлинь, Чжань Сужун. Методика обучения китайских национальных и народных танцев. — Шэньян. Изд-во Ваньцзюань, 2006.

Источник: Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. –Челябинск, 2011. – Ч. II. – 350 с.

Корейские танцы

Несмотря на стремление вводить передовые технологии, корейцы бережно относятся к своим культурным обычаям и продолжают развивать танцевальные направления. Отличительная черта корейских танцев – во множестве сложных деталей, замысловатых па. Народные выглядят живыми и динамичными, религиозные увлекают размеренностью и плавностью, придворные впечатляют легкостью и затейливыми позициями. Особенно интересны пляски в масках, придуманные еще издавна.

Первые танцы Кореи тесно переплетены с религиозными ритуалами. Позже на них повлияли конфуцианство и буддизм. Обрядовые и религиозные пляски видоизменялись, принимая разные вариации: боевые, игровые и художественные. В период Корё танцевальными движениями стали дополнять праздники и обряды. Во времена Чосон появились придворные танцы, а затем крестьянские. Танцы Кореи многолики:

  • Ритуальные (шаманские, буддийские и конфуцианские) – мягкие и завораживающие, без энергичности и динамики, насыщенные эмоциями.
  • Придворные – изящные, плавные, разнообразие позиций и жестов.
  • Крестьянские – энергичные, динамичные, с прыжками.
  • Танцы в масках.

Ритуальные танцы

  1. Шаманские. Жертвоприношения дополнялись групповыми танцевальными движениями, которые постепенно приобретали определенную форму. Отражение действа сохранили первые художники, изображавшие ритуалы на могильных фресках. В I веке до н.э. церемонию умилостивления Неба дополняла танцевальная ночь. Участники преследовали главную цель – благополучие своей общины. Этот ритуал окончательно исчез из жизни народа лишь к XV ст.

Шаманские пляски «кут» на первый взгляд выглядели спонтанными, наполненными импровизацией. Каждый исполнитель, ориентируясь на ситуацию, создавал свои движения. Но у них были свои собственные правила. В основе – кружение, мягкие шаги и плавность взмахов рук. Люди верили, что так шаман соприкасается с миром духов. Он не только обращается к потусторонним силам, но и развлекает их. По мнению историков, особенности шаманских танцевальных движений лежат в основе традиционного корейского танца и создают узнаваемый стиль. Глубокое выражение эмоций, поднятые руки и выражение состояния транса – все это его особенности. Использовался аккомпанемент барабанов и колокольчиков. Параллельно исполнялись песнопения.

Во времена Корё танцы начали дополнять разные обряды. В III столетии их использовали весной для вымаливания щедрого урожая, а осенью благодарили за него. После высадки семян пели песни, пускались в пляс и пили вино. Движения были довольно просты: люди образовывали круг и направлялись за ведущим: поднимали руки, топали. Считалось, что так пробуждается милость духов.

  1. Буддийские. Направление пришло из Китая. Танцевальные движения были частью церемоний в храмах и носили торжественный характер. Знаменит «Танец бабочки», исполняемый двумя монахами. Используется желтая и белоснежная одежда с удлиненными рукавами и красные мантии. Благодаря ей, взмахи танцоров завораживают. Все происходит под звуки большого гонга и песнопения. Из 14 вариантов сохранилось 6, которые можно увидеть и сегодня. Также существует «Танец с цимбалами», исполняемый мужчинами и сольный «Танец с барабаном». В IX столетии буддийские танцы приобрели корейские черты, потеряв первоначальный вид. Без изменений остались лишь четыре танца.

Танцы в масках

Особое направление – танцы в масках животных. Корейцы верили в предков – полузверей-полулюдей, что отразилось на культуре. В древности даже названия родов связывали с какими-то животными. Во времена Корё популярность приобрел танец тигра. Хищный зверь символизировал силу, смелость и отвагу. Его почитали, и даже перед охотой ели тигриное мясо и бульон (чтобы улучшить эти качества). Изображения тигра красовались на домах ради отпугивания злых духов. По этой причине в танцах эти образы занимают особое место. Корейцы верили также, что после смерти человек становится животным. Это отображалось в погребальных обрядах: во время плясок использовалась шкура тотемного зверя и имитировались движения.

Позже при королевском дворе тоже исполнялись танцы в масках. Интересом публики пользовалось театрализованное представление «Танец Чхоёна». Он объединял обряды, просьбы о благополучии в грядущем году, надежду на богатый урожай и процветание. Участвовало большое количество музыкантов, актеров и танцоров. Постепенно танцы в масках стали зрелищем для простого люда. Они распространились в XV веке и обличали аристократов. Это находило большой отлик среди простых людей, вызывало восторг. Направление соединяло национальные обычаи и современность, отображая повседневную жизнь.

Дворцовые традиции

Во времена правления династии Чосон возникли дворцовые танцы. Их устраивали во время торжеств и праздников в честь высокопоставленных лиц. Например, коронации или приема послов. Обычно проводились для восхваления королевского рода. Дворцовые танцы Кореи отличались яркими нарядами и художественностью. Многие позаимствовали из Китая.

В период Чосон придумали около 40 танцев. Возник обычай, когда перед королем выступали юноши-танцоры, а перед королевой – кисэн. Существовал придворный этикет, который распространялся и на танцевальные па. Нельзя было улыбаться или показывать любые другие эмоции. Для исполнения выбирали наряд с длинными рукавами. Движения лаконичные: несколько шагов, поднимание ноги, обороты и мягкие взмахи рук. Они отличаются в зависимости от музыки — tangkak или hyangkak (обе достались в «наследство» от Китая). Такие танцы делились на сольные и групповые. В общих были ведущие танцоры, основные и группа поддержки. Аккомпанировали музыканты.

Не забывали и про реквизит. По предметам в руках танцоров можно было даже угадать, какой танец они исполнят — вещи являлись частью хореографии. Среди реквизита – серебряный поднос, цветок лотоса и даже лодка. Например, был корейский танец с веерами. В некоторых дополнительные предметы не использовали. К примеру, в «танце призрака», где изображали нежные чувства между двумя влюбленными.

В начале XIX столетия возник сольный «Танец соловья» (об истории наследного принца), который исполнялся на коврике из соломы с цветочными мотивами. Танцор носил длинную одежду и имитировал движения птицы во время полета. К известным также относят танцы журавля (Hangmu), пришествия Феникса, меча (Jinju), катания на лодках. К сожалению, в XX столетии в период оккупации многие были утеряны, историки ведут кропотливую работу по их восстановлению.

Народные импровизации

Самым древним видом считается корейский народный танец. Его отличие – в преобладании движений исполнителя над ритмом. Он играет на контрасте, увлекая импровизацией и свободой. В древние времена народные танцы в Корее исполнялись исключительно мужчинами и были наполнены силовыми акробатическими элементами. Раньше они начинались после завершения религиозного ритуала «кут». Считалось, что это усиливает мощь воздействия.

В основе лежит обрядовая и религиозная культура. Исторически народные танцы сложились благодаря коллективному труду, а развитие получили в период промышленного роста. Промышленность повлияла на сельскохозяйственную продукцию и, в свою очередь, на культурный уровень населения. Танцоры не только показывали привычную жизнь народа, но и критиковали современное общество. Также высмеивали аристократов и монахов, которые брали взятки. Особенность народных танцевальных движений – в энергичности, динамичности, размахиваниях руками, прыжках. Одно из отличий –импровизация. Даже в XX столетии создавались народные танцы – чангучхум и пучэчхум.

Современность и традиции

Даже во времена японского колониального господства любовь к танцам не угасала. Известными хореографами считались Чо Тхак Вон и Чхве Сын Хи. В конце 40-х в Сеуле сформировалась балетная труппа. Это был первый профессиональный коллектив Кореи (современные и профессиональные направления). Когда страну освободили, небольшая группа танцоров начала возрождать традиционную хореографию, ориентируясь на записи и личные воспоминания. Сегодня в Корее популярны клубные танцы, «проникли» и традиции других стран. Но прежние направления сохраняются.

Конфуцианские танцы «ильму» дошли почти в первозданном виде. Они по-прежнему исполняются строго по правилам. Такие танцы можно увидеть вечной и осенью в конфуцианских храмах Сеула. Буддийские церемонии также проводятся в храмах. Сохранились даже шаманские обряды, ведь в современной Корее действует несколько тысяч шаманов.

В провинции Хванхэдо можно посмотреть пляски в маске тигра. По сюжету против него выступают воины, ставят капканы. Зверь погибает, но дух остается жив. В уезде Синчхон это животное олицетворяет добрую старушку, помогающую людям. Народные танцы можно увидеть в концертных залах, где это искусство демонстрируют лучшие хореографы страны.

Самые популярные корейские танцы

Корейские танцы считаются одними из самых красивых в мире. Большая часть выступлений, которые относятся к традиционным, в основе имеют какую-то сюжетную линию. Обычно она связана с корейской жизнью. Многообразие танцевальных традиций Кореи завораживает, но есть особенно популярные танцы, которые любят и дети, и взрослые:

  • Наби, «Танец бабочек» (буддийский). Самый значимый в буддизме. Медленный и спокойный, почти отсутствуют движения плечами и головой.
  • С барабанами (сольный, буддийский).
  • Кхаль чум (с мечами). Взмахи мечами призваны отпугивать духов.
  • Тхалъчмум (в масках) – напоминает театрализованную сценку.
  • С веерами. Считается, что в основе – пляски шаманов с листьями.

Танцоры используют традиционные костюмы, которые заслуживают не меньше внимания. Для выступления с веерами надевают ханбок. Верхняя часть одежды одинаковая и у мужчин, и у женщин: распашной кафтан, который завязывается при помощи банта. Нижняя часть — из брюк или юбки (в зависимости от пола). По светлому фону материала наносится узор в виде темных пятен. Хореографические композиции по-прежнему проходят в традиционных нарядах с учетом значения выступления. Шаманские движения дополнялись яркой одеждой и обилием украшений, чтобы эмоционально воздействовать на зрителей. Современные шаманы стремятся следовать образцам.

Сильный аспект повествования – одна из главных особенностей корейских танцев, которые весьма далеки от западных танцевальных канонов. Смесь буддийских и конфуцианских движений прослеживается почти во всех танцах, но самыми популярными остаются крестьянские. Они привлекательны своей импровизацией. Несмотря на новые направления, традиции не уходят в прошлое. Танцоры стремятся объединить новые стилистические подходы с традиционными движениями, поэтому корейский танец – новаторский, но при этом самобытный.